Экологический идеал В.И. Вернадского

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,26 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологический идеал В.И. Вернадского

Введение

Современное общество на данном этапе своего существования сталкивается не только с экономическими препятствиями и барьерами, но и с проблемами, связанными с экологией, природой. Экологические проблемы возникают постепенно, медленно разрушая биосистему Земли. На сегодняшний день проблемы загрязнения воздуха, водоемов, глобальное потепление, перенаселение носят достаточно острый характер и требуют всеобщих усилий государств по принятию защитных и охранительных мер, касающихся создания и поддержания гармонии между обществом и природой.

Как гласит второе правило термодинамики: «Любая (неограниченно растущая) система может развиваться только лишь за счет деструкции окружающей среды». Таким образом, актуальность решения экологических проблем и необходимость «коэволюции» природы и общества обусловлены экономическим развитием человечества, которое постепенно разрушает окружающую среду. Несомненно, совокупная деятельность человека на сегодняшний день подрывает природное равновесие биосферы, и, тем самым, того не желая, человек собственными усилиями (новыми техническими средствами, «вредной» технологией производства) ведет себя к гибели.

Но, тем не менее, было бы неверно считать, что общество может нести лишь хаос и разрушение, человек способен созидать и создавать. Научная деятельность, творчество приводят к рождению и реализации идей, которые способны изменить мир в лучшую сторону, преобразовать сознание и ход мыслей человечества. Известно, что осуществляется мировая пропаганда «чистой» технологии, поощрение научных проектов по созданию экологически чистых продуктов, производств. Более того, общественные деятели, ученые в России в своих трудах выразили необходимость изменения роли человека во Вселенной. Например, теория Вернадского о «ноосфере», суждения Циолковского приобретают всю большую популярность и имеют социальную значимость, так как несут идею перехода от антропоцентризма, где благополучие человека на первом месте, к биоцентризму, где интересы всего живого превыше эгоистических, человеческих желаний. Главная цель моей работы - это изучить, как изменялись суждения, действия людей, государств относительно взаимосвязи природы и экономики на протяжении различных эколого-социально-экономических эпох.

Задачи исходя из цели работы следующие:

·Рассмотреть основные проблемы коэволюции человечества и природы

·Изучить основные черты эколого-социально-экономических эпох

·Изучить теорию «ноосферы» В.И. Вернадского как экологический идеал, который провозглашает коэволюцию человека и природы

1. Проблема коэволюции человечества и природы. Эколого-социально-экономические эпохи

Экологический кризис вызван человеком, интересы которого эгоистичны и неограниченны, они приводят к хищническому отношению к природе, провозглашению концепции антропоцентризма. Что же повлияло на принятие именно такой системы взглядов? Ответ заключается в отличительных особенностях человека от остального живого. Человек разумен, на деятельность человека в основном влияют социальные и культурные факторы, так как человек «живет» в обществе, поэтому он может определять свою направленность деятельности, контролировать ее разумом, а не только инстинктами.Но, несмотря на данный факт, общество, столкнувшись с последствиями его деятельности, которые могут привести к его гибели, осознает, что от принципа безудержного преобразования природы и неограниченной ее эксплуатации следует перейти к экономии природных ресурсов и весьма осторожному изменению природной среды жизни. То есть необходимым условием благополучного существования человечества является переход к «коэволюции», совместному существованию человека и природы, уделив основное внимание рациональному преобразованию человеческого общества. Идея «коэволюции» является центром биоцентризма, экологического сознания, планетарного мышления. Именно экологическое сознание способно рационализировать деятельность человечества и привести к единству человека и природы, что является ключом к сохранению жизни на Земле. Проблема в том, что формирование такой системы мышления требует длительного отрезка времени и действий со стороны государств. На сегодняшний день данное экоцентрическое сознание находится в стадии формирования, об этом свидетельствует наличие «ползучих опасностей», которые медленными темпами разрушает живое и являются следствием научно-технического прогресса, способности человечества создавать новые химические вещества, контролировать химические процессы. Новые химические вещества, например: лаки, пластик не могут быть в круговороте веществ, не разлагаются, разрушают биосистему.Таким образом, в соответствии с наиболее яркими проявлениями экологического кризиса: загрязнение воздуха, разрушение озонового слоя, парникового эффекта и др. разумная деятельность определяется основными показателями, связанными с экономикой:

