Товароведная характеристика и оценка велосипедов для детей и подростков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    91,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Товароведная характеристика и оценка велосипедов для детей и подростков

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова"

Факультет экономики торговли и товароведения

Кафедра товароведения и товарной экспертизы

Выпускная квалификационная работа

Направление 100800 "Товароведение"

Специальность "товарный менеджмент"

Тема: "Товароведная характеристика и оценка велосипедов для детей и подростков"


Выполнила студентка

Ли Сон Ми

Научный руководитель ВКР:

к.т.н. доцент Калачев С.Л.

Москва - 2015

Содержание

 

Введение

. Ассортимент, конструктивные особенности, потребительские свойства велосипедов

.1 Классификация ассортимента велосипедов

.2 Конструкция и требования к качеству велосипедов

.3 Потребительские свойства велосипедов и требования к безопасности детских велосипедов

.3.1 Потребительские свойства велосипедов

.3.2 Требования к безопасности детских велосипедов

. Анализ торгового ассортимента велосипедов и оценка потребительских свойств детских и подростковых велосипедов

.1 Анализ ассортимента и оценка качества велосипедов, реализуемых розничных торговых организациях г. Москвы

.1.1 Показатели ассортимента торговых организаций и методы их определения

.1.2 Анализ торгового ассортимента велосипедов в г. Москве

.2 Оценка потребительских свойств детских и подростковых велосипедов

.2.1 Объекты и методы исследования

.2.2 Оценка потребительских свойств детских и подростковых велосипедов

.3 Сравнительная характеристика ассортимента и качества велосипедов в магазинах

. Состояние мирового и российского рынка велосипедов

Заключение

Список использованных источников

 

Введение


Спорт во все времена и во всех цивилизациях являлся неотъемлемой частью жизни общества [1]. Однако сегодня он перестал быть привилегией только профессиональных спортсменов и атлетов, и стал необычайно массовым. Во многом это связано с популярной и интенсивно продвигаемой в развитых странах тенденцией здорового образа жизни, поддерживаемой в федеральных целевых программах государства. Так, по данным Российской газеты, с 2006 по 2013 гг. с 6 до 10% выросло число жителей нашей страны, занимающихся спортом ежедневно, с 39 до 52% - занимающихся им от случаю к случаю [2].

Такой большой сегмент требует несомненно развитой инфраструктуры, потребности в которой удовлетворяются за счет спортивных залов, площадок, одежды и инвентаря - спортивных товаров. Так, ёмкость мирового рынка спортивных товаров варьируется от 67 до 100 млрд. долларов США, а отечественного в 0,6 - 4 млрд. долларов (в среднем 1 млрд.), и характеризуется ежегодным приростом в 15-20% [3]. В структуре продаж на мировом рынке спортивных товаров преобладаю спортивное снаряжение - экипировка (40%), одежда (38%) и обувь (22%). При этом около 90% приобретателей спорттоваров ориентированы на спорт [4].

В этой связи велоспорт выделяется своей сезонностью, однако от этого он не становится менее популярным. Так, в нашей стране он набирает популярность в крупных городах и мегаполисах - как альтернатива автотранспорту, стоящему в пробках. В этой связи появляются так называемые утилитарные дорожные (транспортные) велосипеды, в общем-то, к спорту как таковому отношения не имеют, а выполняют роль исключительно транспортного средства. Однако не менее популярны среди россиян и во всем мире велосипеды горные, спортивные, для соревнований по велокроссу (ВМХ) и т.д. Особую актуальность приобретают модели велосипедов, выпускаемые для подростков и детей, так как привыкать к здоровому образу жизни следует научиться с детства.

Нельзя не акцентировать внимание, что велосипеды сыграли большую роль в технической базе других видов транспорта, прежде всего автомобилей и самолетов. Так, известные автомобильные компании начала XX в. (Rover, Scoda, Morris Motor Company, Opel), начинали с производства велосипедов.

В этой связи целью данной работы стала характеристика ассортимента и оценка качества спортивных товаров для детей и подростков на примере велосипедов. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

.     Провести аналитический обзор литературы, установив критерии классификации и конструктивные особенности велосипедов для детей и подростков.

2.      Провести сравнительную характеристику и рассчитать показатели ассортимента велосипедов, реализуемых в розничной торговой сети г. Москва (на примере магазинов "Велосклад", "Velogrand", "Velo-dom.ru" и "Спортмастер").

