поддержка незащищённых групп населения.
Наибольшее значение и распространение имеют программы внешних социальных инвестиций в моногородах. Проводятся они, соответственно, градообразующими предприятиями, в основном на дополнительные средства, кроме налоговых платежей в местные бюджеты. С учетом того, что на градообразующих предприятиях работает большинство населения территорий присутствия крупных компаний, происходит фактически смыкание внутренней и внешней социальной политики [1].
В некоторых случаях внешняя социальная политика фирмы способствует устранению провалов государства в определенных направлениях социальной сферы; зачастую муниципальные и региональные власти согласуют и даже перекладывают значительную часть социальной нагрузки на предприятия.
1.6Корпоративные социальные инвестиции как элемент эффективной корпоративной стратегии
Многие компании, хотя и ориентируются на «стратегическую КСО», но не оценивают его стратегически. Появляется реагирующая КСО, которая приводит к идеологизации процесса принятия решений и существенному разбросу в критериях выбора направлений социальных инвестиций. Таким образом, не достигается конечной цели инвестиции, из-за низкой результативности наблюдается перерасход средств, что негативно влияет на финансовые показатели компании.
В настоящий момент можно выделить три основных концепции по отношению к КСО.
Концепция «корпоративного эгоизма». Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского лауреата М. Фридмана, согласно которой «единственным бизнесом для бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». В интерпретации либералов КСО заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу. Потом из этой концепции появился термин «компания собственников» (подход Минфорда). Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли. Подобная концепция характерна для фирм англосаксонской модели капитализма.
Концепция «корпоративного альтруизма». КСО в данном случае трактуется расширительно и наряду с социальными обязательствами включает в себя участие бизнеса в благотворительности и социальных проектах. Используется концепция «компании участников». Таким образом, компания понимается как социальная общность, в рамках которой собственники сотрудничают с менеджерами, поставщиками, персоналом, потребителями, представителями общественности, а социальная ответственность становится результатом их совместных действий. Характерна для континентальной модели капитализма и распространена в Японии.
Концепция «разумного эгоизма». В данной концепции подчеркивается, что социальная ответственность бизнеса - это просто «хороший бизнес», потому что это помогает уменьшить долгосрочные потери прибыли. Реализуя социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочном периоде времени формирует благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, создавая при этом условия для стабильности собственной прибыли. Данная концепция укладывается в теорию рационального поведения экономических агентов.
ГЛАВА 2. Корпоративная социальная ответственность предприятий в Республике Беларусь
2.1КСО в Республике Беларусь
корпоративный социальный ответственность
Интересы Беларуси на национальном и государственном уровне требуют решения стратегических проблем развития нашей страны через различные задачи и вопросы, связанные с жесткой конкурентной борьбой, которая уже сегодня происходит на внутреннем и внешнем рынках между отечественными и иностранными производителями товаров и услуг, которые стали заметными в конкуренции крупных и малых предприятий, компаний, организаций в экономических, технических, социальных сферах, которые борются за свое место в современной инновационной экономике путем устойчивого развития и социально ответственного предпринимательства.
На сегодняшний день устойчивое экономическое развитие определяется не фактором наличия сырья или рынков сбыта, а возможностью для предприятий приобщиться к рынку высококвалифицированных трудовых ресурсов, научных изобретений и новейших технологий, который невозможен без становления инновационной модели развития и принципов корпоративной социальной ответственности, которые работают в таком круговороте «образование-научные исследования и разработки-производство товаров и услуг- этика бизнес-современный рынок» [2].
Анализ последних исследований и публикаций. Решение вопросов и проблем по инновационному развитию и социально ответственного предпринимательства рассматриваются в трудах многими зарубежными исследователями и учеными, например такими как Брун М., Дэвис К., Карнеги Е., Котлер Ф., Фридмен М., Гордина В., Ильяшенко С., Стародубская М. [3, 12].
