Фиаско рынка, вызванное оттоком капитала из России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    578,86 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фиаско рынка, вызванное оттоком капитала из России

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФДЕРАЦИИ










Курсовая работа на тему:

«Фиаско рынка, вызванное оттоком капитала из России»


Выполнил:

магистрант 1 курса

Соболев А.А.

Проверила:

КЭН

Руднева А.О.


Москва 2014

Введение

отток капитал рынок

В настоящее время, в эпоху эскалации напряженности в мире, введения экономических санкций против Российской Федерации перед государством особо остро стоит ряд задач, требующих немедленного решения. Снижение ряда экономических показателей по некоторым направлениям является тревожным сигналом и призывом к своевременным и слаженным действиям соответствующих регуляторов. Не смотря на развитие экономики России в условиях тесной взаимосвязи с экономиками других стран важно обращать внимание и на ряд проблем, имеющих место, непосредственно, внутри страны.

Так, актуальность одной из них в настоящее время особенно высока. Этой, по мнению одних ученых проблемой, а других закономерностью, является отток капитала из России. Высокие показатели данного экономического процесса сегодня, являются индикатором ряда таких негативных последствий как сокращение рабочих мест, уменьшение размеров ВВП и др. В настоящее время правительством принимается ряд срочных мер, направленных на изменение подобной динамики в России. Одним из многих примеров тому являются слова президента, который в ходе своего послания Федеральному собранию отметил приоритетность такой программы работы как деофшоризация капитала, выведенного ранее зарубеж.

Целью работы является оценка наиболее результирующих причин оттока капитала из России, ведущих к фиаско рынка на ровне с другими немало значимыми причинами. Так же, по результатам исследования динамики текущих показателей экономической активности государства, работа преследует целью определение перспективных путей по снижению темпов оттока капитала из России и ряда общих мер, призванных оказать положительное влияние на экономику в условиях современного спада ряда экономических показателей.

Для достижения цели работы, важно выполнить такие задачи как:

анализ экономической природы оттока капитала, двойственного характера оффшорных юрисдикций в трансграничном движении российских капиталов;

анализ ключевых причин оттока капитала из России в условиях современного рынка;

анализ мер Центрального банка Российской Федерации по ограничению операций с офшорами.

В силу обширности рассматриваемой проблематики работы объектами исследования являются как поведение отдельных экономических агентов (домашних хозяйств и фирм), так и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов на микроуровне. Предметом же исследования работы станет природа оттока капитала из экономики отдельно взятого государства, Российской Федерации, а так же фиаско рынка, вызванное данным экономическим процессом.

Глава 1. Теоретические основы рассматриваемых элементов международного движения капитала

Движение капитала в различных формах, наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных связей торговлей товарами и услугами, в последние десятилетия оказывает все большее влияние на экономику государства. Наиболее распространенной формой этого процесса являются международные инвестиции, которые не только финансируют экономический рост, но и приводят в производство новые технологии, ноу-хау и новый менеджмент. Наряду с ними важно в работе рассмотреть и другие процессы, влиянием которых на экономику государства пренебрегать категорически ошибочно.

.1Экономическая природа оттока капитала из России и ее составляющие компоненты

Проводя анализ и объектов исследования работы, в рамках установления ключевых причин оттока капитала, отчасти ведущего к возможному фиаско рынка, важно детально рассмотреть теоретические аспекты каждого из них.

Останавливаясь выше на том, что международные инвестиции в настоящее время оказывают существенное влияние на экономику рассматриваемого субъекта или государства в целом, будем понимать под этим термином вид международных инвестиций, совершенных резидентом в одной стране (прямым инвестором) с целью реализации своей долговременной заинтересованности в предприятии (предприятии - реципиенте прямых инвестиций), которое является резидентом страны, отличной от страны местонахождения прямого инвестора. Мотивацией прямого инвестора выступает установление долговременных отношений с предприятием - реципиентом прямых инвестиций таким образом, чтобы прямой инвестор мог оказывать существенное влияние на управление этим предприятием. Долговременная заинтересованность проявляется тогда, когда прямой инвестор владеет, по крайней мере, 10% голосующих акций (или эквивалентом, дающим право на аналогичную долю при голосовании) на предприятии - реципиенте прямых инвестиций. Прямые инвестиции могут также позволить прямому инвестору получить доступ к экономике предприятия-реципиента, чего в противном случае он не смог бы сделать. Цели прямых инвестиций отличаются от целей портфельных инвестиций, при которых инвесторы обычно и не стремятся оказывать влияние на управление предприятием. Рассматривая источник происхождения, инвестиции принято подразделять на государственные и частные. По формам инвестиции могут осуществляться в виде государственных займов, ссуд, грантов (дары), помощи, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Так же инвестициями могут быть кредиты и иные средства международных организаций (например, кредиты Международного валютного фонда). Частные инвестиции - это средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими). Сюда относятся торговые кредиты, межбанковское кредитование. Они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство может в пределах своих полномочий их контролировать и регулировать. По срокам размещения иностранные инвестиции делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К последним относятся вложения более чем на 15 лет. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты). По характеру использования иностранные инвестиции бывают ссудными и предпринимательскими. Первые означают предоставление средств взаймы для получения прибыли в форме процента. В этой сфере активно выступают капиталы из государственных и частных источников. Предпринимательские инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. По целям предпринимательские инвестиции делятся на прямые и портфельные. Так, прямые инвестиции являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечивают его с помощью права собственности или решающих прав в управлении. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за объектом вложения, а дают лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередности получения такого дохода. Международный валютный фонд выделяет еще одну группу - «прочие инвестиции», в которые в основном входят международные займы и банковские депозиты. В современном мире экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. По целевому назначению это могут быть официальная государственная помощь развитию, кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др. Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Европейский и Азиатский банки реконструкции и развития и др.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.