.        Провести экспертную оценку качества и безопасности велосипедов, реализуемых в розничной торговой сети г. Москва (на примере магазинов "Велосклад", "Velogrand", "Velo-dom.ru" и "Спортмастер".

.        Полученные результаты обобщить в форме выводов и внести предложения по дальнейшему совершенствованию ассортимента в магазинах.

.        Установить основные показатели мирового и российского рынка велосипедов, объем производства.

 

1. Ассортимент, конструктивные особенности, потребительские свойства велосипедов

 

.1 Классификация ассортимента велосипедов


Велосипед (фр. vélocipéde, от лат. velox - быстрый и pes - нога) - это транспортное средство, имеющее не менее двух колес и перемещающееся исключительно посредством мускульной энергии человека, передаваемой при помощи педалей. В мультимедийном труде "Автомобильная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006" дано следующее определение: "Велосипед - колесное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека, которое имеет расположенные в одну линию колеса и сиденье типа седло без опоры для спины и не имеет обычно кузова или обтекателей; до появления термина "веломобиль" к велосипедам относили и веломобили".

Велосипед в нашей стране является самым массовым видом индивидуального транспорта. Это транспортное средство используется всеми категориями потребителей - мужчинами и женщинами молодого, среднего, старшего и даже пожилого возраста для ежедневных поездок на работу, прогулок, туризма и перевозки малогабаритных грузов, а также для спортивных соревнований. В России ежегодно продается около 5 млн велосипедов. На территории нашей страны их использование носит сезонный характер. Наиболее интенсивное велосипедное движение характерно в весенне-летний период, когда дорожные и температурно-климатические условия обеспечивают быструю, комфортную и безопасную езду. Велосипед - это массовое и экологически чистое транспортное средство. Во всем мире насчитывается свыше 1 млрд. велосипедов, хотя используются они по-разному: 70% всех велосипедов служат средством передвижения, 29 - используются для активного отдыха и только 1% - для спортивных соревнований. В промышленно развитых странах наибольшей популярностью велосипеды пользуются у жителей Западной Европы, где насчитывается 115 млн. пользователей велосипедов. Благодаря специально созданным условиям - велосипедным дорожкам, местам парковки, эффективной организации транспортных потоков и грузовых перевозок, велосипеды для передвижения по городу используются в 20-50% случаев. В США велосипеды служат преимущественно для отдыха, и только 5% из 100 млн. велосипедов выступают в роли средства передвижения. Езда на велосипеде - пятый по популярности вид активного отдыха после спортивной ходьбы, плавания, занятий на тренажерах и туризма. В некоторых странах Африки и Латинской Америки велосипеды очень распространены, однако правительства этих регионов демонстрируют к ним негативное отношение, называя средством передвижения для стран третьего мира. В странах с развивающейся экономикой и хорошо развитой системой массовых перевозок велосипеды как утилитарное транспортное средство встречаются редко. В странах Восточной Европы, например в Венгрии, где массовый транспорт менее доступен, а экономические условия превращают собственный автомобиль в предмет роскоши для большей части населения, велосипеды распространены очень широко, и примерно половина трудоспособного населения ездит на них на работу.

Современные велосипеды классифицируются по типам, видам, размерам, компоновке рамы. В ГОСТ Р 52111-2003 "Велосипеды. Общие технические условия" велосипеды подразделяются на три основных типа: транспортные, спортивные, специальные.

Транспортные велосипеды подразделяются по возрастам потребителей:

для взрослых;

для подростков (10-14 лет), масса снаряженного велосипеда не более 50 кг;

для младших школьников (7-10 лет), масса снаряженного велосипеда не более 40 кг;

для детей (дошкольный возраст).

Спортивные велосипеды подразделяются по дисциплинам велосипедного спорта:

маунтинбайк (МТБ);

байсиклмото-экстрим (ВМХ);

триал;

велокросс;

гонки на шоссе;

гонки на треке;

велоспорт в зале (велобол).

Специальные велосипеды подразделяются по назначению:

грузовые велосипеды;

велосипеды для перевозки пассажиров;

тандемы;

веломобили.

По показателям качества велосипеды подразделяются на 4 класса:

высший класс (В)

для соревнований;

первый класс (1)

для соревнований и спортивной подготовки;

второй класс (2)

для спортивной подготовки и велосипедного туризма;

третий класс (3)

транспортное средство для населения.

В ТН ВЭД ТС [6] велосипеды относятся к товарной позиции 8712 00 - Велосипеды двухколесные и прочие велосипеды (включая трехколесные велосипеды для доставки грузов) без двигателя.

