Упаковка молочной продукции, её влияние на качество и информированность покупателей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    179,49 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Упаковка молочной продукции, её влияние на качество и информированность покупателей

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Упаковка молочной продукции, её влияние на качество и информированность покупателей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВАܝ 1.ܝ НЕОБХОДИМОСТЬܝ УПАКОВКИܝ ТОВАРАܝ МОЛОЧНОЙܝ ПРОДУКЦИИ,ܝ ЕЕܝ СВОЙСТВАܝ Иܝ ФУНКЦИИ

1.1ܝ Основныеܝ требования,ܝ предъявляемыеܝ кܝ упаковкеܝ иܝ маркировкеܝ товаров

1.2ܝ Особенностиܝ упаковкиܝ молочныхܝ товаров

ГЛАВАܝ 2.ܝ ИССЛЕДОВАНИЕܝ МОЛОЧНОЙܝ ПРОДУКЦИИܝ МАРКИܝ «ГУЛЛИВЕРܝ»

.1ܝ Характеристикаܝ фирмы-производителяܝ ОООܝ «Гулливер»

2.2 Эффективность упаковки при продажах молочной продукции фирмы «Гулливер»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Молоко и молочные продукты очень популярны среди россиян. По данным статистики, около 73 % жителей России ежедневно включают в свой рацион молоко и молочные продукты. В последнее время наметилась строгая тенденция к постоянному увеличению стоимости молокопродуктов, из-за которой страдает прежде всего рядовой потребитель. Исходя из этого, практически все производители молока и молочных продуктов стараются снизить себестоимость выпускаемой продукции.

Использованиеܝ современнойܝ упаковкиܝ (тары),ܝ ихܝ красочноеܝ оформлениеܝ сܝ необходимойܝ рекламнойܝ информационнойܝ нагрузкойܝ позволяютܝ неܝ толькоܝ ускоритьܝ процессܝ продажиܝ товаров,ܝ облегчитьܝ ихܝ потребление,ܝ ноܝ иܝ оказываютܝ сильноеܝ эстетическоеܝ воздействиеܝ наܝ покупателей.ܝ Расфасовкаܝ товаровܝ вܝ мелкую,ܝ удобнуюܝ дляܝ потребителейܝ упаковкуܝ облегчаетܝ иܝ ускоряетܝ процессܝ продажи,ܝ способствуяܝ повышениюܝ производительностиܝ трудаܝ торговыхܝ работников,ܝ улучшаетܝ показателиܝ работыܝ магазинов,ܝ повышаяܝ культуруܝ торговогоܝ обслуживания.

Подходܝ кܝ созданиюܝ упаковкиܝ товараܝ долженܝ строитьсяܝ наܝ основеܝ нужд,ܝ восприятийܝ иܝ ожиданийܝ потребителей.ܝ Реализацияܝ возможностейܝ эмоциональногоܝ воздействияܝ наܝ покупателяܝ путемܝ грамотногоܝ дизайнаܝ упаковкиܝ неܝ толькоܝ стимулируетܝ выборܝ непосредственноܝ вܝ магазине.ܝ Болееܝ важноܝ укреплениеܝ лояльностиܝ покупателейܝ кܝ продуктуܝ иܝ маркеܝ иܝ формированиеܝ положительногоܝ образаܝ производителяܝ вܝ глазахܝ потребителей.ܝ Вܝ созданииܝ имиджаܝ самогоܝ продуктаܝ иܝ продвиженииܝ вܝ местахܝ розничнойܝ торговлиܝ упаковкаܝ товараܝ являетсяܝ мощнымܝ оружием;ܝ грамотноеܝ жеܝ егоܝ использованиеܝ достигаетсяܝ сܝ помощьюܝ сотрудничестваܝ маркетологовܝ иܝ дизайнеровܝ наܝ всехܝ этапахܝ работыܝ надܝ упаковкой.

Цельܝ курсовойܝ работыܝ -ܝ проанализироватьܝ значениеܝ упаковкиܝ молочнойܝ продукции,ܝ влияниеܝ ееܝ наܝ качествоܝ продукцииܝ иܝ проܝ информированностьܝ покупателей.

Задачиܝ работы:

Показатьܝ необходимостьܝ упаковкиܝ товараܝ молочнойܝ продукции,ܝ ееܝ свойстваܝ иܝ функции;

Раскрытьܝ значениеܝ упаковкиܝ дляܝ товарнойܝ политикиܝ молочнойܝ продукции;

Провестиܝ исследованиеܝ молочнойܝ продукцииܝ маркиܝ «Гулливер»;

Определитьܝ эффективностьܝ упаковкиܝ приܝ продажах.

Объектомܝ исследованияܝ являетсяܝ товар,ܝ вܝ частностиܝ производимыеܝ фирмойܝ «Веселыйܝ молочник»,ܝ аܝ предметܝ изученияܝ -ܝ упаковкаܝ товараܝ иܝ ееܝ рольܝ вܝ товарнойܝ политикеܝ фирмы.

Работаܝ написанаܝ наܝ основеܝ сравнительногоܝ анализаܝ различныхܝ источников,ܝ наблюденийܝ иܝ изученияܝ соответствующейܝ литературы.

Структураܝ работыܝ включаетܝ введение,ܝ двеܝ главы,ܝ заключениеܝ иܝ списокܝ используемыхܝ источниковܝ литературы.

ГЛАВАܝ 1.ܝ НЕОБХОДИМОСТЬܝ УПАКОВКИܝ ТОВАРАܝ МОЛОЧНОЙܝ ПРОДУКЦИИ,ܝ ЕЕܝ СВОЙСТВАܝ Иܝ ФУНКЦИИ

.1ܝ Основныеܝ требования,ܝ предъявляемыеܝ кܝ упаковкеܝ иܝ маркировкеܝ товаров

Требованияܝ кܝ тароупаковочнымܝ средствамܝ определяютсяܝ функциональнымܝ назначениемܝ последнихܝ иܝ обусловленыܝ объективнымиܝ эксплуатационнымиܝ факторами.ܝ Условноܝ ихܝ можноܝ разделитьܝ наܝ внешниеܝ иܝ внутренние.ܝ Внешниеܝ факторыܝ имеютܝ различнуюܝ природу:ܝ механическуюܝ (статическиеܝ иܝ ударныеܝ нагрузки,ܝ вибрация);ܝ климатическуюܝ (температура,ܝ влажностьܝ воздухаܝ иܝ ихܝ резкиеܝ колебания);ܝ биологическуюܝ (действиеܝ микроорганизмов,ܝ насекомых,ܝ грызунов).ܝ Кܝ внутреннимܝ факторамܝ относятсяܝ химическаяܝ стойкостьܝ материала,ܝ внутреннееܝ давление,ܝ аܝ такжеܝ износܝ упаковкиܝ подܝ действиемܝ ееܝ содержимого.

Требованияܝ кܝ упаковкамܝ молочнойܝ продукцииܝ гораздоܝ болееܝ жесткие,ܝ чемܝ дляܝ остальныхܝ пищевыхܝ продуктов.ܝ Упаковкаܝ обязательноܝ должнаܝ иметьܝ высокуюܝ механическуюܝ прочность,ܝ бытьܝ стойкойܝ кܝ износу,ܝ бытьܝ жесткойܝ илиܝ эластичнойܝ вܝ зависимостиܝ отܝ функциональногоܝ назначенияܝ упаковки,ܝ аܝ такжеܝ обязательноܝ должнаܝ бытьܝ герметична.ܝ Материалыܝ дляܝ упаковкиܝ должныܝ бытьܝ сܝ соответствующейܝ непроницаемостьюܝ иܝ жиростойкостью.ܝ Аܝ самоеܝ главноеܝ то,ܝ чтоܝ упаковкаܝ должнаܝ бытьܝ инертнойܝ поܝ отношениюܝ кܝ продуктуܝ иܝ приܝ контактеܝ сܝ нимܝ неܝ выделятьܝ вредныхܝ веществܝ дляܝ здоровьяܝ человека.

Согласноܝ Федеральномуܝ Законуܝ РФܝ отܝ 12ܝ июняܝ 2008ܝ г.ܝ «Техническийܝ регламентܝ наܝ молокоܝ иܝ молочнуюܝ продукцию»,ܝ всяܝ молочнаяܝ продукция,ܝ котораяܝ выпускаетсяܝ дляܝ реализации,ܝ должнаܝ бытьܝ расфасованаܝ иܝ упакованаܝ вܝ упаковки,ܝ изготовленныеܝ изܝ экологическиܝ безопасныхܝ материалов,ܝ разрешенныхܝ федеральнымܝ органомܝ исполнительнойܝ власти,ܝ осуществляющимܝ контрольܝ иܝ надзорܝ вܝ сфереܝ обеспеченияܝ санитарно-эпидемиологическогоܝ благополучияܝ населения,ܝ защитыܝ правܝ потребителей,ܝ дляܝ контактаܝ сܝ пищевымиܝ продуктамиܝ иܝ обеспечивающихܝ безопасностьܝ иܝ качествоܝ молокаܝ иܝ продуктовܝ егоܝ переработкиܝ вܝ течениеܝ срокаܝ ихܝ годности.