В качестве индикатора вывоза инвестиций из страны используются показатели чистого вывоза (нетто-оттока) частного капитала, публикуемые Центральным банком Российской Федерации. Рассматривая вопрос экспорта капитала шире, речь идет о размещении за рубежом финансовых или материальных активов. Масштабность этого явления обусловлена тем, что статистика платежного баланса Центрального банка, базирующаяся на международных стандартах, включает, как и в других странах мира, в понятие «отток капитала» целый ряд бизнес-операций неспекулятивного характера. Так, к чистому оттоку капитала следует отнести накопление международных резервов и сокращение внешнего долга правительствами Банка России (к последнему обычно относится долг перед МВФ).

На языке статистики Центробанка, основанной на методологии платежного баланса, вывоз капитала - это система сложносоставного бухгалтерского учета, который рассчитывается на сальдовой основе, т.е. по каждой статье счета движения капитала сначала рассчитываются приток и отток, а затем выводится сальдо (нетто-отток).

Основные составляющие этого агрегированного показателя - трансграничные инвестиции (с разбивкой на прямые, портфельные и прочие), ссуды и займы между российскими и иностранными банками и компаниями, а также изменение средств на счетах и депозитах российских граждан, банков, компаний за рубежом и зеркально - нерезидентов в российских банках13. Особое внимание в контексте данного исследования необходимо уделить экспорту прямых инвестиций за рубеж. Как отдельная составляющая оттока финансовых средств оценивается так называемый серый вывоз капитала, осуществляемый посредством полулегальных и нелегальных операций. В качестве таковых отдельно рассматриваются: невозврат в страну экспортной выручки, псевдоимпорт (непоступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам), а также переводы по фиктивным сделкам с ценными бумагами и ряд других операций. Помимо этого, в капитальный счет платежного баланса включается балансирующая статья, именуемая «чистые ошибки и пропуски», которая по содержанию детально не расшифровывается.

В итоге общее уравнение платежного баланса выглядит следующим образом:

сальдо текущего счета (отражающего итог внешней̆ торговли товарами и услугами) + обмен с заграницей инвестиционными и трудовыми доходами = сумма сальдо капитального счета и изменения золотовалютных резервов стран.

Важно, что в статистике платежного баланса ЦБ многие и разнообразные хозяйственные операции, связанные с формальным пересечением финансовых средств (капиталов) экономической границы России, согласно систематизированным записям бухгалтерского учета трактуются нестандартно своему конечному результату и требуют дополнительного объяснения (приложение 1). В итоге если следовать логике статистики платежного баланса Центрального банка, то под понятие «вывоз капитала» подпадают значительные срезы внутрихозяйственной жизни, связанные с бухгалтерскими проводками операций между структурами российской и зарубежной юрисдикции. Достаточно большое количество сложностей в рамках общей аналитики в данной работе возникает в случае описания деятельности иностранных предприятий по месту регистрации и местных по расположению активов. Речь в данном случае идет о компаниях преимущественно с отечественными производственными активами, но зарегистрированных за рубежом и, таким образом, формально являющихся нерезидентами. Любая инвестиция или кредит в пользу такой структуры от российского резидента однозначно будет трактоваться статистикой как вывоз капитала. Другим не менее сложным вопросом в отношение оценки вывоза капитала остается вывод средств на зарубежные счета российскими гражданами, банками и компаниями. Здесь могут быть переплетены самые разные мотивы: от банального желания заработать на курсовой и процентной марже (что не является правонарушением, а лишь часть коммерческой работы по управлению ликвидностью любого крупного банка) до соображений страховки от налоговых, политических и иных рисков в России.

Таким образом, рассмотрев ряд других примеров, справедливо отметить, что в условиях открытой экономики и либерального валютного законодательства вывоз капитала в значительной части представляет собой свидетельство работающего отечественного бизнеса, активно инвестирующего как за рубежом, так и в России.