Улучшение дел в экономике и повышение уровня жизни населения невозможны без активной хозяйственной деятельности, без развития мировоззрения и системы ценностей, которые побудили бы человека проявлять инициативу, ответственность и самостоятельность. Важное место в системе базовых ценностей инновационного рыночного мировоззрения принадлежит именно социально ответственному предпринимательству. Ведь именно осознание своей миссии предпринимателя в рыночной трансформации экономики, позволяет усилить потенциал предпринимательского сектора, довести его общественную значимость.
Самостоятельность хозяйствования, инициативный, творческий, морально ответственный подход к делу вызывает необходимость решения целого ряда проблем. Они связаны с инновационным поиском рыночных возможностей, исследованиями по маркетингу, управление финансами, использование ресурсов, привлечения инвестиций и ведения социально-ответственного бизнеса.
Ориентация Беларуси на инновационное развитие экономики, без которого невозможна успешная интеграция государства в мировую экономическую систему, ставит перед отечественными компаниями новые задачи, важность которых связана именно с социальной ответственностью, то есть, на государственном уровне - ответственность перед обществом и, отдельно перед каждым гражданином, и на предпринимательском уровне - ответственность перед, самим государством, своим коллективом и потребительским сектором экономики.
Предпринимательская деятельность выступает элементом общекультурного и экономического развития страны. Этот вид деятельности должен решать конкретные социальные проблемы на основе морально-этических представлений о ценности предпринимательства. Другими словами, предприниматель несет социальную ответственность за начатое дело и его развитие не только перед собой, но и перед людьми, с которыми он ведет свой бизнес, и перед обществом в целом.
Анализируя историческое развитие социальной ответственности предприятий, следует отметить факт влияния международных организаций на процесс формирования ее основных принципов: Организации Объединенных Наций (ООН) и ее агентства, Европейского Сообщества с его составными частями, Международной Организации Труда, ведущих мировых бизнес структур и общественных организаций.
Выделяя ООН как одну из главных организаций в процессе формирования практических основ социальной ответственности, нужно отметить Глобальный Договор, который является добровольной международной инициативе, объединившей компании с агентствами ООН, рабочей силой и общественностью для поддержки универсальных социальных принципов. На сегодня, в Глобальном Договоре задействованы сотни компаний из всех регионов мира, которые работают над расширением десяти универсальных принципов, которые в свою очередь разграничиваются в сферах защиты прав человека, окружающей среды, охраны труда и антикоррупционных мер.
С точки зрения известного экономиста М. Фридмена, социальная ответственность предприятия заключается в росте и максимизации прибыли [11].
По другому определению, социальная ответственность предприятия - это способ управления бизнес-процессами с целью обеспечения положительного воздействия на общество [5].
Согласно подходу Всемирного Совета Компаний и Устойчивого Развития, социальная ответственность предприятия - это долгосрочное обязательство компаний осуществлять свои действия этически и способствовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и окружающего общества.
Организация «Бизнес за социальную ответственность» определяет корпоративную социальную ответственность как «такое ведение бизнеса, удовлетворяет или превышает этические, юридические, коммерческие и общественные ожидания, которые общество связывает с бизнесом». Это определение несколько шире, поскольку включает принятия деловых решений, которые бы отражали «этические ценности, юридические требования, а также уважение к людям, общин и окружающей среды» [5].
Поэтому можно сказать, что корпоративная социальная ответственность - это свободный выбор в пользу обязательства повышать благосостояние общества через соответствующие подходы к ведению бизнеса, а также предоставление корпоративных ресурсов.
Но вместе с этим, социально-экономические факторы не менее важны для инновационного развития. Как свидетельствует зарубежный опыт, вопросам корпоративной социальной ответственности предприятия уделяется значительное внимание во Франции, где действует закон, согласно которому каждая публичная компания, занимающаяся предпринимательской деятельностью, обязана раз в год отчитываться по проведенным социальных программах и социальных перспективах инновационной деятельности. Что касается нашего государства, пока лишь самые крупные предприятия занимаются предоставлением подобных отчетов в ПРООН Беларуси.
