Разработка рекомендаций и совершенствование современных миграционных процессов в Краснодарском крае

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,45 Мб
  • Опубликовано:
    2014-12-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка рекомендаций и совершенствование современных миграционных процессов в Краснодарском крае

Введение

миграционный население статистический

В течение всего XX века наблюдается интенсивное расширение миграционных потоков, а в начале XXI века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных изменений. Собственно сама глобализация в значительной степени интенсифицировала этот процесс. И это потребовало новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов международных факторов, участвующих в регулировании миграционных процессов.

Для описания столь сложной многофакторной миграционной реальности необходим методологический подход исследователя, который бы определил свой предмет и метод исследования, основанный на синтезе знаний, достигнутых многими научными дисциплинами и, прежде всего социологией. Поскольку миграция населения в настоящее время приобретает глобальный характер и одновременно является признаком самой глобализации, то для ее анализа необходима новая исследовательская парадигма, которая позволила бы вскрыть глубинные причины массового движения населения во всем мире.

Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Более того, эти последствия имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником противоречий и конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем территориального перемещения населения.

Современное рассмотрение проблем миграции актуально еще и потому, что общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых европейских стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках более спокойной жизни и лучшего будущего.

Актуальность данной курсовой работы является, в том что миграция является одной изважнейших проблем народонаселения и рассматривается не только какпростое механическое передвижение людей, а как сложный социальный процесс, затрагивающий многие стороны жизнедеятельности общества.

Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, во- первых, необходимостью теоретической разработки проблем глобализации как нового явления современности, во-вторых, изучением миграционных процессов, которые в условиях глобализации приобретают новые черты и, в- третьих, исследованием социально-экономических факторов, влияющих на динамику миграции населения, как во всем мире, так и в России в частности.

Целью курсовой работы является совершенствование управления миграционными процессами (на примере Краснодарского края) Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятия и виды миграции, статистические источники информации о миграции населения в России, рассмотреть измерение и показатели миграции;

охарактеризовать социально-экономическое положение Краснодарском крае;

охарактеризовать организацию деятельности Управления федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю;

провести анализ и показать тенденции миграционных процессов в Краснодарском крае;

выявить проблемы трудовой миграции и оттока населения в

Краснодарском крае;

сделать выводы по проведенному анализу и разработать рекомендации, мероприятия по совершенствованию управления миграционными процессами в Краснодарском крае.

Объектом исследования выступают миграционные процессы, происходящие в Краснодарском крае, который входит в Северо-кавказский федеральный округ.

Предметом исследования являются состояние и тенденции миграционных процессов в Краснодарском крае.


1.Теоретические и методические основы разработки ВКР

.1 Понятия и виды миграции

Миграции - постоянный фактор в истории. Но в современных условиях, когда мир вступил в фазу глобальных процессов, миграции существенно изменили свой характер: они стали мегамассовыми и повсеместными.

Сегодня миграции - неизменный, естественный и многовекторный процесс, в который вовлечены огромные массы людей - представителей всех национальностей, социальных групп и возрастов из различных уголков планеты.

Массовость и повсеместность миграции, естественно, вызывают большое количество социально-экономических и политических проблем.

Именно, по этому, для многих государств сегодня остро стоит вопрос управления миграционными процессами. Для России и республик СНГ он особенно актуализировался в связи с распадом СССР.

Итак, миграция - сложный общественный процесс, затрагивающий практически все стороны социально-экономической, политической и культурной жизни целых народов и оказывающий огромное влияние на состояние демографической структуры общества. Вместе с тем обычно миграция является хорошим индикатором благополучия или, наоборот, неблагополучия различных сфер бытия в этих регионах.

В теоретическом и прикладном аспекте миграция является объектом изучения разных гуманитарных наук: демографии, истории, социологии, психологии, экономики, географии, этнологии и др. Каждая их них рассматривает миграцию с собственных позиций более трех десятков.

Главная характеристика миграции это - перемещение в пространстве. Поэтому миграция населения определяется латинским migration - переселяться. Но характер и результативность миграции в разных областях науки дает основание исследователям по своему трактовать их сущность и значение.

Существуют, например, определение в которых миграция понимается как любое перемещение индивида в пространстве (как территориальное, так и социальное), ведущее к смене той или иной идентичности.

Есть определения, в которых миграция обозначается как совокупность всех территориальных межпоселенных перемещений.

В широком понимании миграции включает в себя все виды территориальной мобильности населения, проявляясь как безвозвратной, так и в эпизодической, маятниковой или сезонной формах.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и не всегда по одним и тем же направлениям. Маятниковые миграции - ежедневные или еженедельные поездки населения из мест жительства к местам приложения труда, расположенных в разных населенных пунктах.

Сезонные миграции - перемещения трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок обычно до нескольких месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства.

