Сущность, ограничения и показатели индикативных планов на примере Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,11 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность, ограничения и показатели индикативных планов на примере Российской Федерации

Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Калининградский государственный технический университет

Институт финансов, экономики и менеджмента

Кафедра экономической теории



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

На тему:

Сущность, ограничения и показатели индикативных планов на примере Российской Федерации



Выполнила: Костюченко Ирина Николаевна

Студентка 3 курса, группа 13 ЭК-3

Руководитель: к.э.н. доцент Котенко А.А.





Калининград - 2016 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы индикативного планирования

.1 Понятие и сущность индикативного планирования

.2 Подходы к индикативному планированию

.3 Формы и типы индикативного планирования

Глава 2. Анализ индикативного планирования в России на примере образования

.1 Стратегия образования в РФ согласно КДР-2020

.2 Национальный проект «Образование»

Глава 3. Результаты и ограничения индикативного планирования

.1 Анализ результатов реализации КДР-2020 и национального проекта «Образование»

.2 Предложения по совершенствованию индикативного планирования

Заключение

Список литературы


Введение

Индикативное планирование как форма государственного планирования носит целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Оно является средством реализации социально-экономической политики государства. Его важнейшими задачами являются систематизация информации о деловой конъюнктуре предлагаемых инвестиций государства и расходов государственного бюджета с тем, чтобы содействовать принятию эффективных решений. Другой целью такого планирования является разработка системы показателей (индикаторов) экономической деятельности, достижение которых определяет меру государственного воздействия на социальные и экономические процессы. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику структуры, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи. Индикативное планирование является наиболее совершенной формой организации взаимодействия всех звеньев федеральных органов управления, как между собой, так и с региональными органами. В системе индикативного планирования на основе научных прогнозов и целевых программ разрабатываются государственные, региональные и корпоративные планы. В индикативном плане имеет место малая степень детализации показателей.

В наибольшей степени индикативному планированию поддается стадия производства, а в наименьшей - стадия формирования потребностей и потребления.

Россия - федеративное государство, объединяющее субъекты со своим специфическим уровнем социально-экономического, культурного, образовательного потенциала. Сочетание единой федеральной политики, направленной на повышение качества образования, ориентированного на экономику знаний, с региональными моделями ее реализации позволяет обеспечить интеграцию интересов государства и регионов.

Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом.

Во всем современном мире, значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общественной жизни повышается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Качество жизни и образовательный потенциал населения во многом определяется уровнем образования и культуры жителей, их мировозренческой ориентацией и духовным развитием, возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы влияют на степень включенности людей, живущих на территории области, в региональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивного развития. Образование, отвечающее современным потребностям общества и рынка труда, позволяет сформировать у каждого человека способность быстро адаптироваться к современным социо-экономическим реалиям, и это становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Общие ценности, принимаемые большинством, культура и нравственные установки, а также созданные в нашей стране интеллектуальный, инфраструктурный, промышленный и информационный потенциалы, выступают критериями качества жизни всех жителей области.

Доставшаяся в наследство слабая восприимчивость сложившейся системы образования к внешним запросам и углубляющийся дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих механизмов государственного управления задачам создания благоприятных и отвечающим потребностям условий развития системы образования. Очевидна неразвитость механизмов привлечения общественных и профессиональных организаций к решению актуальных вопросов формирования и реализации образовательной политики. Не созданы условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также не выработаны механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности. Понимая это, педагогическое сообщество осознает, что образование нуждается в инновационном развитии.

Исходя из вышесказанного, цель данной работы - изучение прогнозирования и индикативного планирования развития системы образования в период до 2020 года.

Задачи курсовой работы:

. Изучить теоретические основы индикативного планирования.

. Проанализировать индикативное планирование в России на примере образования.

. Оценить результаты и ограничения индикативного планирования.

Объектом исследования в данной работе является сущность, ограничения и показатели индикативных планов на примере РФ, предметом исследования - реализация КДР-2020 и национального проекта «Образование», предложения по совершенствованию индикативного планирования

Теоретическую основу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по сущности, ограничению и показателям индикативных планов на примере РФ, периодические издания, статистические издания и Интернет-ресурсы.

В процессе исследования использованы методы экстраполяционного прогнозирования, анализа временных рядов, экономико-математического моделирования.