До недавнего времени расходы, связанные с корпоративной социальной ответственностью, могли себе позволить только крупные, транснациональные компании, но в связи с повышением требований к предприятию - к косвенной ответственности за своих поставщиков и используемые ими ресурсы, как со стороны законодательства, так и с позиций стандартизации и сертификации, малые предприятия также вынуждены интегрировать в свою систему менеджмента принципы КСО, чтобы удержаться на конкурентном рынке.
Также присутствует фактор, заставляет малые и средние предприятия внедрять принципы корпоративной социальной ответственности, потому, что эти предприятия значительно менее мобильны по сравнению с транснациональными компаниями (ТНК). Подход к инвестированию и эксплуатации оборудования ответственный, и в большей степени учитывает особенности местного потребителя. Некоторые малые, семейные, индивидуальные предприятия являются носителями религиозных или филантропических ценностей их руководителей, то именно в таких предприятиях больше связей с местным, общественным, ответственным и культурной средой, именно они по сравнению с крупными ТНК учитывают местные риски.
Для обеспечения быстрого роста социально-ориентированного корпоративного сектора, государство должно соблюдать достаточно сложной стратегии, выбирая каждый раз политику, адекватную той или иной стадии модернизации, и своевременно меняя ее при переходе от одной стадии к другой. Здесь можно вспомнить, что теория стадий роста - одна из первых концепций теории экономического роста, была предложена У.Ростоу в 1960 году [9]. Согласно этой теории, стадии характеризуются определенным уровнем технологического развития, переход от одной к другой стадии, - это естественный, спонтанный процесс, который опирается на мобилизацию сбережений и совершенствования новейших технологий и «ноу-хау».
Для тех предприятий, которые планируют внедрять политику в сфере КСО, существует ряд общепризнанных стратегий, которые условно, мы можем разделить на три группы:
Отдельные проекты, связанные с КСО;
Программы КСО, сочетающие несколько проектов и инициатив;
Внедрение стратегии КСО во все основные, как внутренние так и внешние, процессы деятельности предприятия [4].
Рассматривая преимущества или недостатки одной из выше приведенных стратегий, нам необходимо понять, что каждая отдельное предприятие является уникальным, особым, самостоятельным, и его руководство, проанализировав ситуацию на внутреннем рынке, должно принять решение в пользу того или иного варианта.
Для достижения высоких темпов социально-экономического роста белорусской экономике необходима система институтов, обеспечивает усилия государства и частного бизнеса. Речь не только об участии в отдельных общих проектах, создание фондов развития, но и о масштабных по размерам программы, перевооружение старых и создание новых отраслей. Необходима система широкомасштабной государственной программы развития, т.е. современная система индикативного планирования, начинается при взаимодействии правительства с отдельными отраслевыми ассоциациями бизнеса и социально ответственными предприятиями, а также сближение процедур макроэкономического прогнозирования и программирования, субъектами которых выступают органы власти, и стратегического корпоративного планирования, которое осуществляется ведущими компаниями, которые работают в стратегически значимой и ответственной сфере.
В Беларуси ключевой проблемой регулирования КСО является внедрение и выполнение требований действующего законодательства, связанного с КСО. Если законы не работают на практике (неудовлетворительное финансирование, неравномерность распределения расходов и т.д.), весь процесс законодательного регулирования не достигнет поставленных целей и стратегий развития. Справедливо утверждение, что в Беларуси некоторые требования даже жестче такие же требования, как и в ЕС и зафиксированы в законодательстве, но к сожалению, они не действуют на практике [2].
Беларуси следовало бы осуществить разработки основных законодательных положений формирования Белорусских интегрированных корпоративных структур и порядка применения их инновационного и инвестиционного потенциала.
