Тяговый расчёт автомобиля МАЗ-54326

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    175,16 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тяговый расчёт автомобиля МАЗ-54326

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

"ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"

Кафедра Автомобиле- и тракторостроения







Тяговый расчёт автомобиля МАЗ-54326

по дисциплине

"Проектирование автомобилей"












Харьков 2014 г

Исходные данные

грузовой тяговый разгонный топливный

Все исходные данные для тягового расчета принимаются из паспортных данных, предоставляемых заводом изготовителем.

Полная масса Ма=16000кг ;

Максимальная скорость Vmax=100км/ч;

Шины - 11,00 R20;

Максимальная мощность - 270000(Вт)/(123 л.с) ;

Максимальный крутящий момент - 1700 Н*м ;

Максимальные обороты двигателя 2000 об/мин;

− Обороты при максимальном моменте - 1100 об/мин;

− Максимальное сопротивление движению - 0,38;

− Коефициент сопротивления воздуха - 0,71 Нс/м;

− Площадь лобового сопротивления - F=6.5 м2.

1.Определение нагрузок на оси

Для грузового автомобиля распределение нагрузки на оси составляет 30% на 70%, где 30% груза приходится на переднюю ось.

Ма = 16000(кг);

М1 = 0,7*16000 = 6000(кг)

М2 = 0,3*16000 = 10000(кг)

2. Выбор шин

В расчёт принимаем шины выбранные по паспортным характеристикам автомобиля прототипа - 11,00 R20.

В = 11.00 - условное обозначение номинальной ширины профиля шины;= 1 - номинальное отношение высоты профиля к его ширине;= 20 - обозначение номинального посадочного диаметра обода колеса, в дюймах;

rk=(0.5·d+k·(1-c)·B)·25.4 ;3 (2.1)=(0.5·20+1·(1-0.1)·11.00)·25.4=0.505 (м);

где с - коэффициент деформации шины, для грузового автомобиля с = 0.1.

3. Выбор двигателя т построение его внешней характеристики

Расчёт коэффициентов a, b, c характеризующих тип двигателя

Если реальная внешняя характеристика двигателя автомобиля прототипа отсутствует, но есть две точки этой характеристики: , nMmax - максимальный крутящий момент двигателя и обороты коленчатого вала при максимальном крутящем моменте соответственно, и Nmax, nNmax - максимальная мощность двигателя и обороты коленчатого вала соответствующие ей,которые обычно приводятся в технической характеристике, то коэффициенты "а", "b" и "с" можно определить следующим образом. = 270000 (Ват) − максимальная мощность двигателя, выбирается по паспортным характеристикам автомобиля прототипа.= 2000 (об/мин) − обороты коленчатого вала двигателя соответствующие максимальной мощности двигателя, выбирается по паспортным характеристикам автомобиля прототипа.= 1700 (Нм) − максимальный момент двигателя, выбирается по паспортным характеристикам автомобиля прототипа.= 1100 (об/мин) − обороты коленчатого вала двигателя соответствующие максимальному моменту двигателя, выбираются по паспортным характеристикам автомобиля прототипа.

Момент при максимальной мощности двигателя (Нм):

 (2.2)кNmax = (Нм)

Км − отношение максимального крутящего момента к крутящему моменту при максимальной мощности двигателя называется коэффициентом приспособляемости по моменту.

 (2.3)

Км = − отношение оборотов коленчатого вала двигателя, соответствующих максимальной мощности двигателя к оборотам, соответствующим максимальному крутящему моменту, называется коэффициентом приспособляемости по частоте.

  (2.4)=

з - величина запаса крутящего момента (%).

  (2.5)

Мз =

Значения коэффициентов "Kм" и "Kw" определяет способность двигателя автоматически приспосабливатся к изменению нагрузки и диапазона устойчивой работы двигателя. Обычно эту способность оценивают, помимо "" и"" величиной запаса крутящего момента Мз (%).

Таким образом получаем коэффициенты «а, b, с,».