.2 Двойственный характер офшорных юрисдикций в трансграничном движении российских капиталов

Согласно официальной статистике ЦБ, свыше 60% потоков экспорта прямых инвестиций и притока ПИИ в страну приходится на классические офшоры (прежде всего Кипр) и другие так называемые низконалоговые юрисдикции. В качестве каналов для осуществления операций по переводу капитала зарубеж российскими компаниями в посткризисный период наряду с традиционными офшорными центрами (Британские Виргинские и Каймановы острова, Гибралтар, Багамы, Бермуды и др.) также активно используются такие престижные юрисдикции, как Великобритания (острова Джерси и Мэн), Нидерланды и Люксембург. В итоге две группы этих государств и территорий в значительной степени являются транзитными пунктами исходящих прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а инвестиции из этих офшорных юрисдикций в Россию представляют собой капиталовложения компаний из разных государств, зарегистрированных там. Для полного представление о том, куда происходит вывод капитала из России и откуда ПИИ приходят в страну, кроме официальных данных Росстата и ЦБ РФ, необходим детальный анализ альтернативных источников информации о трансграничных инвестиционных проектах отечественного бизнеса.

Особо важно в рамках текущего анализа, проводимого в работе оценить являются ли инвестиции, поступившие из за рубежа по своей природе действительно иностранного происхождения. Для этого проанализируем статистические данные ЦБ за начало 2012 г. В то время аккумулированные за рубежом национальные капиталовложения достигли 362,1 млрд долл. (366,3 млрд - в 2011 г.). Следует учитывать, что существенная часть накопленных инвестиций была связана не только с реальными ПИИ, но и с перераспределением собственности в самой России (с использованием офшоров и зарубежных дочерних фирм), с покупкой недвижимости за границей, с переводом капиталов и т.д. При этом существенная часть прямых иностранных инвестиций в стране (в 2009-2011 гг. - более 40%, по данным Росстата) осуществляется из прибыли, полученной в России, но по схеме, предполагающей использование зарубежного (офшорного) холдинга, т.е. фактически указанные средства реинвестируются. На это косвенно указывает тот факт, что в посткризисный период перечень и удельный вес пяти ведущих реципиентов ПИИ из России (Кипр, Нидерланды, Британские Виргинские острова, Швейцария и Люксембург) практически совпадает со списком стран - источников прямых иностранных инвестиций в страну и с их совокупной долей. Таким образом, подобное совпадение позволяет утверждать, что в значительной мере ПИИ из указанных государств и территорий - это капитал российского происхождения. Данное утверждение подтверждается тем, что накопленные объемы ПИИ из России за рубежом изменяются практически «зеркально» (или синхронно) с масштабами аккумулированных прямых инвестиций в стране (рис. 1). Подобная динамика свидетельствует об «особенностях» кругооборота российских трансграничных капиталов, которые заключаются в том, что существенная часть данных потоков представляет собой вывод российских капиталов в офшоры и третьи страны с последующим их возвращением в Россию под видом прямых иностранных инвестиций. При проведении таких операций не только отечественные компании легализуют происхождение своих капиталов, но подобные «иностранные» инвестиции и соответствующие проекты, в которые они вложены, становятся на территории страны более защищенными с точки зрения международного права. Помимо этого, данный статус позволяет компаниям использовать при управлении предприятиями в России иностранное право, что на современном этапе предоставляет возможность применять более гибкие и эффективные формы хозяйственной деятельности.

Рис. 1 Накопленный итог ПИИ

Так, на основании приведенной статистики видно, что приток ПИИ в страну в значительной степени формируют репатриированные капиталы отечественных предпринимателей, осуществляющих ведение своей экономической деятельности через офшорные юрисдикции. Официально признается, что их доля составляет примерно половину поступающих прямых иностранных инвестиций в страну. В связи с этим так же стало необходимо провести анализ того какие капиталы и в каких формах приходят в Россию под видом иностранных инвестиций. По данным Росстата, свыше 60% всех накопленных в период 2009- 2013 гг. иностранных инвестиций в российский акционерный капитал пришли из специфических источников - из Кипра, Британских Виргинских островов и Нидерландов. При этом характерно, что в эти же три юрисдикции встречным курсом и в такой же пропорции (их доля в общем притоке ПИИ - 62%, а в оттоке - 63%) шли инвестиции из России (рис. 2). Данные ЦБ РФ по потокам ПИИ и накопленным инвестициям в целом подтверждают эту тенденцию.

Рис. 2 Накопленные ПИИ в России и за рубежом в 2011 г. (млрд долл.)


Совпадение данных трендов свидетельствует о том, что капитал из офшорных юрисдикций в значительной мере имеет российские корни: более половины всех вложений нерезидентов с Кипра, из Нидерландов и Британских Виргинских островов были получены ранее от отечественных компаний. Таким образом, это не что иное, как наглядное проявление основных каналов ухода отечественного капитала из-под российской юрисдикции в соответствующие офшоры и его возвращения в Россию под видом зарубежного. Помимо количественного аспекта данной проблемы, необходимо оценивать природу подобных капиталов. Подобные инвестиции не окажут весомого вклада развитие российской экономики так как частично они представляют собой спекулятивные операции: обнуление стоимости бизнеса, замена капитала долгами, включая обналичивание средств. Рассматривая же данную проблему с другой стороны, необходимо отметить, что российские капиталы в значительных объемах (хотя под иностранной юрисдикцией) возвращаются в страну, и существенная часть этих средств инвестируется в реальный сектор экономики. К примеру, по данным Росстата, накопленный капитал из Кипра сосредоточен в российской экономике главным образом в обрабатывающих производствах (в 2011-2013 г. из этой страны поступило более 20% всех прямых иностранных инвестиций в эту отрасль), а также (в порядке убывания) в операциях с недвижимостью, добыче полезных ископаемых, торговле, прочих сферах услуг, финансовой деятельности, а т.ж. в строительстве, транспорте и связи.