Глава 1. Теоретические основы индикативного планирования

.1 Понятие и сущность индикативного планирования

Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров индикаторов, характеризующих состояние и развитие экономики страны и соответствующих государственной социально-экономической политике, а также становление мер государственного влияния на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

Индикативное планирование является основным рабочим инструментом реализации целей стратегического плана. Сущность индикативного планирования связана:

.   С тем, что индикативное планирование вступает как процесс формирования и использования в планах системы индикаторов - параметров, характеризующих состояние и развитие экономики, соответствующего социально - экономической политике и стратегическим планам.

2.      Индикативное планирование - это механизм координации взаимодействия государства и негосударственных экономических агентов, механизм сочетания госрегулирования с рыночным саморегулированием.

Кроме того, суть индикативного планирования состоит в том, что это гибкое сочетание государственного экономического регулирования и рыночного саморегулирования «в условиях существования относительно автономных центров принятия решений (частных и государственных предприятий), ограниченной власти государства и свободы выбора потребителей». Это - план в той мере, в какой речь идет о совокупности программ, интегрированных в единый целостный проект, взаимосвязанных во времени и пространстве, с указанием задач и способов их реализации. В отличие от централизованного планирования, индикативный план не претендует на всеобъемлющий характер и ограничен выбором приоритетных целей, вписывающихся в стратегическую «сверхзадачу» долгосрочного развития. Особенностью индикативного планирования является отказ от жесткой фиксации количественных параметров, излишней детализации и регламентации технических аспектов. Цели формулируются обобщенно, что обеспечивает плану поле для маневра в будущем, позволяет противостоять вызову непредвиденных событий и амортизировать их негативные последствия. Индикативный план - это инструмент, формирующий ту «стратегическую ось», которая способствует консолидации действий отдельных экономических агентов и ориентирует их на реализацию конечных целей, признанных общенациональными.

Следует различать разные уровни индикативного планирования:

а) макроэкономический (госпрогнозы, бюджетное планирование, госпрограммы и проекты);

б) региональный (территориальный);

в) мезоэкономический (отраслевые и межотраслевые планы и программы);

г) микроэкономический (стратегические планы крупных предприятий).

1.2 Подходы к индикативному планированию

Существуют различные подходы к индикативному планированию. Можно выделить четыре основных подхода:

Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах - предприятиях. При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов - параметров, характеризующих развитие экономики страны, соответствующих определенной государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров.

Второй подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Индикативное планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие, как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества.

Такой подход к индикативному планированию нашел распространение в ряде развитых стран.

Третий подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе - государства, несмотря на то, что это для них не обязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей, как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели - контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы.

Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов.

1.3 Формы и типы индикативного планирования

Различают три формы индикативного планирования: конъюнктурную, структурную, стратегическую.

Конъюнктурная форма направлена на улучшение экономической конъюнктуры путем комплексного, сбалансированного использования бюджетно - финансовых, кредитно-денежных, налоговых регуляторов, чтобы обеспечить согласованность бюджета, налогов и таможенных пошлин с макроэкономическим прогнозом развития и соответствующих расходов.

Структурная форма обеспечивает согласование плановых показателей программы по всем уровням (макро-, мега- и микро), т.е. обеспечивает государственную структурную политику во всей экономике, ее отраслях, регионах, территориально - промышленных комплексах.

Стратегическая форма индикативного планирования нацелена на выделение основных приоритетов развития национальной экономики, государственной экономической политики.

Выделяют также четыре типа индикативного планирования:

) Планирование в условиях преобладания госсектора в экономике с допущением частного сектора. Тогда государством устанавливаются определенные мероприятия воздействия на социально-экономические процессы. Такая ситуация характерна для Китая: современная модернизация государственного директивного планирования с «китайской спецификой».

) Общегосударственное планирование, осуществляемое в виде госпрограмм, не являющихся обязательными для частного бизнеса (Франция и Япония в 1950-1980 -х годах).

) Соединение обязательных заданий для госсектора и желаемых (рекомендуемых) параметров для частного сектора.

