Управление торговым ассортиментом салона-магазина цветов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    119,41 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление торговым ассортиментом салона-магазина цветов

Содержание

Введение.

. Теоретические основы формирования торгового ассортимента на предприятии розничной торговли

1.1 Особенности управления товаром в розничной торговле

1.2 Понятие торгового ассортимента. Классификация торгового ассортимента

.3 Свойства и показатели торгового ассортимента на предприятии розничной торговли

.4 Управление торговым ассортиментом на предприятии розничной торговли

1.5 Основные принципы, этапы и методы формирования ассортимента товаров на предприятии розничной торговли

2. Анализ управления торговым ассортиментом салона-магазина цветов «ЭДЕМ»

.1 Общая характеристика салона-магазина «ЭДЕМ»

.2 Анализ маркетинговой среды

.3 Анализ показателей торгового ассортимента

2.4 АBC-анализ ассортимента салона-магазина «ЭДЕМ»

. Рекомендации по совершенствованию управления торговым ассортиментом салона-магазина цветов «ЭДЕМ»

Заключение

Список использованных источников

Введение

Тема данной курсовой работы - управление торговым ассортиментом предприятия розничной торговли. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. В настоящее время особое место в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля, которая является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. Для успешного развития розничного торгового предприятия большое значение имеет правильное решение ассортиментной политики.

В курсовой работе особое внимание уделено формированию ассортимента на розничном торговом предприятии. Формирование торгового ассортимента - это деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные и прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством торговой организации. Формирование торгового ассортимента является одновременного и средством и методом управления ассортиментом. Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров предназначенных для продажи в торговой розничной сети.

Правильная ассортиментная политика предприятия - это основа стабильности, рентабельности и, в конечном итоге, конкурентоспособности его на рынке.

Цель курсовой работы: изучить теоретическую сущность понятий товар, торговый ассортимент, ассортиментная политика; ознакомиться с классификацией, показателями торгового ассортимента; определить принципы, этапы и методы формирования ассортимента товаров на предприятии розничной торговли; провести анализ управления торговым ассортиментом салона-магазина цветов «ЭДЕМ».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: 1) изучить теоретические основы формирования торгового ассортимента предприятия розничной торговли; 2) провести анализ управления торговым ассортиментом салона-магазина цветов «ЭДЕМ»; 3) разработать рекомендации по совершенствованию торгового ассортимента салона-магазина «ЭДЕМ».

Объект исследования - торговый ассортимент салона-магазина цветов «ЭДЕМ».

Предмет исследования - управление торговым ассортиментом салона-магазина цветов «ЭДЕМ».

Данная работа состоит из следующих разделов: введение, три главы, заключение, список литературы.

При написании курсовой работы использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников, журнала «Маркетинг: идеи и технологии».

1. Теоретические основы формирования торгового ассортимента в розничной торговле

.1      Особенности управления товаром в розничной торговле

Товар - это продукт человеческой или природной деятельности, а также услуга, обладающие полезными свойствами и предназначенные для продажи. Продуктом могут быть материально-вещественные предметы (изделие, сооружение, здание, земельный участок, природное сырье, представитель растительного и животного мира и т.д.), а также нематериальные формы результатов трудовой деятельности (интеллектуальные продукты - идея, научное и художественное произведение, патент, лицензия, информация и т.п., коммерческие продукты - предприятие, марка товара, наименование и доброе имя фирмы и т.п.). Услуга представляет собой действие, не создающее материальных ценностей, но проявляющееся в виде какого-либо эффекта или выгоды, получаемой потребителем и позволяющее тем самым удовлетворить его потребности. Таким образом, товар имеет две характеристики: полезность и способность продаваться (обмениваться на деньги) [1, c.233].

Управление товаром можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле управление товаром - это управление товарной номенклатурой и входящими в нее ассортиментными группами.

В узком смысле управление товаром - это управление ассортиментной позицией.

Товарная номенклатура - это совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы товаров, схожих по своим потребительским характеристикам или призванных удовлетворять определенную потребность. Эти группы товаров называются ассортиментными группами. Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций (марок, моделей, разновидностей) [2, c.161].