Таким образом, эти изначально отечественные инвестиции, поступающие из за рубежа привносят в отечественную экономику не только финансовые ресурсы, но и дефицитные факторы производства.

Глава 2. Специфика вывоза капитала из России. Основные причины, последствия и пути решения в условиях современного рынка

В данной главе рассмотрен широкий перечень факторов оттока капитала из России, а так же приведены основные прогнозы относительно перспектив развития экономики на сегодняшний день. Немало важным аспектом исследования стала сложившаяся экономическая ситуация в условиях эскалации напряженности со стороны стран запада и введения санкций против России. Проведен анализ на основании данных платежного баланса по итогам 2014 года, определен ряд мер, призванных оказать положительное влияние на оздоровление экономики.

.1 Платежный баланс: особенности оттока капитала из России в настоящее время

Динамика платежного баланса определялась многоплановым воздействием геополитической напряженности, при этом основное значение имели такие факторы как повышение неопределенности и обесценение рубля. В то время как счет текущих операций получил значительную поддержку благодаря снижению импорта, состояние счета операций с капиталом и финансовыми инструментами ухудшилось в результате резкого роста чистого оттока капитала. Счет текущих операций в первом полугодии 2014 года значительно укрепился, поскольку торговый баланс имел перевес в пользу России. В первом полугодии 2014 года профицит счета текущих операций увеличился почти в два раза и составил 44,2 млрд. долл. США (4,6% ВВП) по сравнению с 26,8 млрд. долл. США (2,7% ВВП) годом ранее (рис. 3, приложение 2 )

Рис. 3 Сальдо счета текущих операций (% ВВП)


Это отражает две основные тенденции. Во-первых, на фоне медленных темпов роста экономики и повышения неопределенности в результате нарастания геополитической напряженности снизился импортный спрос. Это позволило сократить ненефтегазовый дефицит счета текущих операций с 144,1 млрд. долл. США (14,6% ВВП) в первом полугодии 2013 года до 131,3 млрд. долл. США (13,6% ВВП) в первой половине 2014 года. Во-вторых, вырос экспорт нефтепродуктов и газа. В целом, на импортный спрос со стороны потребителей и инвесторов негативно повлияли высокий валютный риск и обесценение рубля. Падение рубля началось в январе на фоне неопределенности вокруг сворачивания программы «количественного смягчения» в США и продолжалось в течение всего первого полугодия в условиях геополитической напряженности. Так, например, в результате обесценения национальной валюты стоимость ввозимых машин, оборудования и транспортных средств в первом полугодии 2014 года снизилась на 5,5% по сравнению с первым полугодием предыдущего года. Что касается экспорта энергоресурсов, объемы экспорта газа в первом полугодии 2014 года выросли в реальном выражении на 7% по сравнению с нулевым ростом в первом полугодии 2013 года, причем этот рост был преимущественно обеспечен увеличением поставок, предназначенных для стран Содружества Независимых Государств. Между тем экспорт неэнергетических товаров, судя по всему, не сильно выиграл от резкого обесценения рубля, что указывает на недостаточную конкурентоспособность российской экономики. Эффект от действия секторальных санкций, которые Запад начал вводить с конца июля, а также от запрета на ввоз продовольствия, введенного Россией в начале августа, будет наблюдаться только во второй половине 2014 года. Масштабный отток капитала, спровоцированный напряженностью между Россией и Украиной, привел к ухудшению состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами и к сокращению чистого объема международных резервов. Дефицит капитального и финансового счета в первом полугодии 2014 года увеличился до 75,3 млрд. долл. США (7,8% ВВП) с 21,2 млрд. долл. США (2,1% ВВП) в первом полугодии 2013 года. На фоне высокой геополитической неопределенности чистый отток капитала из частного сектора - с учетом валютных свопов и депозитов банков-резидентов в иностранной валюте - в первой половине 2014 года вырос более чем в два раза и составил 74,4 млрд. долл. США (в первом полугодии 2013 года - 33,5 млрд. долл. США), превысив объем чистого оттока капитала из частного сектора за весь 2013 год (61 млрд. долл. США) (приложение 3). Однако вполне вероятно, что часть этого капитала вернется в Россию в виде ПИИ. Подтверждением этому служат традиционно высокие объемы инвестиций, поступающие из офшоров. Значительная часть чистого оттока капитала в первом полугодии 2014 года пришлась на покупки иностранной валюты населением, которые составили 12,1 млрд. долл. США по сравнению с чистым объемом продаж иностранной валюты в размере 3,9 млрд. долл. США в первой половине 2013 года. Пик покупок иностранной валюты пришелся на начало геополитической напряженности в марте. В результате массового оттока капитала значительно усилилось давление на рубль, и для его поддержки Банк России был вынужден в первом полугодии 2014 года осуществить валютные интервенции на общую сумму 37,7 млрд. долл. США. Для сравнения: объем валютных интервенций за весь 2013 год составил 22,1 млрд. долл. США. Объем иностранных заимствований в первом полугодии 2014 года сократился. Нарастание геополитической напряженности, ожидания санкций и ухудшение среднесрочного прогноза привели к увеличению стоимости заимствований для всех секторов российской экономики и к ограничению доступа российских заемщиков на международные финансовые рынки. Спрэды кредитно-дефолтных свопов (КДС) по 5-летним облигациям Российской Федерации после колебаний в начале года на уровне 160 б.п. в марте взлетели до 278 б.п. и оставались близко к этому уровню до второго резкого роста в начале августа (рис. 4).

