Фирма как институт рыночной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,22 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фирма как институт рыночной экономики

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

.1 Фирма как институт рыночной экономики

.2 Объективные причины возникновения и существования фирм

.3 Цели фирмы

.4 Основные правовые формы предприятий

II. ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ

.1 Издержки в краткосрочном периоде

.2 Издержки в долгосрочном периоде. ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ

.1 Виды, источники и функции прибыли

.2 Бухгалтерский и экономический подходы к оценке издержек и прибыли

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении последних десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

I. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

.1 Фирма как институт рыночной экономики

Фи́рма - это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и/или услуг с использованием различных факторов производства. Понятие "фирма" и "предприятие" идентичны, если предприятие является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свои экономические интересы. Фирма как экономический агент, занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких количествах производить, где, кому, и по какой цене продавать продукцию. Фирма объединяет ресурсы для производства определённых экономических благ. Цель фирмы как рационального экономического агента состоит в получении максимальной прибыли. В самом общем определении прибыль выступает как разница между общей выручкой производителя, полученной от продажи произведенной продукции, и общими издержками, то есть суммой затрат на производство этой продукции.

Фирма как институт изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин "фирма" (от итальянского firma - подпись) означал "торговое имя" коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны (Товарищества, Общества с ограниченной ответственностью, Открытые акционерные общества, Закрытые акционерные общества, Унитарные предприятия, Потребительские кооперативы, Общественные организации, Политические партии, религиозные объединения, Фонды, Представительства и филиалы, Индивидуальные предприниматели и др.). Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Фирма представлялась "черным ящиком", на входе, в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности.

В классическом определении фирмы акцент делается на предсказании поведения фирмы в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологической зависимости между затратами факторов производства и максимально возможным выходом продукции.

Фирма занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики. Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений. Поведение фирм на рынке имеет большое значение для государства. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки адекватных решений, как на микро-, так и на макроуровне. Современная фирма - это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме - ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность - производные от таланта и труда ее коллектива. Итак, можно сделать вывод, что фирма действительно находится в центре рыночной экономики и без нее невозможна предпринимательская деятельность.

.2 Объективные причины возникновения и существования фирм

Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм:

Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.

Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы - это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.

В-третьих, фирма - совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок.

Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства.

Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой, и соотношение между ними влияет на оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать всю экономику как одну гигантскую фирму.

Любая фирма, занимающаяся хозяйственной деятельностью, ставит перед собой определенные цели, к достижению которых она стремится. Что такое цели и как они влияют на деятельность современной фирмы?

1.3 Цели фирмы

Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли.

Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:

·деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;

·фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

В самом общем рассмотрении модель деятельности фирмы представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1. Модель деятельности фирмы.

Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами:

·диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности);

·страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений;

·использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной;

·правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.

Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами.

1.4 Основные правовые формы предприятий.

Правовой основой функционирования предприятий в России является Гражданский кодекс Российской Федерации, который предусматривает разнообразные организационно-правовые формы (ОПФ) предприятий.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПФ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-коммерческими организациями

ТовариществаПолные товариществаТоварищества на вере

ОбществаОбщества с ограниченной ответственностьюОбщества с дополнительной ответственностью

Акционерные обществаОткрытые акционерные обществаЗакрытые акционерные общества

Унитарные предприятияУнитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного веденияУнитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

ПрочиеПроизводственные кооперативы

ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-некоммерческими организациями

Потребительские кооперативы

Общественные объединения (в том числе религиозные объединения)Общественные организацииОбщественные движенияОрганы общественной самодеятельностиПолитические партии

Фонды (в том числе общественные фонды)

Учреждения (в том числе общественные учреждения)

Государственные корпорации

Некоммерческие партнерства

Автономные некоммерческие организации

Общины коренных малочисленных народов

Казачьи общества

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств

Территориальные общественные самоуправления

Товарищества собственников жилья

Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества

ОПФ хозяйствующих субъектов без прав юридического лица

Паевые инвестиционные фонды

Представительства и филиалы

Индивидуальные предприниматели

Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.)