Управление товаром в узком смысле, т.е. отдельной товарной категорией включает следующие составляющие:

а)  управление качеством (функциональное назначение, свойства, дизайн);

б)      управление конкурентоспособностью товара (качество, цена, сервис);

в)      управление упаковкой;

г)       управление позиционированием;

д)  управление ЖЦТ (жизненным циклом товара).

Управление товаром в широком смысле включает следующие составляющие:

а) управление товарной номенклатурой в целом;

б)      управление ассортиментными группами (товарными линиями);

в) управление инновационной деятельностью;

г)       управление позиционированием предприятия в целом.

Управление товаром, как любой управленческий процесс, включает две основные составляющие:

·  стратегическое управление;

·        тактическое управление.

Тактическое (оперативное) планирование представляет собой текущие действия по формированию ассортимента, изменяющие структуры отдельных ассортиментных подгрупп и позиций (рисунок 1).

В настоящее время особое место в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля.

Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы. Итак, когда товар превращается в деньги, создаются стартовые возможности для нового цикла производства. Отсюда следует, что розничную торговлю следует рассматривать в процессе кругооборота всего общественного продукта, где стадии производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны между собой [3, с. 95].

Рисунок 1 - Алгоритм процесса тактического управления

Наличие среди предприятий розничной торговли разных типов магазинов является одним из важных показателей состояния розничной торговли в рыночных условиях. Их роль трудно переоценить, эти магазины располагают наибольшим ассортиментом в торговле, предлагают ряд других услуг покупателям.

Предприятия-производители изготавливают товары и продают их предприятиям, занимающимся оптовой или розничной торговлей. Оптовики перепродают эти товары розничным торговцам, а те - конечным потребителям.

Как видно из рисунке 3 продукт проходит 4 этапа по мере продвижения от производителя до потребителя. Каждый этап характеризуется своим содержанием, особенностями функции и методов их достижения.

1.   Обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг. Например, средний супермаркет предлагает около 15 тыс. наименований товаров от более 500 производителей. Предлагая столь широкий ассортимент, предприятия предоставляют своим покупателям возможность приобрести товары самых разных марок, фасонов, размеров, расцветок и цен в одном и том же месте.

2.      Дробление поступающих партий товаров. Чтобы снизить затраты на перевозку, производители, как правило, отправляют розничным торговым предприятиям товары большими партиями в соответствующей упаковке и таре. А розничные торговые предприятия, в свою очередь предлагают товары в небольших количествах, соответствующих запросам отдельных потребителей. В этом и заключается функция дробления поступающих партий товаров.

.        Хранение запасов. Поддерживая определенный объем запасов, розничные торговые предприятия создают дополнительное преимущество для потребителей, так как затраты последних на хранение сокращаются.

4. Обеспечение сервиса. Розничные торговые предприятия предоставляют покупателям услуги, облегчающие процесс покупки и использования товаров, демонстрируют имеющиеся у них товары так, что потребители имеют возможность рассмотреть их [4, с. 115].

Таким образом, основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой она существует. Если розничное торговое предприятие стремится к успеху, оно должно знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности, а так же противостоять конкурентам. Все это возможно только в том случае, если предприятие розничной торговли постоянно отслеживает возникновение новых потребностей потребителей, появление новых конкурентов, а также от грамотного управления торговым ассортиментом.

1.2 Понятие торгового ассортимента. Классификация торгового ассортимента

Торговый ассортимент - многообразие товаров, находящихся в сфере обращения в оптовой и розничной торговле, а также в сфере общественного питания [5, с. 184].

В товароведении и торговой практике существуют свои подходы к классификации ассортимента (рисунок 4).

По объекту рассмотрения различают ассортимент товарной группы и ассортимент торгового предприятия.

Ассортимент товарной группы - разновидности продуктов с подразделением их на виды и сорта, но относящиеся к одной родственной группе товаров или близкие по своим свойствам и применению.

По широте охвата товаров различают простой и сложный ассортимент.

Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей, например, ассортимент магазина в сельской местности.

Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют самые разнообразные потребности. Сложный ассортимент имеют универсамы, базы.

