Статистическое наблюдение. Абсолютные и относительные статистические величины

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,11 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистическое наблюдение. Абсолютные и относительные статистические величины

Задача 1. Налоговые органы проводят ревизию в бухгалтерии предприятия

Задание. Требуется рассмотреть указанное в варианте явление (процесс) с точки зрения статистического наблюдения и определить его форму, вид и способ.

Ответ: форма - специально организованное наблюдение, вид (по охвату явления) - монографическое наблюдение, вид (по частоте) - единовременное наблюдение, способ - документальный.

Задача 2. Имеются данные о численности населения регионов (тыс. чел.)

Регион

1996 г.

2001 г.

Новосибирская область

2749

2734

Омская область

2176

2146

Томская область

1078

1064

Задание.

. Необходимо из исходных данных выбрать и привести один пример абсолютной статистической величины.

. Определить, какие виды относительных статистических величин можно вычислить на основе исходных данных; вычислить и привести по одному примеру относительной величины каждого вида.

Решение:

Для начала, суммируем данные по численности трех представленных регионов:

Регион

1996 г.

2001 г.

Новосибирская область

2749

2734

Омская область

2176

2146

Томская область

1078

1064

Итого

60035944



. Абсолютной статистической величиной является, например, «численность населения Омской области в 2001 г. составила 2146 тыс. чел.».

. Виды относительных величин:

) относительная величина динамики - темп роста/снижения численности населения Новосибирской области в 2001 г. по отношению к 1996 г.:

ОВдин. = 2734/2749 = 0,9945 или 99,45%.

) относительная величина структуры - доля численности населения Томской области в 2001 г. в общей численности населения трёх регионов:

ОВстр. =1064/5944 = 0,1790 или 17,90%.

) относительная величина сравнения - превышение численности населения Новосибирской области над численностью населения Омской области в 1996 г.:

ОВср. = 2749/2176 = 1,26, то есть численность населения Новосибирской области в 1996 г. в 1,26 раза выше, чем численность населения Омской области.

Задача 3. Представление статистических данных

ревизия абсолютный статистический величина

Внесено минеральных удобрений (кг/га) в хозяйствах области:

, 25, 25, 26, 12, 24, 24, 14, 18, 19, 13, 27, 24, 25, 16, 24, 14, 24, 22, 12, 25, 26, 12, 24, 24, 14, 18, 19, 13, 27, 24, 25, 16, 24, 14, 24, 22, 12, 12, 25.

Задание.

. На основе исходных данных построить дискретный вариационный ряд; представить его в виде статистической таблицы и статистических графиков.

. На основе исходных данных построить интервальный вариационный ряд с равными интервалами. Число интервалов выбрать самостоятельно и объяснить этот выбор. Представить полученный вариационный ряд в виде статистической таблицы и статистических графиков. Указать виды примененных таблиц и графиков.

Для выполнения расчетов и построения графиков рекомендуется использовать Excel.

Решение:

. Дискретным вариационным рядом распределения называют ранжированную совокупность вариантов xi с соответствующими им частотами ni или относительными частотами wi.

Сгруппируем исходные данные. Получим дискретный вариационный ряд и оформим его в виде таблицы 1.

Таблица 1. Дискретный вариационный ряд внесения минеральных удобрений (кг/га)

xi

12

13

14

15

16

18

19

22

24

25

26

27

ni

5

4

1

2

2

2

2

10

6

2

2

wi

0,125 (5/40)

0,05 (2/40)

0,1 (4/40)

0,025 (1/40)

0,05 (2/40)

0,05 (2/40)

0,05 (2/40)

0,05 (2/40)

0,25 (10/40)

0,15 (6/40)

0,05 (2/40)

0,05 (2/40)


Далее построим столбиковую диаграмму:


. Построим интервальный вариационный ряд. Число равных интервалов определим по формуле Старджесса:

k = 1 + 3,322 log n

k = 1 + 3,322 log(40) = 7.

Далее вычислим длину интервала:

h = = 2,143.

