Взаимовлияние бюджетной политики на инфляцию

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    142,11 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимовлияние бюджетной политики на инфляцию

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

.1 Инфляция: понятие и причины

.2 Виды и формы инфляции

.3 Инфляция в динамике за 2013 - 2015 гг

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

.1 Государственная бюджетная политика

.2 Понятие государственного бюджета

.3 Сущность государственной бюджетной политики

ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

.1 Цели антиинфляционной политики. Бюджетная политика государства

.2 Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с нфляцией

.3 Политика цен и доходов

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Инфляция одна из крупнейших проблем социально-трудовых отношений, причины инфляции в России заключаются в глобальном износе энергетической и транспортной инфраструктуры, в ускоренном темпе росли внутренние цены на энергоносители, которые вплотную приблизившись к мировым. Ежегодно инфляция существенно выходит за поставленные рамки.

Этим и определяется актуальность темы данной работы. Но она заключается не только в том, что инфляция представляет сложное синтетическое явление и выступает исключительно важным макроэкономическим параметром. Инфляция стремительно занимает место одного из важных элементов финансовой и денежно-кредитной политики, проводимой отдельными государствами и их объединениями.

Целью работы является рассмотреть взаимосвязь и взаимовлияние бюджетной политики на инфляцию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть инфляцию в рыночной экономике;

рассмотреть государственную бюджетную политику;

провести оценку современного состояния инфляции.

Объектом исследования выступают инфляционные процессы современной экономики России. В данной работе инфляции рассматривается в динамике с 2013 - 2015 гг.

Предметом исследования являются социально-экономические и финансовые отношения, складывающиеся в ходе реализации механизмов и инструментария регулирования уровня инфляции.

ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1.1 Инфляция: понятие и причины


Во многих учебниках понятие инфляции связывают с ростом цен. Например, К. Макконнелл и С. Брю приводят следующее определение: «Инфляция - это повышение общего уровня цен». Н. Мэнкью пишет: «Увеличение общего уровня цен называется инфляцией». П. Самуэльсон, В. Нордхауз определяют: «Под инфляцией мы понимаем повышение общего уровня цен».

По определению современных российских авторов инфляция - это переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, которое в последствии вызывает их обесценение. «В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к денежному товару - золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени.»

«Инфляция - процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня трудящихся.»

«Инфляция - чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение.»

Исходя из приведенных выше определений, можно сказать, что инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и постоянном росте цен, вызванным приливом в обращение денежной массы. Проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Из ранее сказанного можно сделать вывод, что субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая при этом свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это приведет к расширению спроса, повышению цен и снижению покупательной способности денег отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреваты значительными экономическими и социальными потрясениями.

Причины инфляции зачастую кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут послужить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии и многое другое по отдельности и в совокупности.

Хоть инфляция и проявляется в росте товарных цен, но она не может быть сведена только лишь к денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое несоразмерностью воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

В традиционной марксистской экономике инфляция определялась как нарушение в процессе общественного производства в докапиталистических формациях и в условиях капитализма, проявляющаяся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей хозяйства и их обесценении. Инфляция органически связана с особенностями воспроизводственного цикла, государственно-монополистическим регулированием хозяйственных процессов, милитаризацией экономики, безработицей и т.д. «К непосредственным причинам инфляции марксистская школа относила объективно происходящие изменения в объеме и структуре общественного производства, политику монополий и империалистических государств, главным из которого считала дефицит бюджета.»

Монетаристы важнейшей и практически единственной причиной инфляционного процесса считают более стремительный рост национальной денежной массы по сравнению с ростом продукта.

Необходимо отметить изменения понятий сущности инфляции и связанных с ней процессов в результате накопления экономического опыта, возможность альтернативных подходов при изучении этой проблемы. Например, кейнсианская позиция, концентрирующаяся вокруг проблемы совокупных расходов, как главного фактора определяющего национальное производство и занятость, берет за основу кривую Филлипса (жесткая зависимость между инфляцией и безработицей).