·недопустимость выхода геофизических систем планеты (океаны, поверхностные воды суши, земная кора, др.) из стационарного состояния из-за перепроизводства энергии;

·ограничение и создание нормативов выброса синтетических и других антропогенных веществ;

·добыча химических элементов из недр земли, которая основывается на учете самоочищающей способности редуцентов и способности живых систем планеты противостоять загрязнениям;

·поддержание экологического баланса в пределах экономической оправданности.

Более того, ограничения и лимиты в природопользовании подразумевают интенсивное развитие экономических процессов (поиск разумных альтернатив использования ресурсов), отказ от психологии экстенсивного расширения природопользования, который все-таки на данный момент доминирует в мире. Тем не менее общественное сознание постепенно трансформируется и разделяет важность идей коэволюции человека и природы. Процесс изменения идей, действий человечества в отношении природы и человека можно проследить в смене эколого-социально-экономических эпох.

Эколого-социально-экономическая эпоха - определенный отрезок истории, который характеризуется определенными идеями в отношении роли человека и природы в экономике.

Ученые выделяют 4 эпохи:

. Технология с экономическими ориентирами.

Данная эпоха началась с 17 века и закончилась серединой 20 века. Данный период охватывает различные формы экономических отношений: феодализм, где основным «орудием труда» является раб, не имеющий свобод и работающий на хозяина, капитализм. Несмотря на то, что феодализм и капиталистические отношения имеют существенные различия в форме собственности, в способе производства, они имеют общие экономические тенденции в отношении экологии и природы. Характерными чертами являются:

·стремление к максимальному демографическому росту, ограниченному недоеданием и болезнями.

·Игнорирование охраны природы, экстенсивное производство и использование полезных ископаемых и других ресурсов природы

Таким образом, в мировом обществе наблюдалась доминанта прокормления, которая основывается на том, что природа в полном подчинении человека, является «средством и материалом удовлетворения любых потребностей в любых количествах», и биологические системы не нуждаются в защите и охране.

. Технология с экономическими и отчасти экологическими ориентирами.

Данная эколого-социально-экономическая эпоха имеет временные границы середина 20 века - конец 20 века. Данный период характеризуется усилением глобализации мирового сообщества, увеличением числа монополий, развитием вычислительной техники, ростом населения в связи с развитием медицины. Глобализация мировых экономики привела к бурному росту промышленного производства, увеличения научных открытий, которые в свою очередь имели негативное воздействие на природу. Но, несмотря на это, проявление экологических проблем привели лишь к декларации охраны природы, а не к действиям. Более того хищническое отношение к природе преобладает, территориальный экспансизм, производство использует ресурсы некачественно и нерационально, экстенсивным путем ради получения прибыли более дешевым способом. Следовательно, данная эпоха провозглашает доминанту экономики, которая ставит выше экономические интересы, которые основаны на личной, но не общественной выгоде будущего благополучия.

. Технология с экономическими и возрастающими экологическими ориентирами.

Данная эколого-социально-экономическая эпоха имеет границы - конец 20 века - середина 21 века, то есть затрагивает наше время.

Характерные тенденции и черты:

·Осуществляется охрана окружающей среды, но с технологическими и экологическими ограничениями (лимит выбросов, отходов, штрафы и др)

·Сдерживание демографического роста не происходит, лишь декларируется

·Ресурсный экспансионизм, потребление и добыча ресурсов по-прежнему весьма велика

Эпоха характеризуется доминантой экономики с экологическими ограничениями. Приветствуется чистая технология производства, государство регулирует деятельность предприятий в отношении природы посредством санкций: штрафов, лимитов и нормативов предпринимательской, производственной деятельности. Тем не менее, производство технологий, которые не вредны, практически не осуществляется, так как это все еще не выгодно из-за высоких издержек.

. Технология с абсолютно экологическими ориентирами.

Ученые считают, что «технология с абсолютно экологическими ориентирами» еще не сложилась и будет сформирована к середине 21 века.

