Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,87 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений

Содержание

торговля бизнес капитал прибыль

Введение

. Виды торговли и организационные формы торгового бизнеса

2. Структура торгового капитала: возмещение издержек обращения и образование торговой прибыли

. Развитие торгового бизнеса в России

Заключение

Библиографический список

Введение

Экономическая теория свидетельствует: товарное обращение - неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, определяющий его суть и общественное назначение.

Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению потребностей людей.

В настоящее время большинство предприятий занимается перепродажей произведенной продукции. Развитие любого производства не представляется возможным без реализации созданных им товаров. Реализация осуществляется в сфере обращения. Важнейшим ее видом является торговля, которая охватывает процесс движения товара от производителя до его конечного потребителя. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением. Торговля представляет собой отрасль хозяйства и вид предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения. Торговые услуги составляют неотъемлемый элемент национального общественного продукта. Этот вид деятельности создает полезный результат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий определенную потребность человека.

Рыночные услуги являются объектом купли-продажи, издержки по ним покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от их реализации. Наибольшее значение имеют услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые услуги, услуги здравоохранения, народного образования и др.

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что бы было обусловлено стремление к более эффективному использованию имеющихся ресурсов. Торговое предпринимательство развивается в рамках социально ориентированной рыночной экономики с присущими ей многообразием форм собственности, наличием конкурентной борьбы, свободным ценообразованием и экономической самостоятельностью субъектов предпринимательства.

На сегодняшний день эта тема очень актуальна, так как торговля окружает нас повсюду, именно торговый бизнес является самым распространенным видом бизнеса в современной России.

1. Виды торговли и организационные формы торгового бизнеса

Торговля - это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже. [1, с. 243]

Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т.д.) использованием. Отношения продавца покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки. Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства торговля подразделяется на виды в зависимости от цели приобретения товара и характера его дальнейшего использования. Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления. [15]

Торговлю можно условно разделить на следующие виды:

Внешняя торговля первоначально развивалась в виде обмена товарами между отдаленными странами (товар перемещается через границу государства). Различают три формы внешней торговли: импортную, экспортную и транзитную.

Закупка импортных товаров называется импортом, продажа товаров отечественного производства за рубеж - экспортом. Если же товар от продавца к покупателю транспортируется по территории России, то для России это транзитный провоз товара (транзит).

Внутренняя торговля - это совокупность субъектов торговой деятельности, занимающихся куплей-продажей товаров народного потребления и оказанием иных торговых услуг на территории России, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и правового характера в целях достижения рыночного согласования товарного предложения и потребительского спроса. При внутренней торговле товар не пересекает границы государства.

В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую функцию - доведение товаров от изготовителя к потребителю.

Во внутренней торговле выделяют: оптовую, мелкооптовую, розничную и мелкорозничную. Кроме того, одним из видов торговли можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника. [3, с. 5-6]

Оптовая торговля - это вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования (п. 1 ст. 506 ГК РФ).

Мелкооптовая торговля - это разновидность оптовой торговли, связная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ном коммерческом обороте.

Розничная торговля - это вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования (п. 1 ст. 492 ГК РФ). К таким покупателям относятся физические лица - конечные потребители товара. Отношения между продавцом и покупателем при розничной торговле всегда носят характер договора купли - продажи.

Мелкорозничная торговля - это разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети. [3, с. 6]

Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё - на сферу потребления. Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место во всей ее деятельности.

В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров. От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.

Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.

Оптовые торговцы отличаются от розничных по ряду характеристик: Во-первых, оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и расположению своего торгового предприятия, поскольку он имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями.

Во-вторых, по объему оптовые сделки обычно крупнее розничных, а торговая зона оптовика обычно больше, чем у розничного торговца.

В-третьих, в отношении правовых уложений и налогов правительство подходит к оптовым и розничным торговцам с разных позиций. А зачем вообще нужны оптовые торговцы? Ведь производители могли бы обходить их и продавать товары непосредственно розничным торговцам или конечным потребителям. Ответ заключается в том, что оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса.

Во-первых, мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга.

Во-вторых, даже располагая достаточным капиталом, производитель скорее предпочтет направить средства на развитие производства, а не на организацию оптовой торговли.

В-третьих, эффективность деятельности оптовиков наверняка окажется выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розницы и наличию у них специальных знаний и умений.

В-четвертых, розничные торговцы, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей. Таким образом, и у розничных торговцев, и у производителей есть все основания прибегать к услугам оптовиков.

Оптовиками пользуются, когда с их помощью можно более эффективно выполнить одну или несколько следующих функций:

) Сбыт и его стимулирование - оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. У оптовика больше деловых контактов, и нередко покупатель верит ему сильнее, чем какому-то далекому производителю. Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик в состоянии подобрать изделия и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив таким образом клиента от значительных хлопот. Разбивка крупных партий товаров на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам экономию средств, закупая товары вагонами и разбивая большие партии

) Складирование - оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей.

) Транспортировка - оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители.

) Финансирование - оптовики финансируют своих клиентов, пре доставляя им кредит, а заодно финансируют и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.

) Принятие риска - принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска.

) Предоставление информации о рынке - оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.п.

) Услуги по управлению и консультационные услуги - оптовик не редко помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, обучая их продавцов, принимая участие в разработке схемы магазина и устройстве экспозиций.

В последние годы росту оптовой торговли способствовало несколько значительных тенденций в экономике: 1) рост массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции; 2) увеличение объемов производства впрок, а не для выполнения уже поступивших конкретных заказов; 3) увеличение числа уровней промежуточных производителей и пользователей.

Розничная торговля - это торговая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Все участники каналов распределения - производители, оптовики, импортеры - могут выступать в качестве розничных торговцев, если сбывают продукцию непосредственно конечным потребителям.

Основные формы розничной торговли:

Дискаунтеры - в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие цены, благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно упала. Супермаркеты - магазины с большим предложением товара (до 25 тыс. наименований), с более высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего.

Гипермаркеты - с гиперпредложением товаров разнообразных категорий: от автомобильных принадлежностей до свежей выпечки, здесь достаточно низкие цены, но рассчитаны гипермаркеты на тех, кто может позволить себе приехать за покупками на машине и затовариться сразу на неделю, то есть тоже на достаточно обеспеченных людей.

"Магазины у дома" - небольшие магазины, предназначены для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ними покупателей. В идеале предполагается, что в такой универсам можно попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом молока. Другое название таких магазинов - сonvenience store. В классическом сonvenience store обычно имеются кафе, ресторанчики, интернет-кафе, салоны бытовых услуг: от парикмахерской до видеопроката. Этот сегмент недостаточно развит на российском рынке, что также выражается в том, что "магазины у дома" не всегда предоставляют дополнительные услуги, и поэтому не соответствует классическому пониманию сonvenience store. [11,c. 9-16]

Несколько лет назад основные новости в мире ритейла были посвящены появлению и развитию торговых сетей в рамках определенных форматов: "Седьмой Континент" и "Перекресток" открывали супермаркеты, дискаунтеры "Пятерочка" освоили санкт-петербургский рынок и вышли на московский, строил и открывал свои гипермаркеты "Ашан". Теперь же все больше новостей о том, как торговые сети присматриваются и выходят в смежные для себя форматы. "Седьмой Континент", специализирующийся на супермаркетах, запускает проект "магазинов у дома" под маркой "Семь шагов", в этом же направлении действует "Перекресток", у которого помимо супермаркетов уже имеются дискаунтеры "Мини-перекрестки" и открылись первые объекты формата "Перекресток рядом". "Рамстор" открывает гипер- и супермаркеты, Spar продвигает уже освоенную в других странах мира модель, сочетающую InterSpar, EuroSpar, Spar (гипер-, супермаркет, "магазин у дома").

