Динамика развития малых предприятий в современной России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,99 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Динамика развития малых предприятий в современной России














Курсовая работа

Динамика развития малых предприятий в современной России

Введение

предпринимательство правовой экономический

В данный момент времени российская экономика находится в плачевном состоянии. По внешнеполитическим причинам, а так же упадком цен на нефть произошла девальвация национальной валюты на 50% и инфляция порядка 16% в годовом исчислении за первый квартал 2015 года. Основная причина всех этих событий - финансовый кризис, образовавшийся в стране.

В условиях рыночной экономики данные происшествия отразились и на малых предприятиях, которые составляют её значительную часть. На сегодняшний день в мире «взрыв» малого предпринимательства. Это объясняется углублением специализации и децентрализации производства; ростом роли услуг в экономике; демократизацией внутренней экономической среды; расширением государственной поддержки малых предприятий.

Малые предприятия во всех развитых странах - это одна из самых актуальных частей рыночного хозяйства. Они, как источник инноваций и прогрессивных изменений, приобрели значимость в 90-х годах: малые предприятия содействуют развитию конкуренции - самого важного критерия развития экономики, создают новые рабочие места, интересуются и инвестируют в научные разработки и так далее. Зарубежный опыт показывает эффективность существования сектора малых предприятий в современной экономике. Это залог социально справедливости и упрощения общественной жизни и жизни страны в целом.

Невозможно создать «здоровый» капитализм без сбалансированного содержания малых и больших предприятий.

У малых предприятий есть ряд преимуществ по сравнению со вторыми: простота иерархичной системы, лёгкость коммуникаций, возможность быстрого перестроения целей и нужд предприятия.

Отличительная особенность данных предприятий - это малые входные барьеры, которые делают доступным этот род деятельности для широкого круга людей. Обусловлено это тем, что жизнь малого предприятия не требует крупных капиталовложений и больших трудовых ресурсов.

Малое предприятие - двояко по своей сути: с одной стороны - это организация, а с другой - частное лицо. Именно здесь сталкиваются интересы государства, его налоговая политика и интересы конкретного гражданина, его запросы и возможности для их удовлетворения.

И хоть у такого вида бизнеса много положительных черт, но так же, безусловно, существуют и отрицательные, а потому и требуется поддержка со стороны самого сильного социального института - государства.

Цель исследования - показать динамику развития малых предприятий и объяснить её причины.

Предметом исследования является динамика развития малых предприятий в современной России.

Объектом исследования выступают причины динамики развития малых предприятий.

Курсовая работа состоит из 2 глав, введения и заключения. В конце курсовой работы приведён список использованной литературы.

Во введении отображена актуальность темы научной работы, сформулированы цели и задачи исследования, отражена практическая и теоретическая база исследования.

В данной работе были применены такие методы исследования, как статистический метод, метод абстрагирования, метод дедукции и индукции.

В первой главе описывается теория малого предприятия, сама его суть, структура и влияние этой сферы на социально-экономическую жизнь страны и общества.

Во второй главе описывается экономическая ситуация в России в последних годах и динамика развития малых предприятий в российской экономике. Так как многие эксперты считают, что сектор малого предпринимательства отражает реальную способность страны к изменению конъюнктуры рынка, то чтобы проанализировать динамику, необходимо сначала проанализировать состояние экономики, чтобы понять, какие факторы повлияли на изменение самой динамики развития.

В заключении обобщаются основные выводы по теории вопроса и предлагаемым практическим рекомендациям.

1. Теоретические аспекты малого предприятия

.1 Понятие малого предпринимательства. Критерии малого предприятия

Малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу общей численности в большей мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства создаёт самую разветвлённую сеть предприятий, в основном производящих для массового потребителя товаров и услуг. В сочетании с их управленческой, производственной и технологической гибкостью, малыми размерами предприятий - это позволяет им быстро реагировать на конъюнктуру рынка, которая в зависимости от ситуаций может сильно изменяться. Многие товары и услуги становятся доступными к конечному потреблению именно благодаря работе малых предприятий. Ведь именно они вносят огромное разнообразие продукции и на рынок. Выгоднее получать прибыль от производства продуктов каждого вида в небольших объёмах, чем развивать какое-либо одно направление и в случае провала обречь себя на тотальный крах.

