Техническая оснащенность в магазинах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,84 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Техническая оснащенность в магазинах

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Оренбургский Государственный аграрный университет»

Институт управления

Кафедра «Коммерции и организации экономической деятельности»









Курсовая работа

по дисциплине: «Организация, технология и проектирование предприятий»

на тему: «Техническая оснащенность в магазинах»


Выполнила:

Студентка: 22 гр.- торговое дело

Ляшко Н.А.





Оренбург 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты оснащения магазина торгово-технологическим оборудованием

1.1 Мебель для торговых залов магазинов

1.2 Контрольно-кассовое оборудование

1.3 Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов

1.4 Правила эксплуатации торгово-технологического оборудования на предприятии торговли

2. Анализ планировки и технологического оснащения магазина «Белая техника»

2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина

2.2 Анализ устройства и технологической планировки магазина «Белая техника»

2.3 Расчет и анализ основных технико-экономических показателей

3. Совершенствование устройства и технологической планировки магазина «Белая техника»

3.1 Проект мероприятий по совершентвованию устройства и технологической планировки магазина

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В целях ускорения процесса товародвижения, сокращения времени предоставления услуг в торговле и повышения качества обслуживания населения на первый план выдвигается задача технической оснащенности в торговле, особенно в розничной. Применение техники дает возможность доводить продукты питания до потребителя в более короткий срок, с сохранением питательных свойств и вкусовых качеств.

Техническая оснащенность в розничной торговле имеет большое социально-экономическое значение в связи с сокращением трудоемких работ и малоквалифицированного труда. Повышение уровня технической оснащенности ведет к облегчению труда торговых работников, снижению издержек обращения, повышению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь, уменьшению времени простоя автотранспорта, повышению коэффициента использования торговых и складских помещений магазинов, совершенствованию качества обслуживания покупателей и сокращению их времени, затрачиваемого на приобретение товаров.

В настоящее время техническое оснащение затрагивает все более широкие области. Новейшие компьютерные программы помогают выполнять большую часть работы, эффективно управляя основными и вспомогательными производственными процессами. Особенно актуально применять системы автоматизации на торговых предприятиях, причем одинаково полезными они могут стать как для больших, так и для малых форм торгового бизнеса. Если для крупной торговой компании необходимость автоматизации бизнеса уже рассматривается как единственно возможная и правильная стратегия успеха, то для небольшой компании внедрения новых технологий управления - способ информационной стабилизации, повышения производительности и усиления позиций предприятия на рынке.

Современная техническая оснащенность торговли - это целый ряд мер, которые направлены на улучшение обслуживания покупателей и увеличение производительности труда сотрудников. И как следствие - оснащенность торговли ведет к повышению доходности бизнеса.

Как итог всему выше сказанному следует отметить, что в современных условиях рыночной экономики и в условиях жесткой конкуренции проблема технической оснащенности в торговле является весьма актуальной.

Исходя из изложенного целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.

Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:

рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;

проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина и основные направления их рационализации.

Объектом исследования является ООО «Солитон».

Предметом исследования является устройство и планировка магазина ООО «Солитон» - «Белая техника»

При написании работы широко используется литература по предмету "Оборудование торговли" и "Организация и технология торговли", а также статистические данные ООО "Солитон".

По структурному составу дипломная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из теоретических аспектов и практической части, кроме этого в работу входит заключение и список используемой литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты оснащения магазина торгово-технологическим оборудованием

1.1 Мебель для торговых залов магазинов

Успех работы торгового предприятия зависит не только от правильного выбора местоположения, широкого ассортимента и хорошего качества товаров. Во многом его определяет удачный дизайн интерьера торгового зала, рационально подобранное и расположенное торговое оборудование. Важная роль здесь принадлежит современному немеханическому оборудованию: великолепным стеллажам, витринам, горкам с наклонными полками и подсветкой. Их новые модели, хорошо продуманные конструктивно, выполненные из высококачественных материалов, обеспечивают высокую надежность и долговечность, позволяют не только удобно оборудовать торговый зал, придать ему неповторимость, уют, но и более выигрышно показать товар. Все это способствует привлечению постоянных покупателей, потому что в современно оборудованном магазине им приятно и комфортно делать покупки. Они не только сами с удовольствием лишний раз зайдут в такой магазин, но и приведут с собой своих знакомых, сослуживцев. А это значит, что магазин будет больше продавать товаров, увеличивать товарооборот, получать прибыль, которую можно использовать на увеличение заработной платы работников, их поощрение, а также на обновление основных средств.

Немеханическое торговое оборудование, т. е. торговая мебель, играет важную роль в рациональной организации рабочего места продавца, контролера-кассира, в оптимизации трудовых приемов и движений при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением, подготовкой к продаже и продажей товаров.

Современные модели немеханического оборудования позволяют создать торговым работникам оптимальные условия труда, обеспечить его безопасность и высокую производительность, рационально и эффективно использовать площадь и объем торговых помещений. Например, витрина одновременно служит местом хранения необходимого дневного запаса товаров. Использование новых образцов торговой мебели позволяет расширить ассортимент товаров, внедрять прогрессивные формы продажи, повысить культуру обслуживания покупателей, улучшить эстетическое оформление торгового зала.

Следует отметить, что современное немеханическое торговое оборудование отличается высоким качеством, превосходным дизайном, функциональностью. Оно удобно в работе и обслуживании, обеспечивает хороший обзор товаров. Отдельные его элементы легко соединяются между собой, комбинируя их, можно создавать различные композиции. Таким оборудованием легко обставить как небольшие магазины, так и супер- и гипер-маркеты.

К немеханическому торговому оборудованию относятся: горки, вешала, прилавки, витрины, прилавки-витрины, столы, шкафы, кассовые кабины, стеллажи, подтоварники, поддоны, тара-оборудование и др.

Немеханическое торговое оборудование классифицируют по следующим признакам:

. По месту использования: для торговых залов магазинов; подсобных и складских помещений; мелкорозничных предприятий.

. По способу установки: пристенное (размещается по периметру торгового зала); островное (в центре зала); навесное (на стенах торгового зала); встроенное (в углублениях стен); привитринное (возле оконных витрин).

. По назначению: для хранения (стеллажи, подтоварники, поддоны); подготовки товаров к продаже (столы для фасования, гладильные доски); приемки промышленных товаров по качеству (столы для бракеража); показа товаров (витрины, стенды); выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала); выкладки, транспортировки, хранения и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупателями (кассовые узлы); обслуживания покупателей (примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, корзины и тележки для отборки товаров, тумбочки, столы для упаковки и перекладывания товаров в сумки).

. По товарному профилю: специализированное (предназначено для определенных товаров - тканей, обуви, одежды, хлеба, овощей и др.); универсальное (для различных групп товаров).

. По материалу изготовления: металлическое; деревянное; комбинированное.

. По конструкции: неразборное; сборно-разборное; складное.

Магазины оснащаются преимущественно сборно-разборным оборудованием, что позволяет быстро и без дополнительных затрат изменять планировку магазина или отдельных его секций. Сборно-разборное оборудование проще изготавливать, транспортировать, легко собирать и ремонтировать.

. По комплектности: штучные изделия; наборы оборудования.

. По характеру производства оборудования: экспериментальное; - серийное; массовое.

Экспериментальное оборудование выпускается в небольшом количестве для опробования на практике удобства и надежности выбранной конструкции, определения эксплуатационных показателей и потребности в нем. Эти образцы после успешного апробирования могут передаваться в серийное производство.

Серийное оборудование выпускается крупными партиями (сериями) после испытания экспериментальных образцов.

Массовое оборудование выпускают в большом количестве в течение длительного времени без изменения его конструкции.