Узкое понимание миграции предполагает только ее безвозвратную форму, связанную с окончательной сменой места жительства. Ряд исследователей считают эту позицию основной в интерпретации понятия «миграция».

Миграция - это процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий, со сменой навсегда или на более или менее длительный срок места жительства, ведущий к изменениям условий обитания, социокультурным изменениям и, в связи с этим, к изменению базового набора идентичностей.

В качестве первичного уровня классификации миграции, по нашему мнению, следует выдвинуть критерий перемещения мигранта через административные границы территориальных образований, то есть пространственный критерий. Руководствуясь этим критерием, можно выделить внешнюю (иммиграция-эмиграция) и внутреннюю миграции в рамках того или иного региона. В данной работе предлагается, классифицировать миграцию необходимо по степени добровольности принятия решения о ней, как это делают большинство исследователей. В этом случае можно было бы выделить добровольную, вынужденную и принудительную типы миграции.

Классификация по мотивам имеет свои уровни. По устоявшемуся в психологии мнению мы выделяем среди мотивов переселения мотивы внешние (объективные) и внутренние (субъективные)

К первой группе мотивов можно отнести: экономические, социальные, политические, культурные, экологические и идеологические. Это те мотивы, которые проявляются в результате воздействия на индивида окружающих его социально-экономической, политической и культурной сред.

Во второй группе объединены психологические мотивы: «комплекс неполноценности» (С. К. Бондырева), «пассионарность» индивида (термин Л. Н. Гумилева), стремление к самореализации.

В соответствии с перечисленными выше мотивами переезда можно выделить третью уровень тип миграции - это экономическая, социальная, политическая, экологическая, мировоззренческая и психологическая. В представлении многих исследователей миграционной проблематики наиболее сильными являются экономические мотивы переселения людей. В среди комплекса экономических мотивов чаще встречается стремление к более высокому заработку. Одной из наиболее массовых форм экономической миграции является трудовая. Трудовые мигранты представляют временный вид экстерриториальной мобильности, не предполагающей закрепление на постоянное жительство на новой территории. Абсолютное большинство исследователей сходятся во мнении, что основы теоретических концепций изучения миграционных процессов заложил в конце XIX в. Английский ученый Э. Равенстайн. На примере миграции в Великобритании и Северной Америке он сформулировал одиннадцать миграционных закономерностей, или правил:

Больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния;

Миграция происходит постепенно, шаг за шагом;

Миграции на большие расстояния направлены в основном в крупные торговые или промышленные центры;

Каждому миграционному потоку соответствует свойконтрпоток;

Горожане менее подвижны в миграционном плане, нежели сельчане;

Во внутренних миграциях более активны женщины, а в международных - мужчина;

Большинство мигрантов представляют взрослое население, семьи реже мигрируют за пределы своей страны;

Рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, чем естественным приростом;

Масштабы миграции возрастают с развитием промышленности, торговли и особенно транспорта;

Большинство мигрантов из сельской местности направляются в крупные промышленные и торговые центры;

Экономические причины миграции являются определяющими.

Множеству определений миграции и классификаций типов этого явления соответствует и разнообразие концепций их понимания и изучения. Т. Н. Юдина выделяет более полутора десятков концепций миграций, а В. А.

Ионцев на основе анализа российских и зарубежных работ по миграции говорит о 17 теоретических подходах к изучению этой проблемы, которые объединили, по его оценке, 45 научных направлений, теорий и концепций. Из них на экономический подход приходится 15 теорий, 5- на социологический, 4 - миграционный, 3 - демографический, 2- на исторический.

1.2 Статистические источники информации о миграции населения в России

миграционный население статистический

Учет миграции населения всегда был более трудным и сложным делом по сравнению с учетом тех процессов, которые называют естественным движением населения, то есть рождений, смертей, браков, разводов, потому что последние связаны с необходимостью юридического оформления, да и происходят в жизни человека лишь однократно или не так часто. А миграция - особый случай. И юридического оформления зачастую не требуется, и происходить может достаточно часто, хоть каждую неделю, как поездки на работу, например.

Это связано с тем, что учету подлежат события переезда, а результатом должны стать данные о населении, поменявшем место жительства или пребывания. Это первое. Второе вытекает из классификации видов и категорий мигрантов. Необходимо установить, какие виды миграции важнее с точки зрения функционирования экономики и общества, а значит должны быть учтены и измерены в первую очередь, а какие - менее важны. Какие категории мигрантов требуют поддержки, помощи, значит должны быть учтены, а какие нет. Современные теории не дают точных ответов на эти вопросы, поэтому и процесс учета миграционного движения методологически до конца не отработан.

Для учета миграционных процессов характерно следующее:

источники данных о миграции более разнообразны, в сравнении с данными о других демографических процессах;

используются прямые и косвенные методы учета и оценки миграционных процессов;

Основными источниками данных о количестве мигрантов, их составе по разным признакам (пол, возраст, образование и т.д.), направлениях поездок или переселений и других параметрах являются:

текущий учет;

переписи населения;

социологические обследования.

