Тенденции рейдерского развития в экономике современной России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,02 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тенденции рейдерского развития в экономике современной России

ВВЕДЕНИЕ

рейдерство экономический законодательство

Кризисные явления в экономике предопредили наращивание в обществе криминогенного потенциала. В условиях реформирования современного российского общества особое значение приобретают вопросы, связанные с укреплением всей системы национальной безопасности, и в первую очередь безопасности экономической, ориентированной на обеспечение стабильного развития общества и государства, их защищённости от экономических угроз. Усиливающаяся криминализация экономической системы в России, рост числа новых видов преступлений связаны с недостатками в правовом регулировании процессов управления, использования финансовых ресурсов, отсутствием действенного государственного контроля над экономическими процессами. Современное экономическое развитие страны, при отсутствии научно обоснованной концепции реформ, национальной идеи и инерции мышления, предъявляет целый ряд проблем, обострение которых выдвигает на передний план задачу обеспечения экономической безопасности страны.

Рейдерство - это проблема, с которой необходимо целенаправленно бороться и в отношении которой требуется разработать эффективный механизм противодействия.

Актуальность темы исследования заключается в том, что бы проследить и выявить особенности, тенденции рейдерского развития в экономике современной России.

Объектом исследования данной курсовой работы является рейдерство, как процесс влияния на российскую экономику, в результате недоработок законодательной базы.

Предметом исследования является поэтапное развитие процесса рейдерства и его влияние на экономику России.

Гипотеза данной курсовой работы состоит в том, что бы выявить предполагаемые недоработки законодательной базы и проанализировать методы борьбы с рейдерством в России.

Целью исследования данной курсовой работы является анализ экономических последствий рейдерства в российской экономике.

Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:

1)определить сущность, последствия, черты и проблемы рейдерства;

2)рассмотреть и проанализировать законодательную базу и выявить пробелы.

)предложить методы борьбы с рейдерством.

В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, сравнение, анализ.

Курсовая работа включает в себя введение, первую главу теории с тремя подразделами, в которых использованы статьи таких авторов как: Федоров А. Ю. , Михаил Фаенсон, Алиса Пиманова и т.д., вторая глава состоит из трёх подразделов, в которых включены ссылки на труды и следующих авторов: В. И. Авдийский, Демидова Е, Бегаева А.А. и другие. Завершает курсовую работу заключение и список использованных источников литературы.

1. РЕЙДЕРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

.1 Понятие рейдерства, его классификация и экономические последствия

Не смотря на то, что рейдерство является изначально западным изобретением, оно прижилось и в современной рыночной России, став основной формой перераспределения собственности после периода её передела сообществами в 90-х гг. прошлого века.

Термин «рейдерство» произошел от английского слова «raid» - «набег», «внезапное нападение», причем характерно, что аналогичное значение и даже написание это слово имеет на языках всех морских держав - испанском, немецком, французском и русском, а рейдерами (как и корсарами) в старину называли самостоятельно действующие военные корабли, которые, в отличие от пиратов, служили правительству и нападали только на корабли и поселения, принадлежащие враждебной стране.

Рейдеры (от англ. - raider) - название крупных надводных военных кораблей, вспомогательных крейсеров или переоборудованных специальным образом коммерческих судов, которые в одиночку или с малым сопровождением (не эскадрой) во время войны занимаются нарушением вражеских коммуникаций, топя транспорты и торговые суда.

Появлению рейдерства способствуют главным образом пробелы в законодательстве. Существующая в стране нормативно-правовая база не позволяет разделять цивилизованные методы ведения бизнеса в сфере слияний и поглощений и незаконные захваты предприятий. Не существует системного корпоративного права. Отсюда и противоречащие друг другу решения судов. Также очевиден дефицит комплексных исследований защиты бизнеса в России с позиции экономики, политики.

В России данная сфера деятельности характеризуется высоким уровнем криминализации: практически все случаи недружественных поглощений, совершенных до настоящего времени, сопровождаются нарушением норм как гражданского, административного, финансового, так и уголовного законодательства. Корпоративные захваты предприятий в России начались в 90-х годах прошлого века после проведения в стране приватизации. Многие работники крупных государственных предприятий и организаций стали акционерами появившихся новых экономических образований. Затем акций не стало, но как следствие появился экономический кризис и привел к сокращению работников. Следовательно, образовался виртуальный пакет акций, который так нужен рейдерам.

К середине 1990-х гг., как считает Г. Клейнер, российские предприятия утратили черты основного звена экономики. Однако на смену предприятиям пришли не фирмы, как можно было ожидать, а физические лица - руководители предприятий и их подразделений - со своим «тоталитарным стилем внутрифирменного управления».

Выделяется три схемы рейдерских захватов - «белые», «серые» и «черные»:

)белое - в рамках закона;

)серое - с нарушением гражданско-правовых норм;

)чёрное - с нарушением уголовного законодательства.

«Белое рейдерство» - четко запланированное поглощение компании, происходящее хоть и против воли основного собственника, но в строгом соответствии с требованиями закона. Как правило, такой вид поглощения применяется по отношению к компаниям с малоэффективным корпоративным управлением и финансовыми затруднениями. Защита от рейдерства в его «белом» варианте, как правило, концентрируется в судебных и административных органах.

«Черное рейдерство» - незаконный захват собственности, основа которого базируется на применении криминальных методов: подделке документов, подкупе чиновников (судьи, работники правоохранительных ведомств и пр.), шантаже, мошенничестве и пр. Такой вид рейдерства может быть применен к любой компании, но в первую очередь к компании непубличной. Защита от черного рейдерства осуществляется всем доступным спектром способов, в первую очередь в правоохранительной и судебной областях.

«Серое рейдерство» - поглощение компании, осуществляемое внешне законными средствами, аналогичными методам белого рейдерства, но совокупность этих средств в целом составляет схему мошенничества, аналогичную методам черного рейдерства. Это весьма распространенный вид рейдерства, применимый к любым компаниям, в схемах действия которого сложно разобраться даже опытному специалисту. Защита от рейдерства такого рода очень сложна. Серые рейдеры редко привлекаются к ответственности, несмотря на противоправный умысел их действий, поскольку доказать противоправность умысла совокупности внешне законных действий бывает очень сложно.

Следует отметить, что информацию рейдеры могут получать как легально, так и наоборот. Например, законным путём отсылают запросы в различные государственные органы, которые ведут государственные реестры. Причем государственные органы не вправе отказать в выдаче такой информации. Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Получить информацию так же можно путем подачи запроса от миноритарного акционера. Чаще всего они в деятельности предприятия не участвуют, но обладают правом потребовать получить различные документы общества. Требовать предоставления документов могут не только сами акционеры, но и их представители по доверенности. Поэтому из реестра акционеров можно узнать, имена владельцев акций, количество акций у них, а также данные об эмитенте, его учредителях, о размере уставного капитала. К легальному сбору информации можно отнести вымышленные основания к судебному процессу. При планировании захвата предприятия в рамках судебного процесса можно получить важные документы предприятия.

Толчком развития рейдерства в России стало введение с 1 июля 2002г. упрощенного порядка государственной регистрации юридических лиц и как следствие, упрощенный порядок внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц .

.2 Рейдерство как фактор экономики России

Выделяют три этапа рейдерских захватов. Раздел и передел государственной собственности самой большой в мире страны был неоднороден и зависел от того кто в данный момент руководил этим процессом. Опираясь на литературу Борисова Ю.Д. можно выделить несколько этапов «передела собственности» в постсоветской России.

Первый период начался с распада Советского Союза. Это происходило в начале девяностых годов. Механизм рейдерства использовался еще в 1988-1993 годах, когда владельцы всего 3% акций проводили совещание и переизбирали генерального директора, а потом через суд требовали права на управление всей собственностью. Помимо этого данный период характеризуется появлением кооперативного движения, совместных предприятий, ваучерной приватизацией, массовым акционированием промышленных предприятий в форме публичных компаний при полном отсутствии фондового рынка.

