. Это состояние характеризуется как алиментарная дистрофия.
К болезням пищевой недостаточности относятся разнообразные авитаминозы, а также гипо- и субгиповитаминозы (полиневриты, цинга, остеопороз, рахит и гемералопия). Развивающееся при этом патологическое состояние проявляется падением сопротивляемости организма к инфекциям, снижением работоспособности, ослаблением памяти и т.д.
По данным Института питания, практически все население России испытывает дефицит витамина С, 40-90% - дефицит витаминов группы В и фолиевой кислоты, 40-60% - бета-каротина. Даже при сбалансированном и разнообразном рационе современному человеку не хватает 20-30% большинства витаминов.
Если калорийность суточного рациона значительно превышает расход энергии, наблюдается положительный энергетический баланс, что также характеризуется весьма серьезными последствиями в виде болезней избыточного питания, одной из которых является ожирение.
Ожирение - накопление жира в организме, приводящее к увеличению избыточной массы тела на 20% и более от средних нормальных величин («идеальная» масса тела). В зависимости от массы тела различают ожирение I степени (увеличение массы по сравнению с "идеальной" более чем на 29%), II степени (избыток массы тела составляет 30 - 49%), III степени (избыток массы тела равен 50 - 99%) и IV степени (избыток массы тела составляет 100% и более). Ожирение представляет не только медицинскую, но и социальную проблему, так как в развитых странах лица, страдающие различными формами ожирения, составляют 20-30% от общего числа популяции.
Избыточная масса тела и ожирение возникают тогда, когда поступление с пищевым рационом энергии намного превышает потребности в ней организма. Такое энергоизбыточное питание год за годом увеличивает накопление лишних килограммов и повышает риск развития опасных заболеваний: атеросклероза в два раза, гипертонической болезни в три раза, ИБС в полтора раза, сахарного диабета в четыре раза, холелитиаза (образование камней в желчных протоках) в шесть раз, варикозного расширения вен (в два - три раза), полиостеоартроза (в четыре раза), подагры (в три раза). Основным механизмом развития ожирения является увеличение количества или объема жировых. Этот процесс может наблюдаться в течение всей жизни, однако наиболее критическими периодами для этого являются два последних месяца беременности, первый год жизни и период полового созревания, когда количество и размеры жировых клеток могут достигать максимального значения. Таким образом, перекармливание и избыточная масса тела в эти критические периоды представляют большой риск развития ожирения. При ожирении сокращается продолжительность жизни, в зрелом возрасте теряется способность к воспроизведению потомства.
Таким образом, как положительный, так и отрицательный энергетический баланс неблагоприятно отражается на состоянии организма, вызывая нарушения обмена веществ, функциональные и морфологические изменения различных систем. (Василаки А., Килиенко З. Краткий справочник по диетическому питанию. М., «Дрофа», 2000.)
1.3 Организация рационального питания студентов
Учащаяся молодежь должна рассматриваться как профессионально-производственная группа населения определенной возрастной категория, объединенная специфическими особенностями труда и условиями жизни. Учитывая эти факторы, целесообразно выделить студентов в особую группу.
При оценке качественного состава пищи студентов часто выявляется несбалансированность питания по ряду основных компонентов - низкое содержание белков животного происхождения, жиров растительного происхождения, кальция, аскорбиновой кислоты и тиамина.
У студентов выявлены следующие нарушения режима питания: 25- 47% не завтракают, 17-30 % питаются два раза в день, около 10 не обедают или обедают нерегулярно, около 22 % не ужинают. Отмечено редкое употребление горячих блюд, в том числе первого блюда, поздний по времени приема ужин.
В соответствии с физиологическими рекомендациями энергетическая потребность студентов-мужчин оценена в пределах 2585 ккал, студенток -2434,5 ккал. На белки приходится около 12% суточной энергетической ценности рациона, причем доля белков животного происхождения должна составлять не менее 60% общего количества их в рационе. Выполнение этого требования гарантирует не только обеспечение достаточным содержанием незаменимых аминокислот, но и их оптимальную сбалансированность в рационе.
Жиры должны составлять около 30 % общей энергетической ценности рациона студенток. При этом на долю жиров растительного происхождения должно приходиться около 30 % их общего количества.
Суточная потребность студентов в основных минеральных веществах должна обеспечить поступлением в организм кальция в количестве 800 мг. фосфора - 1600 мг, магния -500 мг, калия -2500-5000 мг, железа- 10 мг.
В целях практического осуществления принципов сбалансированного питания студентов следует стремиться к более полному соответствию между энергетической ценностью и качественным составом фактических рационов питания и потребностями в энергии и пищевых веществах.