Выпуском торгового оборудования в Республике Беларусь занимается Гомельский завод торгового оборудования, а также целый ряд крупных и мелких предприятий, которые изготавливают его по индивидуальным заказам. Кроме того, в республику через сеть коммерческих фирм импортируется торговое оборудование из Польши, Германии, Италии, России, Литвы и других стран.

Важнейшими направлениями совершенствования производства немеханического оборудования являются: расширение и постоянное обновление его ассортимента, увеличение выпуска комплектов (наборов) сборно-разборного оборудования из унифицированных деталей и узлов для оснащения торговых предприятий различных типов, широкое использование современных материалов (стекла, ламинированных древесно-стружечных плит различных расцветок, мраморных поверхностей и т. д.), снижение материалоемкости, массы и стоимости.

Характеристика немеханического оборудования доля торговых залов магазинов

Немеханическое оборудование, является универсальным и предназначено для оснащения любых типов магазинов. Сборно-разборная конструкция оборудования позволяет быстро производить его монтаж, переоформление всего магазина или отдельной секции. Конструкция предусматривает сборку оборудования из отдельных унифицированных деталей, элементов, приспособлений с учетом особенностей торговли в каждом магазине. Применение функциональных разновидностей горок и комплектов изделий обеспечивает торгово-технологический процесс в современных магазинах.

Наиболее распространенным типом оборудования являются горки, предназначенные для размещения, выкладки и продажи товаров. В торговых залах устанавливают пристенные, островные и привитринные горки, которые могут быть как универсальными, так и cпециализированными

Универсальные горки предназначены для различных групп товаров, а специализированные

для ограниченного ассортимента (овощи, фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия и т. д.). Хлебо-булочные изделия размещают на горках, имеющих несколько наклонных полок с бортиками и ценникодержателями. Как правило, хлеб выкладывают на полки со стороны подсобного помещения.

Горки состоят из опорных металлических стоек, соединенных стяжками, щитов, декоративных стенок и приспособлений для выкладки товаров. Опорные стойки изготавливают из труб прямоугольного или круглого сечения либо из специального гнутого профиля. Стойки снабжены регулируемыми по высоте ножками, между собой их соединяют стяжками. С боковых сторон горки закрывают декоративными стенками. Перфорация стоек позволяет регулировать высоту полок. Некоторые модели горок имеют перфорированную или сеточную заднюю стенку. В качестве приспособлений для выкладки товаров используют полки, кассеты, корзины, навесные витрины, штанги, специализированные кронштейны и др. Пристенные горкивысотой 1 600-2 200 мм устанавливают по периметру торгового зала. Островные горки отличаются от пристенных двусторонней конструкцией и меньшей высотой (до 1 600 мм). Пристенные и островные горки могут быть использованы для размещения и показа одних и тех же групп товаров.

В некоторых магазинах используют островные стеллажи, у которых отсутствует задняя стенка (так называемые стеллажи с «прозрачной» задней стенкой). Покупатель, находясь с одной из сторон, имеет возможность видеть товар, размещенный на полках с противоположной стороны, а порой и товар на соседних стеллажах. Использование подобной конструкции стеллажей позволяет создать эффект «прозрачности» торгового зала для покупателя, ему проще ориентироваться в выборе нужного товара.

Привитринные горки сходны по конструкции с островными, но устанавливают их вдоль оконных витрин. На стороне, обращенной к оконной витрине, выкладывают товар так, чтобы его можно было рассмотреть с улицы.

Вешала имеют опорные стойки и штанги из труб круглого сечения. Размеры вешал зависят от вида и размеров швейных изделий, их длина обычно 800-900 мм, ширина 700 мм, высота 1 800 мм. Одноярусные вешала используют для верхней одежды и легкого платья, двухъярусные - для костюмов, детской одежды. Вешала комплектуют зеркалами. На штангах закрепляют указатели размеров.

Прилавки предназначены для выкладки и продажи товаров. По устройству прилавки подразделяют на открытые, угловые, пристенные, оснащенные ящиками. По назначению различают прилавки для торговли крупногабаритными товарами, демонстрации товаров, хранения сумок и др. С лицевой стороны большинства прилавков имеется полка для сумок покупателей, а со стороны продавца - полки, открытые или закрытые раздвижными дверками, выдвижные ящики для хранения рабочего запаса товаров, упаковочных материалов, инвентаря. Размеры прилавков: длина и высота - 900 мм, ширина - 450-780 мм.

Прилавок для отпуска товаров устанавливается на рабочем месте продавца и имеет с тыльной стороны выдвижные ящики и нишу.

Прилавок для отборочных корзин и сумок покупателей устанавливается перед узлом расчета при входе в торговый зал. Ниша его разделена на два ряда ячеек для размещения отборочных корзин и сумок покупателей.

Прилавки-витрины отличаются тем, что имеют встроенную в верхнюю часть стеклянную витрину. Их используют в магазинах для показа и продажи фото-, кинотоваров, часов, ювелирных изделий, галантерейных товаров и др. Такие прилавки имеют выдвижные пульты.

Кассовые кабины предназначены для расчетов с покупателями и образуют рабочие места контролеров-кассиров. В магазинах самообслуживания в основном применяются кассовые кабины с левосторонним обслуживанием покупателей. Кабины оснащают вращающимся стулом с подъемным сиденьем и откидной спинкой, кронштейном со светильником и рекламным указателем, проволочной корзиной для мелких товаров, полкой для проверки товаров во время расчета с покупателями, ящиком и полкой для кассовых лент, кассового аппарата, инвентаря.

Кассовые кабины могут быть немеханизированные и механизированные. В немеханизированных кассовых кабинах задняя и боковые стенки могут иметь заградительные щитки из оргстекла или других материалов.

Механизированные кассовые кабины снабжены электромеханическим конвейером для передвижения покупок.

Витрины используют для внутримагазинного показа товаров. Они имеют сборноразборную конструкцию. Основные детали: стеклянные стенки и несколько стеклянных полок для товаров, раздвижные дверки, подсветка. Гомельский завод торгового оборудования освоил выпуск модульных витрин с различным количеством модулей, что позволяет создавать различные варианты их компоновки.

Шкафы служат для выкладки и продажи хлебобулочных, кондитерских и других продовольственных товаров. Для уменьшения усушки хлеба предусмотрены щитки из оргстекла со стороны торгового зала и дверки со стороны подсобного помещения. С лицевой стороны шкафа устроены полки для сумок покупателей и вилок для опробования качества хлеба. Шкаф для кондитерских изделий имеет несколько полок с кассетами для выкладки товаров и подшкафник, закрытый раздвижными дверками. Размеры шкафов: длина - 1 200, 1 600 мм; ширина - 450, 800 мм; высота - 1 750 мм.

Стенды используют для показа товаров. По устройству они бывают щитовые и каркасные (рис. 1.14). Щитовые стенды представляют собой набор демонстрационных унифицированныхщитов из древесно-стружечных плит, соединенных между со бой накладками. Щитырасполагают в линию, под углом и т. п. В качестве приспособлений для открытого размещения товаров применяют кронштейны, штанги, полки и другие элементы. Это дает возможность показывать товары различных групп. Щиты снабжены опорами, регулируемыми по высоте.

Размеры стенда: длина - 900 мм, высота - 1 800 мм.

Каркасные стенды имеют опорные стойки, связанные между собой стяжками. Стойки изготавливают из труб прямоугольного или круглого сечения. На каркасе закрепляют приспособления для показа образцов: кронштейны, штанги, каретки и др. Стенд для показа ковров в верхней части имеет направляющие, по которым передвигаются каретки с образцами ковров, закрепленными при помощи зажимов. Для ознакомления с образцами каретку из стенда выдвигают на определенное расстояние. Размеры стенда: длина - 3 400 мм, ширина - 2 000 мм, высота -3 200 мм.

