История управленческой мысли

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,02 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История управленческой мысли

1. Тенденции развития управления и возникновение менеджмента в Древнем мире

менеджмент управление средневековье возрождение

Управленческая революция - это смена социальных институтов, приоритетов и типов управления, переход от одного качественного состояния менеджмента к другому. Можно выделить семь этапов развития менеджмента или семь управленческих революций.

Первая управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования рабовладельческих государств Древнего Востока. Этот этап развития управленческой мысли можно охарактеризовать как «религиозно-коммерческий». Расслоение высшей касты священников привело к выделению особого слоя жрецов - религиозных функционеров, которые под видом отправления религиозного обряда собирали дань и пускали ее в дело. Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и производили коммерческие расчеты. Таким образом, на первом этапе своего развития управление касалось коммерческой деятельности священнослужителей. В результате первой управленческой революции менеджмент сформировался как инструмент целенаправленной коммерческой и религиозной деятельности, позднее он превратится в определенный социальный институт и профессиональное занятие.

Вторая управленческая революция произошла примерно через тысячу лет после первой и связана с введением новых механизмов хозяйствования в период Старовавилонского царства (XIX-XVI вв. до н.э.). Жестко централизованная система организации хозяйства сменилась системой государственного контроля и регламентации экономической деятельности. Это получило свое выражение в законах царствующих правителей Эшнунны (XX в. до н.э.), Липит-Иштара (XX-XIX вв. до н.э.) и Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Суть второй революции в менеджменте заключается в появлении светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождении основ лидерского стиля управления.

Третья управленческая революция произошла еще через тысячу лет после второй, и также в Вавилонии и получила название «производственно-строительной». Царь Навуходоносор II (605-562 гг. до н.э.) прославился как талантливый полководец, строитель, организатор и хозяйственник, внедривший адекватные подходы к управлению. Третья революция в менеджменте, обусловленная достижениями в области строительной деятельности и разработки технически сложных проектов, знаменует применение эффективных методов управления и контроля качества продукции.

Четвертая управленческая революция происходила в средние века, еще до наступления этапа развития капитализма. Концепции управления в раннем средневековье отражали доминирование профессиональных гильдий (цехов), отношения в которых строились на сотрудничестве. При этом характерным было отсутствие банковской системы, недостаток мобильности работников, регулирование отношений по законам морали, а не экономики. В более поздний период (Ренессанс) появились первые банки, стали расширяться рынки сбыта и сырья; ведение бизнеса начали осуществлять уже не сами работники, а владельцы капитала. Целью бизнеса стало получение прибыли.

Пятая управленческая революция произошла в период индустриальной революции XVIII-XIX вв. В этот период произошло осознание того, что управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические. Управление отделилось от собственности, капитала и сферы непосредственного производства, что привело впоследствии к возникновению профессионального управления. Функции управления постоянно расширялись и дополнялись планированием, делопроизводством, организацией закупок и сбыта продукции и др. Острая необходимость в качественном профессиональном управлении привела к появлению наемного управляющего, однако менеджер как особая фигура еще не стал профессионалом.

Шестая управленческая революция (конец XIX-XX в.) происходила в период усиления роли профессиональных менеджеров в управлении государственным и частным сектором. Основоположником теории рациональной бюрократии стал немецкий социолог М. Вебер, который предлагал заменить собственника, как фигуру временную, менеджером и бюрократом - государственным чиновником. В этот период развивалось крупное промышленное производство и соответствующие ему сложные иерархические структуры управления, происходила регламентация должностных обязанностей и ответственности менеджеров. В целом этот этап характеризовался разделением управленческого труда и выделением менеджмента как науки.

Седьмая управленческая революция (с 80-х гг. XX в.) - постиндустриальный этап управленческого развития связан с переходом к постиндустриальному этапу общественного развития.

Отличительной чертой экономической и управленческой мысли в Древней Мире является то, что ее носители - философы и мыслители, которые разрабатывали концепции, внедряли их в своей практической повседневной жизни. Отсюда огромное значение в теории управления, общественного устройства придавалось вопросам этики и морали. Античные воззрения относительно экономики, ведения хозяйства и управления относились в большей степени к управлению государством и деятельности государственных правителей, чем к практической жизни простых граждан. В трудах античных авторов, касающихся ведения хозяйства, встречаются принципы рациональности, на которых опираются современные предприятия в своей хозяйственной деятельности.

Основные древние цивилизации, внесшие свой вклад в развитие управленческой мысли: Древнюю Грецию, Римскую Империю, Вавилонию, Древний Египет, Древний Восток. В Древнем Мире экономические отношения определялись специфической деятельностью «ранних капиталистов» - ростовщиков, сборщиков налогов, купцов. Их деятельность не носила характер предпринимательства и не была направлена на получение прибыли посредством авансирования капитала. Первый период развития управленческой мысли характеризуется развитием первых экономических и управленческих теорий, разработкой основ регулирования товарно-денежных отношений, обменных операций, оплаты труда, теорий эффективного управления и руководства хозяйством. Приоритетной сферой деятельности считается земледелие и сельское хозяйство, которое создает добавленную стоимость и тем самым приносит доход землевладельцу. Особое внимание уделялось этике и морали ведения дел, философии, партисипативному управлению и мотивации работников.

В Древнеегипетском царстве были созданы первые из дошедших до нас письменных источников, содержавшие упоминание самых простых аспектов управления. В них констатировались наличие и важность управления государством, указывалось на существование особых групп людей, занятых данным видом деятельности. При этом центральной фигурой, вокруг которой формировались мысли об управлении, как правило, выступал государь, облик которого в большинстве случаев восхвалялся и идеализировался. В ряде текстов встречались упоминания о действиях царей, высокопоставленных сановников и придворных, касающихся управления государством, провинциями, государственным хозяйством, перечислялись управленческие должности и иерархия должностей, связанные с ними права и обязанности, высказывались соображения по поводу зарождавшихся фрагментов организации, ее организационной структуры, целей, приоритетов и функций управления.