Второй период, когда началась приватизация и залоговые аукционы. В этот период появилось множество владельцев финансовых ресурсов, которые искали дополнительные активы. В середине 90-х рейдерство было прибыльным бизнесом, прибыль достигала 1000%. Но тогда это называлось борьбой за права акционеров. Этот период характеризовался невыплатами зарплат, для того что бы склонить работников к активной продаже акций. Началась борьба за корпоративный контроль, залоговые аукционы, которые, в свою очередь лишили бюджет доходов. Продолжалась массовая скупка промышленниками у банков пакетов акций предприятий, которые им достались после приватизации. Массовое разорение банков. Закон о банкротстве, который отстранял собственника от участия в процессе.

Третий период начался в конце девяностых. Этот период, был концом частного рейдерства и началом государственного. Этот период характеризуется расцветом PR- технологий, информационных войн в обеспечении деятельности рейдерских захватов собственности. Изменение законодательства о банкротстве. В России окончательно сложилось современное российское рейдерство как бизнес тех структур, которые специализируются исключительно на захвате предприятий и дальнейшей перепродаже его новым владельцам. По сути, скрывали истинную цель приватизации. При президенте Б.Н. Ельцине была введена ваучерная приватизация. На этом этапе сообщали, что приватизационный ваучер является билетом в мир свободной экономики. Но истинную суть ваучера никто не сообщил, поэтому общественность выкупала ваучеры, не задумываясь. Стоимость ваучера была сильно завышена, а в последствии все ваучеры были обесценены.

Развитию рейдерства в России способствовало множество факторов. Это масштабная коррупция, слабость правоохранительной системы и судов. Так же некоторые недочёты законодательной базы. Сказался на развитие рейдерства, рост благосостояния, рост активов как производственных, так и недвижимости. Собственность в России не является неприкасаемой,отсюда и неэффективное использование собственности , а это значит ,что её можно отнять.

Рейдерство ведёт за собой экономическую нестабильность и как следствие, опасность. Силовой и коррупционный передел собственности связан с правоохранительными органами, а так же с органами судов, которые допускают рейдерство. Рейдерство не занимается реальной экономикой и не направлено на решение реальных задач страны. Что касается инвестиций, то рейдерство снижает инвестиционную привлекательность компаний, т.к. это становится одним из дополнительных рисков.

Экономический кризис приводит к обострению конфликта отношений в сфере бизнеса, формированию новых методов и сопутствующих способов захвата предприятий, привлечению новых субъектов, участвующих в цепочке действий рейдеров, а также к потребности изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в борьбе с этим противоправным явлением. Как криминологическое явление рейдерство носит международный характер, является предметом совместной борьбы правоохранительных органов многих государств в изменяющихся экономических отношениях. Действия рейдеров не сводятся только к захвату национального бизнеса, а имеют тенденцию к посягательству на транснациональные компании и холдинги, с использование финансовой и банковской систем.

Экономический ущерб от рейдерства невозможно выявить на сто процентов, потому что захват проходит в скрытой форме. Есть ещё один фактор, который весьма негативно сказывается не только на экономике России, но и влияет в социальном плане, это сокращение рабочих мест. По мнению Счётной палаты России, необходимым элементом развития отношений собственности может стать Федеральный закон «О процедурах национализации и муниципализации», т.е. закон о правовых основах, принципах возмездного отчуждения государством имущества частных собственников. При этом целесообразно установить, что национализация может осуществляться в целях обеспечения обороноспособности и экономической безопасности государства. В современной российской экономике существует институциональный дефицит. Об этом свидетельствует именно распространённое в России явление рейдерства, опасное тем, что оно замещает институциональный, т.е. правовой порядок. Это явление мешает работать на нормальном сегменте институциональной рыночной экономики - рынке слияний и поглощений. Рейдерство - подмена рынка M&А в частности и рынка вообще, поскольку это именно захват, а не рыночное соглашение.

Разрушительность широкомасштабного применения технологий банкротства для захвата бизнеса внесла весомый вклад в стагнацию российской экономики, начавшуюся осенью 1998 г., во многом было вызвано, по сути, приостановлением по инициативе Е.М. Примакова действий Федерального закона от 8 января 1998г. №6-ФЗ «О несостоятельности»

Л.И. Абалкин определяет экономическую безопасность как состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику. Экономическая безопасность должна охватывать следующие параметры общественной государственной деятельности: уровень эффективности государственного и муниципального управления, различных ветвей власти и их институтов и структур, в том числе и судебной власти и её структурных подразделений.

Рейдерство объективно связано с такими угрозами экономической безопасности, как: повышение уровня безработицы, уклонение от уплаты налогов, монополизация ряда сегментов рынка, разрушение и спад производства, утрата конкурентоспособности, дискредитация представителей федеральной и региональной власти, ухудшение инвестиционного климата, активизация процессов получения денег нелегальным путём. Другая причина рейдерства связанна с оборотом акций. В настоящий момент, в России, института защиты прав собственника акций нет, поэтому захват предприятия в нашей стране сводится по большому счёту к захвату реестра.

Выводы:

В условиях реформирования современного российского общества особое значение приобретают вопросы, связанные с укреплением всей системы национальной безопасности и, в первую очередь, безопасности экономической, ориентированной на обеспечение стабильного развития общества и государства, их защищенности от экономических угроз. Одной из угроз экономической безопасности является феномен рейдерства, который в последние годы получил широкое распространение в Российской Федерации. Многочисленные рейдерские акции потрясают экономику страны, в результате чего происходит очередной криминальный передел собственности. По сути рейдерство стало одним из видов высокодоходного бизнеса, рентабельность которого доходит до 1000 %. Официально признано, что рейдерство является проблемой государственного масштаба, решение которой требует контроля на самом высшем уровне, а также то, что основной путь противодействия этому криминальному явлению -это борьба с ним с помощью уголовно-правовых мер.

Экономические последствия рейдерства определяются разрушением производств, ухудшением инвестиционного климата, потерей передовых позиций в инновационных технологиях. Рейдерство мешает развиваться в России среднему бизнесу. Оно блокирует развитие цивилизованной конкуренции, подрывает фундамент рыночной экономики - отношения собственности, а его масштабы грозят торможением экономического роста.

К настоящему времени из-за широкомасштабных рейдерских операций целые отрасли экономики оказались практически закрытыми для не связанных с административным ресурсом как российских, так и иностранных инвестиций.

2. БОРЬБА С РЕЙДЕРСТВОМ В РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ

.1 Экономический урон от рейдерства

Волна рейдерства начала перемещаться в регионы, потому что в центре собственность уже поделена и надежно защищена. Следовательно, периферия осталась без внимания, поэтому все силы были направлены на её захват. Происходит активный захват и перепрофилирование земель сельскохозяйственного назначения. Рано или поздно передел собственности закончится, и государство задумается о том, что при рейдерстве экономика не может нормально развиваться. Экономический ущерб от рейдерства, оценить сложно. Рейдерство часто происходит в скрытой форме, поэтому почти невозможно подсчитать ущерб в денежном эквиваленте. Оно наносит ущерб государству, подрывает экономику, подрывает правопорядок. Рейдерство мешает инновационной политике. Так или иначе, во многих экономических процессах в России участвуют иностранные собственники.

