Виртуальные книжные выставки

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,18 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виртуальные книжные выставки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшее профессиональное образование

«Челябинский государственный институт культуры»

Факультет документальных коммуникаций и технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности








РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Библиотечно-информационное обслуживание»

«ВИРТУАЛЬНЫЕ КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ»


Выполнил студент:

БИД группы 3 курса

Забеганова Юлия Владимировна





Челябинск 2016

Оглавление

Введение

I. Виртуальная выставка: определение, история возникновения

II. Технология создания виртуальных книжных выставок

III. Виртуальные книжные выставки : практика библиотек

Заключение

Список используемой информации

Введение

Обслуживание читателей - основная функция библиотеки, направленная на удовлетворение читательских потребностей в произведениях печати и других носителях информации, оказание помощи при их выборе и использовании. Библиотека раскрывает перед читателями свои уникальные фонды через широкую выставочную деятельность, экспонируя новые издания, развертывая ретроспективные показы литературы во многих областях науки, техники, педагогики, краеведения.

Выставочная деятельность - одно из наиболее интересных направлений в работе любой библиотеки. Выставки остаются самым популярным и одним из базовых средств доведения информации до пользователей библиотек.

Актуальность работы в том, что с развитием такого информационного ресурса как Интернет наблюдается ослабевание читательского интереса к традиционным печатным изданиям. Поэтому время диктует необходимость перемен и в библиотечной деятельности с активным внедрением инновационных форм и методов работы. Так, например, при оформлении выставок библиотеки стали активно использовать компьютерные технологии - это оформление заголовков, цитат, иллюстраций, рекламных приглашений, а также включение в библиотечные экспозиции распечаток материалов с сайтов Интернета.

С выходом библиотек в информационное пространство, наряду с книжными выставками в наше время получили широкое распространение и виртуальные книжные выставки. Виртуальная выставка является синтезом традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информации.

Выставочная деятельность библиотек призвана обеспечить осознание мотивов обращения к информации, а также стимулировать способность к информационному общению. Для современного читателя, который является равноправным участником коммуникативного процесса, осуществляемого в библиотечной среде, возникает необходимость внедрения и использования в выставочной деятельности форм и методов, позволяющих войти в открытое информационно - образовательное пространство, создать условия для саморазвития и самосовершенствования личности.

Цель - внедрение и использование технологических форм в библиотечных выставках.

Задачи :

. Изучить кратко историю возникновения виртуальных выставок и определение «виртуальной выставки» ;

. Изучить технологию создания виртуальных книжных выставок ;

. Изучить примеры использования виртуальных книжных выставок в библиотеках ;

Объектом являются виртуальные книжные выставки.

Предметом - библиотека.

Метод исследования - анализ периодических изданий и интернет-ресурсов.

I. Виртуальные выставки: определение, история возникновения

Виртуальная выставка - это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб - технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования [5].

Первые виртуальные выставки были элементом большого проекта Интернет-ресурсов Торгово - Промышленной Палаты России. Целью данного проекта является продвижение российских предпринимателей, а также их товаров и услуг через сети Интернет на новые рынки. «Виртуальные выставки ТПП России» - многоотраслевой информационный ресурс Сети обмена деловой информацией ТПП России, представляющий широкому кругу пользователей полный комплекс информации о предприятиях и организациях, их товарах и услугах.

Ресурс предусматривает размещение на виртуальных выставочных стендах расширенной информации на русском и английском языках о предприятиях и организациях, их товарах и услугах, коммерческих предложениях, новейших достижениях и успехах, а также графических и видеоматериалов. Это новая форма давала ряд преимуществ и практически не ограниченный доступ к информации для всех заинтересованных пользователей.

Позднее такая форма подачи информации стала практиковаться на самых разных серверах. Это были каталоги с продукцией различных промышленных предприятий, гостиничного и ресторанного бизнеса, выставки - продажи товаров и услуг самого разного назначения, выставки правовой информации и т.д.

Первые виртуальные выставки в сфере культуры появились в крупнейших музеях России: Государственном историко - культурном музее - заповеднике «Московский Кремль» <#"justify">На этот вопрос нет единого ответа. Одни полагают, что виртуальная выставка - это изображения картин, книг, других ресурсов, пресс-релизы, сведения о работах и авторах. Другие, что это 3D - анимационное путешествие с подробной информацией об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет - сайтов [6]. Третьи, что это синтез традиционного, книжного и новейшего электронного способов предоставления информации читателю библиотеки (свободная форма представления) [10, 30]

Четкого определения, что такое виртуальная выставка пока не существует, но с определенной долей уверенности можно сказать, что это новый, многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (тексты, графика, аудио, видео и др.).