В современной экономической литературе инфляция рассматривается как макроэкономическая проблема по ряду причин: 1) ее сущность выражается в снижении покупательной способности денег, а выпуск денег является монополией государства; 2) система денежного обращения функционирует на основе макроэкономических закономерностей; 3) от соотношения совокупного спроса и совокупного предложения в экономике зависит динамика общего уровня цен; 4) уровень инфляции непосредственно влияет на все макроэкономические процессы: экономический рост, безработицу, уровень жизни и т. д.; 5) функционирование макроэкономики представляет собой результат совокупного взаимодействия субъектов микроэкономики.

1.2 Виды и формы инфляции


Одними из главных классификационных признаков определения типа инфляции являются факторы, от которых зависят механизм действия инфляции. В соответствии с этим признаком в учебной литературе, как правило, различают два типа: инфляцию спроса и инфляцию издержек. В некоторых случаях выделяют также импортированную, или импортируемую инфляцию.

Инфляция спроса (demаnd-рullinflаtiоn) развивается вследствие увеличения совокупного спроса (совокупных расходов). Она имеет монетарный характер и связана с увеличением предложения денег. Монетаристская теория основана на количественной теории денег и уравнении обмена, связываемого с именем американского экономиста И. Фишера, который в работе «Покупательная сила денег» (1911) проанализировал связь между предложением денег и расходами на покупку товаров и услуг. Сам Фишер в данной работе отмечает, что «алгебраическое изложение уравнения обмена было дано Симоном Ньюкомбом в его талантливом, но недооцененном труде «Рrinciрiles оf Роliticаl ecоnоmу».

Уравнение обмена в указанной работе Фишера имеет следующий вид:

= РQ (1)

где M - среднее количество енег, находящихся в обращении в данном обществе; V - скорость обращения денег; Р - средняя цена блага; Q - его купленное количество.

В современной учебной экономической литературе обычно приводят уравнение обмена в следующем виде

= РY (2)

где Р - уровень цен (индекс цен); Y - количество произведенной продукции (реальный ВВП).

Уравнение обмена Фишера отражает взаимосвязь между денежной и товарной массой. Он отмечал, что «уровень цен зависит только от трех причин:

) от количества денег в обращении;

) от скорости их обращения;

) от объема торговли (или от суммы благ, купленных на деньги)».

Однако из уравнения обмена не вытекает, что уровень цен изменяется строго пропорционально увеличению денежной массы.

Сторонники монетаристской теории негативно относятся к теории инфляции издержек, так как определяющим фактором инфляционных процессов выступает рост предложения денег.

В микроэкономике, при анализе экономического поведения фирмы, в условиях совершенной и несовершенной конкуренции один из важнейших принципов является принцип, основанный на сравнении предельной выручки (предельного дохода) и предельных издержек и использовании правила MR = MC для определения оптимального выбора. Рассмотрим теорию ценообразования на микроэкономическом уровне с учетом данного подхода.

Положение равновесия совершенно конкурентной фирмы и конкурентной отрасли в краткосрочном периоде показано на рис. 1.

Рыночная цена, в условиях совершенной конкуренции, на отраслевом рынке определяется как результат установления соответствия между объемами рыночного спроса D и рыночного предложения S (рис. 1б). Для каждой фирмы эта равновесная цена является заданной. Однако это не означает, что уровень рыночной цены не зависит от издержек фирм. В условиях совершенной конкуренции графиком предложения фирмы является отрезок кривой предельных издержек МС выше точки минимума средних переменных издержек АVC (рис. 1а). Соответственно, построение кривой рыночного предложения S осуществляется путем суммирования по горизонтали отрезков графиков предельных издержек фирм (рис. 1б).

Рис. 1. Положение равновесия совершенно конкурентной фирмы в случае максимизации прибыли (а) и конкурентной отрасли (б) в краткосрочном периоде

Таким образом, рыночное предложение в совершенно конкурентной отрасли прямо зависит от предельных издержек фирм. Поэтому и рыночная цена, которая является результатом взаимодействия рыночного спроса и предложения, тоже зависит от предельных издержек предприятий.

В положении долгосрочного равновесия цена, предельный доход, предельные издержки и минимальные средние валовые издержки типичных фирм совершенно конкурентной отрасли равны друг другу:

(Р) = MC = minАTC                                 (3)

что также подтверждает зависимость рыночной цены от предельных и средних издержек производства. Дж. Робинсон отмечала: «Правило, в соответствии с которым цена обусловлена предельными издержками, одинаково справедливо как для краткосрочного периода, когда величина производственных мощностей постоянна, так и для квазидолгосрочного периода, когда она может изменяться».

