Совершенствование Digital-стратегии компании (на примере Авиакомпании 'Аэрофлот')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,03 Мб
  • Опубликовано:
    2015-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование Digital-стратегии компании (на примере Авиакомпании 'Аэрофлот')

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра маркетинга и торгового дела



продвижение бренд digital стратегия

Совершенствование Digital-стратегии компании (на примере Авиакомпании «Аэрофлот»)

Дипломная работа



Работу выполнила Кононович И.С.

Факультет экономический

Специальность 080111 «Маркетинг»

Научный руководитель

канд. экон. наук, доцент Малкова Е.М.

Нормоконтролёр Малкова Е.М.



Краснодар 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы интернет - продвижения компании

.1 Интернет как новая среда брендинга в современных условиях

.2 Основные инструменты продвижения бренда в социальных медиа

.3 Digital-стратегия как часть маркетинговой стратегии

Глава 2. Методические подходы к разработке digital-стратегии компании

.1 Методы планирования и разработки SMM стратегии компании

.2 Оценка эффективности рекламной интернет - кампании

.3 Репутационные риски организации и методы борьбы с негативом в сети Интернет

Глава 3. Анализ реализации digital-стратегии авиакомпании (на примере «Аэрофлот»)

.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Аэрофлот

.2 Анализ маркетинговой деятельности компании «Аэрофлот»

.3 Разработка мероприятий по совершенствованию digital-стратегии авиакомпании «Аэрофлот»

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

Сегодня в арсенале маркетинга существует много различных инструментов, и брендинг - один из важнейших: он помогает компании или отдельному продукту дифференцироваться от конкурентов, создает дополнительную ценность, увеличивает продажи в долгосрочном периоде.

Мы ежедневно видим вокруг себя огромное количество брендов, одни из которых известны во всем мире, другие - лишь в отдельном регионе. Брендинг проявляется повсюду, и, конечно, он не обошел стороной такую важную сферу современной жизни, как Интернет.

Интернет стремительно социализируется, и именно это является главным трендом современной онлайн-среды. Сегодня существуют десятки тысяч самых разных социальных сетей и сервисов: коммуникационных, новостных, профессиональных, графических, блоговых, видео и многих других. И тем не менее ежедневно в этой нише появляются новые проекты.

Количество торговых направлений и рынков в интернете растет с каждым днем. Потребителям предлагают различные товары и услуги, активное распространение Интернета и появление электронной торговли, вносят свои коррективы в то, как действует бизнес, как потребители принимают решения и делают покупки и, соответственно, как строится успешный бренд. Глобальная сеть открыла перед покупателями широчайшие горизонты выбора, предоставила поставщикам дополнительные шансы на реализацию своей продукции, а, следовательно, создала новые сегменты маркетинговой конкуренции и поставила перед бренд-менеджерами более сложные задачи формирования в обществе рыночных символов, традиций, образцов, идеалов и мифов. Интернет является уникальной средой, благодаря которой в режиме реального времени можно получить четкие данные об отношении потребителя к брэнду, выстроить систему предпочтений посетителей. И наоборот, сам потребитель без потери времени способен узнать «объективные» составляющие брэнда.

Интернет предоставляет безграничные возможности для создания сообществ, являющихся основой для формирования лояльности к компании/бренду. Развитие социальных сетей является ключевым моментом в развитии рекламного сегмента рынка в целом. Суммарная аудитория социальных площадок превышает миллиард пользователей и по некоторым оценкам, в ближайшее время обгонит аудиторию поисковых систем.

Маркетинг в социальных сетях включает в себя множество методов работы. Самые популярные из них - это построение сообществ бренда (создание представительств компании в социальных медиа), работа с блогосферой, репутационный менеджмент, персональный брендинг и нестандартное SMM-продвижение. Реклама в социальных сетях является превосходным способом, позволяющим выстроить наиболее эффективные и в тоже время доверительные отношения с пользователями социальных сетей.

Digital коммуникации сегодня уже не являются просто отдельным инструментом, а все больше интегрируются в комплексные программы управления репутацией компании/бренда. Серьезные и массовые сетевые сообщества способны помочь укрепиться полюбившемуся товару или услуге (или подорвать их авторитет), аккумулируя отзывы незаинтересованных людей, которым потребитель доверяет. Большая доля активных интернет-пользователей, обсуждая бренды в блогах, на сайтах и форумах, сами создают бренд-контент (отзывы, дискуссии, фото, видео) на различных интерактивных ресурсах, напрямую влияя на бренд и восприятие бренда другими пользователями (online-reputation).

Управление репутацией бренда в Интернете давно вышло за рамки только лишь информационного взаимодействия с новостными порталами, в мире давно наблюдается тенденция переориентации Off-line СМИ в сеть Интернет, TV-каналы выставили свои On-line новости, издания расширили Интернет-версии, в том числе рассчитывая на постоянно растущую интернет-аудиторию.

Репутационный менеджмент становится все более востребованным в современных реалиях, особое место среди коммуникативных технологий занимает мониторинг бренда как технология постоянного и систематического наблюдения за репутацией бренда в Сети.

Цель дипломной работы - анализ реализации digital-стратегии авиакомпанией «Аэрофлот» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Объектом исследования является маркетинговая деятельность по интернет-продвижению авиакомпании «Аэрофлот», а предметом - коммуникационная стратегии в Digital-среде.

Задачи дипломной работы:

-       изучить теоретические основы Интернет-продвижения компании;

-       рассмотреть основные виды инструментов продвижения бренда в социальных медиа;

-       изучить репутационные риски бренда компании в сети Интернет и методы борьбы с негативом;

-       дать организационно-экономическую характеристику деятельности исследуемого предприятия (ОАО «Аэрофлот»);

-       проанализировать практические аспекты реализации Digital-стратегии авиакомпании «Аэрофлот»;

-       разработать ряд мероприятий по совершенствованию Digital-стратегии компании.