Столы бывают стационарные - для размещения корзин, выкладки товаров,

отмеривания тканей, демонстрации радио-и крупногабаритных товаров, и передвижные - для продажи телевизоров и т. п.. Столы для проверки качества товаров и фасовки продовольственных товаров используются в подсобных помещениях магазинов.

В крышке стола для проверки качества товаров (обуви, готового платья, трикотажа и др.) устанавливают окно с подсветом. Кроме этого к столам для контроля тканей подсоединяют с одной стороны узел размотки, а с другой - узел намотки. Каждый узел представляет собой веретено, вращающееся с помощью электропривода, управляемого кнопками и педалью.

Веретено вставляют в рулон ткани и устанавливают в узел размотки. Нажатием кнопки отматывают часть ткани. Ее конец протягивают по столу и заправляют в веретено намотки.

Периодическим включением педали перематывают ткань, одновременно проверяя ее качество. По окончании контроля рулон ткани снимают с узла намотки.

Столы для фасования продовольственных товаров имеют крышку с вырезом для установки настольных весов. Дно выреза решетчатое. Просыпавшийся при фасовке товар через решетку попадает в ящик.

Кроме вышеперечисленных типов и видов торгового оборудования в торговых залах магазинов применяют вспомогательное оборудование. К нему относятся примерочные кабины, банкетки, подставки для примерки обуви, подставки для велосипедов, спортивных товаров, столы-подиумы и другое оборудование Немеханическое торгово-технологическое оборудование, выпускаемое в Республике Беларусь и поставляемое из Польши, Германии,

Италии, России и других стран через сеть коммерческих фирм, изготавливается из высококачественных материалов, полностью соответствует мировым стандартам. Интересные дизайнерские решения и современные наборы аксессуаров, богатые возможности выбора цветовой гаммы и наличие устройств дополнительного освещения - все это позволяет использовать новые модели немеханического торгово-технологического оборудования для показа и продажи любых групп товаров, улучшать качество торговых услуг и увеличивать количество продаваемого товара.

.2 Контрольно-кассовое оборудование

Кассовое оборудование - это устройства, позволяющие производить расчет промежуточных итогов, сдачи и контрольных сумм при обслуживании покупателей (в данном случае речь идет о стандартном наборе функций). Более современные модели являются многофункциональными, и используются в процессе автоматизации розничной торговли (автоматизация розничной торговли - это процесс объединения всех используемых механизмов в единую систему).

I. Виды контрольно-кассовой техники

Контрольно-кассовая техника подбирается индивидуально для каждого торгового объекта с учетом проходимости места, размера магазина и представленного ассортимента. Согласно области применения ее можно разделить на: оборудование для мест торговли нефтепродуктами (автозаправочные станции), оборудование для крупных магазинов и гипермаркетов, оборудование для заведений общественного питания (кафе, рестораны, бары и прочие),оборудование, предназначенное для использования в сфере услуг и прочее.

В соответствии с набором функций кассовая техника делится на две большие группы: интеллектуальная и неинтеллектуальная. Интеллектуальное оборудование представляет собой механизмы, позволяющие не только хранить информацию, но и систематизировать, обрабатывать и анализировать ее. Неинтеллектуальные кассовые аппараты обладают гораздо более скромным набором функций и подходят для использования на небольших торговых точках с ограниченным ассортиментным перечнем. Согласно конструктивным особенностям кассовое оборудование делится на: автономное, системное и ККМ (активные и пассивные). Остановимся на некоторых из них более подробно.

Автономные ККМ - это переносные кассовые приборы, способные работать не только от сети, но и от аккумуляторной батареи. При этом они оснащены собственным программным обеспечением и могут работать даже без центрального энергоснабжения. Активные кассовые приборы функционируют вкупе с различными периферийными устройствами, которые позволяют контролировать работу всей системы ( данному виду кассовой техники можно отнести POS-терминалы, использующиеся в качестве расчетного узла). Пассивные ККМ работают совместно с периферийными устройствами, правда, в данном случае осуществление контроля управления системой невозможно. Также отдельно можно выделить фискальные регистраторы (вид кассовых машин, получающие информацию только через канал связи). Следует отметить, что современное кассовое оборудование отличается высокой скоростью печати чеков, компактными размерами и расширенным набором функций.

Понятие «кассовое оборудование» еще недавно ограничивалось автономной кассой и денежным ящиком. Сейчас в автоматизации торговли «главную скрипку» играют IT технологии. И эта электронная платформа значительно расширила возможности кассовой техники. Но главное, предприниматели сегодня имеют возможность выбирать кассовое оборудование из принципиально различных устройств и систем, укомплектовывать рабочее место кассира на свое усмотрение. Так, как того требует специфика торговли, и позволяют финансовые возможности.

Не запутаться и выбрать кассовое оборудование, оптимальное для своего бизнеса - задача непростая.

Для начала, надо хорошо представлять, какое кассовое оборудование имеется на российском рынке, и в каких сферах деятельности лучше использовать то или иное. Все кассовое оборудование можно разбить на три больших группы:

. Кассовые аппараты и программно-аппаратные комплексы, имеющие фискальный блок, содержащиеся в Государственном Реестре ККТ и подлежащие обязательной регистрации в ИФНС. Это традиционные контрольно-кассовые машины, фискальные регистраторы и POS-терминалы.

. Далее идет кассовое оборудование, не подлежащее регистрации в налоговой инспекции. К таким устройствам относятся принтеры чеков (ЧПМ) и автоматизированные системы печати документов. Это кассовое оборудование для внутреннего пользования фирмы, не связанное с фискальными функциями.

. И третья группа - периферическое кассовое оборудование. Сюда относятся все дополнительные устройства, позволяющие ускорить и оптимизировать процесс продаж. Это сканеры штрих-кодов, мониторы кассира, дисплеи покупателя, денежные ящики, считыватели карт, инфракрасные детекторы валют, счетчики банкнот, программируемые клавиатуры. Практически все перечисленное кассовое оборудование используется при укомплектовке POS-систем.

II. Кассовое оборудование для малого бизнеса.

Выбирая кассовое оборудование для своей торговой точки нужно учитывать объем продаж, условия работы и ту систему налогообложения, по которой вы производите расчеты с государством.

Малый бизнес, работающий по схеме ЕНВД, находится в наиболее выигрышном положении. Плательщикам ЕНВД, чтобы упростить внутренний учет и контроль над продажами и обеспечить выдачу населению чеков установленного образца, достаточно приобрести кассовое оборудование из второй описанной группы (ЧПМ или АСПД) и, при необходимости дополнительные устройства (сканеры штрих-кодов и проч.).

В остальных же случаях (плательщикам УСН и комбинированной схемы ЕНВД+УСН) потребуется полноценное кассовое оборудование с ЭКЛЗ и фискальной памятью. Наиболее бюджетный вариант для сферы услуг - это стандартная автономная ККМ. А вот для торговли продовольственными и промышленными товарами лучше обзавестись POS-системой. Кассовое оборудование на базе фискального регистратора с подключенным к нему ПК, позволяет повысить пропускную способность кассового узла, намного ускоряет процесс обслуживания, достаточно экономично, но главное становится незаменимым для получения необходимой отчетности и управления бизнесом.

III. Кассовое оборудование для среднего и крупного бизнеса.

Само определение «средний и крупный» бизнес подразумевает большие объемы продаж, а значит, в разы затрудняется организация учета и обслуживание населения. Здесь автоматизация торговли становится одним из главных критериев конкурентоспособности компании. Для больших масштабов требуется и соответствующее кассовое оборудование. Здесь уже обычный кассовый аппарат будет выглядеть, как технологическая отсталость. Кассовое оборудование для супермаркетов и просто крупных точек обслуживания, как минимум должно обладать высокой надежностью и скоростью работы. К тому же, насущная необходимость требует, чтобы кассовое оборудование кроме функций расчетов с покупателями и клиентами обеспечивало сбор и обработку огромного потока информации о товарах, ценах и расчетах. Плюс, такое кассовое оборудование должно достаточно легко управляться. Всем этим требованиям соответствуют POS-терминалы и POS-системы. Прогрессивному бизнесу ориентироваться надо именно на многофункциональное кассовое оборудование.

