Современная экономическая характеристика регуляции государственных закупок

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,2 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная экономическая характеристика регуляции государственных закупок

Введение

государственный антимонопольный закупка

Современная экономика, как свидетельствует практика всех индустриально развитых стран мира, предполагает активное участие в ней государства как субъекта рыночных экономических отношений, а также как регулирующего органа.

В качестве обязательного элемента правительствами государств формируется система государственного регулирования экономики, которая предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Необходимо отметить, что одним из важнейших инструментов системы государственного регулирования является антимонопольное законодательство.

«Антимонопольное законодательство - система правовых норм и институтов, комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений».

Антимонопольная законодательная база Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон №135-ФЗ) и других федеральных законов, направленных на развитие открытости и прозрачности системы государственных закупок, в частности - на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, определение антимонопольного регулирования можно сформулировать как: деятельность по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках, осуществляемая государством целенаправленно в отношении вышеперечисленных субъектов экономической деятельности с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

В рамках рыночных отношений товарно-денежный оборот приобретает специфичный характер и опирается на договорные, контрактные связи власти и бизнеса. Регулирование данных отношений, уравновешивание спроса и предложения, порядок входа и выхода на государственный рынок регламентирует отдельный институт - система государственных закупок.

Таким образом, возможно, выделить еще один важный инструмент системы государственного регулирования - институт государственных закупок, способный в значительной степени оказывать влияние на структурную перестройку экономики страны, создание и внедрение новых технологий, а также на социальную политику государства. Масштабность влияния государственных закупок требует эффективной деятельности данной системы, которая во многом зависит от качества ее регулирования.В Российской Федерации система государственных закупок функционирует в соответствии со следующими законами:01.01.2014 г. вступил в силу новый закон о государственных закупках - Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 448 ГК РФ определяет, что торги проводятся через открытые и закрытые аукционы и конкурсы. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо, в закрытом участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Организатор обязан известить общественность о торгах не менее чем за 30 дней до их проведения.

В ГК содержатся и санкции за отказ от подписания договора. Для того, чтобы они могли быть применены, заказчику необходимо приложить к конкурсной документации проект контракта. Если этого не сделать, то санкции за отказ от подписания договора, предусмотренные ГК, не могут быть применены.

В четвертой главе 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрены антимонопольные требования к торгам и особенности отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг госзаказчику.

Государственные закупки регулируются Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.).

Поскольку крупнейшим заказчиком во всем многообразии тендерных закупок является государство, остановимся более подробно на государственных торгах, тем более что с 1 января 2014 года утратил свою силу Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, антимонопольное законодательство, являясь относительно самостоятельным элементом государственного регулирования, оказывает непосредственное воздействие и на сферу государственных закупок, которые также в свою очередь влияют на микро- и макроэкономические показатели страны. В данной работе произведен анализ влияния антимонопольного регулирования на уровень открытости и прозрачности в сфере государственных закупок в России. Данный анализ основывается на предположении о том, что при антимонопольном регулировании государственных закупок недостаточно эффективно соблюдаются конкурентные принципы в сфере государственных закупок в России.

Тематика антимонопольного регулирования очень актуальна для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. В частности, представляется актуальным для российской практики анализ влияния подобного регулирования на государственные закупки, поскольку именно государство разрабатывает экономическую стратегию и политику, обеспечивает экономическую безопасность, создает условия и механизмы для реализации конкурентных преимуществ национальных производителей на мировом и на внутреннем рынках.

Актуальность выбора темы исследования заключается в том, что в условиях, когда доля государственных расходов на закупки товаров, работ, услуг достигает 50% расходной части федерального бюджета, задача создания полноценной национальной контрактной системы государственных закупок и соответствующих институтов приобретает стратегическое значение. В этом контексте наиболее значимой представляется стадия собственно размещения государственного заказа как непосредственно определяющая наиболее успешные, конкурентоспособные хозяйствующие организации на рынке и способствующая росту уровня рыночной конкуренции и эффективности удовлетворения государственных нужд.

Один из путей повышения эффективности расходования бюджетных средств - это совершенствование системы размещения государственных заказов. По-видимому, именно это совершенствование является причиной постоянного изменения нормативной базы.

Именно это является решающим фактором необходимости совершенствования и разработки предложений по модернизации правового обеспечения в сфере государственных закупок в системе функционирования Ногинского Спасательного Центра МЧС России

Объект исследования - уровень открытости и прозрачности в сфере государственных закупок в России.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании правоотношений в сфере размещения государственного заказа и разработке на этой основе рекомендаций по повышению результативности этого института.