Но некоторые компании отрицают свою мультиформатность. Но это скорее, то самое исключение, которое только подтверждает общее правило: сети начали развитие в нескольких параллельных направлениях. [7]

В настоящее время существует несколько форм розничной торговли, различающихся по формам собственности:

. Независимые розничные торговцы выступают, как правило, в роли индивидуальных предпринимателей и владеют одним или несколькими магазинами.

К этой группе относятся небольшие продовольственные магазины, ларьки, парикмахерские, химчистки, частные пункты автосервиса и т.д. Число работников таких предприятий, как правило, не превышает десяти человек. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев;

. Торговая сеть. Эта форма является одной из самых значимых и заметных для потребителя. Торговая сеть предполагает наличие двух или более магазинов, осуществляющих розничную торговлю. Такие предприятия относятся к обществам с ограниченной ответственностью (ООО). Наибольший удельный вес в данной форме розничной торговли имеют продуктовые магазины;

. Мелкорозничная торговая сеть, в которой товары реализуются не через магазины, а через павильоны, киоски, палатки и передвижные средства развозной и разносной торговли.

Развозная торговля осуществляется с помощью специализированных транспортных средств, оборудованных для торговли, вне стационарной розничной сети.

Разносная торговля - форма торговли вне стационарной розничной сети, в процессе которой происходит непосредственный контакт продавца с покупателем на дому, в организациях, на улице, в транспорте;

. Розничные франшизы. Франщиза - это право, закрепленное договором или соглашением, осуществлять определенную экономическую деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) с использованием принципа франчайзинга.

. Арендуемые розничные места. Это, как правило, места в супермаркете, универмаге или другом специализированном магазине, которые сдаются владельцам этих магазинов в аренду.

. Кооперативы розничной торговли. Соединение независимых розничных торговцев в кооператив дает возможность значительно снизить многие издержки, которые связаны с закупкой, транспортировкой и хранением товаров.

. Посылочная торговля. Осуществляется путем отправки покупателям товаров бандеролями, посылками, ценными письмами по предварительным заказам.

. Комиссионная торговля. Представляет собой продажу товаров, переданных для реализации комитентами по договорам комиссии;

. Аукционная торговля. Реализация товаров происходит в заранее назначенном месте и в определенное время по принципу торгов;

. Торги - форма торговли, заключающаяся в осуществлении сделки купли - продажи с тем лицом, которое предложило продавцу более выгодные условия;

. Торговля на ярмарках - это форма торговли, носящая сезонный характер продаж, происходящих в определенном месте, сочетающая торговлю с проведением увеселительных мероприятий;

. Торговля с использованием автоматов - розничные продажи товаров с помощью торговых автоматов;

. Магазин - дискаунтер - форма розничной торговли, характеризующаяся проведением постоянной политики низких цен, т.е продажа товаров осуществляется по ценам, более низким, чем в типичных магазинах.

. Добровольные объединения в розничной торговле

это объединения независимых розничных продавцов под одним брендом с целью конкурентной борьбы с розничными сетями.

. Личные продажи

. ТV-щоппинг - розничная продажа товаров с помощью презентации их на телеэкране;

. Неорганизованная торговля - это торговля без государственной регистрации или в неустановленном месте. [15, с. 9-16]

Все вышеуказанные формы розничной торговли имеют свой процент в рынке розничной торговли.

В настоящее время самый меньший процент достается кооперативам розничной торговли в виду их сложной организации.

Продвижение торговых сетей в последние десять лет получило широкое распространение на розничном рынке. Появляется еще одна форма розничной торговли - это розничная продажа товаров через электронные магазины в сети Интернет.

Это форма розничной торговли относится к "внемагазинной торговле", поскольку никакого помещения для таких продаж не требуется. Эта самая перспективная сфера розничной торговли, которая в скором времени наберет обороты. Сегодня уже предлагаются услуги оплаты товаров через Интернет, в том числе и в продуктовых магазинах.

. Структура торгового капитала: возмещение издержек обращения и образование торговой прибыли

Роль торгового капитала, если не считать некоторых производственных операций, таких как транспортировка товаров, их расфасовка, упаковка, хранение, сводится к превращению товарной формы стоимости в денежную. В этой роли торговый капитал не создает ни новой стоимости, ни прибавочной стоимости и не переносит на товар своей собственной стоимости. Тем не менее торговый капиталист должен не только возместить (вернуть) затраты своего капитала, но и получить прибыль на него.

В условиях свободной конкуренции норма этой прибыли Должна быть такой же, как средняя норма промышленной прибыли. В противном случае торговый капитал оставил бы торговлю и перевел бы свой капитал в другую сферу.

В торговом капитале можно выделить три составные части: капитал обращения, авансируемый на приобретение товаров; капитал, авансируемый на дополнительные издержки обращения" и капитал, авансируемый на чистые издержки обращения. Необходимо знать каким образом возмещаются эти части торгового капитала и каким путем каждая из них возвращается к торговцу, принося прибыль.

Дополнительные издержки обращения по своей природе не отличаются, как от издержек производства. Это расходы на перевозку товаров, их расфасовку, хранение, упаковку и т. д., представляющих собой продолжение процесса производства в сфере обращения. Для осуществления этих операций авансируется постоянный и переменный капитал. Труд рабочих, выполняющих эти операции, является производительным трудом, он создает новую стоимость, в том числе прибавочную, и переносит на продукт стоимость потребленных средств производства. Следовательно, к созданной ранее в сфере производства стоимости товаров с + v + m присоединяется дополнительная стоимость, также состоящая из с + v + т. Стоимость товаров увеличивается, и соответственно возрастает их продажная цена.

Продав товары по цене, равной их полной стоимости, торговец вернет дополнительные издержки обращения и присвоит созданную прибавочную стоимость.

Собственно торговый капитал, или капитал обращения, расходуемый торговцем на приобретение товаров у промышленного капиталиста, не увеличивает стоимость товаров. Чтобы вернуть авансированную сумму денег, торговцу достаточно продать купленные товары по той же покупной цене. Но для того чтобы получить прибыль на капитал обращения, продажная цена товаров должна быть выше их покупной цены. Это прямо следует из формулы Д - Т - Д′, выражающей движение торгового капитала.

Торговец покупает товары у промышленника по одной цене, а продает по другой, более высокой. Разница между продажной и покупной ценой составляет торговую прибыль, Надбавка в цене товара является необходимым средством для извлечения торговой прибыли. Отсюда и вульгарное представление, будто прибыль возникает в обращении, появляется из продажи. На самом деле купля и продажа товара представляет собой смену форм стоимости и, следовательно, никакой новой стоимости не создает.

Извлечение торговой прибыли путем надбавки к цене товара выражает лишь перераспределение уже созданной стоимости. В форме торговой прибыли часть совокупной прибавочной стоимости, создаваемой в процессе производства, достается торговым капиталистам. Они, таким образом, участвуют в дележе прибавочной стоимости, созданной промышленным капиталом. Продажная цена товара устанавливается на другом уровне, чем продажная цена в сделках между промышленными и торговыми капиталистами. Таким уровнем является действительная цена производства. В общественном масштабе она равна стоимости товаров.

Таким образом, оседание части прибавочной стоимости в сейфе торговца совершается потому, что он покупает товары по ценам ниже их стоимости (действительной цены производства), а продает по ценам, которые в общей сумме равны стоимости (действительной цене производства), а не выше ее.

Вместе с тем участие торгового капитала в образовании средней прибыли усложняет весь процесс образования цен производства, которые в условиях развитого капитализма непосредственно определяют движение рыночных цен. Например, чтобы торговая прибыль постоянно притекала к торговцам, необходимы такие взаимоотношения между торговыми и промышленными капиталистами, при которых образовался бы особый центр тяготения рыночных цен, складывающихся при продаже товаров промышленниками торговцам. Вокруг этого центра под влиянием спроса и предложения могут происходить колебания цен. Таким центром является цена производства промышленного капитала. Это, по словам К. Маркса, цена производства "в более точном смысле". Количественно она равна издержкам производства промышленного капитала плюс средняя прибыль, которая образовалась при участии торгового капитала.