Способы расчета с покупателями. Роль кассовых аппаратов в организации учета и контроля денежных средств.

В торговые предприятия от покупателей поступают большие денежные суммы за проданные товары. Учет и контроль денежной выручки обеспечивает сохранность товарно-материальных ценностей, предупреждение злоупотреблений, соблюдение принципов хозрасчета в торговле.

Учет денежной выручки зависит от способов расчета с покупателями:

1.Деньги за товар получает продавец, т.е. выдача товара и получение денег осуществляется одним лицом. Этот метод используется в мелкой рознице. Недостаток - снижается производительность труда работников торговли, усложняются учет и контроль товарно-материальных ценностей, не соблюдаются санитарно-гигиенические требования, создается возможность злоупотреблений.

2.Деньги за товар получает кассир. Это традиционный метод продажи товаров (через прилавок), т.е. товары выдаются на основании кассового чека. При этом способе расчета материальная ответственность делится между продавцом и кассиром. Учет товарно-материальных ценностей и денежных средств осуществляется точно, но увеличивается время покупки, создаются встречные потоки покупателей.

.Деньги за товар получает контролер-кассир. Расчет производится в едином узле расчета при выходе из магазина или зала самообслуживания. Преимущество этого метода в том, что исключается возможность хищения денег, усиливается контроль не только за денежными средствами, но и за товарами.

Наиболее эффективный способ учета денежной выручки и расчетов с покупателями является механизированный, т.е. с использованием кассовых суммирующих аппаратов (КСА) и специальных компьютерных систем (СКС).

Применение кассовых суммирующих аппаратов (КСА) и специальных компьютерных систем (СКС): обеспечивает наглядность, простоту и правильность расчетов с покупателями, обеспечивает контроль правильности ведения расчетно-кассовых операций и точность учета денежных поступлений; сокращает время на расчеты с покупателями, обеспечивает высокую производительность труда контролеров-кассиров; создает условия для контроля отпуска товаров, сокращает ошибки при расчетах, обеспечивает возможность вести учет покупательского спроса на определенные товары, создает условия, исключающие хищение денег.

На кассовых аппаратах ведется подсчет поступающих денежных средств нарастающим итогом, что позволяет в любое время определить размер денежной выручки.

IV. Безналичный расчет с помощью пластиковых карточек.

Платежная система - это совокупность инструментов и методов для осуществления расчетов между участниками экономического оборота. Различают наличные и безналичные платежи.

Одной из прогрессивных форм безналичного расчета является расчет при помощи пластиковых карточек.

Банковская пластиковая карточка - это инструмент безналичных расчетов и средство получения кредита.

Первые карточки современного вида появились в США в начале 50-х годов. В настоящее время в США созданы общенациональные ассоциации, которые объединяют тысячи банков-участников, миллионы людей стали держателями карточек, сотни тысяч торговых учреждений начали принимать карточки для расчетов при покупке товаров в розничной торговле. Всемирно известны такие международные карточные ассоциации как «Мастер Кард» и «Виза». Однако следует знать, что присоединение к международным платежным системам требует значительных затрат и предполагает соблюдение жестких требований, установленных международными карточными ассоциациями.

Карточка представляет собой пластиковый прямоугольник, магнитная полоса которого вмещает все данные, необходимые для расчетов за товар или для получения наличных денег из банкоматов. Карточка вставляется в щель кассового аппарата, снабженного специальным компьютером, который на несколько секунд свяжется с компьютером банка, сообщит номер счета владельца кредитной карточки, получит подтверждение его платежеспособности и даст указание на списание со счета стоимости покупки, после чего карточка возвращается в руки владельца. Преимущества такого расчета в том, что покупатели не носят с собой деньги, которые могут быть потеряны или украдены. При утере карточки другие лица не воспользуются ею, так как нужно знать личный код, известный только владельцу.

Используемые в настоящее время пластиковые карточки имеют технологические особенности. Наиболее распространены карточки двух видов: с магнитной полосой (чиповая карта); со встроенной микросхемой (СМАРТ-карта).

Карточка с магнитной полосой имеет на обороте магнитную полосу, где записаны данные, необходимые для идентификации личности владельца карточки. Карточки крупных международных ассоциаций «Виза» и «Мастер Кард» имеют несколько дорожек магнитной полосы. На одной из дорожек записан персональный идентификационный номер - ПИН, который вводится в кассовый терминал РО. Набранные цифры сравнивают с ПИН-кодом, записанным на полосе.

СМАРТ-карта имеет больше информационных возможностей и является более надежной. ЧИП имеет несколько степеней защиты и подделать информацию, записанную в нем очень трудно или вовсе невозможно. При неправильном введении ПИН-кода чип разрушается и карточка не мржет быть использована. Однако СМАРТ-карты имеют довольно большую стоимость (в 5-7 раз больше магнитных).

V. Классификация кассовых суммирующих аппаратов (КСА) и специальных компьютерных систем (СКС).

Применяемые в настоящее время КСА можно классифицировать следующим образом:

. Автономные (стационарные) КСА - могут работать только в автономном режиме и не могут быть подключены к другим устройствам.

2. Пассивные системные КСА - это аппараты, которые могут подключаться к другим системам (техническим средствам), т.е. работать в компьютерных сетях сосчитывателями магнитных карт, считывателями штрихкодов; с электронными весами.

. Автоматизированные компьютерные торговые системы (АКТС) - созданы на базе персональных компьютеров и электронных кассовых аппаратов. Они предназначены для автоматизации торгового процесса в рамках одного торгового предприятия и могут объединять до 16 кассовых аппаратов с подключенными к нимэлектронными весами и считывателями штриховых кодов. Такие системы могут работать в двух вариантах:

а) в начале рабочего дня производится загрузка данных в каждую кассу. В течение дня каждый кассовый аппарат работает автономно, а в конце работы в ПЭВМ передаются отчеты о количестве проданного товара и финансовые отчеты.

б) каждый кассовый аппарат постоянно связан с ПЭВМ, и каждый раз при продаже товара осуществляется запрос его параметров (наименование, цена, принадлежность к отделу и т.д.) из ПЭВМ. В этом случае кассовый аппарат работает с электронными весами и считывателем штрихкода. Этот вариант дает возможность вести учет движения товаров от склада до реализации как в количественном, так и в стоимостном выражении по всей номенклатуре товаров.

VI. Порядок регистрации и правила эксплуатации КСА и СКС:

. В торговых предприятиях разрешается использование только тех типов КСА и СКС, которые внесены в Государственный реестр моделей (модификаций) КСА и СКС, используемых на территории РБ.

. КСА и СКС, используемые для расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения торгового предприятия.

. Контроль соблюдения правил использования КСА и СКС осуществляют налоговые службы.

. К работе на КСА и СКС допускаются лица, не моложе 18 лет, освоившие правила эксплуатации КСА и СКС и имеющими специальное удостоверение. С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности.

. На каждом КСА и СКС имеется свой заводской номер, который обязательно указывается во всех документах, относящихся к данному виду оборудования: кассовом чеке, отчетной ведомости, паспорте, книге кассира-операциониста или кассира-оператора.

. На каждый КСА, СКС администрация заводит книгу кассира-операциониста, кассира-оператора, которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и главного бухгалтера предприятия и печатью предприятия.