Степень изученности темы: проанализировав научную литературу, статьи, интернет ресурсы на наличие информации о разработке Digital - стратегии и концепции продвижения в социальных сетях, можно сделать вывод, что на данный момент времени, эта тема в России только начинает свой рост и развитие. О продвижении в социальных сетях мы узнаем в большей степени от зарубежных авторов, о SMM продвижения только из тренингов и платных семинаров, а так же интернет - ресурсов.

В основу исследования положены результаты трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам маркетинга, продвижения на просторах Интернета, PR , создании контента, репутационных рисках компаний и методов борьбы с негативными отзывами: Д. Халилов, Беляевский И.К., Барнетт Дж., Мориарти С., Фостер Т., Коротков А.В, Голова А.Г., Ганаева Е., Гермогентова Л.Ю., Романов А.А., Панько А.В., Чернов А.А., Каплан, Андреас М,.; Хаенлейн М., Гэд, Т., Блохин А., Иванов Д., Шадрин А., Луман, Н.,Расторгуев C.

Базой для создания дипломной работы послужила научная литература о Digital- брендинге, научная литература о продвижении услуг в социальных сетях, интернет ресурсы.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что специфика SMM маркетинга является новым направлением, и только начинает изучаться. Как составить стратегию продвижения бренда в «новых медиа» так, чтобы добиться максимальной эффективности в цене и результатах? Популярность социальных медиа продолжает возрастать. В этой связи, интернет-маркетологов, PR-менеджеров, бренд-менеджеров, владельцев компании волнует вопрос освоения навыков использования тех или иных инструментов интернет-маркетинга в рамках построения digital-стратегии, а также узнать о критериях эффективности данной стратегии.

В данной дипломной работе нами изучаются основные эффективные инструменты продвижения бренда в социальных медиа на рынке авиаперевозок, а так же разработана и предложена digital - стратегия развития и продвижения бренда в популярных соцсетях.

Структура дипломной работы: данная дипломная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, библиографического списка и приложений.

1.Теоретические основы интернет-продвижения компании

.1      Интернет как новая среда брендинга в современных условиях

Интернет является уникальной средой, благодаря которой в режиме реального времени можно получить четкие данные об отношении потребителя к брэнду, выстроить систему предпочтений посетителей. И наоборот, сам потребитель без потери времени способен узнать «объективные» составляющие брэнда. В Интернете, в сравнении со средой оффлайн-бизнеса, гораздо выше вероятность появления новых рынков. Кроме того, происходит непрерывный процесс изменения старых рынков, возникают новые ниши и возможности для бизнеса. Этот процесс идет очень быстро, в каждом из сегментов идет ожесточенная борьба за пользователей, клиентов, имидж, то есть за место на рынке (рис.1.1).

Рис. 1.1 Проникновение Интернета в странах, % от населения

В апреле 2012 года, специалисты компании «Рестко Холдинг» засвидетельствовали, что российский рынок интернет-рекламы остается самым быстро растущим в мире. По данным TNS (апрель 2012), в возрастных группах до 45 лет интернет превосходит по среднесуточному охвату все остальные медиа, включая телевидение. Но в целом среди людей до 54 лет телевидение все еще доминирует.

По данным Interactive Advertising Bureau, объем российского рынка онлайн-рекламы вырос в 2011 г. На 55,5% и достиг 1,12 млрд евро, что сделало его шестым по величине среди европейских стран (рис. 1.2.).

Рис.1.2 Темпы роста рынков интернет-рекламы в мире

Digital коммуникации сегодня уже не являются просто отдельным инструментом, а все больше интегрируются в комплексные программы управления репутацией компании/бренда.

Бренд - «неосязаемый» набор характеристик продукта (его названия, упаковки и цены, истории, репутации и способа рекламирования) в сочетании с впечатлением, которое он производит на потребителя, и обещанными ему автором брэнда определенными преимуществами. Получается, что брэнд «живет» в головах потребителей, вызывая те или иные ассоциации. Структурно его можно представить в виде своеобразной схемы (рис.1.3).

Рис.1.3 Сущность концепции бренда

Серьезные и массовые сетевые сообщества способны помочь укрепиться полюбившемуся товару или услуге (или подорвать их авторитет), аккумулируя отзывы незаинтересованных людей, которым потребитель доверяет.

Большая доля активных интернет-пользователей, обсуждая бренды в блогах, на сайтах и форумах, сами создают бренд-контент (отзывы, дискуссии, фото, видео) на различных интерактивных ресурсах, напрямую влияя на бренд и восприятие бренда другими пользователями (online-reputation).

Управление репутацией бренда в Интернете давно вышло за рамки только лишь информационного взаимодействия с новостными порталами, в мире давно наблюдается тенденция переориентации Off-line СМИ в сеть Интернет, TV-каналы выставили свои On-line новости, издания расширили Интернет-версии, в том числе рассчитывая на постоянно растущую интернет-аудиторию.

Репутационный менеджмент становится все более востребованным в современных реалиях, особое место среди коммуникативных технологий занимает мониторинг бренда как технология постоянного и систематического наблюдения за репутацией бренда в Сети (плюс измерение репутации бренда в социальных медиа во время каждого спец- или промопроекта). Ценность этой технологии заключается в том, что с ее помощью добываются фактические сведения, на которых базируются другие технологии: технологии маркетинга, компьютерное моделирование, информационная аналитика, PR-технологии и т. Д.