Рассмотрим некоторые из этих форм. Хозяйственные товарищества. Они могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере. Полным товариществом признается предприятие, учредители которого, именуемые полными товарищами, занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по обязательствам предприятия своим собственным имуществом. Товарищество на вере, или коммандитное товарищество, - это предприятие, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые сами не принимают участия в предпринимательской деятельности и несут риск убытков товарищества только в пределах внесенных ими вкладов. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков предприятия в пределах величины вкладов, внесенных в уставный капитал. Акционерные общества - наиболее развитые формы хозяйственных обществ. Роль вкладов в уставный капитал здесь играют акции. Акционерные общества бывают закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО). Участники открытых акционерных обществ могут свободно продавать свои акции. Акции закрытого акционерного общества распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Оно не вправе проводить открытую подписку на свои акции или как-либо иначе предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Важной организационно-правовой формой предприятий являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, называется добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности посредством их личного трудового или иного участия в делах кооператива и внесения в общий фонд имущественных паевых взносов. В деятельности кооператива могут принимать участие также юридические лица. Российское законодательство запрещает кооперативам выпускать акции, в отличие от западноевропейского, например, английского, где выпуск акций разрешен. Но во всех случаях акции в кооперативе выполняют лишь роль свидетельств о долевом участии его членов. Такие акции нельзя продавать, при выходе из кооператива его член возвращает акции по номинальной стоимости в обмен на внесенные ранее деньги и иное имущество. При голосовании каждый участник имеет один голос независимо от своего земельного участка, иного имущественного взноса или количества акций. Кооперативное движение имеет длительную историю. В Англии оно насчитывает уже более 150 лет. Здесь кооперативы помимо производственной и строительной деятельности осуществляют торговые, банковские, страховые услуги. В сфере розничной торговли на кооперативные предприятия в Великобритании приходится около 10 % объема продаж. В России под статус производственных кооперативов подпадают традиционные колхозы и торговые кооперативы. Согласно ГК РФ производственные кооперативы имеют право заниматься производством, переработкой, сбытом промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнением разного рода работ, торговлей, бытовым обслуживанием, оказанием других услуг. Государственные и муниципальные предприятия в России могут существовать в форме унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения или федеральных казенных предприятий на праве оперативного управления. Своеобразной организационно-правовой формой предприятия является индивидуальная производственная деятельность. Индивидуальное предпринимательство не означает, что предприниматель должен работать в одиночку. Он вправе применять труд других людей, в том числе по найму, но ответственность в случае убытков он несет не только имуществом, связанным с производством и реализацией произведенных товаров (услуг), но и всем своим личным имуществом, в отличие от ООО и АО.

II. ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ

Издержки - денежное выражение стоимости производственных ресурсов, потребленных в процессе производства благ; производственные затраты на покупку средств производства и оплату труда работников. Они образуют действительную стоимость продукта для производителя, выступают базой для определения исходной цены продажи - цены предложения.

Издержки производства - это денежные затраты на приобретение применяемых факторов производства. Наиболее экономически эффективным методом производства считается такой, при котором происходит минимизация издержек производства. Издержки производства измеряются в стоимостном выражении по произведенным затратам.

Издержки производства - издержки, которые непосредственно связаны с производством товаров.

Издержки обращения - издержки, связанные с реализацией произведённой продукции.

Экономическая сущность издержек основывается на проблеме ограниченности ресурсов и альтернативности использования, т.е. применение ресурсов в данном производстве исключает возможность использовать его по другому назначению.

Задача экономистов состоит в том, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант использования факторов производства и минимизировать издержки.

Варианты классификации издержек производства многообразны. Назовем основные из них:

Явные (внешние) издержки - это издержки, принимающие форму денежных платежей поставщикам производственных ресурсов, не принадлежащих к числу владельцев данного предприятия. К явным издержкам относятся заработная плата рабочих и служащих, расходы на сырье и материалы, топливо, комиссионные вознаграждения торговым фирмам, взносы в банки и другие финансовые учреждения, расчеты за юридические консультации, транспортные услуги и т. п. Внешние издержки представляют собой явные издержки, так как они сопровождаются денежными потоками, которые регистрируются в бухгалтерских документах как бухгалтерские издержки;

