Признаки
|
Неисправности
|
металлический
стук в головке блока цилиндров на малых и средних оборотах; снижение мощности
двигателя
|
нарушение
теплового зазора клапанов; износ подшипников, кулачков распределительного
вала
|
металлический
стук в головке блока цилиндров на холодном двигателе; снижение мощности
двигателя
|
шум
в районе привода распределительного вала; выстрелы в глушитель
|
износ
и удлинение цепи (ремня) привода распределительного вала; износ зубчатого
шкива привода
|
синий
дым отработавших газов; снижение уровня масла в картере двигателя; снижение
мощности двигателя
|
износ
маслоотражающих колпачков, стержней клапанов, направляющих втулок;
неисправности КШМ
|
-
звонкие металлические стуки (детонационные стуки) при разгоне автомобиля; -
работа двигателя с перебоями
|
нагар
на клапанах; неисправности КШМ; бензин низкого качества
|
-
кратковременные провалы в работе холодного двигателя; - снижение мощности
двигателя; - перегрев двигателя
|
-
снижение упругости и поломка пружин клапанов; - зависание клапанов
|
2.2 Технология технического
обслуживания газораспределительного механизма Д-240
Техническое обслуживание ГРМ заключается в
периодическом осмотре наружных деталей, проверке и установке требуемых тепловых
зазоров между бойками коромысел и стержнями клапанов, регулировке декомпрессионного
механизма (Д-65Н, Д-65М). Механизм декомпрессии регулируют одновременно с
регулировкой тепловых зазоров.
Зазоры между стержнями клапанов и бойками
коромысел проверяют (и регулируют) через 500 ч работы дизеля, а также после
снятия головки цилиндров и при появлении стука клапанов. Последовательность
необходимых действий следующая:
снять крышку головки блока цилиндров;
проверить затяжку гаек крепления стоек оси
коромысел, при необходимости подтянуть;
включить декомпрессионный механизм (при
наличии);
проворачивать коленчатый вал двигателя до тех
пор, пока оба клапана первого цилиндра закроются;
вывернуть из картера маховика установочную
шпильку и вставить ее в то же отверстие ненарезанной частью до упора в маховик;
нажимая на установочную шпильку, медленно продолжать
проворачивание коленчатого вала до тех пор, пока шпилька войдет в лунку на
маховике. В таком положении маховика поршень первого цилиндра находится в ВМТ
при такте сжатия;
выключить декомпрессионный механизм;
измерить щупом зазоры между стержнями впускного
и выпускного клапана и бойками коромысел первого цилиндра. При необходимости
изменения зазора следует отпустить контргайку регулировочного винта и,
завинчивая или отвинчивая его, установить нужный зазор. После затяжки
контргайки необходимо проконтролировать щупом величину зазора, проворачивая
штангу толкателя вокруг своей оси (чтобы убедиться в отсутствии его изгибов);
проверить величину зазора в декомпрессионном
механизме первого цилиндра, при необходимости отрегулировать. Следует при этом
иметь в виду, что при чрезмерном зазоре в декомпрессионном механизме цилиндр не
будет полностью декомпрессироваться, а при недостаточном - возможны удары
клапанов о поршни вследствие малого расстояния между ними при сближении;
после того как тепловые зазоры в клапанах и
декомпрессионном механизме первого цилиндра будут отрегулированы, нужно вынуть
установочную шпильку из картера маховика и завернуть ее туда резьбовой частью;
повернуть коленчатый вал дизеля на пол-оборота,
что в соответствии с порядком работы цилиндров обеспечит положение поршня
третьего цилиндра в ВМТ при такте сжатия, и отрегулировать зазоры в клапанном и
декомпрессионном механизмах этого цилиндра в изложенное выше
последовательности. Переход к остальным цилиндрам в соответствии с порядком работы
производится после очередного проворачивания коленчатого вала на пол-оборота
(1800);
запустить двигатель и прослушать работу. При
появлении стуков остановить и снова проверить зазоры;
при нормальной работе двигатель заглушить и
установить крышку головки блока цилиндров.
Другой способ: проворачивается коленчатый вал до
момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра
открывается, выпускной - закрывается) и регулируется зазор в четвертом, шестом,
седьмом и восьмом клапанах (отсчет клапанов от вентилятора); проворачивается
коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и
регулируется зазор в первом, втором, третьем и пятом клапанах.