Предполагается, что в ближайшее время такие структуры в стране будут создаваться в отраслях средств массовой информации и телекоммуникациях, биотехнологии и других высокотехнологичных сферах современной экономики. Стоит отметить, что какие бы подходы не использовались, всегда есть место таким процессам как слияния и поглощения, и для увеличения эффективности, они должны подлежать государственному регулированию. Поэтому, государство должно уделять большое внимание развитию корпоративного законодательства, ведь в Беларуси оно требует срочного, коренного реформирования, и основная работа должна быть направлена на совершенствование законодательства, которое обеспечивает: повышение эффективности антимонопольного регулирования, управления государственной собственностью, активизации инновационной и инвестиционной деятельности, создание благоприятных условий для рыночной конкуренции и тому подобное. На примере зарубежного опыта, можно отметить, что корпоративные структуры регулируются большим количеством законодательных актов. Следует отметить, что на развитие инновационной деятельности при этом не влияют ни тип государства, ни политические режимы. Так, инновационная социально-ориентированная деятельность успешно развивается в США, той же Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Испании а также Китае. На самом деле, мы видим, что каждое из этих государств смогло построить свою национальную инновационную систему, установила границы этой деятельности, разработала эффективную стратегию и цели, финансирует научные и фундаментальные исследования.
Нам известно, что инновационная модель развития требует затрат на финансирование науки в объеме не менее 2% ВВП. Этому требованию отвечают такие страны, как Япония, США, Великобритания, Германия, Франция, кроме того, в этих странах наблюдается высокий уровень жизни населения. В них существует тесная связь между уровнем инновационной экономики и уровнем корпоративной социальной ответственности предприятий. Именно поэтому, инновационный путь Беларуси должен проходить в морально-политическом и социально-экономическом поле.
На мой взгляд, с социальной ответственностью предприятия связано понятие социализации экономики. Я считаем, что одним из главных путей выхода из кризисного положения предприятий является внедрение в производство инновационных технологий, но проблемы, которые касаются производителей по эффективности инновационных процессов, характерны не только для сферы производства, но и для сферы потребления, так как потребитель «диктует» требования товаропроизводителям [10].
Анализируя современную практику внедрения принципов КСО на предприятиях в Беларуси, было обнаружено значительное разнообразие методик по разработке и применению программ, включающих социальную ответственность. Сегодня все больше белорусских компаний подписывают Глобальный договор и следуют принципам социально ответственного поведения. Количество и качество программ компаний год от года растет, что, как лакмусовая бумажка, определяет номинация Профессионального конкурса Брэнд года - «Социально ответственный брэнд».
Вывод белорусской экономики на путь создания реальных условий для ее устойчивого развития в решающей степени также зависит от формирования и успешной деятельности крупных корпоративных структур в качестве проводников промышленной, научно-технологической и социальной политики в условиях постоянного дефицита государственных финансовых ресурсов, направляемых на поддержку и обеспечения инновационной деятельности. Для успешной реализации такой перспективы необходимо было бы разработать системный механизм взаимодействия государства с корпоративным сектором экономики и потребителем, который включал бы финансово-экономические, институциональные и социально ответственные рычаги, направленные на обеспечение стимулирующего среды развития всех этапов инновационного процесса. Разработка такого механизма должна основываться на методологических подходах, которые проверены практикой [5].
Например, одна из таких моделей - модель оператора - по сути, государственный заказ частному предприятию, по которому закрепляются функции правления и финансирования при использовании государственной, частной или акционерной собственности. Эта модель характеризуется четким разделением ответственности между партнерами и контролем со стороны государства, она является разновидностью контрактной системы, широко используется в переработке отходов (Великобритания).
Итак, в целом, произрастания партнерства государства и КСО компании можно рассматривать как инструмент экономического роста, что будет способствовать внедрению рыночных, социально-этических принципов в управлении предприятиями инфраструктурных отраслей.
