Экономическое чудо ХХ века - немецкая модель управления

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,17 Мб
  • Опубликовано:
    2016-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическое чудо ХХ века - немецкая модель управления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им.Ф.М. Достоевского

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Теория менеджмента"

на тему: Экономическое чудо ХХ века - немецкая модель управления

Выполнила студентка

Щенова Алина Дмитриевна

Научный руководитель:

д. э. н., профессор кафедры маркетинга и рекламы

Синявец Татьяна Дмитриевна





Омск 2015

Содержание

 

Введение

1. Экономическое положение германии в середине хх века

1.1 Формирование нового хозяйственного порядка в Германии

1.2 Содержание реформ, предпосылки их успеха

1.3 Последствия реформ для Германии

2. Немецкая модель управления

2.1 Исследование возможностей использования инструментов немецкой модели менеджмента

2.2 Анализ особенностей управления в немецких компаниях

2.3 Использование принципов немецкой модели управления в практике российского бизнеса

Заключение

Библиографичекий список

Введение

Экономическое чудо ХХ века представляет собой набор экономических реформ, осуществлённых на территории послевоенной Германии. Экономика данной страны находилась в упадке: объем промышленного производства в 1946 году составлял лишь около 33% от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад, производство стали сократилось в 7 раз, а добыча угля упала более чем в 2 раза, однако с начала преобразований потребовалось примерно 12 лет, чтобы страна вышла в лидеры мировой экономики. Актуальность изучения данной проблемы в настоящее время состоит в том, что все большее количество ученых заинтересовано в изучении механизма реформирования страны, чью экономику не только удалось восстановить за столь короткий промежуток времени, но и обеспечить положение мирового лидера, что ученым - экономистам того времени, казалось практически невозможным.

Людвиг Эрхард является основоположником реформ "немецкого экономического чуда", разработкой которых он занимался с самого начала своей экономической деятельности. С его помощью западная Германия была полностью выведена из кризисного состояния и получила принципиально новый хозяйственный порядок.

Объектом исследования данной курсовой работы является содержание экономических реформ в Германии, а предметом - оценка возможностей использования инструментов реформирования государственной экономики в современных условиях хозяйствования.

Целью настоящего исследования является детальное изучение реформ, проведенных на территории конкретной страны, их содержание и идеология, этапы и сферы реформирования, и почему данная экономическая политика была "обречена" на успех.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

¾      проанализировать, какие факторы способствовали реформированию немецкой экономики, какие экономические сферы были улучшены;

¾      определить изменения места Германии в мировой экономике - как "экономическое чудо" повлияло на уровень жизни людей

В работе использованы следующие методы исследования: исторический анализ, анализ (графический, количественный, качественный), синтез.

Работа состоит из двух глав. В первой главе представлено положение Германии в средине ХХ века: условия и факторы формирования нового хозяйственного порядка в Германии, содержание реформ, предпосылки их успеха и последствия реформ для Германии. Второй глава работы представляет собой анализ инструментов, используемых в рамках немецкой модели управления, их практическое применение на примере нескольких немецких фирм и анализ использования принципов немецкой модели управления в практике российского бизнеса.

немецкая модель управление менеджмент

1. Экономическое положение германии в середине хх века


Сущность "немецкого экономического чуда" - немецкой модели управления стоит раскрыть с определения основных понятий. Модель управления - это теоретически выстроенная целостная совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая совокупность могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.

Анализируя каждый отдельный элемент данного суждения, следует отметить, что система управления представляет собой свод действующих в организации обязательных для исполнения формальных правил и процедур, которые определяют условия и характер действий, сущность планирования и порядок контроля над деятельностью организации.  Далее, объектом управления является то, на что направлено властное воздействие субъекта управления. Это могут быть как физические и юридические лица, так и социально-экономические системы, и процессы. Адаптация к условиям внешней среды - важнейший процесс, который определяет перспективы развития организации в условиях окружающей среды управления. Таким образом, при помощи таких важных механизмов как система управления, объект управления и адаптивные качества формируется модель управления, направленная на достижение целей организации.

Так как в данной курсовой работе рассматривается управление в рамках государства, то стоит выделить такое понятие как модель экономики. Модель экономики - это комплекс тесно переплетенных элементов, которые образуют упорядоченную целостность, выраженную в форме экономической структуры общества.  Подобная целостность проявляется в единстве отношений, которые возникают в результате производства, обмена, потребления и перераспределения материальных благ.  Важность системного характера экономики заключается в том, что без этого состояния невозможно возобновлять и воспроизводить экономические институты, закономерности и отношения. Без единой системы общепризнанные теории и процессы перестали бы координироваться в рамках общей продуктивной экономической политики.

Взаимосвязь модели экономики и модели управления заключается в следующем - чем грамотнее будет выбрана модель управления в рамках страны - будут поставлены достижимые цели, модернизированы механизмы ведения хозяйственной деятельности, закреплен контроль за деятельностью экономических агентов и т.д. - тем характернее будет используемая модель экономики, или, в результате разработки новых принципов ведения хозяйства, будет выведена новая модель экономики.

 

.1 Формирование нового хозяйственного порядка в Германии


Феномен развития новой экономической модели, получившей название немецкой модели управления, наблюдался в Германии в 1946-1951 годах. В последствии, стремительное развитие экономики Германии, в результате применения данной модели, получило название "Экономическое чудо ХХ века". Однако изначально послевоенное время было наиболее тяжелым для Германии. Последствия Второй Мировой Войны и политика фашизма втянула страну в тяжелой кризис, в результате которого отмечалась сильнейшая инфляция, около 600% к довоенному уровню, преобладание "черного" рынка, усиление дифференциации общества.

Группа экономистов в 1948 году дала обстановке в стране следующую характеристику: "Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет - по паре ботинок, раз в пятьдесят лет - по костюму. Мы рассчитали, что только каждый пятый младенец может быть завернут в собственные пеленки и что лишь каждый третий немец может надеяться быть похороненным в собственном гробу". Апеллируя одной лишь характеристикой, можно уже сделать вывод, что положение страны было бедственным, на это указывают условия, в которых люди не жили, а выживали. Абсолютно очевидным являлось то, что экономической сектор Германии нуждается в реформировании, и тогда группа немецких экспертов в тесном содружестве с американскими специалистами начали разрабатывать основы "социальной рыночной экономики", смысл которой - увязать принципы свободы на рынке с принципом социальной сбалансированности.