Древняя Греция. Искусство управления людьми в Древней Греции называлось «демагогией». Именно в Древней Греции, две с половиной тысячи лет назад, наметился поворот к абсолютно новой системе ценностей, благодаря которому стало возможным дальнейшее развитие управления как науки. В Древней Греции сложился цивилизованный рынок, основанный на честном, добросовестном труде, высокой культуре руководства и свободном развитии личности. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

Древний Рим и, впоследствии, Священная Римская Империя стали образцом в вопросах права, централизованной власти, иерархии, общественного строя. Административная система и иерархия Римской католической церкви, основы которой заложены в Древнем Риме, до сих пор считается наиболее совершенной моделью формальной организации, а римское право является основой современного гражданского права.

Государства Аккад и Шумер вошли в историю управления благодаря мощному бюрократическому аппарату, на который опиралась царская власть, а также жесткой централизацией в управлении. В период правления царя Шульги был сформулирован «Царский список», где обосновывалась тирания царской власти, изданы судебники с целью централизации правовых отношений в государстве.

Вавилония. На развитие управленческой мысли в данной цивилизации оказал влияние знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). В кодексе формально закреплялись правила общественных и товарно-денежных отношений: отношения собственности (неприкосновенность), своевременная уплата налогов, устанавливался предел суммы процентов по денежному долгу и т.п. Значение кодекса законов Хаммурапи для современного менеджмента в том, что он представлял собой первую формальную систему управления, регулировал отношения между людьми.

Среди философов Древнего Китая следует упомянуть Конфуция (ок. 551-479 до н.э.) и его «Беседы и суждения». Учение Конфуция отражает подход к управлению с позиций партисипативного менеджмента в сочетании с идеей беспрекословного подчинения вышестоящим должностям.

Особенности географического положения Японии обусловили и специфику национальной культуры и черт: стойкость, мужество, терпеливость. В древней Японии для работы активно привлекались пленные китайские ремесленники, оказавшие большое влияние на развитие ремесла. В целом на Японию огромное культурное влияние оказали Китай и Корея; основы общественных и философских доктрин определены конфуцианством и буддизмом.

Для Древней Индии характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь выступал как символ общественного порядка, «кармы», обеспечивавшего жизнь всем членам общества. Управление было вплетено в общее религиозно-философское мышление. Подтверждение этому мы находим в одной из древних религий Востока, брахманизме, которая возникла в Древней Индии.

2. Эволюция управленческой мысли в эпоху Средневековья

Особенность развития управленческой мысли в эпоху Средневековья в том, что наиболее известные и дошедшие до нас работы мыслителей носят религиозный (теологический) характер. Для обоснования и описания товарно-денежных отношений, экономических явлений, управления ремесленным производством использовались теологические и морально-этические методы и принципы. Наиболее известные в среде средневековых богословов, в чьих трудах отражены мысли относительно организации хозяйства, обмена и т.п., - это представитель раннего канонизма Августин Блаженный (353-430) и поздний канонист Фома Аквинский (1225 (1226) - 1273).

Августин Блаженный развил учение о предопределении, согласно которому поведение человека детерминировано и предопределено волей бога. Отсюда и история человечества - тоже результат божественного провидения. В сочинении «О граде божьем» противопоставил светскому государству всемирное господство церкви. Без веры нет знания. Августин Блаженный считает умственный и физический труд равноценным, положение в обществе не определяет разделение труда. Богатство может быть накоплено только в результате труда, а ростовщический процент и торговая наценка - грешные способы. Обмен априори является пропорциональным. «Справедливая цена» товара должна определяться исходя из затрат труда и материальных затрат на производство товара. Считает деньги необходимыми для упрощения товарообмена, однако сами по себе ценности они не имеют.

Основной принцип учения Фомы Аквинского - гармония веры и разума. Основные труды - «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Считал, что разум может доказать существование бога, и составил пять тому доказательств. Разработал учение об иерархии, согласно которому все существующее имеет определенный, созданный богом иерархический порядок. Фома Аквинский не считает ремесленное производство, крупные торговые операции однозначно греховными. Во многом это связано с объективным развитием данных видов деятельности - отрицать их существование или запрещать было бессмысленно. Фома Аквинский считал, что сословное разделение людей и различие их труда обусловлено свыше. Труд приумножает богатство, однако богатство должно быть умеренным, частную собственность не отрицает. В отличие от Августина Блаженного считает, что торговый обмен не всегда справедливый, так как может служить на пользу одному и в ущерб другому. «Справедливая цена» не должна рассчитываться на основе затрат труда и материалов, так как продавец должен получить то количество денег, которое соответствует его положению. Ценность денег устанавливается государством. Ростовщики и купцы могут получать большие доходы, если они связаны с издержками перевозки и рисками.

Стремление к наживе и выгоде как самоцели категорически противоречило этической концепции Средневековья. Различались принципы ведения домашнего хозяйства, размещения имущества (как этичные) и принципы предпринимательства и вложения капитала (как неэтичные). Мирская деятельность (в том числе и ремесло) считалась нравственно неоцениваемой, безотносительной этике и морали. Торговля считалась занятием, едва ли угодным Богу, так же как и ростовщичество. Предпринимательство с целью получения прибыли было постыдным делом.

«Салическая правда» - кодекс обычного права салических франков, составленном при Хлодвиге (ок. 466-511) и впоследствии пополнявшемся капитуляриями других королей. Составители «Салической правды» признают верховное право общины на пахотную землю, защищают суверенитет общины от покушения пришлых элементов. Так, титул 59 «Правды» свидетельствует о том, что земельные наделы (аллоды) еще не стали частной собственностью отдельных семей. § 5 этого титула запрещает передавать землю по наследству лицам женского пола: «Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям». Если не было наследников мужского пола, то земля переходила к общине.