Брэндинг − процесс создания и управления брэндом, включающий рекламные мероприятия, основной целью которых является формирование у потребителя определенного образа рекламируемой торговой марки, компании, товара, услуги. Брэнду свойственны следующие характеристики:

Атрибуты брэнда (Brand Attributes) − основные ассоциации, возникающие у покупателей (клиентов) при восприятии брэнда. Они могут быть как положительные, так и отрицательные, для разных сегментов рынка имеют разную степень важности для покупателя и его удовлетворенности. Например, атрибуты брэнда автомобиля Mercedes − элитный, дорогой, высшее качество. Сущность брэнда (Brand Essence) − наиболее яркая характеристика, идея брэнда, решающий аргумент для выбора потребителем данного брэнда. Сущность брэнда автомобиля Mercedes − превосходство конструкции.

Перечисленные характеристики брэнда подходят как для оффлайновых, так и для онлайновых товаров. Однако при выводе на рынок нового электронного брэнда необходимо учитывать некоторые отличительные черты, обусловленные особенностями новой коммуникативной среды, которой является Интернет.

Открывшиеся в последнее время новые технические возможности, в особенности активное распространение Интернета и появление электронной торговли, вносят свои коррективы в то, как действует бизнес, как потребители принимают решения и делают покупки и, соответственно, как строится успешный бренд. Глобальная сеть открыла перед покупателями широчайшие горизонты выбора, предоставила поставщикам дополнительные шансы на реализацию своей продукции, а, следовательно, создала новые сегменты маркетинговой конкуренции и поставила перед бренд-менеджерами более сложные задачи формирования в обществе рыночных символов, традиций, образцов, идеалов и мифов. Интернет является уникальной средой, благодаря которой в режиме реального времени можно получить четкие данные об отношении потребителя к брэнду, выстроить систему предпочтений посетителей.

И наоборот, сам потребитель без потери времени способен узнать «объективные» составляющие брэнда. В Интернете, в сравнении со средой оффлайн-бизнеса, гораздо выше вероятность появления новых рынков. Кроме того, происходит непрерывный процесс изменения старых рынков, возникают новые ниши и возможности для бизнеса. Этот процесс идет очень быстро, в каждом из сегментов идет ожесточенная борьба за пользователей, клиентов, имидж, то есть за место на рынке.

Интернет предоставляет безграничные возможности для создания интернет-сообществ, являющихся основой для формирования лояльности к компании/бренду (примерами интернет-сообществ являются форумы <#"873973.files/image004.gif"> <#"873973.files/image005.gif">

Рис. 1.5 Основные виды социальных медиа

Рис. 1.6 Пользователи социальных сетей в России

По оценкам экспертов, ежемесячно во всемирную паутину в России выходят 65,9 млн. человек, из которых соцсети посещают более 90%. Наиболее активные пользователи социальных сетей - люди в возрасте 25-34 лет, причем аудитория смещена в сторону женщин, говорится в иследовании Mail.Ru Group, в котором были использованы последние данные TNS, comScore и Brand Analytics 2013 года (рис. 1.6). Самой значительной месячной аудиторией среди соцсетей обладают «Вконтакте» и Одноклассники, которые посещают более 52 и 42 млн. пользователей соответственно. Около 30 млн. человек приходят каждый месяц в «Мой Мир», немногим меньше в Facebook - 25,4 млн. Российская аудитория Twitter на порядок меньше - 11,6 млн.отличается от остальных соцсетей более возрастной аудиторией, в то время как Twitter и «Вконтакте» сильны молодежью до 24 лет.

Среди пользователей Twitter и «Вконтакте» заметно выше доля учащихся (23% и 19% соответственно), что неудивительно, ведь доля подростков у них наибольшая по сравнению с другими сетями. Среди пользователей Одноклассников наблюдается чуть больше служащих (20%), а среди пользователей Facebook специалистов (25%). Пользователи социальных сетей неравномерно распределены по российским федеральным округам. Наибольшая доля всех рассматриваемых соцсетей приходится на Центральный ФО.

Соцсети одинаково популярны в городах и селах, однако различия между размером населенного пункта и долей той или иной сети все же имеются. Так, доля пользователей Одноклассников заметно выше в небольших городах, в то время как пользователей Facebook и Twitter больше в крупных городах с населением более 800 тыс. человек.

В России широко распространено наличие аккаунтов в разных социальных сетях. Наиболее «верные» пользователи оказались в Одноклассниках и «Вконтакте»: 7% и 14% их месячной аудитории не посещали другие сети в течение последнего месяца. Среди пользователей Тwitter таких меньше всего.

Месячная аудитория Моего Мира чаще всего пересекается с «Вконтакте» (87%) и Одноклассниками (80%). Пользователи Одноклассников по сравнению с пользователями «Моего Мира» меньше пересекаются с «Вконтакте» (84%) и «Моим Миром» (58%). 68% пользователей «Вконтакте» также посещают Одноклассники [27].

Девять из десяти пользователей Facebook заходят во «Вконтакте», а среди пользователей Twitter таких еще больше (96%) (приложение 1).

Общий принцип продвижения компании в социальных сетях абсолютно не привязан к площадке, а точнее сказать, к сайту социальной сети. Главное: хорошо разобраться, где «обитает» ваша целевая аудитория и, в зависимости от этого, выбирать для продвижения конкретный ресурс или ресурсы: будь-то Вконтакте, Одноклассники, Мой мир и т.д. Инструментарий и сервисы социальных сетей постоянно развиваются и дополняются. На смену популярному инструменту для продвижения в социальных сетях - группам, приходит более экзотичный, но во многом более эффективный инструмент - приложения и игры. Но вне зависимости от инструмента, основной принцип продвижения компании в социальных сетях - это умение войти в доверительный контакт со своими потенциальными покупателями.