Неявные (внутренние) издержки - издержки на собственные и самостоятельно используемые ресурсы. С точки зрения фирмы внутренние издержки равны денежным поступлениям, которые могли бы быть получены от реализации собственных ресурсов на рынке ресурсов (при наилучшем из возможных способов). Это неоплачиваемые, неявные, издержки, так как они не сопровождаются денежными потоками и не регистрируются в бухгалтерских документах. Альтернативные издержки упущенных возможностей - количество денег, которое необходимо, чтобы отвлечь конкретный ресурс от производства товара В и использовать его для производства товара А. Фирма может иметь такие собственные ресурсы, как земля, капитал, предпринимательская способность и даже рабочая сила. Фирма может вообще не иметь собственных ресурсов, кроме предпринимательской способности, без которой фирма как экономический агент просто не существует.

Безвозвратные издержки - издержки, осуществляемые предпринимателями единожды, которые не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах, даже в том случае, когда предприятие полностью прекращает свою предпринимательскую деятельность в данной сфере.

При делении издержек на явные и неявные есть два подхода к пониманию природы издержек.

1. Бухгалтерский подход: к производственным издержкам следует относить все реальные, фактические расходы в денежной форме (зарплата, за аренду, альтернативные затраты, сырье, топливо, амортизация, отчисления на социальные нужды).

2. Экономический подход: к издержкам производства следует относить не только фактические затраты в денежной форме, но и неоплаченные издержки; связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения этих ресурсов. Таким образом, экономические издержки всегда больше бухгалтерских, по крайней мере, на величину нормальной прибыли.

Рисунок 2.1. Виды издержек относительно фактора времени

Краткосрочный период (SR) - отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие - переменными.

Постоянные факторы - общие размеры зданий, сооружений, количества машин и оборудования, количество фирм, которые работают в отрасли. Поэтому возможность свободного доступа фирм в отрасли в краткосрочном периоде ограничено. Переменные - сырье, количество рабочих.

Долгосрочный период (LR) - отрезок времени, в течение которого все факторы производства являются переменными. Т.е. за этот период можно изменить размеры зданий, оборудование, число фирм. В этом периоде фирма может изменить все параметра производства.

.1 Издержки в краткосрочном периоде

Постоянные издержки (FC) - издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объёма производства, т.е. они не зависит от объёма выпускаемой продукции. К ним относятся расходы на содержание производственных зданий, машин, оборудования; рентные платежи; страховые взносы; жалованье высшему управляющему персоналу и будущим специалистам предприятия. Все эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда предприятие ничего не производит.

Рисунок 2.2. Постоянные издержки

С - сумма издержек.

График постоянных издержек представляет собой прямую параллельную оси ОХ.

Средние постоянные издержки (AFC) - постоянные издержки, которые приходятся на единицу выпускаемой продукции и определяется по формуле:

AFC = FC/Q

Рисунок 2.3. Средние постоянные издержки

При увеличении количества продукции Q они снижаются. Это называется распределение накладных расходов. Они служат для фирмы стимулом увеличения производства.

График средних постоянных издержек является кривая, имеющая убывающий характер, т.к. с увеличением объёма производства растёт общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой всё меньшую величину, которая приходится на единицу изделий.

Переменные издержки (VC) - издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объёма производства, т.е. они зависят от объёма выпускаемой продукции.

Пример: затраты на сырьё, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплата труда (рабочих). Основная доля издержек связана с использованием капитала.

Рисунок 2.4. Переменные издержки

Графиком является кривая, пропорциональная объёму выпускаемой продукции, имеющая возрастающий характер. Но характер её может изменяться. Начальный период переменные издержки растут более высокими темпами, чем произведённая продукция. По мере достижения оптимальных размеров производства (Q1) происходит относительная экономия VC.

Средние переменные издержки (AVC) - объём переменных издержек, который приходится на единицу выпускаемой продукции. Они определяются по следующей формуле: путём деления VC на объём выпускаемой продукции: AVC = VC/Q. Сначала кривая падает, затем она горизонтальна и резко возрастает.

Рисунок 2.5. Средние переменные издержки

Графиком является кривая, которая начинается не от начала координат. Общий характер кривой - возрастающий. Технологически оптимальный размер выпуска достигается, когда AVC становятся минимальными (т.Q - 1).