Главная цель данной курсовой работы - детальное изучение экономических реформ, проведенных на территории Германии, их содержание и идеология.

Изначально стоит сказать, что роль Германии в мире была далеко не последней: она являлась крупным поставщиком угля в Европе, а дальнейшая его добыча и поставка без поднятия экономики в целом была невозможна. Поэтому для оказания помощи разрушенной Германии, США предложили план помощи, получивший название план Маршала, в честь действующего госсекретаря США Джорджа Кэтлетта Маршалла. Общий объем помощи за время действия программы (1948-1951 г.) составил около 1.6 миллиардов долларов - около 10 миллиардов долларов по текущим ценам. Анализ данного промежутка времени имеет свою важность, так как финансирование, предоставленное Германии, стало неотъемлемым элементом в улучшении экономики страны. Помощь поступала в виде товарных поставок, средства от реализации которых поступали в специальные фонды и банки, предназначавшиеся для развития экономики. Однако следует отметить, что не такой беспочвенной была эта помощь со стороны США. В то время как Германия занималась восстановлением своей страны, конфликты между США и СССР усиливались, что в любой момент могло спровоцировать военные действия. Америка была заинтересована в том, чтобы иметь на своей стороне такого союзника как Германия. Таким образом, можно сделать вывод, что довольно эффективная помощь Соединенных Штатов Америки помогла Германии не только восстановить свою экономику, но и увеличить многие показатели в будущем по сравнению с довоенным временем, однако причины, по которым Америке нужна была былая немецкая мощь сильно отличались от тех благих намерений, с которыми они выделяли данное финансирование.

Впрочем, как сильно не нуждалась Германия в финансовой помощи, еще больше она нуждалась в полной реструктуризации экономического сектора. Многие экономисты того времени, считали, что ключом к решению проблемы в первую очередь является переход от командно-административной экономики к рыночной. Для данного перехода необходимо было осуществить следующие шаги: провести денежную реформу, направленную на создание твердых денег; отстранить государство от регулирования цен; стимулировать частное предпринимательство.

Говоря о "немецком экономическом чуде" стоит отметить роль Людвига Эрхарда - немецкого экономиста, основоположника немецкой модели управления. В основу данной модели, получившей термин "социального рыночного хозяйства", лег синтез передового экономического опыта, основными положениями которого являлся неолиберализм и философия социальной ответственности. Неолиберализм предполагал развитие экономической свободы, снятие механизмов монопольного влияния на рынок, раскрытие предпринимательского потенциала населения. При этом решение социальных задач предполагалось осуществлять не за счет максимизации социальной поддержки, активно осуществляемой государством, а за счет создания условий эффективной занятости населения.

Социально-ориентированная рыночная экономика - есть экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.  Анализируя данный термин следует сказать, что данная модель подразумевала, что ни государство, ни частные предприниматели не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны были служить людям. Роль государства сводилась к определению приоритетов развития, надзору и регулированию, созданию максимально благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. Основу социально-ориентированной рыночной экономики по Людвигу Эрхарду составляли: частная собственность, свободные цены, антимонопольное регулирование, низкие налоги.

Несомненно, Людвиг Эрхард создал модель практически идеального рынка, где требования рыночной эффективности были также важны, как и соблюдение социальной справедливости. Его метод включал синтез наиболее позитивных идей из разных экономических школ. Он был за свободный рынок, но не противился государственному вмешательству, однако только до той тонкой линии, когда его избыток приводит к падению эффективности экономики. Он был за общечеловеческие ценности, но видел их реализацию не на базе плановой и распределительной систем, а на основе частной собственности, ее всенародной доступности, раскрытия потенциала свободного рынка. При этом немецкая модель экономики с самого начала демонстрировала высокий уровень социальной защищенности, достигаемый в том числе путем рационального распределения общественного дохода.

Именно поэтому, экономическая политика Л. Эрхарда имела признание как у левых, так и у правых, и у социалистов, и у либералов. И это не случайно, так как рациональная экономическая политика всегда приводит к выгоде большинства.

 

.2 Содержание реформ, предпосылки их успеха


Если говорить о направленности реформ, то в большинстве своем главной целью Л. Эрхарда было не только ввести твёрдую валюту, но и упразднить государственный контроль за ценами на большинство товаров, а также снять множество административных предписаний, тем самым дать рынку долгожданный глоток свободы. Впрочем, в большинстве своем за осуществление реформ отвечала американские эксперты, во главе с молодым экономистом Эдвардом Тененбаумом, а их планы не были столь радикальны.

Заслуга Людвига Эрхарда заключалась в том, что он, сильно рискуя, перехватил инициативу и пошел намного дальше. В воскресенье, 20 июня 1948 года, когда практически все государственные органы бездействовали, Л. Эрхард выступил по радио и отменил все действующие порядки. Данный подход реформатора был резким и очень возмутил как американских специалистов, так и действующего генерала Люциуса Клея, однако упорство экономиста было первым шагом к восстановлению его страны, начальным этапом в формировании новой модели экономики. Своими действиями он дал возможность формировать цены рынку, а не устанавливать на одном уровне государству, что вскоре позволило ликвидировать "черный рынок" и начать планомерное внедрение рыночных отношений.

Разрешив проблемы с ценами, Л. Эрхард приступил к главной части своего плана-реализации денежной реформы, которая стала одним из наиболее болезненных мероприятий. В ночь на 21 июня 1948 г. администрация объявила о вводе новой валюты - дойчмарки. Каждый гражданин получил по 40 новых марок, потом к ним добавили еще 20, пенсии, заработная плата, квартирные платежи пересчитывались по курсу 1:

. Половина наличных денег и сбережений, а также все обязательства предприятий обменивались по курсу 1: 10, вторая временно замораживалась с последующим обменом по курсу 1: 20. Все предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки.

Эти меры позволили мгновенно возвратить давно утраченную ценность денег и резко сократить объем денежной массы, что в свою очередь повлияло на заметное снижение инфляции. Введя свободные цены, государство не дремало - в качестве противовеса был принят закон против произвольного завышения цен, публиковались каталоги так называемых уместных цен. Также проводился контроль за стабильностью денежной системы, так как инфляция могла снова затруднить деятельность государственного планирования и нарушить ценовые пропорции. Благодаря данному механизму уже с середины 1980-х годов немецкая марка, из-за своей стабильности и неограниченной конвертируемости, стала выполнять роль "опорной валюты" европейской валютной системы.

Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной национальным приоритетом. При решении жилищной проблемы власти Германии проявили фантастическую изобретательность, сняв ее в крайне сжатые сроки. Для выполнения программы было создано министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования. Основной приоритет отдавался строительству бесплатного, т.е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории. Первую группу, предназначенную для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не более 65 квадратных метров, вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 квадратных метров. Частные инвесторы, возводящие жилье первой группы получали государственную компенсацию за разницу между затратами на строительство и арендными доходами. Для жилья второй группы компенсация разницы проходила поэтапно путем проведения налоговых списаний. Третья группа представляла коммерческое жилье.

В период реформ велись серьезные дискуссии об ограничении власти монополий. В итоге был принят соответствующий закон, согласно которому доля рынка одной монополии не должна превышать 33%, двух-трех монополий - 50 %, четырех-пяти - не более 65 %. Несмотря на то, что позиции крупных предприятий в корпоративной и банковской сфере только упрочились, важнейшей силой и основой рынка стал малый и средний бизнес. В современной Германии он обеспечивает основную часть занятости - удельная доля предприятий с числом работающих менее 500 человек составляет около 99 %. На их долю приходится до 70% рабочих мест, около 45% налогов с оборота, около 30% немецкого экспорта, до 46% валовых инвестиций и 57% ВВП.

Решающее значение в развитии промышленности в Германии сыграл бурный научно-технический прогресс, создание новейших технологий. За период 60-х годов общие расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5.2 раза, чему в немалой степени способствовали иностранные инвестиции, в первую очередь США и Англии. Для предотвращения "утечки мозгов" были приняты меры по повышению оплаты труда ученых. В результате научно-технического прогресса за это же период производительность труда возросла на 60 %.

Таблица 1

Реформы, проведенные Л. Эрхардом, их содержание и результаты

Хронология событий

Реформа

Суть реформы

Результаты

20 июня 1948 г

Либерализация цен

Отмена государственного регулирования цен

Формирование рыночных цен, ликвидация "черного рынка"

21 июня 1948 г

Введение новой твердой валюты - дойчмарки

Низкий уровень инфляции, твердость и устойчивость немецкой марки.

С 1949-1953гг

Жилищно-строительная реформа

Массовая застройка социального жилья

Повышение уровня жизни населения, повышение занятости за счет строительства

С 1950 г

Антимонопольные реформы, система поддержки малых предприятий

Государственное финансирование малых и средних предприятий, льготы, кредиты

Развитие и поддержка рыночной экономики, за счет антимонопольных законов, увеличение конкуренции, кредитование под низкий %, финансирование предпринимательской деятельности

1960-е гг

Научно-технический прогресс

Разработка новейших технологий

Увеличение производительности, разработка новых технологий


Успех реформ наиболее живо описали французские экономисты Жак Зюэфф и Андре Пьетр: "Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок. И, как ни удивителен был размах этого подъема, еще более удивляла его внезапность. Он начался во всех областях экономической жизни в день валютной реформы как бы по удару колокола. Еще за день до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безысходность, а наутро вся нация с надеждой смотрела в будущее".

Безусловным и решающим подспорьем для успеха было то, что в стране имелись институты рынка - банки, биржи, правовая система, частная собственность на средства производства и землю. После войны имелся колоссальный внутренний и внешний спрос, что создавало хорошие условия для высоких темпов развития экономики. Затем по мере насыщения рынка наступила стабилизация. Имелась квалифицированная рабочая сила, имевшая освобождение от воинской повинности, и сохранившаяся таким образом после войны. В сентябре 1949 г. на базе трех оккупационных зон союзников была создана Федеративная Республика Германия (ФРГ). Это способствовало тому, что в Германию хлынул поток беженцев из Восточных, оккупированных СССР областей и переданных территорий, готовых получить работу на любых условиях. Значительным фактором успеха было также отсутствие собственных военных расходов. К сильным сторонам немецкой экономики относилась также отлаженная система местного самоуправления.

Несмотря на тяжелые испытания, частого непонимания даже со стороны своих сторонников, Л. Эрхард вынес верность своему главному принципу - твердой марке, и его терпение и хладнокровие в итоге победили. Первоначально платежный баланс страны был пассивным. Но экономика стала активно расти, повышалась производительность труда, росла заработная плата. Правительство очень четко управляло рынком, используя инструменты процентной ставки и банковских резервов.

 


1.3 Последствия реформ для Германии


"Темное" для Германии время подходило к концу. Уже к началу 1951 года наметился перелом, резко снизился уровень безработицы. К 1952 году рост цен практически прекратился. Известную роль в развитии экономики Германии сыграл Корейский конфликт (1950-1953), во время которого США размещали заказы на изготовление военной техники. С 1953 года начался бурный рост промышленности, производства товаров народного потребления, жилищного строительства. По выражению Эрхарда это был год "потребителя".

С середины 1950 годов страна вступила в полосу непрерывного экономического роста, длившегося почти до конца 60-х годов. Этот период получил название немецкого экономического чуда. Вот основные результаты прогрессивного развития рыночных сил: уже в 1950 год был достигнут уровень довоенного производства. К 1956 году уровень 1950 года был удвоен, а к 1962 году - утроен. Средние темпы экономического роста составляли около 7.8%. Что особенно важно, в стране был очень низкий уровень инфляции, один из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в 1951 году составлял 111 % от уровня цен 1950 года, в 1952 - 121 %, 1953 - 118%, 1957 - 124%.

В середине 50-х годов ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства. Отвечая на вопрос о факторах успешного развития экономики Эрхард говорил, что это: "находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства". В первую очередь получили развитие металлургия, химическая промышленность, машиностроение, легкая, перерабатывающая промышленность. Очень умело проводилась конверсия военных заводов. Государство внедряло программы переобучения рабочей силы.

Помимо промышленности, также активно развивалось сельское хозяйство, превзойдя довоенный уровень уже в 1953 году. В немалой степени этому способствовала проведенная в 1947-1949 годах земельная реформа, в результате которой основная часть угодий юнкерских хозяйств перешла в руки средних и мелких собственников.