Рисунок 2 - Проверка и регулировка зазоров:
1-контргайка, 2-регулировочный винт, 3-щуп, 4- боек коромысла, 5- стержень
клапанов
Регулировку нужно проводить согласно основным
показателям и регулировочных данных деталей головки цилиндров Д-240 и
газораспределительного механизма:
выступание стержня клапана, (нормальное /
допустимое): 56,0/57,2 мм;
перемещение клапана, (нормальное / допустимое):
10,2/9,0 мм;
коробление плоскости разъема головки цилиндров,
0,15 мм;
утопание тарелки клапана, (нормальное /
допустимое): 0.4/0.7 мм;
допустимый внутренний диаметр втулки клапана,
11;10 мм;
допустимое сжатие наружных клапанных пружин до
рабочей высоты, 148 Н;
рабочая высота пружины, 54,0 мм;
сжатие внутренних клапанных пружин до рабочей
высоты, 74 Н;
рабочая высота, 48,5 мм;
допустимый диаметр стержня клапана, 10,85 мм;
внутренний диаметр втулки коромысел, в пределах
от 19,02 до 19,05 мм;
диаметр оси коромысел, в пределах от 18,98 до
19,00 мм.
2.3 Текущий ремонт
газораспределительного механизма Д-240
Сухари клапанов и клапанные пружины снимают приспособлением
ОР-9913 ГОСНИТИ. Если седло клапана имеет трещины, то головку сдают в ремонт.
Снятые клапаны маркируют, а затем замеряют диаметр стержня и проверяют биение
фаски и изгиб стержня.
Биение фаски клапана и изгиб стержня
относительно оси клапана не должны превышать 0,03 мм.
При наличии следов прогаров, раковин на фасках
клапанов рабочую поверхность фаски тарелки обрабатывают на специальных
шлифовальных станках Р-108 или ОР-6686. Рабочую фаску впускного клапана дизелей
Д-240 шлифуют под углом 45 градусов. После выведения следов износа ширина
цилиндрической части тарелки клапанов должна быть не менее 0,5 мм.
Направляющая втулка клапана дизеля Д-240
заменяется при износе внутреннего отверстия под стержень клапана или ослаблении
посадки в головке цилиндров.
При ослаблении посадки втулки в головке Д-240 из
запасных частей подбирают втулку с наибольшим отклонением по наружному
диаметру, смазывают ее эпоксидным клеем без наполнителя и запрессовывают в
головку.
После установки направляющих втулок обрабатывают
клапанное гнездо планетарно-шлифовальным приспособлением ОПР-1334А.
При рисках, раковинах и следах прожогов на
рабочей фаске, клапанного гнезда первоначально шлифуют фаску до выведения
следов износа и замеряют степень утопания клапанов по новому клапану. Если оно
находится в пределах допустимого, то продолжают обрабатывать клапанное гнездо.
Нижнюю (наружную) кромку рабочей фаски
клапанного гнезда в головке цилиндров Д-240 обрабатывают шлифовальным кругом с
углом конуса 150 градусов, а верхнюю (внутреннюю) кромку - 60 градусов.
Ширина рабочей фаски гнезда для впускных
клапанов должна быть в пределах от 2,0 до 2,5 мм и для выпускных - от 1,5 до
2,0 мм.
После обработки тарелки клапана и его гнезда их
взаимно притирают. Если отремонтированы все клапаны и их гнезда, то притирают
на станке ОПР-1841А ГОСНИТИ.
При ремонте одного-двух клапанов их притирают
пневматическим приспособлением 2213, используя пасту из смеси микропорошка М20
с индустриальным или моторным маслом.
Во время притирки, при вращении клапана, его периодически
приподнимают. Время от времени проверяют состояние притирающихся фасок клапана
и гнезда. Верхняя кромка матовой полоски рабочей фаски должна быть расположена
на расстоянии не менее 0,5 мм от цилиндрического пояска тарелки клапана.
Если матовая полоска окажется значительно ниже
или выше пояска, то гнездо клапана снова обрабатывают шлифовальными кругами с
углом конуса 60 или 150 градусов и снова притирают клапан и гнездо.
Перед сборкой клапанов проверяют упругость
пружины клапана на приспособлении МИП-100.
Если параметры выходят за допустимые пределы, то
пружины заменяют.
В некоторых случаях для компенсации длины и
усилия сжатия пружины под них устанавливают специальные шайбы, толщину которых
можно определить по формуле для впускного клапана А = В - 1,3 мм, для
выпускного - А = В - 1,8 мм, где В - фактическая величина утопания клапана,
замеренная после ремонта седла клапана.
