Внешнеэкономическая деятельность ОАО 'Газпром'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,41 Мб
  • Опубликовано:
    2016-03-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешнеэкономическая деятельность ОАО 'Газпром'

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский государственный университет путей сообщения»

(МГУПС (МИИТ)

Институт управления и информационных технологий

Кафедра «Логистика и управление транспортными системами»




Курсовая работа

по дисциплине «ВЭД»

на тему:«Внешнеэкономическая деятельность ОАО "Газпром"»


Выполнила: Емельянова А.Н

Группа: УМЛ-321

Принял преподаватель: Раппопорт А.В.





Москва -2015

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия

.1 Сущность и особенности внешнеэкономической деятельности предприятия

.2 Основные формы внешнеэкономической деятельности российских предприятий

.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Глава 2. Проекты, деятельность и дальнейший путь развития ОАО "Газпром"

.1 Рентабельность ОАО "Газпром" и положение на глобальном рынке

.2 Продажа газа на внешнем рынке

.3 Предложение собственного проекта ОАО "Газпром"

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения «железного занавеса» у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.

В результате этого возникла объективная необходимость в изучении внешнеэкономической деятельности. Ведь для наиболее эффективного ее осуществления очень важно обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями в этой области, которых, к сожалению, не имеется у многих руководителей на российских предприятиях. Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х начале 90-х годов, когда плановая экономика изжила себя и разрушился «железный занавес». До этого времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны и не нуждались в выходе на внешние рынки. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поэтому тема этого исследования представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении.

Темой данной курсовой работы является «Анализ Внешнеэкономической деятельности предприятия», на примере соответствующего предприятия. Я выбрала ОАО "Газпром" потому что эта компания одна из самых крупных в мире, располагающая самыми богатыми запасами природного газа. А газ соответственно постоянно экспортируется внутри страны, а также за ее пределы. А ведь это и есть ВЭД.

И хотя в первую очередь нужно обеспечить свою страну необходимым сырьем, особое внимание для производителей товаров представляют внешние рынки, однако стоит отметить сильную зависимость рассматриваемого бизнеса от мировой социально-политической обстановки.

Целью проекта является доказательство эффективности ВЭД ОАО "Газпром" в современной России.

Задачи курсового проекта:

· изучить сущность и особенности внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики;

· изучить организацию и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия;

· изучить сущность и порядок планирование ВЭД на предприятии;

· изучить подходы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятия;

· проанализировать структуру внешнеэкономической деятельности предприятия ОАО "Газпром"

· проанализировать осуществление предприятием поиска и исследований рынков сбыта;

· изучить финансовое планирование и обеспечение внешнеэкономической деятельности крупного производственного комплекса;

Объектом исследования является крупное предприятие ОАО «Газпром».

Предметом курсового проекта являются экономические отношения возникающие при проведении внешнеэкономической деятельности предприятием.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложения по совершенствованию внешнеэкономической деятельности ОАО "Газпром"

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования.

В первой главе описаны основные теоретические аспекты: основные понятия ВЭД, принципы организации ВЭД, организация менеджмента в условиях ВЭД. Во второй уже непосредственно в развернутом виде представлен материал по ВЭД ОАО «ГАЗПРОМ», где дается характеристика компании, и что она экспортирует и куда.


Глава 1. Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия

.1 Сущность и особенности внешнеэкономической деятельности предприятия

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это такие задачи, как:

свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;

свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности разрешено осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и другие).

Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности и потребности предприятия.

Предприятие может осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

Все предприятия - участники внешнеэкономической деятельности являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота предприятие обладает гражданской право- и дееспособностью. Гражданская правоспособность предприятия носит специальный характер (в соответствии с целями деятельности) и определяется в уставе. При совершении сделки, противоречащей целям, указанным в уставе, данная сделка может быть признана недействительной с последствиями в виде двусторонней реституции.

Гражданская дееспособность - это способность юридического лица к реализации своих прав и обязанностей. Дееспособность наступает с момента государственной регистрации юридического лица и реализуется через его исполнительные органы.

Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в собственности предприятия и в хозяйственном ведении.

За неисполнение обязательств по договорам предприятие несет полную ответственность своим имуществом.

Все предприятия - производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно-импортных операций. В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.

Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

.2 Основные формы внешнеэкономической деятельности российских предприятий

Основными формами внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция - это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:

Импортная операция - это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну.

Реэкспортная операция - продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара.

Реимпортная операция - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

Предприятия стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.

Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, фирмы которых находятся на территории одного государства. И в то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, коммерческие фирмы которых находятся на территории разных государств.

Таким образом, основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

К понятию «торговая сделка» относятся все сделки, связанные с обменом товаров и предоставлением услуг.

Среди прочих форм внешнеэкономической деятельности российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП). Российские предприятия уже имели некоторый опыт развития таких отношений с бывшими странами СЭВ, но эта кооперация была, как правило, для них невыгодна в связи с устаревшим механизмом хозяйствования и навязывалась им «сверху».

«Международная кооперация производства - это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве»

В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:

объединении иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов;

организации производства промежуточной продукции (применительно к машиностроению - комплектующих деталей) на предприятиях - участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;

увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов.

Международная кооперация производства имеет ряд особо важных преимуществ для предприятий России в современных условиях. Она позволяет:

посредством небольшого увеличения объема взаимных поставок комплектующих между российскими и зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого увеличения выпуска предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией. Это достигается благодаря тому, что к небольшой части импортных комплектующих, которые в России не производятся, наши предприятия могут присоединить значительно больше компонентов своего производства и живого труда;

в наибольшей степени экономить валюту, что является первостепенным для российских предприятий в современных экономических условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у многих наших производителей;

быстрее повышать технический уровень производства благодаря совершенствованию организации производства и управления им, внедрению достижений мировой практики менеджмента и маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.

Российские предприятия, вступая в МКП, ставят своей первоочередной целью повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции, которая пользовалась бы успехом, как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также применение высокоэффективной и экологически чистой техники и технологий.

МКП имеет множество форм и разновидностей, предопределяемых особенностями кооперационных проектов.

Одним из важнейших критериев при выборе предприятием наиболее подходящей для него формы МКП, являются отношения собственности. Здесь можно выделить такие варианты, как:

полное обособление собственности предприятий-партнеров из России и других стран на средства производства, ресурсы и имущество;

объединение собственности российских и зарубежных партнеров в различных формах совместного предпринимательства;

различные сочетания двух перечисленных выше видов отношений собственности.

В применяемой Европейской Экономической Комиссией ООН укрупненной группировке форм МКП, выделены следующие модели договорной МКП.

Кооперация на лицензионной основе. Здесь осуществляется передача лицензии ее владельцем (лицензиаром) партнеру (лицензиату) на использование последним промышленной или интеллектуальной собственности первого. В ряде случаев передача лицензий дополняется продажей лицензиаром лицензиату некоторых видов оборудования или технологических линий, относящихся к переданным лицензиям и предмету кооперации. В оплату всего полученного лицензиат поставляет лицензиару кооперированную продукцию, а также может выполнять работы и услуги.

Кооперация по модели 1, дополняемая постоянной поставкой лицензиаром лицензиату комплектующих в определенной доле стоимости компонентов или конечной продукции.

Кооперация по модели 1 с одновременной передачей оборудования в порядке лизинга.

Совместное производство, предусматривающее:

использование технологий, переданных друг другу сторонами кооперационного проекта;

производство на их основе кооперированной продукции и взаимные ее поставки;

специализацию каждой стороны договора о МКП на производстве какой либо конечной или промежуточной продукции в соответствии с договором о МКП;

распределение сбыта продукции между участниками МКП.

Совместное производство, включающее помимо перечисленных выше пунктов еще и совместное проведение НИОКР.

МКП по комплексу работ, охватываемых всеми перечисленными выше моделями.

Подрядная МКП, при которой заказчику предоставляется согласованное количество продукции, произведенной подрядчиком с использованием «ноу-хау» и документации заказчика. Эта форма МКП наиболее проста и распространена. Но она чаще бывает недолговременной для российских предприятий, так как иностранный заказчик при определенном повороте событий может приостановить и не возобновлять заказ, что ставит российского подрядчика в затруднительное положение.

Однако во многих случаях российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП в России препятствуют: отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного сотрудничества; ограниченный научно-технический и производственно-технологический потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран; отсутствие средств, особенно валютных, на перестройку производства.