. Перевод показаний суммирующих денежных счетчиков на нули на КСА и СКС, имеющих блок фискальной памяти, производится каждые 24 часа.

. На каждом КСА, СКС должны быть установлены средства контроля, а также должны указываться наименование, адрес и номер телефона центра технического обслуживания, осуществляющего их техобслуживание и ремонт.

VII. Средства контроля эксплуатации КСА и СКС.

Средства контроля представляют собой пломбы, выполненные в виде объемного знака с голографическим рисунком на самоклеющейся основе. Каждое средство контроля имеет индивидуальный номер и серию. Средства контроля устанавливаются:

. на внешней стороне КСА, СКС при условии обеспечения свободного просмотра средства контроля. Данное средство контроля представляет собой круг, который состоит из голограммы с серией и номером; и прозрачной полимерной линзы. Это средство контроля свидетельствует о том, что КСА, СКС включены в Государственный реестр и легально приобретены на территории РБ;

. на микросхеме с программным обеспечением, которое управляет работой КСА и СКС. Это голограмма прямоугольной формы с серией и номером. Ее размеры превышают размеры микросхемы, что позволяет полностью пломбировать программное запоминающее устройство, чтобы предотвратить возможность перепрограммирования микросхемы;

. на блоке фискальной памяти. Это также прямоугольная голограмма объемной формы с серией и номером, которая одновременно пломбирует модуль фискальной памяти и шлейф, что предотвращает возможность изменения или уничтожения информации о денежных оборотах.

Кроме того, ЦТО устанавливают на внешней стороне КСА, СКС свои средства контроля для предотвращения вскрытия. Это прямоугольник, состоящий из голограммы с серией и номером, и прозрачной полимерной линзы. Оно свидетельствует о том, что КСА, СКС находятся на техническом обслуживании в ЦТО. На время выполнения ремонта КА средство контроля снимается, а затем устанавливается новое, о чем делается отметка в документации на КА.

VIII. Порядок снятия показаний денежных суммирующих счетчиков и перевода их на нули.

Снимать показания с денежных суммирующих счетчиков разрешается материально-ответственному за кассу лицу в присутствии кассира. Снимают показания ежедневно в начале и конце рабочего дня (смены). При этом печатается ведомость «Показания». В случае необходимости материально-ответственное за кассу лицо может снимать показания счетчиков и в середине рабочего дня (смены). Однако следует помнить, что в середине рабочего дня можно проводить отчет только в режиме Х (Х-отчет). В начале рабочего дня возможен как Х, так и Z-отчет, а в конце рабочего дня проводят ежедневный фискальный отчет с обнулением итогов работы за день «Z-отчет» или отчет «закрытие смены».

Обнуление (гашение) показаний накопительных счетчиков (фискальной памяти) производится только в исключительных случаях, к которым относятся: ввод в действие нового кассового аппарата или передача его из одного торгового предприятия в другое; ремонт денежных счетчиков; достижение полной емкости денежных счетчиков; использование всех свободных записей в модуле фискальной памяти.

Обнуление (гашение) показаний накопительных счетчиков производится комиссией в присутствии представителя инспекции МНС и оформляется актом в трех экземплярах, один из которых передается в инспекцию МНС, второй - передается в бухгалтерию вышестоящей организации, третий - остается у владельца кассового аппарата. Ключ от замка «Гашение» хранится у главного бухгалтера в сейфе или в другом месте, определенном по согласованию с инспекцией МНС и выдается только по письменному распоряжению руководителя, заверенному печатью.

В соответствии с «Положением о порядке использования КСА и СКС » покупателю в подтверждение принятых от него денежных сумм должен выдаваться кассовый чек.

Кассовый чек - это документ, удостоверяющий покупку товаров с помощью КСА или СКС. В нем указаны стоимость товара, дата и время его приобретения, номер КСА или СКС, порядковый номер чека, общая стоимость покупок, номер секции или отдела, цена за единицу товара, клише, а также другие реквизиты, в зависимости от запрограммированной информации.

В зависимости с п.2 статьи 8 закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ » при реализации товаров за наличный расчет вне стационарных торговых пунктов прием денежных средств осуществляется по приходным кассовым ордерам либо отрывным талонам, зарегистрированным в налоговой инспекции.

В магазинах самообслуживания покупатель сохраняет чек до выхода из магазина. В непродовольственных магазинах кассовый чек нужен покупателю на случай обмена или возврата недоброкачественного товара. В магазинах, с традиционным способом обслуживания покупателей, продавцы накалывают чеки на накольник, а в конце дня сдают их материально ответственным лицам. Чеки на товары действительны только в день их выдачи покупателю. При вручении чека покупателю он гасится путем надрыва.

Контрольная лента предназначена для контроля всех расчетно-кассовых операций. По контрольной ленте можно проверить выданный чек, а также сверить денежную выручку при расхождении фактической суммы выручки с показаниями счетчиков. Без контрольной ленты кассир не имеет права работать на кассовом аппарате и без контрольной ленты аппарат блокируется. Красные полосы на чековой и контрольной лентах означают, что они заканчиваются.

Перед заправкой контрольную ленту необходимо заполнить, т.е. указать тип и заводской номер кассового аппарата, дату, время начала работы, фамилию кассира; в конце рабочего дня (смены) контрольную ленту также оформляют (указывают тип и номер кассового аппарата, дату, время окончания работы). Данные на контрольной ленте заверяются подписями кассира и материально ответственного за кассу лица.

Использованные контрольные ленты хранятся в течение пяти лет либо до завершения проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов инспекцией МНС, после чего могут быть уничтожены в установленном порядке.

IX. Обязанности кассира-операциониста, кассира-оператора.

В начале дня: получить ключи от кассового аппарата, чековую и контрольную ленты, книгу кассира- операциониста; провести санитарную уборку рабочего места; включить кассовый аппарат в сеть, включить сетевой выключатель; совместно с администратором оформить начало контрольной ленты: указать тип и заводской номер кассового аппарата, дату, время начала работы, фамилию кассира. Данные на контрольной ленте заверить подписями кассира и материально-ответственного лица; заправить чековую и контрольную ленты; в присутствии администратора снять показания накопительных денежных счетчиков и сверить их с показаниями, записанными в книге кассира-операциониста на конец предыдущего дня. Убедившись в их совпадении, сделать запись показаний суммирующих счетчиков на начало текущего дня в книге кассира-операциониста и заверить их подписями кассира и администратора; подготовить и разместить необходимый для работы инвентарь; ознакомиться с ассортиментом товаров и ценами на них.

В течение рабочего дня: кассир должен соблюдать правила техники безопасности; следить за исправностью кассового аппарата, в случае неисправности - сообщать дежурному администратору. В случае невозможности дальнейшей работы из-за неисправности кассового аппарата кассир и материально-ответственное лицо оформляют окончание работы на данном кассовом аппарате так же, как и при окончании смены; делают запись в книге кассира-операциониста, указав время и причину окончания работы. Затем вызывают мастера по ремонту, а кассиру предоставляется резервный кассовый аппарат и на нем открывается смена, как и в начале рабочего дня; соблюдать правила расчета с покупателями: четко назвать сумму полученных денег и положить их отдельно на виду у покупателя, назвать сумму причитающейся сдачи, и выдать ее вместе с чеком. (В магазинах самообслуживания чек, перед его выдачей, должен быть погашен путем надрыва). Только после полного расчета деньги покупателя можно поместить в денежный ящик кассового аппарата; совместно с администратором оформлять обрыв контрольной ленты: на обеих сторонах ленты пишут «Обрыв ленты» и заверяют подписями; при временном отсутствии электроэнергии кассир обязан осуществлять прием наличных денежных средств по отрывным талонам и приходным кассовым ордерам; при возврате неиспользованных покупателями чеков, необходимо подписать этот чек у материально- ответственного лица, забрать его, и вернуть покупателю деньги. По окончанию смены необходимо заполнить акт о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам, а итоговую сумму записать в книгу кассира-операциониста (на эту сумму уменьшается дневная выручка); оформлять реестр ошибочно сформированных чеков, если невозможно использовать эти чеки в процессе рабочей смены; в случае возникновения конфликтной ситуаций с покупателем по поводу правильности расчета, кассир должен пригласить материально-ответственное лицо и снять показания денежных суммирующих счетчиков в промежуточном режиме (провести Х-отчет). В присутствии покупателя пересчитать фактическое наличие денег в денежном ящике и сверить с показаниями счетчиков. При наличии излишка денег, претензии покупателя удовлетворяются.