Таблица 1.1 - Классификация велосипедов по ОКП

Код ОКП

Товарная позиция

1

2

452900

Велосипеды, мотовелосипеды, мопеды, прицепы к мотоциклам и велосипедам

452930

Мотовелосипеды и мопеды

452940

Прицепы к мотоциклам

452970

Велосипеды (без детских)

452980

Прицепы велосипедные

452990


1.2 Конструкция и требования к качеству велосипедов

В конструкцию велосипеда входят рама, передняя вилка с рулевой колонкой, ходовая часть (колеса, цепной педальный привод), тормозная система, седло, брызгозащитные элементы, багажник и другое дополнительное оборудование (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Сборочные единицы и детали велосипеда: 1 - рама; 2 - вилка; 3 - рулевая колонка; 4 - вынос руля; 5 - руль; 6 - звонок; 7 - ручка тормоза; 8 - тормоза; 9 - ручка переключения передач; 10 - шина; 11 - обод; 12 - спицы; 13 - втулка; 14 - щиток; 15 - световозвращатель; 16 - шатун; 17 - вал каретки; 18 - педаль; 19 - цепь; 20 - передний переключатель; 21 - задний переключатель; 23 - седло; 24 - седлодержатель; 25 - передняя фара; 27 - багажник; 28 - задний отражатель; 29 - задняя фара; 30 - насос; 31 - подставка

Основой конструкции велосипеда является рама. Рама состоит из труб, образующих два треугольника - передний и задний, причем задний треугольник раздвоен и образует заднюю вилку для крепления заднего колеса. Такая форма обеспечивает наибольшую жесткость рамы при минимальном ее весе.

На раму устанавливаются основные детали велосипеда: вилка с рулевой колонкой, каретка педального привода, седлодержатель (подседельный штырь - стержень, на который устанавливается седло), заднее колесо, грязезащитный щиток (крыло), багажник и др.

Передний треугольник образован подседельной трубой, соединяющей седло и каретку, нижней трубой, соединяющей каретку с рулевой колонкой, и верхней трубой, соединяющей рулевую колонку с подседельной трубой. Задний треугольник образован двумя парами труб, идущих от подседельной трубы и каретки к втулке заднего колеса.

Существуют рамы без верхней трубы или с верхней трубой, идущей рядом с нижней трубы. Такие рамы называются женскими. Женская рама тяжелее мужской с аналогичными характеристиками, но на такой велосипед удобнее садиться и слезать с него. В прошлом велосипеды с женской рамой использовались женщинами (можно было сесть на велосипед, будучи в юбке и не нарушая приличий), сейчас они популярны среди обоих полов.

Свойства рамы зависят от материала. Комфортабельность рамы и ходовые качества велосипеда зависят от мягкости материала. Мягкие рамы лучше поглощают вибрацию и имеют лучший накат на неровных поверхностях. Жесткие рамы позволяют передавать энергию от педалей к колесам с меньшими потерями.

Рамы для велосипедов изготавливаются из стальных, алюминиевых, титановых труб, соединяемых сваркой, и композитных пластмасс.

Рамы из сталей (легированных хроммолибденовых, углеродистых) используются для изготовления велосипедов массового спроса. Рамы из легированных сталей содержат 0,3% C (углерода), 0,4% Mn (марганца), 1% Cr (хрома) и 0,15% Mo (молибдена), хорошо формуются и свариваются, обладают достаточной прочностью и долговечностью.

Рамы из углеродистых сталей имеют меньшую прочность (предел текучести и предел прочности), низкую коррозионную стойкость и используются для производства недорогих велосипедов.

Рамы из алюминиевых сплавов используются для производства полупрофессиональных велосипедов. Плотность сплавов алюминия ниже плотности сталей. Использование алюминиевых сплавов позволяет снизить вес рамы.

Наиболее качественные рамы изготавливаются из бесшовных труб, часто с переменной толщиной стенки. Трубы с продольным швом или свитые из ленты используются для изготовления недорогих рам, качество которых ниже.

Рамы из алюминиевых сплавов после сварки проходят термообработку и искусственное старение, деформационное уплотнение для восстановления микроструктуры материала, эмалирование для защиты от коррозии, как и стальные рамы, и анодируются.

Резьбовые соединения и соединения алюминия, титана и стали обладают адгезией, поэтому требуют регулярного обслуживания (разборки, прочистки и смазывания консистентной смазкой).