Общие издержки (ТС или С) - совокупность постоянных и переменных издержек фирмы, в связи с производством продукции в краткосрочном периоде. Они определяются по формуле:

= FC + VC

Рисунок 2.6. Общие издержки

Другая формула (функция от объёма производственной продукции): ТС = f (Q).

Износ и амортизация

Износ - это постепенная утрата капитальными ресурсами своей ценности.

Физический износ - потеря средствами труда своих потребительских качеств, т.е. технико-производственных свойств.

Уменьшение ценности капитальных благ может быть и не связано с потерей ими потребительских качеств, тогда говорят о моральном износе. Он обусловлен ростом эффективности производства капитальных благ, т.е. появлением аналогичных, но более дешевых новых средств труда, выполняющих схожие функции, но более совершенных.

Моральный износ является следствием научно-технического прогресса, однако для фирмы это оборачивается ростом издержек. Моральный износ относят к изменению постоянных издержек. Физический износ - к переменным издержкам. Капитальные блага служат более одного года. Их стоимость переносится на готовую продукцию постепенно по мере износа - это называется амортизацией. Часть выручки на амортизацию образуется в амортизационном фонде.

Амортизационные отчисления:

отражают оценку величины износа капитальных ресурсов, т.е. являются одной из статей издержек;

служит источником воспроизводства капитальных благ.

Государство законодательно устанавливает нормы амортизации, т.е. процент стоимости капитальных благ, на который они считаются износившимися за год. Она показывает, за сколько лет должна быть возмещена стоимость основных фондов.

Средние общие издержки (АТС) - сумма общих издержек, которые приходятся на единицу производственной продукции:

издержки прибыль бухгалтерский

АТС = ТС/Q = (FC + VC)/Q = (FC/Q) + (VC/Q)= AFC + AVC

Рисунок 2.7. Средние общие издержки

Кривая имеет V-образную форму. Объем производства, соответствующий минимальным средним общим издержкам, называется точкой технологического оптимизма.

Предельные издержки (МС) - приращение общих издержек, вызванное увеличением производства на очередную единицу продукции.

Определяется по следующей формуле: МС = ∆ТС/ ∆Q.

Видно, что постоянные издержки не влияют на величину МС. И МС зависит от приращения VC, связанных с увеличением или уменьшением объёма производства (Q).

Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на единицу. Они решающим образом влияют на выбор фирмой объема производства, т.к. это именно тот показатель, на который фирма может воздействовать.

Рисунок 2.8. Предельные издержки. Предельные и средние издержки

График сходен с AVC. Кривая MC пересекает кривую ATC в точке, соответсвующей минимальному значению совокупных издержек.

В кракосрочном периоде издержки фирмы это есть постоянные и переменные. Это следует из того, что производственные мощности фирмы остаются неизменными и динамика показателей определяется ростом загрузки оборудования.

Рисунок 2.9. Общие издержки

На основе этого графика можно построить новый график. Который позволяет наглядно представить возможности фирмы, максимизации прибыли и просмотреть границы существования фирмы вообще.

Для принятия решения фирмы наибольшей важной характеристикой является средние величины, средне постоянные издержки по мере увеличения объёма производства падают.

Поэтому рассматривается зависимость переменных издержек от функции роста производства.

На I этапе средние переменные издержки уменьшаются, а затем начинают расти под действием эффекта масштаба. На этом периоде необходимо определить точку безубыточности производства (ТБ).

ТБ - это уровень физического объёма продаж на протяжении расчётного периода времени, при которых выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.



Рисунок 2.10. Точка безубыточности

Точка А - ТБ, в которой общая (совокупная) выручка (ТR) равна общим (совокупным) издержкам ТС.

Ограничения, которые должны соблюдаться при расчёте ТБ

1.Объём производства равен объёму продаж.

. Постоянные издержки одинаковы для любого объёма производства.

. Переменные издержки изменяются пропорционально объёму производства.

. Цена не изменяется в течение периода, для которого определяется ТБ.

. Цена единицы продукции и стоимость единицы ресурсов остаётся постоянной.