«Салическая правда» защищает верховное право общины на луга, пустоши, леса, болота и другие угодья. Так, согласно § 19 титула 27 рубка леса разрешалась всем общинникам, если только на деревьях не было пометок, сделанных менее года назад: «Если кто возьмет дерево, помеченное более года назад, в этом нет никакой вины». Охраняя права общины на земельные угодья, «Правда» устанавливала серьезные ограничения для поселения в деревнях пришлых элементов. Так, в титуле 45 «О переселенцах» говорилось: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Вместе с тем составители «Салической правды» были вынуждены считаться с фактом разложения общины и развития частного хозяйства на ее землях. Поэтому в этом юридическом памятнике содержатся законы, охраняющие индивидуальное хозяйство франков (титулы «О краже изгороди», «О различных покражах», «О поджогах», «О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту» и др.). Признавая наличие пережитков родовых отношений (о чем свидетельствует, в частности, титул «О рейпусе»), «Салическая правда» в то же время отразила процесс их постепенного изживания. Так, составители включили в этот сборник законов титул «О горсти земли», в соответствии с которым зажиточные родственники могли отказаться от уплаты штрафов за своих бедных сородичей. Титул «О желающем отказаться от родства» допускал возможность выхода из большой семьи.

3. Развитие теории управления в эпоху Возрождения

Данный период развития управленческой мысли характеризуется зарождением и становлением феодализма и изменением производственных отношений - от использования рабского труда к использованию наемного в ремесленных мастерских. К XI веку во многих странах Западной Европы ремесленное производство начинает активно развиваться, растут объемы производства, деньги приобретают все большую ценность в товарообменных операциях.

Приоритетной отраслью по-прежнему остается сельское хозяйство, однако возросший спрос на продукцию ремесленных мастерских требует новой формы организации производства, каковой становится цех. К XIV в. цеховое ремесленное производство полностью сменяет надомное и становится основной формой производства. Одновременно развивается торговля, образуются купеческие гильдии, ремесленные союзы.

Установление цеховой формы ремесленного производства благоприятно сказалось на внедрении более совершенных средств труда, заложило основы разделения труда, способствовало росту квалификации ремесленников, а также их специализации. Разделение труда в цеху отсутствовало, однако существовала градация труд по степени сложности: более ответственная и сложная работа выполнялась мастером, менее - подмастерьями, простейшие операции доверялись ученикам.

В этот период происходит отделение сельского хозяйства и ремесла как отдельных отраслей экономики, которые начинают обслуживать нужды друг друга. Развитие ремесленных цехов приводит к росту городов (прежде всего в Италии), интенсификации торговли и развитию внутреннего рынка.

Развитие научно-технического прогресса и внедрение в производство первых приспособлений и машин (токарных, сверлильных, ткацких станков и различных орудий, облегчающих труд) привело к росту производительности труда. Однако с течением времени обслуживание машин становилось все более сложным и энергоемким, что подтолкнуло к поиску альтернативных источников энергии (водяные и ветряные двигатели), получивших широкое распространение в третий и четвертый период развития управленческой мысли.

Одним из мыслителей, оказавшим огромное влияние на развитие практики и теории управления, является итальянский гуманист эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527). Его основные идеи отражены в трудах «Государь», «Рассуждения о Тите Ливии». Мировоззрение Н. Макиавелли во многом определено тем, что он жил в период раздробленности Италии, основную причину которой видел в отсутствии сильной централизованной власти. Отсюда, центральной концепцией учения Макиавелли стала сильная неограниченная власть, основанная на абсолютном подчинении.

Он внес заметный вклад в развитие проблем управления государством и права. В своих трудах - политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах - он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителя и подчиненных. В совокупности решения этих вопросов составляют оригинальную систему практического управления, которая по своей эффективности, глубине и политической мудрости превосходит некоторые современные разработки.

Согласно концепции политического реализма Макиавелли при завоевании власти хороши популизм и декларирование общечеловеческих ценностей, но удержать власть можно только с помощью страха, жестокости и политических интриг. Государь, утверждает философ, «не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание». «Следует понимать, что государь… ради сохранения государства часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия».

Макиавелли выдвинул идею разделения политической (т.е. светской) и религиозной власти. Именно эта идея стала основой не только в организации доидустриального и индустриального, но и современного общества.

Макиавелли одним из первых обосновал понятие гражданского общества и применил термин «государство» так, как принято сейчас - для обозначения политической организации общества. На идеях Макиавелли сформировались многие научные течения (социология, политология, управление, бюрократия и элиты и многие другие). В какой-то степени Макиавелли является основоположником современной теории власти и лидерства, а также теории принятия решений.

4. Истоки и тенденции российского менеджмента

Предшественники Петра были озабочены поднятием экономического могущества Московского государства. Но их усилия были малорезультативны. С первых лет царствования Петр постоянно нуждался в деньгах и должен был изыскивать новые источники государственных доходов. Эти поиски привели царя к той мысли, что улучшить финансовое обеспечение страны можно только путем коренных изменений в области развития народного хозяйства и торговли. Основными направлениями экономических преобразований были следующие:

§развитие крупной промышленности и активная поддержка ремесленных и кустарных производств;

§содействие развитию сельского хозяйства;

§укрепление финансовой системы;

§государственная поддержка в развитии внешней и внутренней торговли.

Для подъема крупной промышленности было необходимо иметь разнообразные полезные ископаемые. Для их разведки и поиска Петр снаряжал геологические команды в различные районы страны. Петр принимал меры, направленные на приезд в Россию иностранных инженеров и техников с целью активизации строительства промышленных предприятий. Он посылал молодых людей за границу для изучения разных отраслей западной промышленности.

Русским предпринимателям Петр также давал различные льготы. Крестьянам, проявившим интерес к кустарному и ремесленному производству, предоставлялось право владения землей. Он доказывал и убеждал дворян в том, что они также без всякого позора могут заниматься промышленными и торговыми делами.

Петр I различными способами поощрял развитие внешней и внутренней торговли. Причем он стремился к тому, чтобы вывоз товаров из России превышал ввоз их из других стран.

Создание промышленных предприятий, а особенно содержание по тому времени многочисленных армии и флота требовали крупных финансовых затрат. Для сбалансирования бюджета применялись меры по привлечению в страну драгоценных металлов, прекращению вывоза денег за рубеж. Золото и серебро были изъяты из свободного оборота во внешней торговле. Российские купцы по указу царя обязаны были сдавать государственной казне в обмен на российскую монету все золото и серебро, полученное ими от продаж товаров иностранным купцам.