На начальной стадии привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику получила распространение такая форма внешнеэкономической деятельности, как создание совместных предприятий. Они создавались на основе договора между отечественным государственным предприятием, которое выделяло определенную часть имущества, имевшегося в его распоряжении (здания, оборудование, научно-технические знания), в качестве вклада в уставный фонд СП. Доля иностранного инвестора в уставном фонде определялась стоимостью поставляемых им машин, оборудования, современных технологий и наличных денег в СКВ. С самого начала в процессе создания СП наиболее остро встала проблема определения реального соотношения вкладов российского и иностранного партнеров. Уже на первых этапах выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для нашей страны, поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании уставных фондов СП.

В настоящее время серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Поэтому все большую роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание предприятий со 100%-ным иностранным участием. Когда предприятие создается полностью за счет иностранного инвестора, то не возникает вопрос о правильной оценке российского вклада. И в этом смысле такие предприятия даже предпочтительнее СП.

.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства в современных условиях. Россия провозгласила курс на формирование открытой экономики, которая призвана способствовать росту эффективности производства. Но, учитывая мировой опыт, полностью открывать российский рынок для иностранных компаний можно только постепенно, так как большинство наших производителей не выдерживают с ними конкуренции.

Внешнеэкономическая деятельность в России регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РФ или указах Президента. К числу важнейших законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, относятся Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон «О таможенном тарифе».

В статье 4 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» сформулированы принципы этого регулирования:

единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;

единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением;

единство таможенной территории РФ;

приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

равенство участников внешнеэкономической деятельности и их недискриминация;

защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеэкономическую деятельность, нанесения ущерба ее участникам.

Конкретный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности определяется указами президента и постановлениями правительства, которые конкретизируют законодательные положения. Они устанавливают порядок лицензирования и квотирования во внешней торговле, ставки таможенных платежей и порядок их взимания.

В условиях экономического кризиса, неконкурентоспособности национальной экономики, сильного спада производства внешнеэкономическую деятельность. Основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом; административные средства регулирования. Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Отменены также и экспортные пошлины.

Согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт из России и импорт в Россию осуществляется без количественных ограничений. Ограничения могут вводиться только в исключительных случаях, таких как ограничение экспорта стратегически важного сырья и товаров для избежания нанесения ущерба национальной экономике.

Законом предусматриваются и такие меры содействия экспорта и внешнеэкономической деятельности в целом, как ежегодное составление программ развития внешнеторговой деятельности. В долгосрочном плане наиболее важно создать систему стимулирования наиболее эффективного и перспективного экспорта - экспорта готовой продукции. В 1996 году Правительством было принято постановление «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг». В нем предусмотрены определенные льготы экспортоориентированным предприятиям, особенно производящим машино-техническую продукцию, в получении кредитов, в частности под обеспечение их оборотными средствами, за счет федерального бюджета на возвратной основе с уплатой процентов в размере половины учетной ставки Центрального банка РФ. Предусмотрено гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих и политических рисков.

В начале 1996 года была одобрена Федеральная программа развития экспорта, в которой предусмотрены шаги в направлении изучения зарубежных рынков, подготовки кадров, развития международной специализации и кооперации производства.

Правительство Российской Федерации принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей Российской Федерации с иностранными государствами.

В условиях экономического кризиса одним из наиболее важных направлений в повышении эффективности производства предприятий является привлечение иностранных инвестиций и кооперация производства. Регулирование международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Одним из таких актов является закон «Об #G0иностранных инвестициях в РСФСР». #G0Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РФ и направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта.

Государство всячески содействует российским предприятиям в привлечении иностранных инвестиций. В частности, таким предприятиям оно предоставляет льготы и оказывает помощь, в том числе и финансовую. Приток инвестиций во многом зависит от того, насколько стимулирующее воздействие оказывает на них налоговая система страны. Предприятия с иностранным участием льготами при налоговом и таможенном обложении. Так от налога на добавленную стоимость освобождены:

технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему;

товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями;

кредитные средства;

товары, ввозимые в счет погашения государственных кредитов.

От взимания таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, ввозимые работниками предприятий с иностранными инвестициями для собственных нужд.

Высокоэффективным инвестиционным проектам, срок окупаемости которых не превышает двух лет и в которые частный инвестор вкладывает собственные средства, предоставляется государственная поддержка, не менее 20 % от стоимости проекта.