Конечная, или действительная, цена производства равна цене производства промышленного капитала плюс торговая прибыль (средняя прибыль на торговый капитал). Сумма этих цен производства равна сумме стоимостей товаров. Следовательно, обособление товарного капитала в торговый предполагает возникновение двух разных по своей величине цен производства, двух разных центров колебания рыночных цен. Им соответствуют и два разных вида цен на один и тот же товар - оптовые и розничные цены. Розничные цены всегда выше оптовых.

На практике между начальной и конечной (полной) ценой производства могут возникать и промежуточные цены производства и соответствующие им рыночные цены. Это объясняется многозвенностью торговой сети. Между производством и потреблением существует не один, а несколько посредников, каждый из которых применяет свой капитал, приносящий при прочих нормальных условиях соответствующую прибыль.

Однако множественность цен производства одного и того же товара вовсе не означает действия многих и разных принципов ценообразования. Во всех звеньях капиталистической рыночной сферы действует один и тот же принцип (закон) ценообразования, выражаемый ценой производства: затраченный капитал должен быть возмещен и принести среднюю прибыль. Множественность же цен производства отражает лишь то, что в процессе своего формирования цена производства каждого товара проходит ряд этапов. Чистые издержки обращения являются, как уже известно, непроизводительными затратами капитала, связанными с превращением товарной формы капитала в денежную и денежной формы в товарную. Они не увеличивают стоимость товаров и в этом отношении аналогичны капиталу обращения. Тем не менее чистые издержки возмещаются, а капитал авансированный на эти издержки, приносит среднюю прибыль. Иное положение противоречило бы практике и сущности капитала.

Прибыль на эту часть торгового капитала является лишь частью прибавочной стоимости, созданной в производстве. Иных нормальных источников для нее нет. Как и капитал обращения, капитал, расходуемый в виде чистых издержек обращения, участвует в дележе прибавочной стоимости, ничего не добавляя ее общей массе. Это ведет к снижению средней нормы прибыли и создает возможность увеличить массу прибыли, улавливаемой торговым капиталистом.

Возмещение чистых издержек обращения должно быть объяснено на основе законов стоимости и цены производства. Это значит, что "нормальным" источником покрытия чистых издержек может быть только прибавочная стоимость. Однако это покрытие не может происходить за счет средней прибыли, достающейся торговцу, что ставило бы его в неравное положение с промышленным капиталистом, который не возмещает своих издержек за счет средней прибыли. Речь, очевидно, может идти только о возмещении чистых издержек обращения за счет прибавочной стоимости в целом путем уменьшения средней нормы прибыли.

Часть прибавочной стоимости, равная величине чистых издержек обращения, в ходе конкурентной борьбы исключается из процесса образования средней прибыли. Торговец делает накидку на покупную цену товара, и эта накидка обеспечивает ему получение средней прибыли на весь его капитал плюс возмещение чистых издержек без нарушения законов стоимости и цены производства.

Исключение части прибавочной стоимости из процесса уравнения прибыли в среднюю прибыль - это результат конкуренции между промышленным и торговым капиталом, ведущий к снижению средней нормы прибыли. Торговый капитал оказывает давление на промышленный и вынуждает промышленного капиталиста продавать товары по более низкой цене производства. Если торговцы не возмещали бы свои чистые издержки, они бросили бы торговлю. Но тогда промышленные капиталисты были бы вынуждены расходы на чистые издержки обращения взять на себя. И эти расходы были бы выше, чем у особого вида капитала, специализированного на торговле. Класс капиталистов в целом как бы удовлетворяется более низкой нормой прибыли, выделяя всякий раз из совокупной прибавочной стоимости некоторую ее часть на покрытие непроизводительных расходов торгового капитала.

Абсолютный и относительный рост издержек обращения в условиях снижения издержек производства единицы продукции свидетельствует не только об обострении проблемы реализации, но и об отставании сферы обращения от сферы материального производства. Производительность труда в отраслях материального производства растет вдвое быстрее по сравнению с торговлей. Это означает, что значительная часть экономии овеществленного и живого труда в материальном производстве поглощается сферой товарного обращения. Норма торговой прибыли зависит от нормы промышленной прибыли и в конечном счете при данной величине общественного капитала определяется массой прибавочной стоимости. Чем больше масса прибавочной стоимости, выжимаемой промышленным капиталом, тем выше при прочих равных условиях средняя норма прибыли, а следовательно, и норма торговой прибыли.

Годовая норма торговой прибыли определяется годовой нормой средней прибыли и не зависит от скорости оборота торгового капитала. В этом отношении торговый капитал отличается от промышленного, у которого годовая норма прибыли при данной норме прибавочной стоимости и данной величине авансированного капитала возрастает прямо пропорционально числу оборотов в год. Основа этих различий коренится в том, что торговый капитал не создает прибавочной стоимости, а реализует ее, и потому увеличение числа его оборотов не ведет, как У промышленного капитала, к непосредственному возрастанию годовой массы прибавочной стоимости. В связи с этим норма торговой прибыли исчисляется на весь торговый капитал, авансированный на год, независимо от скорости оборота этого капитала. Если, средняя годовая норма прибыли составляет 15%, а авансированный капитал торговцев - 100 млн. долл., то при одном обороте этого капитала в год общая продажная цена товаров составит 115 млн. долл. и торговцы получат 15 млн. долл, прибыли. Если же этот капитал совершит пять оборотов в год, то продажная цена товаров, покупаемых и продаваемых в каждом обороте, составит 103 млн. долл., так как норма прибыли снизится пропорционально числу оборотов. В конечном счете, как бы быстро не оборачивался торговый капитал, его годовая норма прибыли не может быть выше 15%. Уровень торговой прибыли отдельных капиталов зависит также от уровня индивидуальных издержек обращения. Чем ниже уровень индивидуальных издержек обращения по сравнению с общественными, тем больше та часть прибавочной стоимости, которая достается отдельным торговцам в виде прибыли.

3. Развитие торгового бизнеса в России

До 1960-х годов на торговлю не обращали особого внимания. Ситуация изменилась с увеличением видимого ее значения в экономике развитых стран, с ростом ее вклада в валовой внутренний продукт (ВВП). Так, в США после снятия законодательных ограничений монополий началась эра гипермаркета WalMart, который был основан в 1962 году, стремительно захватил половину американского рынка и начал транснациональную экспансию. Гипермаркеты заворожили мир.

В СССР первый большой универсальный магазин - "Фрунзенский" - был открыт в Ленинграде 3 сентября 1970 года как магазин самообслуживания. До того практиковалась торговля исключительно через прилавок. На 370 метрах прилавков- "горок", оборудованных холодильными установками, продукты находились в открытом доступе, площадь торгового зала составляла 1200 кв. м, имелось 15 кассовых аппаратов новейшей конструкции, итальянское и американское оборудование - все это позволяло обслуживать в день до 17 тыс. покупателей. К 1980 году в Ленинграде насчитывалось 30 универсамов.

Еще один формат - универмаг (непродовольственные товары). В Москве это были ГУМ, ЦУМ, "Первомайский", "Краснопресненский" и др. К настоящему времени лишь единицы универмагов не сдают свои площади в аренду. Остальные превратились в торговые центры, состоящие из многих независимых магазинчиков. В СССР развивались также специализированные магазины: "Детский мир", "Спорттовары". Успешно работал "Посылторг". Советская торговля разрушилась вместе с развалом создавшей ее системы.

В 1990-е годы развитие современной розницы в России повторило опыт западных стран 1960-х годов. Там, когда компании розничной торговли осознали необходимость продвижения собственных брендов, объединение в отрасли ускорилось. Но к этому западные страны шли примерно 40 лет (мы - менее 20), на достижение предельной концентрации ушло еще 30 лет. Сейчас в Германии 5 крупнейших розничных операторов контролируют 65% рынка, в Великобритании 4 сети - более 70%, во Франции 5 крупнейших сетей - 85%, в Дании две лидирующие сети - 60%. В России в 2007 году в розничной торговле продовольствием доля современных форматов составила лишь 32,6%, а доля пятерки крупнейших компаний - около 5%.

