Сравнительная товароведная характеристика и анализ ассортимента кремов для рук, лица и ног

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    383,8 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительная товароведная характеристика и анализ ассортимента кремов для рук, лица и ног

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Состояние рынка, характеристика и ассортимента косметических кремов

.1 Состояние рынка косметических средств

.2 Характеристика потребительских свойств кремов для рук, лица и ног

.3 Классификация и характеристика ассортимента кремов для рук, лица и ног

. Анализ ассортимента и потребительских свойств кремов для рук, лица и ног, реализуемых в магазине "Пятерочка"

.1 Анализ структуры ассортимента косметических кремов

.2 Анализ показателей качества кремов для рук, лица и ног, реализуемых в магазине "Пятерочка"

Вывод

Список используемой литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Косметические средства - это средства по уходу за кожей и волосами, применяемые с целью улучшения внешности человека, а также для придания свежести и красоты лицу и телу.

История косметологии восходит к древнейшим временам. Люди старались содержать тело в чистоте, смягчать кожу, защищать ее от солнечных лучей, ветра, пытались приукрасить свою внешность.

Так, при раскопках найдены египетские мумии, ногти которых раскрашены. В усыпальницах египетских пирамид обнаружены натуральные краски и косметические инструменты, различные плитки для приготовления смеси красок и румян, сосуды для хранения мазей и масел. Найден письменный документ - папирус Эберса, в котором изложены косметические правила и рецепты. Его написание относят к пятому тысячелетию до новой эры.

Особое место в истории косметологии принадлежит косметике Древней Индии и Древнего Китая. В этих странах существовал настоящий культ женской красоты, для поддержания и совершенствования которой применяли бальзамы, экстракты растений. Использовали также тушь, белила для лица, лак для ногтей.

В древнегреческом обществе был культ тела, чистоты, гигиены и здоровья. После длительных и тщательных омовений лица и тела в кожу втирали кремы, масла, ароматические средства.

Последователем Египта в развитии и совершенствовании косметологии стал Древний Рим. В период расцвета Римской империи особенной популярностью пользовались знаменитые бани, где широко применяли после разные виды массажа для сохранения стройности фигуры, силы мышц и эластичности кожи. Римляне знали косметические средства от мозолей, угрей, пользовались краской для ресниц и бровей.

В Древней Руси косметика развивалась в основном в гигиеническом направлении. В народной косметике наиболее распространены были ромашка, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, крапива, мята и др.

Конец XIX - начало XX века характеризуется интенсивным разситием косметического производства. Наряду с природными материалами начинается применение веществ, полученных химическим способом, меняются требования к косметике, расширяется ее ассортимент. В наши дни ассортимент косметических средств очень велик и разнообразен. Это различные средства, предназначенные для очищения, защиты и придания привлекательного внешнего вида. Основное правило при производстве косметики - применение высококачественного сырья, безвредного для кожи и организма.

Среди отечественных косметических товаров наибольшую долю составляют средства для ухода за кожей. Это связано не только с общей демографической ситуацией, но и с резко континентальным российским климатом и большой долей физического труда.

Также незначительна доля в структуре отечественного производства декоративной косметики и средств гигиены полости рта. Эту продукцию на российский рынок поставляют, как и ранее, зарубежные изготовители. Женщины в России много средств тратят на покупку губной помады, которая в условиях нашего климата выполняет не только декоративную роль, но и защитную функцию ухода за губами.

На потребительские предпочтения на российском рынке косметики основное влияние оказывают цена, известность и авторитет фирмы-изготовителя, а также реклама товара. Приблизительно 50% россиянок приобретают косметику под воздействием рекламы, причем в первую очередь телевизионной. И это неудивительно, так как в рекламе на телевидении в последние годы преобладают косметические товары.

Если раньше импортная косметика в России воспринималась как качественная, то сейчас западное качество нужно доказывать, а высокие цены на импортные товары еще больше активизировало потребление и производство отечественной продукции. К сожалению, с рекламой дела обстоят похуже. По телевидению мы видим в основном многообещающие рекламные ролики импортной продукции и под воздействием рекламы тратим не малые средства на их приобретение. Если бы отечественные производители так же широко использовали телевизионную рекламу, спрос на отечественную продукцию был бы еще выше.

Представленная тема является весьма актуальной в современных условиях динамичности жизни, в которой лидирующие позиции занимают красота и здоровье. На российском рынке появилось огромное количество новых товаров с новыми потребительскими свойствами, много неизвестных ранее фирм, как зарубежных, так и российских.

Целью написания дипломной работы является изучение сравнительной товароведной характеристики и анализ ассортимента кремов для рук, лица и ног.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследование состояния рынка косметических средств.

2. Дать характеристику потребительским свойствам косметических кремов .

. Привести классификацию и дать характеристику ассортименту косметических кремов.

. Провести анализ структуры ассортимента косметических кремов.

. Провести анализ показателей качества косметических кремов.

Предметом исследования дипломной работы является сравнительная товароведная характеристика и анализ ассортимента кремов для рук, лица и ног.

Объектом дипломного исследования является магазин "Пятерочка" .

1. СОСТОЯНИЕ РЫНКА, ХАРАКТЕРИСТИКА И АССОРТИМЕНТА КРЕМОВ ДЛЯ РУК, ЛИЦА И НОГ

1.1 Состояние рынка косметических средств

В последние годы динамика роста российского парфюмерно-косметического рынка снижается, однако он по-прежнему остается одним из самых быстрорастущих в мире.

Объем всего рынка косметических средств в России в 2012 году составил 8,6 млрд. долл., при этом он увеличился на 10,4%. Ожидается, что в 2013 году рынок вырастет до 9,3 млрд. долл. По оценкам экспертов, в ближайшие годы российский рынок косметики может удвоиться в денежном эквиваленте [7].

О снижении динамики российского косметического рынка свидетельствуют цифры: в этом году он вырос всего на 9% - против прежних 15−20%. В то же время игроков ежегодно становится на 10−12% больше, а по уровню конкуренции российский косметический сегмент сегодня приближается к западному. По данным глобального исследования компании ACNielsen, в России покупают косметические товары 87% опрошенных. Таким образом, Россия находится на шестом месте в мире по потреблению косметики (рисунок 1, Приложение 1). Что касается декоративной косметики, то по данным Исследовательского Холдинга Romir Monitoring, ею пользуются 67% российских женщин.

Основными потребителями косметических товаров в России являются женщины. По данным компании "Комкон Груп", в общей структуре расходов российских женщин, расходы на косметику занимают порядка 12%, что в 1,5 -2 раза больше аналогичных показателей жительниц США или ЕС [7]. Это говорит как о разнице в уровне доходов, так и о готовности россиянок тратить на свою красоту значительные суммы.

Существенное влияние на рост и структуру рынка оказывает тенденция к постепенному переходу потребления косметической продукции от дешевых марок к продукции среднего ценового уровня. С ростом доходов люди могут позволить себе больше средств тратить на более дорогие косметические продукты.

Тенденция снижения темпов роста рынка особенно четко начинает проявляться в Центральном регионе России. Здесь происходит насыщение рынка по основным косметическим категориям. По некоторым данным, в Москве и Санкт-Петербурге потребление в целом не растет - достигло максимума, рост продаж наблюдается только по отдельным категориям косметической продукции.

Наиболее крупные сегменты рынка, по данным ЭкспоМедиаГруппы "Старая крепость" - средства по уходу за волосами -18%, декоративная косметика -17,7%, средства по уходу за кожей - 13,3%. В настоящее время на долю российских производителей приходится, по данным из различных источников, от 25% до 40% рынка в стоимостном выражении. Доля российских компаний в натуральном выражении, как правило, превышает долю рынка в стоимостных показателях: российские производители конкурируют в среднем и нижнем ценовых сегментах. К числу наиболее успешных российских производителей можно отнести концерн "Калина" (ТМ "Черный жемчуг", "Чистая линия", "Маленькая фея"), "Невская косметика", косметическое объединение "Свобода", "Новая заря", «Красная линия», и др.

Лидерство в стоимостном выражении - за транснациональными компаниями: их совокупная доля, по данным ACNielsen, 75%. Многие из западных компаний производят продукцию на территории России, отстраивая новые производственные мощности или размещая заказы на российских предприятиях. На данный момент лидерами российского косметического рынка являются глобальные международные компании - Procter & Gamble, L'Oreal, Beiersdorf, Colgate-Palmolive, Unilever, Schwarzkopf & Henkel, Oriflame и Gillette.