В современной России структурными элементами индикативных планов являются:

оценка исходного состояния и выполнение предыдущего индикативного плана;

сводные макропоказатели (индикаторы - параметры границ) объем и темпы роста ВВП, миграция, экспорт и импорт, занятость, доходы населения, инвестиции;

социальное развитие - прогноз рождаемости, смертности, ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин, здравоохранение и образование;

развитие основных отраслей реального производства и сферы услуг;

природно - экологическая динамика;

инфраструктурные преобразования (финансовая система, банки, страхование);

территориальное развитие - индикаторы по развитию регионов;

оборона, правопорядок, управление;

внешние связи: динамика экспортно-импортных операций, платежного баланса, иностранных инвестиций, внешнего долга, валютного курса.

Индикативный план должен быть сбалансирован и опираться на отчетные и прогнозные балансы трудовых ресурсов, топливно - энергетический, природных и материальных ресурсов, основного капитала (износ, обновление, инвестиции), финансовые (бюджет. денежных доходов и расходов населения, платежный, расчетный).

Глава 2. Анализ индикативного планирования в России на примере образования

.1 Стратегия образования в РФ согласно КДР-2020

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

.   обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:

·  обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;

·        обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

·        увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;

·        развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;

·        обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

·        обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

2. модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:

·  создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

·        создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

·        создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

·        создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

·        развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

3. создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:

·  создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

·        создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

·        создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

·        формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

4. формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:

·  прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

·        условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;

·        прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

·        механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования: к 2020 году:

.   формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

2.      формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;

3.      увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25%);

4.      создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно;

5.      введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах;

6.      внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования;

7.      внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;

8.      наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50 процентов мигрантов трудоспособного возраста;

9.      обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;

10.    расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях; институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных образованиях;

11.    усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах - не менее 10 процентов объема финансирования системы образования);

12.    обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований; наличие не менее 10-12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно- образовательных центрах;

13.    увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов; обеспечение значения показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран Организации экономического сотрудничества и развития;

14.    предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку;

15.    создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

16.    создание программ развития персонала, включающих в себя финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций; аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации;

17.    получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет; использование образовательных кредитов не менее чем 12 процентами студентов;

18.    обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях; увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5 процентов общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из государств - участников СНГ.

Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг. По мере реализации Концепции, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем продукте. Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в 2007-2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5-6 процентов валового внутреннего продукта.

Таблица 1

Плановые значения расходов на образование за 2007-2020 гг.

Параметр

Единица измерения

Плановое значение параметров по годам (согласно «КДР-2020»)



2007 г.

2008-2010 гг.

2011-2015 гг.

2016-2020 гг.

Расходы на образование (в % к ВВП)

%

4,2

4,7

6,2


Вывод: стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

.2 Национальный проект «Образование»

Проанализируем ситуацию с помощью введения национального проекта «Образование 2016-2020». В таблице 2 приведены данные показателей сферы образования в 2002-2015 гг. (2000 г. - справочно)

Таблица 2

Показатели

2000

2002

2004

2008-2010

2011-2015

Дошкольные образовательные учреждения


Число дошкольных учреждений, тыс.

51,3

48,9

47,2

45,1

43,7

Численность детей в дошкольных учреждениях, тыс. чел.

42,63

42,67

44,23

53,88

63,08

Охват детей от 1 до 6 лет дошкольными учреждениями, %

55

57,3

59,2

55,8

59,5

Средние общеобразовательные учреждения (дневные и вечерние)


Число общеобразовательных учреждений, тыс.,

68 804

67 431

64 908

61028

57992

из них негосударственных

635

683

708

719

697

Численность учащихся, тыс. чел.

20554

18918

16631

14787

14174

Численность учителей, тыс. чел.

1767

1719

1633

1103

1047

Высшие учебные заведения






Число вузов, единиц,

965

1039

1071

1134

1280

из них негосударственных

358

384

409

474

460

Численность студентов, тыс. чел.,

4742

6884

7001

7210

из них в негосударственных вузах

471

719

1 024

2050

2500

Численность преподавателей: в гос. вузах (тыс. чел.)

265,2

291,8

313,6

340,5

360,4

в негосударств. вузах, включая совместителей (тыс. чел.)

42,2

47,8

50,7

55,6

60,9

Заработная плата


Средняя зарплата в сфере образования, руб.

1234,6

2922,1

4254,3

4950,6

5210,5

Средняя зарплата по экономике в целом, руб.