Размер государственной помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливается в зависимости от категории проекта, и не может превышать:

50 % стоимости для проектов, обеспечивающих производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов;

40 % для проектов, обеспечивающих производство экспортных товаров несырьевых отраслей;

30 % для проектов, обеспечивающих производство импортозамещающей продукции;

20 % для проектов, обеспечивающих производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Частный инвестор вправе выбирать наиболее предпочтительную для него форму государственной поддержки, в том числе:

предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе;

предоставление государственных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ;

предоставление государственных гарантий для инвестиционного проекта.

Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими международными договорами на территории России. Экспорт и импорт другой продукции осуществляется предприятиями с иностранными инвестициями на общих основаниях.

В целом режим хозяйственной деятельности предприятий с иностранными инвестициями такой же, как и для всех российских предприятий, хотя первые пользуются некоторыми льготами при налоговом и таможенном обложении.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.

Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, российский бизнес может стать равноправным партнером Запада.


Глава 2. Проекты, деятельность и дальнейший путь развития ОАО "Газпром"

.1 Рентабельность ОАО "Газпром" и положение на глобальном рынке

Газпром с уверенностью смотрит в будущее. В 2010 году капитализация ОАО «Газпром» выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США. По уровню рыночной капитализации Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской ExxonMobil.

Это значительный шаг к укреплению ведущих позиций Газпрома на глобальном энергетическом рынке, росту авторитета и влияния компании в мировом сообществе, обеспечению долгосрочного роста ее стоимости.

Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний, посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

При этом ОАО «Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации и выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Стратегия «Газпрома» базируется на следующих принципах деятельности Компании:

повышение эффективности во всех звеньях производственной цепочки от добычи до сбыта природного газа, нефти и продуктов переработки;

расширение и диверсификация деятельности за счет проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;

соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;

совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;

персональная ответственность руководителей за принятые управленческие решения.

Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики - стратегические задачи Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании.

Почему диверсификация деятельности входит в число стратегических приоритетов «Газпрома»?

Под диверсификацией деятельности компании понимают расширение направлений ее производственной активности и состава конечных продуктов, устремление на новые рынки и развитие схем логистики. Все это - необходимые атрибуты для реализации стратегических конкурентных преимуществ глобальных компаний.

Как отметил Председатель Правления «Газпрома» Алексей Миллер: «Стратегия «Газпрома» - это вертикальная интеграция по природному газу и диверсификация по смежным продуктам и «высоким переделам». В современной структуре мирового углеводородного бизнеса доминируют универсальные нефтегазовые компании. Концентрация капитала и наличие единой инфраструктуры ведут к сокращению удельных затрат и существенному росту прибыли».

Энергетической стратегией России на период до 2020 года предусматривается формирование в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке новых центров газодобычи.

Имеющиеся в регионе запасы газа достаточны для удовлетворения перспективных потребностей Востока России, организации поставок газа как для внутренних потребителей, так и на экспорт. Начальные суммарные ресурсы газа на суше Восточной Сибири и Дальнего Востока составляют 52,4 трлн куб. м (в том числе Восточной Сибири - 37,9 трлн куб. м, Дальнего Востока - 14,5 трлн куб. м).

В сентябре 2010 года Минпромэнерго России утвердило Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточную программу). В соответствии с этим документом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке будут созданы четыре новых центра газодобычи (Сахалинский, Якутский, Иркутский, Красноярский).

Начальным районом полномасштабного промышленного освоения определен о. Сахалин. Газовые ресурсы Востока России имеют сложный компонентный состав, высокое содержание гелия, нефтяные оторочки и большой конденсатный фактор. Эта особенность восточных месторождений объективно требует иного подхода к освоению ресурсов Якутского, Иркутского и Красноярского центров, нежели ресурсов Западной Сибири. Здесь необходимо применение самых передовых высоких технологий и полное использование всех содержащихся в добываемом газе компонентов. Речь идет не о том, чтобы просто добыть газ, а организовать на Востоке России комплекс газохимических предприятий и экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Выход на рынок КНР

Стратегия «Газпрома» как глобальной энергетической компании не может быть реализована без выхода на новые перспективные рынки. Значительный потенциал спроса на российский газ существует в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего - в Китае.