Необходимо отметить, что с 2000 года косметический бизнес в России бурно развивался: на волне дефолта окрепли многие российские компании, такие как "Фаберлик", "Калина", "Невская косметика", "Красная линия", которые сегодня уверенно конкурируют с импортом в своем рыночном сегменте. Чуть позже стали расти и другие косметические фирмы - Green Mama, "Природный элемент", "Первое решение". Однако в этот период импорт опять пошел в Россию, и нужно было искать эксклюзивные ниши для развития. В основном новички сосредоточились на средствах по уходу за кожей. Благодаря лояльности многих россиян к отечественному продукту, считающих, что наши кремы более "натуральные", чем импортные, российским косметическим компаниям удалось стать лидерами в сегменте средств по уходу за кожей. Единственное поле, где между косметическими компаниями может развернуться реальная борьба, - это продвижение. Большинство российских косметических компаний не имеет бюджетов, которые позволили бы им тягаться на этом поле с глобальными игроками (исключение составляют лишь единицы, имеющие огромные производственные объемы, - такие как "Красная линия" или "Калина"). В то же время у западных компаний затраты на маркетинг составляют примерно 70-80% от общей себестоимости.

Эксперты рынка отмечают, что более активно, чем весь рынок в целом, развивается парфюмерно-косметическая розница. В среднем розничные сети, обсуживающие рынок косметики, растут на 40-50% в год, уступая пальму первенства лишь продовольственному ритейлу [7]. Прочувствовав рыночную ситуацию, дистрибьюторы косметики пошли по пути развития специализированных сетей, в том числе и с применением франчайзинговых схем. Продолжается процесс перераспределения каналов дистрибуции и косметики в пользу специализированных магазинов, универмагов и "магазинов возле дома" за счет ухода косметики с открытых рынков. С этой тенденцией меняется и структура потребления косметики за счет вытеснения рыночной торговой косметикой: через специализированные магазины и их сети реализуется 54% косметики в объемном выражении и 49% в стоимостном (рисунки 2 и 3, Приложение 1). Преимуществом сетевых магазинов является широкий ассортимент товаров, возможности проведения общих рекламных и маркетинговых акций. Практически все имеющиеся на рынке специализированные магазины используют дисконтные карты, интерактивное общение, специальные акции и т.д.

Все эти меры призваны переманить покупателей с "серого" рынка в специализированные торговые сети с качественной продукцией и обслуживанием. Рост доходов потребителей, отмеченный в последние годы, повышает и требования покупателей. В этой связи при продажах косметики возрастает роль сопутствующего сервиса: консультаций продавцов, дегустации, поддержки специалистов. Сегодня производителям приходится считаться с тем, что для многих покупателей основным критерием при выборе косметических товаров является их качество.

На сегодняшний день крупнейшими розничными сетями по продаже косметики и парфюмерии являются: "Л’Этуаль" , "Арбат Престиж", DOUGLAS-RIVOL, ILE DE BEAUTE, RIVE GAUCHE, BROCARD.

По данным DISCOVERY Research Group, четыре основных игрока - "Арбат Престиж", "Л'Этуаль", Douglas Rivoli, Ile de Beaute - контролируют около 60% специализированной розницы. Кроме этого, к числу крупных несетевых игроков на косметическом рынке России следует отнести: ARTICOLI, ЦУМ (Москва), "Калинка-STOCKMANN".

Эксперты считают, что российские косметические компании могут развивать и собственную розницу. Однако этот проект, требующий колоссальных финансов и опыта, можно осуществить только со сторонним инвестором - лучше всего, иностранным. Так сегодня поступает парфюмерная компания "Новая заря", развивающая совместную с французами розничную сеть "Новая заря - Nouvelle Etoile". Еще один перспективный канал сбыта для отечественных косметических компаний - салоны красоты. Однако в этом случае резко возрастают требования к компании. И касаются они не только функциональности продукта и стабильности его качества, но и регулярности поставок и других факторов. И зачастую российские производители не могут удовлетворить этим требованиям.

По данным компании глобального исследования ACNielsen, в России покупают косметические товары 87% опрошенных - 75% мужчин и 99% женщин (рисунок 4, Приложение 1).

Что касается использования декоративной косметики, то по данным исследования, проведенного Исследовательским Холдингом Romir Monitoring, ее используют две трети российских женщин. При этом практически каждая вторая дама (44%) использует косметику каждый или почти каждый день.

Значительно меньший процент тех, кто пользуется косметикой от двух до пяти раз в неделю (12%), а также раз в неделю и реже (7%) [7].

На принятие решения о покупке косметических средств, по данным глобального исследования ACNielsen, влияет в первую очередь рекомендация друзей, знакомых, родственников (рисунок 5, Приложение 1).

Необходимо отметить, что, по данным исследования ACNielsen, отдельные факторы имеют разное значение для представителей разного пола. Так, для женщин важнее перед покупкой апробировать косметическое средство - с помощью бесплатных пробников и образцов товаров. Этот "ход" склоняет к покупке 39% опрошенных россиянок, в то время как бесплатные пробники могут соблазнить лишь 17% мужчин. Россиянки (56%) более лояльны к уже испытанной марке косметики и труднее переключаются на другие. "Свою любимую" марку предпочитают покупать 40% российских мужчин, принявших участие в анкетировании. Мужчины чаще, чем женщины, при принятии решения о покупке товаров для красоты и здоровья, ориентируются на мнение своей второй половины (46%), в то время как прислушаться ко мнению своего партнера в вопросе выбора косметики готовы только 18% женщин. При этом российские мужчины признались, что на их мнение о товаре существенное влияние оказывает информация в Интернете (33%). Этот пункт отметили в своей анкете лишь 19% участниц опроса [7].

Объединяет российских мужчин и женщин вера в "обещания" бренда и превосходство премиальных средств для персонального ухода и декоративной косметики, к которым в России трепетное отношение: 34% опрошенных россиян верят в преимущества премиальных средств для ухода за кожей.

Основными тенденциями, определяющими настоящее и будущее косметической индустрии, эксперты считают следующие:

Косметические продукты, предназначенные для борьбы со старением кожи, становятся ключевыми на рынке. Такие продукты, как правило, содержат растительные компоненты и биокомплексы. Некогда главенствовавшие на розничном рынке универсальные кремы практически сдали свои позиции, продающиеся же в розницу косметические продукты становятся все более узкоспециализированными. Если раньше акцент делался на продукцию, позволяющую регенерировать увядшую кожу, то сейчас доминируют средства, позволяющие проводить профилактику старения. И такие кремы все чаще предлагаются более молодым покупателям.

Развитие сегмента косметики, которую можно использовать на ходу. Темп современной жизни таков, что свободного времени у всех катастрофически не хватает. Это относится и к женщинам - главным потребителям косметических средств. Такая косметика не требуют тщательности и расфасована в одноразовую упаковку. Одним из ярких примеров, иллюстрирующих эту тенденцию, является продукция известного брэнда Borjois, выпустившего кисточку для пудры. В этой упаковке скомбинированы и кисточка, и сама пудра, и нет необходимости носить эти вещи по отдельности.

Родство косметики с высокими технологиями. Достижения химической индустрии давно стали основой эффективного развития косметологии. Кроме того, сегодня косметика сосредоточила в себе передовые решения в сфере медицины и информационных технологий, а степень наукоемкости косметических продуктов расценивается как важнейший элемент конкурентоспособности марки. Развитие технологий означает, что композиции, рецептуры становятся все более изощренными и в них можно включать все больше действенных ингредиентов, способных решать самые насущные проблемы потребителей.

Использование концепции натуральности косметических средств в продвижении своей продукции. Современные потребители хотят сохранить связь с природой через окружающие их предметы или хотя бы просто поверить в то, что такая связь существует. Именно поэтому "натуральность", "природность" по-прежнему остается важнейшим требованием потребителей к современным косметическим средствам. В основном это конек российских производителей, приносящий им немалые дивиденды. По данным ЭМГ "Старая Крепость", на них приходится 60% объема продаж в сегменте средств по уходу за кожей. Таким образом, производители и дистрибьюторы, активно работающие в нише натуральной и органической косметики и развивающие специализированные сети магазинов, имеют все шансы отстоять свою долю на рынке.

Развитие сегмента косметики "два-в-одном" и "три-в-одном". Это касается не только привычной пары "шампунь - бальзам-ополаскиватель". Так, уже сейчас производители выпускают декоративную косметику, которая не только добавляет коже "красок", но и ухаживает за ней, насыщая витаминами и анитоксидантами, разглаживает мелкие морщинки и защищает от ультрафиолетовых лучей

Эксперты отмечают, что дальнейший рост рынка будет обусловлен повышением уровня жизни населения: оно приведет к увеличению потребления товаров не первой необходимости, к которым относится косметика. Покупатели перейдут на потребление более дорогих косметических брэндов. По аналогии с развитием мирового рынка, наш потребитель также станет ориентироваться уже не на цену, а на декларируемые производителями свойства и качество брэнда. Эксперты рынка предполагают также, что интенсивность и экстенсивность развития российского косметического рынка в ближайшие 3-5 лет переместится в регионы. Исключительно важным, в этом свете, является развитие дистрибьюторских региональных сетей путем открытия фирменных и франчайзинговых торговых точек. В этой связи на рынок будут выходить новые франшизные предложения различных торговых форматов магазинов косметики и парфюмерии. Уровень потребления косметической продукции в России будет сближаться с европейским. В результате этого, по прогнозам, уровень затрат на парфюмерно-косметические средства в 2014 году в России приблизится к $100 на человека в год.