Уже с 1950 года страна имела стабильно активное сальдо торгового баланса, достигнувшее в 1955 году 1.2 млрд. марок. Значительную роль в становлении экономики Германии сыграл подъем автомобильной промышленности (Фольцваген и Ауди), производство бытовой техники (знаменитый Грюндик, Сименс). Известно, что англичане отказались от завода "Фольцваген", предназначавшегося им по репарациям, считая, что производство является устарелым и нерентабельным, но уже в 1950 году завод стал производить всемирно известные "жуки", выдерживающие жесткую конкуренцию даже на рынке США. Как и в США на заводах Форда, этот автомобиль стал всенародным и доступным. Покупка автомобиля стала мечтой каждого немца, люди стремились хорошо зарабатывать. В свою очередь развитие автомобильной промышленности породило спрос на строительство инфраструктуры, качественных дорог, известных по всему миру как автобаны. В стране получил широкое развитие автомобильный туризм.

Повышался уровень доходов населения, шло активное и массовое формирование среднего класса. Для предотвращения забастовок на предприятиях тяжелой промышленности в 1951 был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Коллегиальный метод управления, реализация принципов партнерства значительно улучшают производственный климат на предприятиях, стимулируют заинтересованность рабочих в достижении поставленных управленческих, экономических и социальных задач. Благодаря этому закону, Германия сегодня занимает первое место объему промышленного производства в Европе и третье (после США и Японии) в мире.

Итак, в 1950 - х годах, когда "немецкое экономическое чудо" активно развивалось были заметны явные изменения в хозяйственной деятельности ФРГ. Хоть до мирового успеха еще было далеко, страна смогла оправиться от тяжелых последствий Второй Мировой Войны, в разы быстрее, чем кто-либо мог того ожидать. Развитие сельского хозяйства, автомобильной промышленности, развитие банковского сектора, и рост доходов населения, указывали на начало нового - лучшего для Германии времени.

Однако, в стране сохранялся огромный, фактически конфискационный уровень налогового бремени (по разным оценкам от 50 до 60% процентов ВВП), душивший немецкую экономику. Первоначально американская администрация по политическим мотивам не хотела снижать их уровень, однако Людвиг Эрхард нашел возможность существенного снижения налогов, стимулируя инвестиции в обновление и развитие производства. Он применил метод ускоренной амортизации недвижимости - в первые два года можно было списать 50 % стоимости производственных помещений. В 1951 году было санкционировано также прямое уменьшение налогооблагаемой базы на инвестиционные затраты, что позволило снизить уровень налогов на корпорации до 50%. В дальнейшем, на протяжении 1954-1957 годов, произошло прямое снижение налогов на заработную плату и подоходного налога. Позже, по мере роста социальных расходов налоги выросли, но экономика уже окрепла. Для стимулирования экспорта предоставлялись налоговые льготы, под крупные контракты предоставлялось финансирование.

К 1956 г. Германия расплатилась с долгами и стала кредитором. По предложению Эрхарда был создан государственный банк - Bundesbank, принимавшей активное участие в развитии промышленности. Bundesbank выступал гарантом по кредитам на развитие промышленности, выдававшимся под достаточно низкий процент. Говоря о немецкой банковской системе в наши дни - она является одной из наиболее стабильных во всем мире. Более того, функции, которые Л. Эрхард заложил в Федеральный Банк в 1957 году сохраняются и по сей день.

Также, немаловажной являлась идея Л. Эрхарда создания Совета экспертов при правительстве Германии, более известного как "Совет мудрецов", существующего в Германии и по сей день. Ежегодно, за шесть недель до Рождества, пять авторитетных ученых-экономистов в торжественной обстановке передают канцлеру объемный труд "Заключение Совета экспертов о развитии народного хозяйства страны в текущем году", цель которого - дать объективный анализ положительных и отрицательных тенденций в экономике, разработать альтернативные пути развития народного хозяйства и определить возможные социальные и политические последствия предлагаемых мероприятий.

Экономика Германии сегодня - одна из самых развитых в мире. Никакая другая стана мира не подарила миру столько лидеров мирового рынка, сколько Германия. За последние 25 лет она десять раз становились мировым рекордсменом в области экспорта. Последний рекорд был достигнут в 2011 году. Основная причина затяжного успеха немецкого экспорта в силе среднего класса или, точнее сказать, элиты среднего класса. Нацеленность экономики на средний класс формировалась еще при Л. Эрхарде. Также, как и во времена "немецкого экономического чуда", для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность, доля которой составляет 29%. Однако с учетом развития рынка в целом, значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии, что также имело свое начало в рамках "немецкого экономического чуда".

Следовательно, столь радикальное преображение разрушенной гитлеризмом страны и было экономическим чудом. Сам Людвиг Эрхард, впрочем, не любил слово "чудо", предпочитая постоянно подчеркивать, что успех покоится на строгом научном фундаменте. Он строго определил Германию как страну западной культуры и рыночной экономики, сделав ее одним из столпов "общего рынка". И в этом движении на запад он тоже был предшественником многих реформаторов конца столетия.

В данной главе были рассмотрены экономические проблемы, с которыми столкнулась Германия в послевоенное время, их причины, и как грамотная экономическая политика помогла не только решить их за наиболее короткий промежуток времени, но и обеспечить качественно новый уровень жизни в стране на долгие годы. Денежная, жилищно-строительная и другие реформы обеспечили высокий уровень экономического развития в Германии, который в последствии получил название "экономическое чудо ХХ века". Также немаловажно то, что модель управления страной, ее ресурсами и возможностями определила новую модель экономики - модель социально-ориентированного рынка, направленного на удовлетворение нужд большинства, что в свою очередь обеспечило реальное существование немецкой модели управления - качественно новому принципу ведения хозяйственной деятельности.

2. Немецкая модель управления


2.1 Исследование возможностей использования инструментов немецкой модели менеджмента


Роль Людвига Эрхарда в реализации экономических реформ на территории Германии - безусловная. Он не был единственным экономистом, задумавшим и осуществившим все преобразования, однако в своем желании помочь своей стране, своему народу он был одним из первых. Правительство, организованное им всегда действовало в интересах подавляющего большинства населения, ему не была присуща столь распространенная политическая болезнь, как отстаивание интересов узкого круга приближенных лиц или монополий. И этот подход наиболее прагматичен - стимулирование роста доходов стимулирует спрос, а спрос порождает активный рост экономики. Именно поэтому это Правительство поставило рекорд долголетия - полностью легитимного нахождения у власти более 20 лет.