Соответственно по источникам данных выделяют две группы методов - прямые и косвенные.

Прямые - это регистрация миграционных процессов по мере их появления или текущий учет. Метод текущей регистрации заключается в непосредственной регистрации каждого случая передвижения, причем зачастую как в регионе выбытия, так и в регионе прибытия.

Косвенные - это те методы, которые носят расчетный характер и опираются на материалы переписей населения и выборочных обследований.

Роль источников данных о миграции в различные исторические периоды и в разных странах неоднократно менялась. То на первое место выходит текущий учет (например, в СССР с 30-х годов в период всеобщей паспортизации и прописки), то данные переписей, то выборочные обследования (в настоящее время в России). Последнее происходит в те периоды, когда становятся ненадежными основные источники информации.

В настоящее время выделяют две основные группы источников:

) административные - это те, которые проводятся разными ведомствами для выполнения возложенных на них функций (регистрация населения, регистрация иностранцев, информация, получаемая от служб выдачи виз, видов на жительство, разрешений на работу и тому подобное; пограничная статистика по международной миграции - пограничный контроль, иммиграционный контроль и т.д.), а также статистика некоторых других ведомств.

Рассмотрим систему административного учета миграции населения в России.

Для такого рода учета начали организовываться специальные регистрационные пункты с 1924 года.

Учет внутренней миграции был начат на базе административных данных о прописке и выписке (конец 20-х, начало 30-х годов).

Повсеместным, и по единой форме, учет миграционных передвижений населения начался с 1953 года. Он основывался на паспортной системе.

Благодаря наличию системы прописки, текущий учет миграции на постоянное место жительства, учет переселений был организован в бывшем СССР гораздо лучше, чем в большинстве стран мира.

Таким образом, текущий учет проводится органами внутренних дел при регистрации (или прописке в прошлом) граждан в жилом помещении.

Первичным документом является листок статистического учета прибытий. Эти листкиспециально предназначены для статистической обработки в органах государственной статистики.

Сведения, содержащиеся в листках, обрабатываются по краткой статистической программе раз в квартал, а по полной программе раз в год.

Краткая программа обеспечивает получение сведений и по месяцам - так получаются сведения о сезонных миграциях.

Начиная с 2011 года в листке статистического учета прибытий отмечается:

. вид регистрации (по месту жительства, по месту пребывания с определенной даты и до определенной даты);

. дата рождения;

. место рождения (государство, для России - указывается субъект РФ);

. пол;

. гражданство (указывается государство гражданства и второе гражданство, если оно имеется);

. новое место жительства (или пребывания) - куда прибыл (здесь указывается субъект РФ, район и населенный пункт - город, поселок городского типа, сельское поселение, но не адрес);

. предыдущее место жительства - откуда прибыл, с теми же подробностями (субъект РФ, район и населенный пункт - город, поселок городского типа, сельское поселение), с добавлением только названия государства, если человек прибыл из-за границы;

. по предыдущему месту жительства проживал с … года;

. основное обстоятельство, вызвавшее необходимость переселения;

. занятость по предыдущему месту жительства;

. статус занятости;

. вид социального обеспечения по предыдущему месту жительства;

. образование;

. состояние в браке;

. если до переселения проживал с семьей, то прибыл (и тут указывается - со всей ли семьей прибыл, или с частью членов семьи, или один, или проживал без семьи);

. и если часть членов семьи уже проживает по новому месту жительства, то это указывается в последнем пункте.

В настоящее время, как это следует из перечисленных вопросов, листок учета позволяет получить сведения о мигрантах отдельно по городской и сельской местности по таким важным показателям как:

по полу и по возрасту;

по причинам (обстоятельствам) миграции;

по месту последнего предыдущего жительства;

по занятости и другим.

К текущему учету миграции относится и такой вид ведомственного учета как учет вынужденных мигрантов (беженцев, вынужденных переселенцев). Его по традиции проводит Федеральная миграционная служба России.

К текущему учету миграции населения относятся также данные пограничных служб о пересечении границ иностранными гражданами.

) Переписи населения.

Наиболее распространенным источником данных о миграции населения признаются в мире переписи населения. Вопросы о миграции задаются не на прямую, но по ответам на них можно оценить результаты миграционного движения населения. К таким вопросам относятся следующие:

) какое количество населения живет на данной территории не с рождения;

) приживаемость новоселов (сколько лет проживают на новом месте);

) степень миграционной активности населения (как часто меняли место жительства);

) миграционный опыт населения.

Миграция изучается с помощью одного или комбинации следующих четырех основных групп вопросов:

) место рождения;

) продолжительность проживания в пункте, в котором респондент проходит перепись;

) место последнего проживания;

) место проживания на конкретную дату до проведения переписи.