По данным Российской Парфюмерно-Косметической Ассоциации, емкость российского косметического рынка к 2016-2017 годам достигнет $15-18 млрд. Однако для достижения этого уровня необходимо, чтобы вырос уровень жизни бедных слоев населения, а регионы были максимально охвачены сетевой косметической розницей. Эксперты прогнозируют, что до 2015 г. средние темпы роста составят 9,8% в год, а в 2014-2015 гг. снизятся до 6%. Предполагается, что к 2014 году косметический рынок вырастет до $10,5 млрд. [7].

Основные выводы:

Динамика роста российского косметического рынка снижается, однако он по-прежнему остается одним из самых быстрорастущих в мире, при этом по уровню конкуренции российский парфюмерно-косметический сегмент сегодня приближается к западному;

В настоящее время на рынке наблюдается тенденция постепенного переходу потребления косметической продукции от дешевых марок к продукции среднего ценового уровня. Это обусловлено ростом благосостояния граждан: с ростом доходов люди могут позволить себе больше средств тратить на более дорогие косметические продукты;

Наиболее успешными российскими производителями являются концерн "Калина", "Невская косметика", "Свобода", "Новая заря", "Красная линия". Поскольку российские производители работают в среднем и нижнем ценовых сегментах, то доля российских компаний в натуральном выражении, как правило, превышает долю рынка в стоимостных показателях;

Тенденция последних лет - активное развитие розницы: она растет быстрее, чем рынок в целом. Сегодня дистрибьюторы косметики идут по пути развития специализированных сетей, в том числе и с применением франчайзинговых схем. Так, четыре основных игрока - "Арбат Престиж", "Л'Этуаль", Douglas Rivoli, Ile de Beaute - контролируют около 60% специализированной розницы. Однако косметическом на рынке присутствуют и крупные несетевые игроки;

Потребителями косметических товаров являются 87% населения - 75% мужчин и 99% женщин. Декоративной косметикой пользуются две трети российских женщин. Наиболее используемой в России маркой декоративной косметики являются Avon и Oriflame. Среди российских марок лидирует "Черный жемчуг", который занимает третье место в рейтинге использования;

По аналогии с развитием мирового рынка, наш потребитель в скором времени станет ориентироваться уже не на цену, а на декларируемые производителями свойства и качество брэнда. Данная тенденция уже происходит в крупных городах, и будет распространяться на регионы. Рост рынка будет обусловлен дальнейшим повышением уровня жизни населения: оно приведет к увеличению потребления товаров не первой необходимости, к которым относится косметика.

1.2 Характеристика потребительских свойств кремов для рук, лица и ног

Крем (анг.: сливки) представляет собой мазеобразное (пастообразное) средство густой или жидкой консистенции, имеющее приятный цвет и запах и предназначенное для ухода за кожей лица, рук, головы и т. д.

Крема - ароматизированные мазеобразные и жидкие препараты для питания, смягчения и защиты кожи. В состав кремов входят масла и жиры, воск, очищенные продукты переработки нефти, полезные добавки и парфюмерные отдушки, поверхностно активные вещества (ПАВ), эмульгаторы, наполнители, консерванты, биологически активные вещества (БАВ), ароматические и другие вещества.

Из масел для приготовления кремов используют следующие:

 Растительные масла - косточковые (миндальное, из абрикосовых и персиковых косточек), касторовое, кукурузное, оливковое и др.- легко впитываются кожей, придают ей упругость, эластичность, предохраняют от проникновения грязи и пыли, от резкой смены температуры.

 Кашалотовый саломас - гидрированный жир кита-кашалота. Он отлично действует на кожу и хорошо смягчает ее.

- Воск - продукт жизнедеятельности животных. В косметике используют пчелиный воск, ланолин, спермацет и искусственный воск.

- Пчелиный воск - нежирное на ощупь твердое вещество желтого или белого цвета и приятного медового запаха. Он дает однородные сплавы с жирами, повышает температуру плавления смеси. Воск хорошо смягчает кожу, придает ей приятную мягкость и бархатистость.

- Ланолин - жироподобный воск, получаемый из промывных вод после мойки овечьей шерсти. Представляет собой мазеобразную массу от светло-желтого до светло-коричневого цвета со специфическим запахом. Ланолин быстро, легко и глубоко впитывается в кожу, не оставляя жирного следа, отлично смягчает кожу, способствует усилению обмена веществ в коже, сообщает ей эластичность и упругость.

Спермацет добывается вымораживанием кашалотового саломаса. Это хрупкая, просвечивающаяся, белая блестящая масса. На кожу действует аналогично другим воскам.

- Искусственные воски - твердые и полужидкие вещества, многие из которых получают путем переработки кашалотового жира. Эти воски используются для приготовления тонких эмульсий, очень хорошо действующих на кожу.

Из очищенных нефтепродуктов применяют церезин, парафин, парфюмерное масло и вазелин.

Церезин - твердая воскообразная масса от белого до желтого цвета без запаха и вкуса. Применяется как сгущающее средство для жидких кремов.

Парафин - твердое воскообразное вещество белого цвета без вкуса и запаха. Применяется для тех же целей, что и церезин.

Парфюмерное масло - бесцветная прозрачная жидкость без запаха и вкуса. Применяется как дешевая замена растительных масел и животных жиров.

Вазелин - сплав церезина, парафина и парфюмерного масла. Это густая мазеподобная масса без вкуса и запаха. Применяется как основа для кремов, предназначенных для защиты кожи от атмосферных влияний, для душистого и борного вазелинов, в которые добавляют как дезинфицирующее средство борную кислоту.

Глицерин - бесцветная, прозрачная, сиропообразная жидкость сладкого вкуса. Представляет собой побочный продукт при производстве мыла. Легко растворяется в воде, трудно высыхает и замерзает, препятствует развитию бактерий и грибков. Применяется в виде водно-глицеринового раствора при изготовлении кремов для рук (душистый глицерин), а также в виде добавок к жидкостям и зубным пастам для предохранения их от высыхания, замерзания и порчи.

В производстве кремов применяются разнообразные полезные добавки, которые улучшают обмен веществ, стимулируют процессы обмена в коже, предохраняют ее от увядания, оказывают освежающее и противовоспалительное действие. К таким добавкам относят следующие биологически активные вещества.

Витамины: А - содействует удалению угревой сыпи, Д - усиливает действие витамина А и хорошо влияет на вялую и сухую кожу, Е - употребляется при обильном выделении кожного жира; Г - при угревой сыпи.

Гормоны - экстракт плаценты, получаемый из детского места (последа) и др.; стимулируют обменные процессы в коже.

Пчелиное маточное молочко (апилак), извлекаемое из маточника, в котором выводится пчела-матка. Содержит белок, сахар, гормоны, витамины. Восстанавливает эластичность кожи, усиливает обмен веществ, губительно действует на гноеродные бактерии.

Лецитин - вещество, извлекаемое из яичного желтка. Применяется как укрепляющее средство, улучшает работу сальных желез.

Кроме того, при изготовлении кремов используются различные настои и экстракты: сок алое, обладающий бактерицидным действием; сок календулы как дезинфицирующее средство при появлении прыщей, для ухода за избыточно жирной кожей; сок ромашки - для уменьшения воспаления, а также боярышник, сок свежих огурцов, клубники, крапивы, зверобоя, хвои, молочая и др.

Для получения кремов специального назначения применяют салол, поглощающий ультрафиолетовые лучи и используемый в кремах от загара, борную, лимонную и салициловую кислоты в качестве отбеливающих средств, дезинфицирующие и другие вещества.

Для придания кремам приятного запаха в их состав вводят до 1 % отдушек.

Основными операциями производства кремов являются следующие: дозировка веществ, входящих в состав крема; сплавление твердых высокоплавких веществ с жидкими; перемешивание всех компонентов; фильтрация расплавленной массы; охлаждение; перетирка; упаковка.

Крема придают красивый внешний вид и здоровое состояние коже и волосам и поэтому имеют большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение. Основное действие косметики проявляется в следующих направлениях: очищение, увлажнение, питание, зашита и профилактика. Потребительские свойства косметических кремов в целом можно подразделить на следующие основные группы [16, 56]: функциональные (эффективность действия); эргономические; надежность; эстетические; безопасность.