Рис. 4 Динамика спрэдов по 5-летним суверенным облигациям Российской Федерации


По сравнению со спрэдами по другим глобальным облигациям спрэды по российским КДС были более волатильными в первом полугодии 2014 года (рис. 5).

Рис. 5 Динамика спрэдов по облигациям


Сокращение объема новых заимствований и рефинансирования долгов обусловило сокращение внешнего долга Российской Федерации в первом полугодии 2014 года до 707,7 млрд. долл. США (48,5 % экспорта товаров и нефакторных услуг) по сравнению с 720,9 млрд. долл. США (48,9 % экспорта товаров и нефакторных услуг) на конец 2013 года (приложение 4). Внешний долг правительства в первом полугодии 2014 года сократился на 7,1 млрд. долл. США - с 61,7 млрд. долл. США на конец 2013 года в связи с тем, что из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры правительство отказалось от своего первоначального плана осуществить в 2014 году заимствования на международных рынках в размере 7,2 млрд. долл. США. Сокращению внешнего долга также способствовал значительный сброс нерезидентами российских ценных бумаг на вторичном рынке. Объем кредитов, привлеченных банками на внешних рынках, в первом полугодии 2014 года сократился на 7,8 млрд. долл. США (с 214,3 млрд. долл. США на конец 2013 года) в результате отсутствия у банков возможностей для рефинансирования долгов. Внешний долг небанковского сектора в первом полугодии 2014 года увеличился на 6,9 млрд. долл. США до 443,7 млрд. долл. США по сравнению с уровнем конца 2013 года, при этом основной объем привлеченных кредитов пришелся на долю прямых иностранных инвесторов. Во втором полугодии 2014 года российским банкам и компаниям предстоят выплаты по внешним долгам на общую сумму 99,4 млрд. долл. США (значительную часть этой суммы составляют платежи по долгам компании «Роснефть») (приложение 5). Введенные в конце июля санкции против финансового сектора были направлены на некоторые российские банки и компании, ограничив их доступ к определенным сегментам международных финансовых рынков. Банк России заявил, что может предоставить поддержку банкам и компаниям, подвергнутым санкциям, и в среднесрочной перспективе возможности для такой поддержки имеются, поскольку золотовалютные резервы Банка России на конец августа 2014 года составляли 465,2 млрд. долл. США. Объем иностранных заимствований в первом полугодии 2014 года сократился. Нарастание геополитической напряженности, ожидания санкций и ухудшение среднесрочного прогноза привели к увеличению стоимости заимствований для всех секторов российской экономики и к ограничению доступа российских заемщиков на международные финансовые рынки. Спрэды кредитно-дефолтных свопов (КДС) по 5-летним облигациям Российской Федерации после колебаний в начале года на уровне 160 б.п. в марте взлетели до 278 б.п. и оставались близко к этому уровню до второго резкого роста в начале августа (рис. 4). По сравнению со спрэдами по другим глобальным облигациям спрэды по российским КДС были более волатильными в первом полугодии 2014 года (рис. 5). Сокращение объема новых заимствований и рефинансирования долгов обусловило сокращение внешнего долга Российской Федерации в первом полугодии 2014 года до 707,7 млрд. долл. США (48,5% экспорта товаров и нефакторных услуг) по сравнению с 720,9 млрд. долл. США (48,9% экспорта товаров и нефакторных услуг) на конец 2013 года (приложение 4). Внешний долг правительства в первом полугодии 2014 года сократился на 7,1 млрд. долл. США - с 61,7 млрд. долл. США на конец 2013 года в связи с тем, что из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры правительство отказалось от своего первоначального плана осуществить в 2014 году заимствования на международных рынках в размере 7,2 млрд. долл. США. Сокращению внешнего долга также способствовал значительный сброс нерезидентами российских ценных бумаг на вторичном рынке. Объем кредитов, привлеченных банками на внешних рынках, в первом полугодии 2014 года сократился на 7,8 млрд. долл. США (с 214,3 млрд. долл. США на конец 2013 года) в результате отсутствия у банков возможностей для рефинансирования долгов. Внешний долг небанковского сектора в первом полугодии 2014 года увеличился на 6,9 млрд. долл. США до 443,7 млрд. долл. США по сравнению с уровнем конца 2013 года, при этом основной объем привлеченных кредитов пришелся на долю прямых иностранных инвесторов. Во втором полугодии 2014 года российским банкам и компаниям предстоят выплаты по внешним долгам на общую сумму 99,4 млрд. долл. США (значительную часть этой суммы составляют платежи по долгам компании «Роснефть») (приложение 5). Введенные в конце июля санкции против финансового сектора были направлены на некоторые российские банки и компании, ограничив их доступ к определенным сегментам международных финансовых рынков. Банк России заявил, что может предоставить поддержку банкам и компаниям, подвергнутым санкциям, и в среднесрочной перспективе возможности для такой поддержки имеются, поскольку золотовалютные резервы Банка России на конец августа 2014 года составляли 465,2 млрд. долл. США.