Выборочные социологические обследования применяются достаточно широко, особенно в периоды снижения достоверности данных текущего административного учета. Обследования по существу являются единственным источником информации для выявления миграционных установок, мотиваций, факторов и причин территориальной подвижности разных социально-демографических групп населения на стадии принятия решения о переезде и в период приживаемости переселенцев.

Но качественный анализ такого сложного процесса как миграция населения требует сочетания использования всех трех видов источников информации: текущего учета, переписей населения и выборочных социологических обследований.

1.3 Измерение миграции и показатели миграции

Любой процесс и в том числе такой сложный, каким является миграция населения, математический измеряется. Сколько людей переезжают, куда переезжают, откуда, почему переезжают, какие они? Ответ на все эти вопросы можно найти, организовав учет этих процессов и решив, какими показателями их можно оценить.

Известно, что всё множество показателей, которыми измеряются самые разные процессы или явления, делятся наабсолютные - они имеют единицу измерения и выражаются суммой или количеством, и относительные, выраженные отношением к другому абсолютному показателю, с которым он может сравниваться.

Главными абсолютными показателями, с помощью которых удается измерить переселение людей, или первичными показателями миграции населения являются численность прибывших на определенную территорию за определенный календарный период и численность выбывших. Точность этих показателей зависит от точности регистрации самих миграционных событий. Более точной является регистрация прибытий, поэтому в тех случаях, когда это возможно, лучше пользоваться информацией, собранной уже после прибытия людей на новое место или, как говорят, по прибытию.

Миграционный оборот, аналогично с миграционным приростом, может складываться из различных сочетаний количества или объемов внутренней и внешней миграции населения.

Таблица 1. Миграция населения Краснодарского края в 2014 г.

Регион

Прибыло,тыс.чел.

Выбыло тыс.чел.


Всего

В том числе

Всего

В том числе



Из других стран

Из других рег. Рос.


В другие страны

В другие  Регионы России

Краснод. край

14649

2126

12523

19635

1439

18196



2. Анализ современного состояния миграционных процессов в Краснодарском крае

.1 Социально-экономическое положение Краснодарскому краю

Краснодарский край-субъект Российской Федерации, расположенный на юго-западе Российской Федерации. Входит в состав Южного федерального округа.

Площадь -75,485 тыс. км

Население -5 404273 тыс. чел. (01.01.2014).

Краснодарский край обладает определенным конкурентным преимуществом в экономической активности населения. Доля занятых в экономике области составляет около 66,4%, что выше средне российского уровня (45%) и среднего по ПФО (46%). В экономике региона с учетом личного подсобного хозяйства занято свыше 665 тыс.человек.

Таблица 2. Экономическая активность населения Краснодарского края в 1 квартале 2014


Эконом. активность населения в тыс.чел.

В том числе

Уровень экон. активности

Уровень занятости



Зан. в экономике

Безработные



Всего

665,1

630,2

34,9

66,4

62,9

Мужчины

338,1

317,3

20,8

71,3

66,9

Женщины

327

312,9

14,1

62

59,3


Край обладает достаточными для её экономического развития трудовыми ресурсами (62% от численности населения), трудовые ресурсы

Краснодарского края выгодно отличает высокая экономическая активность населения, уровень которой (в возрасте 15-72 года) в 2014 году составил 66,4 % общей численности населения области, что выше среднероссийского показателя (65,3%). Это лучший результат в Северо-кавказском федеральном округе.

В то же время в области отмечена нехватка кадровых ресурсов по отдельным видам профессий. Дефицит кадров становится одним из сдерживающих факторов развития экономики региона.

Таблица 3. Численность официально зарегистрированных безработных и потребность организаций в работниках (на конец месяца)


Уровень жизни населения

В последние годы на территории области отмечался стабильный рост доходов граждан, повышение социальных гарантий. За 2000 - 2013 годы номинальные среднедушевые денежные доходы населения и среднемесячная заработная плата работников возросли более чем в 2 раза (Рисунок 1).



Как видно из рисунка 2 численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 45,2% в 2000 году до 15% в 2012 году.

Около 100 тыс. жителей Краснодарского края живет на грани бедности.

Отражением высокого уровня бедности в области служит структура расходов населения. В структуре денежных расходов и сбережений в январе - феврале 2014 года наибольший удельный вес приходится на потребительские расходы (80,1%) и оплату обязательных платежей и взносов (11,2%).


Как видно из таблицы 4 обеспеченность населения Кировской области социальными услугами достигается в основном за счет государственных финансовых вложений. Для Краснодарского края характерна социальная направленность бюджетных расходов: на финансирование социально- культурных учреждений и мероприятий направляется около 60% средств, что превышает среднероссийский уровень.