В ассортименте пищевых продуктов различают товары простого и сложного ассортимента. Товары, не имеющие многообразия сортов и разновидностей, являются товарами простого ассортимента (например, соль, сахар и др.) Большинство товаров являются товарами сложного ассортимента, так как в пределах одного вида имеются различные сорта, разновидности.

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары.

По назначению товаров выделяют групповой, развернутый, сопутствующий и смешанный ассортименты.

Групповой ассортимент - набор однородных товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности и объединенных общностью признаков. В качестве признаков выступает функциональное или социальное назначение, например, магазин спорттоваров.

Развернутый ассортимент - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Развернутый ассортимент имеют специализированные магазины.

Сопутствующий ассортимент - набор товаров, выполняющих вспомогательные функции и не являющихся основными для данной торговой организации, например, многие обувные магазины предлагают сопутствующий ассортимент товаров - предметы ухода за обувью.

Смешанный ассортимент - набор товаров различных групп, видов и наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Торговое предприятие со смешанным ассортиментом предлагает одновременно продовольственные и непродовольственные товары, удовлетворяя самые разные потребности. Смешанный ассортимент имеет место в универсамах.

Для сравнительной оценки ассортимента торговой организации с точки зрения соответствия требованиям потребителей и торговой организации применяются понятия рационального и оптимального торгового ассортимента.

Рациональный торговый ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни. С помощью данного понятия пытаются учесть степень соответствия, набора товаров, предлагаемого торговым предприятием требованиям потребителей, учитывая при этом результаты последних исследований и достижений в области технологии.

Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и торговой организации. Наряду с высокой конкурентоспособностью предлагаемых товаров, т.е. их соответствием потребностям потребителей и способностью быть более предпочтительными по сравнению с аналогами, учитывается требование высокой эффективности ассортимента для торговой организации. Максимальный полезный эффект для торговой организации есть ни что иное, как максимум прибыли от данного ассортимента при минимуме затрат на организацию его продаж.

По наличию на данный момент выделяют реальный и прогнозируемый ассортименты.

1.3 Свойства и показатели торгового ассортимента на предприятии розничной торговли

Торговый ассортимент характеризуется рядом показателей: структурой, широтой, глубиной, полнотой, коэффициентами устойчивости и обновления, ассортиментным минимумом, гармоничностью [5, с. 184].

Структура - количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в товарообороте. Это соотношение регулярно подвергается пересмотру на основе результатов изучения потребностей, покупательского спроса, деятельности конкурентов.

Широта - количество товарных групп, подгрупп или видов изделий того или иного назначения в ассортименте торгового предприятия.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.

Действительная широта - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.

Глубина - количество разновидностей товара внутри вида. Увеличение этого показателя целесообразно до оптимального уровня, превышение его приводит к товарному каннибализму и сокращению объемов продаж.

Полнота - соотношение фактического количества разновидностей товара к количеству разновидностей этого товара, предусмотренных стандартами или спецификацией к договору. В качестве базы сравнения может выступать и производственный ассортимент, т.е то количество доступных на рынке разновидностей товара, которое предлагается его отечественными и зарубежными производителями. Фактически показатель отражает возможность удовлетворения спроса не как такового, а марочно сориентированного с учетом приверженности разным маркам.

Коэффициент устойчивости - соотношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же групп в ассортименте торговой организации за рассматриваемый период.

Коэффициент обновления представляет собой удельный вес в процентах новых разновидностей товаров в ассортименте, определяется по аналогии с коэффициентом обновления товарного ассортимента.

Ассортиментный минимум - документ, содержащий перечень видов и разновидностей товаров, которые обязательно должны быть представлены в ассортименте данного торгового предприятия. Минимум утверждается местными органами власти для розничных торговых организаций и предприятий общественного питания с целью недопущения перекосов в структуре ассортимента, исключения или недопустимого сокращения вариантов предложения социально значимых товаров. Несоблюдение ассортиментного минимума считается нарушением правил торговли.