С обширной точки зрения, предпринимательство - это сфера экономической деятельности, в которой реализует себя предприниматель - инноватор, субъект, ищущий и реализующий новые возможности, сферы и объекты приложения факторов производства, способный выдвигать и осваивать новые товары, технологии, формы и способы обслуживания потребителей, порождать новые потребности и способы их удовлетворения.

Но эта сфера, как и любая подобная структура, чётко юридически обусловлена и организована. Так первичным структурным звеном предпринимательства является предприятие, которое по определённым критериям может относиться к малым, средним и большим. Поэтому если речь ведётся о малом предпринимательстве, то имеется в виду предпринимательство в рамках малых предприятий обладающих рядом характерных особенностей.

В научной литературе чаще всего можно встретить термин «малый бизнес» вместо термина «малое предпринимательство». Оба понятия считаются почти тождественными. Отличие только в том, что термин «малое предпринимательство» - это юридический термин, так как употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» - экономический. Хотя, по сути, имеют одно и то же значение.

В различной экономической и юридической литературе даётся множество определений малого предпринимательства или малого бизнеса. С наибольшим интересом представляется определение термина «малое предпринимательство», данное комиссией Боултона, которая указывает на три основных признака малого предприятия:

«1) Небольшой рынок сбыта, не дающий фирме оказать значимое влияние на цены и объёмы реализуемого товара.

) Правовая независимость - предприятие управляется собственник, который самостоятельно контролирует свой бизнес, а не формализованная управленческая структура. Это условие позволяет исключить небольшие филиалы крупных фирм.

) Персонифицированное управление, предполагающее, что собственник сам участвует во всех ступенях управления бизнесом и во время принятия решений свободен от какого-либо влияния на него извне.»

Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства можно считать:

«1) Коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и других фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

) И в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия) (см. стр. 21):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.»

Также существует интерес в классификации субъектов малого предпринимательства, предложенной академиком Л.И. Абалкиным. Он разделяет их на три категории:

) Это то, что в России немного раньше называлось индивидуальной трудовой деятельностью.

) Это формы малого бизнеса, действующие на семейном хозяйстве с привлечением или без привлечения дополнительных работников, что развито довольно широко. Классическим примеров можно считать фермерские семейные хозяйства, развивающиеся в России.

) Это по-настоящему, идущие в ногу со временем, производственные предприятия, малые по числу трудящихся, но современны по технологии, организации, часто крупнейшие по масштабам производства: науке, научной деятельности и строительстве.

Субъектами малого предпринимательства можно так же считать физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то есть индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели всегда относятся к субъектам малого предпринимательства.

Таким образом, и общества с ограниченной ответственностью, и акционерные общества, и производственные кооперативы и др. - абсолютно все коммерческие организации, независимо от их организационно правовой нормы могут быть субъектами малого бизнеса, то есть быть малыми предприятиями.

1.2 Сущность и социально-экономическое значение малых предприятий

По уровню развития малого предпринимательства в различных странах можно легко увидеть, какое социально-экономическое значение имеет малый бизнес. Множество экспертов даже считает, что по уровню развития малого предпринимательства можно судить о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. В России капиталистические отношения зародились сравнительно недавно, именно развитие сектора малого бизнеса должно стать оплотом социальной реструктуризации общества.

Именно этот сектор экономики делает возможным быструю реакцию на изменение рыночной среды, так как приносит необходимую атмосферу конкуренции. Малый бизнес привносит новое в потребительскую сферу, так же создаёт новые рабочие места. Самое главное, малое предпринимательство формирует важнейший, критерий без которого капитализм невозможен - средний класс.

Что как не малые предприятия должны постоянно вести борьбу за деятельность в их сфере, потому им приходится постоянно развиваться и перестраиваться к данным условиям рынка, ведь для существования фирмы ей нужен капитал, это означает, что лишь постоянное совершенствование может дать необходимую прибыль.

В России острая необходимость свободы для малого бизнеса, который в свою очередь даст более устойчивые цены и среду конкуренции, которая повысит качество товаров и услуг, а так же ускорит процесс внедрения новых технологий.