Иначе говоря, виртуальная выставка - это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб - технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

Подходы к организации виртуальных выставок весьма разнообразны: от уже ставшей традиционной, консервативной формы - изображение обложек книг и аннотаций изданий в формате документа Мs.Word, до анимационного путешествия в мир книги. На выставках последнего типа представлен разнообразный иллюстративный, аудио, видео материал, библиографические списки по теме и др.

Выставка предполагает виртуальное представление изданий, раскрывающая их содержание, а также доступ к материалам библиографического, фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном виде и доступным через Интернет. Использование в числе других средств возможности Web - дизайна - следующий шаг в развитии концепции виртуальных книжных выставок.

Выставки перестают дублировать традиционные книжные, демонстрирующиеся в библиотеке, и создаются специально для предоставления в интерактивной форме. Такие выставки делаются как мини - сайты, где большое внимание уделяется не только традиционным библиотечным приемам раскрытия информации о книге, но широко используются возможности виртуального пространства по привлечению дополнительных видов информации.

Достоинство виртуальных книжных выставок - возможность представить издания, не снимая их с полки. Предоставить пользователям книги, показанные на выставке, и не ограничивать время существования экспозиции.

В отличии от традиционной, виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности :

. использование информационных технологий. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку - всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной;

. использование Интернет дает возможность дистанционного знакомства с выставкой как массово, так и в порядке индивидуального обращения;

. массовость. На обозрение может быть представлено большее количество книг;

. вариативность. В любое время можно быстро поменять слайды (кадры) и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, изменить цветовую гамму или общий дизайн;

. автономность. Работу выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив ее озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения;

. мобильность. Чаще всего виртуальные выставки разрабатываются (организуются) как выездные. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах просто скачав на флешку;

. экономичность. Виртуальные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами [6].

Виртуальная книжная выставка, в отличие от традиционной, не обязана состоять из разделов, которые сопровождаются цитатами, вступительными статьями. Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб - пространстве и может содержать следующую информацию:

·визуальную (изображение обложки, оцифрованные части книги и т.п.),

·библиографические данные (библиографическую запись и шифры фонда библиотеки, представляющей выставку),

·аналитическую информацию (аннотации, рецензии, отзывы читателей и т. п.),

·ссылки на полные тексты книги, если они доступны в библиотеке или сети Интернет.

Также можно разместить дополнительные материалы :

·ссылки на интернет - ресурсы (биографии, критические статьи, рецензии, отзывы, тематические сайты),

·сведения о наличии книг в других библиотеках [5].

Существует определенный набор условий, обеспечивающих зрительный комфорт пользователя при работе с информацией в электронном виде :

·яркость объекта должна быть в разумных пределах;

·контрастность изображения относительно фона необходимо выбирать с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть контрастность;

·наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую - к фиолетовому и красному;

·размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; он также влияет на скорость и правильность восприятия информации;

·поскольку пространство виртуальной выставки ограничивается размером монитора, не стоит перегружать ее спецэффектами и цветовым разнообразием - внимание пользователя не должно рассеиваться на отвлекающие моменты. Исключение составляют выставки для детей, которых привлекают красочность, эффекты анимации. Но, все же, нужно помнить, что обилие анимации, фото, картинок увеличивает время просмотра, а значит и восприятия [5].

Алгоритм подготовки и организации виртуальной книжной выставки (на примере Microsoft PowerPoint) :

Таблица 1

ЭтапОперацииI Разработка модели книжной выставкиВыберите тему выставкиПроанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставкиПодберите необходимые вам иллюстрации, музыку и т.п.Составьте схему выставкиII Техническая подготовка проектаПроведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые, звуковые и анимационные материалыСоздайте отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.III Оформление работ в формате PowerPointСоздайте слайды презентацииПроиллюстрируйте слайды, используя подготовленные материалы, а также эффекты анимацииПроведите предварительный просмотр выставкиИсправьте замеченные вами недостаткиПодготовьте выставку к показуIV Проведение презентации или публикация проекта в ИнтернетеПубликация в Интернете

Существует достаточно большое число сервисов, которые могут помочь в создании виртуальных выставок на их сайтах. Вот некоторые из них (в большинстве случаев инструкции по работе с сервисами представлены на английском языке с возможностью автоматического перевода на русский):

.BannerSnack <http://www.bannersnack.com/>. С помощью этого сервиса можно создать несложную и яркую книжную фотовыставку или «библиобаннер», который можно редактировать в любое время. В баннер, помимо картинок, можно вставлять видео.