Развивая управленческую функцию государства, царь осуществил крупные преобразования в структуре и функциях органов центрального и местного управления. Во главе всего центрального управления был учрежден Сенат. Его предназначение состояло в контроле над администрацией. Сенат был высшим административным органом в государстве. Ему в последние годы царствования Петра была вменена и судебная функция. Сенат включал в свой состав президентов коллегий (военной, морской и иностранной) и специально назначенных сенаторов, не являющихся президентами коллегий. При частых отлучках Петра Сенат являлся коллективной главой государства, которого должны все слушаться, как самого Государя. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, который докладывал Государю дела Сената, а Сенату - волю Государя.

Под ведением Сената находились коллегии (учреждены в 1718 г.), которые отчасти заменили старые приказы. Всего было учреждено двенадцать коллегий, вот некоторые из них:

Коллегия иностранных дел;

·Военная коллегия;

·Адмиралтейская (морская) коллегия;

·Штатс-коллегия (ведомство расходов);

·Камер-коллегия (ведомство доходов);

·Юстиц-коллегия (судебная);

·Ревизион-коллегия (финансовый контроль);

·Коммерц-коллегия (торговая);

·Мануфактур-коллегия (промышленность);

·Главный магистрат (городское управление).

Коллегии не заменили всех старых приказов, некоторые приказы под другим названием продолжали существовать (Медицинская канцелярия, Сибирский приказ). Коллегии были подчинены Сенату, который направлял им свои указы; в свою очередь, местные органы управления повиновались коллегиям. Однако не все коллегии в одинаковой степени подчинялись Сенату, более самостоятельными из них были военная коллегия и морская коллегия. Над местными властями в качестве высшей инстанции стояли только три коллегии: Камер-коллегия и Юстиц-коллегия и Главный магистрат.

Петр существенно преобразовал органы местного самоуправления. В 1719 г. вся Россия была поделена на губернии, губернии - на провинции, провинции - на уезды. Во главе губернии был поставлен губернатор; во главе провинции - воевода или вице-губернатор; в уездах финансовое и полицейское управление возлагалось на земских комиссаров, которые отчасти назначались Камер-коллегией, отчасти избирались дворянами-землевладельцами в уездах.

Местные учреждения касались лишь дворян и через их посредство - подчиненных им крестьян; стало быть, земское правительство, введенное в областную администрацию в виде ландратов и комиссаров, не было общеземским, а было сословным: в уезде оно было дворянским, в городах - гильдейским и цеховым.

Таким образом, можно считать, что высший центральный административный орган - Сенат - объединял и контролировал большинство государственных и местных органов управления. Элементами, связавшими всю администрацию и выполнявшими функции контроля, были фискалы (контролеры финансовые и отчасти судебные) и прокуроры (органы открытого надзора); они состояли при всех учреждениях и были подчинены генерал-прокурору, бывшему связующим звеном между царем и Сенатом, а также органом верховного контроля. Такова была в общих чертах система государственно-административного и местного управления, сложившаяся при Петре I.

В целом «Домострой» представляет собой конкретно-перечислительный свод наставлений рациональной организации хозяйства на фоне нравственных характеристик в отношениях между домостроителями и домочадцами. Более того, принципы рационального управления хозяйством, изложенные в «Домострое», таковы, что можно говорить о некоторой их универсальности. Хотя начальным объектом рассуждений служит натуральное домашнее хозяйство потребительского, а не производственного или промышленного типа, в дальнейшем в «Домострое» появляются экономические модели более сложного порядка. Разрастание и усложнение семейной общины, как в социальном, так и в хозяйственном плане выдвигают на первое место проблему стабильности семейного коллектива, его определенной внутренней сплоченности. Огромную роль в решении этой проблемы играет православная этика. Это и составляет своеобразное ядро хозяйственной организации и позволяет семейной экономике приспосабливаться к самым разным конкретным экономическим условиям и ситуациям.

Анализируя домостроевские варианты управления частным хозяйством в условиях рыночных колебаний, следует обратить внимание на то, что порой практически невозможно сказать, где кончается натурально-хозяйственная регламентация в рамках «модели управления полицейским государством» и начинается предпринимательская рационализация. К тому же в первых статьях «Домостроя» регламентация домашнего быта освящена церковным авторитетом. Правда, риторику первой части в последующем сменяет стиль сугубо делового документа, и в итоге роль церковной организации в последних главах сведена к минимуму. Таким образом, церковность здесь всего лишь рамка, в которой разворачивается вполне народнохозяйственное управленческое действо с частыми иллюстрациями положительных, добродетельных примеров. Это своеобразная форма управления и самоуправления, сочетающая глубокий традиционализм хозяйственного ядра организации с новизной ситуационного поведения. Такое домашнее хозяйство, несомненно, может накапливать определенный потенциал перехода к чисто предпринимательским формам.

5. Взгляд на управление в Новое время

Начинается эпоха просвещения, исходные идей которой - культ науки и прогресс человечества. Францию 18 века характеризуют огромное количество идейных изысканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя. Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла.

Проблемы, поставленные материалистами 17 века, получили дальнейшую разработку у французских материалистов 18 века, они очистили его от различных схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного решения философских проблем.

Французский материализм того периода - классическая разновидность метафизического материализма в его механической форме. В его пределах французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке, обществе. Все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки являются также результатом влияния этой среды. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и движении. Они подходили к выработке философского понятия материи как объективной реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органы чувств. Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы».

Материалисты все сводили к механическому движению. По их мнению, даже человек есть физическое существо, отличающееся от других тем, что он способен мыслить. Дидро уподоблял человека инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, Ламетри проводил аналогию между человеком и машиной.

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) - один из идейных вождей французского Просвещения. Он раньше всех почувствовал приближающуюся революцию и стал вождем философско-социального движения. Требовал свободы мысли. Кричал на весь мир: «Осмельтесь мыслить самостоятельно». Свое политическое кредо выражал во фразе: «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам». Признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя вселенной.