Данная технология ставит выше интересы планеты в целом, и главной целью человеческого общества является не удовлетворение личных потребностей, а совместимых с интересами природы, окружающей среды. Демографические процессы подчинены цели повышения «качества» человека - низкой заболеваемости и высокой продолжительности жизни на фоне повышения образованности и обеспеченности. Человечество осознает невыгодность войн, массового оружия, но, тем не менее, возможны политические столкновения по поводу выживания, ресурсов, так как экологические проблемы достигнут своего пика (нехватка питьевой воды, полезных ископаемых, загрязнение воздуха). Таким образом, будет существовать доминанта выживания. На данный момент, как считают ученые, человечество находится между 2-й и 3-й эпохами, постепенно втягиваясь в 3-ю эпоху. Несмотря на это давление на природу демографическими тенденциями все равно практически не уменьшается. Во многих странах демографические программы неэффективны. Если не будет иметь место превентивная саморегуляция, то в будущем возникнут конфликты и самоуничтожение в ходе войн. Он неразумен и недопустим. Таким образом, государства должны разработать экологическую политику, которая будет ограничивать разрушительную деятельность человека. Государства, граждане государств должны осознавать необходимость создания новых экономических ориентиров и принципов, которые будут соответствовать схеме не «товар - деньги - товар», а «природная система - ее ресурсы - товар - деньги - воспроизводство природных систем». Именно данная схема экономики не приведет к гибели живого. Более того, государственный аппарат должен поощрять «чистые» производства, научные идеи по сохранению природы, внедрение принципа «богатеет охраняющий» в рамках отдельных предприятий, отраслей хозяйства и особенно в рамках территориальных хозяйственных комплексов. Но особенно важно, если нормативы деятельности будут учитывать не только безопасность здоровья человека, но и гарантировать здоровое функционирование природной среды. Расчет необходимо строить не только на эгоистичных устремлениях того или другого региона и государства, а на основе понимания интегрального единства мира и людей в нем. Основная цель человечества заключается в том, чтобы с учетом реальных ограничений и объективных процессов обеспечить себе максимум экономических, социальных и природных благ, т.е. оптимальные условия существования без возникновения угрозы любого дисбаланса. В этом смысле все научные и практические знания имеют единое назначение и не противоречат друг другу. Обеспечение коэволюции природы и экономики невозможно лишь посредством государственного приказа, страха перед наказанием, каждый гражданин любого государства должен проникнуться идеей о гармонизации отношений с окружающим миром. Наиболее эффективным средством достижения равновесия биосферы, я считаю, является экологическое воспитание, пропаганда государством идеологии «экоцентризма», «планетарного мышления». Как известно, идеи изменения роли человека были изложены во многих трудах русских ученых «космистов» Циолковского, Гумилева, Вернадского. Поэтому, я думаю, необходимо рассмотреть знаменитую теорию о «ноосфере» Вернадского.

2. Учение В.И. Вернадского о «Ноосфере»

В.И, Вернадский (28 февраля (12 марта) 1863 - 6 января 1945) - русский учёный естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, представитель русского космизма.