Различаютܝ общиеܝ требования,ܝ предъявляемыеܝ кܝ любомуܝ тароупаковочномуܝ материалу,ܝ иܝ специфические,ܝ которыеܝ должныܝ соблюдатьсяܝ приܝ упаковыванииܝ продукцииܝ конкретногоܝ назначения.ܝ Рассмотримܝ общиеܝ требования:

Стойкостьܝ кܝ механическимܝ воздействиям.ܝ Этоܝ свойствоܝ характеризуетсяܝ формоустойчивостьюܝ приܝ статическихܝ нагрузках,ܝ вибростойкостьюܝ иܝ стойкостьюܝ кܝ ударнымܝ нагрузкам,ܝ оптимальнымиܝ значениямиܝ физико-химическихܝ свойствܝ (прочностиܝ иܝ деформации).ܝ Требованиеܝ формоустойчивостиܝ вызваноܝ несколькимиܝ причинами:ܝ вܝ частности,ܝ необходимостьюܝ длительногоܝ храненияܝ вܝ штабелях,ܝ когдаܝ нижниеܝ рядыܝ испытываютܝ значительныеܝ деформации;ܝ воздействиемܝ жидкихܝ иܝ летучихܝ веществ,ܝ находящихсяܝ внутриܝ тары,ܝ особенноܝ вܝ условияхܝ повышеннойܝ температурыܝ иܝ сопутствующегоܝ набуханияܝ материала;ܝ наличиемܝ острыхܝ гранейܝ иܝ твердыхܝ частицܝ внутриܝ тарыܝ иܝ т.д.ܝ Дляܝ транспортнойܝ тары,ܝ работающейܝ вܝ условияхܝ постоянногоܝ возникновенияܝ ударовܝ иܝ колебаний,ܝ вызываютܝ вܝ материалеܝ возмущенияܝ различнойܝ амплитуды,ܝ требованияܝ механическойܝ прочностиܝ иܝ стойкостиܝ кܝ деформацииܝ являютсяܝ доминирующими.ܝ Характерܝ деформации,ܝ появлениеܝ поверхностныхܝ трещин,ܝ изменениеܝ структурыܝ напряженногоܝ материала,ܝ должныܝ всегдаܝ учитыватьсяܝ приܝ выбореܝ материала.ܝ Механическиеܝ показателиܝ упаковочногоܝ материалаܝ определяютсяܝ поܝ стандартнымܝ методикам.

Рядܝ требованийܝ долженܝ выполнятьсяܝ приܝ выбореܝ формыܝ иܝ конструкцииܝ тары,ܝ следуетܝ избегатьܝ резкихܝ переходов,ܝ острыхܝ гранейܝ иܝ углов,ܝ аܝ такжеܝ участков,ܝ наܝ которыхܝ могутܝ концентрироватьсяܝ внутренниеܝ напряжения,ܝ снижающиеܝ стойкостьܝ тарыܝ кܝ ударнымܝ воздействиям.

Химическаяܝ стойкость.ܝ Упаковочныйܝ материалܝ считаетсяܝ химическиܝ устойчивымܝ относительноܝ конкретнойܝ среды,ܝ еслиܝ онܝ неܝ набухает,ܝ черезܝ негоܝ неܝ происходитܝ потеряܝ продукцииܝ иܝ егоܝ свойстваܝ остаютсяܝ стабильными.ܝ Изменениеܝ физико-химическихܝ иܝ механическихܝ свойствܝ материалаܝ подܝ действиемܝ агрессивнойܝ средыܝ можетܝ привестиܝ кܝ разрушениюܝ тары:ܝ растрескиванию,ܝ потереܝ формоустойчивостиܝ иܝ герметичности,ܝ т.е.ܝ кܝ преждевременномуܝ износу.ܝ Приܝ оценкеܝ химическойܝ стойкостиܝ полимерногоܝ материала,ܝ необходимоܝ определитьܝ стойкостьܝ кܝ агрессивнымܝ средамܝ пластификаторов,ܝ наполнителей,ܝ красителей,ܝ антиоксидантов,ܝ светостабилизаторовܝ иܝ другихܝ добавок,ܝ вводимыхܝ вܝ полимернуюܝ композицию.

Герметичность.ܝ Поܝ признакуܝ отсутствияܝ обменаܝ междуܝ содержимымܝ тарыܝ иܝ внешнейܝ средойܝ различаютܝ абсолютно,ܝ плотноܝ иܝ хорошоܝ укупореннуюܝ тару.ܝ Абсолютноܝ укупореннаяܝ тараܝ непроницаемаܝ дляܝ газов,ܝ плотноܝ укупореннаяܝ -ܝ дляܝ паровܝ воды,ܝ хорошоܝ укупореннаяܝ предохраняетܝ продукциюܝ отܝ случайногоܝ проливанияܝ илиܝ высыпания.ܝ Приܝ изготовленииܝ упаковкиܝ изܝ полимерныхܝ иܝ комбинированныхܝ материаловܝ наиболееܝ целесообразнаܝ герметизацияܝ сܝ применениемܝ сварки;ܝ непременнымܝ требованиемܝ приܝ этомܝ являютсяܝ прочностьܝ иܝ плотностьܝ сварногоܝ шва.

Проницаемость.ܝ Этаܝ характеристикаܝ отражаетܝ возможностьܝ переходаܝ компонентовܝ иܝ содержимогоܝ черезܝ стенкиܝ упаковки,ܝ аܝ такжеܝ переносаܝ веществܝ (газ,ܝ парܝ иܝ т.д.)ܝ черезܝ материал,ܝ обусловленногоܝ перепадомܝ давления,ܝ концентрацииܝ илиܝ температурыܝ поܝ разныеܝ стороныܝ материала.ܝ Дляܝ большинстваܝ товаровܝ общимиܝ требованиямиܝ являются:ܝ минимальнаяܝ проницаемостьܝ дляܝ водыܝ иܝ водяныхܝ паров,ܝ кислорода,ܝ агрессивныхܝ газовܝ иܝ т.п.;ܝ отсутствиеܝ миграцииܝ микроорганизмовܝ иܝ продуктовܝ ихܝ жизнедеятельности;ܝ обеспечениеܝ радионуклиднойܝ защиты.ܝ Распространеннымܝ требованиемܝ частоܝ являетсяܝ непроницаемостьܝ дляܝ УФ-лучей.

Проницаемостьܝ определяется,ܝ преждеܝ всего,ܝ структуройܝ иܝ плотностьюܝ материалаܝ иܝ вܝ зависимостиܝ отܝ этогоܝ можетܝ изменятьсяܝ вܝ широкихܝ пределах.ܝ Коэффициентܝ газопроницаемостиܝ Рܝ некоторыхܝ группܝ материаловܝ (приܝ 20°Сܝ иܝ толщинеܝ материалаܝ 1ܝ см):

Технологичностьܝ тароупаковочногоܝ материала.ܝ Выполнениеܝ этогоܝ требованияܝ обеспечиваетܝ возможностьܝ изготовленияܝ тары,ܝ заполненияܝ ееܝ продуктомܝ иܝ герметизацииܝ высокопроизводительнымиܝ методамиܝ приܝ малыхܝ трудовыхܝ затратахܝ сܝ использованиемܝ эффективногоܝ автоматизированногоܝ фасовочно-упаковочногоܝ оборудования.ܝ Материал,ܝ пригодныйܝ дляܝ этого,ܝ долженܝ иметьܝ достаточноܝ высокуюܝ механическуюܝ прочность,ܝ жесткостьܝ (дляܝ обеспеченияܝ требуемойܝ формыܝ упаковки)ܝ илиܝ эластичность,ܝ легкоܝ восприниматьܝ полиграфическуюܝ печать.

Обязательнымܝ требованиемܝ являетсяܝ способностьܝ кܝ образованиюܝ прочногоܝ герметичногоܝ сварногоܝ шва.ܝ Материалܝ долженܝ характеризоватьсяܝ однородностьюܝ поܝ толщине,ܝ цвету,ܝ прозрачности,ܝ отсутствиемܝ электризуемостиܝ иܝ слипаемостиܝ вܝ рулоне.

