Роль менеджера сестринского дела в организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    150,51 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль менеджера сестринского дела в организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ















Роль менеджера сестринского дела в организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ

Введение

Система здравоохранения за последние годы претерпевает значительные изменения. Происходят изменения в характере медицинского обслуживания, усовершенствования методов профилактики, диагностики, лечения. Возрастает роль оценки качества медицинских работников. Сфера деятельности медсестры широка и многогранна. В связи с этим подготовка медсестры должна быть многоуровневой. Практическое здравоохранение нуждается во все более и более квалифицированно подготовленных медицинских сестрах.

Важнейшим звеном в системе здравоохранения является категория средних медицинских работников, от квалификации которых зависят профилактика ряда заболеваний и жизнь пациента. Важнейшей задачей среднего медицинского персонала является достижение наивысшей эффективности и качества сестринской помощи населению. Для чего должна быть создана база собственных научных знаний, составляющих основу практической деятельности сестер.

Данная работа выполнена на        базе Республиканской детской клинической больницы. РДКБ, многопрофильное лечебное и консультативное учреждение, организационно-методический центр педиатрической службы РБ. Введена в эксплуатацию в 1972. Основные структурные подразделения - стационар на 320 коек, поликлиника на 500 посещений в смену и организационно-методический отдел. В штате больницы более 600 сотрудников, в т.ч. 121 врач. В стационаре 21 специализированное отделение: плановой и экстренной хирургии, урологическое, оториноларингологическое, пульмонологическое, кардиологическое, эндокринологическое, реанимации и др. Функционируют 9 вспомогательных кабинетов и отделений. В стационар госпитализируются больные дети преимущественно из сельских районов республики. В 1987 в больнице открыт межобластной детский центр хронического гемодиализа, обслуживающий регионы Поволжья, Урала, Северного Кавказа и функционирующий как отделение экстракорпоральных методов очищения крови. Лечебно-консультативная помощь оказывается по 30 специальностям. Ежегодно в отделениях стационара лечится более 11 тыс. больных детей, до 25 тыс. получают амбулаторную помощь. Больница является клинической базой 4 кафедр Башкирского медицинского государственного университета <#"875980.files/image001.gif">

Рис.2 Диаграмма хронометража рабочего времени медсестры травматологического отделения:

% - Время, затраченное на различные виды работ

%- Выполнение врачебных назначений, беседы с больными, обучение самоуходу

%- Работа с историями болезней

% - Время, затраченное на подготовку информации

%- Оперативные совещания

%- Получение информации о назначении врача

Были изучены размеры и частота использования на посту отдельных форм медицинской документации. Исследовательская работа проводилась при активном участии медсестер, замечания и пожелания, которые были учтены на следующих этапах исследования. В работе медсестры ведется следующая оперативно - учетная документация:

история болезни стационарного больного;

статистический талон для регистрации заключительного (уточненного) диагноза;

дневник учета работы среднего медперсонала;

направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты;

журнал учета проведенных перевязок;

журнал учета проедур;

журнал кварцевания;

журнал санитарного осмотра больных;

журнал генеральных уборок;

журнал приема и сдачи смены;

журнал врачебных назначений;

журнал движения больных

План сестринского ухода отражает основные этапы сестринского процесса. В нем медсестра ежедневно фиксирует различные проблемы пациента (физиологические, психологические, духовные, социальные), сестринские действия, необходимые для их решения, оценивают эффективность вмешательства.

Сестринский процесс, как и врачебный необходимо рассматривать, как два равнозначных элемента лечебно - диагностического процесса, дополняющего один другой. В этом плане теоретическая и практическая подготовка медсестры, как самостоятельного специалиста, работающего вместе с врачом,

( а не « слепого » исполнителя воли врача) приобретает ведущее значение. Для этого медсестра должна знать и уметь выполнять все, что оговорено в « Положении о медсестре ЛПУ» «Сборника технологий и стандартов по выполнению работ палатными медицинскими сестрами».

Предпосылкой качественной работы среднего медперсонала, является организация системы управления и контроля текущих процессов.