Немецкая модель управления является одной из самых востребованных на рынке, не только в рамках государственного управления, как в случае с Германией, но и в рамках организационного управления. Людвиг Эрхард создал условия свободного рынка, дал людям шанс действовать в рамках своих возможностей и желаний, и только в этих условиях немецкая модель менеджмента, выведенная известным немецким ученым, социологом и экономистом Максом Вебером в начале ХХ века, начала свое полноправное существование. В наши дни, данная модель активно используется во многих организациях, чаще всего в немецких и австрийских корпорациях. Хотя некоторые из ее элементов можно наблюдать и в Нидерландах, и в Скандинавии. Кроме этого, недавно некоторые корпорации Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.

Как и любая модель управления, немецкая модель имеет свои отличительные особенности, которые разграничивают ее с другими, не менее популярными управленческими теориями менеджмента.

Основным инструментом немецкой модели менеджмента является банковский сектор. Как и в случае с немецким "экономическим чудом", банки являются долгосрочными акционерами немецких корпораций, и представители банков выбираются в Советы директоров и их представительство в немецких корпорациях постоянно. Три крупнейших универсальных немецких банка (т.е. банки, предоставляющие широкий диапазон услуг) играют основную роль; в некоторых областях страны государственные банки являются ключевыми акционерами.

Также, как и 60 лет назад, одну из главных ролей немецкие организации отдают научно-технического прогрессу. Приверженность к инновациям является основным инструментом деятельности, таким образом компании укрепляют свои позиции на рынке с помощью введения инноваций через закупку патентов, инвестирование в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), сотрудничество с научно-исследовательскими институтами.

Отличительной особенностью немецкой модели управления также является исключительная ориентация на высокое качество производимой продукции и удовлетворенность клиентов. Немецкие компании презирают ценовую конкуренцию. Вместо этого они конкурируют на основе передового опыта в производстве товаров и услуг. Немецкое управление чувствительно к правительственным стандартам, государственной политике и правительственным постановлениям. Фактически все немецкие продукты подвергаются немецким промышленным нормам.

Немаловажным критерием данной модели также является социальная ответственность перед сотрудниками организации. В компаниях Германии хорошо развита функция мотивации и качественная кадровая работа. Кроме подбора персонала менеджеры организуют их обучение, повышение квалификации, охрану труда.  Сотрудники ждут от менеджеров больше, чем просто их доброту и внимание; они хотят, чтобы менеджеры способствовали их профессиональному развитию и настроили их на успех, мотивируя и продвигая.  Менеджеры немецких фирм прежде всего стремятся к созданию высочайшей производственной культуры, и для этого они сопрягают интересы компании с интересами работников.

Высокий профессиональный уровень и техническая подготовленность менеджеров также важный критерий немецкой модели управления. Его особенность заключается в том, что даже на старших уровнях менеджеры досконально знают, как ведется работа даже на самых узких цехах компании, что позволяет без труда контролировать хорошо отлаженный технический процесс, что в свою очередь приводит к высокому уровню эффективности.

Все перечисленные критерии являются неотъемлемыми на многих предприятиях Германии, что непосредственно влияет на уровень успешного функционирования всей рыночной экономики Германии в целом. Если взять во внимание все инструменты, с помощью которых организации осуществляют свою деятельность, то заметно явное сходство между моделью экономики Людвига Эрхарда и моделью управления Макса Вебера.

Во-первых, нацеленность на качество товара и удовлетворенность потребителей. В рамках управления экономикой государства, Л. Эрхард был исключительно за свободный рынок, где цены диктовались этим рынком, а покупатели имели выбор покупки товара у одного или другого продавца. Своей главной целью он видел качественное повышение уровня жизни в Германии и удовлетворенность граждан своей жизнью. Так и на предприятиях до сих пор, критерий качества и удовлетворенности покупателей играет одну из главных ролей.

Во-вторых, социальная ответственность перед сотрудниками организаций М. Вебера, и социально-ориентированная рыночная экономика Л. Эрхарда понятия почти тождественные. Будь то уровень организации или уровень экономики страны, основное направление деятельности - удовлетворение нужд большинства, помощь в решении поставленных проблем, создание комфортного климата функционирования деятельности.

Наконец, критерий уровня профессиональной подготовки руководителя по М. Веберу схож с реформами Л. Эрхарда, заключавшимися в контроле за деятельностью предприятий. Так, законы, в которых ограничивались монопольные возможности предприятий, и по которым осуществлялась субсидиарная поддержка малых предприятий с целью стимулирования конкуренции, являлись индикатором к тому, что полное функционирование рыночной экономики без контроля государства невозможно. Также, как и невозможна слаженная работа в организации без должного контроля.

Стоит признать, как бы не были просты критерии немецкой модели управления, какими бы грамотными не были используемые инструменты, полностью перенять стиль менеджмента, свойственный Германии (впрочем, как и любой другой стране), практически невозможно, ведь он складывался долгими годами и подстраивался под определенную культуру, традиции и экономические возможности страны. Но вполне осуществимо использование некоторых элементов немецкого менеджмента в своей стране и своей компании. И было бы наиболее приятно, если бы это позволило достигнуть таких же высоких результатов, какие имеют немецкие компании.

 


2.2 Анализ особенностей управления в немецких компаниях


Убедиться в повседневном использовании данных управленческих принципов на практике можно только исследовав несколько современных немецких компаний. Как известно, машиностроение в Германии имело успех еще во времена "экономического чуда", также и сейчас, одни из крупнейших автомобильных производителей в мире находятся в Германии. Именно поэтому анализ будет проводиться на базе трех немецких автопроизводителей: Volkswagen, BMW Group и Daimler AG.

В первую очередь, о таком автопроизводителе как Volkswagen стоит сказать, что по данным 2010-2011 годов их машины признаны самыми продаваемыми в мире (рис.1). Данный концерн является одним из наиболее успешных в мире, а к 2018 году они планируют стать к тому же самым инновационным массовым автопроизводителем в мире.