Эксперты группы компаний NEXTEP отмечают следующее: «Несмотря на то, что российские потребители в социальной сети преимущественно ищут общение, крупные компании и бренды ищут там информацию о людях и рассматривают сети как важную, а в ряде случаев приоритетную площадку для выхода к своим потребителям. Несмотря на то, что пока сетевое влияние на офлайн-бизнес актуально для регионов с высокой степенью проникновения Интернета, эта тенденция, безусловно, будет усиливаться» . Согласно данным eMarketer, доходы мировых соцсетей от размещения рекламы по итогам 2011-го года достигли 5,54 млрд. долларов, и по прогнозам этот показатель почти удвоится к 2013 году (рис.1.7). Крупнейшим рынком рекламы в социальных сетях остаются США: 2,74 млрд. долларов в прошлом году и перспектива роста до 4,8 млрд. в ближайшие годы. Согласно исследованию eMarketer, почти половина «социальных» доходов в этом году приходится на лидирующие в США: Facebook, Twitter и LinkedIn.

Рис.1.7 Доходы мировых социальных сетей от размещения рекламы

 

Положительные тренды в отношении внутреннего спроса и продолжающийся сдвиг от традиционной рекламы в сторону все большего предпочтения рекламных площадок в интернете обеспечат, согласно прогнозам, рост расходов на онлайн-рекламу с 2011-2014 гг. на уровне 30%. Экономисты полагают, что масштаб деятельности, конкурентоспособные технологии, сильные интернет-платформы должны позволить игрокам российского интернет-рынка сохранять свои доминирующие позиции в соответствующих ключевых сегментах - сегментах баннерной, контекстной рекламы и социальных сетей.

При этом прогнозируют уверенную положительную динамику в направлении роста числа российских пользователей, желающих присоединиться к онлайн-сообществу какого-либо бренда.

Многие организации до сих пор не решаются начать компанию по продвижению своего бренда в социальных сетях. А все потому, что могут столкнуться с рядом проблем: комментарии от недовольных клиентов, в том числе и конкурентов, дополнительные затраты связанные с увеличением бюджета отдела маркетинга и PR. А ведь зачастую многие компании не понимают всю мощь социальных сетей, и каких результатов при грамотно построенной работе в социальных сетях можно добиться.

Продвижение нового бренда в интернете начинается с созданием будущей торговой марки. Прежде всего, необходимо провести маркетинговые исследования, касающиеся текущей конкуренции в вашей будущей сферы деятельности. Социологами проводятся социологические исследования, направленные на анализ текущей конкуренции на рынке, в том числе с будущей целевой аудиторией проводят анкетирование, после чего полученные результаты анализируются, и строится схема выхода на массовый рынок.

Достоверность и полнота полученных социологами аналитических данных играют одну из ключевых ролей на начальном этапе продвижения бренда, в том числе на их основе строятся дальнейшие стратегически важные планы, которые будут играть решающую роль в успехе компании.

Дальнейший маркетинговый анализ поможет выявить слабые и усилить наоборот сильные стороны рекламной компании. На сегодняшний день самое главное для брендов − быть как можно ближе к клиенту. Именно поэтому компании приходят в социальные сети.

Практически каждый новый элемент любой рекламной компании в digital-маркетинге является социально-направленным, предлагая специалистам новые способы, направленные на увеличение и вовлечение все большей аудитории.

За последние несколько лет этих способов стало гораздо больше. На сегодняшний день стало ясно, что потребление обществом цифрового контента уже стало частью людей являющихся активными интернет-пользователями. Данная тенденция приводит к пониманию того, как ведут себя пользователь в социальных медиа и что способствует их мотивации. Человек всегда стремится быть частью сообщества, быть составной частью чего-то большого. У человека существует большая потребность и желание в общении между собой и стремление к самовыражению.

Для формирования и продвижения брэнда используется следующий инструментарий:

. Имиджевая реклама в сети и оффлайне. Рекламная кампания в Сети делает упор на использование так называемых имиджевых баннеров, на которых в обязательном порядке должен присутствовать логотип, корпоративные цвета и т.д. − все то, с чем ассоциируется брэнд. Само собой, не стоит ожидать от таких баннеров высокого отклика, они нацелены на осведомленность и узнаваемость брэнда, что поддается подсчету с большим трудом. О серьезности проекта может свидетельствовать также размещение рекламы на первых страницах наиболее популярных ресурсов.

. Спонсорство. В отличие от простого размещения рекламы на сайте, спонсорство предусматривает более тесную интеграцию усилий владельца ресурса и самого спонсора. Спонсор повышает свой имидж и лояльность по отношению к себе, поддерживая ценный для посетителей ресурс.

. Партнерство. Партнерские отношения могут принести проекту большую пользу в плане упрочения его позиции на рынке: увеличение ассортимента предлагаемых услуг, повышение качества обслуживания. Укрепление имиджа обеспечивается большей информационной поддержкой, появляется возможность взаимного продвижения партнеров за счет кросс-маркетинговых акций.

. Public Relations. Очень важным моментом для продвижения и-брэнда является то, насколько внимательно и регулярно за проектом следят журналисты и обозреватели (публикации, новости, интернет-обозрения), проводится ли работа с аудиторией (конференции, дискуссии в Интернете, лотереи, конкурсы).

Интернет-брэнд, ввиду коммуникативных возможностей среды, должен быть в постоянном развитии. В этом нетрудно убедиться на примере периодического репозиционирования брэндов таких известных компаний как, например, Compaq, Dell. И-брэнд должен иметь легко меняющийся имидж, чтобы «подстройка» под конкретного пользователя заключалась лишь в смене сути рекламного сообщения, а не в изменении сущности самого брэнда. При этом суть и-брэнда должна быть максимально доступной для понимания и иметь четкое позиционирование относительно других брэндов.