Внедренная система контроля и оценки качества работы медсестер на основе контроля элементов текущих процессов, состоит из следующих этапов:

. Изучение всех элементов, стандартов и технологий «Сборника палатных сестер» старшими медицинскими сестрами.

. Организация систематической учебы всех медсестер в отделении с принятием зачетов по «Сборнику технологий и стандартов по организации и выполнению работ палатными медсестрами».

. Обеспечение такими сборниками всех медицинских сестер.

Только после выполнения вышеперечисленных мероприятий можно проводить систему контроля.

Стандарты палатных медсестер, выглядят следующим образом с дополненными элементами для участковых медсестер:

1.Уровень теоретической и практической подготовки, который должен контролировать на основе тестирования персонала не реже одного раза в год по результатам систематических занятий по повышению квалификации в отделении, больнице и на основе квалификационных требований. - Оценка 5 баллов.

.Соблюдение стандартов ведения медицинской документации, оснащения рабочего места. - Оценка 4 балла.

.Соблюдение технологий ухода за пациентами. - Оценка 5 баллов.

.Соблюдение технологий выполнения манипуляций и процедур. - Оценка 6 баллов.

.Своевременность выполнения врачебных назначений. - Оценка 6 баллов.

.Соблюдение технологий по отбору и доставке биопроб для клинических исследований. Оценка 5 баллов.

.Соблюдение санэпидрежима. - Оценка 7 баллов.

.Соблюдение технологий по подготовке пациентов к различным видам исследования. - Оценка 4 балла.

. Соблюдение деонтологических принципов (жалобы, мнение пациента о медицинском работнике). - Оценка 3 балла.

Итого: 46 баллов.

В стандартах для палатных медсестер не рассматривается человеческий фактор при оценке качества работников, где рассматривается лишь техническая сторона выполнения должностных инструкций.

Сестринское дело представляет собой диалог - межличностное общение человека с человеком, медсестры с пациентом. При госпитализации пациента, его переводе и выписке из больницы, в процессе до- и послеоперационного ухода, обучения и подготовки пациента к различным процедурам медсестре необходимо уметь налаживать, поощрять и поддерживать соответствующее общение с пациентами.

Основой для коммуникации и в конечном итоге для построения взаимоотношений служат участие, открытость, умение слушать, воспринимать принимать чужие взгляды, сопережевать (эмпатия), быть искренним и уважать другого человека. Коммуникация лежит в основе гуманистической сестринской помощи. Сестринское дело - это больше, чем доброжелательное и технически грамотное оказание помощи. Это также ответственные, заботливые взаимоотношения, и значимость этих взаимоотношений требует осмысленности, основанной на осознании самого себя и индивидуальности другого человека. Именно коммуникативные отношения между пациентом и медсестрой должны являться еще одним из критериев оценки качества участковой медсестры, то есть при разработке стандартов были учтены эти критерии для реализации действий медсестры по решению психологических проблем пациента.

Существует девять основных критериев по которым оценивают качество выполнения элементов сестринского процесса участковой медсестры. Поскольку в понятие качественной медицинской услуги входит и мнение пациента - следует осуществлять сбор мнений пациентов о той или иной медсестре, причем, сбор этой информации может осуществляться либо путем раздачи анонимных анкет, либо методом интервью, либо информацией в журнале отзывов и предложений. Мнение пациентов о работе среднего медперсонала позволит раскрыть и психологические аспекты взаимодействия персонала с пациентами. Контроль за качеством работы медсестры осуществляет старшая медсестра, которая в отделении является основным экспертом. Это не исключит возможности привлечения высших экспертов для оценки качества сестринского процесса.

Оценка качества работы медсестры проводиться по трем параметрам:

.Выполнение сестринского процесса полностью соответствует нормативам заложенным в сборнике технологий и стандартов. Выставляется максимальное число баллов данного элемента технологии.

.Выполнение сестринского процесса не полностью соответствует нормативам, заложенным в сборнике технологий и стандартов. Выставляется 50% от максимального числа баллов.