Функциональные свойства, определяющие эффективность действия средства, наиболее важны для потребителя. Эффективность действия можно определить либо опытным путем, используя средство, либо по данным независимых специалистов. Важнейшими функциональными свойствами являются:

Косметические свойства наиболее важны для потребителей. Они проявляются через внешний видимый эффект улучшения кожи человека, благодаря увлажнению, питанию, регенерации, улучшению обменных процессов в коже. Эти процессы способствуют повышению упругости и эластичности кожи, улучшается ее цвет, разглаживаются морщины и кожа «светится». В качестве увлажняющих веществ наиболее часто применяют гиалуроновую кислоту и органические гидрокислоты (яблочную, лимонную, молочную). Их действие связано с образованием на поверхности кожи эластичной пленки, которая ограничивает испарение влаги, способствуя тем самым ее сохранению. В качестве питательных компонентов предлагаются витамины (А, F, Е), дрожжевые комплексы, липосомы [26, 105].

Защитные свойства, обеспечиваются благодаря солнцезащитным добавкам, добавкам, обеспечивающим защитный фактор старения (средства для загара), добавки обеспечивающие защиту от низких температур (кремы, предназначенные для применения в холодное время года).

Лечебно-профилактические свойства кремов проявляются в различных направлениях.

Косметические крема от угревой сыпи, как правило, выполняют функции обезжиривания и обладают антисептическими свойствами. Обезжиривание кожи необходимо для удаления избытка жира, который накапливается на выходе сальных желез на поверхность кожи и разлагается микроорганизмами.

Ряд косметических кремов обладает специальными свойствами.

Отбеливание кожи - одно из важнейших свойств, поскольку за последние 35 лет число людей, страдающих пигментацией, возросло почти вдвое.

Эргономические свойства косметических кремов заключаются в комфортности при их применении, что связано прежде всего с хорошей впитываемостью крема кожей и ощущениями на коже при их применении (стягивание, легкое жжение, пощипывание, смягчение ) [30, 98].

Удобство пользования косметическим кремом определяется также его упаковкой - формой, наличием или отсутствием дозатора, а также расфасовкой. Удобство пользования заключается в применении средств комплексного действия, например крема, обладающего увлажняющим и отбеливающим действием. Такие средства удобны в поездках.

Надежность косметических кремов связана прежде всего с их сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок косметики должен вызвать внимательное отношение к ее составу, и прежде всего к виду и количества консерванта.

Эстетические свойства косметических кремов определяются их внешним видом - однородность, консистенция и др.; цветом - как правило, бесцветные или светлые, пастельных тонов; запахом - приятный и нежный, свойственный данному наименованию. Причем и краситель, и отдушку вводят в рецептуру крема в минимальных количествах, так как при их увеличении возможно усиление аллергического воздействия. Стиль косметических товаров отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров. Фирменный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров, особенно проявляется в художественном оформлении упаковки. Отечественные производители уделяют большое внимание созданию своего фирменного стиля и достигли в этом направлении больших успехов, например изделия "Невской косметики", концерна "Калина", "Свободы" легко узнаваемы по единому дизайну, присущему только им.

Свойства безопасности косметических кремов являются не менее важными, чем функциональные. На безопасность косметики влияют следующие факторы [8, 109]: состав; качество исходных компонентов; технологический процесс получения; расфасовка и упаковка; условия хранения и продажи; условия потребления.

Основные функциональные свойства косметических кремов обусловливаются свойствами, определяемыми при клинических или практических испытаниях на пробантах. Это такие показатели, как увлажнение кожи, впитываемость средства, косметический эффект.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что все показатели качества косметических кремов определяются общими функциональными показателями (водородный показатель) и специфическими, зависящими от назначения и особенности состава конкретного средства.

1.3 Классификация и характеристика ассортимента кремов для рук, лица и ног

Ассортимент косметических кремов обусловлен полом, возрастом и типом кожи потребителя; они отличаются составом, консистенцией и видом упаковки.

Кремы для женщин наиболее разнообразны и подразделяются по типу кожи: для нормальной, сухой, жирной и проблемной (супержирной, склонной к образованию акне (угрей) и суперсухой, чувствительной). В ассортименте кремов для мужчин выделяют кремы для бритья и после бритья. В последние добавляют витамины (F, К), успокаивающие кожу вещества и ранозаживляющие компоненты, например, настои лекарственных трав, масла [9, 125].

Также кремы разделяют на кремы для рук, лица, ног, тела.

Для стареющей кожи разработаны влагоудерживающие, лифтинг-кремы, липосомальные кремы. Липосомы (наночастицы) представляют собой искусственно получаемые жировые сферические частицы размером от 20 до 3500 нм. Внутренний водный объем липосомы изолирован от внешней среды и может содержать водорастворимые биологически активные вещества, витамины, кислоты.

Для регенерации кожи проводят эксфолиацию - удаление омертвевших клеток с поверхности эпидермиса: это пилинг-кремы и скраб-кремы. Пилинг-кремы осуществляют "химическое" растворение и удаление клеток, скраб-кремы действуют механически - удаляют ороговевшие клетки за счет отшелушивания тонкоизмельченными твердыми частицами - скорлупой орехов, порошком полимеров (полиэтилен, нейлон) или диатомитом. Современные косметические средства представляют собой системы комплексного ухода за кожей - серии одного наименования. Например, очищение, питание, интенсивный уход, тонирование и защита.

Ассортимент защитных средств включает кремы с УФ-фильтрами для защиты кожи от неблагоприятных воздействий и от ультрафиолетовой части спектра солнечного света; природные флавоноиды (выделенные из растений), витамин Е (в сочетании с витамином С), производные салициловой кислоты. Их концентрация определяет фактор (коэффициент) защиты [26, 99].

Кремы для подростков содержат компоненты, которые препятствуют образованию угревой сыпи (камфора, ментол, борная кислота, коллоидная сера, экстракт хлорофилла и др.). Кремы для детей гипоаллергенные, в их состав входят противовоспалительные компоненты: экстракты трав календулы, зверобоя, череды, ромашки (азулен), витамины А и D.

Кремы косметические фасуют в пластмассовые баночки различной формы, алюминиевые и полимерные тубы, стеклянные флаконы. Упаковка аналогична описанным в разделе "Парфюмерные жидкости". Косметические кремы хранят в сухих складских помещениях с относительной влажностью не более 70%, при температуре не ниже плюс 5°С и не выше плюс 25°С. Гарантийный срок хранения от 6 до 18 мес.

Классификация средства для ухода за кожей.

По составу и консистенции кремы делят на жировые и эмульсионные.

Жировые кремы состоят только из жировых компонентов и специальных добавок. По назначению жировые кремы делят на защитные и специальные.

Защитные жировые кремы применяют для смягчения кожи и защиты ее от атмосферных влияний (обветривания, обмораживания, действия солнечных лучей).

Специальные жировые кремы содержат добавки цинковых белил, салола, настоя стручкового перца.

Эмульсионные кремы - это водосодержащие кремы, изготовленные из специально подобранных жиров с добавками жиро- и водорастворимых биологически активных веществ. Такие кремы в отличие от жировых не только питают, но и увлажняют кожу, что предупреждает ее увядание и образование морщин. Эмульсионные кремы более эффективны, чем жировые, быстрее и глубже впитываются кожей, не оставляя жирного блеска, создают на коже ощущение свежести.

По назначению эмульсионные кремы подразделяют на кремы для сухой и нормальной кожи, для жирной и нормальной кожи и специальные.

Кремы для сухой и нормальной кожи смягчают и питают кожу, предупреждают появление морщин, восстанавливают эластичность и упругость, улучшают процесс обмена, могут снимать отечность

Для жирной и нормальной кожи применяют кремы которые удаляют излишнюю жирность кожи, придают ей матовый оттенок, бархатистость, регулируют функции сальных желез.

Специальные кремы применяют для профилактики жирной кожи, склонной к появлению угревой сыпи, для профилактики против появления веснушек и пигментных пятен, для защиты кожи от загара, обветривания и обмораживания, для защиты кожи рук от действия кислот и щелочей, для ухода за кожей рук, для защиты от комаров и мошек.

По консистенции эмульсионные кремы могут быть густые (мазеобразные) и жидкие. Вырабатываются также желеобразные безжировые кремы, которые представляют собой ароматизированный водно-глицериновый раствор желирующих веществ. В их составе могут быть квасцы, дезинфицирующие средства. Применяют эти кремы после бритья и для смягчения кожи рук.

Также выделяют гелевые (кремы-гели) крема.

При нанесении на кожу жировые кремы кажутся липкими, они плохо впитываются кожей и оставляют на ней жирный блеск, поэтому такие кремы сегодня имеют ограниченное использование. Их используют в качестве защитных и специальных средств ухода за кожей. Эти кремы восстанавливают поверхностный слой кожи, предохраняют ее от высыхания и шелушения; защищают кожу от обветривания и обморожения. Их используют в качестве массажных кремов; кремов по уходу за кожей бюста, за кожей вокруг глаз. Есть детские жировые кремы. Жировые кремы используют для ухода за кожей вокруг глаз.