В конце рабочего дня кассир должен: подобрать и подсчитать выручку;- провести совместно с материально-ответственным лицом Z-отчет «Закрытие смены»; оформить контрольную ленту на конец рабочего дня; заполнить книгу кассира-операциониста; сдать контрольную ленту, ключи, книгу кассира-операциониста и денежную выручку в главную кассу (материально-ответственному лицу); привести рабочее место в санитарное состояние.

Книги кассира-операциониста, кассира-оператора предназначены для ежедневной контрольной регистрации показаний накопительных суммирующих денежных счетчиков (денежных оборотов) КСА. Все записи в книге производятся ежедневно в хронологическом порядке, без помарок и подчисток. Если допущена ошибка, ее необходимо зачеркнуть, рядом или сверху написать верный показатель, а сбоку - «исправленному верить» и заверить подписями кассира и материально ответственному за кассу лица. По окончании книга представляется в инспекцию, списывается по акту, а взамен выдается новая. Использованные книги хранятся в течение трех лет.

Книга кассира-операциониста содержит следующие графы (раздаточный материал).

Техническое обслуживание включает:

. Межремонтное обслуживание

. Текущий и капитальный ремонт.

Межремонтное обслуживание выполняется кассирами и включает ежедневный осмотр машины, ее чистку, замену красящей ленты (или картриджа). Чистка машины заключается в ежедневном удалении бумажной пыли со всех доступных частей чекопечатающего устройства сухой кистью, с недоступных мест продуванием. Межремонтное обслуживание проводят до и после рабочего дня или во время обеденного перерыва.

Осмотр, текущий и капитальный ремонт машин осуществляют ремонтные предприятия на договорных началах. Представители ремонтных предприятий (механики) закрепляются за определенным торговым предприятием. Осмотр кассовых машин проводится по графику независимо от их технического состояния.

Кассир передает машину механику для осмотра в присутствии старшего кассира или представителя администрации. При этом обязательно снимают показания суммирующих контрольных счетчиков.

После осмотра машина должна быть опломбирована и принята представителем администрации или старшим кассиром. Осмотры проводят не реже одного раза в месяц. Сведения обо всех видах технического обслуживания с перечислением выполненных работ вносят в формуляр каждой кассовой машины.

. При выборе типа и определении количества КСА для конкретного торгового предприятия необходимо учитывать: объем товарооборота; ассортимент товаров; среднюю стоимость покупки; методы продажи товаров; количество отделов (секций); интенсивность потоков покупателей по дням недели и часам торговли; режим работы предприятия; количество рабочих мест контролеров-кассиров; производительность кассового аппарата; организацию учета продажи товаров и денежных поступлений.

В магазинах, где учет денежных поступлений ведется в целом по предприятию, необходимы односчетчиковые кассовые аппараты. В тех магазинах, где имеется несколько отделов (секций), необходимо использовать многосчетчиковые кассовые аппараты. В магазинах с интенсивным потоком покупателей необходимы высокопроизводительные кассовые аппараты.

Правильный выбор типа КСА обеспечивает высокую пропускную способность узла расчета и культуру обслуживания покупателей.

После выбора типа кассовых аппаратов определяют их количество. Для этого используют два метода: нормативный и расчетный.

Нормативным методом определяют количество кассовых аппаратов при строительстве новых торговых предприятий. При этом используют Примерные нормы технического оснащения магазинов.

Расчетный метод применяют, если торговые залы магазинов после реконструкции не отвечают утвержденным типоразмерам.

Основными показателями, по которым определяется количество рабочих мест контролеров-кассиров, являются количество посетителей, сделавших покупку в час наибольшей загрузки торгового зала, и максимальная пропускная способность узла расчета в час. Расчет производится по формуле:

n = P / C,

где: n - количество рабочих мест контролеров-кассиров; Р - количество покупателей, сделавших покупку в час наибольшей загрузки торгового зала, чел./ч; С - максимальная пропускная способность узла расчета в час, чел./ч.

С = 3600К / (T + tf),

где Т - среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного покупателя (считывание цен, получение денег, выдача сдачи и т.д.), с. В среднем считается Т = 25 с; f - среднее количество товарных единиц, приходящихся на одного покупателя, шт.; t - время регистрации стоимости одного товара и скорость печатания чека; К - коэффициент использования рабочего времени контролера-кассира, равный 0,85.

Этот метод расчета целесообразно применять в случае перевода магазинов на самообслуживание при известной их посещаемости.

При проектировании новых магазинов расчет числа рабочих мест контролеров-кассиров выполняется исходя из площади торгового зала по следующей формуле:

n = ST / 3600qK,

где S - площадь торгового зала, м; q - площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя (2,5 м2 согласно нормам и правилам); Т - среднее время расчета с одним покупателем, определенное расчетным (эмпирическим) путем, 25 с; К - коэффициент использования рабочего времени контролера-кассира, равный 0,85.

При определении количества кассовых аппаратов необходимо предусмотреть один резервный (на случай выхода из строя действующего).

.3 Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов

Выпустить или закупить товар - ещё не значит привлечь клиентов и быстро реализовать партию. В бизнесе огромную роль играет торговое оборудование. Именно от него во многом зависит конкурентоспособность товара.

Грязные, неопрятные витрины, в которых продукция расположена хаотично, наверняка отпугнут покупателя и заставят искать нужный товар в другом месте. Напротив, прозрачные блестящие зеркала, приятная подсветка витрин, ненавязчивый декор - всё это абсолютно беспроигрышные ходы, работающие на владельца магазина, супермаркета или бутика. Причём верно выбранная и грамотно расположенная торговая мебель способна привлечь не только тех, кто ищет товар целенаправленно, но и всех тех, кто оказался в точке реализации совершенно случайно. Как известно, доля спонтанных покупок составляет более 50% прибыли современных магазинов.

Немалое значение имеет то, как именно Вы преподнесете товар. Именно поэтому продажа торгового оборудования в наше время является настолько популярной. Вспомните, насколько удобно, если Вы, приходя в магазин, видите все необходимые Вам товары на красивых и больших стеллажах, дающих возможность полностью рассмотреть все, что Вас интересует.

Если Вы являетесь владельцем собственного магазинчика, неважно, большого или маленького, Вам непременно нужно позаботиться о том, чтобы он был оборудован в соответствии с высочайшими стандартами.

Ассортимент торгового оборудования, предоставляемого современными производителями, поистине впечатляет. Огромное разнообразие всевозможных приспособлений даст Вам возможность подобрать именно то, что Вам необходимо.

Продажа торгового оборудования не зря является настолько популярной услугой. Ведь на выбор покупателя очень большое внимание имеет не только разумное соотношение между ценой и качеством товара, но также и то, как он преподнесен.

Мало кто обратит внимание на товар, небрежно сваленный в углу в невзрачных коробках. Намного лучше, если он расставлен на стеллажах и витринах. Некоторые владельцы магазинов даже прибегают к услугам дизайнеров, которые создают на витринах настоящие композиции: яркие и живописные, привлекающие внимание. Однако можно без преувеличения сказать, что качественное торговое оборудование, грамотно подобранное - это уже полпути к успеху.