В особую группу необходимо отнести студентов, приехавших для обучения из различных стран. Это связано в первую очередь с тем, что они попадают в новые, непривычные условия, к которым необходимо адаптироваться. Наибольшие трудности сопряжены с изменением климата, отрывом от родины и семьи, а также с изменением характера питания (значительные изменения продуктового набора, технологии приготовления пищи, режима питания). Обследования студентов из различных регионов мира- стран Азии, Африки, Среднего и Ближнего Востока, Латинской Америки - показали, что энергозатраты студентов из Латинской Америки в среднем составляют 2430 ккал. Среднего и Ближнего Востока - 2430 ккал, Африки - 2239 ккал, Азии - 2205 ккал. Различия в энергозатратах практически отсутствовали при пересчете расхода энергии на стандартную массу (70 кг) человека независимо от расовых, этнических различий, а также региона происхождения. В период экзаменационной сессии энергозатраты составляют 1,4 ккал/мин, фактически не отличаясь от энергозатрат во время обычного учебного процесса. Более 90 % иностранных студентов пользуются предприятиями общественного питания.
Каким должно быть питание студентов?
Студенты - это молодежь в возрасте 18-26 лет, еще с незаконченными процессами роста и формирования организма, поэтому в комплексной системе гигиенических мероприятий, направленных на охрану здоровья студентов, одно из важнейших мест принадлежит организации их рационального питания. Изучение организации питания студентов у нас в стране и за рубежом показало, что нарушение питания проявляется в несоблюдении оптимального соотношения между основными пищевыми веществами в рационе и режимом питания.
Пищевой рацион студентов необходимо обеспечивать достаточным количеством разнообразных витаминов, в первую очередь витаминами С, группы В, витаминами А, Е, влияющих на обменные процессы, рост и физиологическое состояние организма. Важное значение в питании молодежи принадлежит таким минеральным веществам, как кальций и фосфор, принимающим участие в укреплении костной ткани, в активизации важнейших процессов организма.
В сохранении здоровья и работоспособности студентов в течение дня имеет значение соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергозатратам, распределение калорийности между приемами пищи, разовость питания, время и интервалы между приемами пищи. Для студентов наиболее оптимальным режимом питания является четырехразовое питание, особенно в каникулы и в период подготовки в экзаменам. В течение учебного периода допускается трехразовое питание, но абсолютно недопустимо двухразовое и, конечно же, прием пищи раз в день.
Последний прием пищи рекомендуется не позднее чем за два часа до сна. При четырехразовом питании должно быть следующее распределение калорийности: первый завтрак - 25%, второй завтрак-15%, обед - 35%, ужин - 25%. На завтрак и ужин рекомендуется включать горячие блюда.
Меню обеда должно состоять, как правило, из четырех блюд.
1.3.1 Особенности питания студентов
Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий учебы и быта.
Учебная деятельность требует значительного нервно-эмоционального напряжения; волнение перед сдачей экзаменов и во время их приводит к повышению кровяного давления, увеличению частоты пульса и дыхания. Значительную часть суток студенты ведут малоподвижный образ жизни, Их физическая активность невелика. Только часть учащейся молодежи занимается спортом.
Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывают изменения привычного уклада жизни.
В организме молодых людей еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогуморальной, поэтому они очень чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов.
В связи с нарушением режима питания за время учебы у многих студентов развиваются заболевания пищеварительной системы, получившие название «болезни молодых», а также гипертоническая болезнь, неврозы и др.
Ассортимент продуктов для студентов вузов представлен в табл. 1.
При выборе продуктов следует учитывать ограниченность денежного бюджета студентов. С целью обеспечения рационов студентов достаточным количеством биологически ценных белков следует использовать их дешевые источники (субпродукты, обезжиренное молоко, нежирный кефир и др.).
Для обеспечения потребности в жирах в рацион необходимо вводить в непрогретом виде растительное и сливочное масла (20 ... 25 г). Следует избегать избытка сладостей, так как это может привести к ожирению и сахарному диабету, потребление сладостей, особенно прилипающих к зубам, приводит к кариесу.
Табл.1 Ассортимент продуктов для студентов вузов
Название продуктовКоличество, г.Для студентов вузовмужчиныженщиныМясо и мясопродукты127107Рыба и рыбопродукты5343Молоко370313Творог2118Сметана1618Сыр1618Всего молока и молочных продуктов в пересчете на молоко1097963Яйца2622Масло животное1613Масло растительное2622Сахар9580Хлебопродукты407343Картофель317268Овощи и бахчевые376317Фрукты свежие132112Сухофрукты54Сыр6958
С целью ликвидации последствий малоподвижного образа жизни следует шире включать в питание растительные продукты, которые являются источником пищевых волокон.