Эмульсионные кремы - это дисперсные системы, которые представляют собой однородную смесь водной и жировой фаз. [10, 36] Различают три типа эмульсий:

масло/вода (м/в);

вода/масло (в/м);

эмульсии смешанного типа.

В эмульсиях типа масло/вода капельки масла взвешены в водном растворе (эмульсии более жидкие); а в эмульсиях типа вода/масло, наоборот, капельки воды окружены масляной фазой (эмульсии этого типа более густые). В эмульсиях типа масло/вода содержится менее 45% масляной фазы, в эмульсиях типа вода/масло - более 45%. Эмульсии смешанного типа представляют собой примерно равное содержание водной и масляной фаз. По своей консистенции напоминает эмульсию масло/вода.

Наиболее распространенным типом эмульсий является масло/вода, на основе которых создается широкий спектр современных косметических кремов, начиная от питательных кремов и заканчивая легким молочком или дневным кремом.

Кремы типа масло/вода легко и быстро впитываются кожей, не оставляя жирного следа на ней. Используются они в качестве средств ухода за жирной и нормальной кожей. Кремы типа вода/масло - это более жирные препараты, предназначенные для ухода за сухой, увядающей кожей. Впитываются они медленнее, и используются в основном как вечерние /ночные кремы.

Гелевые (желевые) кремы представляют собой коллоидные системы на водноглицериновой основе, содержащие гелеобразующие вещества, жировые эмульсии, специальные добавки и др. [21, 78]. В качестве гелеобразующих веществ, которые при смешивании с водой образуют вязкую массу или застывают, используют желатин, природный полимер агар-агар из морских водорослей и др. Гелевые кремы (кремы-гели) используют для ухода за жирной кожей лица, для ухода за кожей рук, ног и др.

По консистенции кремы бывают густые (мазеобразные или пастообразные) и жидкие (эмульсионные), содержащие до 98% воды. Жидкие кремы (молочко, лосьоны, эмульсии) хорошо очищают, увлажняют и тонизируют кожу.

По половозрастному признаку косметические кремы делят на кремы для женщин, мужчин, детей и подростков. Это деление обусловлено особенностями строения и свойств кожи.

Женские кремы выпускаются для различных типов кожи: сухой, жирной, нормальной, сухой и нормальной, нормальной и жирной, комбинированной, проблемной, зрелой кожи, универсальные - для всех типов кожи; различных возрастных групп (18-25 лет, 25-30 лет, 30-35 лет, 35-45 лет, старше 45 лет).

Функциональное действие. Современные кремы в зависимости от состава (от содержания основного сырья и полезных веществ) имеют разное действие. Кремы бывают очищающие, питательные, увлажняющие, защитные и специальные.

Очищающие кремы - это кремы ежедневного ухода за кожей, которые очищают кожу от выделений сальных, потовых желез, пыли и копоти, попадающих из окружающей среды; средства для удаления декоративной косметики, а также средства глубокой очистки - крем - маски, скрабы, пилинг-кремы.

Питательные кремы бывают для лица, тела, рук, ног и волос. Основное действие этих косметических кремов состоит в питании кожи и повышении ее жизненного тонуса. В рецептуру питательных кремов входят полезные, лечебные добавки, витамины, липосомы и др.

Увлажняющие кремы служат для увлажнения и сохранения влаги в коже. В основном это дневные кремы.

Содержание воды в таких эмульсионных кремах составляет от 70 до 90% [18,86].

Защитные кремы предназначены для защиты кожи от внешних воздействий: солнца (серии Ambre Solaire/ "Laboratories Gamier", Johnsons suncare/ "Johnson&Johnson"), сильного ветра и непогоды (крем "Метелица" /"Калина", Wind&Wetter Creme /"Bubchen", от вредного воздействия щелочей, моющих средств (крем для рук "Силиконовый" /"Свобода") и др.

Специальные кремы. К ним относятся кремы массажные (для обычного и спортивного массажа), антицеллюлитные, отбеливающие кремы, кремы для ухода за кутикулами ногтей, удаления заусенцев, депиляторы, за кожей вокруг глаз, кремы для век, для губ и др.

Особенностью современного ассортимента специальных кремов, предназначенных как для женщин, так и для мужчин, является наличие кремов, препятствующих старению кожи. Это кремы от морщин, регенерирующие кремы, лифтинг-кремы (кремы для увядающей кожи) и др.

Детский крем - специальный крем для защиты кожи младенца <#"874236.files/image001.gif"> (1)

Где ПД - действительный показатель полноты

ПБ -базовый показатель полноты

Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп [13, 105]. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.

Коэффициент широты выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому, рассчитываем по формуле:

(КШ) = ШД х 100 % (2),

             ШБ

Где ШД - фактическое количество видов имеющихся в наличии

ШБ - количество видов по документам или максимально возможное

Результаты расчетов коэффициентов широты и полноты приведены в таблицах: 9; 10; 11; 12 (Приложение 2) по нескольким сериям кремов.

Исходя из данных таблицы 9 видно, что в серии "Черный жемчуг" коэффициент полноты по всем представленным позициям не превышает 3,50 %, не достигает 50%, следовательно, ассортимент представленных кремов не полный. Коэффициент широты не превышает 1,70%, не достигает 50%, следовательно, ассортимент не является широким.

Исходя из данных таблицы 10 видно, что в серии "Сто рецептов красоты" коэффициент полноты по всем представленным позициям не превышает 3,00 %, не достигает 50%, следовательно, ассортимент представленных кремов не полный. Коэффициент широты не превышает 2,27%, не достигает 50%, следовательно, ассортимент не является широким.

Исходя из данных таблицы 11 видно, что в серии "Чистая линия" коэффициент полноты по всем представленным позициям не превышает 3,86 %, не достигает и 50,% следовательно, ассортимент представленных кремов не полный. Коэффициент широты не превышает 2,17%, не достигает 50%, следовательно, ассортимент не является широким.

Исходя из данных таблицы 12 видно, что в серии "МИА" коэффициент полноты по всем представленным позициям не превышает 2,67 %, не достигает и 50,% следовательно, ассортимент представленных кремов не полный. Коэффициент широты не превышает 1,95%, не достигает 50%, следовательно, ассортимент не является широким.

Исходя из данных таблицы 13 видно, что в серии "МИА" коэффициент полноты по всем представленным позициям не превышает 24 %, не достигает и 50,% следовательно, ассортимент представленных кремов не полный. Коэффициент широты не превышает 3,16 %, не достигает 50%, следовательно, ассортимент не является широким.

Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп [16, 59].

Для расчета коэффициента устойчивости ассортимента используем формулу:

(КУ) = У х 100 % (3)

          ШБ

Где: У- количество видов пользующихся устойчивым спросом

ШБ - общее количество видов

Результаты расчета коэффициента устойчивости приведены в таблице 14 (Приложение 2).

Из таблицы 14 видно, что наиболее высокий коэффициент устойчивости (80%) в серии "Бархатные ручки", т.к. 4 позиции из 5 в данной серии, представленных в магазине в пользуются постоянным спросом.

Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров [12, 102].

Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Коэффициент новизны (Кн) рассчитывается по формуле:

Кн = Н х 100 % (4)

       ШД

Где Н- количество новых товаров

ШД - общее количество наименований товаров

Коэффициент новизны (Кн):

Кн = Нф/Шб*100%

Кн = 3/10*100% = 30%.

Таким образом, широта ассортимента свидетельствует о невысокой интенсивности насыщения магазина другими видами товаров. Однако при высокой широте ассортимента потребители затрудняются выбрать нужный товар, поэтому магазину "Пятерочка" целесообразно довести данный показатель до 50% путем включения в ассортиментный перечень продукцию тех же наименований, но от других поставщиков, возможно по импорту.

Полнота ассортимента составляет в среднем 26 %, что говорит о малой насыщенности рынка.

Поэтому для данной ситуации показатель полноты ассортимента можно считать рациональным.

Средний коэффициент устойчивости равен 12%. Коэффициент новизны составляет 30%. Данный показатель является рациональным.

На основе полученных показателей рассчитаем коэффициент рациональности. Коэффициент рациональности с учетом коэффициентов весомости (вш=0,3, вп=0,3, ву=0,2, вн=0,2) каждого из показателей ассортимента составит:0,12 0,052 0,024

Кр = 0,4*0,3+0,26*0,2+0,12*0,2+0,3*0,3= 0,23

Проведенный анализ показал, что магазин имеет сформированный ассортимент, отличающийся широтой и глубиной ассортимента и приносящий предприятию достаточную прибыль. В работе предлагается развивать ассортимент в направлении увеличения товаров импульсного спроса (это товары, покупка которых в данный визит не планировалась покупателем.) Также способен увеличить объем продаж такой прием, как дублирование товара (выкладка товара в нескольких метах).

2.2 Анализ показателей качества кремов для рук, лица и ног, реализуемых в магазине "Пятерочка"

В качестве объекта исследования в работе используется крем для рук разных производителей, реализуемый в магазине " Пятерочка ".