Розничная торговля продовольствием остается в основном национальной или даже местной отраслью. Лишь около 10% мирового рынка розничной торговли оккупировано транснациональными корпорациями. Наиболее активно на внешних рынках работают компании WalMart (США), Carrefour и Auchan (Франция), Metro Aldi и Schwarz Group (Германия), Delhaize (Бельгия), Ahold (Нидерланды), Tesco (Великобритания). Некоторые из них уже появились в России.

До 1 ноября 1990 года доллар в СССР официально стоил 63 копейки, хотя граждане и коммерческие организации купить его по этой цене не могли. В апреле 1991 года на первых рыночных торгах за доллар давали 32,35 рубля, 3 января 1992 года - 150 рублей, а 24 декабря 1992 года - уже 414,5 рублей. Падение рубля отражало жесточайший финансовый кризис, который привел к краху СССР, бывшим советским республикам предстояло отстроить рыночную экономику.

Приход новой жизни для россиян ознаменовался либерализацией потребительских цен, которая была проведена 2 января 1992 года по Указу Президента РФ "О мерах по либерализации цен" от 3 декабря 1991 года № 297. В результате 90% розничных и 80% оптовых цен было освобождено от государственного регулирования, за исключением наиболее социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт и др.).

Цены в магазинах неукротимо росли, по оценкам экспертов: за 1991 год - на 160%, за 1992 год - уже на 2500%. Инфляция уничтожила накопления населения, оставила предприятия без оборотных средств. К тому же распад СССР привел к разрыву многих хозяйственных связей. Трудности были и с сырьем, и с реализацией продукции. Нормой стали задержки выплаты заработной платы. Появилась скрытая безработица, когда предприятия не увольняли работников, а отправляли их в неоплачиваемый отпуск. Люди вынуждены были искать случайные заработки.

Стремление правительства обуздать инфляцию наталкивалось на огромный дефицит государственного бюджета, который можно было покрыть только эмиссией денег. Центральный банк выдавал предприятиям дешевые кредиты в огромных объемах. Имея право эмитировать безналичные рубли, центральные банки других бывших советских республик активно кредитовали свои правительства и предприятия. Порожденная такой эмиссией инфляция импортировалась в Россию.

Ситуацию усугубляло и то, что еще не приватизированные государственные предприятия просто не умели торговать в условиях свободного рынка, не реагировали на изменение рыночного спроса. Их директора по привычке ждали государственных дотаций. Структура российской экономики, унаследованная от СССР, имела чудовищные перекосы в сторону производства средств производства и военной техники. А малый бизнес, сравнительно недавно легализованный, находился в зачаточном состоянии.

Рыночные реформы были инициированы на федеральном уровне, а контроль над ценами традиционно осуществлялся на местном уровне. Во многих случаях местные власти старались сохранить этот контроль, несмотря на отказ правительства предоставлять субсидии таким регионам. Используя то, что земля, здания и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках государства, они оказывали давление на приватизированные магазины, запрещали вывозить продовольствие в другие области.

В соответствии с Указом Президента РФ "О свободе торговли" от 29 января 1992 года предприятиям и гражданам было предоставлено право заниматься торговлей, посреднической и закупочной деятельностью (в том числе за наличный расчет) без специальных разрешений, за исключением торговли оружием, боеприпасами, лекарствами и т. п. Отменялись таможенные платежи на товары, ввозимые в Россию. Первоначально торговлю разрешили в любых удобных местах, кроме проезжих частей, станций метро и зданий органов власти, но уже через полгода ее ограничили "местами, отведенными органами исполнительной власти".

Страна поделилась на продавцов и покупателей. В сознании народа были легализованы понятия "спекуляция" и "фарцовка", за которые при советской власти можно было угодить в тюрьму. Многие, несмотря на острую неприязнь к "торгашам", пошли в торговлю - от безысходности, потому что работать было негде, а кормить семью надо.

"Железный занавес" упал, и наши сограждане осознали, как бедно они живут по сравнению с населением западных стран. Они жаждали скорее утолить товарный голод, мучивший людей в условиях тотального дефицита 1980-х. С прилавков сметали все. Появились мелкооптовые, вещевые и продовольственные розничные рынки, где купить можно было практически все. В 1994 году место на открытом вещевом рынке в Москве стоило 10-30 долларов в день, оборот одной торговой точки составлял в среднем 17,5 тыс. долларов в месяц, в регионах - около 7 тыс. Наценка не опускалась ниже 100-200%.

Процветали коммерческие палатки ("комки") площадью 3Ч4 метра с ассортиментом от шариковых ручек до бытовой техники и цветов. Они размещались на любых свободных местах в зонах максимального людского потока. А полки государственных магазинов, привыкших к распределительной системе, оставались преимущественно пустыми или ассортимент в них был весьма бедный.

Цены росли, но деньги у населения были. Рынок требовал товарного наполнения. И только быстрый оборот способен был принести начинавшим капиталистам стартовый капитал. Для многих ныне успешных предпринимателей опыт и связи тех времен определили формат их будущего бизнеса. Промышленность была еще не способна производить современные товары. Положительное влияние оказали две законодательные новации: свобода выезда за рубеж и возможность свободного ввоза товаров на сумму до 5000 долларов. Людям дали возможность самим позаботиться о своем спасении. Формально таможенными пошлинами не облагались только товары, ввозимые для "личного потребления", но за весьма умеренную плату эта льгота открыла канал для беспошлинного коммерческого импорта.

В 1992-1994 годах появились "челноки", которые возили товары из Турции, Польши, Финляндии, Китая. Они не регистрировали свою предпринимательскую деятельность, не платили никаких налогов, кроме сбора за право торговли. Многие "челноки" сами не торговали на рынке, а сдавали товар коллегам, имевшим несколько торговых точек. Норма прибыли не опускалась ниже 100% за одну поездку, что позволяло начинать бизнес даже при закупках всего на 500-600 долларов.

По расчетам Института экономики переходного периода, в 1995-1999 годах стоимость ввозимых "челноками" из дальнего зарубежья товаров достигала 2,5-3 млрд. долларов в квартал, что составляло примерно треть всего российского импорта (без учета импорта из других стран СНГ). При этом официально зарегистрированный импорт одежды, обуви, бытовой техники, тканей, парфюмерии в 1995 году составлял около 1,5 млрд. долларов.

Благодаря высокой рентабельности вокруг "челночного" бизнеса развивалась инфраструктура, включавшая оптовые рынки, туристические и транспортные компании в России, а также отели, магазины, склады и фабрики в странах - поставщиках товаров, которые специализировались на обслуживании российских клиентов. Одни торговали по-крупному, другие занимались мелким производством, а кое-кто стремился контролировать рынки. Ведь большая часть оборачивавшихся там денег оставалась "в тени" от налогового контроля и учета. Кассовых аппаратов не было ни на рынках, ни в ларьках.

С января 1992 года в стране началась массовая легальная приватизация. Она проводилась в соответствии с принятым в июле 1991 года Законом "О приватизации государственных и муниципальных предприятий". Указом Президента РФ от 29 декабря 1991 года №341 были утверждены "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год", определившие процедуры приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ только в июне 1992 года.

Магазины, рестораны, предприятия общепита и бытового обслуживания находились в муниципальной собственности и подлежали в 1992 году обязательной приватизации. Чаще всего коллективы магазинов сами выкупали бизнес, выбрав третий вариант льгот при приватизации. Но далеко не всегда директорам приватизированных магазинов удавалось удержать их на плаву. На помощь пришло первое поколение российских предпринимателей, освоивших начальные премудрости торговли на рынках.

Самые продвинутые бизнесмены имели к тому времени в управлении несколько точек на продовольственном рынке или мелкооптовый бизнес. У них были деньги, опыт, желание расширять бизнес, а главное - выглядеть цивилизованно. Приватизированные магазины давали им шанс реализовать свои мечты. Выкуп у коллективов торговых площадей позволял перейти от "комков" к более прогрессивной форме торговли - мини-маркетам - маленьким магазинчикам с большим ассортиментом товаров, в основном импортных.

