Комплекс алгоритмов анализ и прогнозирования показателей доходов и расходов населения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,93 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Комплекс алгоритмов анализ и прогнозирования показателей доходов и расходов населения














Комплекс алгоритмов анализ и прогнозирования показателей доходов и расходов населения

В связи с переходом республики на рыночные отношения возникли и весьма актуализировались социально-экономические проблемы. К ним относятся, с одной стороны, острая необходимость к установлению паритетного экономического отношения между контрагентами, а с другой - решение внутриреспубликанских проблем по обеспечению населения сельскохозяйственными, промышленными и другими товарами народного потребления. Эти две проблемы взаимосвязаны. Так, для установления экономических отношений с партнерами должен быть выявлен оптимальный производственный потенциал республики и рассчитана рациональная внутриреспубликанская потребность в хозяйственных благах, соответствующих покупательской способности населения. Исходя из них и с учетом системы потребительских цен должны определяться объем и структура ввозимых и вывозимых за пределы республики потребительских товаров.

Первая проблема является предметом рассмотрения в рамках экономического договора между республиками. Для решения второй проблемы следует разработать конструктивный механизм, обеспечивающий с учетом ввоза и вывоза ориентацию структуры производства и реализацию продукции к некой корзине потребительских товаров и платных услуг для различных слоев и социально-демографических групп населения.

Приоритетное значение для практической реализации этих вопросов имеет определение множества вариантов потребностей населения региона в продовольственных и непродовольственных продукциях, в товарах культурно-бытового, хозяйственного назначения и др. Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов Республика Узбекистан является разработка научно-обоснованного долгосрочного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона. Успешное выполнение этой функции во многом зависит от технологии прогнозирования социально - экономической деятельности региона, которой владеют экономические органы республик. Анализ практического опыта администраций субъектов Узбекистан показывает, что традиционные технологии прогнозирования регионального развития имеют следующие недостатки:

прогнозирование ведется по разрозненным группам показателей (население и трудовые ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, капитальные вложения, доходы и расходы бюджета, финансовые ресурсы и затраты. Валовый региональный продукт и т.п.);

применяются, в основном, статистические (трендовые) методы прогнозирования;

используемая статистическая информация неполна и непоследовательна.

В итоге результаты прогнозирования, особенно на долгосрочный период, оказываются противоречивыми. Это порождает необходимость их согласования, что выполняется чаще всего только по отношению к верхнему уровню показателей путем более или менее механической подгонки. Поскольку показатели других уровней остаются при этом без изменения, то противоречивость не устраняется, а как бы «ретушируется», и тем изящнее, чем искушеннее аналитик-прогнозист. И что хуже всего, любое изменение в сценарии прогнозирования неизбежно ведет к повторению этой трудоемкой и неформальной процедуры.

Возможен и другой подход, основанный на составлении общего списка прогнозируемых параметров, выписывании отношений и причинно-следственных связей между ними. Последнее требует введения субъектов региона, как действующих агентов и описание стратегий их поведения. Задав сценарий траектории экзогенных параметров полученной модели, можно рассчитать эволюцию эндогенных параметров путем воспроизведения установленных причинно-следственных связей. Главное преимущество такого подхода к прогнозированию состоит в том что основное внимание уделяется не анализу трендов основных показателей, характеризующих состояние региона, а оценке параметров стратегий поведения его субъектов, приведших к этому состоянию.

Нами произведен анализ фактического потребления групп товаров и услуг в целом по республике. Результаты анализа этих показателей свидетельствуют, что в подавляющем большинстве групп товаров и услуг уровень обеспеченности населения республики значительно отстает от нормативного значения.

Основными причинами этого отставания, на наш взгляд являются действующие дисбалансы между потребностью и предложением потребительских товаров и платных услуг, снижением покупательского спроса населения в связи с реформой розничных цен и др.

В целом, в практических расчетах доходов и расходов населения и в процессе их сопоставления возникают три ситуации:

. D = R; 2. D > R; 3. D < R;

экономический региональный потребление население

Где D - доходы населения,

R - потребительские расходы населения.

Первая ситуация означает достижения без предварительных согласовательных расчетов, баланса доходов и расходов населения. Во второй ситуации. т.е. при опережении дохода над расходами, часть дохода перечисляется по статье накопления. Однако в процессе сопоставления доходов и расходов населения зачастую возникает третья ситуация, которая характеризует дефицит доходов для фиксированной корзины потребительских благ населения.