2.2 Анализ мер Центрального банка Российской Федерации по ограничению операций с оффшорами

В соответствии с государственной концепцией государственного регулирования вывоза капитала из России, в настоящее время правительством принято решение наделить Банк России функциями мегарегулятора в сфере вывоза капитала из России.

Концепция предлагает восстановить и усилить практику регулирования банком России экспорта капитала. Ст. 7 федерального закона о ЦБ констатирует, что «Банк России по вопросам, относящимся к его компетенции..., издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты» для российских резидентов. Поэтому регулирование вывоза капитала могло бы осуществляться на основе таких нормативных актов ЦБ.

Так же в настоящее время, предложено осуществлять регулирование в таких вариантах как:

в постоянном режиме с целью повышения прозрачности экспорта капитала;

в чрезвычайном режиме в случае резкого ухудшения ряда макроэкономических показателей.

В постоянном режиме ЦБ предложено использовать следующую практику для экспортеров капитала:

введение требований для всех экспортеров капитала при его осуществлении предоставлять информацию о конечных бенефициарах;

введение требований о систематическом предоставлении отчетности со стороны этих бенефициаров о последующем движении вывезенных средств;

распространение подобной практики на все ранее вывезенные активы, в том числе через получение информации о конечных бенефициарах от зарубежных финансовых органов и через получение такой информации от самих бенефициаров.

В чрезвычайном режиме предлагается, помимо практики использования спецсчетов, еще и практика резервирования до 100 процентов вывозимой суммы на срок до 2 лет. По усмотрению ЦБ, резервирование может быть распространено только на некоторые формы вывоза капитала, такие как, например:

портфельные инвестиции и производные инструменты, за исключением тех иностранных ценных бумаг, которые котируются на Московской бирже;

ссуды и займы, остатки на текущих счетах и депозиты в иностранных банках, размеры которых выше устанавливаемых ЦБ нормативов.

В настоящее время, в рамках политики ужесточения и контроля в в вопросах оттока капитала, положительные результаты начинают приносить ряд соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом и Швейцарией. Так же усилился обмен информацией с другими странами. Однако, российские финансовые власти в целом пассивно относятся к вывозу капитала в оффшоры и к тому факту, что права собственности многих ведущих российских компаний выведены в оффшорные юрисдикции. Более того, ЦБ продолжает сокращать свой список оффшоров (он уже в полтора раза короче списка ОЭСР).37

Политику России по отношению к оффшорам целесообразно проводить по тому же принципу, который сейчас все активнее используется в странах Запада - вывезенный в оффшоры капитал должен быть предельно прозрачен для избежания его ухода от налогообложения на родине. Поэтому при анализе спецсчетов, ЦБ должен особое внимание обращать на активы, выведенные в офшоры, а его список должен соответствовать списку ОЭСР.

Однако вместе с тем, важно отметить, что введение радикальных мер по ограничению вывоза капитала в оффшоры было бы нецелесообразно. Подобная точка зрения объясняется следующими соображениями:

для капитала, вывозимого из России в эти юрисдикции, существует возможность активно использовать прочие страны, особенно офшоропроводящие, в качестве транзитных;

если в ходе реализации предлагаемой концепции Банк России сможет через получение данных о конечных бенефициантах и движении средств на их зарубежных счетах иметь сведения о российских активах в офшорных юрисдикциях, то это снимет вопрос об анонимности и уходе от российского налогообложения инвестиций в этих юрисдикциях;

офшорные юрисдикции становятся все более прозрачными и превращаются из налоговых гаваней в международные финансовые центры, постепенно теряя статус мест для отмывания денег и ухода от налогов.

Таким образом, учитывая актуальные меры предпринимаемые правительством в отношении упорядочения движения капиталов, справедливо отметить, что государство заинтересовано в наиболее прозрачной и открытой экономике. Это позволит не только давать наиболее достоверные прогнозы, но и позволит своевременно выявлять насущные проблемы, которые требуют немедленного принятия соответствующих решений и работы необходимых регуляторов.

Заключение

В ходе научного анализа вопроса оттока капитала из России, справедливо отметить, что данный экономический процесс, имеет широкий спектр направлений исследования. В рамках проведенного анализа данных ЦБ, Росстата и соответствующего ряда дополнительных источников, было установлено, что отток капитала имеет огромное количество форм и может осуществляться как физическими лицами и небольшими домашними хозяйствами, так и крупными транснациональными корпорациями. Особое внимание при этом важно сосредоточить на том, куда и с какой целью направляются те или иные средства, какую природу они имели изначально и не являются ли инвестиции из за рубежа лишь выведенным из офшоров отечественным капиталом. Не смотря на то, что даже если имеет место «круговорот капитала» и ряд экспертов заявляют, что это является положительной тенденцией развития той или иной отрасли в которую осуществляется инвестирование, в действительности это ведет к искажению достоверного представления о текущей ситуации на рынке. В силу этого становится сложно осуществлять прогнозирование, предпринимать те или иные актуальные меры.