2.2Применение КСО на примере унитарного предприятия «Велком»
Компания «Велком» давно зарекомендовала себя как одна из наиболее активных в плане социальной ответственности. Каждый год они организуют и участвуют различные мероприятия направленные на охрану окружающей среды и различные социальные сферы. Так, в марте этого года прошла популярная во всем мире акция «Час Земли». Компания подошла к проведению этой акции не как к простому отключению подсветки главного офиса, но и провела ряд предварительных мероприятий на тему бережного отношения к окружающей среде. Их цель - привлечь внимание к самой сути мировой акции и напомнить каждому жителю страны об ответственности за сохранение ресурсов Земли сегодня для будущего.
За три дня акции, которая проходила с 27 по 29 марта во всех фирменных центрах продаж и обслуживания velcom, более 5000 человек дали «экообещание», получив в качестве памятного сувенира магнит или открытку с соответствующими надписями. Для выполнения этих обещаний достаточно лишь заменить одну привычку на другую, более полезную для окружающей среды.
В финальной акции velcom к «Часу Земли» в Минске, которая состоялась 28 марта на площадке перед velcom-центром, несмотря на прохладный субботний вечер, приняли участие порядка 500 человек. В активациях - «экоуроки» на тему правильной сортировки бытовых отходов на интерактивных досках и планшетах. Одинаковый азарт в сдаче своеобразных «экзаменов» проявляли и взрослые, и дети. В фотозоне участники активно фотографировались со своими «экообещаниями» и собирали «лайки» в социальных сетях.
Наибольшим вниманием пользовалась оригинальная велофотозона velcom с 10 велосипедами, предоставленными для активации компанией AIST. Каждый желающий мог попробовать свои силы - покрутить педали - и сфотографироваться у световой фотостены, которая «питается» от энергии, вырабатываемой лишь их собственной мускульной силой. «Электровелосипеды» velcom вызвали большой интерес у минчан, которые выстраивались в очередь, чтобы внести свою лепту в выработку «зеленой» электроэнергии.
Завершающим аккордом акции velcom, приуроченной к «Часу Земли», стал показ первой части известного документального фильма Яна Артюса Бертрана и Люка Бессона «Дом» на огромном экране, закрепленном на здании velcom-центра.
Кроме акций связанных с бережным отношением к окружающей среде проводит различные благотворительные мероприятия. 27 января состоялось торжественное вручение памятных сертификатов руководителям двух крупнейших медучреждений страны: ГУ «РНПЦ оториноларингологии» и ГУ «РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии» - по итогам масштабных декабрьских инициатив компании: рождественской акции «Делать добро так просто» и открытого благотворительного аукциона «Красивые номера velcom». Общая сумма разовой спонсорской помощи составила более 1,7 млрд. рублей.
Так же компания «Велком» поддерживает белорусский спорт. velcom и ХК «Юность-Минск» уже более 10 лет связывают теплые партнерские отношения.
апреля 2015 года в рамках церемонии чествования спортсменов и спонсоров хоккейного клуба «Юность-Минск» по итогам спортивного сезона, которое состоялось в Минской городской ратуше, представитель компании velcom получил благодарственное письмо из рук Председателя Минского горисполкома Андрея Шорца.
В письме мэр белорусской столицы выражает компании velcom благодарность «за значительный вклад в развитие хоккея с шайбой в г. Минске, оказание поддержки государственному учреждению физической культуры и спорта «Хоккейный клуб «Юность-Минск» в подготовке спортсменов высокого класса и развитие детско-юношеского спорта».
Компания «Велком» более 15 лет инициирует и претворяет в жизнь социальные проекты и программы, в числе которых создание благоприятной среды и городской инфраструктуры, поддержка талантов, адресная помощь социально незащищенным слоям населения, особенно, детям.