.Sharesnack <http://www.bannersnack.com/>. Сервис позволяет создать озвученную выставку по творчеству одного писателя или по определенной теме. Продукт создается простым способом: в предлагаемую форму вставляются ссылки на видео из YouTube.

.Popplet <http://popplet.com/>. Сервис предоставляет возможности для создания более сложной и обширной выставки, даже если это выставка одной книги. Он позволяет создавать развернутые выставки с разделами, цитатами, иллюстрациями. Сюда можно вставить видео, аудиоматериалы и текст на русском языке. Кроме того, сервис идеален для организации коллективной работы читателей над созданием выставки. Каждый из участников может работать над своим разделом выставки.

.Playcast <http://www.playcast.ru/>. Сервис позволяет создать небольшую выставку - открытку по отдельному произведению, использовав текст, фотографии, музыку.

.Calameo <http://www.calameo.com/>. Сервис для создания выставки - книжки. Можно создавать как отдельные книжки <http://ru.calameo.com/read/00098659748dee1b704c0>, так и целые виртуальные книжные выставочные полки.

.Dipity <http://te-st.ru/tools/dipity/>. Этот сервис - идеальный вариант для создания выставки -хроники по творчеству писателя. Такую выставку можно дополнять иллюстрациями, видеоматериалами, ссылками, картой, а просматривать созданное в четырех режимах на выбор: как ленту времени; каждое событие отдельно; список событий; места событий, указанных при создании карты.

.ZooBurst <http://www.zooburst.com/>. Сервис для создания 3D - книги. Как вариант - совместное создание выставки - сказки. Для вставки картинок используется библиотека ClipArt, но можно загружать и свои картинки.

.Prezi <http://prezi-narusskom.ru/>. Сервис для создания выставки - презентации нового поколения, в которой можно весь материал свернуть в одну картинку, а увеличив тот или иной слайд, сделать акцент на определенном тексте, слове, изображении [5].

Все больше библиотек, освоив традиционную структуру виртуальной выставки, пытаются найти новые способы публичной демонстрации в Интернете произведений печати с целью раскрытия своих фондов. В настоящее время популярными становятся плейкасты <http://www.playcast.ru/> (см. выше) и буктрейлеры.

Буктрейлер - это ролик - миниатюра в произвольной форме рассказывающий о книге. Он включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты произведения, визуализирует его содержание. При создании буктрейлера можно использовать видео, а можно обойтись иллюстрациями, фотографиями, сканированными разворотами книг.

Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры стали отдельным самобытным жанром, объединяющим литературу, визуальное искусство и Интернет. Начиная с 2012 года в России, ежегодно, проводится Всероссийский конкурс-парад буктрейлеров <http://www.booktrailers.ru/about/>, в котором активное участие принимают и библиотеки. Так, на портале «Wiki. СибириаДа» <http://wiki-sibiriada.ru/>, созданном в 2011 году Новосибирской областной детской библиотекой как свободный ресурс для коллективной работы библиотекарей, педагогов - краеведов, детей, подростков и молодежи над созданием, размещением и сохранением материалов Сибирского региона, на сегодняшний день организовано дистанционное «Обучение по созданию буктрейлеров» [5].

Виртуальные книжные выставки получили широкое распространение в библиотеках всех типов - региональных, муниципальных, специальных.

III. Виртуальные книжные выставки : практика библиотек

Создание виртуальных книжных выставок - это не дань моде, а возможность полнее удовлетворить информационные потребности абонентов библиотеки. У каждой библиотеки есть необходимость показать свои возможности и привлечь внимание читателей к книге. Информационно-коммуникационные технологии позволяют библиотеке не только углубить и расширить свою работу, но и внедрять новые формы. Сегодня одна из серьезных проблем библиотек - нежелание детей и подростков читать книги. Отчасти это объясняется тем, что информационные технологии представляют серьезную конкуренцию традиционным источникам информации. Но, вместе с тем, современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и чтения и могут использоваться как в массовой, так и в индивидуальной работе с молодым поколением.

Среди таких технологических возможностей - презентация Microsoft PowerPoint. От того, насколько профессионально и грамотно библиотекарь создаст презентацию на книгу, зависит спрос на эту книгу.