Проводя оценку причин по которым вопрос оттока капитала стал наиболее остро в текущем году, справедливо отметить такие острые как осложнение внешнеполитических связей, экономические санкций, рецессия. Все они неминуемо ведут к снижению привлекательности России для иностранных инвесторов. Многие ограничения, введенные в отношении ряда отраслей не столько оказали негативное влияние на них, сколько «оттолкнули» потенциальных инвесторов, подорвав тем самым тот благоприятный инвестиционный климат, который сложился ранее. Так же содействует оттоку капитала и развитие механизмов сокрытия информации о правах собственности активов при проведении операций по перемещению капиталов между странами. Данная проблема стала особенно актуальной в условиях широкого использования офшорных зон и других юрисдикций с жесткой защитой банковской тайны. Другой не менее значимой причиной вывоза капитала является текущая долларизация экономики страны, а именно вытеснение национальной валюты долларом в торговых, финансовых, кредитных операциях, а так же сбережение населением своих активов преимущественно в иностранной валюте. Приток долларов в Россию выглядит как инвестирование иностранного капитала, но этот капитал практически не работает, у населения он находится на счетах в банках без движения. Все это является серьезным препятствием на пути к экономическому росту, так как капитал в данном случае перестает работать и это является одним из фиаско рынка. Постоянное прогнозируемое движение капитала в стране, снижения и повышения покупательской активности, обусловленные закономерными сезонными, циклическими факторами становятся невозможными. На уровне потребителей имеют место стихийные всплески спроса на те или иные товары, приобретение «про запас» в условиях растущего недоверия к национальной валюте, что ведет к дальнейшему её ослаблению и устойчивой тенденции повышения уровня цен. Функционируя в условиях тесной взаимосвязи экономических компонентов, сложившаяся ситуация на рынке ведет к снижению доходности российских акций и облигаций. В этих условиях Банк России и Министерство Финансов вынуждены увеличивать кредитование ряда банков, размещая одновременно в них бюджетные депозиты для их поддержки в столь непростое время.

Анализируя меры, предпринимаемые Центральным банком Российской Федерации и правительством в целом, справедливо отметить их актуальность. Сложившаяся концепция проводимой политики усиления «прозрачности» экономики путем принятия соответствующих законопроектов в отношении упорядочения движения капитала через оффшоры, несомненно, послужит положительным импульсом для оздоровления отечественной экономики. Помимо этого, правительством принят ряд мер по стимулированию процесса деоффшоризации отечественного капитала. Первыми предвестниками этого стало решение Алишера Усманова о переводе акций компании «Мегафон» в Россию, которые ранее принадлежали компании на Кипре. Компания реорганизовала свои активы таким образом, что контрольные пакеты акций двух компаний («Мегафон» и «Металлоинвест») стали принадлежать российским фирмам Усманова.

Подводя итог работы, основываясь на текущих экономических показателях и анализируя современные тенденции развития рынка важно определить перспективные пути по снижению темпов оттока капитала из России и ряд общих мер, призванных оказать положительное влияние на экономику страны.

Прежде всего, приоритетными являются такие направления работы как борьба с теневыми пользователями офшоров, совершенствование административных и экономических методов управления экономикой. В ходе принятие соответствующих решений должны быть предусмотрены меры, которые бы позволили снизить общий уровень оттока капитала, свести к минимуму так называемые «пограничные» способы его теневого вывода из страны. В рамках обеспечения данного направления деятельности ставятся такие задачи как обеспечение защиты прав собственности, совершенствование фискальной и денежно-кредитной политики, направленной на стимулирование экономического роста, укрепление налоговой дисциплины, усиление административного контроля за всей системой управления валютной выручки.

В условиях необходимости быстро и радикально изменить сложившуюся ситуацию в отношении инвестиционной привлекательности, многие важные задачи могут быть решены не сразу в условиях неопределенности экономической политики, обусловленной геополитической напряженностью. Важной сложной задачей является создание условий при которых инвестор сможет уверенно осуществлять прогнозирование своей экономической деятельности, проводить взаимовыгодные инвестиционные операции. Для этого необходимо сосредоточение внимания на выполнении ряда внутренних мер по повышению инвестиционной привлекательности государства, не зависящих от санкций. Данная мера может быть реализована путем проведения эффективной промоутерской деятельности государства и региональных властей в целом, формирующих свои инициативы в инвестиционный климат. Будет ли привлечена инвестиция зависит напрямую от руководства на местах, от эффективности его работы в данном направлении.