После сборки клапанов выступание сухарей над
плоскостью тарелки пружины должно быть не более 0,5 мм, утопание - 1,3 мм.
Для контроля герметичности клапанов Д-240
заполняют впускные и выпускные каналы головки цилиндров керосином. Он не должен
просачиваться в течение 1,5 мин.
Притирку необходимо выполнять в такой
последовательности:
снять головку цилиндров двигателя, очистить ее от
масла и нагара. Чтобы при сборке клапаны обязательно установить на свои места,
на их тарелки необходимо нанести метки; вынуть клапаны из головки цилиндров.
Клапаны и их седла тщательно очистить от нагара, промыть в керосине и
осмотреть. Если тарелки и стержни клапанов не покороблены и нет прогаров на
фасках клапанов и седлах, восстановление герметичности может быть достигнуто
притиркой. При наличии указанных дефектов клапаны подлежат замене новыми, а
седла - шлифовке; очистить впускные и выпускные каналы;
головки цилиндров и промыть дизельным топливом;
нанести на фаску клапана тонкий слой пасты ГОИ или притирочной мази, смазать
стержень дизельным маслом и клапан поставить на место;
при помощи специального приспособления или
ручной дрели с присоском повернуть клапан по часовой стрелке на 1/3 оборота, а
затем в противоположном направлении на 1/4 оборота (слегка нажимая на тарелку
клапана). Производить притирку круговыми движениями нельзя;
периодически поднимая клапан и нанося па фаску
новые порции пасты, притирку продолжать до тех пор, пока на фасках клапана и
седла не появится сплошной матовый поясок шириной не менее 1,5 мм, в
соответствии с рисунком 3;
после окончания притирки клапаны и седла промыть
в керосине и вытереть насухо. Клапаны с пружинами установить на свои места.
Рисунок 3 - Расположение рабочего пояска на
притертом клапане
3. Охрана труда и техника
безопасности
Помещения для стоянки тракторов, зон
обслуживания, мастерских и цехов должны содержаться в чистоте и хорошо
вентилироваться. Трактор на стоянке и для ремонта необходимо устанавливать так,
чтобы были свободные проходы и доступ ко всем агрегатам. Все проезды и проходы
должны быть свободными, а движение тракторов на территории следует организовать
по определённой схеме, исключающей встречное движение и возможность наезда на
людей. Категорически запрещается вождение трактора лицами, не имеющими
водительских прав.
В отработавших газах двигателей содержится окись
углерода (угарный газ). Поэтому движение трактора и работа двигателя в
помещении гаража должны быть минимальными, так как отработавшие газы вредны для
здоровья и могут при определённой концентрации вызвать отравление.
Нельзя производить работы под трактором или если
он поднят только домкратом. В случае необходимости, работая под трактором лёжа,
следует пользоваться подкатными тележками с подголовниками. Транспортировка,
снятых с трактора агрегатов, должна осуществляться на специальных тележках.
При работе под трактором в смотровой яме, не
имеющей освещения, можно пользоваться переносной лампой, подключаемой к сети с
напряжением не более 12В. Монтажно-демонтажные работы следует выполнять только
исправным инструментом определённого назначения. Гаечные ключи должны точно
соответствовать размерам гаек и болтов и не иметь выработки зева и трещин. Во
избежание несчастных случаев сдваивание гаечных ключей или применение рычага
для удлинения плеча недопустимо.
Тяжёлые работы по снятию и установке агрегатов
следует выполнять с применением специальных подъёмных приспособлений, захватов
и съёмников, обвязывание при этом агрегатов верёвкой не допускается. Для
выполнения слесарных работ следует применять только исправные инструменты.
Бойки молотков, кувалд и затылки зубил или крейцмейселей не должны иметь
заусенцев и быть сборными. Длина зубила и крейцмейселя должна быть не менее 125
мм.
При замеченных неисправностях производственного
оборудования и инструмента, а также, если при прикосновении к машине, станку,
агрегату ощущается действие электрического тока, либо имеет место сильный
нагрев электропроводов, электродвигателей, электроаппаратуры, появление
искрения или обрыв проводов и т.д., предупредить работающих об опасности,
немедленно поставить в известность руководителя подразделения и принять меры по
устранению аварийной ситуации.
При обнаружении дыма и возникновении загорания,
пожара немедленно объявить пожарную тревогу, принять меры к ликвидации пожара с
помощью имеющихся первичных средств пожаротушения соответственно источнику
пожара, поставить в известность руководителя работ.