Анализ развития торгового бизнеса с уверенностью позволяет установить некоторые закономерности успеха. Ни у кого не вызывает сомнений, что для создания положительной репутации и увеличения объемов продаж магазина, бутика или торговой точки далеко недостаточно изучить конъюнктуру соответствующей ниши рынка и закупить востребованный и качественный товар. Все чаще и чаще ведущие маркетологи на первый план выдвигают дизайн интерьера магазина, немаловажной частью которого является торговое оборудование.

Перечень конкретного оборудования, необходимого для работы магазина, определяется спецификой торгового формата и ассортиментом товарных групп. Это могут быть: стойки, стеллажи (стеллажные системы), манекены, вешалки (торговые стендеры), подставки, холодильники и другое оборудование, которое позволяет не только представить «товар лицом», но и эффективно использовать торговые площади и даже сократить трудозатраты продавцов.

Трудности выбора в данном случае определяются прежде всего состоянием современного рынка торгового оборудования, который очень разнообразен и динамичен. Прежде всего, советуем вам определиться, каким именно вы видите свой магазин и своих потенциальных покупателей. Если вы намерены открыть недорогой бутик с большим выбором товаров, доступных по цене среднему классу, то вам необходимы вешалки и стеллажи, которые максимально используют торговую площадь и демонстрируют как можно больше товаров одновременно. Торговое оборудование в данном случае может быть в средней ценовой категории. Для салона с дорогими вещами или ювелирного магазина важно в наилучшем свете продемонстрировать каждую вещь или предмет. Для этого используется дорогое оборудование с изысканным и простым дизайном, не загромождающее помещение.

Что касается стеллажей и витрин, то с ними все ясно. Они нужны для того, чтобы Ваш покупатель мог сразу же, с первого взгляда, оценить товар, заметить его лучшие качества. Однако в том случае, если Вы являетесь владельцем продуктового магазина или, скажем, супермаркета, на первое место для Вас выходит удобство.

Специальные стеллажи дают возможность расположить большое количество товаров в удобном порядке, чтобы продавец или же сам покупатель, если речь идет о магазинах самообслуживания, могли без проблем найти и достать нужный им товар.

Кроме того, немалое значение имеет холодильное оборудование. Ведь без него скоропортящиеся продукты: молочные, мясные, рыбные, сыры, просто испортятся. А ведь в Ваших интересах, чтобы Ваши покупатели запомнили Вас как поставщика действительно качественного и всегда непременно свежего товара.

Экономить на подобных вещах, в попытке отыскать компанию, которая осуществляет продажу торгового оборудования по более низким ценам, не стоит. Скорее всего, Вы поплатитесь качеством, а, следовательно, и доверием клиентов.

Существует несколько базовых правил выбора такой незаменимой торговой мебели, как стеклянные витрины, стеллажи, стенды и прилавки.

1.Чтобы выгодно демонстрировать продукцию, торговое оборудование должно точно соответствовать размерам зала. В помещении не должно быть ни пустующего пространства, ни, наоборот, тесноты от нагромождения стеллажей и стендов. Крупные стеклянные витрины не стоит помещать в центре небольшого помещения. Более уместны здесь компактные стеллажи, позволяющие использовать стены.

2.Стеклянные витрины - лучший выбор для демонстрации штучного товара с авторским дизайном: ювелирных украшений, статуэток, часов. Такую витрину можно сделать крутящейся вокруг своей оси, изготовив торговую мебель на заказ.

.Подсветка стеклянной витрины не должна отвлекать внимание от товара, расположенного внутри. Стоит избегать подсветки цветов яркого спектра: красного, оранжевого, жёлтого.

4.Для каждого товара внутри стеклянной витрины следует обустроить индивидуальное место. Это может быть подставка или подушечка.

5.Располагая на прилавках и стеллажах продукцию с сильно выраженным запахом, будь то парфюмерия или восточные специи, хорошо разложить вокруг неё кофейные зёрна. Они вбирают аромат и придают ему ещё большую выраженность.

Немаловажную роль играет и качество торгового оборудования вашего магазина. Покосившийся стеллаж или обтрепанный манекен может создать у потенциального покупателя негативное впечатление о качестве товаров. Обратите особое внимание на устойчивость конструкций и их прочность, иначе могут произойти неприятные эксцессы, чреватые судебными исками. Чтобы не попасть впросак и не платить дважды, выбирайте торговое оборудование известных производителей с хорошей репутацией.

Хотелось бы остановиться еще на одном аспекте, важном при выборе оборудования для вашего магазина - функциональности. Если вы не знакомы с работой продавца полезно будет взять его с собой и из всего многообразия моделей выбрать удобное именно ему оборудование. Это существенно ускорит процесс обслуживания клиентов, а не измотанный продавец будет всегда сиять улыбкой.

В завершение хотелось бы посоветовать обращать внимание на срок гарантии на торговое оборудование и качество монтажа (ибо, как известно, плохой монтаж испортит даже самую лучшую вещь). Обязательно воспользуйтесь услугами компьютерного дизайнера, который подберет размеры оборудования, соответствующие вашему помещению, и оптимально его расположит.

.4 Правила эксплуатации торгово-технологического оборудования на предприятии торговли

К немеханическому торговому оборудованию предъявляют эксплуатационные, экономические, эргономические, эстетические и санитарно-гигиенические требования.

Эксплуатационные требования направлены на создание максимальных удобств как для покупателей, так и для работников торговли. Они предусматривают: оптимальные размеры оборудования, его достаточную вместимость; возможность оперативного пополнения запасов товара и хорошего его обзора; удобство отбора товара покупателями; обеспечение сохранности товаров; достаточную прочность, надежность соединений отдельных деталей; возможность быстрого изменения формы оборудования.

Чтобы продать товар, необходимо его показать покупателям, дать о нем определенную информацию, обеспечить свободный доступ и удобство выбора. Поэтому торговое оборудование должно обеспечивать максимальную площадь выкладки товаров и возможность дополнительного рекламного освещения, иметь наклонные полки, зеркала, ценникодержатели и другие приспособления, которые выделяют достоинства товара.

Расстояние между полками, на которых находятся товары, их ширина должны соответствовать размерам товаров, упаковки и способу их выкладки. Поэтому основные виды торгового оборудования, используемого в торговых залах, складских и подсобных помещениях, собираются из набора взаимозаменяемых элементов, деталей, приспособлений.

Экономические требования направлены на создание недорогого оборудования, поэтому при его изготовлении используют простые и легкие конструкции, недорогие материалы (древесину, металл, пластмассы), современные технологии.

Важнейшими условиями снижения стоимости немеханического оборудования являются унификация основных деталей и узлов для изделий различных типов и производство его в большом количестве в течение длительного времени.

Оборудование должно занимать как можно меньшую площадь торгового зала и подсобных помещений, но в то же время должно быть достаточно вместительным, обеспечивать выкладку и хранение необходимого количества товаров, т. е. на минимальной торговой площади обеспечивать максимальные возможности для показа товаров.

Эргономические требования предусматривают наиболее удобные размеры торгового оборудования (длина, высота, глубина полок, расстояние между ними и т. д.) и его деталей с учетом роста и пропорций фигуры человека. Это обеспечивает минимальную утомляемость работников торговли при работе с товарами, а для покупателей - хороший обзор и удобство выбора товаров, свободный доступ к ним.

Высоту оборудования устанавливают в соответствии с ростом человека, а глубину (ширину) - в соответствии с длиной вытянутой руки. Высота 1 100-1 600 мм над уровнем пола является оптимальной для размещения товаров, высота до 800 мм и свыше 1 800 мм считается неудобной для этого.