Краснодарский край в целом имеет развитую инфраструктуру социальной сферы, позволяющую обеспечивать потребности населения в услугах образования, здравоохранения, культуры, социальном обслуживании, есть положительные результаты в росте качества услуг: с 2003 года область входит в десятку лучших субъектов Российской Федерации, достигших высокого качества образования, снижаются такие показатели смертности населения, как младенческая и материнская смертность, смертность по большинству социально значимых заболеваний.

Демография

Население Краснодарского края на 01.01.2014 составляло 1311 тыс. человек. Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, произошедшие в 2005 - 2007 годах, в целом демографическая ситуация остается неблагополучной, основные демографические показатели продолжают ухудшаться. За период с 2003 по 2014 год общая численность населения сократилась почти на 178 тыс. человек (рисунок 3).

Рисунок 3. Среднегодовая численность постоянного населения по данным ГКС по Краснодарскому краю

Половозрастной состав населения характеризуется высокой долей пенсионных возрастов (более 22%) и низким удельным весом детей до 15 лет (менее 17%).


Структура населения обусловливает его естественную убыль. Несмотря на некоторый рост рождаемости и снижение смертности естественная убыль сохраняется на уровне 3,3 тыс. человек в год (-2,8 на 1000 человек), что заметно ниже общероссийских показателей (02 на 1000 человек в 2013 году).

Наиболее важным фактором формирования такой ситуации является высокая смертность в регионе: 15,4 на 1000 человек (общероссийский показатель 13,1 промилле) (таблица 5). В среднесрочной и долгосрочной перспективе при сохранении сложившихся тенденций Краснодарского края ожидает снижение рождаемости и плавный рост смертности.


Демографическую ситуацию в области, будут определять две тенденции, ведущие к сокращению численности населения области и ухудшению его качественных характеристик: предполагаемое сокращение рождаемости и предполагаемое старение населения. Процесс старения в Краснодарского края пока идет низкими темпами, но можно прогнозировать его ускорение, и в течение 10 лет будет неуклонно расти число лиц в возрасте старше трудоспособного возраста, родившихся в период максимальной послевоенной рождаемости 1950 - 1960 годов. Рост числа пенсионеров достигнет максимума в 2018 году.

2.2 Цели, принципы, задачи и приоритеты миграционной политики Краснодарского края

Основной целью регулирования миграционных процессов Краснодарского края является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития области, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Краснодарского края, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, компенсация неблагоприятных последствий внешней миграции.

Индикаторами достижения цели являются показатели численности населения, дефицита трудовых ресурсов, доля нелегальной миграции.

Основными принципами управления миграционными процессами в

Краснодарского края являются:

.        соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и международных обязательств в области миграции;

.        защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм национального и международного права;

.        недопустимость ущемления прав российских граждан;

.        защита рынка труда Краснодарского края;

.        обеспечение общественной безопасности на территории

Краснодарского края;

.        создание оптимальных условий для самообеспечения и интеграции мигрантов;

.        взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Краснодарского края с различными институтами гражданского общества. Открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в рамках реализации государственного управления миграционных процессов Российской Федерации.

Основными задачами управления миграционных процессов в

. снижение миграционной убыли населения;

. повышение трудовой мобильности российских граждан путем реализации мероприятий по привлечению для работы в Краснодарском крае российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации;

. обеспечение кадрами необходимых профессий и уровня квалификации социально-экономического комплекса Кировской области;

. содействие развитию внутренней миграции;

. предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний в условиях массовой миграции;

. создание системы жилищного обустройства трудовых мигрантов;

. организация мониторинга миграционной ситуации вКраснодарского края в целях выработки мер по регулированию миграционных потоков;

.        содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

.        выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

.        содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

.        противодействие незаконной миграции;

.        содействие в создании эффективно действующей системы иммиграционного контроля и преодоление возможных негативных последствий миграции;

.        обеспечение мерами социальной поддержки вынужденных переселенцев в соответствии с действующим законодательством.

Приоритетными направлениями миграционной политики Краснодарского края являются:

В сфере улучшения демографической ситуации в Краснодарском крае:

. создание оптимальных условий для привлечения и закрепления определенных категорий иммигрантов на постоянное место жительства в

Краснодарский край;

.обеспечение гарантий государственной поддержки вынужденным переселенцам.