.Выполнение сестринского процесса не соответствует нормативам заложенным в сборнике технологий и стандартов. Выставляется 0 баллов.

По результатам контроля на рабочем месте конкретной медсестры рассчитывается И.К.К. интегральный коэффициент качества, который составляет отношение суммы фактически набранных баллов к их максимально возможному числу. Число баллов получаемых по итогам контроля несут в себе функцию коэффициента весомости, так как чем для отделения важнее показатель, тем больше число баллов может быть ему присвоено. По итогам месяца, квартала, года подводятся итоги с расчетом И.К.К., от И.К.К. зависит сумма приработка медсестры за месяц(чем ближе И.К.К. приближается к 1, тем больше сумма приработка. По результатам контроля оценка выставляется в контрольную карту медсестры или специальный журнал учета уровня качества работы медсестры.

По результатам контроля, за работой всех категорий среднего медперсонала можно вычислить уровень качества работы медсестры за месяц, квартал, год.

2.2.2 Организация непрерывного процесса управления и контроля за текущими результатами деятельности студентов

Для оценки практической работы студента были применены оценочные карты, где медсестрами проставлялись баллы за практическую работу студентов. Оценочная карта по отдельному студенту, проходившему практику в травматолого-ортопедическом отделении РЛКБ, показала удовлетворительную работу студентов.

Медсестры оценивали данного студента, как работника выполняющего все сестринские процессы удовлетворительно, о чем свидетельствует индивидуальный коэффициент качества (ИКК), выставленный в оценочных картах, где видно отношение суммы фактической (196 и 157 баллов), к их максимальному числу баллов (255 и 204). Полученный коэффициент равен 0,77.

Таблица. Оценочная карта студента

№ п/п

Ф.И.О. студента

Элементы процесса и максимальное число баллов

Итого баллов

Интегральный коэффициент качества



Соблюдение стандартов ведения медицинской документации

Соблюдение технологии ухода за больными

Соблюдение выполнения техники манипуляционных процедур

Соблюдение выполнения назначений врача

Соблюдение технологии по отбору биопроб для клинич. исследований

Соблюдение санэпидрежима

Соблюдение деонтологических принципов

Умение оценить терапевтич.эффект лечения и выявить побочный эффект от лекарственной терапии

Готовность к оказанию неотложной помощи при острых терапевтических состояниях

Владение методами малой психотерапии





4

5

6

6

5

7

4

3

3

5

3

51

1

1

Исмагилова К.А.

2

2,5

4

6

5

3,5

4

3

3

5

0

38

0,77

2

Аллагулова З.И.

2

2,5

6

6

2,5

3,5

4

0

3

3

2

37


3

Козлов С.А.

4

5

6

4

5

7

3

3

3

3

3

46


4

Бычкова Р.С.

4

5

3

4

2,5

7

4

0

4

0

36,5















171,5


5

Рахмат. З.А.

4

2,5

6

4

5

3,5

2

3

3

3

2,5

38,5

0,77

6

ПудовВ.А.

2

5

6

6

5

7

2

3

2

3

0

41


7

Овчинникова З.П.

4

5

3

3

5

3,5

4

0

3

2

2

34,5


8

Истомина Л.М.

4

5

6

3

5

3,5

4

0

2

2,5

0

35















149


9

Юмангулова Л.Ф.

4

3

4

6

5

7

3

3

4

3

46,5

 0,77

10

Ахтямова Р.К.

4

5

6

4

5

7

3

3

3

3

3

46


11

Попова О.В.

2

2,5

4

6

5

3,5

4

3

3

5

0

38


12

Селиванова С.В.

2

5

6

6

5

7

2

3

2

3

0

41















171,5




Итог работы студента на практике медработники оценили следующим образом:

- « Отлично» - 65%

« хорошо» - 30%

« удовлетворительно» - 5%,


из чего следует, что к 5% студентов, оцененных «удовлетворительно» относятся студенты, которые легкомысленно отнеслись к приобретенным своим теоретическим знаниям и применения их на практике.