2223,4

4360,3

6831,8

8005,6

1012,5

Вывод:

во-первых, представленные цифры - наглядная иллюстрация тезиса о снижении рождаемости в стране. Число детских садов (а также школ) уменьшается, а охват детей остается стабильным. Понятно, что статистические данные отражают «среднюю температуру» по стране, однако сложившаяся в последние годы нехватка мест в городских детских садах - следствие снижения рождаемости и массовой приватизации дошкольных учреждений начала 90-х. Еще один нюанс: приватизированы или отданы в долгосрочную аренду преимущественно муниципальные детские сады.

Во-вторых, за период 2010-2020 гг. численность студентов возросла в 0,5 раза, при этом число обучающихся в негосударственных вузах возросло в 1,5 раза, а самих негосударственных вузов с 2004 г. стало больше.

В-третьих, средняя зарплата в сфере образования за годы российской независимости ни разу не превышала двух третей от общероссийской.

Данная ситуацию должна быть изменена с помощью введения национального проекта «Образование 2016-2020». Основные тезисы национального проекта “Образование 2016-2020 гг.” приведены в таблице 3.

индикативный долгосрочный российский образование

Таблица 3

Цели, задачи ФЦП

Сроки и этапы реализации проекта

Объемы финансирования

Цель - создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития РФ. Задачи: 1. создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании; 2. развитие современных механизмов и технологий общего образования; 3. реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей; 4. создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;5. формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

2016-2020 гг. 1 этап - 2016-2017 гг. В ходе этого этапа необходимо обеспечить гибкое и эффективное обновление и корректировку внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом произошедших изменений законодательства Российской Федерации и складывающейся правоприменительной практики, а также завершение строительства незавершенных объектов, начатого в рамках Программы на 2011-2015 годы. 2 этап - 2018-2020 гг. В ходе данного этапа будет создана новая модель и структура образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования, получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику. Приобретут новое качественное состояние модели и инструменты оценки качества образования и образовательных результатов. Будет обеспечено эффективное управление реализованными в рамках Программы мероприятиями по развитию системы образования. Будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, научной, физкультурно-спортивной, административной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры. Таким образом, будет достигнута цель и решены задачи Программы.

Общий объем = 112987,1 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 88365,71 млн. рублей, из них субсидии субъектам Российской Федерации - 13343,54 млн. рублей и субсидии юридическим лицам - 420 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 13763,54 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 10857,85 млн. рублей


Предполагается получение следующих результатов от национального проекта «Образование»:

)   создана инфраструктура, обеспечивающая хранение данных об образовательных достижениях граждан и работников (образовательный паспорт);

2)      обучены 100 тыс. человек по программам самозанятости, развития малого бизнеса, формирования информационной, финансовой и правовой грамотности;

)        запущены 200 программ дополнительного профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации;

)        приняты и используются современные программы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального и высшего образования;

)        созданы в субъектах Российской Федерации ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ведущих профессиональных образовательных организаций;

)        организованы конкурсы (в субъектах Российской Федерации не реже 1 раза в 2 года) профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

)        проведена переподготовка руководящего состава в образовательных организациях профессионального образования (не менее 100 организаций);

)        создана в субъектах Российской Федерации инфраструктура психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет (поддержка на конкурсной основе не менее 15 субъектов Российской Федерации); внедрены меры по привлечению частных инвесторов при строительстве помещений частных детских садов; поддержаны на конкурсной основе не менее

В рамках проекта предусматриваются следующие мероприятия (программы) для повышения качества образования, его доступности:

.   Инновационные образовательные программы.

Первый и основной раздел Нацпроекта, на финансирование которого выделяется 26 млрд. рублей из 48,38 млрд. общей суммы. На вузовские инновационные программы предусматривается 20 млрд. рублей, на общеобразовательные - 6 млрд. Направление 40% средств Нацпроекта на инновационные образовательные программы в вузах.

2. Информатизация образования.

На информатизацию выделяется 3 млрд. рублей, из которых на 300 млн. будет профинансировано приобретение информационных образовательных ресурсов, например, программ дистанционного обучения, 1,5 млрд. рублей потрачено на приобретение компьютерной техники, а 1,2 млрд. рублей - на подключение к интернету. Итоговый результат: приобретение компьютеров для 2,5 тыс. школ и подключение к сети 20 тыс. школ.