Жан Жак Руссо (1712-1778) - один из выдающихся мыслителей того времени. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней деятельностью, он, как и Вальтер, способствовал приближению революции.

Дени Дидро (1713-1784) - знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззрения - остро выраженный демократизм. Высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния расцвета разума.

Роберт Оуэн (1771-1858) считается одним из первых авторов научного менеджмента. На своей прядильной фабрике в Нью-Ленарке (Шотландия) он ввел новую для своего времени практику управления. Она включала ежедневный или еженедельный учет запасов сырья, незавершенного производства, готовой продукции. Р. Оуэн ввел систему контроля труда наемных рабочих. По итогам дня на рабочих местах на всеобщее обозрение устанавливались знаки, соответствовавшие оценке труда работников, - деревянные дощечки разных цветов. Учет вели мастера и контролеры. На фабрике Оуэна были запрещены злоупотребления в отношении детского труда. Он выступал за то, чтобы больше времени и внимания уделялось работникам, т.е. пытался реализовать идеи социальной справедливости. Программа Оуэна включала в себя установление регулируемых часов работы, законы о детском труде, народное образование, организацию поставки обедов на предприятия за счет компании и привлечение компании в планирование быта коммуны. Кроме того, Оуэн активно управлял связями между своим бизнесом и остальным миром. Использовал свои связи в верхах для подготовки документов о реформах в сфере образования и изменениях в экономической системе, критически оценивал влияние индустриализации на положение рабочего класса.

Цель теоретических изысканий и практических экспериментов Оуэна заключалась в нахождении новых способов организации экономической системы, которые позволили бы повысить заработную плату рабочих и предоставить им гарантии занятости.

В 1825 г. Оуэн опубликовал свой труд «Новый взгляд на общество», где были представлены результаты его социальных экспериментов на собственной фабрике и в городе. Он впервые определил управление не как институт полицейского управления, а скорее как деятельность совокупности личностей, ответственных за использование человеческих и других ресурсов в процессе достижения организационных или корпоративных целей.

Р. Оуэн остался в истории социальной мысли и менеджмента выдающейся фигурой. Именно благодаря Оуэну, как подчеркивал П. Друкер, менеджер стал не абстракцией, а реальной фигурой на исторической сцене, не экономистом-теоретиком, как представляли А. Смит, К. Сен-Симон, и не инженером-рационализатором, по версии М. Болтона и Дж. Уатта. Р. Оуэн оказался первым, кто стал практически решать и научно анализировать проблемы мотивации и производительности в их тесной взаимосвязи. Не умаляя значения экономических факторов как материальной предпосылки производства, он в то же время исходил из социальных отношений как базы, на которой менеджер должен строить свою внедренческую программу. Эти проблемы и сегодня являются ключевыми вопросами теории и практики менеджмента.

6. Классические концепции управления

Основу классической теории составляют принципы научной организации труда Ф. Тейлора, теория бюрократии и организации М. Вебера, административная теория А. Файоля и теории управления Дж. Муни, Л. Урвика, А. Рейли, Л. Гьюлика.

Представители «административной» ветви классической теории в процессе своей карьеры становились крупными промышленниками, в основе своей возглавляли крупнейшие предприятия: А. Файоль (горно-металлургический комбинат во Франции), Генри Форд (автомобильный концерн «Ford Motors»), Альфред Слоун и Джеймс Муни («GM»), Эндрю Карнеги (сталелитейный трест США) и др.

Классическая теория управления систематизировала имеющиеся знания в различных областях, предложив новое универсальное знание о законах, методах, способах управления социально-экономическими системами.

Основные положения классического управления: разделения труда (специализация), департаментализация, единоначалие, иерархическая организационная структура, строгое следование формальным правилам, четко очерченные обязанности и полномочия, наличие различных обязательных стандартов (как производства, так и поведения) и т.д.

Школа научного менеджмента, зародившаяся в начале XX века, была системой знаний, принципов и методов о рациональной организации труда и производства. Родоначальником этой системы по праву считается Ф. Тейлор (1856-1915), изложивший идеи этой системы в 1903 г. в книге «Управление циклом», а в 1911 г. - в книге «Принципы научного менеджмента». Резюмируя суть своей системы, Ф. Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности, развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния».

Ф. Тейлор выделил четыре основных принципа научного менеджмента:

·научное изучение каждого элемента работы;

·научный отбор, подготовка, обучение и развитие каждого рабочего;

·сотрудничество управляющих и рабочих по внедрению научного менеджмента в работе;

·справедливое распределение ответственности между менеджерами и рабочими.

Ф. Тейлор ввел понятие человеческий фактор и разработал целую систему стимулирования труда как материального, так и морального. Он доказал, что если усовершенствовать процесс труда рабочего и стимулировать его морально и материально, то за отведенное время тот сделает в 3-4 раза больше, чем в обычных условиях. Переоценить его вклад в науку управления невозможно. По мнению П. Друкера, весь современный менеджмент стоит, как на скале, на тех идеях, которые были заложены Тейлором.

7. Неклассические теории управления

Представители школы поведенческих наук и человеческих отношений предприняли попытки устранить недостатки классических школ в осознании человеческого фактора как основного элемента эффективного управления. Доктрина человеческих отношений, которая знаменовала собой поворот в сторону гуманизации производства и управления, начинает развиваться в 30-е годы ХХ столетия. Основоположником и наиболее ярким представителем этого направления считается американский психолог и социолог Э. Мэйо (1880-1948). Хоторнский эксперимент, проведенный под его руководством в 1927-1932 годах, показал, что положительный эффект в производственной деятельности дают следующие социально-психологические факторы:

·замена авторитарного стиля управления демократическим стилем;

·использование неформального общения и неформальных групп в управлении;

·вовлечение личных интересов в круг интересов организации;

·внимание к условиям труда работников.