В 20-е гг. XX в. В.И. Вернадский начал заниматься проблемой взаимодействия человека и окружающей среды. Ученый считал, что человечество должно встать на путь осознания необходимости сохранения всего живого на Земле, что приведет к разумному управлению биосферой. Разумная и рациональная деятельность человечества в отношении всего живого способствует формированию единого экологического пространства - ноосферы (сферы разума). Ноосфера (от греч. noos - разум) - это биосфера, разумно управляемая человеком. Таким образом, это высшая стадия развития биологических систем под разумным воздействием человека. Термин «ноосфера» были введены в науку французскими учеными - математиком Э. Леруа, философом П. Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским. Но значение данного понятия имело различное толкование в трудах ученых. П. Тейяр де Шарден называл ноосферой некую «оболочку мыслей» над Землей. В то время как В.И. Вернадский считал, что ноосфера - материальная оболочка Земли, меняющаяся под воздействием людей, которые своей деятельностью так преобразуют планету, что могут быть признаны «мощной геологической силой». Эта сила своей мыслью и трудом перестраивает биосферу «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Огромная значимость теории ученого-космиста заключается в том, что утверждается необходимость не только целенаправленного развития биосферы, которое ведет к дальнейшему развитию цивилизации, но и такого изменения общества, которые были бы способны создать нужную гармонию в развитии природы и общества. Ноосфера - это уникальное единство человечества, производства и природы, которое должно преобразовываться и управляться высшим человеческим разумом. В.И. Вернадский отождествлял становление ноосферы с мощным и неизбежным природным процессом: «...Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, разумом и направленным этим разумом его трудом. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше». Поэтому ноосфера это целое, которое интегрирует развитие общества и развитие природы. Гармоничное развитие двух составляющих принято называть устойчивым. Устойчивое развитие - это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Устойчивость развития необходима в связи с принципами экономического развития, ростом производства и потребления, так как все это привело к увеличению негативного антропогенного влиянию на биосферу. Еще в 1940-е годы В.И. Вернадский отмечал, что производственная деятельность человека приобретает масштабы, сравнимые с геологическими преобразованиями. Так, к сведению лесов, распашке целинных земель, эрозии и засолению почв, снижению биоразнообразия добавились новые постоянно действующие механические и физико-химические факторы, усугубляющие экологический риск.

Воздействие человека на природу различно и имеет различные формы:

·Изменение структуры земной поверхности (распашка степей, вырубка лесов, создание искусственных озер и морей и т.п.).

·Изменения состава биосферы, круговорота и баланса слагающих ее веществ (изъятие полезных ископаемых, образование отвалов, выброс различных веществ в атмосферу и сброс в водные объекты, изменение оборота влаги).

Человеческая деятельность также приводи не только изменению биосферы, но и к созданию новой «техносферы», которая приводит к становлению принципиально иного и искусственного понятия «биотехносфера» - область нашей планеты, в которой существуют живое вещество и созданные человеком современные технические объекты, и где проявляется их взаимодействие и влияние на внешнюю среду.

В отличие от биосферы, биотехносфера - не самоуправляющаяся организованная система, а сложный конгломерат многих подсистем, которыми управляет человек. Техносфера потребляет энергию живых биологических систем и разрушает их, таким образом, данное взаимодействие не разумно и не может обеспечить сохранность жизни на Земле. Пока существует человечество, биотехносфера будет развиваться. Прогрессирующий процесс освоения природно-ресурсного потенциала биосферы закономерен и неизбежен. Однако достижения научно-технического прогресса носят противоречивый характер. Двойственность эта проявляется прежде всего в том, что расширяются возможности использования сил природы, а вместе с тем усиливается отрицательное влияние на биосферу и биосферные процессы. Чтобы человеческая популяция сохранилась в условиях возможных биосферных изменений, вызванных антропогенным давлением, а не исчезла, как исчезают многие виды живых организмов, человечеству необходимо сформировать для себя новую экологическую нишу. Экологическая ниша, которую человечество должно принять в будущем, как считал В.И. Вернадский, есть ноосфера, для которой характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Ноосфера у В.И. Вернадского - не отвлеченное царство разума, а исторически неизбежная стадия развития биосферы. В.И. Вернадский развил концепцию ноосферы как растущего глобального осознания усиливающего вторжение человека в естественные биогеохимические циклы, ведущего, в свою очередь, к все более взвешенному и целенаправленному контролю человека над глобальной системой. Переход к ноосфере - непростой и небыстрый процесс выработки принципов согласованных действий, нового поведения людей, смена стандартов, перестройка всего бытия. Для осуществления коэволюции человечество уже сейчас должно приступить к разумному регулированию своей численности и существенно снизить негативное давление на природу, а в последующем - разработать глубоко обоснованные технологии построения ноосферы на базе сохранения биосферы - обязательного условия жизни.