3. Поощрение лучших учителей

Нацпроектом предусматривается материальная поддержка учительского корпуса. Денег на поощрение лучших учителей выделяется 2 млрд. рублей, при этом поощрить предполагается 20 тыс. учителей.

Формирование сети национальных университетов и двух бизнес-школ.

Весьма интересный раздел Нацпроекта, на осуществление которого выделяется 9 млрд. рублей. Что такое "сеть национальных университетов"? Это создание на базе действующих вузов и академических центров двух новых учреждений высшей школы. На эти цели будет израсходовано 6 млрд. рублей. "Две бизнес-школы" - это создание самостоятельных образовательных учреждений высшей школы в Московской области и Санкт-Петербурге с проектным бюджетом в 3 млрд. рублей. Что в первом, что во втором случае процесс формирования должен был начаться еще в конце 2005 года. Бюджет организационного сопровождения Нацпроекта "Образование" рассмотрим в таблице 4.

Таблица 4

Статья расходов

Сумма (млн. руб.)

Проведение семинаров в субъектах РФ по анализу хода реализации Нацпроекта

40

3

Издательские расходы (изданий описаний работы лучших образовательных учреждений, учителей и методические материалы)

50

Общественное продвижение Нацпроекта (телепередачи, пресс-конференции, социальная реклама, круглые столы)

90

Расходы на размещение заказов

4

Деятельность организаций, сопровождающих реализацию Нацпроекта

40

Создание, наполнение и поддержание интернет-портала Нацпроекта

10

Мониторинг реализации Нацпроекта (10 выездов в регионы, опросы)

40

Проведение трех интернет-конференций по реализации Нацпроекта

3



Глава 3. Результаты и ограничения индикативного планирования

.1 Анализ результатов реализации КДР-2020 и национального проекта «Образование»

Рассмотрим подробнее расходы на образование в % к ВВП согласно КДР-2020. Данные представлены в таблице 5.

В рисунке 1 можно увидеть расходы на образование согласно КДР-2020.

Рисунок 1

Вывод: фактические расходы на образование меньше плановых значений. Россия увеличивает расходы на оборону и одновременно сокращает финансирование образования и здравоохранения. Это следует из основных направлений бюджетной политики на 2015-2020 годы. Началась реализация национального проекта «Образование». В 2012 г. принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Началась реализация федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Анализ результатов реализации проекта «Образование»

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации образования удовлетворяет общество. В данном направлении выявились некоторые проблемы. Среди насущных проблем в сфере образования можно выделить следующие:

можно обозначить слабую заинтересованность преподавателей общеобразовательных учебных заведений во внедрение инновационных программ и технологий в образовательный процесс. Таким образом, основной проблемой является отсутствие информационной культуры у педагогов и управленцев.

Помимо объективных трудностей проблема в том, что ни руководители школ, ни педагоги по-прежнему не понимают смысла и структуры процесса внедрения.

Прежний отрицательный опыт вызывает равнодушное отношение к нововведениям со стороны большинства педагогов. Единственно массово применяемыми методами обучения в области новых технологий по-прежнему являются иллюстративно - репродуктивные.

выявлены проблемы, связанные с развитием экономической самостоятельности образовательных учреждений в области таких как:

. недостаточность научно-методического обеспечения и сопровождения процессов нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений и реструктуризации сети ОУ;

. ограниченность ресурсов, необходимых для осуществления полноценной оптимизации сети образовательных учреждений;

. неготовность административно-управленческого персонала к работе в условиях нормативного бюджетного финансирования и хозяйственной самостоятельности учреждений и, как следствие, неготовность изменять подведомственную образовательную сеть;

. межмуниципальные барьеры, ведущие к отказу от рациональных структурных решений, связанных с перевозкой учащихся к ОУ;

. консервативность взглядов населения в оценке цели нормативного бюджетного финансирования и реструктуризации сети ОУ.

Следующая проблема заключается в том, что в направлении перехода к новым финансово-экономическим механизмам возникла проблема в проведения бюджетных средств с уровня муниципалитетов на уровень образовательных учреждений.