Эстетичностьܝ (дизайн).ܝ Упаковкаܝ вܝ целомܝ должнаܝ иметьܝ привлекательныйܝ внешнийܝ вид:ܝ оптимальнуюܝ форму,ܝ удобнуюܝ дляܝ потребителяܝ расфасовку,ܝ выигрышнуюܝ цветовуюܝ гамму.ܝ Реализацияܝ многихܝ продуктовܝ (особенноܝ пищевых)ܝ идетܝ значительноܝ быстрееܝ вܝ прозрачныхܝ иܝ блестящихܝ упаковках:ܝ вܝ нихܝ продуктܝ визуальноܝ воспринимаетсяܝ болееܝ чистымܝ иܝ свежим.ܝ Изܝ близкихܝ поܝ качествуܝ конкурентоспособныхܝ товаровܝ покупательܝ частоܝ делаетܝ выбор,ܝ исходяܝ изܝ внешнегоܝ вида.

Безукоризненныйܝ дизайн,ܝ психологическиܝ удачноеܝ цветовоеܝ решение,ܝ элегантностьܝ иܝ изяществоܝ упаковки,ܝ простотаܝ реализацииܝ художественногоܝ оформленияܝ приܝ минимальныхܝ затратахܝ -ܝ важныеܝ требованияܝ приܝ разработкеܝ упаковкиܝ дляܝ конкретнойܝ продукции.ܝ Вܝ настоящееܝ времяܝ такиеܝ качества,ܝ какܝ простотаܝ иܝ мгновеннаяܝ узнаваемость,ܝ делаютܝ упаковкуܝ неотъемлемойܝ частьюܝ нашейܝ повседневнойܝ жизни.

Удобствоܝ иܝ практичность.ܝ Данныеܝ критерииܝ характеризуютܝ эксплуатационнуюܝ функцию:ܝ тараܝ должнаܝ оказыватьܝ конкретныеܝ полезныеܝ услугиܝ человеку,ܝ использующемуܝ приобретенныйܝ товар.ܝ Необходимо,ܝ например,ܝ чтобыܝ тараܝ достаточноܝ легкоܝ открывалась,ܝ иܝ потребительܝ могܝ многократноܝ использоватьܝ продуктܝ либоܝ надежноܝ закрываласьܝ иܝ частьܝ продуктаܝ моглаܝ бытьܝ сохраненаܝ дляܝ повторногоܝ использования.

Вܝ отдельныхܝ случаяхܝ необходимо,ܝ чтобыܝ упаковкаܝ отмерялаܝ дозированноеܝ количествоܝ продукта,ܝ имелаܝ просеивающуюܝ насадкуܝ илиܝ сточныйܝ желобокܝ дляܝ облегченияܝ извлеченияܝ продукта;ܝ наличиеܝ специальнойܝ кромкиܝ вдольܝ контейнераܝ упрощаетܝ егоܝ вскрытие.ܝ Упаковкиܝ дляܝ стерильныхܝ товаров,ܝ напротив,ܝ должныܝ иметьܝ болееܝ сложноеܝ устройство,ܝ исключающееܝ случайноеܝ вскрытие.

Утилизацияܝ использованнойܝ упаковки.ܝ Этоܝ весьмаܝ важноеܝ требованиеܝ вܝ современныхܝ условиях.ܝ Приܝ выбореܝ тарыܝ иܝ упаковкиܝ дляܝ конкретногоܝ видаܝ продукцииܝ производительܝ долженܝ вܝ обязательномܝ порядкеܝ учитыватьܝ этоܝ требование,ܝ направленноеܝ наܝ предотвращениеܝ загрязненияܝ окружающейܝ средыܝ использованнымиܝ упаковками.ܝ Возможныܝ различныеܝ пути:ܝ уменьшениеܝ массыܝ упаковки,ܝ выпускܝ многооборотнойܝ тары,ܝ вторичнаяܝ переработкаܝ использованнойܝ упаковки,ܝ сжиганиеܝ сܝ получениемܝ тепловойܝ энергии,ܝ термическоеܝ разложение,ܝ деполимеризация,ܝ захоронение.ܝ Вܝ рядеܝ случаевܝ дляܝ пищевыхܝ продуктовܝ могутܝ использоватьсяܝ съедобныеܝ покрытия.ܝ Интересܝ представляютܝ упаковочныеܝ материалыܝ сܝ регулируемымܝ срокомܝ службы,ܝ т.е.ܝ способныеܝ разлагатьсяܝ вܝ естественныхܝ условияхܝ (подܝ действиемܝ света,ܝ теплоты,ܝ воды,ܝ воздуха,ܝ микроорганизмовܝ иܝ т.д.)ܝ послеܝ окончанияܝ срокаܝ ихܝ эксплуатации.

Вܝ целяхܝ усиленияܝ контроляܝ заܝ качествомܝ иܝ безопасностьюܝ ввозимыхܝ вܝ странуܝ продовольственныхܝ иܝ непродовольственныхܝ товаровܝ Правительствомܝ РФܝ былиܝ изданыܝ специальныеܝ постановленияܝ оܝ маркировке.

Маркировкаܝ любогоܝ товараܝ регламентируетсяܝ соответствующимܝ ГОСТомܝ илиܝ ТУ.ܝ Основныеܝ требованияܝ поܝ маркировкеܝ товаровܝ оченьܝ многообразныܝ иܝ специфичны.

Вܝ зависимостиܝ отܝ того,ܝ какаяܝ маркировкаܝ наноситсяܝ наܝ товарܝ илиܝ упаковкуܝ (производственная,ܝ торговаяܝ иܝ т.д.),ܝ дифференцируютсяܝ иܝ нормативныеܝ требования.ܝ Вܝ частности,ܝ требованияܝ кܝ производственнойܝ маркировкеܝ товараܝ иܝ упаковкеܝ регламентируютсяܝ соответствующимиܝ стандартамиܝ наܝ продукцию,ܝ упаковкуܝ иܝ маркировку.ܝ Ониܝ достаточноܝ проработаныܝ вܝ технологическомܝ планеܝ иܝ включаютܝ вܝ себя:ܝ местоܝ нанесенияܝ маркировки,ܝ ееܝ размер,ܝ типܝ используемойܝ краскиܝ иܝ ееܝ цветаܝ иܝ т.п.ܝ Требованияܝ нормативныхܝ документовܝ кܝ торговойܝ маркировкеܝ неܝ стольܝ четкоܝ очерченыܝ иܝ регламентируютсяܝ вܝ основномܝ федеральнымиܝ правиламиܝ продажиܝ отдельныхܝ группܝ непродовольственныхܝ иܝ продовольственныхܝ товаров,ܝ аܝ вܝ рядеܝ случаевܝ иܝ региональнымиܝ (областными,ܝ краевыми)ܝ правиламиܝ розничнойܝ торговли.ܝ Поэтомуܝ требованияܝ кܝ маркировкеܝ товаровܝ иܝ упаковкиܝ можноܝ условноܝ подразделитьܝ наܝ двеܝ укрупненныеܝ группыܝ -ܝ общиеܝ требования,ܝ регламентированныеܝ Федеральнымܝ закономܝ "Оܝ защитеܝ правܝ потребителей"ܝ иܝ специфическиеܝ требования,ܝ устанавливаемыеܝ отдельнымиܝ субъектамиܝ хозяйствованияܝ илиܝ регионами.

Общиеܝ правилаܝ маркировкиܝ включаютܝ вܝ себяܝ наиболееܝ важныеܝ требования,ܝ называемыеܝ обычноܝ требованиямиܝ "трехܝ Д"ܝ -ܝ достоверность,ܝ доступность,ܝ достаточность.ܝ Специфическиеܝ требованияܝ традиционноܝ включаютܝ вܝ себяܝ следующийܝ переченьܝ условностей:ܝ наглядностьܝ маркировки,ܝ четкостьܝ наносимогоܝ текстаܝ иܝ иллюстраций,ܝ однозначностьܝ текстовыхܝ поясненийܝ илиܝ рекомендацийܝ дляܝ покупателя,ܝ соответствиеܝ текстаܝ поясненийܝ фактическомуܝ составуܝ продукта.ܝ Достоверностьܝ приведенныхܝ сведенийܝ неܝ должнаܝ вводитьܝ покупателяܝ вܝ заблуждениеܝ поܝ качествуܝ продукта,ܝ егоܝ количеству,ܝ местуܝ изготовления,ܝ страныܝ происхожденияܝ товара.ܝ Наносимаяܝ краскойܝ наܝ упаковкуܝ илиܝ товараܝ маркировкаܝ должнаܝ бытьܝ несмываемойܝ иܝ допущеннойܝ кܝ применениюܝ соответствующимиܝ решениямиܝ Госкомсанэпиднадзора.

Носителиܝ маркировкиܝ подразделяютсяܝ наܝ этикетки,ܝ ярлыки,ܝ вкладыши,ܝ бирки,ܝ кольеретки,ܝ контрольныеܝ ленты,ܝ клейма,ܝ штампыܝ иܝ др.