При необходимости организовать эвакуацию людей
из опасной зоны.
В условиях задымления и наличия огня в помещении
передвигаться вдоль стен, согнувшись или ползком; для облегчения дыхания рот и
нос прикрыть платком (тканью), смоченной водой; через пламя передвигаться,
накрывшись с головой верхней одеждой или покрывалом, по возможности облиться
водой, загоревшуюся одежду сорвать или погасить, а при охвате огнем большей
части одежды плотно закатать работника в ткань (одеяло, кошму), но не накрывать
с головой.
При несчастных случаях с людьми оказать им
доврачебную помощь, немедленно поставить в известность руководителя работ.
Заключение
В данной письменной экзаменационной работе
проанализирована технология технического обслуживания и технология ремонта
газораспределительного механизма двигателя Д-240. Изучено устройство ГРМ.
А также были выявлены основные неисправности
газораспределительного механизма и изучены методы их устранения.
Также мы узнали, что:
под фазами газораспределения понимают моменты
начала открытия и конца закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота
коленчатого вала относительно мёртвых точек;
впускные клапаны изготавливают из хромостойкой
стали, выпускные клапаны или их головки - из жаростойкой стали, вставные сёдла
клапанов, запрессованные в головку блока из жаростойкого чугуна;
проверка и регулировка тепловых зазоров в
приводе клапанов необходима для обеспечения эффективной работы и долговечности
двигателя;
при увеличенном тепловом зазоре появляется
частый металлический стук клапанов, хорошо прослушиваемый при малой частоте
вращения на холостом ходу;
при малом зазоре или его отсутствии у выпускных
клапанов появляются хлопки из глушителя, а у впускных из карбюратора.
Список использованных источников
1. Авдонькин
Ф.Н. Текущий ремонт автомобилей и тракторов: учеб. пособие /Ф.Н. Авдонькин. -
М.: Транспорт, 2009.- 271с.
. Артоболевский
И.И. Введение в техническую диагностику машин /И.И.Артоболевский, Ю.И.
Болицкий, М.Д.Генкин; под ред. М.Д. Генкина. - М.; Наука, 2009.-296 с.
.
Артоболевский И.И. Теория механизмов. - М: «НАУКА», 2010.- 776 с.
. Биргер
И.А. Техническая диагностика: учеб. пособие / И.А. Биргер. - М.;
Машиностроение, 2010.-240 с.
. Боднев
А.Г. Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей и
тракторов: / А.Г. Боднев, В.М. Дагович; под ред. А.Г. Боднева - М.: Транспорт,
2012.- 254с.
. Болотин
В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций /В.В.Болотин. - М.; Наука,
2009. - 312 с.
. Гуськов
В.В. Трактор, теория /В.В.Гуськов - М.: Машиностроение, 2013. -320с.
. Добрин
В.И. Техника безопасности при эксплуатации транспортных средств /В.И. Добрин, -
М.: Россельхозиздат, 2009. - 221 с., ил.
. Иванов
Б.С. Управление техническим обслуживанием машин /Б.С. Иванов, - М.;
Машиностроение, 2012. - 157 с.
. Калявин
В.П., Мозгалевский А.В. Технические средства диагностирования/ В.П. Калявин,
А.В. Мозгалевский под ред. В.П.Калявина, - Л.: Судостроение, 2012. - 208 с.
. Кузнецов
Е.С. Техническая эксплуатация автомобиля и трактора: / Е.С. Кузнецов, В.П.
Воронов; под ред. Е.С.Кузнецова - М.: Транспорт, 2011.- 413с.
.
Приборы и оборудование для государственных инспекций по надзору за техническим
состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Каталог. - М.: ФГНУ «Росинформагротех» 2011.
. Родичев
В.А., Родичева Г.И. Тракторы и автомобили /В.А.Родичев, Г.И.Родичева под ред.
М.Н. Ершовой, А.И. Зелепукина, - М.: Колос, 2011. - 336 с.
. Савельев
А.П. Диагностирование тракторов. - Саранск, 2012. - 218 с.
15. Газораспределительный
механизм Д-240 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
<http://gidroruli.narod.ru/index/0-253>- Загл. с экрана.
.
Техническое обслуживание и регулировки механизма газораспределения [Электронный
ресурс]. - Режим доступа
<http://traktor8.ru/texnicheskoe-obsluzhivanie-i-regulirovki-mexanizma-gazoraspredeleniya/%20>
- Загл. с экрана.