В современной России началом корпоративного рейдерства считается приватизация, когда через процедуры банкротства предприятия со стоимостью активов в миллиарды долларов были куплены за миллионы (ЗИЛ - 4 миллиона долларов, Уралмаш - 3,72 миллиона). Размах рейдерства возрос в начале XXI века и доминирует среди поглощений: в 2002 году в России состоялось 1870 поглощений, из них три четверти (76 %) недружественных. С 2004 по 2007 год сумма недружественных сделок возросла более чем в четыре раза. Только за 2008 год МВД зарегистрировало более 3000 обращений о рейдерских захватах. В России применяются абсолютно все известные методы - от самых «чёрных» до полностью «белых», с использованием административного ресурса. Как отметил в одном из выступлений президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков, рейдеры добрались уже даже до российской глубинки. В пример он привёл компанию «Брянсксельхозмаш», которую удалось спасти, но австрийские инвесторы отвернулись, испугавшись именно ситуации с возможностью захвата и разграбления предприятия.

Как уже отмечено, почти никогда не удаётся привлечь рейдеров к ответственности из-за отсутствия соответствующей статьи Уголовного кодекса или профильного федерального закона. Также препятствует защите от рейдерства степень бюрократизации практически всех ведомств. Заявления от пострадавших по много раз перенаправляются из одного ведомства в другое, суды месяцами рассматривают заявления, а тем временем успешные предприятия переходят в чужие руки и зачастую подвергаются разграблению. Из-за особенностей жизни страны в прошлые годы в арсенале рейдеров есть и такой, хоть и довольно экзотический, инструмент, как оспаривание результатов приватизации. Сроки давности по большинству приватизационных сделок уже истекли. Поэтому даже в крупных делах используются иски и обвинения, связанные с налоговыми или кредитными схемами.

Примерно с 2007 года постоянно предпринимаются попытки внести в законодательные акты изменения, которые позволили бы защищать предприятия от незаконного захвата. Это и проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедуры разрешения корпоративных конфликтов)», и ужесточение ответственности при нарушениях процедуры проведения собрания акционеров (поправки вносятся в Кодекс об административных правонарушениях), и многое другое. Сюда же относится целый ряд изменений в закон «Об акционерных обществах» и ужесточение требований к частным охранным предприятиям. Однако пока всё это лишь поправки к действующим законам.

Отдельно, в явной форме прописанного определения рейдерства и наказания за него нет. Хотя инициатива по внесению поправок в Уголовный кодекс исходила от Торгово-промышленной палаты ещё в 2006 году.

Некоторые из стоящих перед страной задач в условиях широкого распространения рейдерства просто нереальны. В частности, абсолютно нереален переход к экономике знаний, инновационной экономике. Бизнесмены боятся открываться и работать легально. Как только бизнесмен открывается, резко возрастает шанс захвата его бизнеса. Нахождение в тени - это своего рода страховка. Государственная дума считает, что на данный момент защита инвесторов в России на достаточно высоком уровне. Прошли те времена, когда Россия представляла собой рынок опасных инвестиций.

По мнению профессора Принстонского университета Джонатана Хендлера, рейдерство не просто неэффективно экономически, но и подрывает основные устои государства.

Они создают четыре основные проблемы:

) наносят экономический урон предприятиям;

) подрывают социальную сферу;

) становятся угрозой безопасности государства;

) нарушают общий инвестиционный климат в стране.

Действия рейдеров часто ведут к краху, так как после оплаты их услуг новому владельцу приходится тратить значительные средства на юридическую чистку своего актива и, главное, на поиск нового менеджмента, способного управлять производством. Обычно это ведет к серьезным потерям. А это не лучшим образом влияет на развитие любого бизнеса.

Степень опасности рейдерства, по мнению других источников, характеризуется следующими фаторами:

1)силовой и коррупционный передел собственности стимулирует коррумпированность органов государственной власти и судов.

2)рейдерство - источник легализации криминальных сфер.

)рейдерство не занимается реальной экономикой и не направлено на решение реальных задач страны.

)рейдерство снижает инвестиционную привлекательность страны, т.к. это один из дополнительных рисков для инвестиций.

)экономический ущерб от рейдерства напрямую оценить весьма сложно, поэтому его опасность часто недооценивается.

)рейдерство не только компрометирует экономическую политику государства, но и подрывает его престиж. Имиджевый ущерб настолько велик, что он мешает инновационной политике.

В России рейдерство приобрело угрожающий масштаб для развития экономики. Бороться с ним крайне сложно, но возможно - прежде всего с помощью реформирования корпоративного законодательства, пробелы которого используют захватчики. Однако эта борьба должна вестись крайне аккуратно, чтобы не помешать функционированию цивилизованного рынка слияний и поглощений.

Сейчас рейдерство опустилось на уровень малых и средних предприятий. Но и на среднем уровне рейдерство сегодня имеет опасные размеры. Огромное количество малых и средних предприятий при приватизации преобразовались в открытые акционерные общества, обладающие определенным имуществом. Такие предприятия, многие из которых находятся в центре больших городов, представляют собой весьма лакомый кусок для захватчиков.

Как утверждает управление по борьбе с экономическими преступлениями, только в Москве зафиксировано порядка трех сотен случаев захвата предприятий в год. Даже если учесть, что далеко не всегда подобная информация доходит до правоохранительных органов, то все равно получается один рейдерский захват в день.

Совсем недавно при захватах предприятий рейдеры использовали слабости законодательства о банкротстве, сегодня же, благодаря положениям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", эта проблема практически решена, и число захватов предприятий, происходящих через институт банкротства, резко сократилось.

В настоящий момент для захвата предприятий рейдеры в основном используют пробелы корпоративного законодательства. Корпоративному праву в нашей стране всего 15 лет. За такой короткий срок ни одному государству в мире не удалось бы создать полноценную правовую защиту собственника. Развитые государства строили эти отношения столетиями, у них корпоративное право на 80% вообще не право, а обычаи делового оборота. И нам ждать формирования этих обычаев придется еще очень долго.

После десятка лет главенствования социалистического государства отечественные собственники пока не до конца понимают, что защита своей собственности, своего имущества - прежде всего их непосредственная обязанность.

Другая причина рейдерства связана с оборотом акций. В настоящий момент в России института защиты прав собственника акций, по сути, нет и захват предприятия в нашей стране сводится по большому счету к захвату реестра.Дело в том, что в нашем законодательстве акции определены как нематериальный объект. Это правильно, прогрессивно, позволяет совершать сделки в режиме реального времени - ведь скорость оборота акций неуклонно растет. Однако с обретением такого нематериального инструмента, который должен учитываться в реестре, мы получили огромное количество проблем.

На сегодняшний день по статистике 186 тысяч юридических лиц существуют в форме акционерных обществ. Это является ошибкой приватизации, когда большинство предприятий преобразовывалось именно в АО. Во всем мире данная публичная форма собственности используется в исключительных случаях, как правило, крупными обществами, когда, например, необходимо привлечь достаточные финансовые средства акционеров. У нас же из 186 тысяч юридических лиц меньше 185 тысяч предприятий - конфликт формы и содержания, что в свою очередь значительно повышает риски.

Большая часть реестров таких ОАО (если они вообще существуют) в лучшем случае хранятся в компьютере, а обычно - просто на бумаге.

Самый циничный способ захвата таких ОАО следующий: как правило, накануне праздников, когда собственник уже уехал отдыхать, захватчики добираются до реестра и «конфисковывают» (или уничтожают) его. В итоге нет никакого документа, подтверждающего право собственности, потому что во многих случаях не сохраняются и договоры купли-продажи акций. Или реестр просто переписывается захватчиками заново, и по надуманному предлогу они получают решение суда о его законности. После этого у бывшего собственника практически нет никаких шансов доказать свои права.

Ввиду вышеизложенных причин Комитет по собственности совместно с Минэкономразвития разрабатывал концепцию совершенствования корпоративного права. В нее вошли меры по ликвидации суррогатов корпоративного права, по созданию условий для эффективного существования и функционирования холдингов, меры для правильного стимулирования выплаты дивидендов и т. д. Но это уже более сложные задачи. Сейчас же главная задача - точно прописать понятие реестра и отношение к нему.