Таким образом, рассматривая в работе предмет фиаско рынка, вызванное оттоком капитала важно отметить влияние широкого круга параллельно развивающихся экономических процессов. В условиях современного развития экономики не в теории, а на практике правительству приходится решать текущие, не требующие отлагательств задачи. На основе декабрьских событий видно, что от своевременности их решения отдельными регуляторами зависит общий исход проделанной работы. Не смотря на сложность прогноза в сложившихся условиях и выполнения ряда мер по снижению уровня оттока капитала и повышению инвестиционной привлекательности, определенных в работе, эксперты сходятся во мнении, что в будущем 2015 году будет иметь место снижение темпов роста экономики, общего уровня покупательской способности населения, а восстановление инвестиционного спроса будет происходить медленно. На общее же восстановление прежде высоких рассматриваемых экономических показателей потребуется по разным оценкам от одного года до двух лет, но, как отметил Владимир Путин, это неизбежно.

Список используемой литературы

Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - Изд. с обновлениями / под ред. проф. А.С.Булатова, проф. Н.Н.Ливенцева. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013

Иностранные инвестиции: учебное пособие / А.Г.Ивасенко, Я.И.Никонова. - 2-е изд., стер. - М.: КРОНУС, 2011 г.

Российская модель экспорта капитала / [А.С.Булатов и др.]; под ред. А.С.Булатова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. мировой экономики. - М.: МГИМО-Университет, 2014 г. - (Серия «Научная школа МГИМО»).

Эталонное определение ОЭСР для иностранных инвестиций. 4-е издание.

Приложение 1

Учет хозяйственных операций в платежном балансе с точки зрения трансграничного движения капитала

Хозяйственная операция

Позиция платежного баланса

Бухгалтерская трактовка

Реинвестирование прибыли компанией с российскими активами, зарегистрированной за рубежом

Исходящие прямые иностранные инвестиции

Вывоз капитала

Покупка резидентом РФ облигаций компании с российскими активами, зарегистрированной за рубежом

Исходящие портфельные инвестиции

Вывоз капитала

Привлечение компанией с российскими активами, зарегистрированной за рубежом, кредита от российского банка

Ссуды и займы, предоставленные нерезидентам

Вывоз капитала

Привлечение компанией с российскими активами, зарегистрированной за рубежом, кредита от иностранного банка

Не учитывается в платежном балансе

Операции между нерезидентами

Выплаты дивидендов российской компанией в пользу иностранных акционеров

Инвестиционные доходы к выплате

Экспорт текущих доходов, учитывается в текущем счете платежного баланса, но не трактуется как вывоз капитала

Синдицированный кредит, привлеченный компанией - резидентом РФ от пула иностранных банков

Ссуды и займы, привлеченные у нерезидентов

Ввоз капитала

Процентные платежи по графику обслуживания кредита, привлеченного компанией - резидентом РФ в иностранном банке

Инвестиционные доходы к выплате

Экспорт текущих доходов, учитывается в текущем счете платежного баланса, но не трактуется как вывоз капитала

Погашение просроченной задолженности по процентным платежам по кредиту, привлеченному компанией - резидентом РФ в иностранном банке

Уменьшение просроченной задолженности по привлеченным ссудам и займам

Вывоз капитала

Заработная плата, полученная физическим лицом - нерезидентом в России

Оплата труда к выплате

Экспорт текущих доходов, учитывается в текущем счете платежного баланса, но не трактуется как вывоз капитала

Поглощение компанией с российскими активами, зарегистрированной за рубежом, компании - резидента РФ

Входящие прямые иностранные инвестиции

Ввоз капитала

Инвестиционные операции (вхождение в капитал, слияние / поглощение) между компаниями с российскими активами, зарегистрированными за рубежом

Не учитываются в платежном балансе

Операции между нерезидентами

Открытие/пополнение юридическим / физическим лицом - резидентом РФ счета/депозита в иностранном банке

Прирост депозитов и средств на счетах резидентов за рубежом

Вывоз капитала

Покупка юридическим / физическим лицом - резидентом РФ недвижимости за рубежом

Исходящие прочие инвестиции

Вывоз капитала

Аренда юридическим / физическим лицом - резидентом РФ недвижимости за рубежом

Импорт услуг

Учитывается в текущем счете платежного баланса, не трактуется как вывоз капитала

Лизинг (финансовый) иностранных воздушных судов российской авиакомпанией

Исходящие прочие инвестиции

Вывоз капитала

Покупка физическим лицом - резидентом РФ наличной иностранной валюты

Вывоз капитала

Покупка физическим лицом - нерезидентом наличной российской валюты

Прирост остатков наличной национальной валюты у нерезидентов

Вывоз капитала

Фиктивный импорт; невозврат экспортной выручки и т.д.

Прочие операции, включая сомнительные сделки

Вывоз капитала



Приложение 2

Платежный баланс, 2008 г.-2 кв. 2014 г. (млрд. долл. США)


Приложение 3

Чистые потоки капитала, 2008 г.- 2 кв. 2014 г. (млрд. долл. США)


Приложение 4

Внешний долг России, млрд. долл. США


Приложение 5

Прогнозируемые выплаты по долговым обязательствам в 2014-2015 годах, основная сумма + проценты, млн. долл. США

 

Похожие работы на - Фиаско рынка, вызванное оттоком капитала из России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!