Коэффициенты:

=0.884 ;

Проверка: а+b-c = 1.000;

Обороты соответствующие максимальной скорости движения nVmax, для дизельного двигателя, совпадают по величине с оборотами соответствующими максимальной мощности Nmax, поэтому:

 nVmaxD = nNmax; (2.6)= 2000 (об/мин);

Эффективная мощность двигателя NVmax, соответствующая максимальной скорости, определяется по уравнению мощностного баланса:

  (2.7)

где Vmax - максимальная скорость, равная 27 (м/с);

Ма - полная масса автомобиля, равная 16000 (кг);- ускорение свободного падения, равное 9,81 (м/с2 );- коэфициент сопротивления качению, равный 0,018 :

   (2.8)

− коэффициент сопротивления воздуха, равный 0,71:


тут Сх - коэффициент лобового аэродинамического сопротивления(по паспорту), равный 1.0 ,

ρb - плотность воздуха при нормальных условиях.- площадь лобового сопротивления, равная 6.5 (м2);

ηtr - КПД трансмиссии, 0,85;

подставив данные в выражение (2.7) получаем:= 130357 (Вт);

Угловая скорость коленчатого вала:

 ; (2.9)

Текущие значения мощности определяются:

 (2.10)

Текущее значение момента определяются из уравнения:

 (2.11)

Таблица 1.1 - результаты расчета внешней характеристики двигателя

n, об/мин

(n), рад/с

N(n), Вт

M(n), Н*м

750

77.96

131426

1685.9

888

93.08

158154

1678.9

1033

108.21

183603

1696.7

1177

123.34

227847

1699.0

1322

138.46

245233

1596.7

1611

153.59

258523

1532.3

1755

168.72

267013

1452.4

2000

183.84

270000

1357.0


По результатам расчетов, строим график внешней характеристики двигателя:

Рисунок 1.1 - Внешняя характеристика двигателя

. Определение передаточных чисел силовой передачи

Расчёт трансмиссии дорожного автомобиля начинаем с главной передачи из следующих соображений. В трансмиссии угловая скорость может быть изменена в нескольких местах: в доплнительной коробке (грузовые автомобили), КП, РК (автомобили повышенной проходимости), главной пердаче, колёсном редукторе (в легковых автомобилях применяется редко). Однако только в двух последних узлах современных автомобилей передаточное отношение всегда постоянно, тогда как в "коробках" передаточное отношение может изменятся в широких пределах. Но, как правило, во всех коробках есть так называемая "прямая передача", при включении которой угловые скорости входного и выходного валов совпадают. При этом остаются не задействованными промежуточные валы, что способствует снижению потерь в трансмиссии и достижению максимума КПД агрегата. При движении на прямой передаче автомобиль становится наиболее экономичным, и именно на прямой передаче большинство автомобилей развивают максимальную скорость. Поэтому общее передаточное отношение постоянных зацеплений (главной передачи) определим из отношения угловых скоростей двигателя и ведущих колёс на максимальной скорости, предполагая, что двигатель будет работать на режиме максимальной мощности.

Передаточное число главной передачи определяется из уравнения:

; (2.12)

где ηob - коэффициент оборотности двигателя;- динамический радиус колеса, равный 0.505 (м);

ηob - коэффициент оборотности двигателя, представляет собой отношение оборотов при максимальной скорости nVmax к максимальной скорости движения автомобиля Vmax, и в среднем составляет от 25 до 50 об/мин при скорости движения 1 км/час на прямой передаче.

 (2.13)

ηob =  = 20.000

Тогда из уравнения (2.12) передаточное число ГП:

iо = 0,377*21.111*0,505 = 7.688

Передаточное число первой передачи:

 (2.14)=13.74

где ψmax - максимальный суммарный коэффициент сопротивления движению, равный 0.38 ;- максимальный крутящий момент, равный 1700(Нм);

Проверяем значение на условие буксования:

  (2.15)= 12.084;

где m1 - коэффициент динамического перераспределения вертикальных реакций на ведущую ось, равен 0.829;

ϕ - коэффициент сцепления, равен 0,7 ;

Передаточные числа 1-8 передач и ЗХ выбираем по паспортным данным автомобиля:

ik1 = 13.79 ; = 9.48; = 6.52;= 4.58; = 3.59;

ik6 = 2.07; = 1.42;= 1; ЗХ = 15,85.

6 Построение динамической характеристики автомобиля

На динамическую характеристику автомобиля в значительной степени влияет его масса. Часть времени, в процессе эксплуатации, автомобиль загружен не полностью, а лишь частично, поэтому особый интерес представляет влияние загруженности автомобиля на его динамические характеристики.

Универсальная динамическая характеристика позволяет решать ряд задач движения автомобиля, в том числе при изменении его веса и дорожных условий:

. Определить наибольшее значение дорожного сопротивления, которое может преодолеть автомобиль с данной нагрузкой при установившемся движении с заданной скоростью.

. Определить, какую скорость может развить автомобиль, если известна нагрузка и суммарное дорожное сопротивление.