Рис.1. Статистика продаваемых автомобилей за 2011 год по сравнению с 2010

Нацеленность компании на инновационное развитие своего товара является одним из определяющих критериев немецкой модели управления. Стоит отметить, что сотрудники данной организации обладают высоким уровнем компетенции, поскольку в компании придается огромное значение профессионализму и высокой квалификации.  Volkswagen обеспечивает сотрудникам разумное руководство и конструктивное сотрудничество, оплату, зависящую от результатов работы, большие возможности для карьерного роста. Один из важнейших элементов корпоративной политики компании - продвижение молодых специалистов, их ранняя интеграция в деловой и производственный процесс. Это позволяет обеспечить концерну конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.  Также, компания поддерживает управление здоровьем (Health Management) - способ защитить здоровье трудовых ресурсов и тем самым повысить экономическую эффективность. Девиз: "Если Вы ожидаете качественную работу от сотрудников, Вы должны хорошо защитить их здоровье".  Тут же можно добавить, что компания поддерживает высокую производительность, основным условием достижения которой является хороший баланс между требованиями и способностями персонала. По этой причине, компания и не перегружает своих сотрудников, и не допускает отклонений от рабочей нормы и дисциплины. С давних пор и по сегодняшний день в компании ведется целенаправленное развитие рабочего персонала и организации труда. Корпоративная культура Volkswagen сосредоточена не только на людях, но и на устойчивости экономических и социальных целей, "корпоративной социальной ответственности".

Анализируя данные критерии, становится абсолютно очевидным, что такой концерн как Volkswagen активно использует немецкую модель управления, что сказывается исключительно положительным образом на производительности данного предприятия. Условия, на которых организация предоставляет сотрудникам рабочие места, отражают всю эффективность деятельности данной компании, так как продуктивность каждого отдельного сотрудника будет только выше, если его окружает и поддержка руководителя, и дружественный климат внутри коллектива.

Далее, рассмотрение такого крупнейшего концерна, как BMW Group следует начать с упоминания об уникальности дизайна и качества производимых автомобилей. Однако, чтобы создать свой оригинальный стиль, компании пришлось работать долгое время. На сегодняшний день, машины BMW отличаются не только неизменным качеством, но и особым вниманием к оснащению автомобилей последними инновационными разработками и технически новыми экспертными знаниями.

И хоть это является важной характеристикой при производстве транспортного средства, отличительной особенностью данной компании являются отношения внутри коллективов, называемые корпоративной культурой, непосредственно влияющие на производственное качество автомобилей.

Корпоративная культура BMW Group характеризуется ясной ответственностью и взаимоуважением. Законное поведение и честная конкуренция являются неотъемлемой частью деловой активности компании и важным условием для обеспечения ее долгосрочного успеха. Основная цель компании состоит в том, чтобы избежать рисков, которые могли бы подвергнуть опасности доверие клиентов, акционеров и деловых партнеров BMW Group. С этой целью BMW Group основала в масштабах всей компании "Организацию Соблюдения" (Compliance Organization), наделенную инструментами и мерами, предохраняющими менеджеров от потенциальных правовых рисков и способствующими соблюдению законных требований на местном и международном уровне.  Управление в BMW Group основано на взаимном доверии, а доверие основано на ответственности и справедливости. В компании принято выражать свое несогласие, если оно имеется, и итоговое решение всегда выводится на основе мнений всех вовлеченных. Сотрудники - самый сильный фактор успеха, и именно поэтому решения персонала очень важны.

В данной организации также заметно следование немецкой модели управления, но с наибольшим вниманием к отдельно взятым ее инструментам. В первую очередь, социальная ответственность - основной критерий формирования системы управления. Руководство прислушивается к мнению работников, независимо от того какую должность они занимают, гарантируют им их права и защищают от возможных правовых рисков. Данное отношение к сотрудникам своей организации гарантирует BMW Group определенную лояльность, что в свою очередь является предпосылкой к ответственной работе каждого отдельно взятого сотрудника. А ответственная работа сотрудников организации приводит к тому, чем обладает каждая произведенная машина BMW, - неизменному качеству.

Наконец, автоконцерн Daimler AG, производящий всем известные автомобили Chrysler. Данное предприятие, как и любое другое в Германии, стремится оставаться в центре инноваций и технологического лидерства. И именно поэтому все, что делает компания, характеризуется культурой превосходства, эффективностью и устойчивостью.  Деятельность руководителей четко ориентирует персонал на корпоративные ценности, которые заложены в основу работы. Все сотрудники действуют в соответствии с четырьмя ценностями: энтузиазм, уважение, целостность и дисциплина. Эта общая система ценностей - ключ к прибыльному росту и к стабильному успеху (рис. 2)

Рис. 2. Корпоративные ценности Daimler

Корпоративная социальная ответственность - главная составляющая философии компании, именно поэтому Daimler проводит долгосрочную приверженность к образованию и обучению персонала.  Daimler в настоящее время предлагает более чем 300 различных гибких рабочих графиков. Помимо полной занятости, есть различные возможности работать неполный рабочий день. Этот выбор открыт для всех сотрудников - включая менеджеров. Работа с частичной занятостью мотивирует сотрудников и способствует сбалансированным отношениям между работой и домом.

Учитывая данные характеристики управления организацией, Daimler также, как и уже перечисленные крупнейшие концерны на территории Германии, использует немецкую модель управления. Выражается это в первую очередь, в корпоративной социальной ответственности, которая указывает на то, что в организации большое внимание уделяется выбору квалифицированных сотрудников. Основной инструмент мотивации труда - возможность выбора наиболее подходящего рабочего графика, что исходя из политики данного предприятия способствует равномерному распределению обязанностей работников и выполнению поставленных задач в срок.

Проанализировав особенности менеджмента трех немецких компаний, можно убедиться в их схожести, и можно утверждать, что все они обладают определенным стилем управления, который приводит их к невероятным экономическим достижениям. Действительно удивительным является то, что модель управления данных предприятий была заложена более ста лет назад, а остается актуальной до сих пор. Критерии, выделенные М. Вебером в начале ХХ века, сохраняются в организациях с немецкой моделью управления как основные принципы ведения бизнеса: рациональная основа деятельности, наличие строгих формальных процедур, подбор и продвижение служащих в соответствии с их квалификацией. Черты немецкого менеджмента в Германии и сегодня остаются сильными сторонами и значительным конкурентным преимуществом на предприятиях.

 

.3 Использование принципов немецкой модели управления в практике российского бизнеса


Очевидным является то, что в практике российского бизнеса если и используется модель управления, то далекая от немецкой. И это неудивительно, ведь крайне сложно внедрить принципы любой существующей модели, когда бизнес в России имеет такое хаотичное развитие.