С целью балансировки расходов и доходов населения данные показатели рассчитываются в натуральных и денежных выражениях с учетом изменения индекса потребительских цен. Естественно, при любых экономических условиях они требуют сбор и обработку большого объема исходной статистической, нормативно - справочной информации для расчета компенсации на основе сопоставления доходов и расходов различных слоев и групп населения.

Потребительские расходы (бюджет) населения формируются на основе анализа сложившихся структуры и уровня потребления: продуктов питания, непродовольственных товаров, товаров производственно-технического, культурно-бытового и хозяйственного назначения, платных услуг, взносов. Весь необходимый бюджет семьи, кроме потребительских расходов, включает в себя также: налоги, расходы на покупку табачных изделий и алкогольных напитков, потери, прочие расходы и накопления.

Вариантные расчеты по сбалансированию доходов и расходов на фиксированный состав семьи обеспечиваются на основе различных вариантов потребительских цен и норм потребления товаров, платных услуг и др. Укрупненная схема реализации задач согласования доходов и расходов населения приведена а рисунке. Как видно из схемы, отправной точкой для вариантных расчетов являются результаты прогноза численности сельского и городского населения территории по половозрастным группам, варианты нормативов потребления, цен на покупку товаров и оказание платных услуг. На основе конкретных значений этих показателей определяется потребность сельского и городского населения в потребительских товарах и платных услугах в натуральном и денежном выражении.

Следует заметить, что при определении потребности в потребительских услугах, взносах и других расходах учитываются фактические расходы и индексы их изменения в перспективе. Необходимый потребительский бюджет семей рассчитывается путем сводного расчета размера расходов по отдельным их статьям.

В основе определения размера доходов населения положены: заработная плата с учетом установленной компенсации увеличения розничных цен, доходы от личного подсобного хозяйства населения, пенсия, стипендия, пособия, дотация из общественных фондов, прочие поступления. Размер денежного дохода населения от общественного производства выражается в заработной плате и компенсации определенного процента увеличения розничных цен на приобретение потребительских товаров, услуг и др. Доход от личного подсобного хозяйства состоит из двух частей: 1) нетоварная часть продукции, которая используется для обеспечения собственной потребности семей и оценивается по фактически сложившимся производственным затратам; 2) товарная часть продукции, которая оценивается по средней рыночной и кооперативной ценам.

Экзогенным параметрами алгоритмов вместе с указанными выше являются:

динамика изменения численности сельского, городского и всего населения по половозрастным структурам на рассматриваемый промежуток времени;

наличие товаров длительного пользования и фактическое потребление на душу населения хозяйственных благ;

индексы изменения доходов и расходов на платные услуги, взносы, налоги и др.;

установленный размер компенсации увеличения розничных цен;

нормативы потребления и цены на следующие товары: непродовольственные; культурно-бытового, производственно-технического и хозяйственного назначения.

Эндогенными параметрами алгоритмов являются потребности населения территорий в потребительских товарах, платных услугах и др. В натуральных и денежных выражениях; непродовольственных; культурно-бытового, производственно-технического и хозяйственного назначения; платные услуги, налоги, взносы и др.; потребительские расходы (прожиточный минимум) на душу сельского и городского населения и на фиксированный состав семьи; средний доход на душу сельского, городского населения и на фиксированный состав семьи; средний доход на душу сельского, городского населения и на фиксированный состав семьи; доля дефицита в расходах на душу населения и на одну семью; размер необходимой компенсации на душу и всего населения территорий для достижения баланса доходов и расходов.

Для математической формализации алгоритмов приняты следующие условные обозначения:

t-номер потребительских товаров и платных услуг

(R, R=R1 U R2 U R3 U R4);

R1,R2, R3, R4 - -множество номеров соответственно непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового и хозяйственного, производственно-технического назначения и платные услуги, налоги и др.;

g - номер вариантов норм потребления населением территории потребительских товаров и платных услуг (N);

t - номера года прогнозируемого периода (t Î T);

к - номера вариантов цен на приобретение потребительских товаров, платных услуг и др. (к Î К);

Z rk-цена - r го потребительского товара и платных услуг в к-м варианте;

N - множество номеров вариантов норм потребления населением территорий потребительских товаров, платных услуг и др.;

К - множество номеров вариантов цен приобретения потребительских товаров, платных услуг и др.;

Т - множество номеров годов в прогнозируемом периоде;

J - номер категорий населения территории (j = 1 сельского население; j =2 городские население; j=3 всего населения);

Hgr - норма потребления r - го товара и услуг в g - м варианте потребительских расходов;

Btj - численность j - й категории населения в t-м году;