Во многих случаях по делу частного лица на предприятие приходит налоговая полиция (или другие правоохранительные органы) и сразу забирает весь сервер со всем реестром, где сотни тысяч акционеров и сотни предприятий. Очевидное несоответствие общественных интересов, интересов предпринимательских и той надобности, которая возникает в ходе следственных действий. Зачем изымать весь реестр, когда можно затребовать выписку из реестра по конкретному Акционерному Обществу. Также необходимо уточнить, что такое договор на ведение реестра. Им должна заниматься специальная организация-реестродержатель. На сегодняшний день существуют такой вид деятельности, его лицензирование и орган, его контролирующий. К сожалению, в силу нынешней неопределенности отношений никто ни за что не отвечает.

В итоге происходит масса злоупотреблений и нарушений, в том числе и рейдерство. Например, ту же самую бухгалтерию на предприятии ведет профессионал бухгалтер. Так должно быть и при ведении реестра. Создав конкретные механизмы, для того что бы количество манипуляций с реестром значительно уменьшилось.

Кроме того, необходимо уточнить права административных и правоохранительных органов на выдачу реестра или выписки из него и описать все формы их обращения к реестру. Этот вопрос необходимо прорабатывать вместе с правоохранительными и административными органами.

В концепции должна быть, повышена ответственность самого реестродержателя. Будут четко прописаны права и обязанности (кто за что отвечает), будет установлено, какие нужно будет застраховать, какие - определить под специальный фонд как систему гарантийных обязательств, как в банковской сфере, и т. д.

На данный момент концепция этого законодательного пакета уже обсуждена, ее поддерживает Минэкономразвития. Конечно, все существующие проблемы будут решены не сразу, но зато наше корпоративное право как цельная система отношений будет выведена на другой, совершенно иной уровень.

.2 Методы борьбы с рейдерством

Проблему несовершенства законодательной базы можно обсуждать бесконечно. Необходимость четкого определения рейдерства и ужесточения наказания за включаемые в него преступления, по мнению автора Фёдорова А.Ю., очевидна. Но важен также комплексный подход к проблеме. Законодательную базу нужно совершенствовать. Работа должна быть системной и вестись по всем направлениям. Ведь основные причины захвата собственности - это отсутствие сурового наказания. Возможно, изменение законодательства ни к чему не приведет. В рамках данной курсовой работы, к сожалению, это сложно спрогнозировать. В данном вопросе нужно более детально проанализировать историю рейдерства на примере стран, в которых оно изначально зародилось, исследовать блокирующие его меры. Затем провести аналитическую работу российского рейдерства. [20]

Уголовное наказание за рейдерство может быть эффективным, но только в том случае, если сама судебная система как машина будет работать более эффективно. Некоторые авторы уверены в том, что все необходимые статьи и законы уже есть, гораздо важнее совершенствовать правоприменительную практику. Все, что необходимо для борьбы с рейдерством, в законодательстве уже есть. Нет тех, кто это будет реализовывать. Достаточно тех законов, которые есть.

Уже второе десятилетие Россию сотрясают процессы, связанные с перераспределением собственности, крупных пакетов акций, которые часто сопровождаются многочисленными преступлениями экономической направленности. Основы борьбы с экономической преступностью предполагают выделение приоритетных направлений её предупреждения, исходя из её структуры и тенденций. Основа любой деятельности- это определение и решение следующих задач.

Во-первых, в условиях роста экономической преступности, деятельность по её предупреждению должна строиться на основе коренных изменений стратегии и тактики противодействия экономической преступности. В первую очередь необходимо ликвидировать негативные явления и процессы в экономике, которые приобретают особую остроту и актуальность в условиях мирового финансового кризиса.

Во-вторых, необходимо сконцентрировать все усилия не на создании дополнительных структур и методов, а на разработке стратегии комплексного противодействия. Всё это и должно определить успех предупредительной деятельности в экономической сфере в целом и рейдерства в частности. Выводы:

Российская Федерация находится в процессе становления как очень сложное федеративное государство. И федеральная власть, разрабатывая стратегию противодействия преступности, должна тщательно учитывать особенности положения дел в субъектах РФ в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и безопасности личности. Начало ХХI века характеризуется увеличением числа и повышением степени общественной опасности различных новых форм рейдерства.

Возможности для рейдерства возникают главным образом в результате пробелов в законодательстве. Существующая в стране нормативно-правовая база не позволяет разделять цивилизованные методы ведения бизнеса в сфере слияний и поглощений и незаконные захваты предприятий. Не существует системного корпоративного права. Отсюда и противоречащие друг другу решения судов.

Политические последствия рейдерства заключаются, прежде всего, в дискредитации власти. Показывая свою близость к некоторым высшим должностным лицам, «эффективные» рейдеры подрывают авторитет целого института власти. Это формирует общественное мнение о том, что властные структуры покровительствуют незаконному бизнесу и что такое покровительство есть главное условие его существования.

В 2007-2008 гг. Госдумой уже были предприняты реальные шаги. Она обрила в первом чтении законопроект, который регулирует разрешение корпоративных споров: документ вводит само понятие корпоративных споров и дополняет перечень конфликтов, относящихся к подведомственности арбитражного суда. При этом устанавливается, что все корпоративные споры должны рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица. Теперь фирма-захватчик должна будет обращаться только в арбитражный суд по месту регистрации поглощаемого предприятия, а не в «удобный» для агрессоров суд, где они имеют больше шансов выиграть дело. Кроме того, законопроект исключает ситуацию, когда владельцы предприятия узнают о «рейдерском» судебном иске на той стадии, когда изменить уже ничего невозможно. Теперь рейдерам не удастся скрыть свое обращение в суд - по новым правилам судьи обязаны извещать ответчика о начатом деле.

Тем не менее трудностей в этой борьбе до сих пор остается немало. По разным оценкам, ежегодно захвату подвергаются от 2-3 до 8-10 тыс. компаний. Отсутствие четкой официальной статистики - еще одна проблема для тех, кто борется. В последнее время все чаще звучат призывы привлекать рейдеров и чиновников, уличенных в пособничестве неправосудным захватам, к уголовной ответственности с внушительным сроком тюремного заключения. Кто-то считает необходимым напрямую ввести в Уголовный кодекс РФ (УК РФ) статью под названием «Рейдерство». Предложений много, как и различных взглядов на проблему, но все сходятся в одном: рейдерство - часть коррупционного поля, и искоренить его можно только в рамках совершенствования и ужесточения антикоррупционного законодательства. Эти вопросы необходимо решать в комплексе.

Все это указывает на большую общественную опасность рейдерства, его разрушительный характер, свидетельствует о том, что такие инструменты рыночной экономики, как банкротство и поглощение, в условиях криминализированной экономики России превращаются в новые виды организованной преступной деятельности. При этом рейдерство в России достигло такого размаха, что захватчики не боятся выбирать себе в качестве целей даже предприятия оборонной промышленности.

Приемы рейдеров меняются и совершенствуются. Например, меры по аресту активов, пакета акций или счетов по решению суда считаются трудоемким приемом, поэтому рейдеры стали просто подделывать решения судов и собраний акционеров, договоры аренды и покупки помещений. Хозяйственные преступления были подследственны органам МВД, а вот преступлениями против правосудия - следственным органам при прокуратуре РФ. Таким образом, одно и то же преступление рейдерского захвата бизнеса расследовалось сразу двумя правоохранительными органами, только в той части, которая им определена. Такие параллельные расследования на самом деле уходили от истины, способствовали уклонению от ответственности отдельных соучастников преступного захвата бизнеса, разрывам преступных связей участников преступной группы. Создание Следственного комитета РФ в значительной степени облегчит расследование рейдерских захватов бизнеса, сократит сроки расследования и повысит его эффективность.