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками за определённый период времени:

СП = ТR -ТС

(совокупная выручка) - сумма денежных поступлений фирмой от продажи определённого количества товара:

= P*Q

AR (средняя выручка) - это сумма денежных поступлений, которые приходятся на единицу проданной продукции.

Средняя выручка равна рыночной цене:

= TR/Q = PQ/Q = P

(предельная выручка) - это приращение выручки, которое возникает за счёт продажи очередной единицы продукции. В условии совершенной конкуренции она равна рыночной цене:

= ∆TR/∆Q = ∆(PQ) /∆Q =∆P

Закон убывающей предельной отдачи носит не абсолютный, а относительный характер и он действует только в краткосрочном периоде, когда, хотя бы один из факторов производства остаётся неизменным.

Рассмотрим этот закон. Предположим, что в производстве товара используются только два фактора: капитал (К) и труд (L), тогда Q = f(K, L). В краткосрочном периоде капитал - постоянный фактор, а труд - переменный. На рисунке ХХХХ изображена кривая общего продукта TP (TP = Q). По мере того, как в производстве товара при постоянной величине капитала K наращивается применение труда L, величина общего продукта ТР растет, сначала возрастающим, а затем замедляющимся темпом. Наконец, при некотором значении L1 рост ТР прекращается. Если и дальше будет увеличиваться использование труда, ТР начнет сокращаться. В этом проявляется закон убывающей предельной производительности (убывающего предельного продукта). Для иллюстрации действия этого закона воспользуемся графиком предельного продукта (МР).

Рисунок 2.11. Закон убывающей предельной производительности

Предельным продуктом называется прирост общего продукта, полученный от увеличения переменного фактора на 1 единицу.

Сначала, по мере роста L, МР растет, достигая максимального значения в точке D (это как раз то значение L, при котором начинает замедляться рост ТР на рис. 2.11. точка С). После этого по мере роста L, МР убывает, пока не достигнет нулевого значения при L1 (именно при L1 на рис. 3.3 точка МРL ТР достигает максимального значения). Сформулируем закон убывающей предельной производительности (убывающего предельного продукта, убывающей отдачи): по достижении некоторой величины переменного ресурса (L) дальнейшее его наращивание при неизменной величине другого ресурса (K) приводит к уменьшению предельного продукта (прироста продукта в расчете на каждую последующую единицу ресурса).

На рисунке 2.11. изображена также кривая среднего продукта АР, который связан как с общим продуктом ТР, так и с предельным продуктом МР, что видно из формулы среднего продукта: средний продукт или производительность труда - важный показатель эффективности производства. Таким образом, именно закон убывающей предельной производительности объясняет форму кривых общих и переменных издержек в краткосрочном периоде.

2.2 Издержки в долгосрочном периоде

Долгосрочный период характеризуется тем, что фирма в состоянии изменить все используемые факторы производства. В этом периоде переменный характер всех применяемых факторов производства позволяет фирме использовать самые оптимальные варианты их сочетания. Это отразиться на величине и динамике средних издержек (издержки на единицу продукции). Если фирма решила увеличить объём производства, то на начальном этапе (АТС) будут сначала снижаться, а затем, они начнут возрастать, когда в производство будут вовлекаться всё новые и новые мощности.

Рисунок 2.12. Средние совокупные издержки в долгосрочном периоде

На графике долгосрочных общих издержек представлены семь различных вариантов (1 - 7) поведения АТС в краткосрочных периодах, т.к. долгосрочный период это сумма краткосрочных периодов.

Рисунок 2.13. Ступени роста

Кривая долгосрочных издержек состоит из вариантов, которые называются ступени роста. В каждой ступени (I - III) фирма функционирует в краткосрочном периоде. Динамику кривой долгосрочных издержек можно объяснить при помощи эффекта масштаба. Изменение фирмой параметров своей деятельности, т.е. переход от одного варианта размеров предприятия к другому получил название изменение в масштабе производства. Не следует путать масштаб производства и объем производства: масштаб производства может быть выражен соответствующей кривой краткосрочных средних общих издержек, объем производства представлен координатой какой-либо точки на любой из этих кривых.- на этом временном интервале долгосрочные издержки снижаются с увеличением объёма выпускаемой продукции, т.е. имеет место экономия от роста масштаба - положительный эффект масштаба (от 0 до Q1).- (это от Q1 до Q2), на этом временном интервале производства долгосрочный АТС никак не реагирует на увеличение объёма производства, т.е. остаётся неизменным. И фирма будет иметь постоянный эффект от изменения масштаба производства (постоянная отдача от роста масштаба).- долгосрочный АТС при увеличении объёма выпуска растут и имеет место ущерб от роста масштаба производства или отрицательный эффект масштаба (от Q2 до Q3).