Еще недавно сотрудники Тульской областной детской библиотеки делали первые, робкие шаги по созданию презентаций, занимались в «Школе профессионального лидера», на методических часа и т.п. Сегодня же за их плечами богатый творческий багаж, у каждого выработан свой отличительный почерк и свое профессиональное видение. За три года (2011-2013) в творческой коллекции появилось 83 презентации, которыми библиотека щедро делиться с педагогами и коллегами, некоторые из них выставлены на сайт библиотеки. Несколько десятков этих презентаций относятся именно к категориям «виртуальной книжной выставки» и «виртуальной выставки периодики» [3, 40].

Примерами виртуальных книжных выставок в этой библиотеке являются выставки книг, сделанных в виде презентации, посвященных : Великой Отечественной войне - «Страницы той страшной войны» ; «Как прекрасен этот мир» (виртуальная книжная выставка-викторина), которая познакомит читателей с многообразием российской культуры, произведениям изобразительного искусства, историей развития театра и музыки и т.п. [9].

Для большинства современной молодежи Глобальная Сеть стала вторым домом, работой и местом отдыха. Интернет представляет современному пользователю массу возможностей для потребления видеоконтента на любой вкус: кино, мультфильмы, новости, любительские ролики, клипы и многое другое. Видео - очень удобная форма передачи информации. Сегодня можно с уверенность сказать, что наступила эпоха видеоконтента.

Колыванская Центральная библиотека постоянно осваивает новые технологии и использует виртуальное пространство как активную среду для продвижения чтения в целом и книг в частности. Создание буктрейлеров - современный способ продвижения книг. Буктрейлер - одна из форм книжной выставки в Сети. В ролике, продолжительностью не более 3 минут, информация о книге преподносится так, что сразу хочется взять ее и почитать [12, 33].

Опыт по созданию буктрейлеров библиотека накапливала постепенно, начиная с 2008 года. А в 2012 году ЦБ стала победителей в конкурсе «Ко Дню цифрового образования» в номинации «Самый интересный буктрейлер». Ярким примером их виртуальной книжной выставки - буктрейлера являются видео по книге Т. Крюковой «Единожды солгавший», своеобразное видео «Смотришь? Читай!» и видео по книге о Вселенной [11].

Центральная городская библиотека имени А. С. Пушкина в городе Каменск-Уральский не первый год создает шедевры мультимедийного пространства. Сначала это были презентации для библиотечных мероприятий, потом это стали мультимедийные продукты, такие как «Каменск-Уральский : от А до Я» ( самая мощная электронная энциклопедия, на данный момент, созданная библиотекарями-самоучками). И наконец, последовали виртуальные выставки литературы, которые поражают не только с технической точки зрения. После просмотра их буктрейлеров действительно хочется пойти в эту библиотеку и почитать книги [14, 37].

В частности, такие виртуальные книжные выставки как : И. Денежкина «Дай мне!», О. Славникова «Мышь», А. Матвеева «Подожди, я умру-и приду», «Видео-путешествие по страницам книг писателей Урала» [1].

А вот отдел медиатеки в библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» в городе Москве не смог остаться в стороне от технологических новшеств по прозаической причине - нехватка экспозиционного оборудования. В 2006 году исполнилось 175 лет со дня кончины Георга Гегеля и, разумеется, библиотека не могла пройти мимо этой даты - в мемориальном книжном собрании А.Ф. Лосева немало изданных трудов Гегеля, а значит, есть богатый материал для книжной выставки. Только места для традиционной книжной выставки не нашлось. Пришлось делать виртуальную : портрет философа, фотографии книг, отсканированные изображения титульных листов, крупным планом - интересные экслибрисы и рукописные пометки, добавили музыку Баха и немного анимации. Виртуальная книжная выставка готова! В ходе подготовки выставки была найдена справка для А.Ф. Лосева, датированная 1942 годом. Библиотекари расценили это как добрый знак и продолжили данную деятельность.

Сотрудничество с Греческим культурным центром, а именно совместно организованный цикл интереснейших лекций по истории Византии, привело к появлению выставки «История Византии в фондах Библиотеки «Дом А. Ф. Лосева». В фонде «Лосевского» читального зала нашлось немало книг по этой тематики, в том числе редкие издания XIX века. Библиотекари, в виртуальной выставке, постарались раскрыть особенности отдельных изданий, показать уникальные экслибрисы, иллюстрации. В качестве музыкального сопровождения были выбраны древние византийские песнопения.