Таблица 5. Уровень знаний студентов в конце практики в процессе проведения эксперимента.

№ п/п

Испытуемые

№ среза

группа

Оценка

Качественная успеваемость (%)

1.

Работа в приемном отделении

Первый

Э

5

80



второй

К

70

2.

На обходе больных

Первый

Э

4

70



второй

К

3

60

3.

Работа в манипуляционном кабинете (гипсовая)

Первый

Э

4

70



второй

К

3

60

4.

Работа в лаборатории

Первый

Э

4

70



второй

К

3

60

5.

Работа на посту с медсестрой

Первый

Э

5

80



второй

К

4

70

6.

Работа в процедурном кабинете

Первый

Э

5

80



второй

К

4

70

7.

Работа в перевязочном кабинете

Первый

Э

5

80



второй

К

4

70

8.

Работа в хирургич. кабинете

Первый

Э

5

80



второй

К

4


Средний балл

Первый

Э

4,6

77



второй

К

3,8

69


Как мы видим из таблицы, уровень знаний студентов после проведенной практики на рабочих местах повысился, в экспериментальной группе средний балл 4,6 - качественная успеваемость 77%,отмечается положительный эффект, а также уровень усвоения практических навыков также находится на высоком уровне по сравнению с контрольной группой. В контрольной группе мы видим результат противоположный - средний балл 3,8- качественная успеваемость 69%, откуда видно, что усвоение практических навыков повысился не намного.

Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы получено подтверждение гипотезы о том, что деятельность менеджера сестринского дела по организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ будет успешной при обосновании и реализации педагогических условий, расширяющих возможности учебно-производственной практики.

Проведем также сравнение уровня знаний в целом в экспериментальной и контрольной группах. Данные этого эксперимента представлены в таблице 6 и на диаграммах 4, 5.

Таблица 6. Сформированность уровня знаний в конце опытно-экспериментальной работы

Группа

Уровни сформированности знаний (%)


низкий

средний

высокий

Э

69

70

80

К

58

69

77

Рис. 4. Уровень сформированности знаний в конце исследовательской работы в экспериментальной группе.

Данные, показанные на диаграмме 4, наглядно демонстрируют, что в экспериментальной группе в целом преобладает высокий (50,4 %) и средний (37 %) уровень сформированности знаний.

Рис. 5. Уровень сформированности знаний в конце экспериментальной работы в контрольной группе.

Данные, показанные на диаграмме 5, наглядно демонстрируют, что в контрольной группе 49 % студентов находится на низком уровне усвоения знаний и только 30,8 % на среднем, и 18,4 % на высоком.

Эти результаты подтверждают необходимость в изменении подходов к формированию умений инавыков и правильности выбора методов формирования знаний в данных областях, способствующих развитию профессиональной деятельности менеджера.

2.2.3 Анализ студентами результатов собственной деятельности

А как оценивали практику сами студенты? Рассмотрим анкету-отзыв на отделение. См. Прил.1

Некоторые студенты высказывали, что « время в отделении прошло бесполезно»; « мы мешали врачам и пугали больных», « время, на обходе больных потеряно зря (ходишь и наблюдаешь за работой врача)». Большинство студентов были довольны что, практика организована очень интересно и насыщенно. Ведь в дневнике указаны лишь манипуляции, которые студент должен выполнять автоматически, а в на практике учишься слушать, наблюдать, сочувствовать больным. По результатам анкетирования на вопрос: «Что вы узнали нового?» - 5 человек (20%)ответили «Ничего», 7 человек (28%) «частично», 13человек (52%) « узнали как много разных людей, как много разных характеров и как важно уметь общаться с пациентами и коллегами», из чего выясняется, каким медицинским работником в будущем будет студент, и по призванию ли он пошел учиться. Составив график по результатам анкетирования можно увидеть уровень познавательных способностей студента:

Рис.6 График познавательных способностей студента

Анализ результатов анкетирования показал, что лучше всего отношения у студентов во время практики складывались с сестрами подразделений ЛПУ (45%), на втором месте - пациенты (25%), на третьем месте - старшие медсестры (15%), на четвертом - младший медицинский персонал(10%) и на пятом - отношения с врачами (5%).