Гармоничность - степень близости товаров разных групп, видов и разновидностей с точки зрения реализации и использования. Специфика деятельности и вид торгового предприятия предопределяют степень гармоничности его торгового ассортимента. Наиболее гармоничен групповой ассортимент, наименее - смешанный. Для торговых организаций, включающих сети магазинов, может оцениваться гармоничность торговых ассортиментов магазинов, входящих в единую сеть.

.4 Управление торговым ассортиментом на предприятии розничной торговли

Управление торговым ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

В управлении ассортиментом предприятия можно выделить четыре основные функции управления: планирование ассортимента, организация ассортимента, координация ассортимента и его контроль.

Рассмотрим эти функции более подробно.

Планирование ассортимента - это процесс определения программы действий по формированию ассортимента, основанной на анализе рынка и всех видов ресурсов организации.

Организация ассортимента - это распределение задач между отдельными подразделениями или работниками предприятия по формированию ассортимента и установление взаимодействия между ними.

Координация ассортимента - это обеспечение согласования принципов управления ассортиментом со стратегическими целями предприятия.

Контроль ассортимента - это вид управленческой деятельности, связанный с формированием информации о состоянии и функционировании ассортимента (учет), изучением данных об ассортименте (его анализ), работой по диагностике и оценке процессов разработки и достижения целей, эффективности ассортиментных стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления ассортиментом [6, c.158].

Каждая из функций управления ассортиментом имеет свои задачи. Функции и задачи управления ассортиментом представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Основные функции управления ассортиментом организации

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование торгового ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные и прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством торговой организации.

Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной торговой организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации.

Ассортиментная политика - цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

ü  установление реальных и предполагаемых потребностей потребителей в определенных товарах;

ü  определение основных показателей ассортимента;

ü  выявление источников товарных ресурсов;

ü  оценка возможностей организации для реализации отдельных товаров;

ü  определение перспективных направлений формирования ассортимента.

Основными направлениями в области формирования ассортимента являются стратегии сокращения, расширения, стабилизации, обновления, совершенствования и гармонизации.

Сокращение - это стратегия уменьшения широты и полноты торгового ассортимента. Основными причинами принятия решения о сокращении торгового ассортимента являются падение спроса и низкая прибыльность при реализации отдельных товаров.

Расширение - это стратегия увеличения широты и полноты торгового ассортимента. Причинами может послужить рост покупательской способности, повышение спроса, высокая рентабельность реализации, появление новых производителей, выведение на рынок новых товаров.

Стабилизация - это стратегия, нацеленная на поддержание высокой устойчивости торгового ассортимента и низкой степени его обновления. В настоящее время в условиях сокращения жизненного цикла товаров и дальнейшего ускорения НТП данная стратегия используется очень редко.

Обновление - это работа по введению в торговый ассортимент новых разновидностей товаров, возможно при одновременном исключении не пользующихся спросом. Основными причинами являются изменение потребностей потребителей, моды, достижений НТП, повышение конкурентоспособности отдельных марочных товаров.

Совершенствование - это сочетание сокращения ассортимента одних товаров, расширения ассортимента других и обновления ассортимента в целом с целью повышения его рациональности. Стратегия предполагает не просто реакцию на изменение спроса, результатом должно становиться повышение качества жизни покупателей. Обновление ассортимента, связанное с изменением упаковки товаров или снижением их качества, не является способом совершенствования. В условиях торгового ассортимента продовольственных товаров совершенствование может осуществляться за счет сокращения ассортимента высококалорийных и расширения ассортимента биологически полноценных продуктов.

Гармонизация - это деятельность по приближению реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующим целям данной торговой организации. Эта деятельность особенно характерна для сетей элитных магазинов, формирующих ассортимент по образцу известных зарубежных компаний.

Выбор того или иного направления требует знания факторов, влияющих на формирование ассортимента. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и производство товаров.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения (в первую очередь - наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина [4, с.123].

Формирование торгового ассортимента реализуется на основании результатов маркетинговых исследований, осуществляемых как ежедневно торговым персоналом в процессе наблюдения за покупателями в торговом зале, так и с помощью специальных методов. По итогам исследований выявляются текущие и перспективные потребности покупателей, анализируются способы использования товаров, определяются мотивы совершения покупок и особенности покупательского поведения на соответствующих рынках [5, с. 188].