Существует проблема связанная и с обеспечением материальной базы школ. Нельзя построить «новую школу» в ветхом здании. Сейчас возникла проблема, связанная с тем, что отдельные кабинеты оснащены по последнему слову техники, вплоть до ноутбука на каждой парте, однако здание школ в целом находится в ветхом неудовлетворительном состоянии.

Также острой проблемой на сегодняшний день, является тот, факт, что система образования недостаточно гибко реагирует на изменения требований рынка труда. Рынок труда и рынок образовательных услуг функционируют обособленно. Количество учебных мест в вузах планируется в зависимости от социального спроса на данную услугу и не учитывается востребованность будущих специалистов по многим специальностям на рынке труда. Отсутствует система общественно-государственных служб, содействующих трудоустройству и занятости выпускников образовательных учреждений, неразвита региональная сеть аналитико-информационных образовательных центров прогнозирования, мониторинга и маркетинга образовательных услуг.

Проблемной остается ситуация в сельской местности: высокие темпы «старения» квалифицированных педагогических кадров, слабо представлены предметная и внутрипредметная специализация, малочисленны методические объединения, ниже процент педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию.

Таким образом, данные проблемы свидетельствуют о недоработке некоторых моментов программы модернизации образования, а также и о не учете некоторых особенностей старой сложившейся системы образования.

Перспективы реализации Национального проекта «Образование 2016-2020»

Стратегией социально-экономического развития на период до 2025 года предусматривается переход на инновационный путь развития и обосновывается необходимость повышения конкурентоспособности и социальной привлекательности страны. Одним из условий роста конкурентоспособности в настоящее время признается инновационное развитие на основе наиболее полной реализации человеческого капитала, преимуществ в образовании, науке и высоких технологиях. Решение этой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, её интеграции с наукой и производством, обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами, активного привлечения молодежи в сферу наукоемких технологий и инноваций. Главная задача современной школы, определенной в данном направлении является - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Также определяющим для перспективного дальнейшего развития образования становится формирование единого банка данных, объединяющего в себе программный и ресурсный потенциал инновационных школ и педагогов, работающих по инновационным программам. Таким образом, с учетом интеграции образовательных ресурсов будут заложены основы для формирования единого инновационного образовательного пространства. Перспективным является и развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающее объединение ресурсов и реализацию индивидуальных образовательных программ. Это - действенный механизм для выявления одаренности у детей и поддержки талантливой молодежи.

Также в перспективном направлении продолжится переход на новые экономические и управленческие механизмы, что позволит:

.   установить зависимость величины зарплаты педагогов, руководителей от результатов и качества труда;

2.      сбалансировать штатные расписания образовательных учреждений;

.        сократить избыточный персонал;

.        расширить самостоятельность учреждения образования в расходовании бюджетных средств;

.        повысить статус учителя в обществе.

.2 Предложения по совершенствованию индикативного планирования

Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Однако с момента объявления проектов обозначилась три главные проблемы в их реализации:

)   Национальные проекты не превратились в научно проработанные программы. Это произошло, вероятно, из-за нехватки времени, а также из-за общей практики недооценки ученых, которая сложилась в России после распада СССР. А потому в Национальных проектах оказалось больше политики выборов, чем продуманной социальной политики развития человеческого потенциала России.

2)      Восприятие национальных проектов в социуме оказалось противоречивым. Факты таковы, что сама идея Национального проекта, как способа решения важных проблем страны, представляется плодотворной только 29% российских граждан. По мнению 27% россиян, национальные проекты не являются эффективным способом решения проблем. Граждане правы в том, что проблем у страны слишком много, и эти проблемы нуждаются в системном, сбалансированном подходе, чего отдельные проекты, даже если их много, обеспечить не смогут. Например, ускоренная компьютеризация школ - шаг в правильном направлении, если бы сами школы не оказались в бедственном положении. Уже сейчас из 64 тысяч, российских школ 27 тысяч непригодны для занятий. Это означает, что нужна государственная программа, которая решала бы одну задачу в связке с другой.

)        Существенный недостаток нынешнего Приоритетного Национального проекта «Образование» - его избирательность. Считается, что лучшие помогут сдвинуть с места всю образовательную сферу в сторону обновления. И действительно, часть школ начала работать по-новому. В подлинной образовательной деятельности внимание к слабым и помощь им должны быть больше, чем к сильным учащимся. Следовательно, надо заниматься улучшением работы всех тех образовательных учреждений, которые ещё остались. Также избирательность выделяемых грантов приводит к исчезновению главных признаков любого действительно Национального проекта - всенародности положительного эффекта.