1.2ܝ Особенностиܝ упаковкиܝ молочныхܝ товаров

Дляܝ упаковкиܝ молокаܝ иܝ молочныхܝ продуктовܝ вܝ последнееܝ времяܝ используютܝ тару,ܝ изготавливаемуюܝ изܝ различныхܝ материалов:ܝ стекла,ܝ металла,ܝ полимеров,ܝ аܝ такжеܝ изܝ ихܝ комбинацийܝ какܝ междуܝ собой,ܝ такܝ иܝ сܝ бумагойܝ илиܝ картоном.ܝ Причемܝ вܝ рейтингеܝ потребительскихܝ предпочтенийܝ техܝ илиܝ иныхܝ видовܝ упаковкиܝ наблюдаетсяܝ быстраяܝ сменаܝ позиций.

Металлы.

Приܝ производствеܝ тарыܝ дляܝ молочныхܝ продуктовܝ широкоܝ используютсяܝ металлы.ܝ Наܝ протяженииܝ многихܝ летܝ вܝ развитыхܝ зарубежныхܝ странахܝ тараܝ изܝ белойܝ жестиܝ дляܝ расфасовкиܝ пищевыхܝ продуктовܝ длительногоܝ храненияܝ занималаܝ первоеܝ местоܝ средиܝ всехܝ видовܝ упаковки.ܝ Отличительнымиܝ свойствамиܝ металлическойܝ тарыܝ являютсяܝ высокаяܝ механическаяܝ прочностьܝ (особенноܝ наܝ сжатие),ܝ ударостойкость,ܝ устойчивостьܝ кܝ воздействиюܝ внутреннегоܝ давления,ܝ хорошаяܝ сохраняемостьܝ многихܝ продуктов.ܝ Металлическаяܝ упаковкаܝ надежноܝ предохраняетܝ содержимоеܝ отܝ воздействияܝ света,ܝ газов,ܝ воздуха,ܝ водыܝ иܝ другихܝ агрессивныхܝ факторовܝ окружающейܝ среды.ܝ Белаяܝ жестьܝ -ܝ прекрасныйܝ материалܝ дляܝ печатиܝ иܝ лакирования.

Вܝ связиܝ сܝ тем,ܝ чтоܝ себестоимостьܝ производстваܝ олова,ܝ используемогоܝ дляܝ горячегоܝ луженияܝ жести,ܝ постоянноܝ возрастает,ܝ белуюܝ жестьܝ заменяютܝ другимиܝ видамиܝ жестиܝ безܝ покрытияܝ оловом.ܝ Однимܝ изܝ основныхܝ направленийܝ заменыܝ белойܝ жестиܝ являетсяܝ широкоеܝ применениеܝ алюминияܝ иܝ егоܝ сплавовܝ (преимущественноܝ сܝ магниемܝ иܝ марганцемܝ дляܝ повышенияܝ прочности).ܝ Высокиеܝ темпыܝ ростаܝ производстваܝ алюминия,ܝ разнообразиеܝ видовܝ тарыܝ иܝ упаковкиܝ определяетсяܝ рядомܝ свойств,ܝ делающимܝ этотܝ металлܝ незаменимым:

плотностьܝ алюминияܝ почтиܝ вܝ триܝ разаܝ меньшеܝ плотностиܝ жести;

прекраснаяܝ формуемость,ܝ пластичностьܝ иܝ хорошаяܝ термостойкость;

водо-,ܝ паро-,ܝ газо-,ܝ аромато-ܝ иܝ жиронепроницаемость;

микробиологическаяܝ устойчивость;

высокаяܝ светоотражательнаяܝ способность;

возможностьܝ комбинированияܝ сܝ другимиܝ материалами.

Однакоܝ приܝ использованииܝ металлическойܝ тарыܝ дляܝ упаковкиܝ продуктовܝ питанияܝ следуетܝ помнитьܝ оܝ возможностиܝ миграцииܝ ионовܝ металлаܝ вܝ контактирующийܝ продуктܝ и,ܝ следовательно,ܝ вܝ организмܝ человека.ܝ Ионыܝ металловܝ (олова,ܝ алюминия,ܝ меди,ܝ свинцаܝ иܝ др.)ܝ представляютܝ серьезнуюܝ опасностьܝ дляܝ здоровьяܝ вследствиеܝ ихܝ способностиܝ накапливатьсяܝ вܝ определенныхܝ органахܝ людейܝ иܝ животных,ܝ приводяܝ кܝ различногоܝ родаܝ заболеваниям.

Стекло.

Стеклоܝ химическиܝ инертно,ܝ препятствуетܝ проникновениюܝ газов,ܝ жидкостейܝ иܝ сырости,ܝ устойчивоܝ кܝ действиюܝ химическихܝ агентов,ܝ прозрачно,ܝ легкоܝ перерабатываетсяܝ иܝ формуется.ܝ Важнейшимܝ преимуществомܝ стеклаܝ являетсяܝ егоܝ гигиеничность.ܝ Изܝ стеклаܝ неܝ переходятܝ вܝ пищевойܝ продуктܝ вредныеܝ вещества,ܝ оноܝ неܝ придаетܝ продуктамܝ питанияܝ постороннегоܝ запахаܝ иܝ вкуса.ܝ

Основнымиܝ недостаткамиܝ стеклаܝ являютсяܝ егоܝ большаяܝ плотностьܝ иܝ хрупкость,ܝ чтоܝ приводитܝ кܝ увеличениюܝ транспортныхܝ расходовܝ приܝ перевозкахܝ иܝ потерямܝ пищевыхܝ продуктов.ܝ Вследствиеܝ этогоܝ ценыܝ наܝ готовуюܝ продукцию,ܝ расфасованнуюܝ вܝ стекляннуюܝ тару,ܝ существенноܝ увеличиваются.ܝ

Вܝ настоящееܝ времяܝ интенсивноܝ ведутсяܝ работыܝ поܝ уменьшениюܝ массыܝ стеклотарыܝ иܝ улучшениюܝ ееܝ механическихܝ свойствܝ заܝ счетܝ обработкиܝ поверхностиܝ различнымиܝ веществами,ܝ нанесениемܝ покрытийܝ наܝ основеܝ полимеров.ܝ Кромеܝ того,ܝ относительноܝ высокаяܝ стоимостьܝ стекляннойܝ тарыܝ предполагаетܝ организациюܝ системыܝ ееܝ многократногоܝ использования. Поܝ этимܝ причинамܝ магазиныܝ неохотноܝ торгуютܝ молокомܝ вܝ стеклянныхܝ бутылках.ܝ

Вܝ тоܝ жеܝ времяܝ упаковкаܝ изܝ стеклаܝ продолжаетܝ использоватьсяܝ вܝ регионахܝ соܝ слаборазвитойܝ экономикойܝ иܝ низкойܝ степеньюܝ межрегиональнойܝ интеграции.ܝ

Вܝ результатеܝ сегодняܝ вܝ стекляннуюܝ таруܝ упаковываетсяܝ 4,7%ܝ отܝ общегоܝ объемаܝ фасованнойܝ жидкойܝ молочнойܝ продукции,ܝ иܝ этотܝ видܝ упаковкиܝ быстроܝ уступаетܝ своиܝ позицииܝ картоннымܝ пакетамܝ иܝ пластиковойܝ таре.

Бумажнаяܝ тара.

Упаковочныеܝ материалы,ܝ используемыеܝ дляܝ изготовленияܝ тары,ܝ должныܝ обладатьܝ водо-,ܝ паро-,ܝ аромато-,ܝ жиро-ܝ иܝ газонепроницаемостью.ܝ Бумажнаяܝ тараܝ такимиܝ качествамиܝ неܝ обладает.ܝ Этиܝ свойстваܝ бумажныеܝ материалыܝ приобретаютܝ либоܝ вܝ технологическомܝ процессеܝ ихܝ производстваܝ заܝ счетܝ соответствующегоܝ размолаܝ волокнистыхܝ материалов,ܝ проклейкиܝ иܝ добавкиܝ вܝ массуܝ синтетическихܝ смол,ܝ либоܝ заܝ счетܝ специальнойܝ обработкиܝ ужеܝ готовыхܝ бумажныхܝ материаловܝ иܝ соединенияܝ ихܝ сܝ полимерамиܝ иܝ металлом,ܝ вܝ результатеܝ чегоܝ получаютсяܝ новыеܝ комбинированныеܝ материалы.

Картоннаяܝ упаковка.

Использованиеܝ асептическогоܝ розливаܝ вܝ пакетыܝ "тетра-брик-асептик"ܝ увеличиваетܝ срокܝ храненияܝ молочныхܝ продуктовܝ доܝ девятиܝ месяцев,ܝ чтоܝ позволяетܝ поставлятьܝ этиܝ продуктыܝ поܝ заказамܝ региональныхܝ торговыхܝ организацийܝ иܝ существенноܝ увеличитьܝ объемܝ ихܝ производстваܝ иܝ "географию"ܝ реализации.ܝ Крупныеܝ молокозаводы,ܝ имеющиеܝ дополнительныеܝ резервыܝ иܝ расположенные,ܝ какܝ правило,ܝ вܝ областныхܝ иܝ районныхܝ центрах,ܝ переходятܝ наܝ асептическийܝ розливܝ молочныхܝ продуктовܝ сܝ цельюܝ существенногоܝ увеличенияܝ объемовܝ производстваܝ иܝ захватаܝ неосвоенныхܝ региональныхܝ рынков.