Риск нападения рейдеров многократно увеличивается, если собственники и руководство предприятия допускают ошибки, такие как вывод прибыли с предприятия, минимизация налогов или неуплата, игнорирование природоохранных и других норм законодательства. Последние нарушения связаны с высоким риском уголовного преследования самих руководителей предприятия и временного их отстранения от работы. Тем самым внутри предприятия заведомо закладывается конфликт руководства с законом.

В числе причин неэффективной борьбы с таким явлением, как незаконный отъем собственности, в первую очередь это коррупция, некачественная работа следственных органов, несовершенство законодательства и правоприменительной практики, проблему низкого уровня корпоративной культуры и отсутствие системы прогнозирования ситуаций. Методы борьбы с рейдерством, следующие:

1) это ликвидация коррупции. Нужен независимый суд;

2) совершенствование законодательства. В законах все должно быть прописано ясно, чтобы не было возможности для двоякой трактовки;

3) необходимо улучшение защиты бизнеса, методичное выстраивание системы отношений собственности, которая будет обретать легитимность в широком смысле слова: и правовую, и социальную;

4) необходимо развитие современных демократических институтов власти: свободных, независимых средств массовой информации.

Таким образом, следует принять решительные меры, направленные на противодействие рейдерству. В качестве приоритетных мер по противодействию незаконным захватам предприятий можно выделить следующие:

1)разработка комплекса мер индивидуальных для каждого предприятия с учетом его специфики, затрагивающих различные аспекты деятельности - юридический, финансовый, и т.д., что позволит исключить или существенным образом снизить вероятность незаконного захвата;

2)выстраивание четкой схемы управления предприятием, регулярный мониторинг текущего состояния документов, формирование позитивного имиджа организации, работа со СМИ, укрепление связей с местными регистрирующими органами (рейдеры не смогут осуществить захват объекта, если его корпоративная история безупречна и нет ни малейшего повода для судебного иска);

)реализация ряда «оборонных» мер: четкая налоговая и финансовая отчетность; консолидация пакета акций или долей, обременение активов, регулярное внесение изменений в учредительные документы акционерного общества; разъяснительная работа с трудовым коллективом, профсоюзами, пенсионерами организации, обладающими акциями предприятия; надежная и эффективная охрана здания и др.;

)использование возможностей системы страхования применительно к защите прав собственности, где угроза рейдерства рассматривается как потенциальный предпринимательский риск. Так, в соответствии со статьей 933 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей страхование предпринимательского риска, это будет правовой гарантией от угрозы потери доходности бизнеса, в данном случае - возможности лишения части долей на предприятии;

)ведение бизнеса на основе прозрачности собственности и адекватной капитализации стоимости актива предприятия (так как рейдеры «идут» на захват тех организаций, которые можно задешево купить, а затем задорого продать);

)осуществление постоянного внутреннего аудита фирмы с привлечением сторонних юристов с целью тщательного исследования документации предприятия за последние несколько лет, определения пробелов, подлежащих устранению, и разработки мер по укреплению безопасности предприятия;

)разработка системы мер по тщательной проверке документов по факту смены владельцев бизнеса, поступающих на регистрацию в Федеральную регистрационную службу РФ и Федеральную налоговую службу РФ.

В главе 22 УК РФ определены виды уголовно наказуемых деяний, совершаемых в сфере экономической деятельности, указаны виды преступлений, совершаемых лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и другую деятельность экономической направленности; с «рейдерством» связаны 35 статей УК РФ. Из них можно выделить преступления, совершенные в сфере налогового законодательства, банковской деятельности, кредитных отношений, оборота ценных бумаг. В указанной главе содержатся и другие виды преступлений, совершаемых физическими лицами при их предпринимательской деятельности и другой деятельности экономической направленности.

Считаем возможным выделить рейдерство как отдельный состав уголовно наказуемого деяния, создав отдельную статью УК РФ «Рейдерство», определив понятие как противоправный захват бизнеса, выделив четыре части в проектируемой статье: захват предприятия как объекта собственности, акций со сменой руководства; захват бизнеса (группы предприятий, составляющих единую технологическую цепочку, либо группы предприятий, объединенных единой сетью); захват бизнеса группой лиц с участием должностных лиц, использующих свое должностное положение; захват бизнеса в особо крупном размере, сопровождающийся убийствами, тяжкими телесными повреждениями. Необходимо квалифицировать «рейдерство» исключительно как преступление, совершенное группой лиц. Данная статья УК РФ позволит отграничить это противоправное деяние от других уголовно наказуемых действий в области экономики. Полагаю, что ошибочно утверждение, что понятие «рейдерство» не имеет самостоятельного состава преступления, а может быть рассмотрено в совокупности с различными состава УК РФ.

Что касается, совершенствование законодательства, то в законах все должно быть прописано ясно, чтобы как можно меньше оставалось на трактовку, на разъяснения, на ведомственные инструкции. В законе все должно быть прописано: что собрание акционеров может собраться только так, а не иначе, что только так, а не иначе можно покупать акции, что только такое-то количество акций на такую-то дату, голосующие акции и так далее. Все должно быть выверено до последней запятой, чтобы в суде не было трактовки, чтобы не было двусмысленности. Должны быть четкие прозрачные и правовые гарантии права собственности. В главе 21 Уголовного кодекса нужно закрепить отдельный состав, предусматривающий уголовную ответственность за хищение ценных бумаг в крупном размере, за установление контроля над имуществом, активами, денежными средствами юридического лица или их захват с наказанием за эти преступления в виде лишения свободы от 10 лет с конфискацией имущества. Нужна независимая и честная следственная структура, которая бы добывала доказательства. Должна быть изменена практика уголовного преследования через следственные органы. Необходимо улучшение защиты бизнеса. Нужно начать с обеспечения гарантий прав частной собственности. Очень важна просветительская функция. Необходимы циклы мероприятий, семинаров для предпринимателей по оценке уязвимости их бизнеса с позиций рейдеров, по оказанию им помощи в построении алгоритма первичной защиты. Объединение предпринимателей, особенно, малого и среднего бизнеса в структуры, которые могли бы их защищать.

Рейдерство не случайно называют экономическим терроризмом, криминальный бизнес рейдеров измеряется миллионами долларов. Ежегодно в России фиксируется свыше 60 тысяч рейдерских атак, в результате которых банкротятся предприятия, происходит разрушение эффективных производств. Захват собственности приводит к разорению законного собственника, что приводит к остановке работы предприятия, дестабилизации атмосферы, увольнениям персонала. Рейдеры наносят огромный ущерб экономике нашей страны и если этому не противопоставить опережающие меры законодательного характера, то, по мнению некоторых экспертов рейдерство может полностью уничтожить малый и средний бизнес. Рейдерство или недружественное поглощение происходит путем криминального присвоения прав на владение и управление предприятиями и организациями. В России крупнейший рейдерский рынок возник в Москве и Санкт-Петербурге, но со временем рейдерство стало развиваться и в других регионах, в первую очередь богатых нефтью и другими полезными ископаемыми. Целью захвата становятся как мелкие, так и стратегически и социально значимые предприятия. Как, отметил Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка, выступая в государственной думе «...в Санкт-Петербурге преступное организованное сообщество хотело захватить 45 предприятий, причем не каких-то бутиков, а предприятий государственной важности».

«Центром политических технологий» в г. Москве в рамках проведенного исследования «Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России» выявлены следующие причины развития рейдерства в России:

)масштабная коррупция, слабость правоохранительной системы и судов;

)слабость законодательной базы;

)рост благосостояния, рост активов как производственных, так и недвижимости и земли;

Неэффективное использование собственности, потому что собственность в России не является неприкасаемой. Низкий уровень предпринимательской культуры. Собственники компаний больше думают о развитии бизнеса и о взаимоотношениях с административными органами власти, и значительно реже - о потенциальном захвате. Слабость рыночных институтов. Рыночные институты, по мнению экспертов, не являются сегодня настоящими регуляторами в рыночной среде. По мнению специалистов, увеличению количества рейдерских атак способствует отсутствие развитой экономической системы и авторитетной судебной системы, а также коррупция и низкая культура правоприменения. За последние годы в России появились целые группы людей специализирующихся на рейдерском бизнесе, в их состав обычно входят юристы, прекрасно разбирающиеся в тонкостях законодательства, бывшие сотрудники правоохранительных органов, иных государственных структур, связанных с экономической деятельностью страны. Слабость государственных институтов призванных способствовать социально-экономическому развитию страны и высокая коррумпированность делают возможным незаконный захват собственности.