Положение равновесия фирмы в условиях несовершенной конкуренции показано на рисунке 2.

Рис. 2. Определение фирмой оптимального объема производства и цены в условиях несовершенной конкуренции

Согласно правилу MR = MC, фирма для получения максимальной прибыли должна выбрать объем выпуска Qо и цену Ро. Таким образом, и в случае несовершенной конкуренции от величины предельных издержек зависит уровень цены, которую назначит фирма.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

1.      В условиях как совершенной, так и несовершенной конкуренции уровень рыночной цены продукции зависит от предельных издержек фирм.

2.      Уровень инфляции связан с экономическим поведением фирм на микроуровне и определяется, наряду с другими факторами, величиной предельных издержек предприятий. Поэтому инфляцию издержек следует связывать с ростом не только средних, но и предельных издержек предприятий.

В открытой экономике на инфляцию воздействуют факторы, связанные с внешнеэкономическими отношениями страны, которые могут существенно влиять и на инфляцию спроса, и на инфляцию издержек. В связи с этим в некоторых классификациях выделяют импортированную инфляцию, которую связывают с курсом национальной валюты данной страны.

Если курс валюты является твердым, то повышение цен в других странах ведет в данной стране к росту цен на импортные товары и национальные изделия, производство которых предполагает использование импортных материальных ресурсов. В этом случае инфляция в других странах влечет за собой развитие инфляционных процессов в данной стране.

Взаимосвязь типов и факторов инфляции представлена в Приложении 1, исходя из которого можно отметить, что факторы внешнеэкономической инфляции действуют не самостоятельно, а посредством влияния на совокупный спрос и совокупное предложение в экономике данной страны, то есть через развитие инфляции спроса и издержек.

инфляция государственный бюджет доход

1.3 Инфляция в динамике за 2013 - 2015 г.г.

Инфляция в России, как и во многих странах, рассчитывается на основе Индекса Потребительских Цен на Товары и Услуги. Примечательно, что в России этот индекс рассчитывается только с 1991 года, т.к. во времена СССР и плановой экономики официально уровень инфляции не рассчитывался.

При этом под Потребительскими Ценами подразумевается конечная цена, которую платит покупатель товара или услуги и которая включает в себя налоги и сборы.

Рассмотрим динамику инфляции на примере 2013 - 2015 г.г.

В связи с поднятием цен на зерно в 2012 году значительно сократилось поголовье скота к 2013 году. Производство молока сократилось на 4 - 5%. Резко поднялись цены на импортное молоко и уже к концу 2013 года добавился другой фактор, который несомненно повлиял на экономику. Плохие погодные условия, которые вызвали рост цен на яйца и плодоовощную продукцию. Так по обстоятельствам плодородного плана Россия занимала 13 место по уровню инфляции в мире и составляла 6,45%, что на 0,13 меньше, чем в предшествующем 2012 году. Для наглядности изобразим ее в таблице в годовом исчислении, которую рассчитываем за период в 12 месяцев, заканчивающимся данным месяцем в таблице (Рис. 3):

Янв

Февр

Март

Апр

Май

Июнь

Июль

Авг

Сен

Окт

Ноябрь

Дек

всего

7,07

7,28

7,02

7,23

7,38

6,88

6,45

6,49

6,13

6,25

6,48

6,45

6,45

Рис.3 В годовом исчислении (12 мес) на 2013 г., %

2014 год стал знаменателен для России не только олимпиадой в Сочи и присоединением Крыма, но и резким скачком инфляции. Инфляция в годовом выражении, резко ускорившаяся в первой половине 2014 года (до 7,8% в июне против 6,88% по итогам прошлого года), в июле замедлилась до 7,45% (что было ожидаемо в условиях частичной заморозки регулируемых тарифов), а в августе-октябре вновь выросла до 7,56%, 8,03% и 8,3% соответственно.