"Челноки" к тому времени ознакомились с работой магазинов в Турции, Польше, Финляндии, куда ездили за товаром, и, получив большую торговую площадь (по сравнению с их прежними 3Ч4 метра), смело копировали зарубежных коллег. Их опыт говорил о том, что отказ от прилавка и выкладка товара в торговом зале позволяют увеличивать оборот примерно на 50%.

Существенным конкурентным преимуществом была и круглосуточная торговля. Для получения разрешения приходилось обивать пороги местного начальства, "кормить" стражей порядка, нанимать охранников, но дело того стоило. Светящиеся вывески "24 часа" стали приметой времени. Большой ассортимент алкоголя, сопутствующих товаров удовлетворял спрос широких слоев: от простых работяг, желавших выпить бутылочку после смены, до джентльменов, направлявшихся к даме с хорошим коньком и конфетами. Привлекали яркие вывески и криминальных элементов - через мини-маркет можно было легализовать деньги, заработанные рэкетом и другими противозаконными операциями. О нравах тех времен красноречиво рассказывают многочисленные сериалы.

В новом качестве воскресли универсамы, которые стали называть супермаркетами. Они значительно расширили ассортимент не только продовольствия, но и непродовольственных товаров, пользуясь большими площадями и более плотной выкладкой. В настоящее время к супермаркетам относят магазины самообслуживания площадью от 1000 до 5000 кв. м, где на непродовольственные товары может приходиться 20-35% ассортимента, насчитывающего 10-25 тыс. наименований.

К 1994 году наши сограждане уже привыкли к постоянному росту цен, поучаствовали в приватизации, с подачи Лени Голубкова выучили фразу "я не халявщик - я партнер". Многие специалисты, ушедшие в начале 1990-х годов с заводов и НИИ, сколотили немалый капитал на высоких оборотах торговли. В стране витал запах шальных денег. Люди, научившиеся тем или иным способом получать нефиксированный оклад, а весьма приличные суммы, стремились к хорошей жизни, атрибуты которой - импортная одежда, качественная бытовая техника, хорошая еда.

В 1993-1994 годах по всей стране стали открываться магазины мелкооптовой торговли формата cash & carry. Товар в них продавался только упаковками, а не штучно. Успех магазинов нового формата в 1995 году породил бум мелкооптовых рынков. Только в Москве за год их стало в 10 раз больше. Люди с удовольствием стали затариваться продуктами на неделю вперед. В дальнейшем эта привычка позволила гипермаркетам быстро стать популярными.

-й стал годом массового расцвета вещевых рынков. Многочисленные "челноки" обильно снабжали нас китайским текстилем, турецкими кожаными куртками, кроссовками Abibas неизвестного происхождения, популярными в то время спортивными костюмами, джинсами, секонд-хендом из Европы. Цивилизованно одежный рынок начал развиваться позднее - в 1997-1998 годах, с началом строительства торговых центров.

На базе советских универсамов зародилась продовольственная сетевая розница. Первым стал "Седьмой континент", он открыл в апреле 1994 года в Москве три магазина, которые работали круглосуточно и поддерживали максимально возможный ассортимент.

В Москве, где концентрировалась большая часть денежного оборота страны, начался строительный бум. С огромным спросом на материалы для ремонта и строительства возникли и стали разрастаться строительные рынки. Размах строек отражал внутреннюю потребность и мечту о хорошей жизни. Среди грязных и неухоженных рынков выделялись магазины сети "Старик Хоттабыч" - чистота, сервис, удобство выбора через несколько лет уведут народ с рынков.

В 1993-1994 годах открывали свои первые магазины и нынешние лидеры торговли бытовой техникой - "М. Видео", "Мир", "Техносила", "Эльдорадо". Формат узкоспециализированной торговли позволял квалифицированно разъяснять покупателям технические особенности техники. Кроме того, магазины вызывали больше доверия и давали гарантию, что было важно при покупке дорогого холодильника, телевизора, видеомагнитофона.

Существенные преимущества в эпоху свободного развития торговли имели крупные города - "миллионники", где был готовый покупательский спрос и обеспечен выход на зарубежные рынки, поскольку импортные товары составляли основу успешной торговли.

На северо-западе страны центром развития розничной торговли стал Санкт-Петербург как морской порт и первый город-миллионник перед финской границей, откуда шел транзит грузов автотранспортом. Такое положение города способствовало тому, что в Петербурге раньше, чем в других городах, начала развиваться сетевая торговля компьютерной техникой. Финляндия стала удобной логистической базой для компьютерных вендоров.

Морской порт Петербурга вместе с высвобождающимися цехами заводов в промышленном кольце города позволил более цивилизованно, чем в Москве, организовать торговлю строительными товарами. Именно поэтому к 2006 году сетевые магазины на рынке розничной торговли строительными материалами в Москве обеспечивали лишь 25% оборота, а в северной столице - около 80%.

Другими центрами развития сетевой торговли стали Владивосток как морской порт на Дальнем Востоке; Ростов-на-Дону, Краснодар и Новороссийск, имеющие выход к Черному морю; Москва - "порт семи морей" и авиационный хаб.

Так, владелец крупнейшей сети продовольственных магазинов в России - компания "Тандер" (сеть дискаунтеров "Магнит") начала свою деятельность в 1994 году в Краснодаре как оптовый поставщик парфюмерии, косметики и бытовой химии. В течение 1996-1997 годов она создала филиалы в Сочи, Ставрополе, Пятигорске, Волгограде, Новороссийске, Армавире, Саратове, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону и вошла в десятку крупнейших российских дистрибьюторов парфюмерии, косметики и бытовой химии. Затем начала осваивать продовольственный сегмент рынка. Оптовая база позволила с 1998 года успешно развивать розничную торговлю. Созданная ею сеть "Магнит" в 2001 году стала крупнейшей в России по количеству магазинов. В развитии компании помогли уже существовавшие 6 региональных распределительных центров суммарной площадью 66 тыс. кв. м. Логистика вообще играла ключевую роль в ускоренном развитии сетевой торговли.

До августовского кризиса 1998 года торговля сделала лишь первые шаги на пути к цивилизации. Новейшая история нашей страны недаром делится на период "до августа 1998 года" и "после августа 1998 года". Столь масштабный финансовый кризис был первым для молодой демократической России. И главный вопрос, который он поставил, - способны ли люди, стоявшие "у руля", управлять страной.

Чтобы понять масштаб бедствия, достаточно вспомнить, что обменный курс доллара к рублю вырос осенью 1998 года сразу в 6 раз, а индекс РТС с максимальных значений марта упал к 1 сентября в 7 раз. На докризисный уровень экономика страны вернулась только к середине 2001 года. А в сентябре ситуация была критической. Люди возвращались из отпусков и понимали, что потеряли свои сбережения в рублях. Правительство Сергея Кириенко ушло в отставку, Виктора Черномырдина не утвердил парламент, новым премьером стал компромиссный Евгений Примаков. Впервые в стране за год сменились три премьер-министра.

Страна оказалась в тисках технического дефолта. Одним из важных решений правительства был мораторий по выплате иностранных долгов. Из-за резкого скачка валютных курсов многие предприниматели просто физически не могли отдать долг своим зарубежным партнерам - им не хватало текущей выручки. Но большинство бизнесменов не спешило пользоваться предложенным правительством мораторием и в поисках возможных компромиссов находило возможность отдать долги. Репутация стала цениться на российском рынке, хотя многие планы развития пришлось скорректировать.