Выделим пути решения возникших проблем:

)   Необходимо заменить Национальные проекты государственными программами сбалансированного развития образования и всех других сфер социального развития, программами подъёма уровня и качества жизни народов России.

2)      Повысить бюджетное финансирование образования. Достаточно посмотреть на пример Финляндии и Тайваня, имеющих отличные средние школы и не жалеющих средств на их развитие. Сейчас расходы государственного бюджета на душу населения в России в 43 раза меньше, чем в Финляндии.

)        Необходимо принять Федеральный Закон о противодействии коррупции. Коррупция в сфере образования становится год от года сильнее. Внутри страны по уровню коррупции сфера образования вышла на второе место, после таможни. Этот отрицательный процесс надо останавливать Законом. В образовательной политике государства надо минимизировать роль чиновников и повысить роль общественных органов управления образованием.

)        Необходимо моделировать образовательную деятельность с учётом социального заказа в целях преодоления проблем в области востребованности будущих специалистов на рынке труда, образовательным учреждениям. В связи с этим, необходимо создание специальной службы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений. Основной задачей данной службы будет являться сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям. В результате чего, данная служба позволит выпускникам ориентироваться на рынке труда, а также обеспечит максимальную возможность их трудоустройства.

)        В направлении преодоления слабой заинтересованности преподавателей общеобразовательных учебных заведений во внедрение инновационных программ и технологий в образовательный процесс, необходима реализация следующих мер: обучение Интернет технологиям в региональных центрах учителей общеобразовательных учреждений, а также важно, обеспечивая высокий уровень обучения учителей в региональном центре, организовать совместную деятельность по обеспечению внедрения Интернет технологий, как педагогических технологий. Подобный комплексный подход к решению проблемы внедрения инновационных технологий способен значительно повысить результативность обучения педагогов на курсах регионального центра, обеспечивая эффективное использование учителями полученных знаний и навыков в практической деятельности в своих образовательных учреждениях.

)        Для решения проблемы в области развития экономической самостоятельности образовательных учреждений целесообразно:

·  обеспечить разработку недостающей нормативно-правовой и научно-методической базы в стране, регионах по переходу на нормативное бюджетное финансирование и реструктуризации сети ОУ;

·        учесть при разработке законодательных инициатив на всех уровнях необходимость внесения в федеральное, региональное и муниципальное законодательство изменений и дополнений, способствующих переходу на нормативное бюджетное финансирование;

·        реализовать систему мер по подготовке управленческих кадров образования для работы в условиях новых финансовых отношений;

·        обеспечить постоянное информирование работников образования, общественности о ходе реализации мер по реформированию финансовых отношений в области образования;

Для того чтобы система образования эффективно развивалась, необходимо сделать ее более открытой, поскольку критерии качества не могут устанавливаться изнутри системы, они должны определяться потребителями образовательных услуг - обществом и государством. Сегодня время требует других критериев оценки деятельности педагога, образовательного учреждения, в целом качества образования. С целью преодоления проблемы, связанной с необходимостью модернизации системы оценки качества образования необходимо в этой ситуации усиливать значимость и роль общественности в управлении школой в оценке ее деятельности. Создать условия для развития независимых форм оценки качества образования (аттестационно-диагностические процедуры) осуществлять через привлечение специализированных организаций, общественных объединений. Для решения проблемной ситуации в сельской местности, связанной с высокими темпами «старения» квалифицированных педагогических кадров, а также, с высокой долей сотрудников имеющих низкую квалификацию, необходимо принять следующее:

·  повысить эффективность работы системы переподготовки и повышения квалификации кадров, потому как сегодня образование обязано быть непрерывным;

·        оптимизировать подходы к аттестации педагогических и управленческих кадров;

·        также необходимо улучшить работу по освоению методических разработок учителей, публиковать их в специализированных изданиях;

·        проводить политику, направленную на развитие профессионального потенциала учителей, повышение социального престижа профессии учителя;

·        для привлечения молодых специалистов в сельские местности органам власти необходимо разработать систему поощрений и льгот для того, чтобы обеспечить образовательные школы молодыми специалистами.