марта в Минске, в галерее TUT.BY, состоялся завершающий этап конкурса социальных проектов Social Weekend, генеральным партнером которого вновь выступила компания velcom. Weekend - мероприятие, начавшееся как социальный стартап, выросло до уровня профессиональной площадки, где молодые, инициативные, творческие, вдохновленные на созидание люди обмениваются идеями и реальными предложениями, как изменить мир к лучшему, начав эти изменения с себя, своего дома, окружения, города.
Состав жюри Social Weekend - это известные бизнесмены и меценаты, активно поддерживающие частные инициативы и социальные стартапы, представители бизнес и международных организаций, развивающие социальное предпринимательство в Беларуси. В этот раз общая сумма денежных грантов составила 350 миллионов, поэтому участникам было, за что бороться.
Ко всему прочему компания «Велком» проводит при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь фестиваль мобильного кино «Smartfilm». Данное мероприятие проводится с целью раскрытия творческого потенциала талантливой белорусской молодежи. На данный момент прошло 4 фестиваля. Последний завершился 4 февраля 2015. На нем было представлено 139 фильмов снятых на мобильные устройства не профессиональными операторами. Были отобраны 11 победителей в различных номинациях.
Одним из важнейших мероприятием для компании в этом году стал IV Международный Форум по корпоративной социальной ответственности. Мероприятие организуется фондом «Идея» и уже во второй раз проходит при поддержке компании velcom.
Форум ежегодно собирает полную аудиторию. В числе участников - специалисты и менеджеры, в задачи которых входят вопросы сферы КСО, представители бизнеса и государственных структур, всегда с большой охотой рассказывающие о социальной стратегии, КСО-программах, а также представители интернациональных и национальных организаций, которые делятся международным опытом, информируют о глобальных трендах и направлениях, в том числе подсказывают, как найти партнеров для реализации социальных инициатив.
Но наиболее важными показателями развитости социально ответственного бизнеса в компании «Велком» являются недавно завоёванные награды на Второй ежегодной Премии в области КСО, инициатором которой выступает Международный социально-экономический фонд «Идея».
Система корпоративного обучения velcom была удостоена награды в номинации в номинации «Лучший КСО-проект: корпоративное образование». Также этот проект получил специальный приз от РАБОТА.TUT.BY как лучший кейс среди белорусских компаний, направленный на развитие персонала.
Премия в области корпоративной социальной ответственности проводится в 30 странах мира при поддержке Еврокомиссии и направлена на выявление лучших моделей, способствующих устойчивому развитию компании посредством социальных инноваций. В Беларуси первые награды Премии по КСО были вручены в 2014 году. В числе компаний с социально ответственным бизнесом была и компания velcom - был признан проект velocity - стал лучшим КСО-проектом в номинации «Взаимодействие с местным сообществом».
Заключение
Подводя итоги данного исследования, следует остановиться на некоторых его аспектах:
С момента возникновения корпоративной социальной ответственности на мировой арене бизнеса, в пятидесятых годах прошлого века, после того как Г.Боуен опубликовал работу «Социальная ответственность бизнесмена», а так же после её взлёта в семидесятых, она заняла одно из наиболее значительных мест среди факторов, оказывающих влияние на формирование бизнес среды и в частности и общества XXI века в целом.
Роль социальной ответственности бизнеса оказывает огромное влияние на отношение общества к деятельности того или иного предприятия, применяющего в ходе своей деятельности корпоративную социальную ответственность. Численность таких компаний в Республике Беларусь имеет постоянную тенденцию к росту.
Одной из первых компаний, ставших уделять большое внимание этому роду деятельности стало унитарное предприятие «Велком». Эта организация оказывает значительную помощь в различных социальных сферах, начиная с обучения своих сотрудников и оканчивая озабоченностью состоянием окружающей среды. Так же компания «Велком» ведет пропаганду среди других бизнес предприятий Республики, направленную на расширение числа последователей КСО.