В сфере обеспечения социально-экономического комплекса Краснодарского края квалифицированными кадрами:

.        повышение эффективности регулирования объемов внешней трудовой миграции и качества ее структуры в соответствии с потребностями социально-экономического комплекса Краснодарском крае в квалифицированных кадрах;

.        определение перспективных либо не рекомендуемых территорий и населенных пунктов для расселения мигрантов;

.        разработка и внедрение программ организованного привлечения иностранных работников, учитывая страны их проживания, профессиональные, квалификационные и иные характеристики отбора специалистов;

.        сотрудничество исполнительных органов власти Краснодарского края и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными организациями, бизнес - сообществами, в том числе по осуществлению совместных проектов по созданию рабочих мест и строительству жилья;

.        обеспечение взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти Краснодарского края с федеральными органами исполнительной власти в решении проблем трудовой миграции в целях усиления контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защиты отечественного рынка труда, обеспечения приоритетного права граждан Краснодарского края на занятие вакантных рабочих мест;

.        соблюдение работодателями условий трудовых договоров иностранных работников;

.        проведение в пределах своей компетенции комплексных проверок законности трудовой деятельности иностранных граждан;

.        совершенствование информационно-аналитического обеспечения управления миграционными потоками за счет формирования единого банка данных, в котором отражается информация о каждом иностранном гражданине;

.        создание социально-экономических условий, способствующих повышению мобильности населения в пределах региона: развитие рынка труда, жилья (в т.ч. дешевого, для найма), социальной инфраструктуры; повышение оплаты труда;

.        экономическое стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников-переселенцев в Краснодарский край;

.        обеспечение доступа мигрантам к социальным, медицинским и иным видам услуг, а также трудоустройство их с учетом реализации муниципальных программ социально-экономического развития.

В сфере оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов:

.        содействие развитию местной внутренней трудовой миграции, в том числе повышение информированности населения о возможностях трудоустройства при переезде и переселении в другую местность, определение приоритетных профессий (специальностей), востребованных на областном рынке труда, с целью повышения эффективности организации профессионального обучения и переподготовки безработных граждан и совершенствование областного банка вакансий, в том числе с размещением информации о работодателях, предоставляющих жилье;

.        развитие межрегионального взаимодействия в целях повышения трудовой мобильности российских граждан, в том числе заключение соглашений о сотрудничестве с органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в сфере занятости населения, а также совершенствование системы обмена информацией о возможностях трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности;

.        решение проблем занятости населения на территории Кировской области и достижение баланса между использованием трудовых ресурсов и привлечением иностранной рабочей силой, привлечение иностранной рабочей силы в отрасли и сферы, где отсутствует конкуренция со стороны отечественной рабочей силы;

.        выработка предложений по совершенствованию механизма трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности, в том числе в целях обеспечения инвестиционных проектов кадрами требуемой квалификации.

В сфере обеспечения контроля за миграционными процессами в Краснодарском краеи преодоления возможных негативных последствий миграции:

.        обеспечение мер по определению необходимых объемов миграционных потоков, а также повышение ответственности в рамках своих полномочий органов исполнительной власти Краснодарского краяза соблюдением миграционного законодательства на территории области;

.        оказание содействия в совершенствовании деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Краснодарского края;

.        оказание содействия в осуществлении учета и регистрации прибывающих в Краснодарском крае иностранных граждан и лиц без гражданства;

.        оказание содействия в усилении контроля за соблюдением иностранными работниками и лицами без гражданства установленного порядка въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации и принятие в рамках своей компетенции мер в отношении нарушителей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

.        подготовка предложений по совершенствованию системы выдворения (депортации) иностранных работников и лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания на территории Российской Федерации;

.        расширение обмена информацией правоохранительных органов с заинтересованными органами исполнительной власти Краснодарского края по проблемам, связанным с незаконной миграцией;

.        осуществление проверки лиц, встающих на миграционный учет по учетам Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю, на предмет причастности к незаконному обороту подконтрольных веществ.

2.3 Организация и деятельность Управления федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю

Начало 90-х гг. ХХ в. характеризовались бурными миграционными процессами. По данным ООН, после 1989 г. свои обжитые места покинуло более 9 млн. жителей бывшего СССР. Этот процесс протекал стихийно, к тому же государство, в силу своих ограниченных финансовых возможностей и неразвитости рыночных отношений, не было готово активно повлиять на смягчение миграционной ситуации в стране.

Возникшая обвальная миграция населения потребовала принятия со стороны государства незамедлительных мер по решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев. 14 декабря 1991 г. распоряжением Президента РФ №123 был образован Комитет по делам миграции при Министерстве труда и занятости населения РФ, преобразованный в 1992 г. в Федеральную

Миграционную службу России.

Принятие в 1993 г. Законов «О беженцах», « О вынужденных переселенцах» с последующими изменениями и дополнениями законов создали нормативно-правовую базу для решения практических задач по приему, размещению и обустройству прибывших в регионы России вынужденных мигрантов.

С созданием Федеральной Миграционной Службы стали формироваться ее территориальные миграционные службы Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. ФМС России выполняет функции, ранее относившиеся к ведению Паспортно-визового Управления и Управления по делам миграции МВД России. Деятельность на территории России осуществляется территориальными органами, которые расположены в субъектах Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в сфере миграции на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Территориальный орган создается для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Федеральной миграционной службы. Территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении ФМС России. Территориальный орган в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения. Контроль за деятельностью территориального органа осуществляет ФМС России.