Больше внимания необходимо уделять удовлетворению физиологических потребностей учащейся молодежи в пищевых веществах, часто являющихся дефицитными, а именно в витаминах: С, А, В, В2, ВВ, а также соблюдению рекомендуемых соотношений кальция и фосфора (1, 1,5). Следует избегать частого потребления блюд и продуктов, содержащих много поваренной соли (соления, копчености, маринады, соленая рыба).
В качестве источников витамина С необходимо использован» отвар шиповника, зеленый лук, капусту белокочанную в сыром виде.
С целью обеспечения витамином А, помимо продуктов животного происхождения, необходимо систематически потреблять источники бетакаротина, такие, например, как морковь (с жирами).
Исключительно важно соблюдать принципы сбалансированного питания в период экзаменационных сессий. В этот период необходимо увеличение в рационе доли продуктов, содержащих белки и витамины, повышающих эмоциональную устойчивость организма.
Важнейшая роль в сохранении здоровья учащихся принадлежит соблюдению режима питания. Прием пищи должен быть 3-4-кратным.
Особое внимание следует уделять завтраку. Завтрак должен содержать 25 ... 35 г белка, 30 г жира и 100 г углеводов. Рекомендуется включать горячее блюдо из мяса, рыбы или картофельно-овощное, яичное, творожное, а также масло, сыр, колбасу, чай, кофе, какао.
Основными источниками полноценных белков должны быть продукты животного происхождения. На их долю должно приходиться 50 ... 60 %, желательно, чтобы примерно половину из них составляли молочные белки. Не следует включать в питание копченые колбасы, мясо должно быть нежирным, рыба - нежирной и несоленой. Половину потребности в жирах следует удовлетворять за счет сливочного и растительного масел (поровну). Нужно ограничивать продукты, богатые холестерином. Хлеб целесообразно использовать преимущественно черный (если нет противопоказаний). Вследствие невысоких энергетических затрат на долю сахара должно приходиться не более 15% общего количества углеводов (60 ... 70 г/сут), а на долю сложных углеводов - не менее 70 ... 80 %.
С учетом большой нагрузки на органы зрения важное значение имеет снабжение рациона источниками витамина А и b-каротина (молоко, сыры, рыбий жир, яичный желток, морковь, перец сладкий, горошек зеленый, ягоды облепихи, плода шиповника, абрикосы, хурма, печень).
Для регуляции обмена холестерина и профилактики атеросклероза необходимо включать в рацион питания источники липотропных веществ: гречневую и овсяную крупу, свежую зелень, овощи, фрукты, морскую капусту, мясо. С целью профилактики ожирения следует ограничить потребление таких высококалорийных продуктов, как конфеты, шоколад, печенье, пирожные, хлебобулочные изделия из муки высшего и первого сорта. Для увеличения содержания кальция в рацион следует включать такие его источники, как сыры и творог.
Поваренная соль способствует задержке в организме воды и продуктов обмена, поэтому следует ограничивать ее количество или потреблять продукты - источники калия, улучшающие выведение этих веществ (картофель, салат, тыква, кабачки, свекла, овсяная крупа, сухофрукты, особенно изюм, курага).
Рацион питания должен иметь антисклеротическую, липотропную и антистрессорную направленность для оптимизации обмена жиров, снижения уровня холестерина в крови, обеспечения оптимальных условий для нормального функционирования нервной системы.
Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо сбалансированное поступление с пищей основных ее компонентов, а именно: белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. Очень важно, чтобы калорийность рациона соответствовала энергетическим затратам организма в зависимости от индивидуальных особенностей - таких, как рост, вес, возраст и степень физической и эмоциональной нагрузки. Питание должно быть разнообразным, включать в себя мясо, рыбу, яйца, молочные продукты - основные источники белка, необходимого для роста и восстановления клеток и тканей организма и его нормальной жизнедеятельности. Жиры должны составлять около 30% от всей калорийности рациона, причем не менее трети от общего числа нужно использовать в виде растительных масел, их необходимо шире использовать при приготовлении салатов, винегретов. Для улучшения деятельности головного мозга, а также с целью профилактики атеросклероза необходимо увеличить в рационе количество блюд из рыбы.
Углеводы - это "топливо" клеток мозга. Хлеб, картофель, сахар, кондитерские изделия, каши, шоколад - это основные их источники, которые при избытке переходят в жиры, откладываясь в жировых депо.