Предполагалось, что во втором полугодии 2014 года инфляция в годовом выражении будет снижаться на фоне благоприятных прогнозов урожая в текущем сельскохозяйственному году и при отсутствии негативных внешних шоков. Введенное постановление Правительства от 7 августа 2014г. №778 «О мерах по реализации указов Президента РФ…», в котором было указанно о запрете ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Норвегия, не оставил шансов на замедление инфляции в текущем году и послужил причиной пересмотра прогнозов на 2014 -2015 гг.

Учащенная девальвация рубля, наблюдавшаяся в сентябре-ноябре 2014 года, еще больше увеличила неопределенность в прогнозах инфляции как в краткосрочном, так и среднесрочном периодах, и серьезно утяжелила задачу Банка России по достижению целевого уровня инфляции в текущем и следующем годах.

Помимо непосредственного влияния динамики обменного курса на инфляцию, девальвация рубля повышает инфляционные ожидания экономических агентов. Инфляционные ожидания растут и в условиях негативного информационного фона, обусловленного резко возросшими геополитическими рисками и санкциями, как в отношении, так и со стороны России. Осознавая возросшие риски для инфляции, 31 октября 2014 года регулятор принял решение повысить ключевую ставку на 1,5 п.п. до 9,5%. В противовес неблагоприятной курсовой динамике сдерживанию монетарной инфляции в 2015 году наблюдается охлаждение внутреннего потребительского спроса, а также усиление тенденции к замедлению роста потребительского кредитования.

Так в отношении к 2014 году инфляция уменьшилась на 4,91% и ее уровень составил 11,36%. Россия по-прежнему стабильно занимала 13 место по уровню инфляции в мире. Также преобразуем данные в таблицу, которую рассчитываем за период в 12 месяцев (Рис. 4):

Янв

Февр

Март

Апр

Май

Июнь

Июль

Авг

Сен

Окт

Ноябрь

Дек

всего

6,05

6,20

6,92

7,33

7,59

7,80

7,45

7,56

8,03

8,30

9,07

11,36

11,36

Рис. 4 В годовом исчислении (12 мес) на 2014 г., %

В начале 2015 года, в январе было зафиксирован рекордный скачек потребительских цен, которые возросли на 3.9%, в первые за последние 16 лет. В последствии можно выявить ряд факторов, повлиявших на инфляцию:

.        ослабление рубля, доллар из 36 рублей перешел в 61;

.        санкции и продуктовое эмбарго в ответ;

.        повышение стоимости кредитования в России;

.        снижение потребительской активности и реальных доходов населения.

А уже в октябре 2015 года уровень инфляции в России составил 0,74%, что на 0,17 больше, чем в сентябре 2015 года и на 0,08 меньше, чем в октябре 2014 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2015 года составила 11,21%, а в годовом исчислении - 15,59% (Рис. 5).

Показатели России в 2015 году превели к тому, что она занимает 14 место по уровню инфляции в мире на сегодняшний день.

Янв

Февр

Март

Апр

Май

Июнь

Июль

Авг

Сен

Окт

Ноябрь

Дек

всего

14,97

16,71

16,93

16,42

15,78

15,29

15,64

15,77

15,68

15,59

-

-

11,2

Рис. 5 В годовом исчислении (12 мес) на 2015 г., %

Подведя итоги преобразуем их гистограмму за последние 3 года

Рис. 6 Уровень инфляции по месяцам в годовом исчислении, %

По данным Рис. 6 можно сделать вывод, что инфляция в 2015 году значительно выше, чем показатели предыдущих годов и достигает чуть ли не двухкратного значения.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

 

2.1 Государственная бюджетная политики

 

Бюджетная политика играет важнейшую роль в политике государства, реализуя следующие основные функции:

финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;

поддержание финансовой стабильности в стране;

обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

создание финансовых стимулов для поступательного социально-экономического развития.

Бюджетная политика является центром экономической и финансовой политики государства и отражает все его денежные взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При формировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения политической, экономической, финансовой и социальной стабильности.

На Рис. 7 показаны взаимосвязи между государственной властью, бюджетной политикой, межбюджетными отношениями и уровнем жизни населения, что подчеркивает роль и значение бюджетной политики в РФ.

формирует

определяет

как результат

выступают как составная часть

Рис. 7 - Схема взаимосвязей между государственной властью, бюджетной политикой, межбюджетными отношениями и уровнем жизни населения.