Определим границы интервалов:

x1min = 12; x1max = x1min + h = 12 + 2,143 = 14,143;

x2min = x1max = 14,143; x2max = x2min + h = 14,143 + 2,143 = 16,286;3min = x2max = 16,286; x3max = x3min + h = 16,286 + 2,143 = 18,429;4min = x3max = 18,429; x4max = x4min + h = 18,429 + 2,143 = 20,572;5min = x4max = 20,572; x5max = x5min + h = 20,572 + 2,143 = 22,715;6min = x5max = 22,715; x6max = x6min + h = 22,715 + 2,143 = 24,858;7min = x6max = 24,858; x7max = x7min + h = 24,858 + 2,143 = 27,001.

Вариационный ряд оформим в виде таблицы 2.

Таблица 2. Интервальный вариационный ряд внесения минеральных удобрений (кг/га)

Интервалы внесения минеральных удобрений, кг/га

Частота

12,000 - 14,143

11

14,143 - 16,286

3

16,286 - 18,429

2

18,429 - 20,572

2

20,572 - 22,715

2

22,715 - 24,858

10

24,858 - 27,001

10

Всего

40


Построим столбиковую диаграмму:

Задача 4. Средние величины

Определить среднее значение, моду и медиану признака «Число студентов в группах университета»:

, 27, 30, 17, 25, 25, 17, 30, 20, 20, 20, 17, 25, 27, 20, 25, 27, 25, 30, 20, 17, 27, 20, 20, 17, 25, 30, 27, 20, 25, 25, 17, 30, 20, 20, 20, 17, 25, 27, 25, 25, 17, 30, 20, 20, 20, 17, 25, 14, 20.

Решение:

Для начала - проранжируем ряд, отсортировав его значения по возрастанию:

Таблица 3

№ п/п

xi

1

14

2

17

3

17

4

5

17

6

17

7

17

8

17

9

17

10

17

11

20

12

20

13

20

14

20

15

20

16

20

17

20

18

20

19

20

20

20

21

20

22

20

23

20

24

20

25

20

26

25

27

25

28

25

29

25

30

25

31

25

32

25

33

25

34

25

35

25

36

25

37

25

38

25

39

27

27

41

27

42

27

43

27

44

27

45

30

46

30

47

30

48

30

49

30

50

30


1134


Далее укажем частоту, с которой каждое значение встречается в данной совокупности:

Таблица 4

xi

ni

14

1

17

9

20

15

25

13

27

6

30

6

Итого

50


1. Среднее значение:

.

.

. Мода - величина признака (варианта), которая чаще всего встречается в данной совокупности. В вариационном ряду это будет варианта, имеющая наибольшую частоту.

Очевидно, в указанном примере модой будет группа, состоящая из 20 студентов, так как этому значению соответствует наибольшее число групп университета (15).

. Медиана - значение признака, которое делит единицы ранжированного ряда на две части. Медиана соответствует варианту, стоящему в середине ранжированного ряда. Положение медианы определяется ее номером:

Находим середину ранжированного ряда в нашем случае:

.

Этому номеру соответствует значение ряда 20 в таблице 3.

Задача 5. Показатели вариации

В таблице приведены показатели объема товарооборота торговых предприятий.

Группы предприятий по объему товарооборота, млн. руб.

Число предприятий

60-80 80-100 100-120 120-140 140-160 160-180 180-200

11 27 24 16 8 4 10


Определить дисперсию показателя «объем товарооборота».

Решение:

Так как в исходных данных присутствует вариационный ряд, то дисперсию необходимо вычислять по формуле взвешенной дисперсии:

.

Дополним исходную таблицу необходимыми расчетными данными:

Группы предприятий по объему товарооборота, млн. руб. xi

Число предприятий fi

Середина интервала, млн. руб. x’i

x’i fi

60-80 80-100 100-120 120-140 140-160 160-180 180-200

11 27 24 16 8 4 10

70 90 110 130 150 170 190

770 2430 2640 2080 1200 680 1900

39600 43200 9600 0 3200 6400 36000

100

130

11700

138000


Определим дисперсию по приведенной выше формуле:

.

Список литературы

Лепихина З.П. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. - 46 с.

Практикум по социально-экономической статистике: учебно-методическое пособие для вузов / под ред. М.Г. Назарова. - М.: КноРус, 2009. - 359 с.

Теория статистики: учебник / под ред. Г.Л. Громыко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 476 c.

Тюрин Ю.Н. Анализ данных на компьютере: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров. - 4-е изд., перераб. - М.: Форум, 2008. - 366 с.

Похожие работы на - Статистическое наблюдение. Абсолютные и относительные статистические величины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!