Как известно, плановая экономика существовала в бывшей СССР и в нынешней России на протяжении более полувека. Это способствовало тому, что к началу проведения рыночных реформ, в 1992-1998 годы, в России, в отличие от Германии в 1940-е годы, отсутствовали рыночные институты, которые могли бы способствовать развитию данных реформ. Преобразования, проведенные российскими экономистами, в большинстве своем Егором Тимуровичем Гайдаром, были абсолютно идентичны преобразованиям, проведенным в Германии Л. Эрхардом, однако результаты данных реформ были не столько разными, сколько абсолютно противоположными.

Основная причина безуспешности проведенных реформ в России заключалась в преобразовании тех же сфер, что и в Германии, но с использованием абсолютно противоположных инструментов. В результате чего Германия получила "экономическое чудо", а Россия глубокие социально-экономические проблемы.

Как и в случае с Германией, Россия начала свои преобразования с либерализации цен. Во-первых, для проведения рыночных реформ, а именно либерализации цен, в первую очередь нужно было создать политико-правовую базу - рыночные законы, регулирующие установление цен на желаемом уровне, ограничение монополий и их влияния на формирование цен, чего не было сделано. Отмена государственного регулирования цен в России привела к тому, что в результате сильной монополизации рынка, цены выросли в 2000 раз в течение года, и привели к приросту инфляции на 20% ежемесячно.

Следующим шагом к свободному рынку была приватизация - разгосударствление собственности с целью превращения частного сектора в основной сектор экономики. По плану приватизации каждый гражданин страны имел право получить свою долю общественной собственности, созданной в годы Советской власти. Приватизационный чек - "ваучер" - должен был стать символом равных возможностей в создании собственного дела (бизнеса). Государство не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, поэтому народ оказался обманутым. По существу, приватизация привела к деиндустриализации страны. С 1990 г. ежегодное падение производства составило 20%. К середине 90-х гг. разрушенной оказались тяжёлая промышленность, распалась энергетическая инфраструктура страны. Вместо социальной модернизации общества приватизация привела к глубокому социальному расколу. Только 5% населения страны (100 тыс. семей из 145 млн. чел. населения) завладели национальным богатством России. Среди них ведущее место заняли представители аппарата управления, проводившие приватизацию. Государственные богатства скупали представители "теневой" экономики. В процессе приватизации преимущества имели и представители номенклатуры - "директорский корпус", "хозяйственники", которые широко использовали служебные связи.

Результатом данной экономической политики стало появление нового слоя населения - "новых русских", тех, кто сумели реализовать себя в новых экономических условиях. Доходы этих людей в десятки раз превышали доходы основных групп населения. Именно они вместе с государственными составляли основную социальную базу "цивилизации", того социокультурного и экономического уклада, рожденного рыночной реформой. На противоположенном полюсе общества - десятки миллионов социально слабо защищенных россиян. Это безработные, пенсионеры, работники бюджетной сферы, все те, кто не сумел "вписаться" в рыночные отношения.

Собственно, данный подход ведения бизнеса, когда выгода идет вперед социальных ценностей, и положил начало российской модели управления. На сегодняшний день, когда рынок является более освоенной нишей в России, появляются критерии управления, свойственные немецкой или любой другой модели управления. Однако культура и менталитет русского человека не позволяет ему действовать настолько либерально, насколько ведут свою деятельность немецкие фирмы.

Сравнивая российскую и немецкую модели управления, можно выделить несколько общих критериев: нацеленность на инновации, сочетание индивидуальной и групповой деятельности, активное участие банковского сектора в деятельности организация (могут выступать как кредиторами, так и акционерами), развитие универсальных работников, знающих механизм действия любого структурного подразделения в фирме.

В остальном, российской реальности еще далеко до тех социальных принципов ведения хозяйственной деятельности предприятий как в Германии, так же, как и далеко до тех экономических результатов, которые имеют немецкие организации. Во-первых, главным принципом любого российского предприятия является получение прибыли любой ценой, даже если нужно действовать в обход закона. Это полностью противоречит критерию немецкой модели управления - защита сотрудников от правовых рисков, соблюдение законов как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Во-вторых, в большинстве своем, на российских предприятиях существует авторитарный стиль управления. Руководство отдает четкие указания своим работникам, а они в свою очередь обязаны выполнить задания качественно и быстро. Это также противоречит немецкой модели управления, где сотрудники всех уровней являются фактором успеха, а их решения крайне важны. Также, одним из критериев является фактор долгосрочного планирования, абсолютно несвойственного России, из-за нестабильности российской экономики. Все предприятия стоят планы в рамках краткосрочного периода, чтобы издержки не превышали желаемый экономический результат. Немецкая же модель управления крайне строго придерживается критерия долгосрочного планирования, и чаще всего ставит достижимые цели, но с учетом количественного и качественного изменения экономической эффективности организации.

Конечно, опыт Германии, как и опыт России для любой другой страны - очень ценен. Применяя их на практике той или иной страны, можно избежать ошибок в различных сферах экономики, или же наоборот, совершить настоящее "экономическое чудо". Однако, стоит учитывать особенности развития своей страны, а не "слепо" делать все то, что делали другие.

На самом деле, природный потенциал российской экономики не имеет себе равных, по данным Юнеско стоимость природных ресурсов России на душу населения примерно в 10 раз больше, чем США.

Однако для таких масштабных действий России нужен экономический деятель, готовый идти в своих целях и идеях до конца, как шел Людвиг Эрхард к экономическому благополучию Германии. К сожалению, уже длительное время Россия не выдвигала хозяйственных лидеров такого масштаба, как Ю. Витте и П. Столыпин. Возможно именно поэтому инициативы, выдвигаемые Президентом очень часто тонут в серых и тусклых коридорах российской бюрократии. Но надежда на экономическое благополучие России, на развитие лучшего будущего все еще возможна, и было бы хорошо, если бы это было ближайшее будущее.

Во второй главе курсовой работы была рассмотрена немецкая модель управления в рамках организационного управления. Данная теория управления была выведена Максом Вебером задолго до немецкого экономического благополучия, однако свой жизненный путь она начала именно с начала функционирования рыночной экономики в Германии. Удивительной особенностью данной теории является то, что ее актуальность с годами только возрастает и все большее количество фирм на рынке Германии и на зарубежных рынках используют ее. В том, что модификации немецкой теории управления существуют и активно используются удалось убедиться на примере трех крупнейших компаний автомобильного производства, которые демонстрируют не только высокий уровень социальной ответственности перед сотрудниками и производства высококачественного товара, но и стабильно высокий уровень экономической эффективности предприятия при помощи всех инструментов данной модели менеджмента.