Обеспечение устойчивости ассортимента товаров и создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса потребителей помогут сформировать торговый ассортимент, рассчитанный на покупателей с дифференцированным уровнем доходов. Сформированный таким образом ассортимент будет способствовать получению высоких финансовых результатов, которые предоставят предприятию возможности для улучшения своих позиций на рынке.

.5 Основные принципы, этапы и методы формирования ассортимента товаров на предприятии розничной торговли

Основными принципами формирования ассортимента являются:

1. Соответствие ассортимента товаров характеру спроса предъявляемого покупателями в районе деятельности магазина. Этот принцип является основным. Поскольку спрос является категорией постоянно меняющейся как количественно, так и качественно, то ассортимент магазина должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом. Поэтому коммерсанты должны постоянно изучать покупательский спрос.

Результаты изучения спроса обязательно должны учитываться при формировании ассортимента. В частности товары четко сформированного спроса должны быть постоянно в продаже, поскольку их отсутствие приводит к потерям оборота и в соответствии к снижению эффективной деятельности предприятия и ухудшению конкурентных позиций.

Итак, изучение спроса населения с одной стороны предшествует формированию ассортимента, с другой стороны следует за ним с целью выявления соотношения ассортимента предъявляемому спросу.

. Принцип комплексного удовлетворения спроса. Обеспечивает максимальное удобство покупателя, экономию времени при совершении покупки. Этот принцип предполагает построение ассортимента товара с учетом комплектности их потребления.

Количество и наименование потребительских комплектов зависит от размеров торговой площади, структуры товарооборота магазина, наличие других типов торгово-розничных предприятий в зоне его деятельности. В большей степени реализуются при формировании ассортимента непродовольственные товары. В рамках потребительских комплексов выделяют микро-комплексы постоянные и сезонные.

. Принцип обеспечения оптимальной широты, глубины, коэффициентов устойчивости, обновления ассортимента. Учитывается в процессе разработки ассортиментной модели магазина и позволяет обеспечить максимальные объемы продаж с каждого квадратного метра торговой площади. Он предполагает наличие предельно широкого ассортимента товара с учетом объективно существующих ограничений: размер торговой площади, состояние торгового технического оборудования.

. Обеспечение рентабельности работы розничной торговой точки - это непременное условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, также учитывается товарооборот и другие экономические показатели [7, с. 257].

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

1)   определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией торгово-розничного предприятия;

2)   устанавливается структура ассортимента (перечень и соотношение групп, подгрупп товаров);

3)   определенное количество видов разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров с увязкой к конкретной торговой площади;

4)   разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина.

1)   метод ассортиментного перечня.

Предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в ассортиментном перечне. Этот метод ориентирован на удовлетворение твердо сформировавшегося спроса.

Для конкретных магазинов ассортиментные перечни разрешаются с учетом типа магазина, его торговой площади, места расположения, наличия конкурентов, контингента покупателей. Утвержденный торговым предприятием ассортиментный перечень согласовывается с органами местной администрации. Перечни разрабатываются и утверждаются на 1 год. Но при изменении на рынке могут корректироваться и пере утверждаться.

2)   метод потребительского комплекса.

Этот метод более прогрессивный, поскольку ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, способствует экономии времени покупателей на совершение покупок, облегчает выбор товаров, способствует совершению импульсивных покупок. Однако при этом не учитываются особенности спроса отдельных сегментов рынка в пределах одного комплекса.

Для учета индивидуальных предпочтений необходима дифференциация ассортимента, главным принципом которой является глубокое изучение требований конкретных групп потребителей. Поэтому комплексное изучение рыночной ситуации становится решающим условием правильного формирования ассортимента товаров, отвечающего платежеспособному спросу [8, с. 221].

