Семья глазами современного старшеклассника
Семья глазами современного
старшеклассника
Введение
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную
роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств,
социально-нравственного облика и позиции юного гражданина. Воспитание детей
должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и
близких.
Проблема сохранения семейных ценностей и возрождения семейных традиций
становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья в
развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
В 2012 году уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел
Астахов предложил тему «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение
было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В.
Ливановым. Как отметил Уполномоченный,
современная семья испытывает кризис, под которым подразумевается неспособность
института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно
справлялась раньше. Это свидетельствуют о том, что школа должна уделять больше
внимания подготовке учащихся к семейной жизни. Поэтому воспитание ценностного
отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных
педагогических проблем, от решения которой зависит благополучие не только их
будущих семей, но и общества в целом.
Современная молодежь является «мобильной» частью общества, которая легко
может адаптироваться к происходящим социальным переменам в государстве. Проходя
этап своего становления, молодые люди находятся в условиях, где происходит
формирование социальных отношений и утрата старых ценностей, поэтому изучение
мнений современной молодежи о своей будущей семье, понимание того, какими
ценностями, руководствуются молодые люди в современном обществе, является
актуальным. Этой теме мы посвятили данное исследование.
Цель исследования:
Выявить основные семейные ценности современной молодежи и создать образ
идеальной семьи по результатам исследования.
В ходе работы были выделены следующие задачи:
. Выяснить, важен ли для молодежи официальный брак;
. Выявить возможные причины вступления в официальный брак;
. Узнать, какой смысл молодые люди вкладывают в понятие «семья»;
. Узнать, что нужно молодежи для того, чтобы создать семью;
. Выяснить, какие семейные ценности наиболее важны для молодежи;
Объектом исследования явились учащиеся старших классов МБОУ «СОШ №22»
Предметом исследования являются семейные ценности молодежи.
Моя гипотеза: я предполагаю, что любовь, доверие и взаимоуважение,
составляющие основу семейных ценностей с давних времен, актуальны и в
современном обществе.
1.Теоретическая часть
семья анкетирование ученик
1.1 Что такое семья?
У слова семья существует несколько, схожих между собой, определений, мы
возьмем такое:
Семья как социальный институт оформилась тысячелетия назад и претерпела в
ходе развития человеческого общества существенные изменения. На смену
патриархальной семье, где основная власть принадлежит главе семейства - отцу, а
роль женщины сводится только к рождению и воспитанию детей, приходит семья
партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины. Такая семья
предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства и воспитание
детей. В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками.
Разрушается многопоколенная семья, где представители 2-3 поколений ведут
совместное хозяйство и организуют повседневный быт. Типичной в современном
обществе является нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары с детьми.
С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт
брака. Брак - это признанная обществом форма отношений между мужчиной и
женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между
супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам
семьи.
1.2 Функции семьи
Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества:
· Репродуктивная функция семьи - биологическое воспроизводство
населения и удовлетворение потребности в детях;
· Воспитательная функция семьи - формирование личности ребенка,
передача детям взрослыми членами семьи накопленного социального опыта;
· Хозяйственно-бытовая функция семьи - ведение домашнего
хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
· Экономическая - материальная поддержка детей и
нетрудоспособных членов семьи;
· Эмоциональная - психологическая поддержка членов семьи;
· Духовно - нравственная - развитие личности каждого члена
семьи;
· Социально - статусная - предоставление определенного
социального статуса членам семьи;
· Функция первичного социального контроля - ответственность за
поведение, деятельность членов семьи в обществе;
· Досуговая - организация рационального досуга,
взаимообогащение членов семьи.
1.3 Проблемы, возникающие в семье
Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии
является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений, так как
семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными
институтами.
Первая проблема, которая затрагивает семейные отношения - это принятие
каждого члена семьи как человека, который чем-то обязан другим членам. Что
указывает на отсутствие настоящего уважения и благодарности за все, что дают
родные люди, не требуя ничего взамен.