. Определить нагрузку, которую может нести автомобиль при движении с заданной скоростью по дороге с известным сопротивлением.

В качестве исходных данных используется собственная масса автомобиля с водителем, вес которого приблизительно равен 80кг.

Mamin = 16000+80 =16080кг;

Полная масса автомобиля:= 16080кг;

Значение динамического фактора рассчитывают по формуле:

  (2.16)

Где  - сила тяги на колесах:

 (2.17)

Pw - сила сопротивления воздуха:

Pw = k*F*V2 ;  (2.18)

V − скорость на рассчитываемой передаче, м/с;

 V=0.1046* ; (2.19)

Результаты расчета динамической характеристики занесены в таблицу 2.2, график динамической характеристики показан на рисунке 2.2.

Таблица 1.2 - Результаты расчетов динамической характеристики

n

N

M

1-я передача




V

D

Об/мин

кВт

Н·м

м/с

-

750

137,955

1505,5

0,943

0,789

906

158,875

1517,2

1,077

0,795

1064

179,049

1519,8

1,212

0,797

1218

198,128

1513,9

1,347

0,800

1375

231,598

1498,5

1,481

0,789

1531

245,290

1474,4

1,616

0,775

1687

256,488

1441,5

1,751

0,756

1844

264,841

1399,6

1,955

0,709

2000

270,000

1289,2

2,155

0,678


n

2-я передача

3-я передача


D2

D3

Об/мин

-

м/с

-

-

м/с

-

750

9,48

 1,371

0.542

6,52

2.279

0.373

906


1.567

0.549


2.563

0.370

1064


1.763

0.547


2.848

0.365

1218


1.959

0.541


3.133

0.366

1375


2.351

0.533


3.418

0.358

1531


2.547

0.504


3.703

0.348

1687


2.743

0.495


3.988

0.335

1844


2.938

0.487


4.272

0.319

2000


3.134

0.466


4.557

0.320

n

4-я передача

5-я передача


D2

D3

Об/мин

-

м/с

-

-

м/с

-

750

4,58

 3,244

0.262

3,59

4.138

0.205

906


3.649

0.261


4.656

0.207

1064


4.055

0.256


5.173

0.208

1218


4.460

0.257


5.690

0.206

1375


4.866

0.251


6.208

0.204

1531


5.271

0.243


6.725

0.200

1687


5.677

0.234


7.242

0.201

1844


6.082

0.235


7.759

0.196

2000


6.488

0.224


8.277

0.183

n

6-я передача

7-я передача


D2

D3

Об/мин

-

м/с

-

-

м/с

-

750

2,07

 7.177

0.118

1,42

10.463

906


8.074

0.119


11.770

0.080

1064


8.972

0.117


13.078

0.079

1218


9.869

0.116


14.386

0.078

1375


10.766

0.113


15.694

0.076

1531


11.663

0.110


17.002

0.074

1687


12.560

0.106


18.309

0.071

1844


13.457

0.102


19.617

0.068

2000


14.354

0.097


20.925

0.059


n

8-я передача


D2

Об/мин

-

м/с

-

750

1,0

 13.000

0.053

906


14.857

0.051

1064


16.714

0.049

1218


18.571

0.047

1375


20.428

0.044

1531


22.285

0.041

1687


24.142

0.037

1844


25.999

0.033

2000


27.857

0.028



Рисунок 1.2 - График динамических характеристик

. Построение графика придельных ускорений


где  - значение динамического фактора для скорости, на которой определяется ускорение;

 -коэффициент сопротивления дороги (принимаем 0,018);

 - коэффициент приведенных масс, рассчитывается по уравнению: .

Результаты расчета граничных ускорений заносим в таблицу 6.1

График граничных ускорений в зависимости от скорости движения автомобиля приведен на рисунке 6.1