Таким образом, вложенный капитал в рекламу и производство продукции не всегда играет основную роль в продвижении брендов. Наиболее крупные и известные компании привлекают новых и удерживают текущих потребителей благодаря особой работе направленной на усовершенствования общего уровня обслуживания потребителей, подходя к каждому с индивидуальной стороны, а для того чтобы понять характер вашей целевой аудитории и удостовериться в полной мере в том, что клиент полностью владеет всей доступной информации о услугах и продукции вашей компании необходимо контактировать с людьми, именно для этого присутствие бренда в социальных сетях очень важно.

Маркетинг в социальных сетях включает в себя множество методов работы. Самые популярные из них − это построение сообществ бренда (создание представительств компании в социальных медиа), работа с блогосферой, репутационный менеджмент, персональный брендинг и нестандартное SMM-продвижение [12].

Само по себе понятие бренд-сообществ не новое. Потребители торговых марок часто объединялись в клубы по интересам, общаясь между собой. Фанаты брендов частенько сами собираются в виртуальные группы, общаясь на общие для них темы, обсуждают достоинства и недостатки продукта, свои пожелания и мечты, делятся видеозаписями и так далее

Сообщества в социальных сетях позволяют компаниям собирать на собственных площадках потребителей своей продукции, отвечать на их вопросы и удовлетворять пожелания − взращивая, таким образом, их лояльность к вашему продукту или бренду, укрепляя свой положительный имидж в глазах потребителей, увеличивая в конечном итоге прибыль и долю рынка. И все это лишь благодаря тому, что компании решились на открытый диалог со своими потребителями.

В перспективе сообщество бренда значительно упрощает работу компании по многим направлениям. В сообществе можно быстро распространять информацию, собирать потребителей на специальные мероприятия, анонсировать выход новых продуктов, проводить исследования аудитории, выявлять пользовательские предпочтения и решать многие другие задачи. Уже сформированное сообщество позволяет частично сэкономить ресурсы и бюджеты для последующих мероприятий по развитию компании.

Корпоративный блоггинг уже достаточно плотно вошел в жизнь зарубежного бизнеса и постепенно осваивает Российский. Блогосфера − отличный канал для коммуникации компаний со своей аудиторией. Возможность подписки пользователями на блог значительно упрощает процесс донесения до аудитории новой информации. Информация, которую возможно публиковать в блоге сильно отличается от того, что компании обычно публикуют на своих сайтах. В блогосфере часто можно встретить неофициальные тексты, вредные советы, информацию о закрытых мероприятиях компании или рекомендации по использованию продуктов и многое другое. Корпоративный блог − в первую очередь сильный имиджевый инструмент, а также отличный канал для распространения информации, проведения конкурсов, формирования сообщества лояльных клиентов.

У корпоративного блога множество разновидностей. Это тематический блог, «продуктовый» блог, и корпоративный блог в его классическом понимании (который тоже различается по способам ведения − от имени компании, от имени должностного лица, от имени коллектива сотрудников). Работа с блогосферой не ограничивается созданием собственного блога.

Один из классических инструментов работы в блогосфере − это работа с лидерами мнений. Лидерами мнений принято называть популярных блоггеров (с большим числом читателей), являющихся экспертами в той или иной области. Это могут быть интернет-журналисты, специалисты в определенной отрасли, а также люди, затрагивая в своих блогах интересные темы. Они оказывают огромное влияние на мнения и решения, принимаемые аудиторией. А значит их мнение о вашей компании, бренде или продукте тоже способно сформировать мнение потребителей. Кроме того, личные блоги, в отличие от СМИ, пользуются большим доверием среди аудитории.

Сегодня компании получили возможность при помощи лидеров мнений управлять потребительскими предпочтениями, влиять на принятие решений о покупке и работать со своей репутацией. Одно только позитивное упоминание компании в популярном блоге способно повлиять на репутацию компании и сформировать положительное отношение среди читателей этого блога. Способы работы с лидерами мнений очень разные. Это и специальные мероприятия, и тесты продуктов, и другие способы привлечения внимания авторитетных лиц к вашей компании. Результат один − позитивные упоминания о вашей компании в самых популярных блогах Рунета, которые увидят десятки тысяч потребителей.

Наиболее молодой, но стремительно развивающийся и показавший себя в деле метод работы с блогосферой − это ведение микроблога. Понятие микроблоггинга вошло в нашу жизнь с появлением сервиса микроблогов Twitter. Отличительной чертой микроблогов является ограничение сообщений 140 символами и оперативность информирования сразу большого числа пользователей. Благодаря такой лаконичности сообщений, вы можете донести основную суть сообщения до аудитории, не вдаваясь в детали. При необходимости, сервис предоставляет возможность публикации в тексте сообщений сокращенных ссылок на статьи, фото и видео материалы.− очень популярный сервис во всем мире и наиболее динамично развивающийся в России. Он завоевал заслуженную популярность среди знаменитостей. В числе пользователей Твиттера − президент, телеведущие, депутаты, губернаторы, звезды и, конечно же, бренды. Такая популярность сервиса объясняется переизбытком информации, которую люди ежедневно потребляют. Краткость микроблогов позволяет получать только самую необходимую информацию, а оперативность − быть в курсе самых актуальных новостей. Эти достоинства Твиттера могут использовать в своих целях и компании. Не зря, популярные во всем мире бренды уже давно ведут микроблоги. Ваша аудитория увидит вашу запись в считанные секунды после ее опубликования. Большинство пользователей Твиттера пишут и читают микроблоги при помощи мобильного телефона, который всегда с собой. А это значит, что ваше сообщение будет услышано, где бы в данный момент не находилась ваша аудитория. Скорость донесения и распространения информации в Твиттере, а также реагирования на эту информацию немыслима.