Тем не менее, существуют некоторые трудности связанные с тем, что лишь крупные организации, имеющие достаточную доходность своей деятельности, для применения возможности улучшения каких либо социальных показателей, относящихся к сфере социальной ответственности. Большинство же малых предприятий не заинтересовано в содействии Глобальному договору ООН. Немногие из них выполняют отдельные его пункты. Если сравнивать отечественные малые предприятия и существующие на территории Европейского союза а так же Соединенных Штатов, то можно заметить, что в последних даже самая маленькая компания оказывает помощь детским садам, школам, домам престарелых и т.д.. Быть добрым считается выгодным.
На сегодняшний день в нашем государстве существует потребность в появлении на большинстве предприятий таких менеджеров, которые смогли бы учитывать важность образа компании в ее развитии, отношениях с партнерами, сотрудниками и обществом. Так как на данный момент подобные менеджеры присутствуют лишь в ряде крупных бизнес-структур. Возможно, благодаря присутствию таких специалистов среди отечественных китов бизнеса, возникнет «мода», способствующая расширению и популяризации кругов применения социальной ответственности. Ведь КСО как нельзя лучше подходит для возникновения благоприятного отношения к бизнесу.
Конечно, можно считать подобного рода деятельность подкупом общества, но без нее невозможно благоприятное сосуществование и гармоничного развитие бизнеса в содействии социумом. В некоторой степени социальная ответственность - дитя капитализма и демократии в лучших их проявлениях. И нашим предприятиям рано или поздно придется прибегнуть к применению корпоративной социальной ответственности, иначе им не выжить на современном насыщенном конкуренцией рынке.
Список литературы
1.Доклад аспиранта В.А. Козлова, представленный на заседании научного семинара Студенческого общества "Демограф" - 2009. - Режим доступа: #"justify">2.Ивашковская, И.В. /Сеттлз А. / Корпоративная ответственность: время пришло?// Управление компанией: РЦБ. - 2006. - № 9. - С. 48-51.
.Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект / И.Ю. Беляева [и др.]; под общ. ред. И.Ю. Беляевой. М.: КноРус, 2008.
4.Котлер, Ф. Корпоративная социальная ответственность. Как сделать как можно больше добра для вашей компании и общества / Ф. Котлер, Н.Ли; перев. с англ. С. Яринич. Киев, 2005.
.О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи: Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.
.Окончательный проект международного стандарта ИСО/ОПМС 26000:2010 Перевод выполнен «Эрнст энд Янг» (СНГ) © ISO 2010.
7.Отчёт о социальной ответственности ИП "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" 2012год //
.Проекты в сфере КСО // Коммуникационное агентство ARS Communications, 2011.
.Сообщение о достигнутом прогрессе 2009-2010 // ОАО «Пивзавод Оливария», Carlsberg Group.
10.Симхович, В.А. Корпоративная социальная ответственность: философско-управленческие аспекты современного бизнеса / В.А. Симхович. Минск, 2011.
11.Тихнович Л. КСО: корпоративная социальная обязанность? // Деньги и благотворительность.- 2010.- № 72.
12.Новость (отчет)//Час Земли [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: #"justify">.Новость (отчет)//Рождественская благотворительная инициатива [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: #"justify">.Новость (отчет) //Мингорисполком наградил velcom за вклад в развитие хоккея [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: #"justify">.Новость (отчет)//В финале пятого конкурса Social Weekend velcom поддержал проект «Первая инклюзивная школа [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: #"justify">.Новость (отчет) //КАМЕРА! МОТОР! СВЕТ! СТОП. СНЯТО! Подведены итоги четвертого фестиваля мобильного кино Smartfilm [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: #"justify">.Новость (отчет)//В Минске при поддержке velcom состоялся IV Международный Форум по корпоративной социальной ответственности [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.velcom.by/ru/about/news/28987.htm. - Дата доступа: 21.04.2015