Формирование торгового ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий. Поэтому коммерческие работники потребительской кооперации должны четко представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др. Для этого используется широко применяемый в рыночной экономике метод АВС-анализа. Основная идея метода АВС-анализа строится на основании принципа Парето: в соответствии с этим законом 20% числа элементов какого-либо массива товаров обуславливает 80% его общей стоимости (рисунок 3). Данный метод позволяет определить оптимальное соотношение групп и видов товаров в розничном торговом предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели. АВС-анализ проводится на основе статистических данных по торговому предприятию за год, полугодие, квартал [10, с. 170].

Рисунок 3 - Графическое представление распределения товаров на области А, В, С

Алгоритм проведения ABC- анализа ассортимента:

Первый шаг: определить объект анализа ассортимента. В качестве объекта анализа ассортимента может выступать товарная категория, группа, подгруппа, номенклатурная единица, клиент (для оптовой торговли), дебитор, поставщик и т.п.

При проведении анализа ассортимента в целях управления ассортиментом имеет смысл выбрать в качестве объекта анализа номенклатурную единицу (позицию ассортимента), что позволит провести детальный анализ продаж; а для анализа структуры ассортимента - товарную категорию.

Второй шаг: определить параметр, по которому будет проводиться анализ ассортимента. Им может быть объем продаж (в стоимостном или натуральном выражении), валовой доход, средний товарный запас (в стоимостном или натуральном выражении), количество заказов (например, при анализе заказчиков), объем заказов и т.д.

При проведении анализа ассортимента в целях анализа ассортимента <#"875102.files/image004.gif">

Рисунок 4 - Пример процесса оказания услуги «Заказ цветов по телефону»

. Надо признать, что, в общем, качество продукции не очень сильно отличается от качества продукции фирм-конкурентов, поэтому одним из путей достижения увеличения объёма продаж может стать проведение рекламной кампании. Наиболее эффективной рекламой является реклама, напечатанная в местной газете («Адзiнства», «Борисовские новости»). Эта реклама относительно не дорога. Большинство проживающих в нашем городе читают местную газету, а, следовательно, велика вероятность того, что и рекламный контакт может состояться. Реклама магазина может быть представлена на рекламных щитах города, а также в Интернете.

Так же можно составить определённую систему скидок, которая привлечёт новых покупателей и ещё больше заинтересует старых. Например, можно предложить определённый процент скидки при покупке товара на большую сумму; предоставлять скидку, например, при третьей покупке с предоставлением чеков за предыдущие покупки; либо установить определённый процент скидки в какой-либо день недели.

Претворение в жизнь всех вышеперечисленных рекомендаций позволит усовершенствовать торговый ассортимент магазина, создать новые услуги, и тем самым повысить объем продаж, максимизировать прибыль и привлечь покупателей в праздничный мир цветов, который украшает и дополняет нашу жизнь великолепием бесконечного цветочного разнообразия.

Заключение

В данной курсовой работе был рассмотрен и проанализирован торговый ассортимент салона-магазина «ЭДЕМ».

В первом разделе были рассмотрены понятие и сущность торгового ассортимента, его классификация, свойства и показатели, а также основные принципы, этапы и методы формирования ассортимента товаров. Во втором разделе был проведен анализ управления торговым ассортиментом салона-магазина цветов «ЭДЕМ»; В последнем, третьем, разделе предложены рекомендации по совершенствованию торгового ассортимента салона-магазина цветов «ЭДЕМ».

Следует отметить, что основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой она существует. Если розничное торговое предприятие стремится к успеху, оно должно знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности, а так же противостоять конкурентам. Все это возможно только в том случае, если предприятие розничной торговли постоянно отслеживает возникновение новых потребностей потребителей, появление новых конкурентов, а также от грамотного управления торговым ассортиментом.

Торговый ассортимент - многообразие товаров, находящихся в сфере обращения в розничной торговле. Торговый ассортимент характеризуется рядом показателей: структурой, широтой, глубиной, полнотой, коэффициентами устойчивости и обновления, ассортиментным минимумом, гармоничностью.

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях - сложный процесс, который зависит от многих факторов: ассортимент должен соответствовать выбранному сегменту, подстраиваться под сезонные и географические факторы, иметь достаточно наименований, чтобы каждый клиент смог произвести покупку.