-22 марта 2009 года в рамках официального визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Китайскую Народную Республику руководители «Газпрома» и Китайской национальной нефтегазовой компании подписали Протокол о поставках природного газа из России в КНР, в котором зафиксированы основные договоренности по срокам, объемам, маршрутам поставок газа и принципам формирования формулы цены. Российское «голубое топливо» начнет поставляться в Китай после 2010 года. Газ будет поступать в КНР из Единой системы газоснабжения России по двум маршрутам - западному, из районов традиционной российской газодобычи, и восточному - с месторождений острова Сахалин. Планируемый годовой объем поставок - 68 млрд куб. м (30 млрд куб. м - по западному маршруту и 38 млрд куб. м - по восточному).

С подписанием Протокола для газовой отрасли России обозначился целый комплекс стратегических преимуществ. Значимость «китайского вектора» тесно связана с газпромовскими программами формирования новых центров газодобычи - на полуострове Ямал, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Присутствие Китая в числе основных потребителей российского газа дает предметное представление о перспективных объемах, сроках и маршрутах поставок. «Мы рассматриваем Китай не только как наиболее перспективный экспортный рынок, но и как партнера по реализации газотранспортных проектов и совместному маркетингу газа», - заявил Председатель Правления «Газпрома» Алексей Миллер.

Российский газ - наиболее оптимальный и взаимовыгодный вариант удовлетворения возрастающих энергетических потребностей КНР, поэтому обе стороны заинтересованы в скорейшем осуществлении договоренностей, зафиксированных в Протоколе. При этом возникающие обязательства перед Китаем по поставкам газа никак не отразятся на исполнении «Газпромом» уже заключенных контрактов с другими странами-покупателями российского газа. Для этого «Газпром» обладает достаточными ресурсами газа и добычными возможностями.

Вскоре после подписания Протокола о поставках природного газа из России в КНР развернулись предметные технико-экономические исследования маршрутов поставок и начались коммерческие переговоры, которые планируется завершить в ближайшее время.

Для реализации поставок по западному маршруту предусматривается создание новой трубопроводной транспортной системы «Алтай». Особое значение уделяется экологическим аспектам проекта. Рассматриваются все возможные маршруты прокладки газопровода. Окончательный выбор трассы будет зависеть не только от экономики проекта, но и возможных последствий для окружающей среды.

В течение 2010 года проведено обсуждение проекта «Алтай» на общественных слушаниях. Получено положительное заключение по проекту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Проектный институт «Гипроспецгаз» завершил разработку обоснования инвестиций по проекту.

Сжиженный природный газ

ОАО «Газпром» рассматривает возможности выхода на мировые рынки с новым продуктом - сжиженным природным газом (СПГ). Глобальное газопотребление растет в среднем на 2,5% в год, причем большая часть этого прироста обеспечивается за счет СПГ.СПГ стал неотъемлемой частью мировой торговли газом, перейдя в разряд одного из ключевых факторов формирования глобального рынка. Объем торговли СПГ в 2008 году составил 189 млрд куб. м, увеличившись в два раза с начала 1990-х годов. Прогнозируется дальнейшее двукратное увеличение рынка СПГ к 2015 году, что будет определяться, прежде всего, ростом спроса на природный газ в США, Великобритании и странах АТР.

Поставки газа в сжиженном виде имеют преимущество с точки зрения возможностей охвата рынков независимо от их географического расположения.

С 2004 года ОАО «Газпром» реализует поэтапную стратегию наращивания присутствия на рынке СПГ. В рамках реализации первого этапа стратегии (организация разовых сделок и разменных операций «СПГ - трубопроводный газ») были осуществлены поставки сжиженного газа в США, Великобританию, Южную Корею, Японию, а также Мексику и Индию. Общий объем продаж СПГ составил порядка 1 млрд куб. м.

На следующем этапе реализации стратегии «Газпром» планирует организовать производство СПГ на территории России и в третьих странах, обеспечив при этом самостоятельный маркетинг СПГ. Для эффективного выхода на мировой рынок СПГ «Газпром» предусматривает опережающее вхождение в уже действующие СПГ-проекты на сырьевой базе, принадлежащей другим компаниям, через приобретение или размен. Планомерное наращивание производства СПГ (в России и за рубежом) и мощностей танкерного флота по его перевозке параллельно с маркетинговыми усилиями позволит ОАО «Газпром» к 2030 году занять значимое положение на мировом рынке этого товара.