Рис.7 Распределение результатов анкетирования среди медперсонала и пациентов (в %)

Из результатов проведенного анкетирования среди студентов по оценке производственной практики, выявились следующие результаты:

«отлично»-55%

«хорошо»-35 %

«удовлетворительно»-10%

«неудовлетворительно»- 0, большинство студентов организацию производственной практики оценили только с положительной стороны.

Рис.8 Оценки производственной практики (по мнению студентов)

Выводы

В данной работе были затронуты такие основные вопросы как проблема совместимости теоретических знаний и практической работы студентов и выпускников медицинских колледжей, а также проведен анализ процесса организации учебно-производственной практики студентов и влияние этих процессов на результаты профессиональной деятельности будущих специалистов.

Проведенные исследования доказали, что студенты участвуя вместе с медсестрами в реализации сестринского процесса, выполняя разнообразные виды сестринских работ, овладевают более широким кругом умений, чем если бы они отрабатывали эти умения на тренажерах, фантомах, имитирующих сестринский процесс.

Включаясь в работу сестринского коллектива, участвуя в обсуждении результатов сестринской деятельности, студент практически знакомиться с медицинскими понятиями, овладевает коммуникативными умениями, умениями сотрудничать.

Воспитательное воздействие на студентов оказывает как сама практическая деятельность, так и коллектив медсестер.

Благодаря работе медицинского персонала со студентами во время производственной практики и отношению к студентам как к полноправному сотруднику лечебно-профилактического учреждения, у студентов формируется взгляд на выбранную профессию.

Медсестры всегда были первыми помощниками врача, а конечный результат лечения зависит не только от знаний и умений врача, но и от действия медсестры. Среди студентов, проходящих практику много достойных , будущих медицинских работников, и лечебно-профилактическое учреждение дает возможность реализовать свои профессиональные знания студентам на практике, и обеспечивает им в будущем рабочие места.

Теоретический анализ использования совместимости теоретических знаний и практической работы студентов и выпускников медицинских колледжей знаний в профессиональной деятельности менеджера сестринского дела позволил выделить следующие положения:

1.      В результате рассмотрения профессиональной деятельности мы выделили некоторые особенности в деятельности менеджера, такие как:

-         обязательный опыт работы в учреждениях здравоохранения;

-        необходимость владения психолого-педагогическими основами соответствующих научных дисциплин;

         владение спецификой общения с врачебным, сестринским персоналом, администрацией учреждения, а также пациентами и их родственниками, что требует определенной подготовки в плане речевого общения;

         постоянный профессиональный рост на основе самокритики, самообразования на основе полученных знаний, применение их в практической деятельности на основе обретенного опыта.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы получено подтверждение гипотезы о том, что деятельность менеджера сестринского дела по организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ будет успешной при обосновании и реализации педагогических условий, расширяющих возможности учебно-производственной практики.

В целом выдвинутая гипотеза подтвердилась, поставленные цели и задачи были достигнуты. Исследование можно считать эффективным, так как доля положительных сдвигов в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Таким образом, в ходе анализа результатов исследования были выявлены решения поставленной проблемы: поиск новых методологических подходов и внедрение теоретических разработок в производственную практику студентов медицинского колледжа в ЛПУ.

Список литературы

2.       Аверченко Н.А. Опыт работы медсестер с пациентами на дому.- Медицинская сестра.- №5. -1999. - С.32.

3.      Амиров А.Ф. Теория образовательного процесса: основы педагогики.- М.:1998.-192с.

.        Амиров А.Ф. Профессиональная социализация и воспитание студентов медицинского вуза./А.Ф. Амиров, С.М.Серегин.- Уфа.:Башкортостан,2003.-280с.

.        Глотова И. Г., Стрельникова А.Н. какие знания нужны практической медсестре? - Сестринское дело.-№1.-2000 - С.9-12.