Таблица 1.3 - Расчет граничных ускорений

I передача

II передача

III передача

IV передача

V передача

V

Ji,j

V

Ji,j

V

Ji,j

V

Ji,j

V

Ji,j

м/с

м/с2

м/с

м/с2

м/с

м/с2

м/с

м/с2

м/с

м/с2

0,943

0.717

1,371

0.940

2.279

1.101

3,244

1.111

4.138

1.092

1,077

0.724

1.567

0.943

2.563

1.116

3.649

1.118

4.656

1.103

1,212

0.727

1.763

0.938

2.848

1.097

4.055

1.113

5.173

1.105

1,347

0.724

1.959

0.929

3.133

1.082

4.460

1.101

5.690

1.102

1,481

0.714

2.351

0.912

3.418

1.056

4.866

1.082

6.208

1.085

1,616

0.702

2.547

0.890

3.703

1.021

5.271

1.056

6.725

1.066

1,751

0.686

2.743

0.865

3.988

0.981

5.677

1.024

7.242

1.040

1,955

0.666

2.938

0.832

4.272

0.954

6.082

0.984

7.759

1.002

2,155

0.642

3.134

0.795

4.557

0.938

6.488

0.938

8.277

0.962


VI передача

VII передача

VIII передача

V

Ji,j

V

Ji,j

V

Ji,j

м/с

м/с2

м/с

м/с2

м/с

м/с2

 7.177

0.780

10.463

0.526

13.000

0.315

8.074

0.789

11.770

0.523

14.857

0.309

8.972

0.777

13.078

0.512

16.714

0.298

9.869

0.764

14.386

0.498

18.571

0.281

10.766

0.748

15.694

0.478

20.428

0.259

11.663

0.724

17.002

0.454

22.285

0.234

12.560

0.692

18.309

0.425

24.142

0.205

13.457

0.656

19.617

0.391

25.999

0.132

14.354

0.615

20.925

0.355

27.857

0.088


Рисунок 1.2 -График граничных ускорений


7. Определение разгонных характеристик автомобиля

Определение времени разгона автомобиля

Полное время разгона автомобиля с механической коробкой передач определяется суммированием времени разгона на каждой передаче.

При использовании в трансмиссии автомобиля механической КПП расчет разгонных характеристик производиться по численному методу с учетом времени переключения передач.

Время движения автомобиля  в элементарном интервале  изменения скорости  ,определяется по закону равноускоренного движения [5, ф. 8,6]

Потери в процессе переключения передач [5, ф. 8,7]


где  - время переключения передачи;

 - коэффициент учета вращающихся масс при переключении передач.

Следовательно:


Результаты расчета времени разгона представлены в таблице 1.4.

График времени разгона автомобиля рассчитанный численным методом представлен на рисунке 1.3

Таблица 1.4 - Результаты расчета времени разгона автомобиля

1 передача

2 передача

3 передача

4 передача

5 передача

Vk

t

Vk

t

Vk

t

Vk

t

Vk

T

м/с

с

м/с

с

м/с

с

м/с

с

м/с

С

0.943

2.000

2.255

19.673

3.234

46.677

4.657

75.502

6.588

100.960

1.077

3.185

2.351

22.306

3.418

50.760

4.866

80.663

6.725

11.986

1.212

4.370

2.547

27.706

3.703

55.026

5.271

85.119

7.242

113.396

1.347

5.558

2.743

30.941

3.988

60.305

5.677

7.759

115.932

1.481

6.751

2.938

35.065

4.272

65.505

6.082

95.787

8.277

120.555

1.616

8.955

3.134

41.195

4.557

70.765

6.488

100.176



1.751

10.173









1.955

13..410









2.155

16.674










6 передача

7 передача

8 передача

Vk

t

Vk

t

Vk

t

м/с

с

м/с

с

м/с

с

8.377

125.781

14.454

160.817

21.025

200.101

9.869

130.215

15.694

165.015

22.285

205.155

10.766

135.817

17.002

170.966

24.142

210.914

11.663

140.011

18.309

175.247

25.999

220.986

12.560

145.600

19.617

180.900

27.857

240.517

13.457

150.420

20.925

190.558



14.354

155.789






Рисунок 1.3 - График времени разгона автомобиля

Определение пути разгона

Для определения пути разгона в элементарном интервале  изменения скорости  можно воспользоваться следующей формулой [5, ф. 8.9]


Путь пройденный автомобилем за время переключения передачи  с предыдущей на последующую определяется выражением [5. ф. 8.11]