Помните, что 100 г карамели дают организму около 300-400 ккал, а выпечка, торты и т.д. и того больше. Избыток таких «пустых» калорий может привести не только избытку жировых отложении, но и к ухудшению памяти.
А вот овощи и фрукты, зелень - это источники витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, их лучше употреблять в сыром виде в салатах, к тому же надо помнить, что 100 г овощей дают лишь 20-40 ккал.
Общее состояние организма, его активность и работоспособность зависят от режима питания. Принимать пищу необходимо не реже 3-4 раз в сутки, желательно в одно и то же время. Завтрак должен быть обязательным и достаточно плотным, во время обеда необходима полноценная горячая пища, которую нельзя заменить употреблением продуктов быстрого приготовления (вермишель, картофельное пюре и разнообразные супы из пакетиков). На ужин лучше употреблять легкоусвояемые молочные, крупяные или овощные блюда. Мясные блюда, а также крепкий чай, кофе, принимать вечером нежелательно. Во время сессии в пищевой рацион можно внести некоторые коррективы: употребление в этот период дополнительно 10-15 г. растительного масла в свежем виде в салатах значительно увеличивает концентрацию внимания и улучшает работоспособность. Молочный белок таких продуктов, как творог, сыр, кисломолочные напитки снижает уровень стресса. Поэтому врачи рекомендуют ежедневно употреблять кисломолочные продукты, в большом количестве - овощи и фрукты. Избежать переутомления поможет стакан зеленого чая с ложкой меда и соком половины лимона. Зимой нельзя забывать включать в свой рацион сухофрукты. Калорийность рациона должна быть такой же, как при обычной студенческой нагрузке.
1.3.2 Основные направления совершенствования питания студентов
Группа российских медиков, психологов и педагогов провела исследование влияния качества и регулярности питания на успеваемость учащихся средних и высших учебных заведений. Оказалось, что при двухразовом питании - утром и вечером - резко снижается успеваемость школьников и студентов, при трехразовом она возрастает. Залог же успешной учебы - это четырехразовое питание.
Для того чтобы наладить систему регулярного питания молодого поколения, необходимо принять новые стандарты питания студентов. Питание учащихся должно быть, во-первых, качественным, во-вторых, сбалансированным по количеству белков, жиров и углеводов, в-третьих, достаточно регулярным - каждые четыре-пять часов, и, в-четвертых, больше ориентированным на отечественные продукты.
Проведенные исследования показали, что молодые люди отдают предпочтение картофелю фри, чипсам, сандвичам, майонезу и газированным напиткам. В результате подростки в четыре раза больше, чем взрослые, страдают проблемами ожирения.
Утверждение, что студент должен четыре или пять раз в день питаться, наверное, вызовет улыбку и ухмылку у студента. Когда это наш студент сможет три или четыре, а то и пять раз в день получить пищу? А вот медики установили зависимость, что если хотя бы три раза в день студент питается, то это сказывается положительно на его успеваемости. А если один-два раза в день, то оценки удовлетворительные. Как может здоровый, молодой, растущий организм нормально выкладываться на занятиях, на контрольных, на лабораторных, когда у него сил на это не хватает.
Задача любого вуза - выпустить из стен университета не только профессионально подготовленных, но и здоровых, энергичных молодых специалистов. В условиях экономического кризиса, сокращения доходов семей и студенческой безработицы, а также на фоне роста цен на продукты питания необходимо выработать предложения по совершенствованию системы питания нашего студенчества. Должны стимулироваться, с одной стороны, товаропроизводители к снижению себестоимости своей продукции, а с другой - введение государственных дотаций на питание студентов.
В Москве вот уже несколько лет существует система школьного питания. Она предполагает, что учащиеся средних общеобразовательных учреждений либо бесплатно получают, либо могут покупать в школах горячие завтраки и обеды, четко сбалансированные по калорийности. Готовятся они в специально созданных столицей комбинатах школьного питания.
Одной из форм организации студенческого питания могут стать молодежные кафе. Молодые люди, которые обучаются в пищевых университетах, могли бы с третьего-четвертого курса организовывать свое личное дело в форме малого бизнеса на территориях высших образовательных учреждений. Главная задача - дать им такую возможность, предоставив бюджетную поддержку. В законе должны быть прописаны механизмы развития системы молодежных кафе, ресторанов и закусочных, в которых студенты могли бы не только со скидкой покупать горячие обеды, но и работать в свободное от учебы время.
ожирение рацион здоровье питание
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анкетирование
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
.Ваш пол:
мужской,
женский
. Ваш возраст? ___ лет
. Откуда Вы?