По результатам практического исследования были выявлены основные моменты наиболее распространенной формы рейдерского захвата. Итак, первоначальным этапом является наведение справок о предполагаемом объекте атаки, изучение его юридической истории, как правило, этот этап не попадает под квалификацию уголовного закона, так как зачастую сбор информации происходит вполне законными способами. Однако нередко для сбора закрытой информации, либо получения компрометирующих фактов, рейдеры прибегают к криминальным способам, включая скрытое наблюдение, прослушивание телефонов и.т.д., изучается личная жизнь топ-менеджмента, крупных акционеров. Следующим этапом является регистрация в органах Федеральной налоговой службы фиктивных сведений об изменениях вносимых в учредительные документы юридических лиц. В соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» налоговые органы не проверяют поступающие к ним сведения об изменениях на достоверность и в течение 5 дней обязаны произвести госрегистрацию и выдать заявителю на руки соответствующее свидетельство. Этот пробел позволяет рейдерам регистрировать любые изменения путем написания «липового» протокола общего собрания участников общества. С момента регистрации изменений новый генеральный директор общества приобретает исполнительно-распорядительные полномочия и может отчуждать активы юридического лица, заключая сделку купли-продажи активов (в основном недвижимости), которая регистрируется в органах Федеральной регистрационной службы. Далее, с целью создания добросовестного приобретателя, совершается еще ряд сделок, после которых бывшему собственнику вряд ли получится отсудить похищенное имущество. Принимая во внимание изложенные факты, мы видим, что отсутствие у регистрирующих органов права проводить правовую экспертизу на предмет достоверности представляющихся заявителем документов для государственной регистрации приводит к тому, что недобросовестные заявители подают в данные органы заведомо недостоверные и подложные документы. Это приводит к возможности осуществления легальной государственной регистрации фирм-однодневок и мошеннического хищения имущества общества.

СК при МВД РФ в целях борьбы с рейдерством намерен ужесточить процедуру регистрации изменений. Предполагается увеличить срок регистрации до 25 дней (сейчас -5), а если участники общества находятся в другом регионе - до 45 дней. Для обеспечения достоверности регистрируемой информации предлагается ввести обязательную регистрацию нотариусом протокола собрания участников общества. Также планируется лишить компании возможности направлять по почте заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, заявителям придется лично, подавать их в налоговую инспекцию, предъявив налоговику паспорт. Следователи также заявляют, что в большинстве случаев фиктивные изменения вносятся в реестр с помощью недобросовестных налоговиков. Так, например, одно из предприятий города Москвы, по словам правоохранительных органов, перешло в руки рейдеров с помощью инспектора из регистрационной налоговой инспекции №46 по г. Москве. В обеденное время у него была возможность свободно пользоваться любым компьютером в офисе, а также печатями налоговой службы, чтобы внести ложные сведения в базу юридических лиц. Дабы исключить подобные случаи МВД хочет обязать налоговиков уведомлять генерального директора или держателя контрольного пакета акций о поступлении документов на регистрацию изменений в ЕГРЮЛ, собственно для этого и требуется более долгий срок для регистрации изменений, чтобы инспекция дождалась подтверждения. Еще одним из механизмов противодействия рейдерскому захвату является ограничение права акционера на получение информации. Для того чтобы быть защититься от враждебного поглощения и корпоративного шантажа необходимо быть готовым к противодействию рейдерской атаки. Это предполагает необходимость сбора информации касательно рейдерства, используемых ими приемах и методах. Нужно уметь анализировать и оценивать вероятность атаки, а также обращать внимание на признаки готовящейся атаки. Такими признаками являются:

)интенсивный сбор информации о компании;

)внезапное появление необоснованной корреспонденции из судов, государственных органов или третьих лиц;

)визиты судебных приставов-исполнителей и осуществление ими процессуальных действий, совершенно неожиданных и очень странных, а также всевозможные проверки и контроль со стороны иных государственных органов;

)навязывание партнерства как отдельными лицами, так и фирмами;

)исчезновение различных документов, образцов подписей руководства, печатей и прочее;

)скупка мелких пакетов акций;

)оспаривание прав собственности;

)скупка долговых обязательств предприятия;

)заманчивые предложения менеджерам предприятия

Специалистами в сфере противодействия рейдерству разработаны и типичные способы защиты:

)оптимизация уставных документов;

)регулярное получение выписок из ГУФРС, Налоговой инспекции и других органов;

)защита всей служебной и коммерческой информации. Контрскупка акций и долей общества;

)срочная реструктуризация активов;

)проведение дополнительной эмиссии в АО;

)работа с акционерами и участниками ООО;

)разработка сценария действий при силовом захвате предприятия;

)диверсификация финансовых потоков;

)привлечение на свою сторону администрации, руководителей правоохранительных органов;

Кроме того, одними из возможных предупредительных методов для борьбы с захватами предприятий могут являться:

)тщательный подбор специалистов в органы управления обществом;

)организация эффективной работы юристов, а также службы безопасности;

)привлечение для охраны предприятия или офиса вневедомственной охраны;

)соблюдение обществом коммерческой тайны;

)отслеживание всех попыток получения посторонними лицами сведений о предприятии и его недвижимости из ЕГРЮЛ, из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и Государственного земельного кадастра;

)страхование крупными акционерами титульных прав на акции;

)постоянный внутренний аудит, проверка внутреннего состояния документов, их защиты;

)проверка печатей, защита их от подделки;

)внесение в устав предприятия таких положений, которые могут затруднить захват фирмы;

)внедрение механизмов, которые смогут защитить владельцев от утраты акций/долей, а также от их хищения;

Таким образом, в арсенале у защищающейся стороны существует достаточно методов позволяющих противодействовать рейдерам.

Как показывает практика успешно бороться с рейдерами необходимо задолго до начала атаки, обеспечение превентивных мер позволит как избежать атаки, так и успешно с ней бороться, затрачивая при этом гораздо меньше ресурсов, чем в случае, когда эта атака уже началась. Кроме того обеспечение оборонительных мер способствует также улучшению эффективности управление предприятием, увеличению его рыночной стоимости. Постоянный сбор информации позволит заблаговременно усмотреть начинающуюся атаку и предотвратить ее. Умение собрать нужную информацию и эффективно ею распорядиться позволит не оказаться в ситуации, когда компания выясняет, что бизнес ей уже не принадлежит.

При всем многообразии признаков готовящейся атаки необходимо обратить внимание на следующие индикаторы возможной атаки рейдеров. Рассмотрим их ниже. Внезапная активность миноритарных акционеров. Если один или группа акционеров ранее не проявлявших своей активности стали внезапно проявлять интерес к деятельности предприятия, требуют предоставления копий различных документов и иной информации. У предприятия возникают неожиданные правовые проблемы. Очень часто рейдерами инициируются судебные дела, данная схема позволяет совершенно легально в ходе судебных разбирательств затребовать у стороны важные документы и информацию, например последний бухгалтерский баланс и полный реестр акционеров. На предприятие внезапно и без видимых на то оснований приходят с проверками представители различных правоохранительных и контролирующих органов, как правило их интересуют учредительные документы, реестры акционеров, хозяйственные и кредитные договора, сведения об основных покупателях и поставщиках.