. Критика концепции ноосферы

Концепция ноосферы несет идею всеобщего единства, единства человека и природы, но данное единство противоречиво, так как по своей натуре человек склонен к созидательной деятельности, которая зачастую ведет к коренному преобразованию природы, которое влечет повышенный экологический риск. Более того, концепция В.И. Вернадского не учитывает самое важное, что присуще человеку - инстинкты, чувства и эмоции. Поэтому человек взаимодействует с природой не только с помощью разума, но и чувственно. Такое чувство, как любовь к природе, не всегда может быть рационально интерпретировано и, тем не менее, способно положительно повлиять на общую экологическую обстановку. Однако концепция ноосферы сохраняет свою ценность, поскольку представляет единство человека и природы в виде процесса - ноогенеза, ведущего к становлению единой системы «человек - природная среда». Осознав огромную ценность жизни в рамках биосферы, катастрофические последствия ее преобразования, человек должен проникнуться экологическим мышлением и перейти к равноправному сотрудничеству с природой. Становление ноосферы - это возможность, но которая не достижима в реальности, рассмотрение человека как разумное существо неверно, так как индивиды и тем более общество в целом редко ведут себя по-настоящему разумно. Поэтому суждения о ноосфере носят утопический характер, на это указывал критик теории Г. Горшков. По его мнению, создать ноосферную регуляцию среды с эффективностью, равной биологической, нереально. По мнению академика Н.Н. Моисеева, «эпохой ноосферы следует называть тот этап антропогенеза, когда человечество окажется способным реализовать режим коэволюции человека и биосферы».

Заключение

Сегодня мировое сообщество характеризуется быстрым и стремительным развитием, которое способствует созданию новых технологий, росту производства и потребления. Быстрый экономический рост, основанный на развитии производительных сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие, улучшение условий труда, уменьшение бедности и увеличение общественного богатства, подъем культурного и материального богатства общества и увеличение средней продолжительности жизни. Так, развитие общественных отношений - это позитивная тенденция, но, тем не менее, оно не должно осуществляться в ущерб другим биологическим системам, нарушать экологическое равновесие. В данной работе был рассмотрен исторический процесс изменения сознания людей и социальных процессов относительно окружающей среды. Процесс изменения сознания имеет конечную цель - сформировать планетарный, экологический тип мышления, который основывается на совместном развитии человека и природы. Также были изучены основные положения учения В.И. Вернадского о «ноосфере», которая является высшей точкой развития биосферы, где человек разумно управляет окружающей средой, не нарушая гармонии, благополучного сосуществования всех систем. Бесспорно, идеи великого ученого очень актуальны в современном мире, постоянное нарушение экологического равновесия, вызванного нерациональной эксплуатацией не возобновляемых природных ресурсов, загрязнением биосферы вредными отходами требует переосмысления целей деятельности человечества, осознания необходимости ограничить антропогенное давление на природу. Но, как бы ни были благородны идеи о разумном человеке, который живет в гармонии с внешний миром, идея «ноосферы» утопична и является идеалом, нереализуемым на практике. Человек не только разумное существо, но и инстинктивное, эгоистичное, вряд ли, на сегодняшний день человек осознанно согласится ограничить свои желания, откажется от личной выгоды. Те не менее, на мой взгляд, данный идеал должен жить в сознании людей. Поэтому наше государство обязательно должно воспитать новые и существующие поколения граждан в духе человека, который заботится не только о себе, но и о природе, и о будущем. Более того, решение проблемы хищнического отношения к природе должно осуществляться с помощью четко выработанной стратегии государства в отношении экологической политики, созданию эффективной нормативно-правовой базы, стимулирования научной деятельности относительно экологических проектов, поощрения предприятий с «чистой» технологией, административных санкций, привлечения к уголовной ответственности «вредных» предприятий. В завершении хочется сказать: «Мысли глобально, действуй локально» - данный лозунг должен стать необходимостью в нашем мире.

Список литературы

вернадский экологический ноосфера

1.Бобылев С.Н., Экология и экономика природопользования: учебное пособие / М.: Издательство Юнити-Дана; 2011.

2.Каракеян В.И., Экономика природопользования: учебник для бакалавров / М.: Издательство Юрайт; 2012.

.Харченко Л. Н., Природа и цивилизация: учебное пособие / М.: Издательство Директ-Медиа; 2014.

Похожие работы на - Экологический идеал В.И. Вернадского

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!