а) из сельской местности
б) городской житель
. Имеются ли у Вас хронические заболевания? а) Да; б) Нет
. Появились ли у вас какие-либо заболевания после поступления в вуз? а) Да б) Нет
. Сколько раз в день вы питаетесь?
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
д) больше
. Соблюдаете ли вы режим питания?
а) да
б) хочу, но не хватает времени
в) не вижу необходимости
. Какие блюда вы предпочитаете?
а) сладкое и сдобное
б) фаст-фуд
в) домашняя кухня
г) другое __________________________________________
. Завтракаете ли вы?
а) да
б) нет
в) не всегда успеваю
. Соблюдаете ли Вы какую-либо диету? Если да, то какую?
а) голодание
б) диета для сброса/набора веса
в) диета, необходимая при определенной болезни
г) не соблюдаю
. Употребляете ли Вы рекомендованные 2 литра воды в день? а) Да; б) Нет
. Где Вы чаще питаетесь?
а) дома
б) в столовой университета
в) кафе, бистро, ресторан и т.п.
г) перекусываю (утоляю голод) чем придется (жевательная резинка, шоколад, конфеты)
. Учитываете ли вы калорийность вашего дневного рациона?
а) да
б) нет
. Имеете ли вы представление о рациональном питании? а) Да; б) Нет
. Когда Вы съедаете больше еды:
а) в первой половине дня;
б) во второй половине.
.Как часто вы питаетесь чипсами, кириешками, шипучками и т.п.?
а) каждый день;
б) только иногда;
в) готов есть всегда;
г) вообще не ем.
. Как часто Вы пропускаете завтрак, обед или ужин?
а) часто,
б) иногда,
в) почти никогда
Цель анкетирования студентов: определить отношение студентов к рациональному питанию, выявить наличие заболеваний, связанных с неправильным питанием, составить представление о рационе питания студентов.
В ходе социологического исследования были опрошены 20 респондентов: 6 юношей и 14 девушек. Категория опрошенных - студенты вузов в возрасте от 17 до 22 лет.
По результатам опроса проживают в сельской местности - 30% опрошенных; 70% -городские жители.
У 15% респондентов имеются хронические заболевания.
У 10% появились хронические заболевания после поступления в вуз.
раз в день питаются - 10%, 2 раза в день - 35%, 3 раза в день - 50%, 4 раза в день - 5%.
Из 20 опрошенных лишь 2% - соблюдают режим питания, 50% - хотят, но не хватает времени и 40% - не видят необходимости в соблюдении режима питания.
% - предпочитают сладкое и сдобное, 70% - домашнюю кухню.
Завтракают - 50%, не завтракают вообще - 20%, не всегда успевают - 30% опрошенных.
% респондентов придерживаются диеты для сброса/набора веса, 85% - не соблюдают никаких диет.
% опрошенных употребляют рекомендованные 2 литра воды в день.
По подсчетам питаются обычно дома - 85%, в столовой университета - 10%, перекусывают в течение дня чем придется - 5%.
Лишь 10% опрошенных учитывают калорийность своего дневного рациона.
% респондентов съедают больше еды во второй половине дня.
Завтрак, обед, ужин часто пропускают 30% опрошенных, иногда - 60%, почти никогда - 10%.
Организация питания студентов Социального факультета ДГУ
На базе Социального факультета ДГУ Рабадановой Сагибат Хулатаевной открыта студенческая столовая. Столовая размещена в корпусе факультета и состоит из обеденного зала на 48 посадочных мест (12 столиков).
Штат столовой:
заведующая производством- 1;
повар - 2;
кухонный рабочий - 1;
По характеру организации производства столовая работает как на полуфабрикатах, так и на сырье. Относится к столовой открытого типа и обеспечивает питание всех обучающихся, преподавателей. Имеется санитарно-эпидемиологическая <#"justify">1.Василаки А., Килиенко З. Краткий справочник по диетическому питанию. М., «Дрофа», 2010.
2.Дасколов П. Асланян Р. Принципы рационального питания. М., «Просвещение», 2009.
.Диченко В.А. Значение рационального питания в современном мире. М., «Академия», 2004.
.Прыгунова О.В. Наше здоровье. Ростов-на-Дону, 2000.
.Привалова Д.В., Афанасьенко М.П. Диетическое питание. Н.Новгород, «Эрудит», 2008.
.Савельев П.Г., Федорова Л.С. Рациональное питание. М. «Просвещение», 2012.
.Смоляр В.И. Принципы рационального питания. Киев, 2009.