Торговля тяжело переживала кризис. С одной стороны, население бросилось скупать на быстро обесценивавшиеся деньги буквально все - даже залежавшиеся товары, и магазины резко увеличили оборот. С другой - те, кто не успевал корректировать ценники в торговом зале, вынуждены были закупать новые партии по взлетевшим в несколько раз ценам. За предшествующие кризису пару спокойных лет стало нормой предоставление оптовиками отсрочки магазинам. Кризис показал, что управлять дебиторской задолженностью тоже надо уметь. Компании, столкнувшись с невозвращением долга, испытывали резкий дефицит оборотных средств. Снова товары стали отгружать только с оплатой по факту.

Многие компании на момент кризиса не имели налаженной системы учета и не могли точно подсчитать ни свои убытки, ни размер задолженности дебиторов, которую еще можно было взыскать. Немало фирм ликвидировало свой оптовый бизнес, а наиболее успешным удалось восстановить товарооборот в 1999 году.

Главный урок, который извлекли крупные игроки, - с розницей нужно работать. Именно в 1998-1999 годах большинство нынешних лидеров сетевого ритейла открывали свои первые магазины или переориентировались на розницу. Так, по пути диверсификации пошла оптовая компания "Тандер". Почувствовав на себе прелести колебания спроса, она еще в 1998 году начала открывать свои первые магазины. А после кризиса смогла вырваться в лидеры, опираясь на свою развитую систему региональных складов, позволившую организовать быструю доставку и оборачиваемость продуктов.

Самым популярным форматом стал дискаунтер - магазин, базирующийся на пяти выгодах для покупателя: поддержание низких цен, удобное расположение универсамов, оптимальный ассортимент товаров, гарантии качества продукции, качественное и профессиональное обслуживание покупателей. Ассортимент дискаунтера небольшой (1500-3000 наименований), площадь до 1000 кв. м, при этом почти весь товар выставляется в торговом зале, тем самым достигается экономия на складских площадях.

Существовать в формате дискаунтера со средней наценкой 10-12%, чтобы конкурировать с мелкооптовым рынком, компания может только за счет снижения издержек на доставку, предпродажную подготовку и т. п. Скажем, в "Пятерочке", одной из крупнейших сетей дискаунтеров нашей страны, основной резерв экономии - жестко прописанные правила внутреннего распорядка. Описание бизнес-процессов предельно детализировано. В них даже указаны кратчайшие пути для грузчиков при традиционном распределении товаров и нетрадиционном - через зал в подсобку, если вдруг машина подъехала к главному входу. Строгое соблюдение инструкций позволяет повышать производительность погрузки-разгрузки на 35%. Комплект таких инструкций в компании считают основным ее капиталом. Следуя принципу экономить на всем, в своих первых магазинах компания ставила стеллажи и кассовые тумбы, вырезанные из фанеры и покрашенные тут же - в ремонтируемых залах. Когда же в сети стало появляться по нескольку новых магазинов в месяц, было создано собственное мебельное производство.

Цель усилий - создать компанию-микросхему, работа которой заранее смоделирована и запрограммирована. Благодаря этому, как утверждают менеджеры, удается в 5 раз снизить издержки по сравнению с обычным универсамом. Кроме того, компанию-микросхему легче тиражировать путем продажи франшизы: партнер получает не только бренд и договоры с поставщиками, но и отлаженную технологию работы, программное обеспечение и полное обучение персонала.

Когда в 2001 году "Пятерочка" открывала свои первые магазины в Москве и заявила об амбициозных планах, эксперты сильно сомневались в успехе: плохое оборудование, минимальный ремонт, аскетичное оформление - привыкшие к красивым и удобным супермаркетам москвичи вряд ли пойдут в такие магазины. Но экономичный формат пришелся по душе покупателям, обедневшим после кризиса. В 2001 году в Москве заработали 15 магазинов "Пятерочка", в 2002 году - уже 40.

Больше половины покупок в то время приходилось на продовольственные рынки. Доля организованной сетевой торговли в 2000 году составляла лишь 1% общего торгового оборота, затем стала удваиваться каждый последующий год: 2001 год - 2,7%, 2002 год - 4,5, 2003 год - 8, 2004 год - 15,6%. Кризис 1998 года помог отечественным компаниям. Объявив себя техническим банкротом, наша страна сильно испортила имидж в глазах иностранных инвесторов. Приостановка планов на развитие производства и экспансию зарубежных торговых сетей дала отечественным фирмам пару лет форы, чтобы подготовиться к их приходу.

Подъем экономики за счет импортозамещения продолжался до 2001 года. В 2002 году влияние этого фактора уменьшилось, но экономическая стабильность и растущие с 1998 года цены на нефть положительно отразились на кошельках наших сограждан. Как показали исследования среднего класса, проведенные агентством "Эксперт", россияне не склонны к накопительству. Отойдя от кризиса, средний класс не стал особо задумываться о сбережениях, а ударился в загул потребления.

Повышались требования не только к качеству и ассортименту товаров, но и к уровню сервиса. Россиян перестали устраивать открытые рынки и маленькие магазинчики. Начинался отток покупателей в сетевые дискаунтеры и супермаркеты. Люди все больше стали потреблять продуктов "вне дома" - в кафе и ресторанах. Как показывают исследования, обеспеченные люди меньше реагируют на откровенную рекламу и становятся более восприимчивыми к "промо-акциям".

Многие отечественные производители воспользовались кризисом, мгновенно вымывшим многие популярные импортные товары, для наращивания своего производства. И уже к 2003 году по некоторым позициям рынки подошли к стадии насыщения, что вызвало локальные кризисы перепроизводства. Например, некоторые супермаркеты предлагают более 50 сортов растительного масла, снижают маржу в среднем до 5%. Производители начинают возлагать большие надежды на организованную торговлю, обещающую им существенное увеличение оборотов.

Серьезный толчок к развитию розничной торговли в России дал приход западных торговых сетей. Первый магазин с иностранным участием был открыт в 1997 году в Москве - супермаркет розничной сети "Рамстор", который не сильно выделялся на фоне российских супермаркетов, например "Перекрестка" или "Седьмого континента". А вот появление в Подмосковье в 2000 году шведского концерна ИКЕА и в 2001 году немецкой компания Metro Сash & Сarry, входящей в международную группу Metro AG, стало настоящим событием.

Шведский концерн пришел не только торговать, но и сделать Россию одной из основных своих производственных площадок. Главное в маркетинге ИKEA - создание моды. Успех ИКЕА заставил серьезно заняться развитием розницы и отечественных производителей мебели. Крупнейшая российская мебельная компания "Шатура", только увидев, как активно развивается ИКЕА, сменила стратегию: с развития дилерского направления и открытия франчайзинговых магазинов на развитие сети собственной фирменной торговли. Также на больших площадях созданы жилые зоны квартиры, расставлены образцы мебели, оформлены интерьеры. Это позволило компании поддерживать ежегодный рост на уровне 40%. В 2006 года "Шатура" прочно заняла первое место на мебельном рынке с долей 11%.

Компания Metro декларирует обслуживание мелкооптовых (корпоративных) покупателей в сетевых магазинах, напоминающих розничные. Во всем мире основа ее клиентской базы - отели, рестораны, кафе. В России же к моменту прихода гиганта все еще велика была доля неорганизованной торговли, а ресторанов было явно недостаточно. Поэтому основными покупателями стали владельцы магазинчиков, ларьков, а также частные лица, получающие карточки доступа как представители своей фирмы и покупающие товары лично для себя, хотя сама компания это активно отрицает. При этом компания приучала покупателей к ультрасвежим продуктам или к такой экзотике, как дорогие ресторанные продукты - живые омары, охлажденное филе акулы, мраморная говядина.

Главным результатом прихода крупных иностранных корпораций в российскую розницу стала серьезная борьба за снижение цен.

Иностранные ритейлеры использовали свои договоры с крупными международными производителями продуктов питания и товаров народного потребления для получения самых низких цен на рынке. Для отечественных торговцев это, с одной стороны, стало проблемой, с другой - дало возможность научиться "продавливать" поставщиков.