При проектировании алюминиевых рам закладывается большой запас статической прочности по сравнению со стальными рамами (2-4 раза). Для уменьшения амплитуды деформаций используются жесткие трубы большого диаметра, обеспечивающие равномерное распределение напряжений по всей раме, дополнительные накладки на трубы в местах стыка с рулевой колонкой.

Алюминиевые рамы обладают меньшей прочностью, чем стальные, разрушаются от сильных ударов без деформации, но обладают большей коррозионной стойкостью и меньшим весом (на 20-25%).

Титановые рамы производятся в России и за рубежом. В России для их изготовления используется судостроительный титановый сплав ПТ 7М.

Титановые рамы более стойки к воздействию внешней среды благодаря химической стойкости титана, имеют высокое отношение предела прочности к плотности, большое относительное удлинение при растяжении. Титановые рамы не поддаются коррозии при обычных условиях эксплуатации, не требуют нанесения защитных покрытий.

Для производства рам используются сплавы титана с алюминием и ванадием. Распространенные сплавы: 3% Al (алюминия) и 2,5% Vn (ванадия) (3 / 2,5); 6% алюминия и 4% ванадия (6 / 4).

Рама из сплава 6 / 4 имеет больший предел прочности, чем 3 / 2,5, меньший коэффициент удлинения. Сплав 6 / 4 используется для мелких деталей рамы.

Предел текучести и прочность титановой рамы повышаются обработкой деформационным уплотнением (CWSR - cold worked stress relieve).

Недостатки титановых рам: высокая цена (в 10-15 раз выше цены стальной рамы); сложная механическая обработка и сварка. Резка титана требует специального инструмента и строгого соблюдения режимов, как и сварка. При наличии незначительных включений сварной шов сильно теряет прочность.

Под действием ударов титановая рама сначала сильно де- формируется, затем ломается.

В последнее время титановые трубы изготавливаются с разной толщиной стенок, что обеспечивает жесткость рамы, поглощение вибрации.

Углепластиковые (карбоновые) рамы изготавливаются из композитного материала. Углепластиковые рамы анизотропны. Качество рамы зависит от расположения нитей в слоях и их количества. Для повышения жесткости углепластиковые рамы армируются многослойной плетеной сеткой. Нити в каждом слое ориентированы под разными углами. В качестве связующего используются эпоксидные смолы. Углепластиковые рамы имеют массу на 40% меньше стальных и на 20% меньше алюминиевых.

Недостатки углепластиковых рам: малое относительное удлинение, высокая хрупкость, низкая твердость, высокая цена. На прочность и массу рамы влияет сечение трубы. Рамы выпускаются с трубами круглого, эллиптического и прямоугольного сечения. Трубы круглого сечения воспринимают нагрузки во всех направлениях одинаково. Трубы с эллиптическим сечением имеют продольную жесткость на 25% выше, а поперечную на 12% меньше, чем трубы круглого сечения. Поэтому рамы из труб эллиптического сечения имеют меньшую долговечность.

Баттинг (от англ. butted) - это показатель, характеризующий отношение толщины стенок на конце и в середине трубы. Баттинг бывает двойной, тройной, четверной. Наибольшие на- грузки на раму отмечаются у рулевой колонки, каретки, подседельного узла и заднего нижнего треугольника в части цепной вилки. В середине труба имеет меньшую нагрузку. Поэтому многие изготовители делают стенки рамы разной толщины. Это значительно снижает массу рамы. Стальная рама с четверным баттингом по массе примерно равна раме из алюминиевого сплава. Внутри таких труб могут устанавливаться усиливающие спирали, что повышает прочность.

Трубы эллиптического сечения имеют меньшее аэродинамическое сопротивление. Например, толстая наклонная труба с эллиптическим сечением может иметь горизонтально расположенную большую ось у педальной каретки и вертикально расположенную у рулевой колонки, что позволяет не увеличивать диаметр педальной каретки и рулевой трубы. Эти и другие приемы позволяют из всех материалов делать рамы разной массы и жесткости.

Большинство потребителей приобретают велосипеды с рамами из сталей и сплавов алюминия.

Велосипедные рамы бывают открытыми, закрытыми, складными и комбинированными. Открытые рамы, как правило, устанавливаются на велосипедах для женщин и детей, закрытые - на велосипедах для мужчин.

Велосипедные рамы различаются типоразмерами и геометрической формой.

Похожие работы на - Товароведная характеристика и оценка велосипедов для детей и подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!