Utjvr -индекс потребления j - й категории населения r-х платных услуг и др. в t-м году по к-м ценам;

t - номер групп потребительских товаров платных услуг и др.;

М - множество номеров групп потребительских товаров, платных услуг и др.;

Et-1jw; Et-1jw месячный доход j-й категории населения по w-м статьям соответственно в (t-1) - м и t-м годах;

etjwm- индексы m-го варианта изменения доходов j-й категории населения по W-м статьям в t-м году;

m-номер вариантов индекса изменения населения;

Q-множество номеров статей доходов населения;

Stjm Dtjm-соответственно месячные и годовые доходы j-й категории населения по m-м вариантам индекса изменения доходов населения;

Ptjur-потребность j-й категории населения в u-м варианте норм потребления на r-й товар и платные услуги в t-м году;

Stj-средний состав семьи j-й категории населения в t-м году;

Ftjum, Ftjum - сумма компенсации необходимая для баланса доходов и расходов населения в среднем на месяц и год соответственно;

Vtjum, Vtjum - cума компенсация необходимая для баланса доходов и расходов всего населения территории на месяц и год соответственно.

Теперь опишем алгоритмы вариантных расчетов размера компенсация доходов и расходов различных групп населения и др.

Расчет потребности населения территории в потребительских товарах и платных услугах производится следующим образом:

) непродовольственные товары производственно-технического назначения:

rÎR1UR3,

uÎNtjur=Hur*Btj tÎT=Î1,

2) товары культурно-бытового и хозяйственного назначения:

r Î R2,

u Î N

Ptjur=Hur*Btj /100*Stj -Pt-1jr, t Î T

j=1,3

) платные услуги, взносы, налоги и др;

Ptjur= P jr t-1tjur, rÎR4 uÎN j=1,3, t ÎT, kÎK.

Стоимость потребности населения территории потребительских товарах, платных услугах и др. tjuK) рассчитывается по формуле.

СtjuK=Zrk* Ptjur, rÎ R uÎN j=1,3, tÎT, kÎK.

Стоимость потребности j-х категорий населения на все номенклатуры r-x потребительских товаров платных услуг и т.д.

СtjuKm=å Сtjurk, uÎ=N, kÎK, j=1,3, tÎT, mÎM

r =Rм

Стоимость соответственно годовой (Wtjukm) и месячной

(Wtjukm) потребности j-х категорий населения на все номенклатуры r-x потребительских товаров платных услуг и т.д. по к-м вариантам их цен определяется по формулам

Wtjukm= СtjuKm / Btj, Wtjukm= Wtjukm/12, u ÎN, kÎK, j=1,3, tÎT, mÎM.

Расчет годового (Atjuk) и месячного (Atjuk) прожит очного минимума

J й категории населения по к-м вариантам цен в t - м году производится так:

Atjuk=å Wtjukm, tÎT,

m=M

Atjuk= Atjuk/12, j=1,3, uÎN, mÎM, kÎK,tjuk=å Wtjukm, tÎT.

m=M

Месячный денежный доход на душу населения по w - м статьям вычисляется по формуле

m=1,3

Etjwм= etjwm* Et-1jwм, wÎQ tÎT

j=1,3,

Всего месячные (Etjm) и годовые tjm) доходы населения рассчитываются путем сводного расчета их

Etjm=å Etjm,

w=Q

D tjm=-12* Etjm.

Доля дефицита в расходах j-й категорий населения по к-м вариантам цен в t - м году (Etjvk) определяется по следующей формуле:

Rtjuktjuk= * 100

D tjm

Баланс доходов и расходов населения с определением необходимой суммы компенсации соответственно среднем на душу населения в месяц (Ftjvm) и на одну семью на год (Etjvk) вычисляется по формулам

Ftjum=(Etjm-RAtjum)* Stj,

Ftjum=(D tjm - Rtjum)* Stj,

Сумма компенсация необходимая для баланса доходов и расходов всего населения на месяц и год, рассчитывается следующим образом:

Vtjum =Ftjum* Btj /Stj,

Vtjum =Ftjum* Btj /Stj uÎN, jÎ1,3, tÎT, mÎM.

Приведенный комплекс алгоритмов является типовым. На их основе можно выполнит расчеты размера компенсации с учетом нормативов потребления, индекса цен и доходов различных слоев и социально-демографических групп населения любой территориальной единицы. Комплекс алгоритмов согласования доходов и расходов населения реализуется в системе моделей социально-экономического развития территории с использованием Microsoft Access на персональной ЭВМ класса Pentium.

Похожие работы на - Комплекс алгоритмов анализ и прогнозирования показателей доходов и расходов населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!