Следует отметить, что АВС-анализ является инструментом совершенствования ассортимента товаров, а не формирования его изначально. С помощью ABC анализа можно выяснить, насколько хорошо представлен ассортимент в том или ином предприятии: главная цель этого анализа - совершенствование структуры ассортимента потребительских товаров, благодаря которому можно повысить рентабельность предприятия и успешность компании в целом.

Особенности формирования торгового ассортимента для розничного торгового предприятия мы рассмотрели на примере деятельности салона-магазина цветов «ЭДЕМ». Можно сделать следующие выводы:

) ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента цветочной продукции, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.

) на основе АВС-анализа, проанализировав таким образом вклад каждой группы А, В и С в оборот магазина, выяснилось, что самыми покупаемыми являются розы, хризантемы, лилии и гвоздики. Именно эти виды цветочной продукции товарной подгруппы «свежесрезанные цветы» из группы А имеют наибольшую долю в реализации и доходах свежесрезанных цветов - 50%.

При этом следует помнить, что в случае с покупкой цветов потребитель приобретает не столько сам товар, сколько те блага, в достижении которых он (товар) может посодействовать. Для цветочного магазина товар - это не только ассортимент цветов, представленный на витрине, характеризующий специализацию предприятия, это еще и обслуживание, включающее весь перечень предоставляемых магазином услуг.

Цветочный рынок - уникальный сегмент экономики. Во многом потому, что для каждого этапа этого бизнеса - выращивание, транспортировка, продажа - характерно неотъемлемое свойство - рискованность. Этот товар требует бережного обращения и хранения в соответствующих микроклиматических условиях.

В цветочном бизнесе можно выделить достоинства и недостатки.

Достоинства:

бизнес требует небольшого стартового капитала;

большая наценка;

Недостатки:

скоропортящийся товар;

присутствует бракованный товар;

бизнес имеет сезонность, товар хорошо продается в праздники, но летом и зимой спрос уменьшается.

Подводя итоги своей работы, можно сделать вывод о том, что управление ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования; организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента; координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута путем последовательного решения поставленных задач.

торговля маркетинговый магазин ассортимент

Список использованных источников

1. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. В.Б. Боброва; общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1991. - 734 с.

2. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник/ И.Л. Акулич. - 5-е изд., исправлен. - Минск: Выш. шк., 2007. - 479 с.

. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник - М: Гардарики, 1999. - 163 с.

. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М, Прогресс, 1990. - 248 с.

. Черник Н.Ю. Товарная политика предприятия: Учеб. Пособие / Н.Ю. Черник. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 278 с.

6. Кондрашов, В.М. Менеджмент продаж. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2007. - с. 309.

7. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. - 5-е издание, перераб. и доп. - М., 2002. - 266 с.

. Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Основы коммерческой деятельности: Учеб. пособие. - Тамбов.: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 332 с.

9. Бузукова Е. Ассортимент розничного магазина. Методы анализа и практические советы. М., Спб., Харьков, Питер, 2007, - с.174.

10. Тихомирова Н.В. Сборник научных трудов / Дни студенческой науки. Осень-2009/ Институт менеджмента, 2009. - 295.

11. АВС-анализ ассортимента // http://www.assortiment-analysis.ru

. АВС-анализ в управлении товарными запасами // <http://www.simplesoft.ru/articles/abc.htm>

. Статьи из интернет-газеты посольства Республики Беларусь «Белорусское время» // http://www.belarustime.ru <http://www.belarustime.ru>

. Журнал «Маркетинг: идеи и технологии» - май, 2009.

15. Бизнес-план развития на 2010 год салона-магазина «ЭДЕМ».

16. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. - М.: КНОРУС, 2005. - 672 с.

. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007. - 944 с.: ил. - (Серия «Классический зарубежный учебник»).

18. Михолап, С.В. Основы маркетинга: Курс лекций. - Мн.: БГЭУ, 2008 - 266 с.

. Дональд Р. Леманн, Рассел С. Винер Управление товаром. 3-е изд. СПб: Вильямс, 2004. - 334 с.

Похожие работы на - Управление торговым ассортиментом салона-магазина цветов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!