Исходя из всех приведенных мер и предложений, можно подойти к тому, что для успешного развития образования, а также для эффективного решения возникающих проблем, необходимо тесное сотрудничество власти и общества, поскольку именно в данном направлении возможна наиболее полная оценка проблем данной сферы, а также выявление всех нужд и потребностей и впоследствии их эффективное решение.


Таким образом, в результате проделанной работы, можно сказать, что в 2016 году Российское Правительство утвердило Государственную программу развития образования до 2020 года, которая является организационной основой государственной политики в области образования. Госпрограмма определила стратегию развития этой важнейшей сферы, ее приоритетность, необходимость государственной поддержки и реального финансирования. Основными ее задачами является формирование системы непрерывного профобразования, развитие инфраструктуры школ и дошкольных заведений, создание условий для дополнительного детского образования. Запланирована также модернизация школьных и дошкольных образовательных программ и создание новой системы оценки качества образования.

В госпрограмме заложены базовые показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 году по 7 стратегических ориентирам :

·привлекательность профессии учителя

·доступность детских садов

·повышение качества школьного образования

·поддержка системы дополнительного образования

·обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров

·повышение международной конкурентоспособности вузов

·информационная прозрачность и общественная подотчетность образования.

Организационно госпрограмма состоит из 4 подпрограмм, посвященных профессиональному образованию, образованию детей (дошкольному, школьному, дополнительному), развитию системы оценки качества и информационной прозрачности образования, молодежной политике. Есть еще поддерживающая подпрограмма: научно-методическая, нормативно-правовая поддержка, проведение мониторинговых исследований, оценка результативности).

Реализация основных направлений развития отечественной системы образования, реформ всех ее уровней и обеспечение самодостаточного функционирования этой важнейшей сферы в интересах личности, общества и государства возможно лишь при условии доведения проектных целей, задач, основных направлений модернизации до конкретных образовательных учреждений. В этой связи важным механизмом реализации Государственной программы развития образования является формирование на ее основе региональных, муниципальных программ развития образования.

Список используемой литературы

1. Логвинов С.A., Павлова Е.Г. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие. - М.: Финансовый университет, 2011. - 219 с.

. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2011. - 604 с.

. Салин В.Н. и др. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие для вузов. - М: Дело, 2001. -335 с.

. Погорлецкий И.И. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие.

. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник. - М: ИНФРА-М, 2010. - 480 с.

6. Агапова Т.Н., Иванова М.И. Прогнозирование показателей общего образования на уровне муниципального района // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №2. - С.34-41.

. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

. Хасаев Г.Р. Методы, модели и системы прогнозирования регионального развития: Учебное пособие. - М.: Академия, 2013. - 380 с.

. Сергеев Н.Г. и др. Система мониторинга анализа и прогнозирования развития образования и образовательных структур РФ. М.: Пресс, 2014. - 204 с.

. Тодосийчук А.В. Прогнозирование развития системы образования // Образование в документах. - 2014. - №7. - С.23-37.

. Федеральный закон "Об образовании" от 13.01.1996 №12-ФЗ, от 16.11.1997 №144-ФЗ, от 20.07.2000 №102-ФЗ, от 07.08.2000 №122-ФЗ, от 13.02.2002 №20-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.06.2002 №71-ФЗ, от 25.07.2002 №112-ФЗ, от 10.01.2003 №11-ФЗ, от 07.07.2003 №123-ФЗ, от 08.12.2003 №169-ФЗ, от 05.03.2004 №9-ФЗ, от 30.06.2004 №61-ФЗ, от 20.07.2004 №68-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10 2000 №13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 №150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ, от 24.12.2002 №176-ФЗ, от 23.12.2003 №186-ФЗ.

. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.

. Государственная программа развития образования 2013-2020 годы

. Агибалов В.В. «Доступность и качество образования - всем слоям населения» // Образование и общество.- 2013. № 5

. Милль Дж.С. Основы политической экономии: Т. I. - М.: Прогресс, 1980.

. Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. - М.: Инфра-М, 2014. - 336 с.

17. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

18. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова» <http://cyberleninka.ru/publisher/n/federalnoe-gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-kostromskoy>, Экономика образования. - Кострома: Эстэт, 2013. - 30 с.

19. Интернет-ресурсы:

Похожие работы на - Сущность, ограничения и показатели индикативных планов на примере Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!