Еще в 2001 году, когда компания Metro объявила о скором открытии своего первого магазина, выяснилось, что по условиям договоров, которые она требовала подписать, местные поставщики должны были гарантировать, что никому не дадут цену меньше, чем для Metro. Тогда "Перекресток", "Седьмой континент" и "Копейка" пригрозили бойкотом отечественным поставщикам, если те дадут слишком большие скидки "западному агрессору". Конфликт удалось решить миром. Производители прислушались к доводам местных сетей, предоставив Metro и другим крупным сетям одинаковые условия для работы.

"Седьмой континент" в 2003 году, обсуждая условия поставки для нового гипермаркета "Мосмарт", к планируемому в нем годовому обороту в 50 млн. долларов добавил собственный оборот (320 млн долларов в 2002 году). Поставщики оценили суммарные возможности торговых сетей и пошли на уступки, позволившие сравнять цены с иностранным конкурентом.

Были и более серьезные случаи борьбы за цены. Например, в 2006 году шесть крупнейших российских ритейлеров электроники ("Эльдорадо", "Евросеть", "М.Видео", "Связной", "Техносила", "Мир") выступили против одного из крупнейших ее производителей Panasonic, отказавшись от закупок его техники. Конфликт разгорелся из-за того, что большая часть продукции под этим брендом была выставлена в только что открывшихся гипермаркетах бытовой электроники Media Markt (принадлежат Metro AG) по ценам ниже минимальных, которые Panasonic указал в договорах с сетями. Так, плазменный телевизор Panasonic TH 42 PA 60 стоил в Media Markt 1270 долларов, в остальных сетях - 1700-1800. Компания Panasonic вынуждена была пойти на мировую.

Благодаря своим масштабам международным компаниям проще входить на наш рынок с крупными форматами (торговые площади - от 5 тыс. кв. м, ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров - от 40 до 150 тыс. позиций), и это для них особенно привлекательно. Средняя площадь магазинов ИКЕА - 25 тыс. кв. м, Metro Сash & Carry - 7-9 тыс.). На непищевую продукцию в гипермаркетах приходится от 35 до 50% общего ассортимента. Непродовольственный сектор представлен самыми разными группами товаров: одежда и обувь, косметика, бытовая химия, электроника, различная бытовая техника, мебель, стройматериалы.

Низкий уровень наценки компенсируется масштабными оборотами. А высокая концентрация бизнеса позволяет экономить на логистике, оформлении документов и прочих расходах, что делает инвестиции более выгодными.

Первым серьезным проектом открытия иностранцами гипермаркетов в России стал магазин французской сети "Ашан", распахнувший свои двери перед покупателями в августе 2002 года в Подмосковье. Компания серьезно подготовилась к борьбе за наш рынок. Специально для капризных граждан самого большого российского мегаполиса было даже изменено название компании".

Если бы иностранные компании вошли на российский рынок пораньше, то скорее всего смогли бы без проблем захватить его, как произошло в Польше, Чехии, Венгрии. Зарубежные операторы пришли туда в начале 1990-х годов, подавили местные сети и примерно за пять лет завоевали господствующее положение. Но в нашей стране иностранцев сильно напугал кризис 1998 года, когда многие западные компании даже вывели свои представительства в соседние, как им казалось, более благополучные страны. Благодаря этому у наших сетевых операторов появился шанс окрепнуть и набраться опыта. Ведь самое важное при открытии и управлении крупным гипермаркетом - это постоянное снижение издержек за счет отлаженных бизнес-технологий.

При этом российским ритейлерам зачастую "везет" гораздо больше. И если "Ашан" открывал свой первый магазин за пределами Москвы, потому что в столице для него не нашлось места, его отечественный конкурент - первый российский гипермаркет "Мосмарт" (совместный проект "Седьмого континента" и девелоперской компании "Гиперцентр") распахнул свои двери всего в десяти километрах, но на московской земле.

Впрочем, отечественные торговые сети конкурируют с иностранными ритейлерами не только благодаря более близким отношениям с местными властями. Они активно учатся у своих более опытных коллег. Владельцы "Мосмарта" назначили генеральным директором и директором магазина двух иностранцев, работавших до этого во французской розничной сети Carrefour. А крупнейшая в стране сеть бытовой техники "Эльдорадо" еще в 2000 году специально открыла в Польше гипермаркет бытовой электроники MaxMedia, чтобы изучить технологию работы в условиях жесткой ценовой конкуренции, в том числе и с Media Markt (входит в группу Metro AG). "Эльдорадо" переняла у Media Markt даже содержание рекламных роликов и фирменный красный цвет. Поэтому немецкая компания, открывая в 2006 году свои магазины в России, вынуждена была сменить цвет в своей символике на темно-розовый. [17]

С 2004 года фиксируется тенденция опережающего роста оборота иностранных ритейлеров на российском рынке. Но разница в приросте не превышает 10%, благодаря чему их доля в общем обороте сетевой розницы сохраняются на уровне 20%.

По данным консалтинговой компании A.T. Kearney, ежегодно публикующей глобальный индекс развития розничной торговли (GRDI), Россия занимает одно из первых мест среди развивающихся стран по привлекательности для входа мировых розничных сетей.

В 2003-2004 годах наша страна занимала в рейтинге первое место, к 2007 году опустилась до третьего после Индии и Вьетнама.

По данным компании Jones Lang LaSalle, в 2007-2008 годах Турция и Россия стали ключевыми рынками для расширения деятельности ритейлеров на международном рынке. На турецкий рынок вышло 11,3% всех международных ритейлеров, на российский - 10,6%. Ходит много слухов о возможных покупках иностранцами отечественных сетей. К российской рознице присматриваются Carrefour, WalMart и Aldi.

Осенью 2008 года до нашей страны докатились первые волны мирового финансового кризиса. Рухнул фондовый рынок страны, исчезла возможность кредитоваться в стране и за рубежом. На сектор оптовой и розничной торговли к этому моменту приходилось более четверти всех кредитов коммерческих организаций. Поэтому компании розничной торговли одними из первых ощутили влияние кризиса. В первую очередь пострадали малые оптовики и ритейлеры, живущие на краткосрочных кредитах и отсрочках платежа. Если у продовольственной розницы сохранился спрос со стороны населения, то на одежном рынке ситуация более печальная. За последний квартал 2008 года обороты многих торговцев одеждой упали на 15%, а издержки выросли вдвое. Несетевые магазины массово закрываются - у них нет денег на покупку следующей коллекции одежды. Массовые увольнения, особенно на градообразующих предприятиях в регионах, привели к резкому падению спроса. Лихорадит и сетевые компании, которым франчайзинговые магазины возвращают уже оплаченные коллекции. Появились первые банкроты - сеть детской одежды Banana Mama, одежные гипермаркеты в регионах.

Правительство пыталось снизить напряженность, поручив в октябре 2008 года ВТБ и Сбербанку кредитовать продуктовые сети страны для пополнения оборотного капитала и рефинансирования долгов. Возможность получить такие кредиты была предоставлена девяти ритейлерам: X5 Retail Group, "Магниту", "Дикси", "Седьмому континенту", "Мосмарту", "Виктории", "Ленте", "Окей" и "Холидей классик". Менее масштабным игрокам предложено изыскивать собственные резервы.

Некоторые ритейлеры начали испытывать давление со стороны кредиторов. Бинбанк 3 октября 2008 года предъявил требования калининградской розничной сети "Вестер" о досрочном погашении кредита в объеме 6 млн долларов, мотивировав их ухудшением финансового положения заемщика. Только через суд "Вестеру" удалось решить этот вопрос. Значительно легче почувствовали на себе веяния кризиса те региональные компании, которые не гнались за бурным ростом, а, хорошо изучив потребности жителей своих регионов, планомерно работали последние годы на повышение рентабельности, практически не пользуясь заемными средствами.

Отдельный быстро растущий сегмент российского рынка составляют компании, положившие в основу своего развития самые современные цифровые технологии.