Нестандартные активности − это те виды работ в социальных медиа, которые не предусматривают создание сообществ. Они строятся в основном на разработке интерактивных и медийных элементов социальных сетей. Нестандартные проекты призваны привлечь внимание к компании, увлечь и вовлечь в интерактив. Креативные решения по разработке нестандартных проектов в социальных медиа: продвижение товаров компании посредством креативных конкурсов с ценными призами; создание приложений для социальных сетей (все они открыты для размещения нестандартных интерактивных проектов в виде игровых, «функциональных» приложений) и многое другое.

Вирусный маркетинг − один из наиболее востребованных инструментов маркетинга в социальных сетях. Стратегия вирусного маркетинга заключается в создании и широкомасштабном распространении максимально интересного для пользователя контента. Для того чтобы задействовать его механизмы, требуется задать мощный начальный импульс кампании. Специалисты еще на стадии разработки просчитывают и сводят к нулю репутационные риски для бренда, учитывают особенности целевой аудитории и создают по-настоящему «цепляющий контент». Распространение вирусного контента может проходить в различных онлайн средах: форумы, блогосфера, социальные сети, фото и видеохостинги.

Поэтому вирусы могут иметь различные форматы:

вирусное видео, либо анимированный ролик;

отдельный интернет-проект;

- фото или рисованное изображение;

аудиофайл;

необычная акция или флэшмоб;

слух или креативный инфоповод.

Вирусный контент может смешить, удивлять, очаровывать и даже шокировать, главное, чтобы он не оставлял пользователя равнодушным.

Охват успешной вирусной кампании составляет от 100 000 до 2 000 000 потенциальных потребителей. При этом анализ эффективности показывает, что пользователи воспринимают вирусную рекламу со значительно большим уровнем доверия, нежели в случае с классической рекламой.

Этапы вирусной кампании:

1.      исследование площадок и целевой аудитории: подготовка стратегии вирусной коммуникации с учетом текущей digital-активности бренда;

2.      креатив (разработка оригинальных идей для стратегии коммуникации): подготовка идеи и механики для продвижения бренда в Интернете (минимум 3 оригинальных разноплановых идеи с высоким вирусным потенциалом, детальное описание, скетчевая визуализация, смета, тайминг и аргументация);

3.      производство: видеоролик под ключ с заданными характеристиками по стилистике и уровню продакшна (профессиональный контент/любительское видео);

.        распространение: вывод в топ «Youtube» и «Яндекс-видео». Гарантия на минимальный порог в 50 000 целевых контактов. Актуальных охват − более 5 000 000 уникальных пользователей;

.        мониторинг и модерация: контент-менеджмент, отслеживание обратной связи, участие в дискуссиях, оперативный доступ к статистике просмотров и переходов по ходу кампании;

.        аналитика и оценка эффективности кампании: полный отчет с медиа-показателями (статистика уникальных просмотров, переходов, демографические данные, время взаимодействия, пики внимания, средняя оценка, количество копий, оценка комментариев).

Для каждой социальной сети существуют свои способы и инструменты продвижения, которые помогут грамотно развивать и продвигать компанию в социальных медиа. Россия на данный момент является лидером по количеству интернет-пользователей и пользователей соцсетей. Вконтакте остается самой крупной социальной сетью в Европе: 46 миллионов уникальных посетителей ежедневно. Также Россия входит в 15 самых активных по использованию Facebook, Twitter, Google+ . Из всего этого следует, что аудитория в России готова к тому, что маркетологи хотят донести посредством соцсетей. Благодаря вездесущности интернета и наличию смартфона в кармане каждого человека, мы получили возможность публиковать все, что душа пожелает в любое удобное время и с пользой использовать все возможности нашего времени, с их помощью развивая бизнес.

1.3    Digital - стратегия как часть маркетинговой стратегии компании

Digital-маркетинг - это продвижение брендов с использованием всех цифровых каналов: телевидение, радио, Интернет, мобильная связь и так далее. Сегодня это достаточно новая сфера маркетинга, особенно в России. К сожалению, наша практика применения инструментов digital-маркетинга − это лишь осваивание опыта США и Европейских стран. В основе возникновения digital-маркетинга как такового лежит появление информационных технологий и интернета. До активного внедрения коммерции и маркетинга в эти сферы продвижение по телевидению и радио не считалось digital-маркетингом.

Маркетологи сегодня разделяют стратегию маркетинговых коммуникаций на offline- и online-среду. Сразу перейдем к процессу создания коммуникационной стратегии в среде digital. Существует множество приемов, но основные этапы должны быть пройдены. Работа digital-стратега начинается с обзора маркетингового плана компании:

1.      Описание товара/услуги. Этот пункт должен очень подробно отвечать на вопрос «Что компания предлагает на рынке?»

2.      Оценка рынка. Главное − обладать сведениями о рынке, которые способны повлиять на потенциальный успех бренда. Необходимо иметь ответы на все вопросы. Как обстоят дела у других брендов в категории? Не появятся ли на рынке в ближайшее время инновационные продукты или новые торговые марки?

.        Источник развития бизнеса. Следует максимально точно выяснить из маркетингового плана следующие моменты: как планируется увеличить долю рынка − привлекать к категории новых покупателей, переманивать потребителей других брендов, стимулировать пробные покупки, стимулировать повторные покупки.

.        Оценка конкурентной среды. Необходимо понять, кого считают вашим конкурентом потребители? Какие креативные стратегии применяют конкуренты? Необходимо чётко понимать какую ситуацию на рынке формируют маркетинговые коммуникации конкурентов.

.        Маркетинговые цели. Какие маркетинговые цели должны быть достигнуты брендом? Здесь следует понимать не только маркетинговые цели в отношении бренда, но и задачи в терминах рынка и объемов продаж. Как правило, данные цифры указывают в маркетинговом плане.