Результаты расчета пути разгона представлены в таблице 1.5

Таблица 1.5 - Результаты расчета пути разгона автомобиля

1 передача

2 передача

3 передача

4 передача

5 передача

Vk

S

Vk

S

Vk

S

Vk

S

Vk

S

м/с

м

м/с

м

м/с

м

м/с

м

м/с

м

0.943

103

2.255

1833

3.234

2313

4.657

2715

6.588

2977

1.077

240

2.351

2011

3.418

2459

4.866

2762

6.725

2991

1.212

357

2.547

2102

3.703

2524

5.271

2791

7.242

3045

1.347

587

2.743

2197

3.988

2565

5.677

2845

7.759

3095

1.481

750

2.938

2205

4.272

2601

6.082

2883

8.277

3121

1.616

920

3.134

2274

4.557

2656

6.488

2946



1.751

1250









1.955

1426









2.155

1632










6 передача

7 передача

8 передача

Vk

S

Vk

S

Vk

S

м/с

м

м/с

м

м/с

м

8.377

3154

14.454

3417

21.025

3655

9.869

3188

15.694

3463

22.285

3698

10.766

3225

17.002

3522

24.142

3701

11.663

3266

18.309

3576

25.999

3795

12.560

3289

19.617

3607

27.857

3825

13.457

3356

20.925

3641



14.354

3397






Рисунок 1.4 - График пути разгона автомобиля


8. Определение топливной экономичности автомобиля

Топливно-экономическая характеристика - это зависимость путевого расхода топлива на различных передачах в зависимости от скорости движения автомобиля.

Путевой расход топлива  л/100 км - это количество топлива в литрах, использованного на 100 км пути, пройденного автомобилем.

Уравнение для определения расхода топлива


где- плотность дизельного топлива, ;

 - удельная эффективность расхода топлива, г/кВт·час;

 - скорость движения автомобиля, м/с;

Если принять , тогда:

Удельная эффективность расхода топлива определяется по формуле:


где  - удельный расход топлива при , г/кВт·час;

 - коэффициент, который учитывает зависимость  от коэффициента использования мощности;


 - коэффициент, который учитывает зависимость  от частоты вращения коленчатого вала двигателя n.


Коэффициент использования мощности определяется по формуле


где  - коэффициент коррекции внешней характеристики двигателя.

Величины , кВт, определяются по формулам [6 ф. 1.1, ф. 1.2] при соответствующих скоростях движения V

 

где G - сила веса автомобиля, Н


 - коэффициент сопротивления качению на соответствующий скорости;

Коэффициент сопротивления качению определяется эмпирической зависимостью


 - коэффициент сопротивления воздуха, . Для грузовых автомобилей  . =6,5 - площадь лобового сопротивления, м2.

Результаты расчетов заносим в таблицу 8.1

По результатам расчета строим график топливо-экономической характеристики автомобиля зависимости расхода топлива, угловой скорости коленчатого вала двигателя и силы веса автомобиля. Диапазон изменения угловой скорости: от минимально возможной для устойчивой роботы двигателя на холостом ходу, до максимально разрешенной электронным блоком управления двигателем.

Таблица 1.6 - Показатели топливной характеристики автомобиля.

 об/мин            ,

М/С

,

л/100 км








 

750

3,232

137,955

66,29

55,6836

0,03

1,201

1,033

4,26

900

4,866

158,875

90,93

76,3812

0,04

1,201

0,994

5,57

1000

5,271

179,049

114,73

96,3732

0,053

1,2

0,969

7,27

1200

7,242

198,128

136,40

114,576

0,07

1,199

0,956

9,39

1400

10,869

231,598

154,68

129,9312

0,092

1,195

0,954

12,05

1600

17,694

249,290

168,31

141,3804

0,121

1,188

0,962

15,09

1800

22,025

261,488

176,01

147,8484

0,16

1,176

0,978

18,7

2000

27,155

270,000

176,50

148,26

0,215

1,153

1

22,73

Рисунок 1.5 - График топливной характеристики.

Рисунок 1.6 - 3D график топливной характеристики.

Список источников информации

Программа самообучения 251. Автомобиль МАЗ 54326. - 1995. - 61 с.

Гришкевич А.И. Автомобили: Теория: Учебник для вузов, - Ми; Высш. шк., 1986. - 206 с.

Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория єксплуатационных свойств. Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». - М.: Машиностроение, 1989ю - 240 с.

Методичні вказівки до виконання дипломного проекту освітньо-кваліфікаційного рівня бакалавр для студентів спеціальності 6.070106

«Автомобілі та автомобільне господарство» / уклад В.Б. Самородов, А.Д. Артюшенко. - Харків.: НТУ «ХПІ», 2009. - 68 с.

Методичні вказівки до дипломного та курсового проектування з курсу «Теорія автомобіля» для студентів спеціальності «Автомобілі і автомобільне господарство» і «Колісні та гусенечні транспортні засоби» всіх форм навчання / уклад.: В.М. Велекодній, Н.В. Павлій, А.Г. Мамонтов. - Х.: НТУ «ХПІ», 2009. - 40 с.

Похожие работы на - Тяговый расчёт автомобиля МАЗ-54326

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!