Хоть принципы, которыми руководствуются немецкие организации - просты, их полное использование на не европейском зарубежном рынке не приведут к таким экономическим результатам. Однако на практике российского бизнеса удалось убедиться, что если применить не полный, а хотя бы частичный набор принципов немецкой модели управления, то есть вероятность улучшить не только экономические показатели, но и микроклимат в коллективе, наладить прямую связь между руководителем и подчиненными, что в свою очередь приведет как к лояльности сотрудников и меньшему оттоку человеческих ресурсов, так и к росту производительности каждого отдельного сотрудника.

Заключение


Подводя итоги, теоретическая основа немецкой модели управления была описана в начале прошлого столетия Максом Вебером, но в действительности, ее практическое применение стало реальным только благодаря экономической политике Людвига Эрхарда после Второй Мировой войны. Проведенные им реформы помогли экономике страны не только восстановится после тяжелого времени, но и обеспечить стабильный экономический рост, который в последствии получил название "немецкое экономическое чудо".

Применение немецкой модели менеджмента на практике стало возможным после проведения данных преобразований, только потому, что рынок в стране стал свободным, количество экономических агентов заметно увеличивалось с каждым годом, поэтому производства должны были работать слажено. Своеобразность немецкой модели менеджмента заключается в том, что предприятия стремятся к совершенству во всем - пунктуальности, дисциплинированности, высокой квалификации сотрудников. Также немецкой модели управления свойственно долгосрочное планирование. Однако данная теория управления учитывает еще культурные и исторические особенности Германии, для более детального подхода к сотрудникам организаций. Стоит отметить, что данный подход обеспечивает стабильно высокую эффективность деятельности предприятий.

Немецкая и российская модели управления имеют схожую историю формирования, хотя результаты деятельности являются практически противоположными. Если немцам свойственен демократический стиль управления, то есть мнение каждого сотрудника является маленькой составляющей одного большого зерна - принятия управленческого решения, то в России, в большинстве своем, на предприятиях действует авторитарный стиль управления, где мнение сотрудников не имеет веса, а указания к работе отдаются директивно. Также модели отличаются целями, которые ставят перед собой организации, если в немецкой теории управления главной целью является качество товара и удовлетворенность покупателей, то для российской реальности свойственно получение прибыли любой ценой, невзирая даже на законность. Не смотря на это, понимание немецкого менеджмента может быть крайне полезным для российских экономистов, предпринимателей, чтобы разобраться в тех экономических проблемах, что мы имеем и исключить повторение тех ошибок, что мы уже совершили.

Российский менеджмент пока далек от тех стандартов ведения хозяйственной деятельности, что обязательны не только в Германии, но и во многих других странах мира. Можно сослаться на его "молодость", однако 23 года уже серьезный срок, за который рынок в России мог бы стать усовершенствованным инструментом рыночной экономики, но из-за слабого развития рыночной инфраструктуры мы все еще на пути к экономической стабильности. Конечно, многие российские экономисты рассматривают возможность использования одной из западных моделей теории управления, однако без учетов нашего национального менталитета, исторически прижившихся отличий в теории и практике управления, ни одну из мировых моделей менеджмента нельзя приложить к российским условиям.

Библиографичекий список


Книги

1.       А.Н. Асаул, В.И. Павлов, Ф.И. Бескиерь, О.А. Мышко. - Менеджмент корпорации и корпоративное управление; СПб: Гуманистика, 2006.

2.      В.В. Травин, В.А. Дятлов. - Менеджмент персонала предприятия.5-е изд. - изд. - М.: 2011. - 272 с.

.        Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - Менеджмент. Изд-во "Мастерство", 2010.

.        Пивоваров С.Э., Максимцев И.Л. - Сравнительный менеджмент, 2-е изд. - СПб: Питер, 2008. - 480 с.

.        Т.М. Тимошина, Экономическая история зарубежных стран, Москва, Юстицинформ, 2003, стр.312-332.

Статьи

6.       Александр Смирнов. Уроки немецкого экономического чуда: путь к "благосостоянию для всех". 20007г.

7.      Гельмут Беттигер, Финансовая политика в период "немецкого чуда" / август 2005 г.

.        Евгений Жуков, Справедливая нефть, "Экономика России: ХХI век"

.        Иван Измайлов, Шок не по-нашему, "Энергия промышленного роста", № 4 [5] Апрель 2006 г

.        Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение. ВЕСТНИК ОГУ №8 (144) /август`2012 - 58с.

.        "Путешествуя по Интернету. Культура немецкого менеджмента". - Журнал "Персонал микс" №1/2008.

.        Согрин В.П. Политическая история современной России. - М., 2008 год

.        Чеботарева Н.И. История России на рубеже XIX-XX веков. Волгоград, 2007 год

Электронные ресурсы

14.     Адаптация организации, ее виды. // http://allendy.ru/

15.    В. Ежов. Людвиг Эрхард и "немецкое чудо" // http://www.nasledie.ru/oboz/

.        Людвиг Эрхард, "Благосостояние для всех", // http://orel. rsl.ru/nettext //

.        Официальный сайт "Daimler" // http://www.daimler.com

.        Разнообразие моделей менеджмента. Модель менеджмента как понятие. // http://reftrend.ru/793586.html/.

.        Экономический журнал. // http://utmagazine.ru/

Источники на иностранных языках

20.     Bengt-Olov Wikström, Göran Hägg. - International Seminar on Corporate Initiatives in Ergonomics. ("Health Man-agement at Volkswagen" - 67 page)

21.    Giardini, Angelo, Kabst, Rudiger and Muller-Camen, Michael - Human Resource Management (HRM) in the German business system: a review. Management revue, 16 (1). pp.63-80, 2005.

.        Jean-Noel Kapferer - The New Strategic Brand Management: Advanced Insights and Strategic Thinking, 2012

.        Marco Nink. - Employee Disengagement Plagues Germany // "Gallup Business Journal", 2009

Похожие работы на - Экономическое чудо ХХ века - немецкая модель управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!