Конкретными объектами исследования являются три вида крема для рук:

образец №1. Крем косметический для рук увлажняющий "GARNIER HAND" (рисунок 6, Приложение 1);

образец №2. Крем косметический питательный для рук "Бархатные ручки" (рисунок 7, Приложение 1);

Образец №3. Крем косметический для рук витаминно-глицериновый "Шелковая лента" (рисунок 8, Приложение 1).

Краткая характеристика образцов приведена в таблице 15 (Приложение 2).

Качество косметических кремов характеризуется органолептическими и физико-химическим показателями (ГОСТ 52343-2005).

По органолептическим показателям косметические кремы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 16 (Приложение 2).

По физико-химическим показателям косметические кремы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 17 (Приложение 2).

Из выборки, отобранной по ГОСТ 29188.0 составляют объединенную пробу, масса которой должна быть не менее 150 г. Для определения микробиологических показателей масса объединенной пробы должна быть не менее 15 г [2].

Определение внешнего вида. Внешний вид косметических кремов определяют по ГОСТ 29188.0-91. Внешний вид и цвет определяют просмотром пробы, помещенной тонким ровным слоем на предметное стекло или лист белой бумаги. Однородность указанных изделий - отсутствие комков и крупинок - определяют на ощупь легким растиранием пробы.

Определение цвета и запаха. Цвет и запах косметических кремов определяют по ГОСТ 29188.0-91.

Определение массовой доли воды и летучих веществ. Массовую долю воды и летучих веществ определяют по ГОСТ 29188.4-91.

В стаканчик для взвешивания со стеклянной палочкой и песком (п.3.2) помещают от 1,5 до 5,0 г анализируемого продукта (в зависимости от содержания воды), взвешивают и результат записывают до четвертого десятичного знака. Стаканчик с продуктом после тщательного перемешивания содержимого помещают в сушильный шкаф и высушивают при температуре (103±2) °С в течение 3 ч. По окончании высушивания стаканчик с продуктом охлаждают и выдерживают в эксикаторе с осушителем в течение 30 мин, затем взвешивают. Высушивание повторяют до тех пор, пока расхождение между двумя последовательными взвешиваниями не будет превышать 0,002 г (каждое повторное высушивание проводят в течение 30 мин).

Определение водородного показателя рН. Водородный показатель рН определяют по ГОСТ 29188.2 в растворе с массовой долей крема 10%. Приготовленный раствор пли жидкий продукт помещают в стакан вместимостью 50 см, концы электродов погружают в исследуемую жидкость. Электроды не должны касаться стенок и дна стакана. Значение рН снимают по шкале прибора.

Определение температуры каплепадения. Температуру каплепадения определяют по ГОСТ 29188.1. С поверхности образца продукта снимают верхний слой толщиной 2-5 мм. Затем в нескольких местах (не менее чем в трех) берут примерно в равных количествах пробы от 0,5 до 1 г. Пробы помещают в фарфоровую чашку или стеклянный стакан, расплавляют, нагревая до температуры, превышающей температуру каплепадения продукта на 10-15 °С, осторожно перемешивают, не допуская образования воздушных пузырьков.

Чашечку прибора устанавливают узким отверстием на гладкую стеклянную поверхность и заполняют расплавленным продуктом, избегая по возможности попадания пузырьков воздуха. Чашечку выдерживают 20 мин при температуре (20±2) °С до застывания продукта. Затем чашечку с продуктом вставляют в гильзу термометра, ртутный шарик термометра при этом погружается в продукт, излишек которого выдавливается через нижнее отверстие. Выдавленный продукт срезают и чашечку вытирают.

Термометр с чашечкой, заполненной продуктом, устанавливают при помощи пробки во внутренней пробирке термостата в вертикальном положении так, чтобы нижний край чашечки находился на расстоянии 2,5 см от дна пробирки.

Прибор нагревают на электроплитке. Когда температура будет на 15-20 °С ниже ожидаемой, нагревание регулируют так, чтобы температура повышалась не более чем на 1 °С в минуту. Замечают температуру, при которой падает первая капля продукта.

Определение коллоидной стабильности. Коллоидную стабильность определяют по ГОСТ 29188.3. Две пробирки наполняют на  объема исследуемой эмульсией и взвешивают, результат записывают до второго десятичного знака. Разность массы пробирок с эмульсией не должна превышать 0,2 г. Пробирки помещают в водяную баню или термостат и выдерживают 20 мин при температуре 42-45 °С густые эмульсии, при температуре 22-25 °С - жидкие эмульсии. Пробирки вынимают, насухо вытирают их с внешней стороны и устанавливают в гнезда центрифуги. Центрифугирование проводят в течение 5 мин при частоте вращения 100 с.

Пробирки вынимают и определяют стабильность эмульсии. Если только в одной пробирке наблюдают расслоение эмульсии, то повторяют испытание с новыми порциями эмульсии. При определении стабильности жидких эмульсий, если не наблюдают четкого расслоения, содержимое пробирки осторожно выливают на лист белой плотной бумаги и отмечают наличие или отсутствие расслоения эмульсии. Эмульсию считают стабильной, если после центрифугирования в пробирках наблюдают выделение не более капли водной фазы или слоя масляной фазы не более 0,5 см.

Определение термостабильности. Термостабильность определяют по ГОСТ 29188.3. Три пробирки диаметром 14 мм высотой 120(100) мм или цилиндры вместимостью 25 см наполняют на  объема испытуемой эмульсией, следя за тем, чтобы в эмульсии не оставалось пузырьков воздуха, закрывают пробками и помещают в термостат с температурой 40-42 °С.

При определении термостабильности, эмульсии типа вода/масло содержимое пробирок или цилиндров после 1 ч термостатирования осторожно перемешивают стеклянной палочкой для удаления воздуха. Эмульсии выдерживают в термостате 24 ч и затем определяют стабильность.

Эмульсию считают стабильной, если после термостатирования в пробирках не наблюдают выделения водной фазы, допускается выделение слоя масляной фазы не более 0,5 см.

Определение массовой доли суммы тяжелых металлов

Массовую долю суммы тяжелых металлов определяют для всех видов косметических кремов электрофотометрическим методом с N,N- диэтилдитиокарбаматом натрия по ГОСТ Р 51579 со следующим дополнением для косметических кремов, содержащих минеральные природные материалы и галогенсодержащие соединения.

Подготовку пробы к испытанию для косметических кремов, содержащих минеральные природные материалы и галогенсодержащие соединения, проводят следующим образом. Взвешивают в тигле 5 г крема, добавляют 2 куб. см концентрированной серной кислоты, ставят в холодную муфельную печь и затем прокаливают в ней в течение 23 ч при 600 -С - 650 -С.

После охлаждения содержимое тигля переносят в стакан, тигель ополаскивают раствором соляной кислоты (15 куб. см), раствор сливают в стакан и нагревают до кипения, затем охлаждают и нейтрализуют раствором аммиака по универсальной индикаторной бумаге до рН 7,5 - 8,0, дают раствору отстояться в течение 1 ч при (20 +/- 2) -С и фильтруют в делительную воронку, отфильтровывая осадок гидроокисей железа и алюминия. Осадок на фильтре промывают два раза дистиллированной водой по 10 куб. см.

Допускается использовать для определения массовой доли суммы тяжелых металлов атомно-абсорбционный метод по ГОСТ 30178 или метод инверсионной вольтамперометрии по ГОСТ Р 51301, ГОСТ Р 51962.

В таблице 18 (Приложение 2) представлены результаты анализа маркировки и полноты информации исследуемых образцов.

Оценку качества маркировки проводили, на основании ГОСТ Р 51391 - 99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования» и ГОСТ 28303-89 "Изделия косметические. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение".

Маркировка представленных образцов полностью соответствует стандарту. Так как данные об условиях хранения, указывают для косметических изделий, требующих специальных условий хранения, они не указаны в маркировке ни у одного из представленных образцов.

Результаты органолептической экспертизы представленных образцов представлена в таблице 19 (Приложение 2).

Таким образом, все образцы по органолептическим показателям соответствуют требованиям ГОСТ 52343-2005.

Результаты физико-химической экспертизы представлены в таблице 20 (Приложение 2).

Таким образом, все образцы кремов для рук по физико-химическим показателям соответствуют ГОСТ Р 52343-2005.

ВЫВОД

В ходе выполнения данной дипломной работы выявлено следующее.

. Люди с древних времен заботятся о красоте и здоровье своего тела, лица, волос. Уже за 5000 лет до нашей эры люди использовали косметические средства для ухода за кожей, волосами, в качестве средств личной гигиены и в лечебно-профилактических целях.

. Кремы для рук, лица и ног придают красивый внешний вид и здоровое состояние коже и волосам и поэтому имеют большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение. Они очищают, увлажняют, питают, укрепляют, защищают от неблагоприятных факторов природы, устраняют воспалительные процессы.