Далее в данной курсовой работе рассмотрим несколько мер экстренного противодействия рейдерским атакам. Обращение в правоохранительные органы, надзорные органы, специальные государственные структуры, специально созданные для борьбы с рейдерством. Добровольное блокирование акций по лицевому счету акционера. Этот способ эффективен при первых признаках начала рейдерской атаки.

Дополнительная эмиссия акций по закрытой подписке. Наиболее распространенный и эффективный способ борьбы на ранних стадиях захвата. Акции нового выпуска размещаются в пользу дружественного поглощаемой компании лица, которое с помощью крупного пакета выкупленных акций создает эффективное препятствие для перераспределения корпоративного контроля в пользу захватчика. Но пользуясь данным способ необходимо помнить, что в соответствии с п. 1 ст. 84.6 ФЗ « Об акционерных обществах» решение о проведении дополнительной эмиссии может быть принято только общим собранием акционеров общества. Добиться же такого решения возможно только на ранних стадиях, пока захватчик еще не имеет достаточного количества акций для блокирования такого решения. Судебные тяжбы. Одними из приемов данной меры являются встречные иски, запреты на голосование пакетом акций, признание проведенных собраний акционеров незаконными вместе с обращениями в вышестоящие судебные инстанции для пересмотра дела.

В случае захвата корпоративной собственности необходимо незамедлительно подавать следующие иски:

)иск о признании незаконными действий и решений налоговых органов по регистрации изменений в учредительных документах общества и изменений, не связанных с изменениями в учредительных документах общества, о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ, свидетельстве о регистрации изменений;

)иск о признании незаконным решения собрания участников общества о назначении Генерального директора, внесении изменений в учредительные документы;

)иск о признании недействительной сделки по уступке доли в уставном капитале или отчуждения акций;

)иск о взыскании убытков с реестродержателя (в случае применения последствий недействительности сделки).

В рамках судебного производства по данным категориям дел необходимо заявлять ходатайства:

)об истребовании из налогового органа подлинного регистрационного дела;

)об истребовании от общества доказательств получения уведомления об уступке доли в уставном капитале, с приложением доказательств совершенной уступки.

)об истребовании от нового участника общества(акционера) общества договора уступки доли(акции), доказательства оплаты, направления в общество уведомления об уступке и направления реестродержателю передаточного распоряжения;

)об истребовании от реестродержателя подлинного передаточного распоряжения на списание акций со счета заявителя, а также всех документов, связанных с открытием лицевого счета лицу, на счет которого были зачислены акции заявителя, выписку из реестра акционеров по лицевому счету заявителя и лицевым счетам, на которые были зачислены акции заявителя.

Также необходимо подавать заявления об обеспечении иска в порядке ст. 90 АПК РФ:

)запретить налоговому органу совершать действия по регистрации изменений;

)запретить общему собранию общества принимать решения по вопросам, связанным с внесением в учредительные документы, касающиеся состава участников общества с ограниченной ответственностью и местонахождения общества;

)запретить единоличному исполнительному органу общества совершать сделки направленные на отчуждения недвижимости общества, акций;

)запретить Федеральной регистрационной службе проводить регистрацию сделок с недвижимым имуществом общества;

)запретить реестродержателю производить списания акций с лицевых счетов, на которые были зачислены акции заявителя после их списания;

Исходя из вышеизложенного, можно увидеть, что для того, чтобы эффективно противостоять рейдерству, необходимо заранее разработать комплекс превентивных мер защиты, с учетом характерных особенностей общества. Это позволит существенно снизить риск незаконного захвата. Необходимо выстроить четкую схему управления, куда входит регулярный мониторинг состояния документов общества, регулярное внесение изменений в учредительные документы общества, осуществление постоянного внутреннего аудита общества с привлечением юристов с целью тщательного исследования и устранения пробелов и противоречий с законодательством в документации общества. Разработка мер по укреплению внутренней безопасности общества.

Эффективная борьба на уровне государства должна включать в себя правотворческую деятельность, включение в законодательство понятия рейдерство в котором необходимо четко определить понятие и возможный круг деяний охватываемых данным явлением. Введение уголовной ответственности участникам рейдерского захвата. Издание соответствующих нормативно-правовых актов по борьбе с рейдерством, в том числе позволяющих пресекать возможность представления в регистрирующий орган недостоверных сведений. Разработка мер позволяющих обеспечить тщательную проверку документов поступающих на регистрацию в Федеральную регистрационную службу и Федеральную налоговую службу. Изучение международного опыта касающегося борьбы с рейдерством.

Почему компания может стать объектом рейдеров? Организация, которая захватывает другую фирму, стремится получить привлекательные земли или недвижимость, которой последняя владеет; или хочет приобрести объект, чтобы раздуть свои активы. Рейдеры выбирают для захвата компании, в которых пакет акций неконсолидированный, находится на руках у большого количества лиц, тогда рейдерам нужно только скупить их. Если предприятие процветает или имеет заманчивые активы, то рейдеры могут силой отобрать фирму у владельцев.

В современных условиях криминализации экономических отношений рейдерство получило довольно широкое распространение, что представляет реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации. Это крайне опасная для общества и государства преступная деятельность, которая препятствует нормальному экономическому развитию российского общества, повышению эффективности национальной экономики, компрометирует экономическую политику государства, снижает доверие общества к государственным органам и подрывает авторитет России на международной арене. Поэтому в настоящее время разработка мер по противодействию рейдерству, прежде всего в целях устранения причин, порождающих это явление, и реализация таких мер в контексте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации имеет первостепенное значение. В Уголовном кодексе РФ нет статьи, которая бы подразумевала наказание за рейдерство. Но судьи в случае разбирательств используют для наказания участников захвата статьи о мошенничестве, вымогательстве, принуждении к совершению сделки и подделке документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Широкий спектр негативных последствий рейдерства диктует необходимость противодействия захватчикам. Противоборство с рейдерами на микроэкономическом уровне, как правило, оказывается неэффективным в силу того, что возможности рейдера по организации атаки, как правило, значительно превышают возможности компании-мишени по организации защиты. В связи с этим имеется потребность организации противодействия на макроэкономическом уровне.

Проводимая в настоящее время государственная политика противодействия рейдерам игнорирует возможность использования экономических инструментов, влияющих на практику захватов, и не принимает во внимание тот факт, что рейдерские структуры являются неоднородными и воздействовать на всех одним единым способом вряд ли целесообразно. В связи с этим мы считаем возможным сосредоточение государственной политики противодействия по двум основным направлениям. Во-первых, должны быть разработаны и внедрены эффективные механизмы борьбы с «черным» (криминальным) рейдерством. Во-вторых, должны быть созданы условия, благоприятствующие трансформации «белого» и «серого» рейдерства в иные виды высокодоходной и высоко рискованной деятельности, например, в венчурное инвестирование.

На рубеже 1990-2000-х годов в российской экономике возникли устойчивые формальные и неформальные группы, основным бизнесом которых стало перераспределение активов вопреки правам и интересам лиц, контролирующих данные активы, с нанесением им экономического и иного вида ущерба. Действия этих групп носят, преимущественно, агрессивный характер, а рейдерские атаки, как правило; сопровождаются конфликтами. Наблюдаемое деструктивное влияние рейдерства на российскую экономику диктует необходимость проведения научных исследований, направленных на научное осмысление и анализ деятельности рейдеров с целью разработки эффективной государственной политики.

В ходе решения поставленных мною задач в данной работе были сделаны следующие выводы:

Рейдерство на рынке корпоративного контроля является особым видом деятельности. Суть рейдерства заключается в последовательной или параллельной реализации рейдерских акций - особых инвестиционных проектов, характеризующихся высоким уровнем риска и доходности.