Верхнюю зону пристенных горок используют для установки рекламных приспособлений и щитов, поэтому они выпускаются высотой до 2 200 мм.

Эстетические требования к торговому оборудованию направлены на улучшение показа товаров и художественного оформления интерьера торгового зала. Оборудование должно быть малозаметным, открытым, без деталей, закрывающих товары от покупателей. По форме, пропорциям, цвету и конструкции оно должно гармонировать с общим интерьером торгового зала. Красивый внешний вид оборудованию придает простота формы, гладкая поверхность, изящество и четкость линий, пропорциональность размеров, умелое использование лакокрасочных и отделочных материалов.

Санитарно-гигиенические требования предусматривают стойкость оборудования к химическим и механическим воздействиям, легкость ухода за ним.

Конструкция оборудования не должна затруднять уборку самого оборудования и того помещения, где оно установлено. Поверхность его должна быть гладкой, без выступов, углублений, острых углов и щелей. Для предохранения товаров от пыли и загрязнения устанавливают козырьки, навесы, чехлы.

Для изготовления оборудования необходимо использовать материалы, которые не вступают во взаимодействие с товарами.

Глава 2. Анализ планировки и технологического оснащения магазина «Белая техника»

2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина

Компания «Белая Техника» имеет славную историю, и за годы работы зарекомендовала себя, как одна из ведущих региональных розничных сетей бытовой техники в Поволжье. В 2013 году компания отметила своё девятнадцатилетие. Семнадцать лет безупречной работы по продаже качественных и надежных товаров принесли «Белой Технике» широкую известность и заслуженное уважение со стороны потребителей. В настоящее время компания «Белая техника» имеет разветвленную розничную сеть из 42 магазинов в городах Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Красный Яр, Кинель, Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Салават, Ишимбай, Октябрьский, Белебей, Туймазы, Оренбург, Бузулук, Орск, Отрадный, Дюртюли.

Головной офис нахадится в г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44, офис 406.

В г. Уфа расположено 6 магазинов компании:

·ул. С.Перовской, 21

·пр. Октября, 158

·ул. Гагарина, 6

·ул. Черниковская, 79

·ул. Дагестанская, 11/1

·ул. Проспект Октября,31 (ранее находился на ул. Рихарда Зорге, 12/2)

«Белая Техника» осуществляет продажи холодильников, стиральных машин (автоматов, полуавтоматов, активаторного типа), газовых и электрических плит, а так же мелкой бытовой техники. В целом ассортимент магазина «Белая техника» составляет более 3 000 наименований товаров.

Данная курсовая работа написана на данных магазина «Белая техника», расположенного по адресу ул. Рихарда Зорге, 12/2.

Основным видом деятельности магазина является розничная торговая деятельность по реализации бытовой техники, а также другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Ассортимент реализуемых товаров магазином:

·холодильники и морозильники

·газовые и электрические плиты

·стиральные машины

·встраиваемая техника

·малая бытовая техника

·сопутствующие товары

По товарному ассортименту можно сказать, что он достаточно широкий.

Услуги, предоставляемые покупателям магазина:

·Кредитование покупки техники - кредит предоставляют следующие банки:

.ЗАО "Банк Русский Стандарт"

2.ОАО "ОТП Банк",

.ООО "Русфинанс Банк",

4.ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (Home Credit),

5.ЗАО "БНП Париба - Cetelem"

·Долговременное сервисное обслуживание - включает в себя бесплатный выезд мастера, бесплатную диагностику техники, бесплатный ремонт по истечении гарантийного срока.

Диагностика - это проверка на износ всех деталей и агрегатов техники, проверка электрических контактов. Диагностика позволит бесплатно произвести проверку работоспособности техники специалистами сервисного центра.

Бесплатный ремонт - это цикл работ по замене вышедших из строя деталей и агрегатов, выявленных в процессе проведения диагностики.

Долговременное сервисное обслуживание техники производится в кратчайшие сроки за счет собственного склада необходимых запасных частей компании «Белая Техника».

·Доставка техники - для клиентов магазинов «Белая техника» предоставлен комплекс услуг по доставке техники и подъёму на этаж. Собственный автопарк компании, опыт работы и квалификация сотрудников службы доставки позволяют в кратчайшие сроки осуществить доставку крупногабаритной бытовой техники. Осуществляется подъем на этаж, в том числе при отсутствии грузового лифта. Покупка доставляется только в упакованном виде непосредственно в квартиру.

·Установка и подключение техники - «Солитон-Сервис» предлагает разные виды услуг - от простого подключения техники к уже имеющемуся рабочему месту до создания самого рабочего места и подключения.

Предприятие является юридическим лицом по российскому законодательству: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В своей деятельности руководствуется Уставом, законодательством Российской Федерации и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти. ООО "Солитон" имеет круглую печать со своим наименованием, угловой штамп и бланк, эмблему, свой торговый и товарный знаки, иную символику. ООО "Солитон" является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.

ООО "Солитон" отвечает по своим обязательствам тем имуществом, на которое согласно законодательству может быть обращено взыскание. Государство, его органы и другие организации не отвечают по обязательствам ООО "Солитон", а последнее не отвечает по обязательствам государства, его органов и других организаций. Участники ООО "Солитон" не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО "Солитон", в пределах стоимости ООО " Солитон ".

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятием открыты текущие счета в долларах США, российских рублях. Открытие вышеперечисленных счетов произведено на основании дубликатов извещений о присвоении учетного номера налогоплательщика, выданных инспекцией по налогам и сборам.

Основными видами деятельности ООО " Солитон " являются:

Оптовая торговля бытовыми электротоварами (код 51.43.1)

Оптовая торговля прочими непродовольственными товарами потребительского назначения (код 51.47.37)

Оптовая торговля скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием (код 51.54)

Розничная торговля бытовыми электротоварами (код 52.45.1)

Розничная торговля товарами для дома (код 52.44)

Распорядителями кредитов на предприятии являются директор и главный бухгалтер. Право подписи финансовых документов в банке имеет только директор предприятия.

Система оплаты труда на предприятии ООО "Солитон" - сдельно-премиальная. Сдельно-премиальная система оплаты труда, наряду с оплатой по прямым сдельным расценкам, предусматривает премирование за перевыполнение плана и за достижение количественных и качественных показателей, определенных действующими условиями премирования. Заработок зависит от количества отработанного времени и тарифной ставки (оклада) за единицу рабочего времени, также к тарифной заработной плате добавляться премия за достижение установленных количественных и качественных показателей в работе. Приём и увольнение работников осуществляет директор.

Узел расчета в магазине состоит из ККМ Меркурий MS-K, с возможным подключением сканеров, компьютеров, платежными терминалами для оплаты покупок при помощи пластиковых карточек.

Торговый зал самообслуживания оборудован кондиционерами, это круглогодично обеспечивает постоянный температурный режим и циркуляцию воздуха, что в свою очередь привлекает дополнительных покупателей.

В целом магазин полностью оснащен необходимым оборудованием, инвентарем и инструментарием, позволяющим организовать на должном уровне приемку, оценку качества, хранение, подготовку к реализации и реализацию поступающих товаров.

Практически все имеющееся оборудование отвечает современным экономическим, эргономическим и эстетическим требованиям, однако предприятие не должно останавливаться на достигнутом и постоянно обновлять используемое торговое оборудование.

2.2 Анализ устройства и технологической планировки магазина «Белая техника»

Магазин "Белая техника" располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.

Так планировка торговых помещений магазина "Белая техника", а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений отвечают основным требованиям:

торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

торговый зал связан с помещениями для приемки товаров кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря расположено непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Похожие работы на - Техническая оснащенность в магазинах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!