Факторы положительного эффекта масштаба (эффекта массового производства):

·специализация труда;

·специализация труда управленческого персонала;

·эффективное использование капитала;

·производство побочных продуктов (комбинирование производства).

Факторы отрицательного эффекта масштаба - это факторы, обусловленные трудностями, связанными с управлением и координацией крупномасштабных операций, и проблемами в области трудовых отношений на больших предприятиях. Для многих отраслей типична кривая, представленная на рисунке 2.13. Точка на кривой AТC, соответствующая Q1 характеризует минимально эффективный масштаб производства, где исчерпывается экономия от масштаба и начинается постоянная отдача от масштаба. Но существуют и другие кривые. Форма кривых долгосрочных средних издержек может подсказать ответ на вопрос, какие по масштабу фирмы преобладают в данной отрасли (рисунок 2.14. а), б), в)).

Рисунок 2.14. Различные типы кривых долгосрочных средних общих издержек

III. ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ

Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов - фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.

Предпринимательская деятельность всегда являлась одним из важнейших предметов исследований экономической науки. В настоящее время есть множество определений сущности предпринимательства. В общем они сводятся к следующему: 1)целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами (издержками) на его производство и реализацию; 2)содержанием предпринимательской деятельности является поиск таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов (денег, материальных благ, труда и т.д.), которые обеспечивают ему достижение указанной цели.

Любая фирма в ходе своей деятельности должна решать ряд задач. Что и в каком количестве производить? Как производить свою продукцию? По какой цене продавать продукцию? Ответы на эти и другие вопросы находятся, исходя из предположения, что целью фирмы является максимизация прибыли.

Прибыль представляет собой разницу между доходами, полученными фирмой в результате реализации продукции и расходами, связанными с производством, продажей данного товара или услуги.

3.1 Виды, источники и функции прибыли

Виды прибыли:

1.Валовая прибыль - прибыль, которая представляет собой разницу между выручкой и издержками на производство продукции.

2.Чистая прибыль - валовая прибыль за вычетом всех налогов и отчислений.

3.Бухгалтерская прибыль - выручка минус бухгалтерские издержки.

4.Экономическая прибыль - выручка минус экономические издержки (риск предпринимателя).

Важным для фирмы источником дохода является учредительская прибыль, которая образуется как разница между суммой, полученной от продажи акций по открытой подписке, и реальным капиталом, помещенным в предприятие. Она присваивается учредителями данного акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Источники прибыли:

Прибыль создается в сфере производства, но свою специфическую экономическую форму она приобретает в сфере обращения. Существует ряд факторов, которые определяют размер прибыли. К этим факторам относят:

1.уровень производительности труда - если растет производительность труда, то увеличивается количество продукции и увеличивается общая масса прибыли;

2.снижение издержек производства - экономия материальных и трудовых затрат;

.изменение структуры производства и ассортимента производимой продукции в сторону повышения высокоприбыльных видов продукции;

.уровень цен (повышение);

.скорость общего оборота авансируемого капитала - ускорение оборачиваемости капитала фирмы ведет к экономии основных и оборотных средств, а отсюда к росту объемов производимой продукции;

.распределение валовой прибыли на чистую прибыль и размер всех прочих отчислений (налогов и платежей).

Функции прибыли:

1.Оценочная - показатель эффективности для оценки производственной и коммерческой деятельности предприятия, при этом используется показатель уровня рентабельности конкретного вида продукции, который находится как отношение прибыли к затратам на производство этой продукции (исчисляется в процентах);

2.Распределительная - создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства;

3.Стимулирующая - снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований.