В целом, доктрина человеческих отношений базируется на следующих постулатах: человек - социальное животное, поэтому необходимо использовать такие методы и стимулы управления, которые смогут регулировать его поведение в группе; в управлении человеком необходимо полнее использовать его психологические, эмоциональные особенности и интеллектуальный потенциал, так как его природа несовместима с иерархией и формализацией отношений; решение проблем работников - это задача управленцев и предпринимателей, они должны решать проблемы гуманизации труда, обучения и воспитания работников.

Представители школы поведенческих наук сосредоточились преимущественно на изучении методов установления человеческих отношений. Основными достижениями представителей этой школы считаются: применение технологий управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенностью трудом; использование наук о человеческом поведении в управлении организации таким образом, чтобы работник мог полностью использовать свой потенциал.

В целом, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук сделали упор на важности человеческого фактора в повышении эффективности управления, открыв тем самым явления самоорганизации и самоуправления. По мнению А.В. Тихонова, ошибкой неклассических концепций было умаление роли формальных отношений и смещение управленческих акцентов с управления производством на управление людьми. Сторонники данных концепций считали, что удовлетворение важных социальных и психологических потребностей людей приведет к росту производительности труда. Но результаты отечественных и зарубежных эмпирических исследований не подтвердили данные положения.

Наступление неоклассического этапа в развитии теории управления обусловлено развитием кибернетики, исследованием операций и компьютеризация, начавшиеся в середине ХХ столетия. Ученые связывают этот этап с формированием школы науки управления, ориентированной на применение количественных методов в управлении. Представители школы количественных методов сосредоточили основное внимание на планировании и принятии решений, использовании математического моделирования и компьютеров. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, использовались для решения таких сложных управленческих проблем, как распределение ресурсов, управление запасами, выбор стратегии развития, массовое обслуживание и т.п. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывала модель ситуации, которая облегчает восприятие сложной реальности. На основе этой модели происходило планирование и принятие управленческих решений.

Оппонентом административного управления был профессор гарвардского университета Элтон Мэйо, который стал лидером движения за внедрение новых принципов и методов управления, получивших название школы человеческих отношений. Школа рассматривала человеческий фактор как основной элемент эффективности управления, а каждое предприятие - как социальную систему. Хотторнский эксперимент, который проводил Мэйо в 20-30-е годы, позволил сделать вывод о том, что задача менеджмента - развивать плодотворные неформальные контакты и все усилия направлять на поиск средств установления отношений сотрудничества рабочих как друг с другом, так и с администрацией. Человеческий фактор - основной элемент эффективной организации. Исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительностью. Взгляды Мэйо на роль взаимоотношений между работодателями и сотрудниками в процессе управления получили название теории патернализма, утверждающего необходимость отеческой заботы об интересах работников, социального партнерства в процессе трудовых отношений.

Более поздние исследования А. Маслоу показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические стимулы, как считали представители школы научного управления, а потребности людей, которые удовлетворяются с помощью денег лишь частично. М. Фоллет попыталась соединить в своих работах идеи научного и административного управления и школу человеческих отношений. С ее точки зрения, власть, основанная на подчинении одного человека другому, не может быть основой эффективного управления. Английский ученый О. Шелдон, сторонник теории человеческих отношений, утверждал, что бизнес и методы управления им должны нести этическую ответственность перед обществом.

Представители школы поведенческих наук сосредоточились преимущественно на изучении методов установления человеческих отношений. Видными представителями поведенческого (бихевиористского) направления являлись А. Арджирс, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг и др. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, характер власти и авторитета, лидерства, коммуникации в организации. Главный постулат их исследований заключался в следующем: правильное применение наук о поведении способствует повышению эффективности управления за счет эффективности использования человеческих ресурсов. Основными достижениями представителей этой школы считаются: применение технологий управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенностью трудом; использование наук о человеческом поведении в управлении организации таким образом, чтобы работник мог полностью использовать свой потенциал. Отечественными исследователями неклассического периода являются В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, С.А. Кугель, С.Ф. Фролов, И.О. Шкаратан, З.И. Файнбург, Н.И. Лапин, Н.Ф. Наумова и др.

8. Развитие теории управления в 30-50-е годы прошлого века

Усиление монополистической организации бизнеса в конце XIX века привел к мировому экономическому кризису 1929-1933 гг. Грянувший кризис мировой экономики навсегда опроверг считавшийся незыблемым «закон Сея», а также веру в развитие экономики в условиях совершенной конкуренции. В 1933 г. появляются первые экономические теории, исследовавшие проблемы несовершенной конкуренции: неоклассические теория монополистической конкуренции Эдварда Чемберлена и теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон. Обе эти теории интересны с позиций развития управленческой науки.

В начале ХХ века возникает также новое направление экономической мысли - институционализм, в котором в отличие от неоклассической теории, в качестве факторов экономического развития рассматривались не только материальные, но и социальные, духовные, моральные, правовые и т.п. факторы.

Кризис 1929-1933 гг. привел также к пониманию того, что экономические исследования должны переходить с уровня микроэкономики (фирма, домохозяйства) на макроэкономический уровень.

Стало понятно, что управление и решение экономических проблем методами, предложенными классическими теориями, основанными на постулате невмешательства государства, невозможно. Проблемы государственного регулирования экономики решали две экономические теории, ставшие основными в ХХ в.: кейнсианство, названное по имени своего основателя Дж. Кейнса, и неолиберализм, отражавший противоположные взгляды. Основная идея Дж. Кейнса заключалась в том, что экономическая рыночная система требует активного вмешательства, так как не является самоуправляемой и саморегулируемой. А неолибералисты основывали свое учение на приоритете неограниченной свободной конкуренции, поддерживаемой определенным вмешательством государства в экономику.

В конце 20-х - начале 30-х гг. ХХ века американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. В 1933 г. ВВП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти в два раза и составил 54% от докризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше трех тысяч банков.

На президентских выборах 1932 г. победу одержала демократическая партия во главе с Ф.Д. Рузвельтом, предложившим стране серию реформ, известных как «новый курс». Теоретическую основу «нового курса» составили воззрения английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883-1946) о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в сочетании с развитием рыночных отношений.