Основными задачами территориального органа являются:

Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 928 «Положение о Федеральной миграционной службе»

. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

. Осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

Таблица 5


3. Оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации.

. Осуществление контроля за соблюдением иностранными!, гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации.

. Реализация во взаимодействии с другими, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

. Исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции- привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

. Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями ФМС России, а также настоящим Положением.

. Деятельность территориального органа осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и гуманизма, на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, гражданского служащего, работника территориального органа за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

. Территориальный орган создается, преобразуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

. Территориальный орган осуществляет свою деятельность в сфере миграции на территории Кировской области.

. Положение о территориальном органе, структура, штатное расписание, численность территориального органа и фонд оплаты труда, в пределах установленных численности и фонда оплаты труда сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников ФМС России, а также смета доходов и расходов на их содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели, утверждаются директором ФМС России.

. Территориальный орган имеет структурные подразделения, включая посты иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

. Должности в территориальном органе могут замещаться в установленном порядке сотрудниками, гражданскими служащими и работниками.

. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Край имеет устойчивый отрицательный баланс миграционных связей с большинством субъектов Российской Федерации. Наибольший миграционный отток наблюдается в города Москва и Санкт-Петербург и соответствующие области, в соседние регионы (Татарстан, Нижегородская область и др.), а также в Тюменскую и Свердловскую области.


Таблица 6. Число прибывших и выбивших, человек

Краснодарский край, значение показателя за год, всего.

годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Число прибывших, человек

17354

16410

17118

14943

17328

35328

46538

49721

Число выбывших , человек

21953

21266

20999

17806

20897

40843

51712

54707


Таблица Субъекты Российской Федерации, миграционный отток в которые наиболее интенсивен (порог 30 человек на 100 тыс. человек населения края)

Регион-реципиент

Число выбывших на 100 тыс. человек населения области

Число выбывших человек

Город Москва и Московская область

81

1150

Республика Татарстан

48

681

Тюменская область

44

627

Нижегородская область

43

607

Ленинградская область

41

450

Республика Марий Эл

40

566

Республика Коми

36

516

Свердловская область

36

507


Анализ миграции по районам области позволяет выделить 3 группы районов по характеру миграционных процессов:

. районы с положительным миграционным балансом.

Располагаются в центральной части области в районе формирования Кировской агломерации;

. районы с интенсивностью миграционной убыли более высокой, чем в среднем по области. Северо-восточная, северо-западная и юго- западная часть области;

. районы с интенсивностью миграционной убыли меньшей, чем в среднем по области.

Таким образом, привлекательными для населения остаются только районы, прилегающие к зоне формирования Кировской агломерации, что, с одной стороны, определяется концентрацией здесь наиболее крупных предприятий, а, с другой, - способствует увеличению трудовых ресурсов в этой зоне на фоне растущего дефицита рабочих рук по области в целом.

2.4 Проблема трудовой миграции в Краснодарском крае

Под трудовой миграцией населения понимается перемещение людей с целью трудоустройства на постоянное или временное место работы.

Различают внешнюю или международную (из одной страны в другую) и внутреннюю (внутри одной страны) миграцию. Последнее подразделяется на межрегиональную (из одного региона в другой) и внутриобластную (из одного населенного пункта в другой населенный пункт области).

Для Краснодарского края остается актуальной проблема оттока из области высококвалифицированных кадров. В 2013 году число выбывших, имеющих среднее специальное и высшее образование, превысило число прибывших в область с таким же образованием на 2600 тыс. человек (таблица 11).

Таблица 11. Отток и приток мигрантов, имеющее высшее и среднее специальное образование


Мигранты,чел.

В том числе в возрасте

Старше трудоспособного

прибыло

6242

5611

813

выбыло

9081

8393

688


В апреле-мае 2013 года областной службой занятости населения совместно с органами местного самоуправления было проведено очередное выборочное социологическое исследование по вопросам занятости и трудовой миграции населения, осуществляемое в рамках ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Краснодарского края», утвержденной приказом управления ГСЗН Краснодарским краем от 13.08.2010

Исследование проводилось путем выборочного подворного обхода 19792 домохозяйств населенных пунктов всех муниципальных районов и городских округов. В ходе обследования было проанкетировано: 810 граждан, выезжающих на работу за пределы территории постоянного места жительства (регистрации); 831 учащийся одиннадцатых классов 40 общеобразовательных школ; 652 выпускника учреждений профессионального образования; 825 человек из числа молодежи в возрасте 16-29 лет; 638работодателей - представителей основных видов экономической деятельности.

Материалы, полученные в ходе исследования, показывают:

. Во все виды внутренней трудовой миграции вовлечено 114,8 тыс. жителей области (15,4 % экономически активного населения), объемы трудовой миграции имеют тенденцию к росту.