В целях обеспечения единства бюджетной политики и своевременного составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в нашей стране применяется бюджетная классификация.

«Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.»

В состав бюджетной классификации входят:

классификация доходов бюджетов РФ;

функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификация видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

ведомственная классификация расходов федерального бюджета.

 

2.2 Понятие государственного бюджета

 

В общепринятой практике под бюджетом понимается "форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

В основе экономической природы бюджета лежит деятельность публично-правовых образований (институциональных единиц) сектора государственного управления по реализации властных полномочий. Последние представляют собой общественные активы (то есть собираемые налоги) и обязательства (которые реализуются через соответствующие выплаты). В свою очередь, вся работа госсектора направлена на то, чтобы влиять на деятельность институциональных единиц других секторов экономики.

Сектор государственного управления можно представить следующим образом (Рис. 8). При этом критериями отнесения единиц к сектору государственного управления и его подсекторам являются форма собственности и организационно-правовая форма.


        

                   

        

Рис. 8 - Сектор государственного управления

 

Институциональные единицы сектора государственного управления состоят из нескольких частей, таких как исполнительная, законодательная и судебная власть. Кроме того, они способны владеть товарами или активами от собственного имени. Институциональные единицы принимают экономические решения и осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, за которую в последствии несут непосредственную ответственность перед законом. Благодаря существованию бюджета публично-правовые образования сектора госуправления обеспечивают другие институциональные единицы экономики (включая домашние хозяйства) товарами и услугами на нерыночной основе, а также финансируют свою деятельность в основном за счет налогов и других обязательных трансфертов от других институциональных единиц.

Если бюджет на очередной год не будет принят, налогоплательщики все равно будут продолжать платить налоги, формируя при этом активы государства, а выплаты, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, также будут производиться этим.

Итак, "сложное" понятие "бюджет" можно разложить на составляющие, в зависимости от той стороны общественно-политической жизни, на которую он воздействует.

. Бюджет является средством проведения в жизнь государственной политики (политическое содержание).

. Бюджет - это акт, устанавливающий план поступлений по доходам и ограничения по осуществлению расходов, а также предельный объем государственного долга на конец планируемого периода (правовое содержание).

. Бюджет - это поток денежных средств, возникающий в процессе управления активами и обязательствами публично-правового государства (экономическое содержание).

 

2.3 Сущность государственной бюджетной политики

 

В условиях переходного периода в формировании новой экономики, создания законодательной базы, продолжающихся реформ в налоговой и таможенной системах, нестабильной международной торговой конъюнктуры, в т.ч. на основные экспортные товары, и, следовательно, весьма рискованной практики получения достаточной доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации, с одной стороны, существенно возрастает значение проведения более эффективной политики в области доходов. С другой стороны, накопившиеся десятилетиями нерешенные проблемы в социальной политике, необходимость затрат на структурные реформы экономики, потребность обеспечения безопасности страны в условиях реально существующих угроз, а также отсутствие гарантий бесперебойного поступления доходов в будущем на достаточном уровне для финансирования этих направлений, о чем было сказано выше, требуют осуществления более рациональной политики в области расходов.

В совокупности две указанные задачи делают весьма актуальным совершенствование бюджетной политики. В противном случае при финансировании общероссийских, региональных и местных полномочий мы неизбежно будем сталкиваться или с нехваткой средств на уже запланированные (заранее известные) и необходимые расходы, или будут появляться все новые и новые проекты, ассигнования на реализацию которых невозможно будет изыскать. В обоих вариантах мы будем иметь дело с дисбалансом доходных и расходных полномочий на всех или отдельных уровнях бюджетной системы. Следовательно, фактически надо будет прикладывать немалые интеллектуальные, финансовые и другие усилия для решения искусственно созданной проблемы.

«По нашему мнению, бюджетная политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики, представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во-первых, по выбору наиболее рациональных способов применения имеющихся ограниченных на данный момент денежных средств между различными вариантами их возможного использования на основе применения максимально объективных процедур такого выбора, конечный результат которого должен быть направлен как на финансирование приоритетных направлений развития государства, так и на поддержание стабильности развития общества. Во-вторых, предполагающую профессионально подготовленных специалистов - представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, а в перспективе по мере усложнения процедур принятия решений и судебной власти. В-третьих, нацеленной на улучшение финансового положение субъектах правления (государства, региона или местного самоуправления), которое может и должно определяться через интегрированный объективный показатель. В-четвертых, тогда и только тогда способную дать положительный результат, когда она будет осуществляться согласованно и по единому плану с антимонопольной, банковской, валютной, таможенной, страховой и фондовой политикой, да также с учетом внешних факторов, которые могут повлиять на конечный результат (например, общественное мнение).»

ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

3.1 Цели антиинфляционной политики

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

сокращение инфляционного потенциала;

предсказуемость динамики инфляции;

снижение темпов инфляции;

стабилизация цен.

Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других, понижаются налоги.

Если сокращение бюджетного дефицита осуществляется путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она осуществляется за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

3.2 Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией

инфляция государственный бюджет доход

Данный подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы - это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции - главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.

Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.


3.3 Политика цен и доходов

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда.

Контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов - зарплату.

Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются.

Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае при высоком уровне инфляции.

ВЫВОД


В современной экономике на темпы инфляции оказывают взаимообусловленное влияние как макроэкономические, так и микроэкономические факторы.

Макроэкономические факторы инфляции непосредственно связаны с решениями законодательных и исполнительных органов государственной власти, такие как эмиссию денег, государственные расходы, налогообложение, внешнеэкономические связи страны. В основном это монетарные факторы, влияющие на инфляцию. Однако они действуют не только на макроэкономическом уровне. Денежные факторы воздействуют на мотивы экономического поведения субъектов микроэкономики и, соответственно, на интенсивность влияния микроэкономических факторов.

Микроэкономические факторы инфляции связаны с экономическим поведением субъектов микроэкономики: домашних хозяйств и фирм. Их действие зависит от экономической политики государственных органов и законодательных норм. Но изменение рыночных цен непосредственно определяется взаимодействием различных субъектов микроэкономики и связано с их экономическими интересами, в состав которых входят потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, кредиты коммерческих банков, ценовая политика коммерческих организаций, монополизация рынков и состояние конкурентной среды, технический уровень производства, валютные операции физических и юридических лиц, внешнеэкономические связи субъектов микроэкономики, потребительские ожидания.

Развитие инфляционных процессов связано со многими факторами, проявляющимся в различных экономических условиях по-разному и действующими в противоположных направлениях. Исходя из вышесказанного приведение факторов и причин инфляции единым списком вне связи с типами инфляции представляется теоретически необоснованным и практически нецелесообразным. Особенности действия различных причин во многом определяются типом инфляции, преобладающим в той или иной стране в конкретной экономической ситуации.

Был проведен анализ динамики инфляции в России за последние 3 года. В результате анализа мы выявили значительный рост инфляции в 2015 году по сравнению с 2013 годом.

В заключение подведем краткие выводы о сущности и бюджетной политики РФ:

более полное понимание сущности бюджетной политики позволяет на современном этапе более комплексно подходить к ее разработке и осуществлению;

распространенный в настоящее время «упрощенный» подход к сути этого сложного явления может привести и нередко приводит к принятию «несбалансированных» по ресурсам и (или) «несогласованных» с другими направлениями финансовой политики решений, реализация которых не дает ожидаемых от них результатов;

изложенный комплексный подход к пониманию сущности бюджетной политики не является идеальным и требует дальнейшего уточнения, но он показывает, что в реализации данной политики пока отсутствуют достаточно важные моменты (такие, например, как интегральная оценка финансового положения государства или субъекта РФ и ряд других), без которых она во многом еще остается интуитивной и «фрагментарной» («мозаичной»), и для повышения ее эффективности требуется незамедлительно как разработка так и внедрение недостающих процедур, в практическую деятельность.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.      «Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015)

2.      Постановление Правительства от 7 августа 2014г. №778 «О мерах по реализации указов Президента РФ…»

.        Ильяшенко В.В. Методология анализа инфляции в курсе экономической теории. // Журнал экономической теории. - 2013. - № 3. - С. 38-47.

4.      Кирова К.С., Карасева С.А. Инфляция как один из сегментов рыночной экономики. - НаукаПарк <#"873160.files/image015.gif">

Похожие работы на - Взаимовлияние бюджетной политики на инфляцию

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!