Полимерныеܝ материалы.

Анализܝ тенденцийܝ примененияܝ упаковокܝ иܝ заܝ рубежом,ܝ иܝ вܝ Россииܝ указываетܝ наܝ стабильноеܝ возрастаниеܝ объемовܝ использованияܝ полимерныхܝ материаловܝ дляܝ упаковкиܝ пищевойܝ продукции.ܝ Так,ܝ вܝ Швейцарииܝ -ܝ однойܝ изܝ наиболееܝ консервативныхܝ странܝ мираܝ -ܝ доܝ 1990ܝ г.ܝ питьевоеܝ молокоܝ упаковывалосьܝ толькоܝ вܝ картонныеܝ емкости.ܝ Прогнозируетсяܝ иܝ дальнейшееܝ увеличениеܝ потребностиܝ пищевойܝ промышленностиܝ иܝ торговлиܝ вܝ пластмассовыхܝ тарныхܝ емкостях.ܝ Приܝ этомܝ поܝ прогнозамܝ фирмыܝ Theܝ Freedoniaܝ Groupܝ (США)ܝ вܝ ближайшиеܝ годыܝ потребностьܝ вܝ стеклянных,ܝ металлическихܝ иܝ бумаго-картонныхܝ упаковкахܝ будетܝ ежегодноܝ увеличиватьܝ вܝ среднемܝ наܝ 1-2%,ܝ вܝ тоܝ времяܝ какܝ потребностьܝ вܝ пластмассовыхܝ емкостяхܝ будетܝ растиܝ вܝ среднемܝ наܝ 4%ܝ (табл.1).

Пластиковыеܝ бутылкиܝ дляܝ жидкихܝ молочныхܝ продуктовܝ появилисьܝ вܝ Россииܝ сравнительноܝ недавно.ܝ Вܝ последнееܝ времяܝ наܝ рынкеܝ появилисьܝ пластиковыеܝ банкиܝ емкостьюܝ 0,5ܝ лܝ дляܝ фасовкиܝ сметаны,ܝ творога,ܝ другихܝ продуктов.

Материал

Доля,ܝ %

Ежегодныйܝ прирост потребления,ܝ %

Объемܝ производства, млрд.ܝ штукܝ (1998ܝ г.)


Бумага,ܝ картон

40-50

1,3

13,0


Пластмассы

30-40

4,0

37,5


Металл

10-15

1,2

27,9


Стекло

5-10

1,8

17,0


Прочиеܝ материалы

<1-2

-0,4

4,7



Наиболееܝ распространеннымܝ полимернымܝ упаковочнымܝ материаломܝ наܝ рынкеܝ молочнойܝ упаковкиܝ являетсяܝ полиэтилен.ܝ "Полиэтиленовыйܝ пакет"ܝ поܝ потребительскимܝ предпочтениямܝ уступаетܝ картоннойܝ упаковке,ܝ ноܝ темܝ неܝ менееܝ широкоܝ используетсяܝ вܝ Россииܝ дляܝ розливаܝ молока,ܝ жидкихܝ молочнокислыхܝ иܝ пастообразныхܝ продуктов.ܝ Вܝ последниеܝ годыܝ упаковкаܝ вܝ рукавнуюܝ пленкуܝ сноваܝ отвоевываетܝ позицииܝ наܝ рынке.ܝ Подавляющееܝ числоܝ потребителейܝ покупаетܝ продуктыܝ вܝ этойܝ упаковкеܝ из-заܝ болееܝ низкойܝ цены.

Этаܝ упаковкаܝ составляетܝ почтиܝ 38%ܝ отܝ всегоܝ объемаܝ фасуемыхܝ молочныхܝ продуктов.ܝ Кܝ недостаткамܝ такойܝ упаковкиܝ следуетܝ отнестиܝ ееܝ низкуюܝ прочностьܝ (какܝ отмечаютܝ представителиܝ молочныхܝ заводовܝ иܝ торговли,ܝ дляܝ нееܝ характеренܝ наиболееܝ высокийܝ процентܝ потерьܝ молочныхܝ продуктовܝ приܝ транспортировкеܝ иܝ продажах),ܝ малыйܝ срокܝ храненияܝ продукта.

Приܝ выбореܝ полимерногоܝ материалаܝ дляܝ упаковкиܝ молочнойܝ продукцииܝ широкогоܝ ассортиментаܝ необходимоܝ помнитьܝ оܝ том,ܝ чтоܝ полиэтиленܝ неܝ обладаетܝ достаточнойܝ жиростойкостью:ܝ онܝ набухаетܝ вܝ жирах,ܝ изменяетܝ своиܝ свойства,ܝ вܝ результатеܝ чегоܝ имеетсяܝ возможностьܝ переходаܝ окисленныхܝ фракцийܝ сܝ низкойܝ молекулярнойܝ массойܝ вܝ продукт.ܝ Наиболееܝ перспективнымܝ материалом,ܝ удовлетворяющимܝ всемܝ требованиям,ܝ предъявляемымܝ кܝ тароупаковочнымܝ материалам,ܝ являетсяܝ полипропиленܝ (ПП).

Вܝ последниеܝ годыܝ объемыܝ использованияܝ пластиковойܝ тарыܝ вܝ Россииܝ резкоܝ возросли.ܝ Этотܝ ростܝ идетܝ вܝ трехܝ направлениях:

.ܝ упаковкаܝ пастообразныхܝ продуктовܝ (йогуртов,ܝ сметаны,ܝ творогаܝ иܝ др.)ܝ Кܝ нейܝ относятсяܝ евростаканчикиܝ иܝ коробочкиܝ сܝ различнымиܝ типамиܝ крышек;

.ܝ увеличениеܝ долиܝ упаковкиܝ молочнойܝ продукцииܝ вܝ рукавнуюܝ пленку;

.ܝ использованиеܝ термораздувныхܝ пластиковыхܝ бутылокܝ иܝ банок,ܝ изготавливаемых,ܝ вܝ основном,ܝ изܝ полиэтиленаܝ высокойܝ плотностиܝ (ПЭВП)ܝ иܝ полипропиленаܝ (ПП)ܝ поܝ технологии,ܝ специальноܝ разработаннойܝ дляܝ розливаܝ молока,ܝ жидкихܝ иܝ пастообразныхܝ молочныхܝ продуктов.

Вܝ последниеܝ годыܝ поܝ рядуܝ объективныхܝ причинܝ наблюдаетсяܝ стабильноеܝ увеличениеܝ использованияܝ упаковкиܝ изܝ рукавнойܝ пленкиܝ (пакеты,ܝ тубы).ܝ Средиܝ этихܝ причинܝ -ܝ новыеܝ требованияܝ кܝ упаковкеܝ сܝ точкиܝ зренияܝ охраныܝ окружающейܝ средыܝ (высокаяܝ массаܝ упаковкиܝ обуславливаетܝ увеличениеܝ объемовܝ отходов),ܝ значительноܝ возросшиеܝ срокиܝ храненияܝ молокаܝ иܝ молочнойܝ продукцииܝ вܝ упаковкеܝ изܝ рукавнойܝ пленкиܝ благодаряܝ новымܝ комбинациямܝ исходногоܝ полимерногоܝ сырья,ܝ снижениеܝ ценܝ наܝ продукциюܝ вܝ этойܝ упаковкеܝ примерноܝ наܝ 20%.

Современнаяܝ соэкструдированнаяܝ молочнаяܝ пленка,ܝ используемаяܝ дляܝ изготовленияܝ пакета,ܝ обычноܝ состоитܝ изܝ трехܝ слоевܝ наܝ основеܝ смесейܝ полиэтиленов:ܝ наружногоܝ (сܝ добавлениемܝ белогоܝ красителя),ܝ среднегоܝ (обычноܝ черногоܝ цветаܝ дляܝ защитыܝ отܝ УФ-излучения)ܝ иܝ внутреннегоܝ термосвариваемого.ܝ Такаяܝ структураܝ обеспечиваетܝ высокуюܝ механическуюܝ прочность,ܝ неܝ пропускаетܝ светܝ иܝ хорошоܝ герметизируется.ܝ Наܝ российскомܝ рынкеܝ по-прежнемуܝ представленаܝ двухслойнаяܝ пленкаܝ аналогичногоܝ состава.ܝ Вܝ последниеܝ годыܝ появилисьܝ многослойныеܝ материалы,ܝ позволяющиеܝ осуществлятьܝ качественнуюܝ сваркуܝ пакетов,ܝ дажеܝ черезܝ "загрязнения"ܝ пленкиܝ продуктом;ܝ такойܝ эффектܝ достигаетсяܝ заܝ счетܝ модификацииܝ термосвариваемогоܝ слояܝ линейнымܝ полимером.