Для достижения выше поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

·Исследовать российскую модель построения системы государственных закупок

·Проанализировать переход от российской системы государственных закупок к международной

·Исследовать международный опыт антимонопольного регулирования в сфере государственных закупок

·Исследовать систему антимонопольного регулирования в сфере государственных закупок в России

·Проанализировать влияние антимонопольного регулирования на уровень открытости и прозрачности в сфере государственных закупок в России

1. Теоретическая база

.1 Сущность государственных закупок

Государственные закупки (сокр. госзакупки; на англ. governmentprocurement, publictendering, publicprocurement) - это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Под внебюджетными источниками финансирования понимаются средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов получателей средств бюджетов, а также средства внебюджетных фондов. Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство.

Государственные закупки обеспечивают потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления их функций и полномочий, таких как реализации федеральных целевых программ, исполнение международных обязательств Российской Федерации (межгосударственные целевые программы, в которых участвует Российская Федерация), реализация региональных целевых программ, решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Помимо непосредственного удовлетворения государственных нужд, институт государственного заказа выполняет ряд функций, направленных на стимулирование и стабилизацию экономической системы на федеральном и региональном уровнях:

. Ценовое регулирование в области определённых товаров или услуг;

. Поддержка и стимулирование национальных производителей;

. Регулирование, стимулирование экономики в тех или иных отраслях или регионах;

. Реализация социально-политической политики государства, в том числе привлечение частного предпринимательства к решению актуальных социально-экономических задач;

. Стимулирование инновация путём формирования экономической предпосылки для создания принципиально новой технологии, товара, услуги.

1.2 Основные принципы государственных закупок

Для успешного функционирования института государственных закупок необходимо придерживаться определенных принципов регулирования. Назначение таковых заключается, в том, что они оказывают влияние на общественные отношения, возникающие в процессе прогнозирования, планирования и размещения государственного заказа. Среди основных принципов можно выделить:

Равенство (справедливость) подразумевает, что условия проведения конкурсов, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников они одинаковы. Кроме того, эти условия не должны меняться в ходе непосредственного проведения торгов. Категорическим требованием является недопущение дискриминационных мер в отношении к какому-либо из участников. Также подразумевается правовое равенство заказчика и поставщиков.

. Открытость и прозрачность:

Прозрачность (гласность) подразумевает широкую доступность информации об объявлении торгов, об их ходе и результатах, о нормативно - правовой базе закупок. Государственный заказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками.

. Эффективное использование государственных средств:

Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте государственных закупок, удается оптимизировать расходы бюджета.

. Ответственность:

Ответственность означает взаимное выполнение обязательств сторонами друг перед другом при осуществлении закупки, а также законность и цивилизованность построения договорных отношений. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль над проведением тендера осуществляет ФАС.

Эффективность является основным критерием результативности проведения закупок. Эффективность закупки может быть достигнута за счет внедрения конкуренции на рынок. Учитывая специфику рынка государственных закупок, конкуренция может быть внедрена путем проведения конкурсов (торгов), в которых может принять участие любой желающий. Она подразумевает осуществление закупки требуемой продукции с максимальной выгодой для покупателя, в качестве которого выступает государство. Причем для государства выгода может быть прямая (экономия средств) и косвенная (борьба с коррупцией, стимулирование конкуренции, поддержка собственных товаропроизводителей, расширение налоговой базы и т.д.).

Дополнительно выделяют следующие принципы:

Законность деятельности государственных заказчиков. Все действия заказчиков должны быть определены законодательными и нормативными документами. Данный принцип подразумевает строгое соблюдение государственными заказчиками установленного порядка процедур проведения закупок, включая выборы методов закупки в зависимости от объема и характера приобретаемых товаров и услуг.

Осуществление контроля над процессом размещения государственного заказа. Контроль предполагает и ответственность заказчика (должностных лиц) за нарушения законодательства, и эффективность проведенной закупки.

Механизм осуществления контрольных действий включает:

. Проверку своевременного проведения конкурсов в соответствии с извещениями, опубликованными в СМИ.

. Проверку соблюдения организаторами конкурсов требований, предусмотренных в конкурсной документации.

. Контроль соответствия квалификации членов конкурсной комиссии требованиям законодательства об организации закупок.

. Контроль правильности выбора организаторами конкурса способа закупок (конкурсное или внеконкурсное размещение) и вида конкурса (открытый или закрытый).

. Контроль правильности выбора заказчиками (организаторами конкурса) победителя конкурса, предложившего наиболее выгодные условия поставки продукции.

. Контроль соответствия процедуры проведения конкурса требованиям утвержденного регламента работы конкурсной комиссии.

. Контроль соответствия заключенного контракта фактическому исполнению.

1.3 Виды процедур размещения заказа

Похожие работы на - Современная экономическая характеристика регуляции государственных закупок

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!