. Косметические крема относятся к классу непродовольственных товаров, к подклассу - гигиенические, к группе - косметические.

. Качество крема и влияние его на организм человека зависит от основных компонентов, которые входят в его состав. Основа всех кремов - композиция жировых веществ и воды. Основным сырьем для кремов являются ланолин, спермацет, стеарин, белковые вещества, пчелиный воск, глицерин, эмульгаторы, казеин, витамины, гормоны, настои, энзимы, ферменты и другие биологически активные вещества, а также вода, искусственные воски и другие многочисленные вещества. Использование определённых растительных экстрактов может придавать кремам противовоспалительные и бактерицидные свойства. Необходимо знать названия компонентов, входящих в состав кремов, которые могут принести пользу или вред вашей коже, чтобы избежать негативного влияния на неё.

. Для исследования ассортимента кремов для рук, лица и ног был выбран магазин "Пятерочка". В данном магазине был проанализирован ассортимент кремов, изучены структуры ассортимента кремов по основным показателям, сериям, назначению, типу кожи, времени применения. По данным каждой таблицы были сделаны выводы, которые можно применить в последующих рекомендациях по расширению ассортимента кремов в исследуемом магазине.

. В результате исследования было была проведена органолептическая и физико-химическая оценка качества кремов для рук. В результате проведенных исследований было выявлено, что все представленные образцы соответствуют требованиям ГОСТ.

На базе магазина "Пятерочка" рекомендуется провести маркетинговый опрос населения, покупающего кремы для рук, лица и ног, какие бы они хотели ещё крема приобретать в данном магазине и насколько их устраивает ассортимент товаров в данном магазине. На основании этого опроса можно сделать выводы о достаточном ассортименте продукции и необходимости его обновления по результатам опроса можно ввести дополнительный ассортимент продукции удовлетворяющей в более полной мере опрашиваемого населения.

В настоящее время для производителей косметических кремов важной задачей является быстрая смена ассортимента кремов для удовлетворения потребностей потребителей, использование высококачественного и полезного сырья, а также модернизация и усовершенствование технологической базы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      ГОСТ Р 52343 - 2005. Кремы косметические. Общие технические условия. Введ. 31.05.2005. - М.: Стандартинформ, 2005.

.        ГОСТ 29188.2-91. Изделия косметические. Метод определения водородного показателя, рН.

.        ГОСТ 29188.3-91. Изделия косметические. Метод определения стабильности эмульсии.

.        ГОСТ 29188.4-91. Изделия косметические. Метод определения воды и летучих веществ или сухого вещества.

.        Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров, М.: ПрофОбрИздат, 2008 - 204 с.

.        Андреева О.А. Рынок парфюмерно-косметической продукции/ О.А. Андреева // Потребитель. - 2011. - №12. - С. 4-8.

.        Афанасьев Л.Р., Базарова В.И. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. / Л.Р. Афанасьев, В.И. Базарова - М.: Экономика, 2008. - 315 с.

.        Барченкова В.И. Основы товароведения непродовольственных товаров. М. - Норма. 2009.

.        Брилевский О.А. Товароведение непродовольственных товаров. - М.: Март, 2008. - 614с.

.        Бурова М. Товароведение непродовольственных товаров. М.: Инфра-М. 2008

.        Васильева Н.О. Фальсификация и идентификация непродовольственных товаров / Н. О. Васильева, Н. Г. Плотникова; КГТЭИ. - Красноярск, 2008. - 84 с.

.        Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. Учебник для вузов/ С.А. Вилкова. - М.:Деловая литература, 2010. - 286 с.

.        Волошко Н.И., Черноморец Н.А. Парфюмерно-косметические товары: ассортимент, сертификация, особенности торговли, Белгород, БКАПК, 2008, 304 с.

.        Газюлина Н.А. Товароведение непродовольственных товаров. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2008

.        Гамидулаева С.Н., Иванова Е.В., Николаева С.Л., Симонова В.Н. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: учебное пособие. -СПб.: «Альфа», 2008. - 432 с.

.        Голубятникова А.Т. Исследование непродовольственных товаров. - М.: Экономика, 2008.

.        Жиряева Е.В. Товароведение. СПб.: Питер, 2008. 416 с.

.        Казанцева Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. М. : Дашков и К, 2009. - 400 с.

.        Козюлина Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений. - М.: «Дашков и Кº», 2008. - 368 с.

.        Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. - М.: Аудит; ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

.        Мельниченко Т.А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров. М - ЮНИТИ - ДАНА. 2010.

.        Моисеенков Н.С.. Товароведение непродовольственных товаров. Р-н-Д: Март, 2008

.        Невернова А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник. - М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2008.- 464 с.

.        Невернова А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник. - М.: МЦФР, 2008. - 848 с.

.        Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2008.-448с.

.        Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2008. - 283 с.

.        Николаева М.А. Товарная экспертиза: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Деловая литература». - 2007.-320 с.

.        Николаева М.А. Товарная экспертиза: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Деловая литература». - 2008. - 320 с.

.        Паршикова В.Н. Парфюмерно-косметические товары: учеб. Пособие для студентов торгово-экономических вузов/ В.Н Паршикова - Красноярск: РИО КГПУ, 2008 - 260 с.

.        Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: Учебник/ Ф.А. Петрище - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008 - 512 с.

.        Татьянина П.Н. Рынок парфюмерно-косметических товаров / П.Н. Татьянина//Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2011. - №1. - С. 3-7.

.        Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебние/под ред.В. В. Шевченко. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 421с.

.        Товароведение непродовольственных товаров: учебник/ Н.С. Моисеенко.- Изд. 5-е, доп. и перераб.- Ростов Н/Д: Феникс, 2009.

.        Товароведение непродовольственных товаров: Учебник / А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко, Н.И. Волошко, А.П.Снитко.-3-е изд. испр- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2009.

.        Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования / Под ред. А.Н. Неверова, Т.Н. Чалых.-М.: ИРПО;2008. -с.91-132.

.        Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник / Под ред. проф. А.М. Неверова - М.: МЦФЭР, 2008.

.        Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Снитко А.П. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 540 с.

.        Чалых Т.И., Панкина Н.А. Товароведение и организация торговли непродовольственных товаров. Спб. -ПИТЕР. 2008.

.        Шевченко В. В.. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. - М.: Инфра-М. 2008.

.        Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров/ А.Ф. Шепелев, И.А. Печенежская, Т.Е. Ивахненко - Ростов Н/Д.: Издательский центр «Март», 2008-144 с.

.        Яковлева Л.А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров/ Л.А. Яковлева, Г.Г. Кушакова - СПб.: Издательство «Лань», 2008 - 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1. Крупнейшие страны-потребители косметических товаров и процент потребления в них

Рисунок 2. Структура каналов продаж косметических средств в натуральном выражении

Рисунок 3. Структура каналов продаж косметических средств в стоимостном выражении

Рисунок 5. Факторы, влияющие на принятие решения о покупке косметических средств

Рисунок 4. Доли потребителей косметических товаров в России среди мужчин и женщин

Рисунок 6. Крем косметический для рук увлажняющий "GARNIER HAND"

Рисунок 7. Крем косметический питательный для рук "Бархатные ручки"

Рисунок 8. Крем косметический для рук витаминно-глицериновый "Шелковая лента"

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1 - Структура ассортимента кремов по сериям

Серия

Количество, шт.

Доля, %

Черный жемчуг

14

31,11

Сто рецептов красоты

11

24,44

Чистая линия

9

20,00

МИА

6

13,33

Бархатные ручки

5

11,11

Итого:

45

100,00


Таблица 2 - Структура ассортимента кремов по назначению

Назначение

Количество, шт.

Доля, %

Крем для лица

24

61,5%

Крем для тела

2

5,1%

Крем для век

5

12,8%

Крем для рук

4

10,3%

Крем для ног

4

10,3%

Итого:

39

100,00%


Таблица 3 - Структура ассортимента кремов по характеру действия

Наименование

Количество, шт.

Доля, %

защитные

10,00%

питательные

7

20,5%

увлажняющие

17

46,2%

специальные

12

33,3%

Итого:

39

100,00%


Таблица 4 - Структура ассортимента кремов по типу кожи

Тип кожи

Количество, шт.

Доля, %

Для сухой кожи

6

25%

Для жирной кожи

3

12,5%

Для нормальной кожи

7

29,2%

Для комбинированной кожи

3

12,5%

Для всех типов кожи

5

20,8%

Итого:

24

100,00%


Таблица 5 - Структура ассортимента кремов по времени применения

Назначение

Количество, шт.

Доля, %

Дневной

16

76,19%

Ночной

5

23,81%

Итого:

21

100,00%


Таблица 6 - Структура ассортимента кремов по ценовой категории

Цена

Количество, шт.

Доля, %

до 100 руб.