Многослойныеܝ пленки,ܝ полученныеܝ методомܝ выдувнойܝ экструзии,ܝ относятсяܝ кܝ типуܝ композиционныхܝ пластиковыхܝ материаловܝ иܝ используютсяܝ преимущественноܝ вܝ упаковочнойܝ индустрии.ܝ Многослойныеܝ пленкиܝ подразделяютсяܝ наܝ триܝ видаܝ -ܝ двухслойные,ܝ простыеܝ трехслойныеܝ иܝ многослойныеܝ пленкиܝ сܝ барьернымиܝ слоями.

Рассматриваяܝ упаковочнуюܝ пленку,ܝ выܝ видитеܝ двеܝ поверхностиܝ иܝ внутреннююܝ часть.ܝ Каждаяܝ изܝ составляющихܝ формируетܝ различныеܝ требования.ܝ Однаܝ поверхностьܝ обеспечиваетܝ возможностьܝ термосваривания.ܝ Другаяܝ поверхность,ܝ возможно,ܝ нуждаетсяܝ вܝ пониженномܝ тренииܝ илиܝ лучшемܝ сопротивленииܝ высокойܝ температуреܝ дляܝ обработкиܝ вܝ упаковочнойܝ машине.ܝ Внутренняяܝ поверхностьܝ должнаܝ обеспечиватьܝ прочностьܝ илиܝ барьерныеܝ свойства.ܝ Посколькуܝ получениеܝ однородногоܝ полимера,ܝ отвечающегоܝ всемܝ этимܝ требованиям,ܝ наܝ практикеܝ невозможно,ܝ соэкструзияܝ являетсяܝ наܝ данныйܝ моментܝ наилучшимܝ решением.

Дляܝ упаковкиܝ молочныхܝ продуктовܝ применяютܝ трехслойныеܝ со-экструзионныеܝ пленкиܝ сܝ наличиемܝ вܝ структуреܝ материалаܝ черногоܝ слоя.ܝ Толщинаܝ такихܝ пленокܝ -ܝ 70-90ܝ мкм.ܝ Каждыйܝ изܝ слоевܝ имеетܝ своеܝ назначениеܝ иܝ содержитܝ специальныеܝ добавки.

Черныйܝ слойܝ создаетܝ барьерܝ наܝ путиܝ проникновенияܝ светаܝ иܝ значительноܝ продлеваетܝ срокиܝ храненияܝ молочнойܝ продукции.ܝ Вܝ зависимостиܝ отܝ выбраннойܝ технологииܝ этотܝ слойܝ можетܝ бытьܝ внутреннимܝ илиܝ прилегающимܝ кܝ молоку.

Белыйܝ внешнийܝ слойܝ предназначенܝ дляܝ яркой,ܝ полноцветнойܝ печатиܝ приܝ использованииܝ самыхܝ современныхܝ полиграфическихܝ технологий.ܝ Вܝ этотܝ жеܝ слойܝ вводитсяܝ специальнаяܝ добавка,ܝ котораяܝ повышаетܝ "скользкость"ܝ пленки,ܝ чтоܝ важноܝ дляܝ работыܝ наܝ современномܝ упаковочномܝ оборудовании.

Еслиܝ внутреннийܝ слойܝ черный,ܝ тоܝ слой,ܝ контактирующийܝ сܝ молокомܝ -ܝ прозрачный,ܝ выполняетсяܝ изܝ чистого,ܝ химическиܝ нейтральногоܝ полиэтилена.ܝ Вܝ рядеܝ случаевܝ этотܝ слойܝ подкрашиваютܝ вܝ серыйܝ цвет,ܝ чтоܝ придаетܝ упаковкиܝ болееܝ эстетичныйܝ вид,ܝ исключаяܝ внешнийܝ контрастܝ междуܝ белымܝ наружнымܝ иܝ чернымܝ барьернымܝ слоями.

Еслиܝ вܝ упаковкеܝ изܝ однослойнойܝ пленкиܝ пастеризованноеܝ молокоܝ хранитсяܝ 36ܝ ч.,ܝ тоܝ вܝ упаковкеܝ изܝ черно-белойܝ пленкиܝ 72ܝ ч.ܝ иܝ дажеܝ 120ܝ часов.ܝ Компанияܝ Самаралакто,ܝ крупнейшийܝ вܝ самарскомܝ регионеܝ производительܝ молока,ܝ входящийܝ вܝ составܝ российскогоܝ холдингаܝ "Планетаܝ Менеджмент",ܝ заявляет,ܝ чтоܝ используемаяܝ наܝ предприятииܝ финскаяܝ трехслойнаяܝ пленкаܝ Финпакܝ увеличиваетܝ срокܝ храненияܝ пастерилизованногоܝ молокаܝ доܝ 10ܝ дней,ܝ аܝ кефираܝ -ܝ доܝ 20ܝ дней.

Поܝ разнообразиюܝ иܝ функциональномуܝ назначениюܝ выдувнаяܝ тараܝ удовлетворяетܝ практическиܝ любымܝ требованиямܝ потребителя:ܝ онаܝ отличаетсяܝ удобством,ܝ эстетичностью,ܝ стабильностьюܝ размеров,ܝ небольшойܝ массой,ܝ водо-,ܝ пароܝ -ܝ иܝ газонепроницаемостью,ܝ сравнительноܝ низкойܝ стоимостью.ܝ Укупориватьܝ выдувнуюܝ таруܝ можноܝ сܝ использованиемܝ всехܝ способовܝ герметизацииܝ (завинчиванием,ܝ термосвариванием,ܝ "нахлобучкой").

ГЛАВАܝ 2.ܝ ИССЛЕДОВАНИЕܝ МОЛОЧНОЙܝ ПРОДУКЦИИܝ МАРКИܝ «ГУЛЛИВЕРܝ»

.1ܝ Характеристикаܝ фирмы-производителяܝ ОООܝ «Гулливер»

Компанией-производителемܝ ОООܝ «Гулливер»ܝ являетсяܝ ОАОܝ «Вимм-билль-Данн».ܝ ОАОܝ «Вимм-Билль-Данн»ܝ былܝ образованܝ вܝ Россииܝ вܝ 1992ܝ году.ܝ Изначальноܝ онаܝ занималасьܝ розливомܝ соков.ܝ Компанияܝ относитсяܝ кܝ отраслиܝ Продуктыܝ питания,ܝ ееܝ сфераܝ деятельностиܝ -ܝ "Молочнаяܝ продукция".ܝ Организацияܝ ведетܝ деятельностьܝ вܝ городеܝ Новосибирскܝ иܝ расположенаܝ поܝ адресуܝ Северныйܝ Проездܝ ул.,ܝ д.ܝ 49.ܝ Однакоܝ компанияܝ быстроܝ иܝ успешноܝ развивалась,ܝ расширяяܝ сферуܝ своейܝ деятельности.ܝ

Основнымиܝ поставщикамиܝ доставляемогоܝ наܝ заводܝ молокаܝ являются,ܝ МТФܝ колхозов,ܝ производственнаяܝ мощностьܝ заводаܝ составлялаܝ 4-5ܝ тоннܝ молокаܝ вܝ суткиܝ илиܝ 2-2,5ܝ тоннܝ сменуܝ максимальногоܝ поступленияܝ сырья,ܝ илиܝ 0,5-0,6ܝ тоннܝ вܝ суткиܝ вܝ периодܝ максимальногоܝ поступленияܝ сырьяܝ (зимой).

Фирмаܝ -ܝ производительܝ ОООܝ Гулливерܝ вырабатывает:

.ܝ сметану

.ܝ маслоܝ сливочноеܝ иܝ топленое

.ܝ творог

.ܝ мороженое

Вܝ 2009ܝ -ܝ 2010ܝ гг.ܝ былоܝ открытоܝ строительствоܝ новогоܝ паромеханизированногоܝ маслозаводаܝ сܝ цехомܝ выработкиܝ сухогоܝ иܝ сгущенногоܝ обезжиренногоܝ молокаܝ сܝ сахаром,ܝ производственнойܝ мощностьюܝ поܝ проектуܝ 2000ܝ тоннܝ молокаܝ вܝ годܝ илиܝ 6ܝ тоннܝ молокаܝ вܝ смену,ܝ чтоܝ составляетܝ ужеܝ 18ܝ тоннܝ молокаܝ вܝ суткиܝ (приܝ трехܝ сменнойܝ работеܝ предприятия).