Развитие этого предпринимательского сектора даст жизнь старым крупномасштабным предприятиям и вместе с ними получат значительную личную выгоду и выгоду для экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

В развитых странах, таких как США, Япония, Италия и т.д., абсолютное большинство малых предприятий в общем объёме предприятий. Например, в США 92% предприятий - малые, в Великобритании - примерно 96%, в Италии с 800 тыс. промышленных предприятий - 99% малые и средние. Но, не смотря на это, их доля в совокупных доходах не значительна, так в США лишь до 8% валовых доходов обеспечиваются малым бизнесом. С другой стороны там же малые предприятия создали 60% рабочих мест, когда большие сократили численность на 3 млн. человек, поэтому критерию малый бизнес несёт высшую социальную ответственность.

Активное изменение законодательства, направленное на развитие малого бизнеса, создание условий для увеличения количества малых компаний и индивидуальных предпринимателей, снижение административных барьеров и облегчение налоговой и контрольной нагрузки на предпринимательство - эти особенности характеризуют развитие МП в России в период с 2000 по 2010 год.

Россия действительно испытывает большую нужду в росте малых предприятий в стране. Основной опорой для такой широкой державы малый бизнес, конечно, никогда не станет, но с развитием этой структуры повысится уровень среднего класса, а в следствие экономика может получить некий «бум», которого ей не хватает.

На данный момент российская экономика находится не в лучшем состоянии, введённые против России экономические санкции, а так же упадок цен на нефть образовали финансовый кризис в стране, потому на данный момент роль малых предприятий заботит правительство меньше чем пути выхода из кризиса. Но с другой стороны, малый бизнес - это один из путей выхода, ведь в период, когда ввоз зарубежных товаров в страну прекращается, самое время начинать производить самим.

Возможно, в данном этапе развития экономики нашей страны лучшая опора - успешная политика протекционизма, которая в условиях нашего времени должна быть основана на малом предпринимательстве.

2. Динамика развития малых предприятий в современной России

Анализируя предпринимательскую среду, сложившуюся, в России, можно выделить несколько аспектов, не дающих стране полностью раскрывать свой потенциал малых предприятий:

·сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

·низкий уровень экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;

·негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с куплей-продажей;

·неотработанность организационных и правовых основ регулирования предпринимательства на региональном уровне;

·слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;

·резкое повышение цен на все факторы производства в результате финансово-экономического кризиса 2008 г., катастрофическое снижение покупательной способности населения.

Нынешняя экономическая ситуация отрицательно влияет на малый бизнес по всем направлениям. Рост цен на все факторы производства и высокий уровень инфляции вынуждают многие малые предприятия доходить до грани полного обнищания. Первыми достигают практически банкротства предприятия, ведущие свою деятельность в сфере производства отечественного продукта для населения, так как стоимость на сырьё и материалы постоянно растёт. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

В аналитическом докладе 2010, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы следующие основные проблемы малого бизнеса в России:

) законодательство;

) инфляция;

) экономическая ситуация в целом;

) поставки, дефицит;

) трудности получения ссуды и высокая ставка за кредит;

) неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы;

) политическая ситуация;

) бюрократия;

) недостаток производственных площадей, офисов;

) действия правительства, властей;

) коррупция, взятки;

) недостаток материальной базы;

) финансовая политика государства;

) действия Центрального банка России;

) сбыт, поиск клиентов, потребителей;

) высокие цены на сырье и материалы;

) монополия государства, государственных предприятий;

) разрыв экономических связей;

) недостаток культуры, опыта;

) необязательность партнеров;

) проблемы собственности;

) кадровые проблемы;

) недостаток собственных средств и др.»

Но главная проблема для подобных малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий, а то есть трудность с первоначальным накоплением капитала. Непомерные кредитные условия для малых предпринимателей.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Для разработки главных направлений и определения приоритетов в развитии малых предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом актуальных особенностей можно выделить три группы регионов:

§Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

§Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ.

§Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами.

В среднесрочной перспективе финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства обретёт другой характер, построенная на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации, что приведёт к положительной динамике роста малых предприятий. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.

Нынешний президент Российской Федерации - Владимир Владимирович Путин в своей предвыборной программе 2012 г. озвучил целевые установки развития малого бизнеса: «Новая экономика - это экономика…., где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. При этом значительная часть малого бизнеса 2020 года - это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги».