Наиболее привлекательным для поставок ОАО «Газпром» признан рынок Атлантического бассейна, как самый емкий, ликвидный и испытывающий наибольшее превышение спроса над предложением.

Анализ рентабельности затрат

Расчет рентабельности затрат проводится за отчетный и предыдущий год. Результаты расчета сводятся в таблицу 2.1 «анализ рентабельности затрат». Рентабельность затрат рассчитывается по формуле 1.1.

затр=* 100%

затр - рентабельность затрат ,%

NI - чистая прибыль <#"873418.files/image002.gif">

Рисунок 1. Доля «Газпрома» на европейском газовом рынке с 2000 года по первое полугодие 2012 года.

В 2015 г. «Газпром» продал в Европе 160 млрд. куб. м природного газа, увеличив поставки по сравнению с 2009 г. на 4,3%. (см. Рис. 2)

Рисунок 2. Выручка "Газпрома" в Европе , млрд. куб. м

Основной внешний рынок сбыта российского газа - Западная Европа. «Газпром» обеспечивает примерно треть суммарного импорта в Западную Европу. Ведущими покупателями российского газа являются Германия, Италия, Турция и Франция.

В 2010 г. продажи газа в страны СНГ и Балтии сохранились на уровне прошлого года и составили около 101 млрд куб. м. Наибольшие объемы газа поступают в Украину, Беларусь и Казахстан. (см. Рис. 3)

В будущем Компания планирует расширять деятельность на газовых рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в Скандинавии, США, Великобритании и Бельгии.

Рисунок 3 Продажа газа в страны СНГ и Балтии, млрд. куб. м

Зарубежные проекты

Газопровод «Ямал-Европа». Транснациональный газопровод «Ямал-Европа» проходит по территории четырех стран - России, Белоруссии, Польши, Германии. В настоящее время общая протяженность газопровода составляет более 2 тыс. км. Здесь действуют 14 компрессорных станций, из которых на территории России находятся 3, в Белоруссии и Польше - по 5, в Германии - 1 (см. Рис. 4).

Строительство газопровода началось в 1994 г. в приграничных районах Германии и Польши, и уже в 1996 г. первые участки магистрали были введены в эксплуатацию.

В 2007 году по газопроводу экспортировано более 31 млрд. куб. м газа. Всего за 8 лет работы (с ноября 1999 по декабрь 2007 года) по «Ямал-Европе» поставлено зарубежным потребителям около 180 млрд. куб. м газа.

Рисунок 4. Газопровод «Ямал - Европа»

Газопровод «Голубой поток» (см. Рис. 5)

Магистральный газопровод «Голубой поток» предназначен для прямых поставок российского газа в Турцию, минуя страны-транзитеры. Общая протяженность сухопутных и морского участков газопровода составляет 1213 км - от района Изобильное в Ставропольском крае до Анкары в Турции.

Морской участок «Голубого потока» не имеет аналогов в мире с технической точки зрения. Подводный отрезок магистрали проложен по дну Черного моря на глубинах до 2150 м, что на треть превышает глубины известных в мире подводных трубопроводов.

Строительство газопровода было завершено в декабре 2002 года. В феврале 2003 года начались промышленные поставки газа по газопроводу.

В 2007 г. по «Голубому потоку» было поставлено около 9,5 млрд. куб. м газа, в 2006 г. - 7 млрд. куб. м. В 2010 году «Голубой поток» выйдет на проектную мощность - 16 млрд. куб. м газа в год.

Рисунок 5. Газопровод «Голубой поток»

Газопровод «Южный поток»


Рисунок 6. Газопровод "Южный поток"

Газопровод «Северный поток»

В 2005 году «Газпром» приступил к строительству газопровода «Северный поток» (первоначальное название - Североевропейский газопровод)(см. Рис.7), трасса которого пройдет по дну Балтийского моря в страны Западной Европы. «Северный поток» создает принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу. Отсутствие на пути новой транснациональной газовой магистрали транзитных государств снижает страновые риски и стоимость транспортировки российского газа, одновременно повышает надежность его поставок на экспорт.