Другая проблема в семейных отношениях - нехватка времени друг для друга.
Работа и личная жизнь занимают у людей столько времени, что его почти не остается
на семью. Это приводит к серьезным эмоциональным проблемам.
Увеличивается количество разводов. За последние тридцать лет количество
разводов в России возросло в шесть раз, ежегодно распадается каждый третий
брак.
Еще одна проблема - кризис родительства, т.е. невыполнение отцом или
матерью своих родительских обязанностей, отказ от детей. Ежегодно в нашей
стране свыше 700 тыс. детей остаются в неполной семье.
Все чаще встречаются «гражданские браки» (сожительства), которые приводят
к снятию с себя обязательств. В такой семье кроме юридических проблем у ребенка
может развиться неуверенность в стабильности семьи.
Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в
домашних делах (приготовление обеда, уборка квартиры и т.п.). Исследования
показывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит
становление их личности, усвоение принципов уважения, появляется ощущение
общности.
1.4 Семейные ценности
В современный период в российском обществе идет смена социальных и
духовных ценностей, ментальных основ жизнедеятельности людей. Глубокие
изменения социокультурной реальности находят свое отражение в трансформации
современной российской семьи, в семейных ценностях.
Семейные ценности - совокупность представлений о семье, влияющая на выбор
семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.
Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Семейные
ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы
семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с
родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия
ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность
брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них,
ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций
между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным
ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность
многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации
детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников
(например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между
родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.
На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле
семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди
учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры,
кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа
поведения, нравственных оценок и эмоций. На переломном этапе развития
российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно
зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, и
выяснить представления молодежи о будущей семье.
2. Практическая часть
Основным практическим инструментом в исследовании я выбрала анкетирование,
так как данный метод сбора информации наиболее нагляден. Участниками
исследования стали учащиеся 9,10,11 классов. Общая сумма респондентов составила
52 человека.
. Желание молодежи вступать в официальный брак.
Первой задачей исследования было выяснить, важен ли для молодежи
официальный брак. Для проведения опроса молодые люди были разделены по половому
признаку. На вопрос о желании респондентов вступать в официальный брак девушки
единодушно ответили «Да», в то время как 18% парней предпочли бы не узаконивать
свои отношения. (Приложение №1)
. Причины вступления в брак.
Одной из задач исследования было выявить возможные причины вступления в
официальный брак. Для этого респондентам была предложена анкета с 5 вариантами
ответа. По ее результатам, такой мотив как "любовь", остается
основным при вступлении в брак, его выбрали 58% респондентов. На втором месте
стоит "желание создать семью", 23%. На третье место молодые люди
поставили «расчет» , 9%. (Приложение №2)
. Значение слова семья для современного старшеклассника.
Также необходимо было выяснить, какой смысл вкладывают молодые люди в
понятие «семья». Для проведения исследования была составлена анкета, в которой
опрошенные должны были выбрать одно из нескольких определений к слову семья,
наиболее близкое для них. Респонденты были разделены по возрастному признаку.
Для многих девятиклассников (45%) семья - это личное пространство человека, где
его поддерживают и любят. 33% считают, что семья - это люди разных поколений,
связанные кровным и духовным родством. И 22% - смысл жизни каждого человека.
Для десятиклассников же семья - это взаимопонимание, общность интересов и стиля
жизни, комфорт. На втором месте - «Ответственность и забота друг о друге,
детях» ,33%. «Личное пространство человека, где его поддерживают и любят» у
десятиклассников, в отличие от 9-классников, заняло лишь 3 место. А вот у
11-классников первое место заняло определение семьи как смысла жизни каждого
человека. Второе и третье место разделили «союз двух любящих и уважающих друг
друга людей» и «взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт».
(Приложение №3)
. Желание старшеклассников иметь семью, похожую на родительскую.