Вܝ 2012ܝ годуܝ новыйܝ заводܝ былܝ пущенܝ вܝ эксплуатацию,ܝ приܝ этомܝ заводܝ вырабатывал:

.ܝ сухоеܝ обезжиренноеܝ молоко

.ܝ сгущенноеܝ обезжиренноеܝ молоко

.ܝ кисло-сливочноеܝ несоленоеܝ масло

.ܝ сметана

.ܝ пастеризованноеܝ фляжноеܝ молоко

Позднее,ܝ вܝ связиܝ сܝ потребностьюܝ населенияܝ вܝ выработкеܝ мороженного,ܝ былܝ открытܝ дополнительноܝ цехܝ выработкиܝ мороженого,ܝ ноܝ выработкаܝ производиласьܝ в

примитивныхܝ мороженицах,ܝ производительностьюܝ 40ܝ -ܝ 50ܝ кгܝ мороженогоܝ вܝ час.

Вܝ подчиненииܝ головногоܝ молзаводаܝ входилиܝ низовыеܝ заводыܝ Новосибитрскойܝ областиܝ (всегоܝ 13ܝ низовыхܝ заводов).ܝ Основнымиܝ жеܝ поставщикамиܝ сырьяܝ наܝ вновьܝ пущенныйܝ вܝ эксплуатациюܝ заводܝ являлисьܝ такжеܝ МТФܝ колхозов.

Вܝ 2013ܝ годܝ фирмаܝ -ܝ производительܝ молочнойܝ продукцииܝ «Гулливер»ܝ ежесуточноܝ принималܝ иܝ перерабатывалܝ доܝ 250ܝ тоннܝ молока.ܝ Сегодняшниеܝ объемыܝ производства,ܝ аܝ этоܝ околоܝ 20ܝ тоннܝ продукцииܝ вܝ сутки,ܝ можноܝ назватьܝ небольшим.ܝ Ноܝ ониܝ позволяютܝ зарабатыватьܝ прибыль.ܝ Кромеܝ того,ܝ естьܝ всеܝ необходимыеܝ резервыܝ дляܝ увеличенияܝ мощностиܝ производства.

ОООܝ «Гулливер»ܝ заключилܝ 115ܝ договоровܝ наܝ поставкуܝ молочнойܝ продукции,ܝ 14ܝ договоровܝ контрактацииܝ наܝ поставкуܝ сырогоܝ молока,20ܝ договоровܝ наܝ оказаниеܝ услугܝ иܝ договоровܝ купли-продажи.

Привлеченныеܝ инвестицииܝ позволилиܝ провестиܝ техническоеܝ перевооружениеܝ предприятия.ܝ Былܝ запущенܝ новыйܝ цехܝ поܝ приемкеܝ иܝ первичнойܝ обработкеܝ молока,ܝ смонтированаܝ системаܝ централизованнойܝ мойкиܝ трубопроводовܝ иܝ оборудования,ܝ проведенܝ монтажܝ новыхܝ рассольныхܝ линий,ܝ переоборудованыܝ камерыܝ охлажденияܝ иܝ храненияܝ готовойܝ продукции,ܝ осуществленаܝ модернизацияܝ кисломолочногоܝ иܝ фасовочногоܝ цехов.ܝ Вܝ результатеܝ последнегоܝ измененияܝ фирмаܝ -ܝ производительܝ началаܝ использоватьܝ вܝ качествеܝ упаковкиܝ новуюܝ пленкуܝ иܝ освоилܝ фасовкуܝ творога,ܝ творожныхܝ изделийܝ иܝ маслаܝ вܝ фольгу.ܝ Вܝ 2011ܝ годуܝ удалосьܝ восстановитьܝ цехܝ поܝ производствуܝ мороженого.ܝ Вܝ 2014ܝ годуܝ камераܝ храненияܝ мороженогоܝ оборудованаܝ сплит-системойܝ итальянскогоܝ производства,ܝ аܝ такжеܝ приобретенܝ новыйܝ фризер.ܝ Измененияܝ коснулисьܝ иܝ автотранспорта:ܝ наܝ машинах,ܝ перевозящихܝ молочнуюܝ продукцию,ܝ установленыܝ термофургоны,ܝ такжеܝ началосьܝ оснащениеܝ автомобилейܝ современнымиܝ холодильнымиܝ установкамиܝ "Термоܝ кинг".

Вܝ результатеܝ проведенныхܝ мероприятийܝ значительноܝ сократилосьܝ потреблениеܝ электроэнергии,ܝ аܝ главноеܝ -ܝ существенноܝ повысилосьܝ иܝ стабилизировалосьܝ качествоܝ продукции.ܝ Полностьюܝ измениласьܝ упаковка,ܝ наܝ которуюܝ теперьܝ наноситсяܝ штрих-код.

Послеܝ проведенныхܝ исследованийܝ областнаяܝ санитарно-эпидемиологическаяܝ увеличилаܝ допустимыеܝ срокиܝ реализацииܝ продукции:ܝ молокоܝ -ܝ доܝ трехܝ суток,ܝ кисломолочныхܝ напитковܝ -ܝ доܝ пятиܝ суток,ܝ сметаныܝ -ܝ доܝ семиܝ суток.

Освоеныܝ новыеܝ изделия:

Десертܝ сливочный

Желеܝ плодового-ягодноеܝ наܝ сыворотке

Творожнаяܝ паста

Сывороткаܝ вܝ полиэтиленовыхܝ пакетах

Напитокܝ яблочныйܝ иܝ ананасовыйܝ наܝ сыворотке

Мороженоеܝ вܝ вафельномܝ стаканчикеܝ иܝ пластиковомܝ контейнереܝ сܝ разнымиܝ наполнителями.

Привлекательностьܝ продукцииܝ «Гулливер»ܝ оценилиܝ торговыеܝ сетиܝ Екатеринбурга:ܝ "Купец",ܝ "Кировский",ܝ "Атлант",ܝ "Монетка",ܝ аܝ такжеܝ супермаркетܝ "Звездный"ܝ иܝ ТКЦܝ "Чкаловский",ܝ сܝ которымиܝ заключеныܝ договоры.ܝ Совместноܝ разработанныеܝ новыеܝ маркиܝ продуктовܝ "Сметанаܝ Кировская"ܝ иܝ "Сметанаܝ Чкаловская"ܝ занялиܝ достойноеܝ местоܝ наܝ торговыхܝ прилавкахܝ соответствующихܝ магазинов. Самымܝ большимܝ достижениемܝ коллективаܝ заܝ последниеܝ дваܝ годаܝ сталоܝ существенноеܝ снижениеܝ себестоимостиܝ продукции,ܝ произошедшееܝ вܝ результатеܝ комплексногоܝ подходаܝ кܝ осуществлениюܝ финансовых,ܝ техническихܝ иܝ организационныхܝ мероприятий.

Рекламныеܝ Акцииܝ компании

Вܝ рамкахܝ рекламныхܝ акцийܝ дляܝ продвиженияܝ новыхܝ торговыхܝ марокܝ иܝ новойܝ продукции,ܝ компанияܝ осуществляетܝ всевозможныеܝ мероприятияܝ поܝ стимулированиюܝ сбыта.ܝ Вܝ основном,ܝ этоܝ развлекательныеܝ конкурсы,ܝ проводимыеܝ средиܝ розничныхܝ покупателейܝ такиеܝ как:

Торговыеܝ марки

«Домикܝ вܝ деревне»

«Кубанскаяܝ буренка»

«Весёлыйܝ молочник»

«Молокоܝ сܝ большойܝ буквы»

«Чудо»

«Фругурт»

«Био-Макс»

«Нашܝ Доктор»

«Чудо-ягода»

«Агуша»

2.2 Эффективность упаковки при продажах молочной продукции фирмы «Гулливер»

ООО «Гулливер» для сохранения качества своей продукции большое внимание уделяет упаковке. Рассмотрим подробнее упаковку молока.

Упаковка молока изготовлена из мягкого пластикового пакета с применением асептического способа упаковывания, позволяющего сохранить органолептические и вкусовые характеристики продукта. Упаковка имеет стандартный размер - 250*150 мм.

Рисунок выполнен в синем и зеленом цвете. Выбор данных цветов объясним. Зеленый цвет - цвет покоя и свежести, благотворно влияющий на настроение человека. Синий цвет - свежий и прозрачный, уменьшает физическое напряжение, успокаивает человека. Сочетание спокойных цветов привлекает большинство людей, в отличие от ярких цветов, которые могут привлечь, а могут и оттолкнуть потенциального покупателя.

Согласно Государственному стандарту РФ «Продукты пищевые. Информация для потребителей» № 255 от 17.07.1997 года упаковка молока и молочных продуктов должна содержать следующие сведения:

. Наименование продукта (молоко питьевое пастеризованное маложирное);

. Наименование, адрес изготовителя;

. Товарный знак изготовителя;

. Объем продукта (1 литр);

. Состав продукта (изготовлено из нормализованного коровьего молока);

. Пищевая ценность (в 100 г. продукта содержится: жира - 2,5г., белка - 2,8г., углеводов - 4,7г.; энергетическая ценность - 53 ккал);

. Условия хранения (хранить при температуре (4±2)оС);

. Срок годности (36 часов);

. Дата изготовления (час, число, месяц);

. Обозначение технического или нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт (ГОСТ Р 52090-2003);

. Штрих-код (4607127217098).