.2 Бухгалтерский и экономический подходы к оценке издержек и прибыли

Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. К их определению и измерению существуют разные подходы, в которых можно выделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и позицию бухгалтера, которого, прежде всего, интересуют финансовые отчеты и балансы предприятия. Поскольку все виды ресурсов ограничены, любое решение о производстве какого-либо товара предполагает отказ от использования тех же ресурсов для выпуска какого-то иного изделия. Таким образом, все издержки представляют собой альтернативные затраты. Точнее говоря, затраты любого ресурса привлеченные для производства товаров, отражают его ценность при наилучшем из всех альтернативных вариантов использования или ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать. Например, металл, истраченный на производство вооружения уже невозможно применить для изготовления медицинского оборудования или автомобилей. И если рабочий способен производить как вооружение, так и медицинское оборудование, то издержки, которые общество несет при использовании этого рабочего на военном заводе, будут равны вкладу, который он мог бы внести в производство медицинского оборудования.

Следует дать следующее определение экономическим издержкам: экономические издержки фирмы - это те выплаты, которые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных вариантов применения. Все альтернативные издержки, которые понесет фирма в процессе производства, могут быть либо внешними (фактическими, явными), либо внутренними (неявными). Внешние издержки принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства, промежуточных изделий и деловых услуг. Здесь говорится о заработной плате рабочих и служащих, расходах на сырье и материалы, комиссионных вознаграждениях торговым фирмам, взносах банкам и другим финансовым учреждениям, расчетах за юридические консультации, транспортные услуги и т.п. Другими словами, внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, самостоятельным по отношению к данной фирме, не принадлежащим к числу ее владельцев.

В процессе производства фирма может также использовать ресурсы, принадлежащие ей самой. В этом случае она несет внутренние издержки. Они не предусмотрены контрактами, обязательными для внешних платежей, и поэтому не приобретают денежную форму. С точки зрения фирмы, они равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственный ресурс при наилучшем из альтернативных способов его применения. Так, если фирма использует одно из принадлежащих ей зданий, то она не несет никаких внешних издержек в виде арендной платы. Однако внутренние издержки есть, так как фирма теряет возможность получения денег, сдавая это здание кому-либо в аренду. Хотя внутренние издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, ни существуют вполне реально и соответственно влияют на принятие экономических решений: которые обязательно должны учитывать упускаемые возможности лучшего использования собственных ресурсов производителя. В качестве одного из элементов внутренних издержек рассматривается и так называемая нормальная прибыль предпринимателя, т.е. вознаграждение за выполняемые им функции. Примером здесь может послужить ситуация, в которой единоличный владелец мелкой фирмы применяет в ней исключительно собственный труд и денежный капитал. Внешних издержек на выплату заработной платы и процентов он не несет. Но предприниматель, о котором идет речь, ведь мог бы положить свои деньги в банк и получать по ним проценты. Кроме того, управляя собственным предприятием, он отказывается от заработка, который мог бы иметь, предложив такие же управленческие услуги другой фирме. Та минимальная плата, которая необходима, чтобы удержать его предпринимательские способности и денежные средства в данном предприятии, называется нормальной прибылью. Если она не обеспечивается, перед предпринимателем стоит вопрос об отказе от данного способа деятельности.

Рассмотрим это на примере. Допустим, некий предприниматель использовал принадлежащие ему 200 000 долларов в качестве капитала для начала собственного дела. Если бы он положил эти деньги на срочный вклад в банк, то получал бы, скажем, 10% дохода, что составляет 20 000 долларов в год. Эти 20 000 и составляют сумму нормальной прибыли, которая включается в неявные издержки предпринимателя. Таким образом, в случаях, когда бухгалтерская прибыль равна нормальной прибыли, с точки зрения предпринимателя его прибыль равна нулю.

Практически величина нормальной прибыли определяется самим предпринимателем как оценка альтернативных возможностей приложения своего капитала (норма отдачи) и предприимчивости (норма дохода). На основании этого мы можем рассматривать величину прибыли как разность между валовым доходом (т.е. общей выручкой от реализации продукции) и всеми издержками - как внешними, так и внутренними (включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя).