Без преувеличения грандиозной работой стало создание в 2009 году виртуальной выставки «Духовный путь Гоголя»: получасовой ролик содержит более 110 многокомпонентных слайдов - коллажей, для подготовки которых было использовано почти 250 отсканированных изображений и фотографий документов, около сотни текстовых блоков и примерно столько же анимационных эффектов. Выбором музыкального сопровождения руководила куратор музыкальных программ библиотеки О.М. Ланенкина - профессионально подобранные фрагменты музыкальных произведений обеспечивают цельность впечатления, усиливают эмоциональное восприятие. Зритель знакомится со страницами биографии, иллюстрирующими основные этапы духовного становления писателя, книгами и цитатами, наиболее ярко отражающими изменения его мировоззрения. Показаны труды ученых XIX века и современных исследователей, посвященные осмыслению пути духовного совершенствования Н.В. Гоголя. Эта выставка с успехом демонстрировалась не только в стенах библиотеки, но и на торжественных юбилейных мероприятиях общегородского значения, например, в ходе работы выставки «Николай Гоголь: нужно любить Россию» в «Галерее на Солянке» [4, с. 32].

Еще одно место, в котором активно создаются буктрейлеры и мультфильмы в качестве продвижения литературы читателям - это Районное методическое объединение (РМО) школьных библиотекарей Сарапульского района Удмуртской республики. Их книжные выставки отличаются от предыдущих не только программами, в которых они были созданы, но и выбором литературы, которую они представляют, и методом представления этой литературы. Они не столько пересказывают, раскрывают книгу, сколько рассказывают свое мнение и мнения других о ней, но в тоже время оставляют читателю право на свою точку зрения [2].

На сегодняшний день программисты предоставили много различных программ ресурсов для создания виртуальных книжных выставок. Но в связи с тем, что библиотекари, в подавляющем большинстве, самоучки и у половины библиотек даже компьютерного специалиста нет или он приходящий, но со спецпрограммами не работает, библиотекарям приходится справляться самим, а это требует много времени - не один месяц, иногда не один год. Но творчество «в крови» - и библиотекари обязательно научаться пользоваться высокими технологиями и будут поражать обывателей своими умениями и навыками, как например, Центральная библиотека города Сарапула, которая создала 2 выставки 3D на военную тематику [8].

виртуальный выставка электронный

Заключение

Сегодня библиотекам нужно использовать новые технологии для развития библиотечного обслуживания и развивать творческие способности своих реальных и потенциальных пользователей. Все это необходимо, по-моему, и для того чтобы, наконец изменить представление о библиотеках. Изменить то, советское и досоветское представление, которое до сих пор держится в головах читателей, особенно жителей сельской местности. Причины известны и понятны, но для библиотек это остается главной проблемой и будет оставаться еще долгое время.

Но не смотря ни на что - рекомендация, вирусное распространение - вот как должна выглядеть книга в будущем. Это не просто текст - это текст и графика, звук, анимация и т.п. Отличная возможность добраться до сознания читателя, зацепить его, захватить и вовлечь в каждую из представленных «на полках» историй.

Список используемой информации :

1. Буктрейлеры Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина

. Булдакова А.Н. РМО школьных библиотекарей Сарапульского района. Виртуальные книжные выставки

. Буренко З.Н. Электронные презентации: способ применения [Текст] / З.Н. Буренко // Современная библиотека.- 2014.- №1(41).- С. 40-43.

. Виноградова Е.Б. Под музыку византийских песнопений [Текст] / Е.Б. Виноградова // Библиотечное дело.- 2011.- №6.- С. 30-35.

. Виртуальная выставка - проводник в потоке информации

. Захарова Наталия Борисовна. Традиции и инновации в информационном обслуживании: выставочная деятельность библиотек [Текст] / Н.Б. Захарова // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.- 2015.- №5-6.- С. 28-36.

. Колыванская центральная библиотека. Буктрейлеры

. Максимова Н.В. Создаем буктрейлер [Текст] / Н.В. Максимова // Современная библиотека.- 2013.- №5(35).- С. 33-35.

. Редькина Н.С. Внедрение инноваций в технологические процессы научной библиотеки в условиях развивающейся веб-среды [Текст] / Н.С. Редькина, М.Ю. Драцкая // Библиосфера.- 2012.-№2.- С. 33-42.

. Тюшева Н.А. Мультимеда: делаем сами [Текст] / Н.А. Тюшева // Современная библиотека.- 2014.- №1(41).- С. 36-39.

Похожие работы на - Виртуальные книжные выставки

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!