Рейдерство на рынке корпоративного контроля возникает при системном несоответствии сложившейся структуры собственности и контроля и стадии экономического развития. В таких условиях деятельность рейдеров приводит к активизации процессов на рынке корпоративного контроля и способствует трансферту активов между собственниками. Приведет ли рейдерство к достижению равновесного распределения прав в экономике, зависит от особенностей социально-экономической и институциональной среды, так как именно они определяют доминирующие виды и формы рейдерских акций. И только при условии эффективной защиты прав в экономике рейдерство формируется в тех видах и формах, которые позволяют разрешать системные противоречия в структуре собственности и контроля.

В России рейдерство возникло при острой потребности в изменении структуры распределения прав, на экономические активы и при отсутствии условий для активизации трансакций. Рейдерство ускорило развитие рынка корпоративного контроля и обеспечило переход активов между субъектами экономики. Однако специфика социально-экономической и институциональной среды определила более агрессивный и менее цивилизованный характер рейдерских акций в России в сравнении с другими странами. В связи с этим рейдерство в России' ведет не столько к достижению эффективного распределения- прав, на экономические активы, сколько к обострению социально-экономических и правовых проблем.

Результаты эмпирического исследования российской практики рейдерства указывают на непрекращающуюся трансформацию этого бизнеса на протяжении всего периода его существования. К настоящему времени рейдерство уже прошло стадии зарождения, войдя в стадию поиска новых направлений и форм. Расширяется количество участников рейдерских атак, усложняются формы рейдерских акций, меняются способы оказания воздействия на оппонентов, преобразуется состав компаний, атакуемых агрессорами. Доходность рейдерства в его текущем виде и формах снижается, риски проектов возрастают. Это способно привести либо к значительному сокращению числа рейдерских атак, либо- к новой трансформации рейдерства. Сценарий дельнейшего развития рейдерства зависит от действий государства. Отсутствие эффективной государственной политики противодействия рейдерству может привести к возникновению еще более агрессивных видов и форм передела собственности.

В российских условиях рейдерство приводит к множеству негативных последствий, остро проявляющихся в краткосрочном периоде. Это обуславливает необходимость эффективного противодействия рейдерству на государственном уровне. При этом особенности российской институциональной среды «блокируют» возможность эффективного использования решений, зарекомендовавших себя в других странах, и диктуют необходимость выработки политики, учитывающей российскую специфику. На основе полученных результатов исследования - и сформулированных выводов в работе изложена система рекомендаций по вопросу государственной политики противодействия, рейдерству. Основной стратегической целью должно стать обеспечение благоприятных условий для ускоренной трансформации «белого» и «серого» рейдерства в желательную для экономики инвестиционную активность, прежде всего, в венчурный бизнес. Параллельно необходимо принятие мер по искоренению «черного» рейдерства, связанного со значительными нарушениями законодательства.

Предложенный в работе анализ, практики рейдерства позволил обозначить и структурировать проблему существования в российской экономике особого вида деятельности, суть которой сводится к перераспределению прав на активы с нанесением экономического и иного вида ущерба лицам, прежде контролировавшим активы. Учет основных выводов исследования при разработке государственной политики противодействия рейдерству позволит снизить уровень конфликтности на российском рынке корпоративного контроля и способствует трансформации рейдерства в венчурное инвестирование. Однако центральные темы этой проблемы были лишь намечены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Пункт 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.

.Федеральный закон N 279177-5,"О внесении изменений в Федеральный закон N 14-ФЗ.

.Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ.

.Гражданский кодекс РФ, статья 933.

.Статья «Об обществах с ограниченной ответственностью» © КонсультантПлюс, contact@consultant.ru

.Абалкин Л.И., Институт экономики: размышления о будущем //Москва.2008.С. 180-189.

.Авдийский В. И., Дадалко В. А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства, учеб. пособие для студ. вузов 2-е изд., доп. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. С. 494

.Андреева Л.А., журнал Советник юриста №4 год - 2011. С. 40

.Бегаева А.А., Слияния и поглощения: совершенствование механизмов разрешения корпоративных конфликтов, 2007. № 8.С. 70

.Биджаков Э.В. Статья, Место и роль недружественных поглощений в процессе совершенствования экономической политики государства.№4.2008. С.23

.Борисов Ю.Д., Рейдерские захваты , 2008. Санкт-Петербург. С. 224

.Демидова Е., Враждебные поглощения и защита от них в условиях корпоративного рынка России. 2007, № 4. С.84

.Демидова Е.С. К чему приводят поглощения : Оценка влияния враждеб. поглощения на финансовое состояние предприятия,2007, № 7. С. 152

.Добровольский В. И. Ответственность рейдера по российскому законодательству. Wolters Kluwer Russia, 2010 год

.Желнорович А. В., Рейдерство в России - показатель институционального дефицита российской экономики, «Российская юстиция» 2007 год,С. 480.

.Сметанкина Ю., Что такое рейдерство? Изд: Власть, 2007 год , № 1. С. 42 .

.Степанов Д., Поглощение, осуществляемое путем приобретения крупного пакета акций, и вытеснение миноритарных акционеров, Хозяйство и право, 2006. , № 4, С.18

.Усович Л.В. Некоторые актуальные вопросы организации нотариальной деятельности в Российской Федерации, Нотариус. 2005. N 5. , С. 30

.Усович Л.В. Основные направления нотариальной реформы в современных условиях, 2008., № 4,С. 30

.Фёдоров А,Ю, Волтерс Клувер,2010 год , С.286

.Федоров А. Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж (организационно-правовые меры противодействия). Wolters Kluwer Russia, 2010 год, 468 стр.

.Филатов А. А., Кравченко К. А., Современная практика корпоративного управления в российских компаниях,2007,Москва,С.248 .

.Цуканов В.Х., Противодействие корпоративным захватам: опыт и проблемы, Спб., 2006 год ,С.350

.Чуясов А. В. Механизм незаконного поглощения предприятий, «Право и экономика» ,2007 год, С. 7-10.

.Клейнер Г.Б. [Электронный ресурс] URL: http://kleiner.ru дата обращения: 06.01.2015);

.Компромат РУ. Электронная версия журнала [Электронный ресурс] URL: http://kompromat.flb.ru/material.phtmlid=6925 дата обращения: 06.01.2015);

.Консультант плюс. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/popular/ukrf/

.Рейдерство. Враждебные поглощения в Украине,2008,№6, [Электронный ресурс] URL: http://www.advisers.ru/content_number6/ дата обращения: 06.01.2015);

.Рейдерство как часть коррупционного рынка, Журнал "Право и безопасность" № 1 (30), Апрель 2009, [Электронный ресурс] URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_26_23.htm дата обращения: 06.01.2015);

.Журнал Генеральный Директор, опыт отражения рейдерской атаки [Электронный ресурс] URL: http://www.gd.ru/articles/3083-opyt-otrajeniya-reyderskoy-ataki дата обращения: 06.01.2015);

.Лужков Ю.: Рейдерство в Москве пошло на спад [Электронный ресурс] URL: http://top.rbc.ru/economics/11/09/2006/86892.shtml дата обращения: 06.01.2015);

.Баркалова Е.В.Криминалистический анализ некоторых способов рейдерских захватов организаций, [Электронный ресурс] URL: http://www.procuror.spb.ru/k1118.html дата обращения: 06.01.2015);

.Плескачевский В.Д., Рейдерство угрожает нашей экономике, [Электронный ресурс] URL: http://www.center-bereg.ru/b11791.html дата обращения: 06.01.2015);

.Статья в ЮК «АЛьтернаКонсалт» Жуков И.С. [Электронный ресурс] URL: http://www.alternaco.ru/articles/article1_3.php дата обращения: 06.01.2015);

.Российская бизнес газета [Электронный ресурс] URL:http://www.rg.ru/2010/07/06/reyder.html дата обращения: 06.01.2015);

Похожие работы на - Тенденции рейдерского развития в экономике современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!