Далее респондентам был задан вопрос: «Хотели бы Вы иметь в будущем семью,
похожую на Вашу?». Лишь 10% опрошенных ответили «Да», 86% - «Нет», и 4% -
«Затрудняюсь ответить». (Приложение №4)
. Достаточное условие для создания семьи.
Также в ходе исследования нужно было узнать, что необходимо молодежи для
того, чтобы создать семью.
Опрос показал, что почти половине респондентов для создания семьи
необходимо наличие собственного жилья, 27% опрошенных считают, что достаточно
иметь работу и постоянный доход, 15 % опрошенных отмечают необходимым условием
наличие высшего образования. (Приложение №5)
. Выявление семейных ценностей.
При ранжировании в системе семейных ценностей респонденты поставили на
первое место «любовь», причем и девушки и молодые люди были единодушны. На
втором месте оказались «поддержка, забота и взаимопонимание». У девушек «дети»
занимают третье место, а у юношей они стоят лишь на четвертом месте, для них
важнее материальная обеспеченность. На последнее место молодежь ставит
«Преемственность поколений», это подтверждает тенденцию нуклеаризации.
(Приложение №6)
. Распределение семейных традиций.
В ходе анкетирования респондентам был задан открытый вопрос: "Какие
семейные традиции имеют для Вас первостепенное значение?"
Большое количество опрошенных (38%) отметили такую семейную традицию, как
"праздники в кругу семьи и подготовка к ним", второе место заняла
категория "совместный отдых", на третье место молодежь поставила
"регулярные встречи с родственниками", рождение детей имеет значение
лишь для 4% опрошенных. (Приложение №7)
Выводы
Семья всегда являлась и является одной из важнейших и неотъемлемых
ценностей в жизни человека. В последнее время жизненные приоритеты кардинально
меняются, в том числе и семейные ценности.
Данное исследование показало, что старшеклассники в большинстве своем
нацелены на официальный брак в будущем, правда респонденты считают необходимым
сначала обзавестись собственным жильем, работой и постоянным доходом. Это
говорит о том, что материальные блага все больше выступают на первый план.
Среди причин вступления в брак большинство респондентов выбрали «любовь»
и «желание создать семью», на третьем месте оказался «расчет» (9%).
В ходе исследования респондентам был задан открытый вопрос о том, что
такое семья. Для девятиклассников семья - это личное пространство, где их
поддерживают и любят. Десятиклассники же характеризуют семью взаимопониманием,
общностью интересов и стиля жизни, комфортом. А одиннадцатиклассники видят
семью смыслом жизни каждого человека. Расхождения в трактовках понятия «семья»,
возможно, объясняются тем, что девятиклассники все еще исполняют социальную
роль детей в семье, в то время как одиннадцатиклассники уже нацелены на
создание собственной семьи. Значительное число опрошенных указывают, что не
хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские.
В системе семейных ценностей любовь по-прежнему занимает первое место,
так же молодежь в семье ценит поддержку, заботу и взаимопонимание.
«Преемственность поколений» занимает последнее место, наблюдается тенденция к
утрате родственных связей.
Среди главных семейных традиций большое количество респондентов отметили
праздники в кругу семьи, а так же совместный отдых и встречи с родственниками.
Таким образом, гипотеза полностью подтвердилась. По результатам
проведенного исследования можно заключить, что старшеклассники видят идеальную
семью следующим образом: официально зарегистрированная супружеская семья, члены
которой любят и уважают друг друга, имеют образование и работу, вместе проводят
праздники и организовывают совместный досуг. Это семья, в которой царят
поддержка, забота, взаимопонимание и эмоционально-психологический комфорт.
Список литературы
1. Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья.
(Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2003. - 328 с.
. Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. СПб.,
1998. - 273 с.
. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. - 312 с.
. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ:
Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья
Карич"), 1996. - 304 с.
. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории,
методологии и методики. М., 1989. - 367 с.
. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1998. - 298
с.
. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной
молодежи (социологическое исследование) / Тугариновские чтения. Серия
"Мыслители", выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское
общество, 2000. - 87 с.
Приложения