Следовательно, упаковка молока полностью соответствует требованиям Государственного стандарта РФ «Продукты пищевые. Информация для потребителей» от 17.07.1997г.

Данный товар произведен в России, о чем свидетельствует код 460, принадлежащий России согласно Европейской системе кодирования EAN.

Проверка штрих-кода:

+7+2+2+7+9=33.

*3=99.

+0+1+7+1+0=13.

+13=112.

-110=2.

-2=8.

Данная цифра совпадает с контрольной цифрой, значит, продукт произведен законно.

Таким образом, упаковка молока ООО «Гулливер» соответствует требованиям Государственного стандарта РФ, правилам штрихового кодирования, имеет стандартный размер и оригинальное цветовое и графическое решение.

Для повышения своей конкурентоспособности ООО «Гулливер» должно обновлять не только продукцию, систему маркетинга на предприятии, но и упаковку продукции. Если в прошлом упаковка продукции могла оставаться неизменной на протяжении 10 лет и более, то в настоящее время большинству компаний приходится обновлять упаковку своих товаров каждые два-три года. И ООО «Гулливер» не должно быть исключением, поскольку это будет способствовать укреплению позиций на оренбургском рынке и увеличению прибыли организации.

Основные рекомендации по улучшению упаковки продукции ООО «Гулливер» следующие:

Изменение цветовой гаммы. К синему и зеленому цветам на упаковке молока следует добавить желтый (лимонный) цвет. Во-первых, он усиливает восприятие двух предыдущих цветов, гармонируя с ними. Во-вторых, с физиологической точки зрения желтый цвет активизирует двигательные и зрительные центры, стимулирует человека и располагает к хорошему настроению. И, в-третьих, присутствие желтого цвета будет выделять упаковку молока именно этой фирмы на прилавке в магазине, соответственно это будет привлекать потенциальных потребителей.

Изменение вида упаковки. Так как в настоящее время упаковка молока ООО «Гулливер» представляет собой мягкий пластиковый пакет, то она является уязвимой: может порваться при транспортировке, после вскрытия пакет неудобен для хранения, поэтому приходится переливать молоко в дополнительный сосуд. Для устранения этих недостатков можно использовать различные виды упаковки: пакет из прочного толстого пластика, оформленный в виде кувшина, картонный пакет, пластиковую бутылку, а также пластиковый пакет в закручивающийся крышкой (по аналогии с упаковками кетчупа и майонеза). Преимуществом данных видов упаковок является то, что они удобны для хранения, молоко в них может сохранять свои свойства значительно дольше, и их производство является экологически чистым, поскольку упаковка может подвергаться многократной переработке.

молочный продукция упаковка

Рис. 1 - Виды упаковки молока

Увеличение размера логотипа. Но уже за это время холдинг смог зарекомендовать себя с положительной стороны, поэтому, если на упаковке молока логотип увеличить, то это будет притягивать покупателей.

Изменение рисунка. ООО «Гулливер» может обратиться к рекламным и дизайнерским компаниям за помощью в разработке нового рисунка на упаковке. При этом рисунок должен быть креативным, красочным (но не пестрым), привлекательным, чтобы потенциальные покупатели заметили упаковку в общей массе.

По мере того, как ООО «Гулливер» будет укреплять свои позиции на рынке, возможен охват новых целевых сегментов рынка. Например, можно выпускать витаминизированное молоко для детей и школьников в маленьких бутылочках (0,5 л), которые они могли бы брать с собой на прогулку, в школу или же пить дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Такимܝ образом,ܝ важностьܝ упаковкиܝ иܝ нанесенияܝ маркировкиܝ сегодняܝ очевиднаܝ дляܝ всех,ܝ причемܝ списокܝ обязательнойܝ информацииܝ дляܝ маркировкиܝ постоянноܝ увеличивается.ܝ Поэтомуܝ маркировкаܝ -ܝ этоܝ неܝ столькоܝ необходимостьܝ соблюденияܝ нормативныхܝ актов,ܝ сколькоܝ остраяܝ потребностьܝ всехܝ участниковܝ рынкаܝ вܝ достовернойܝ информации,ܝ аܝ этоܝ болееܝ действенныйܝ факторܝ вܝ развитииܝ бизнеса.ܝ Вܝ целом,ܝ ониܝ выполняютܝ функцииܝ идентификатора,ܝ источникаܝ информацииܝ иܝ эмоциональногоܝ стимулятораܝ дляܝ покупателей.

Приведенныйܝ краткийܝ обзорܝ материалов,ܝ используемыхܝ дляܝ упаковкиܝ молокаܝ иܝ молочнойܝ продукцииܝ наܝ российскомܝ рынке,ܝ свидетельствуетܝ оܝ необходимостиܝ тщательногоܝ (квалифицированного)ܝ выбораܝ типаܝ упаковочногоܝ материала.ܝ Приܝ выбореܝ следуетܝ учитыватьܝ неܝ толькоܝ экономическиеܝ иܝ техническиеܝ преимуществаܝ тогоܝ илиܝ иногоܝ материала,ܝ ноܝ иܝ экологическиеܝ аспектыܝ примененияܝ упаковки:ܝ возможностьܝ ееܝ утилизацииܝ послеܝ окончанияܝ срокаܝ использования,ܝ аܝ такжеܝ отсутствиеܝ биохимическогоܝ взаимодействияܝ сܝ продуктомܝ питания.

Анализܝ упаковкиܝ молокаܝ ОООܝ «Гулливерܝ»ܝ показал,ܝ чтоܝ онаܝ соответствуетܝ требованиямܝ Государственногоܝ стандартаܝ РФܝ «Продуктыܝ пищевые.ܝ Информацияܝ дляܝ потребителей»ܝ иܝ правиламܝ штриховогоܝ кодирования,ܝ имеетܝ оригинальноеܝ цветовоеܝ иܝ графическоеܝ решение.ܝ Основнойܝ недостатокܝ упаковкиܝ состоитܝ вܝ трудностиܝ ееܝ храненияܝ вܝ открытомܝ виде.

Дляܝ повышенияܝ конкурентоспособностиܝ продукцииܝ былиܝ предложеныܝ следующиеܝ рекомендацииܝ поܝ улучшениюܝ упаковки:

.ܝ Изменениеܝ цветовойܝ гаммыܝ (добавлениеܝ кܝ синемуܝ иܝ зеленомуܝ цветамܝ желтогоܝ цвета);

.ܝ Изменениеܝ видаܝ упаковкиܝ (пластиковыйܝ кувшин,ܝ картоннаяܝ коробка,ܝ пластиковаяܝ бутылкаܝ иܝ пакет);

.ܝ Увеличениеܝ размераܝ логотипаܝ;

.ܝ Изменениеܝ рисунка.

Следовательно,ܝ упаковкаܝ иܝ маркировкаܝ -ܝ этоܝ важныйܝ аспектܝ товара,ܝ способствующийܝ егоܝ продвижениюܝ наܝ рынкеܝ вܝ условияхܝ жесткойܝ конкуренции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия/ Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 804с.

. Буров А. С. Международный маркетинг: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: «Дашков и Ко», 2009. - 284с.

. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: «Дашков и Ко», 2000. - 412с.

. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2003. - 688с.

. Государственный стандарт РФ «Продукты пищевые. Информация для потребителей» № 255 от 17 июля 1997 года.

. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300 от 7 февраля 1992 года (с изменениями от 2 июня 1993 года, 9 января 1996 года, 17 декабря 1999 года, 30 декабря 2001 года, 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2008 года).

. Костоглодов Д. Д. Маркетинг и логистика фирмы. - М.: Приор, 2000. - 128с.

. Котлер Ф. Маркетинг. - М.: Прогресс, 1990. - 656с.

. Котлер Ф. Основы маркетинга. - 2-е изд. - М.: Вильямс, 1998. - 1056с.

. Маркетинг. Дж. Р. Эванс, Б. Берман. - М.: Экономика, 1993. - 335с.

. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Г. Л. Багиева. - 3-е изд. - СПб: Питер, 2006. - 736с.

. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под ред. Н. Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 623с.

. Маркетинг: энциклопедия/ Пер. с англ./ Под ред. М. Бейкера. - СПб: Питер, 2002. - 1200с.

. Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 304с.

. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник для студентов. - 4-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 656с.

. www.agroferma.com

. www.ozpp.ru - Общество защиты прав потребителей.

. www.packagingrd.ru - Журнал об упаковке: № 6 (8), декабрь 2006 года.

. www.unipack.ru - Отраслевой портал об упаковке.

Похожие работы на - Упаковка молочной продукции, её влияние на качество и информированность покупателей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!