В «классических» коммуникациях разработка коммуникационной стратегии в рамках бренда или отдельной кампании давно стала в глазах рекламного сообщества неотъемлемым элементом успешной и грамотно построенной коммуникации. Однако в digital коммуникациях разработка стратегии все еще сопровождается значительными сложностями. Это обусловлено тем, что Digital коммуникации являются самой молодой областью рекламных коммуникаций с присущими ей «детскими болезнями».

Из наиболее значимых стоит отметить:

·              Отсутствие достаточного количества опытных специалистов, которые имеют опыт созданий классической стратегии, включающую анализ рыночной ситуации, анализ целевой аудитории, постановку целей и задач и т.д. Поэтому, создание digital стратегии во многом сегодня остается процессом творческим.

·              Отсутствие «индустриальных стандартов» в области digital стратегии. Разные агентства по своему представляют необходимые разделы в таком документе, и даже место цифровой стратегии в маркетинговом плане.

·              Сдвиг фокуса в сторону тактический решений. Зачастую тактические решения подменяют собой стратегические инициативы.

Данную проблему достаточно легко идентифицировать. Стратегия агентства, в таком случае, отождествляется с выбором канала в рамках digital и конкретных инструментов для каждого канала. Со стороны рекламодателей эта проблема появляется, когда менеджер начинает «мыслить» известными кейсами и референсами («нам необходимо разработать digital стратегию, включающую видеоканал бренда на YouTube с вирусными видео»).

Тренды и мода на определенное технологическое решение ставится во главу угла, поэтому в разные моменты мы видим то засилье вирусных роликов, то активации в социальных сетях, то поиск wow эффекта для клиентов, которым это противопоказано. При разработке стратегии выбор каналов и инструментов должен опираться на 3 ключевых элемента:

− Анализ целевой аудитории. Необходимо помнить, что понимание интересов аудитории в цифровом пространстве является одним из основных факторов успешности кампании. Многие забывают и планируют от инструментов, а не от интересов аудитории, ее поведения в сети. Точный портрет digital аудитории бренда и ее поведения четко покажет, какие каналы и инструменты являются релевантными для решения целей и задач Клиента. Крайне важно использовать доступные на рынке исследования целевой аудитории, чтобы выбирать инструменты, исходя из объективных данных, а, не руководствуясь исключительно экспертным мнением либо «здравым смыслом».

− «Роль» категории и конкретного бренда в digital пространстве. Различные категории и даже отдельные бренды имеют свою специфику присутствия в digital пространстве, свой «естественный» потенциал и ограничения по вовлечению пользователей в диалог, созданию вирусного эффекта и word of mouth (слухов). Необходимо проанализировать данную специфику и не предлагать каналы и инструменты, нерелевантные категории и бренду.

Наиболее полезным инструментом анализа будет так называемый digital listening - мониторинг и анализ присутствия бренда и его конкурентов во всех digital каналах. Матрица выбора инструментов представленная в приложении 2 послужит своего рода «подсказкой» при работе над стратегией.

Сегодня в российском среднем и крупном бизнесе работу маркетинга определяет стратегия. Далее она порождает бренд-стратегию, стратегию маркетинговых коммуникаций. Она в свою очередь порождает стратегию интегрированных маркетинговых коммуникации, где уже формируется распределение на инструменты (связи с общественностью, реклама, директ-маркетинг), а далее медиапланеры готовят стратегию размещения в каналах (телевидение, пресса, радио, интернет).

Для SMM маркетинга и для digital-маркетинга в целом появились свои особенности. Эти особенности и тот факт, что интернет − это не медиаканал, а новая среда, заставляют придумывать для digital отдельную стратегию:

.        Коммуникационная стратегия, разработанная для «монолога», не подходит для «диалога».

Данный тезис относится к уже приевшимся советам − «не пишите пресс-релизы в блог». Та коммуникация, которая разработана в ATL чаще всего не подходит для общения с аудиторией в интернете. ATL-коммуникация разработана так, что она не подразумевает интерактив, не подразумевает то, что пользователь сможет «ответить».

. Механика и креатив ограничены возможностями площадок.

В ATL-рекламе креатив распространяется на все носители: делается ролик, из ролика можно сделать принт, который разместить outdoor и в прессе. При желании сделать и радиоролик. В интернете тот креатив, та механика взаимодействия с пользователями, которая была придумана для одной площадки (например, Вконтакте) с большой вероятностью не подойдёт к другой (YouTube). А то, что придумано для Вконтакте и YouTube скорее всего не подойдёт для Twitter. Все три площадки разные, под каждую площадку нужно придумать свою механику.

. Измеримость в реальном времени.

Интернет и digital предоставляют гораздо больше метрик. Намного больше чем нужно. И вопрос уже не в том, как измерять, а какие метрики оставить для определения эффективности. В ATL-рекламе всё измеряется после кампании. Компания создала ролик, разместила его на определённых каналах, ждёт, когда кончится кампания и только потом всё измеряет, когда уже потрачены сотни тысяч долларов. В интернете, если распространение того же ролика идёт неудачно (была выбрана неверная стратегия) мы можем либо просто остановить кампанию, либо изменить её. И нам не надо продолжать тратить деньги впустую. В случае с ATL мы узнаем о том, впустую мы потратили деньги или нет только после кампании. Кроме того, в digital появляется возможность создать платформенные коммуникации. И это несомненный плюс. Прежде чем говорить о платформах и активациях, нужно понять, что в интернете есть три основных канала донесения сообщения от компании до пользователя − это оплаченные, собственные и заработанные медиа.

Подобное деление каналов используется в крупных западных рекламных агентствах (например, R/GA, Critical Mass, Sapient, Isobar). Вот сводная таблица, которая определяет каждый канал, показывает преимущества и проблемы его использования (таблица 1.1).