Активно развивается и дистанционная торговля, история которой насчитывает около 130 лет. По данным переписи 1913 года, в России регулярно приобретали товары по почте более 9 млн. семей, то есть каждая третья семья. После революции ситуация резко изменилась, торговлю сменило распределение, но продолжали существовать посылторги, "Книга почтой". Дистанционная торговля вернулась в начале 1990-х годов, как только был утолен первичный товарный голод и необходимо было придумывать более эффективные приемы продаж.

Пережив кризис 1998 года, оборот дистанционной торговли каждый год удваивался и в 2005 году достиг 1 млрд. долларов. Почти 70% оборота обеспечили бумажные каталоги или прямые письма-оферты, 20% - интернет-торговля, 10% - телемагазины и SMS-продажи.

До 50% продаж приходится на книги (лидеры - "Мир книги", "Ридерз Дайджест", IMP2, Ozon), 30% - на сектор B to B (в основном издательства "Главбух", "Бератор Пресс" и др.), 13% - на одежду (Mail Order Service, дочерняя компания фирмы Quelle, Lemonti, Provea, OTTO), 13% - на косметику ("Ив Роше", "Креома", "Баттега Верде"). Всего около 80 компаний занимается дистанционной торговлей. В ближайшие годы ожидается опережающее развитие интернет-торговли.

Успех дистанционной торговли обеспечивается за счет ее преимуществ: ассортимент всегда больше, чем в магазине, компании стараются включать в каталоги максимальное количество уникальных предложений; потребителям удобно выбирать товар дома, не вставая с дивана; из-за отсутствия затрат на аренду торговых площадей цены на 10-15% ниже, чем в розничной торговле.

Идею экономить на торговых площадях при продаже продуктов с помощью новейших технологий использовала компания "Новый импульс" для создания розничной сети нового поколения "Утконос". Это небольшой магазин с тремя секциями: прием заказов, выдача заказов и дискаунтер - зал с небольшим количеством товаров первой необходимости, которые можно купить прямо сейчас. В каталоге заказов "Утконоса" содержится около 20 тыс. наименований товаров. Средняя площадь магазина 180 кв. м. Чтобы выложить такой ассортимент в обычном супермаркете, требуется в пять раз большая площадь.

Сделать заказ покупатель может непосредственно в магазине через интеллект-терминалы, через интернет или по телефону. Получить заказ можно примерно через 12 часов, проверив и при необходимости отказавшись от любых продуктов. Заказ оплачивается при получении. Для бесперебойной работы создан распределительный центр, куда на обработку поступают заказы со 150-200 магазинов. Такая технология позволяет маленьким "Утконосам" экономить на аренде помещения, численности персонала, энергозатратах и держать цены примерно на 15% ниже, чем в супермаркетах. Дистанционный бизнес начинает серьезно конкурировать с традиционной розницей.

Еще одно направление, где технические новшества меняют привычные представления о способах оплаты услуг, - платежные терминалы, успех которым обеспечил рынок мобильной связи. Внесение денег за услуги мобильных операторов - первый их шаг. Следующий шаг они сделали вместе с банками по мере развития потребительского кредитования. Банку дорого обходится открытие многочисленных филиалов для приема ежемесячных платежей по кредитам. Альфа-Банк, например, попытался создать специальный формат отделения для быстрого проведения стандартных операций, но добиться серьезной экономии времени потребителей не смог и вынужден был признать проект неудачным. А платежные терминалы позволяют заемщикам оплачивать взносы в метро, магазинах, банках, бизнес-центрах, учебных заведениях, государственных организациях, на вокзалах и в других местах. Через терминалы теперь оплачиваются интернет, хостинг, услуги по регистрации доменных имен, спутниковое телевидение, пополняются электронные кошельки, переводятся деньги на пластиковые карты, оплачивается и загружается через Bluetooth или ИК-порт контент для мобильных телефонов. Из множества компаний, ринувшихся на рынок платежных терминалов, наибольшего успеха достигли системы NovoPlat, Qiwi, Money-Money, применяющие технологические новинки. [19]

Таким образом существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса, развитием кооперации и дистанционной торговли.

Заключение

На сегодняшний день торговый бизнес в России стремительно развивается.

Появилось множество современных форматов магазинов (супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров и т.д.), новейших видов организаций общественного питания (арт-клубы, кофейни, спорт-бары, фуд-корты), новых профессий (менеджеры, маркетологи, мерчендайзеры, и т.д.), существенно нового торгового оборудования, используется совершенно иной подход к обслуживанию покупателей, к организации торгово-технологического процесса и многое другое. Это невероятно быстрое развитие происходит буквально на наших глазах и, как мне кажется, просто не может не заинтересовать человека, живущего в восходящей перспективной стране.

В последние годы наша жизнь стала невообразимой без научно-технического прогресса: бытовая техника, электроника, компьютеры, телефоны вошли в привычный стандарт жизни.

Однако, современное оборудование сыграло огромную роль и для торгово-технологического процесса. Теперь каждое современное предприятие торговли пользуется продуктами научно-технического прогресса. Роль торгового капитала, если не считать некоторых производственных операций, таких как транспортировка товаров, их расфасовка, упаковка, хранение, сводится к превращению товарной формы стоимости в денежную. В этой роли торговый капитал не создает ни новой стоимости, ни прибавочной стоимости и не переносит на товар своей собственной стоимости. Тем не менее торговый капиталист должен не только возместить (вернуть) затраты своего капитала, но и получить прибыль на него.

Бизнес как система функционирует и развивается в результате предшествующих вложений капитала и, прежде всего, в основные средства. Получение прибыли сегодня, это результат правильных решений о пропорциях вложения капитала в основные и оборотные средства, принятых еще до начала операционной деятельности предприятия. Поэтому эффективное управление капиталом предполагает ясное представление о специфике их функционирования и воспроизводства. В сфере развития торговли существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса, развитием кооперации и дистанционной торговли.

Таким образом, торговля как экономическая категория охватывает отрасли обмена в сфере товарного обращения, а так же отрасль экономики - конкретную профессиональную деятельность по обслуживанию операций в сфере товарного обращения, соединяющую производителей с потребителями.

Библиографический список

1.Краткий экономический словарь. М.: Политиздат, 1989. - 399 с.

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с последними изм. и доп. от 29 декабря 2004 г. №195-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823; СЗ РФ. 2005. №1 (Ч. I). Ст. 21.

.Иванова Н.В. Бухгалтерский учет на предприятиях торговли: учебное пособие / Н.В. Иванова. - Москва: Академия, 2010. - 208 с.

.Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2005. - 700 с.

5.Зубкова С. Надо играть в свою игру // Наши деньги - Федеральный выпуск ноябрь 2008 - №6 - С. 8-10

.Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учеб. пособ. / А.Л. Ивашутин. Минск: Амалфея, 2008. - 339 с.

.Черкасов А. Мультиформатность: требование покупателя или вынужденный шаг II Мое Дело Магазин. -2003. - №12. с. 23-24.

.Малое предпринимательство // Налоговый вестник, №2, 2002, стр. 3

.Носова Н.Т. Государственная политика в области малого бизнеса // ФиК. 2009. №9. - С. 9

10.Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник/ Л.И. Кравченко. - Минск: Новое знание, 2009. - 512 с.

11.Громова А.Ю. Оптовая и розничная торговля: учебное пособие / А.Ю. Громова, Е.А. Рыхлова. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2010. - 272 с. - с. 9-16

12.Ходов Л.О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы статистики. 2002. №7.

13.Экономическая теория: учебник / Е.Н. Лобачёва [и др.]; под редакцией Е.Н. Лобачёвой. - Москва: Высшее образование, 2008. - 515 с.

.Экономика: Учебное пособие / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009. - 896 с.

.Громова А.Ю. Оптовая и розничная торговля: учебное пособие / А.Ю. Громова, Е.А. Рыхлова. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2010. - 272 с.

.Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА - М, 2011. - 662 с.

.Капралов Н.Л. // Мир России, №7, 2007, стр. 84-106

.Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 512 с.

.Монин А.А. [Электронный ресурс] // История развития торговли в России. - 2010. - Режим доступа: www.ru-90.ru


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!