.        Евплов В. Справочник старшей (главной) медицинской сестры. Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2000.- 672с.

.        Линденбратен А.Л. Оценка качества и эффективности работы среднего медицинского персонала. - Медицинская Помощь. - № 5.- 1995.-С.6-8.

.        Обуховец Т.п. Основы сестринского дела: Практикум.- Изд.3-е. - Ростов н/Д: « Феникс». 2005. С.

.        Остапенко А.Л. О воспитании средних медицинских работников в духе милосердия.// Фельдшер и акушерка.- № 6.-1989.- С.38

.        ОстапенкоА.Л. Этика и деонтология среднего медицинского работника. - Л.: Медицина.-1985. - 143с.

.        Островская И.В. Уроки студенческой практики. - Сестринское дело. - №6 -1999 - С.23 -26.

.        Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле / Серия « Учебник, учебные пособия». - Ростов н/Д: Изд-во « Феникс».2002. - С.

.        Перфильева Г.М. Международная классификация сестринской практики. Медицинская сестра.- № 2. - 1999 - С.31.

.        Резер Т.М. О воспитании среднего медицинского работника.// Медицинская Помощь.- №5. 2001, С.12-15.

.        Розов Н.С.Философия гуманитарного образования. - М.,1993. - 312с.

.        Сестринское дело, том 2 …/ под ред. А. Ф. Краснова.-С.:ГП «Перспектива»,1999.-504с. 1998.-368с. - М.,2000.

.        Сестринское дело, том 1 …/под ред. А.Ф.Краснова.- С.:ГП «Перспектива»,          1998.-368с.

.        Харди И. Врач, сестра, больной. - Будапешт. - 1981.-286с.

.        Царькова М.И. и др. Взаимоотношения медицинской сестры и пациента.

.        // Медицинская Помощь -№5.С.42-46.

.        Черновский В.Е., Мальцева Н.С. Сборник по сестринскому делу ВУНМЦ по медицинскому и фармацевтическому образованию. - М .:1994. - 96с.

Приложение

Таблица. Анкета по организации производственной практики в отделении ЛПУ

№ п/п

Вопросы

Ответ



Да

Нет

1.

Претензии к медицинскому персоналу



2.

Загруженность практической работой



3. 3.1. 3.2. 3.3.

Выполнение манипуляций: -самостоятельно; -под руководством медсестры; -не принимал никакого участия



4. 4.1. 4.2. 4.3.

Отношение мед. персонала к студенту: -доверие полное; -неполное доверие; -недоверие



5. 5.1. 5.2. 5.3.

Отношение пациентов к студенту: -как к «практиканту»; -как к «специалисту»; - иначе



6. 6.1. 6.1.1. 6.1.2. 6.1.3. 6.2. 6.2.1. 6.2.2. 6.2.3. 6.3. 6.3.1. 6.3.2. 6.3.3. 6.4 6.4.1. 6.4.2. 6.4.3.

Отношение студента с персоналом: - с медсестрами в отделении: «хорошее» (быстрый контакт) «удовлетворительное» (с трудом) «неудовлетворительное» (невозможность найти общий язык) - со старшей медсестрой отделения: «хорошее» (быстрый контакт) «удовлетворительное» (с трудом) «неудовлетворительное» (невозможность найти общий язык) -с младшим медицинским персоналом: «хорошее» (быстрый контакт) «удовлетворительное» (с трудом) «неудовлетворительное» (невозможность найти общий язык) -с врачами: «хорошее» (быстрый контакт) «удовлетворительное» (с трудом) «неудовлетворительное» (невозможность найти общий язык)



7. 7.1. 7.2. 7.3.

Что нового вы узнали на практике? «Многое, что пригодится мне в будущей профессии» «Частично получила необходимую информацию» «Ничего»



8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4.

Общее впечатление о практике оцениваю (по бально): «отлично» «хорошо» «удовлетворительно» «неудовлетворительно»



9.

Предложения студента:


Похожие работы на - Роль менеджера сестринского дела в организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!