Морской участок «Северного потока» протяженностью около 1200 км пройдет через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая (район г. Выборг) до побережья Германии (район г. Грайфсвальд). Партнерами ОАО «Газпром» в проекте «Северный поток» являются компании «БАСФ СЕ» («Винтерсхалл»), «Э.ОН АГ» («Э.ОН Рургаз») и «Н.В. Незерлендз Газюни».

Основными покупателями газа из первой нитки газопровода станут компании «Вингаз» (9 млрд куб. м), «Газпром Маркетинг энд Трейдинг» (4 млрд. куб. м), «Э.ОН Рургаз» (4 млрд. куб. м), «Газ де Франс» (2,5 млрд. куб. м), «ДОНГ Энерджи» (1 млрд. куб. м). Таким образом, новые объемы «голубого топлива», которые намечено транспортировать по «Северному потоку», уже нашли рынки сбыта.

Рисунок 7. Газопровод "Северный поток"

А также, Газпром участвует в других зарубежных проектах по добыче углеводородов: Индия, Венесуэла, Вьетнам, Ливия.

Северная Америка. В 2005 году «Газпром» впервые вышел на американский рынок СПГ. В сентябре первый танкер СПГ прибыл на регазификационный терминал «Коув Пойнт» (штат Мэрилэнд) в США. Поставки были осуществлены на основе контрактов с компаниями «Бритиш Гэз» и «Шелл».

В ноябре 2005 года «Газпром» и «Газ де Франс» заключили первую сделку по обмену газа, транспортируемого по магистральным газопроводам, на сжиженный. «Газпром» поставил газ в Европу по газопроводу в обмен на партию СПГ одного из совместных предприятий «Газ де Франс». СПГ был продан компании «Шелл Вестерн ЭлЭнДжи» на терминале «Коув Пойнт» в декабре 2005 г.

Европа. В апреле 2006 года «Газпром» продал первые партии СПГ в Великобритании. СПГ был приобретен у компании «Газ де Франс» и поставлен компании «Бритиш Петролеум» на терминал «Aйл oф Грэйн».

АТР. В августе 2006 года «Газпром» впервые вышел на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, направив партию СПГ в Японию. Газ был приобретен у компании «Мицубиши Корпорешн» и поставлен на терминал «Чита» компании «Чубу Электрик Пауэр». А в октябре 2006 года первая партия СПГ от «Газпрома» поступила уже в республику Корея. Газ был также приобретен у «Мицубиши Корпорешн» и поставлен на терминал «Пхентек», принадлежащий компании «Когаз».

В 2005-2007 гг. «Газпром» продал около 1 млрд. куб. м сжиженного природного газа в США, Великобританию, Южную Корею, Японию, Мексику и Индию.

.3 Предложение собственного проекта ОАО "Газпром"

Как было сказано выше, ОАО "Газпром" является крупнейшим поставщиком газа в Европу и обеспечивает более четверти суммарного европейского потребления.

"Газпром" в качестве основы своей деятельности на европейском газовом рынке использует долгосрочные контракты. Используются также новые формы торговли на основе краткосрочных и среднесрочных продаж, а так же разменных операций и разовых сделок.

В складывающейся ситуации возможно расширение рыночной доли Группы "Газпром", это связано, в первую очередь, не с ростом потребления, а с сокращением собственной добычи природного газа в странах Евросоюза, из-за чего образуется разрыв между текущими объемами добычи и импорта газа- с одной стороны, и прогнозируемыми объемами потребления- с другой.

По прогнозу специалистов, к 2020 году этот разрыв составит 100 млрд. куб. м., а к 2030- вырастет до 140 млрд. куб. м

Можно предположить, что одним из способов увеличения продаж газа является выход на новые сегменты рынка, такие как использование газа в качестве моторного топлива. В случае использования "Газромом" данного проекта, доля на рынке, со временем, может значительно увеличиться.

Природный газ, основную часть которого составляет метан (92-98%), на сегодняшний день является самым перспективным альтернативным топливом для автомобилей. Природный газ может быть использован в виде топлива как в сжатом (компримированном), так и в сжиженном виде. Метан - простейший углеводород, бесцветный газ (в нормальных условиях) без запаха, химическая формула - CH4. Малорастворим в воде, легче воздуха.