4

10,72%

свыше 100 руб.

34

73,67%

свыше 200 руб.

5

11,11%

свыше 500 руб.

2

4,9%

Итого:

45

100,00%


Таблица 7 - Структура ассортимента кремов по фасовке

Вид фасовки

Количество, шт.

Доля, %

Банка

21

46,67%

Туба

24

53,33%

Итого:

45

100,00%


Таблица 8 - Структура ассортимента кремов по консистенции

Наименование

Количество, шт.

Доля, %

Жировые

0

0,00%

Эмульсионные

35

77,78%

Безжировые

10

22,22%

Итого:

45

100,00%


Таблица 9 - Структура ассортимента кремов по основным показателям (КШ, КП) по серии "Черный жемчуг"

Назначение крема

Количество (на 01.03.13)

Количество (на 31.03.13)

Коэффициент полноты (КП), %

Крем дневной "Основной уход" для лица для нормальной кожи

11,00

4,00

2,75

Крем дневной "Основной уход" для лица для сухой кожи

8,00

4,00

2,00

Крем ночной "Основной уход" для лица для сухой кожи

8,00

6,00

1,33

Крем ночной "Основной уход" для лица для нормальной кожи

11,00

6,00

1,83

Гель для век "Основной уход" "Черный жемчуг"

8,00

5,00

1,60

Крем дневной для нормальной кожи "Упругость кожи"

7,00

5,00

1,40

Крем дневной для сухой кожи "Упругость кожи"

9,00

6,00

1,50

Крем ночной для нормальной кожи "Упругость кожи"

7,00

4,00

1,75

Крем ночной для сухой кожи "Упругость кожи"

7,00

6,00

1,17

Крем корректор для кожи вокруг глаз

10,00

8,00

1,25

Крем-лифтинг для лица дневной

16,00

7,00

2,29

Крем-лифтинг для лица ночной

12,00

6,00

2,00

Крем для рук питательный "Основной уход"

11,00

5,00

2,20

Бальзам для ног "Основной уход"

7,00

2,00

3,50

 

 

 

Коэффициент широты (КШ),%

Итого:

114,00

67,00

1,70


Таблица 10 - Структура ассортимента кремов по основным показателям по серии "Сто рецептов красоты"

Назначение крема

Количество (на 01.03.13)

Количество (на 31.03.13)

Коэффициент полноты (КП),%

Крем питательный для сухой кожи «Мед и банан»

11,00

8,00

1,38

Крем ночной питательный для нормальной кожи «Алоэ и овсяные хлопья»

8,00

4,00

2,00

Крем, увлажняющий для нормальной кожи «Алоэ и виноград»

17,00

7,00

2,43

Крем, увлажняющий для жирной кожи «Огуречный сок и клюква»

12,00

2,00

6,00

Крем, увлажняющий для сухой кожи "Мед и молоко"

11,00

8,00

1,38

Гель для век освежающий "Чайный лист"

12,00

6,00

2,00

Крем для лица антивозрастной "Облепиха, пшеница, березовый сок"

11,00

5,00

2,20

Крем для век антивозрастной "Облепиха, пшеница, петрушка"

9,00

3,00

3,00

Крем для рук и ногтей "Оливковое масло"

30,00

10,00

3,00

Крем для ног смягчающий "Тыква"

13,00

6,00

2,17

 

 

 

Коэффициент широты (КШ),%

Итого:

134,00

59,00

2,27


Таблица 11 - Структура ассортимента кремов по основным показателям по серии "Чистая линия"

Назначение крема

Количество (на 01.03.13)

Количество (на 31.03.13)

Коэффициент полноты (КП),%





Крем для лица "Ромашка и земляника"(для молодой кожи)

9,00

6,00

1,50

Крем для лица "Медуница, липовый цвет"(с 26 лет).

13,00

9,00

1,44

Крем для лица "Солодка, эхинацея"

13,00

6,00

2,17

Крем матовость кожи

13,00

10,00

1,30

Гель для век "Экстракт петрушки"

17,00

5,00

3,40

Крем питательный для рук и ногтей "Ромашка"

18,00

4,00

4,50

Гель для ног "Экстракт подорожника"

27,00

7,00

3,86

Крем увлажняющий для тела" Экстракт овса"

7,00

4,00

1,75

Гель против угревой сыпи

13,00

9,00

1,44

 

Коэффициент широты (КШ),%

Итого:

130,00

60,00

2,17


Таблица 12 - Структура ассортимента кремов по основным показателям по серии "МИА"

Назначение крема

Количество (на 01.03.13)

Количество (на 31.03.13)

Коэффициент полноты (КП),%





Интенсивный гель для проблемных участков ков кожи

7,00

1,00

7,00

Крем, увлажняющий придающий матовость коже

5,00

3,00

1,67

Мусс увлажняющий

5,00

4,00

1,25

Крем-гель освежающий

8,00

3,00

2,67

Лосьон-тоник, освежающий для жирной кожи

8,00

6,00

1,33

Крем для рук и ногтей

6,00

3,00

2,00


Коэффициент полноты (КШ),%

Итого:

39,00

20,00

1,95


Таблица 13 - Структура ассортимента кремов по основным показателям по серии "Бархатные ручки"

Назначение крема

Количество (на 01.03.13)

Количество (на 31.03.13)

Коэффициент полноты (КП),%





Крем ночной восстанавливающий

12,00

7,00

1,71

Крем увлажняющий

21,00

9,00

2,33

Крем защитный

21,00

9,00

2,33

Крем питательный

24,00

1,00

24,00

Крем комплексный для рук и ногтей

23,00

6,00

3,83


Коэффициент широты (КШ), %

Итого:

101

32,00

3,16


Таблица 14 - Коэффициент устойчивости

Серия

Количество видов пользующихся устойчивым спросом, шт.

Общее количество видов, шт.

Коэффициент устойчивости (КУ),%

Черный жемчуг

5

14

35,71%

 

Сто рецептов красоты

6

11

54,55%

 

Чистая линия

4

9

44,44%

 

МИА

2

6

33,33%

5

5

80,00%

 


Таблица 15 - Характеристика образцов крема для рук как объектов для исследований

Наименование

Масса

Вид упаковки

Производитель

Цена

GARNIER HAND

75 мл

тюбик

Л`Ореаль Продукцион Дойчланд (Германия)

38,90

Бархатные ручки

75 мл

тюбик

ОАО Концерн "КАЛИНА" Россия (Екатеринбург)

25,50

Шелковая лента

75 мл

тюбик

ОАО Парфюмерно-косметическая компания "Весна" Россия (Самара)

24,00

Таблица 16 - Органолептические показатели качества кремов

Наименование показателя

Характеристика

Внешний вид

Однородная масса, не содержащая посторонних примесей

Цвет

Свойственный цвету крема данного наименования

Запах

Свойственный запаху крема данного наименования


Таблица 17 - Физико-химические показатели качества кремов

Наименование показателей

Норма кремов


Эмульсионные кремы

Кремы-гели

Жировые кремы

Массовая доля воды и летучих веществ, %

5,0-98,0

5,0-98,0

-

Массовая доля суммы тяжелых металлов, % (мг/кг), не более

0,0020 (20,0)

Водородный показатель, рН

5,0 - 9,0

5,0 - 9,0

5,0 - 9,0

Коллоидная стабильность

Стабилен


Температура каплепадения



39-55

Термостабильность

Стабилен



Таблица 18 - Результаты анализа маркировки и полноты информации

Обозначение данных

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

Наименование изделия

+

+

+

Наименование предприятия - изготовителя и его местонахождение

+

+

+

Товарный знак

+

+

+

Масса нетто, объем, количество

+

+

+

Состав изделия

+

+

+

Условия хранения

0

0

0

Срок годности

+

+

+

Обозначение стандарта

+

+

+

Информация о правильном применении и предостережения

+

+

+

Информация о сертификации

+

+

+

Условные обозначения: 1. Информация присутствует, полная - "+"; 2. Информация отсутствует- "0".

Таблица 19 - Органолептические показатели крема для рук

Наименование показателя

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Внешний вид

Однородная масса, без посторонних примесей

Однородная масса, без посторонних примесей

Однородная масса, без посторонних примесей

Цвет

белый

белый

белый

Запах

Нежный, не резкий

Нежный, не резкий

Нежный, не резкий


Таблица 20 - Физико-химические показатели качества кремов для рук

Наименование показателей

Норма кремов


Образец №1

Образец №2

Образец №3

Массовая доля воды и летучих веществ, %

7,0

8,0

7,56

Массовая доля суммы тяжелых металлов, % (мг/кг), не более

0,0018

0,0016

0,0017

Водородный показатель, рН

5,0

5,0

5,0

Коллоидная стабильность

Стабилен

Температура каплепадения

40

Термостабильность

Стабилен


Похожие работы на - Сравнительная товароведная характеристика и анализ ассортимента кремов для рук, лица и ног

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!