«Новый курс» включал: чрезвычайный закон о банках, специальный закон об обязательной сдаче золотых запасов на сумму свыше 1000 долл., закон о банковской деятельности, отмена так называемого сухого закона.

Особое место в системе реформ «нового курса» занимало учреждение Гражданского корпуса сохранения ресурсов. В соответствии с ним конгресс принял закон о направлении безработных городских юношей на работу в лесные районы. Силами лагерной молодежи были созданы лесонасаждения (высажено 200 млн. деревьев), проложены тысячи километров дорог и многое другое.

Важным законом, способствующим выходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые, во-первых, устанавливали бы размер производства, во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня, в-третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. «Новый курс» охватил и сферу аграрных отношений. В целях восстановления покупательной способности фермера и поддержания цен на сельскохозяйственные продукты правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности.

Разработка и практическая реализация «нового курса» помогла США к 1939 г. в основном преодолеть кризисные явления в экономике. Методология, стратегия и тактика реформ в рамках «нового курса» продемонстрировали особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития, является жизненно необходимым.

9. Развитие теории и практики управления в России в советский период и в настоящее время

Планирование - это основа любой деятельности, которая совершается человеком или группой лиц для достижения определенной цели. В экономической науке выделяется планирование на микроуровне и макроуровне.

Планирование на микроуровне - это планирование на уровне организации (фирмы). Планирование на макроуровне - это планирование на уровне государства.

Эти два данных вида планирования, так или иначе, существуют в любой экономической формации, в любой исторический период. Однако значимость и масштабность планирования может быть разной. Большую развитость и масштабность планирование приобрело на уровне организаций (фирм), где оно призвано рассчитать будущие доходы и расходы, спланировать себестоимость продукции, наладить сбалансированный и равномерный производственный цикл.

Менее развито (по крайней мере, в наши дни) имеет планирование на макроуровне - в масштабах государства. Наиболее известная и масштабная практическая система макропланирования была сформирована в Союзе ССР.

Основы научной теории плановой экономики заложили Вильфредо Парето, Энрике Бароне, Фридрих фон Визер. К. Маркс и Ф. Энгельс объявили плановую экономику главным достижением и преимуществом социалистического общества.

В.И. Ленин отмечал, что «…только то строительство может заслужить название социалистического строительства, которое будет производиться по крупному общему плану, стремясь равномерно использовать экономические и хозяйственные ценности».

Практические основы плановой экономики в Советской России, а затем и в СССР, стали закладываться сразу после прихода к власти большевиков.

Уже в декабре 1917 был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который стал первым планирующим и координирующим органом Советского государства. Одновременно формировались Советы народного хозяйства на местах.

А в феврале 1920 создана Государственная комиссия по электрификации России - ГОЭЛРО. Данный план был первым в мире масштабным государственным экономически планом. В соответствии с данным планом предусматривалось коренное изменение структуры народного хозяйства на основе опережающего (первоочередного) развития электроэнергетики, как движущей силы развития современной энергоемкой экономики. Данный план не был только планом развития электроэнергетики, но был планом развития электротехнической промышленности, освоения ряда крупных месторождений полезных ископаемых. Впервые в истории России было проведено ее территориально-экономическое районирование, которым, к слову сказать, мы с немногими изменениями пользуемся до сегодняшних дней.

Параллельно с выполнением плана ГОЭЛРО, в 1921 году по инициативе В.И. Ленина была создана Государственная общеплановая комиссия, более известная как Госплан. Данный орган был призван рассматривать и согласовывать общероссийские планы развития экономики.

Менеджменту, как и любой науке, свойственно постоянное развитие. Новые взгляды на менеджмент начали формироваться в 1970-1980 гг. благодаря работам П. Друкера, который сформулировал следующие базовые принципы обновляющегося менеджмента - ситуационность, системность, социальная направленность, гибкость, адаптивность. Согласно этим взглядам в качестве ключевого момента процесса управления рассматриваются не его функции, а управленческое решение, на разработку, принятие и выполнение которого направляются усилия и организационная деятельность профессиональных управляющих. При этом необходимо отметить, что классическое понимание традиционного менеджмента основано именно на разделении процесса управления по его функциям.

Временной интервал, охвативший конец ХХ и начало XXI в., показал, что классический подход не в полной мере отвечает реальной ситуации, сложившейся в современной экономике и, как следствие, в современном менеджменте, основными характеристиками которого являются:

·изменения в самом характере менеджмента, который, с одной стороны, превращается в интегрированный процесс, объединяющий все вышеуказанные функции, а с другой стороны, приобретает модульную структуру, включая появление множества видов менеджмента;

·появление ряда новых элементов, таких как развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный творческий процесс развития и использования индивидуальных ресурсов менеджера и человеческого капитала организации;

·интеллектуальное лидерство в управлении командами и проектами, влияние менеджера на имидж своей организации;

·нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий, вынуждающие менеджеров самостоятельно и постоянно корректировать свои цели;

·внимание к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности, а не к функциям, деятельности, процессу;

·радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством, или возникновение вместо традиционных форм управления персоналом новых целей и задач по развитию сильных сторон личности и расширению знаний каждого индивида;

·качественно новый вид децентрализации управления, создающей максимальную свободу менеджеру-преобразователю, и формирование новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития;

·новые интеллектуальные факторы современного управления, проявляющие себя в изменении уровней квалификации менеджеров и используемых ими новых методов планирования, новых информационных технологий и технических средств;

·фактор риска, который в современной экономике стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений.

Современный менеджмент - это специфическое средство, специфические функции, специфический инструмент для получения организациями необходимого результата. Выполнение этой задачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации и ее результаты. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями). Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования организации, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже ХХ и XXI вв.:

·лояльность к работникам;

·ответственность - обязательное условие успешного менеджмента;

·коммуникации, пронизывающие организацию во всех направлениях;

·постоянное обучение всех, везде и всегда;

·долевое участие каждого работающего в общих результатах;

·своевременная реакция на изменения во внешней среде;

·методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой;

·переход от авторитарного стиля руководства к лидерству;

·непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие достижения согласованности и целостности;

·умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями и руководителями;

·этика бизнеса;

·честное отношение и доверие к людям;

·использование в работе фундаментальных основ менеджмента;

·видение организации, т.е. представление о ее перспективах;

·качество личной работы, постоянное самосовершенствование.