Область применения природного газа достаточно широка: его используют для отопления помещений, приготовления пищи, подогрева воды, производства красок, клея, уксусной кислоты и удобрений. Помимо этого природный газ в сжатом или сжиженном виде может использоваться в качестве моторного топлива на автотранспорте, специальной и сельскохозяйственной технике, железнодорожном и водном транспорте.

% загрязнения атмосферы приходится на долю транспортных средств. Перевод транспорта на экологически чистое моторное топливо - природный газ - позволяет сократить выбросы в атмосферу сажи, высокотоксичных ароматических углеводородов, окиси углерода, непредельных углеводородов и окислов азота. (Рис.8)

Рис. 8. Выбросы СО2 на примере России

При сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 180-300 кг оксида углерода, 20-40 кг углеводородов, 25-45 кг окислов азота. При использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 2-3 раза по оксиду углерода, по окислам азота - в 2 раза, по углеводородам - в 3 раза, по задымленности - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует. При этом стоимость газомоторного топлива не превышает 50% стоимости бензина марки А-80. Наибольшая цена моторного топлива - у водорода. Она составляет 9,01 евро/л. Это почти в девять раз дороже, чем у биодизеля (1,11 евро/л) и бензина (0,66 евро/л). В свою очередь стоимость 1 м³ газа, что эквивалентно 1 литру бензина, дешевле бензина более чем в два раза: стоимость 1 м³ сжиженного нефтяного газа составляет 0,39 евро/л, сжатого природного газа - 0,21 евро/л.

Природный газ не образует отложений в топливной системе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и уменьшая износ двигателя.

При сгорании природного газа не образуется твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ цилиндров и поршней двигателя

Таким образом использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет увеличить срок службы двигателя в 1,5-2 раза. (Рис.9)

Рис. 9. Срок службы автомобиля


Заключение

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.

В практической части курсовой работы нами был проведен анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «ГАЗПРОМ». Эта компания является крупнейшей газовой компанией в мире, располагающей мировыми запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских - 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость - в 182,5 млрд. долларов.

Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2009 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии - 101 млрд. куб. м.

Проведен анализ стратегии развития ОАО «ГАЗПРОМ», выявлены основные направления стратегического развития компании, сформулированы ее миссия и основные стратегические цели.

Показана система управления процессом ВЭД, ее основные элементы и взаимосвязи.

Так же был предложен проект для более эффективной внешнеэкономической деятельности ОАО "Газпром", а именно, решение об использовании газа в качестве моторного топлива.

внешнеэкономический рентабельность газ

Список использованной литературы

Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Организация внешнеэкономической деятельности (особенности менеджмента): Учеб.пособие. - СПб.: Лань, 2010.

Долгова С.И, Кретова И.И. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник. - М.: БЕК, 2010.

Дроздов С.М., Бондарев А.К. Управление внешнеэкономической деятельностью. - СПб.: Изд-во С-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2009.

Жданов А. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. - Изд-во Питер-Юг, 2010.

Пивоварова М.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Институт перспектив и проблем страны, 2009

Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Юристъ, 2009.

Оболенский В.П. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России: тез. докл. // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 5. - С.13-18.

Олейнов А. Экономика международных отношений // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 3. - С.24-31.

Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России: учебник / А.П. Джабаев. - М.: Экономика, 2012. - 479 с.- (Высшее образование).

Пахомов А. Стратегия развития внешнеэкономического комплекса Российской Федерации // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 11. - С.18-29.

Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / Е. Ф. Прокушев. - 8-е изд. - М. : Дашков и К, 2012. - 500 с.

Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник, 8-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2012 г. - 500 с.

Рыжова Н. Последствия реформ внешнеэкономической деятельности для приграничных регионов России: политэкономический анализ // Вопросы экономики. - 2011. - N 12. - С.118-138.

Смирнов В. О внешнеэкономической стратегии России // Общество и экономика. - 2009. - N 11-12. - С.125-136.

Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации: тез. докл. // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 5. - С.3-13.

Управление внешнеэкономической деятельностью в России: Учебное пособие. / М.Л. Постоленко. - М.: ФОРУМ, 2012. - 480 с.

Шамрай Ю. Глобальный финансовый кризис и конкурентоспособность России во внешнеэкономической сфере // Пробл. теории и практики управл. - 2009. - N 10. - С.52-58.

Похожие работы на - Внешнеэкономическая деятельность ОАО 'Газпром'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!