Так же в ежегодном послании президента к Федеральному собранию РФ есть пункт про малое предпринимательство. В последнем послании приписаны некие меры поддерживающие малое предпринимательство - налоговый мораторий на 4 года, снижение контрольно-надзорного давления, налоговые каникулы для вновь созданных производств, инвестиционный лифт. То есть президент чётко заявил о стимулировании малого бизнеса и предпринимательской инициативы, как приоритета на будущие годы и создания возможностей для свободной реализации граждан, в качестве ответа гражданам на какие-либо ограничения из вне.

Не смотря на это последние принимаемые решения, в основном, наоборот, направлены на всё новые и новые ограничения в этой сфере, нежели на развитие:

увеличение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с 2013 г.;

введение налога на имущество организаций с кадастровой стоимости для плательщиков специальных налоговых режимов с 2014 г.;

введение специальной оценки условий труда для субъектов МСП.

Сложившаяся в 2014-2015 гг. в экономике России кризисная ситуация - сюда же входят санкции западных стран - с небывалой до этого силой показывает неподготовленность экономик, в которых малое предпринимательство не является обширной долей национального хозяйства.

Конечно же, какие-то меры по снижению административных барьеров и развитию малого бизнеса принимаются (например, отмена кассовых операций для малых компаний, введение налоговых «каникул» для отдельных категорий индивидуальных предпринимателей), но не могут переломить общую тенденцию стагнации сектора малого предпринимательства.

Всё вышеперечисленное лишь говорит о том, что быстрой и сильной положительной динамики развития малых предприятий в России никогда и не было, но государство точно понимает, что без такой серьёзной сферы стране в капиталистическом мире просто не обойтись.

Заключение

Смотря на развитые страны и внимая их опыт, нетрудно понять, что без помощи государства развитие малого бизнеса происходит слишком неторопливо.

Малое предпринимательство - это самая большая прослойка предпринимателей, по крайней мере, так должно быть. И пусть сейчас экономическая ситуация в стране переживает свои не лучшие годы, нужно понимать, что малый бизнес есть то, что может вывести Россию из череды постоянных экономических нестабильностей.

Многие западные эксперты считают, что сейчас именно то время, когда стоит вкладывать в Россию, что они и делают. На фоне больших вливаний капитала в страну есть шанс того, что правительство действительно серьёзно займётся проблемами малого предпринимательства, и наши российские малые предприятия по количеству, по технологиям, по управлению выйдут на уровень предприятий мирровый развитых стран.

Остаётся лишь надеяться, что в Российской Федерации и её экономике произойдут некие структурные изменения, что позволят более интенсивно использовать потенциал нашей великой державы. Но на данный момент, к сожалению, мы либо не понимаем, либо не хотим понимать, насколько нам важны перемены в сфере малого бизнеса.

В данной работе был проведен анализ экономической ситуации в России, были выявлены факторы, влияющие на динамику развития малых предприятий. Эти же факторы были проанализированы в динамике развития малых предприятий в современной России. При написании курсовой работы была изучена специальная литература, включающая в себя различные источники (учебники и статьи).

Список используемой литературы

1.Алексеев Д. Дайте бизнесу «точку опоры»! // Московский бухгалтер. - 2008. - №12.

2.Антюшенина С. Я против сокращения проверок для малого бизнеса // Деловая пресса. - 2008. - №5.

.Банк воспринимает малый бизнес как наиболее гибкий сегмент // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. - 2009. - №3.

.Власенкова Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы // Налоговый вестник. - 2009. - №2.

.Данюкова Н. Успешному развитию микрокредитования мешают системные проблемы // Московский бухгалтер. - 2008. - №7.

.Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты - «Волтерс Клувер», 2006 г.

.Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование. - 2008 г. - №2.

.Кравченко С.А. Мал золотник, да дорог // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2007 г. - №19.

.Куликов А.А. Большие проблемы критериев для малого бизнеса // БУХ.1С. - 2008. - №12.

.Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Финансовая газета. - 2009. - №6.

.Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. - 2006. - №5.

.Малый бизнес в зеркале статистики // Деловая пресса. - 2006. - №33Малыхин М. Кого боится малый бизнес // Ведомости. - 2008. - №7.

Похожие работы на - Динамика развития малых предприятий в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!