Реализация этих принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.

10. Современные взгляды на теорию управления в наиболее передовых странах

В конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место. Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее, прежде всего на Западе. Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества». Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет:

·структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

·растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

·широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

·развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

·поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций;

·широкое распространение - компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т.д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.

Европейский менеджмент имеет свои важные и поучительные особенности, но особый интерес представляет управленческий опыт Германии. Важнейшими концепциями управления экономикой Германии при ее возрождении и до настоящего времени являлись приверженность методам рыночной экономики и регулирующая роль государства при безусловной экономической свободе предпринимательства. Рыночная экономика опирается на частную собственность на средства производства, свободное ценообразование, конкурентные рыночные отношения и выход на внешний рынок; государство обеспечивает стабильность стоимости денег, борьбу с экономическими кризисами, социальную справедливость и реализацию антимонопольных мероприятий. Следует подчеркнуть особую роль государства в вопросах социальной и экономической политики, характерную для послевоенной Германии. По мнению творцов немецкого менеджмента, государство несет ответственность за соблюдение единых норм и правил ведения хозяйственной деятельности, за социальные последствия экономической политики, за устойчивость благоприятной конъюнктуры и надежное вхождение в мировую экономику. Государство не должно допускать чрезмерной концентрации производства в крупных корпорациях и всячески способствовать частной инициативе. На государство возлагается решение задач обороны, соблюдения правопорядка, охраны окружающей среды, ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п. Важнейшей функцией государственного управления является контроль за стабильностью денежной системы, так как инфляция затрудняет деятельность государственного планирования и нарушает ценовые пропорции.

Организация управления в западноевропейских компаниях, в том числе и немецких, по сравнению с американскими имеет свои специфические особенности, что объясняется историческими условиями развития теории и практики управления в этих странах. Ориентация многих фирм (Германия, Финляндия) на достижение стратегических результатов с учетом возможностей фирм и конкретной хозяйственной ситуации получила название «управление по результатам». Этот метод управления подразумевает коллегиальное определение важнейших направлений деятельности предприятия, определяются варианты действий для достижения целей, а конкретные методы решения поставленных задач выбираются самими исполнителям. Обеспечиваются четкий контроль и оценка промежуточных результатов, ход выполнения оперативных графиков производства работ, задействован аппарат ситуационного управления.

Менеджмент в США появился в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается родиной менеджмента. Что же является наиболее характерным признаком американского менеджмента в сегодняшнее время? Прежде всего, интернационализация менеджмента, обусловленная самой историей образования Соединенных Штатов, объединение теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания.

Современный деловой мир США сейчас вступает уже в третью фазу формирования менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных проблем в американских корпорациях - это определение оптимального соотношения факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко централизованная структура с четким разграничением между отделами и их функциями ограничивает менеджеру возможность взять на себя дополнительную ответственность. Децентрализованная организационная структура управления способствует созданию среды, в которой каждый ее член принимает на себя ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию фирмы.

В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует отметить, что американскому менеджменту присущи следующие отличия: упор на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела; узкая специализация и индивидуальная ответственность каждого; жесткая и формальная структура управления производством и персоналом.

Японская философия и культура управления во многом опираются на традиционное национальное мировоззрение, сложившееся много веков назад, и на достижения американского менеджмента.

Принцип «человеческого потенциала». Принцип «человеческого потенциала» выдвигает на первый план не декларирование, а реальную возможность проявить и развить свои способности, получая от своей работы удовольствие. Этот принцип управления отличается от теории «человеческих отношений» тем, что работник оказывается полностью включенным во все обстоятельства, цели, понимает трудности своей работы, имеет возможность уделять внимание самоуправлению и самоконтролю. Хорошей иллюстрацией практического применения этого принципа служат широко известные во всем мире японские кружки качества, т.е. деятельность японских менеджеров, направленная на широкое вовлечение рядового персонала фирм в мероприятия по обеспечению высокого качества выпускаемой продукции.

Система пожизненного найма. Система пожизненного найма - одна из характерных, своеобразных особенностей японского менеджмента, истоки которой лежат в национальных традициях народа. Принятый на постоянную работу сотрудник застрахован от безработицы, так как он не может быть уволен ни при каких обстоятельствах (кроме, например, банкротства фирмы), получает высокую и постоянно увеличивающуюся заработную плату, пользуется многими льготами и преимуществами. Перешедший сотрудник на работу в другую компанию лишается всех привилегий и начинает свою карьеру сначала. В итоге большинство крупных фирм не знают проблемы текучести кадров, их сотрудники на всю свою трудовую жизнь отождествляют себя, свои интересы с интересами фирмы.

Система оплаты и продвижения «по старшинству». Продвижение по службе и, как следствие, рост заработной платы зависят от трудового стажа в данной компании и от возраста (некоторая аналогия с получением офицерских званий в армии). Эта система стимулирует закрепление работников за фирмой, практически исключает возможность потери квалифицированных специалистов, повышает производительность труда и сокращает затраты на обучение персонала. Принципы системы «оплаты по старшинству» в различных вариантах применяются практически во всех фирмах и на государственных предприятиях страны.

Список, использованной литературы

1.История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2010.

2.Теория менеджмента: История управленческой мысли: Учебник / Т.П. Хохлова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

.История управленческой мысли: Учебник / В.И. Маршев; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2012.

.Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

.Социология управления: Учебное пособие / Г.А. Пестова. - Издательство «Академия Естествознания», 2011.

.Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент» / Кнорринг В.И. - М.: НОРМА, 2012.

.Теория менеджмента: Учебник / Р.С. Голов, А.П. Агарков. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

.Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

Похожие работы на - История управленческой мысли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!