Таким образом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство. Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого еле - еле хватает, чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. Величина же превышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержками образует экономическую или чистую прибыль, т.е. доход предпринимателя, полученный сверх нормальной прибыли.

Рисунок 3.1. Структура выручки предпринимателя

Особое значение для понимания сущности современной монополизированной экономики имеет термин ''сверхприбыль''.

Сверхприбыль, или монопольная прибыль, есть излишек сверх нормальной прибыли, обычной для современного, преимущественно монополизированного, макрорынка. На монопольном рынке сверхприбыль является обязательным устойчивым отношением. Устойчивый характер монопольной прибыли исторически возник в результате концентрации производства в конце XIX - начале XX вв. Появившиеся в это время гигантские торговопромышленные монополии затруднили перелив капитала и обеспечили себе за счет прибавочной стоимости, созданной в немонополистическом секторе, невиданные прежде сверхприбыли, которые уже не подлежали процессу выравнивания по законам конкурентного рынка. В этих условиях обычная средняя прибыль монополистических предприятий закрепляется и принимает характер постоянной ''ренты'', а добавочная прибыль, реализуемая в монопольной цене, становится сверхприбылью. Как отмечал К. Маркс, образование этой ''собственно монопольной прибыли'' нарушает основной закон конкуренции и требует государственного вмешательства. В условиях государственно-монополистического капитализма, господствующего в настоящее время во всех развитых странах, монопольная прибыль приобретает всеобщий характер в результате того, что монополии подчиняют себе народное хозяйство и на большинстве рынков становятся основными продавцами и основными покупателями. Таким образом, возникает новый вид конкуренции - монополистическая конкуренция. Она эффективно выравнивает уровень прибыли монополий, но немонополизированные отрасли не участвуют в выравнивании прибылей, постоянно получая прибыли ниже нормального уровня.


П = TR - Т С

где TR - общая выручка фирмы, р.; ТС - общие издержки фирмы, р.; П -прибыль, руб.

Общая выручка, или общий доход, фирмы - это вся та сумма денег, которую

получает фирма от реализации своей продукции. Наряду с показателями общего дохода, используются показатели среднего и предельного дохода. Средний доход фирмы - это полученный фирмой общий доход в расчете на единицу продукции. Он может быть выражен в виде:

= TR/Q=(Р* Q)/ Q=Р

где AR - средний доход фирмы; Q - выпуск единиц продукции.

Предельный доход это прирост (знак «дельта» Δ) общего дохода в результате увеличения выпуска продукции на единицу:

MR=ΔTR/ΔQ=Δ(Р*Q)/ΔQ=Р*(ΔQ/ΔQ)=Р

где MR - предельный доход фирмы.

Если отложить на оси абсцисс количество продукта, а на оси ординат - совокупную выручку (доход), то зависимость дохода от продукции изображается в форме луча, выходящего из начала координат.

Рисунок 3.2. Совокупная выручка (доход)

Рисунок 3.3. Цена, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена складывается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель. Поэтому если отложить на оси абсцисс количество продукции Q, а на оси ординат - цену Р, то их взаимосвязь изображается прямой, параллельной оси абсцисс. (Рисунок 3.3.). С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.

Совместив эти графики, мы получаем элементарные условия равновесия для отдельной фирмы: пересечение кривой предельного дохода с совокупной выручки показывает равновесный объем производства при данной цене. (Рисунок 3.3.)

Рисунок 3.3. Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для ВУЗов - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999 - 572 с.

2.Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. - М.: ИНФРА-М, 2002.

3.Долан Э. Дж., Линдсей Д.Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. - С-Пб., 2004. - 448 с.

4.Камаев В. Д.Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: "ВЛАДОС", 2002, - 384 с.

5.Курс экономической теории: Учебник для ВУЗов / В. А. Амвросов и др.; под общей редакцией Чепурина М. Н. - Киров: АСА, 2003. - 624 с.

6.Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю.Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 2001.

7.Мамедов О. Ю.Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: издательство "Феникс", 2006. - 608 с.

8.Сажина М. А., Чибриков Г. Г.Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П. В. Савченко. - М.: Экономика, 2004. - 367 с.

9.Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2005. - 816 с.

Похожие работы на - Фирма как институт рыночной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!