Коммуникации в digital и в социальных медиа бывают двух типов: платформы и активации. Платформы − это собственный канал распространения информации компании, собственное медиа в интернете, направленное на аккумулирование и удержание аудитории различных рекламных кампаний.

Активации − это рекламные кампании направленные на решение конкретной задачи. Задачи активации − это задачи рекламной кампании. Например: анонсирование информации, поддержка запуска нового продукта, увеличение посещаемости сайта. Также через активации привлекают аудиторию на платформу, а платформа, при грамотной стратегии, эту аудиторию удерживает. Для активаций часто используют в первую очередь платформы, а потом, если не удалось заработать медиа, недостающие контакты с аудиторией докупаются (используются оплаченные медиа).

Таблица 1.1

Преимущества и проблемы использования медиа каналов

Собственные, оплаченные и заработанные медиа

Собственные медиа (owned media) - каналы контролируемые компанией Примеры: сайт, блог, сообщество, профиль в социальной сети.

Роль для компании: Построение долгосрочных отношений с существующими потребителями

Преимущества:  - контроль;  - низкая стоимость;  - долговечность;  - гибкость;  - накопление аудитории

Проблемы:  - негарантированный инструмент;  - низкое доверие аудитории;  - требует времени от компании

Оплаченные медиа (paid media) - каналы арендованные компанией Примеры: медийная реклама, контекстная реклама, спонсорство.

Роль для компании: Меняется с фундамента коммуникации до катализатора, который питает собственные медиа и создаёт заработанные

Преимущества:  - контроль;  - масшаб;  - легкодоступность;  - незамедлительность;  - измеряемость

Проблемы:  - высокий процент отказов;  - низкое доверие аудитории;  - аудитория адаптировалась к формату и не воспринимает его

Заработанные медиа (earned media) - «потребители становятся каналом» Примеры: молва, вирусный эффект.

Роль для компании: Результат хорошо реализованных активностей в собственных и оплаченных медиа

Преимущества:  - высокое доверие аудитории;  - ключевая роль в большинстве продаж

Проблемы:  - нет контроля;  - могут быть негативными;  - не измеряемые

Можно заключить, что digital-маркетинг берёт на себя всё интерактивное взаимодействие с потребителем. Часть этого взаимодействия находится в социальных медиа, и для работы в них существует ещё одна стратегия. Положение стратегии присутствия в социальных медиа относительно бизнес- и маркетинговых стратегий (SMM стратегии) представлено на рисунке 1.8.

Всё ещё усложняется, при условии, что комплекс маркетинга делится на четыре составляющие (product, price, promotion, place).

 <#"873973.files/image009.gif">

Рис. 2.1 Воронка социальной медиа-стратегии

Рассмотрим основные этапы стратегического планирования SMM-стратегии компании (рис. 2.2).

Рис. 2.2 Этапы стратегического планирования SMM-стратегии

1.      Выбор фокуса (т.е. департамента, его бизнес-функций).

Оцените фокус в рамках времени (лет) и бизнес-функции. Социальные медиа могут быть использованы для выполнения целого спектра деловых задач, включая:

− Маркетинг

− Продажи

− Обслуживание клиентов

− Исследования

− IT

− Подбор персонала

− Исполнительное управление

Конкретные цели и KPI этих департаментов могут существенно различаться. Вдобавок, будут варьироваться и сами цели использования социальных медиа. Например, отдел по работе с клиентами может озадачиться вопросом снижения расходов на телефонные звонки, в то время как отдел маркетинга может рассчитывать в первую очередь на общение с поклонниками бренда и поиск способов повышения удовлетворенности клиентов.

Очень важно сформировать отдельный стратегический соцмедиа-план для каждого из департаментов/функциональных ячеек, имеющих повод и ресурсы для осуществления подобной инициативы.

2.      Выяснение бизнес-задач по выбранному направлению (необходимо включение в стратегический план секторальные задач департамента в качестве вспомогательной информации для выбора цели).

3.      Определение социальной медиа миссии/конечной цели (чтобы упростить планирование задач, первым делом нужно определить цель высшего уровня, например, для маркетингового направления: «Собрать армию фанатов, которые помогут поддерживать статус бренда»).

.        Определение социальных медиа задач.

Необходимо выделить 4-8 основных соцмедиа-задач, вытекающих из целей по выбранному направлению и соответствующих Миссии (для упрощения понимания, можно присвоить каждой из задач буквенный идентификатор, соответствующий конкретной цели избранного фокуса, не все бизнес-цели применимы к социальным медиа, можно раскрасить цели на схеме различными цветами, в зависимости от степени их воздействия).

Также во время выведения фокуса и задач можно воспользоваться сбалансированной системой показателей стратегического планирования <#"873973.files/image011.gif">

Рис. 2.3 Дистрибутивная модель распространения контента [30]

Многие бренды сейчас становятся самодостаточными медийными единицами, которые создают и публикуют уникальный контент. Они используют блоги и соцсети, чтобы вырастить сообщество фанов и привлечь аудиторию.

Рассмотрим как компании могут усовершенствовать свое присутствие в соцмедиа и эффективно использовать каждый из этих инструментов.

.        Блог.

− Доменное имя должно быть выбрано по соответствию с названием бренда.

− Joost SEO Plugin.

− Используйте календарь контента (google docs, evernote).

− Привлекательные заголовки.

− Пишите то, что хотят читать.

− Продвигайте качественный контент.

− Отвечайте быстро.

− Создавайте темы для обсуждений.

− Оставляйте комментарии в других блогах.

− Авторство Google+.

Похожие работы на - Совершенствование Digital-стратегии компании (на примере Авиакомпании 'Аэрофлот')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!