. Большинство трудовых мигрантов (56,3 %) работает на территории

Краснодарского края, среди них преобладают жители сельской местности (70,0 %). Среди трудовых мигрантов, уезжающих на заработки за пределы Краснодарского края основную долю (60,4 %) составляют городские жители.

. На заработки уезжают люди, имеющие профессии водителей, строителей, квалифицированных рабочих в отраслях промышленности, механизаторов, сварщиков.

. В трудовую миграцию вовлечено преимущественно мужское население (73 % от всех мигрантов), преобладающий возраст мигрантов -20- 40 лет (68,3 % от числа всех мигрантов).

. Основными причинами, оказывающими влияние на трудовую миграцию населения, являются: неудовлетворительные условия труда и низкий размер заработной платы на предприятиях, расположенных на территории постоянного места проживания (62 % опрошенных назвали эту причину), отсутствие вакансий (31 %), профессиональная не востребованность работников (13 %).

. Доля трудовых мигрантов, которые удовлетворены условиями труда и проживания за пределами постоянного места жительства, составляет 36%; не удовлетворены условиями трудовой миграции 21 % от числа опрошенных; 32 % от опрошенных рассматривают возможность переезда на постоянное место жительства по месту работы.

. Среди выпускников учреждений профессионального образования сформировался высокий уровень оттока за пределы области. В 2012 году 27,5 % выпускников учреждений начального профессионального образования и 26 % выпускников учреждений среднего профессионального образования выехали за пределы области после завершения обучения.

Одним из направлений деятельности управления государственной службы занятости населения Краснодарского края является организация работы по привлечению иностранной рабочей силы, которая включает в себя:

. Участие в рамках межведомственных комиссий в решении проблем трудовой миграции граждан Краснодарского края, а также защиты национального рынка труда путем оптимизации процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы.

. Выдачу заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Краснодарского края в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой и действующим законодательством.

. Формирование и сопровождение банка данных об организациях и работодателях привлекающих иностранных работников.

В данной части курсовой работы рассматривалось миграционное состояние Краснодарского края. Сильной стороной области является достаточно высокая доля молодежи в общей численности населения, однако необходимо учитывать, что действие носит кратковременный характер, и уже в среднесрочной перспективе удельный вес молодежи в общей численности населения начнет довольно быстро сокращаться из за ряда проблем.

Реализуемые федеральной властью программы переселения жителей северных территорий, предоставления жилья военным пенсионерам будут способствовать улучшению миграционной ситуации в Краснодарском крае.

Исходя из анализа проведенном во второй главе, можно сделать вывод, что в крае существует множество проблем, решение которых требует комплексный подход.

3. Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию Краснодарском крае

.1 Разработка рекомендаций по улучшению системы расселения Краснодарского края

Существующая система расселения в Краснодарском крае и связанная с ней система административно-территориального деления является существенным негативным фактором, определяющим неэффективное расходование средств областного и муниципальных бюджетов. На территории области чрезвычайно большое количество малых населенных пунктов: на начало 2013 года 773 населенных пункта области (17,9%) не имели постоянного населения, в 1426 населенных пунктах области (33%) проживали от 1 до 10 человек, в 911 населенных пунктах области (21,1%) проживало от 11 до 50 человек. Иными словами около 72% населенных пунктов области не имеют потенциала для развития, поскольку численность их населения не позволяет разместить в них рентабельные производства реального сектора экономики.

С целью оптимизации территориального устройства области, снижения неэффективных расходов, рекомендуется:

снятие с административного учета населенных пунктов, не имеющих постоянного населения;

определение по каждому муниципальному району перечня малых населенных пунктов, не имеющих потенциала развития. Прежде всего, это населенные пункты с числом жителей 10 человек и менее, удаленные от крупных поселений.

Поскольку прямое объединение по действующему Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведет к подчинению таких городских округов муниципальным районам (что не соответствует фактическому положению дел), целесообразным будет разработка типового соглашения о межмуниципальном сотрудничестве между городским округом и муниципальным районом с определением сфер и механизмов взаимодействия, ориентированного на глубокую интеграцию;

.                                                                         определение возможных изменений границ муниципальных районов с целью сокращения их количества, с учетом перспектив экономического и социального развития (размещения объектов реального сектора экономики, инвестиционных проектов, развития социальной сферы);

.разработка механизмов и условий для создания товариществ собственников или подобных структур для организации обслуживания населенных пунктов, не имеющих постоянного населения, но используемых временным населением в летний сезон как дачи.

Такой подход позволит с одной стороны снять нагрузку с бюджетов муниципальных образований, а с другой стороны - даст толчок развитию сезонного малого бизнеса для обслуживания приезжих (торговля, бытовые, транспортные и другие услуги).

В части перспектив сельского расселения должна учитываться и актуальность возрождения нежилых и малочисленных населенных пунктов.

На их базе возможно развитие фермерских хозяйств и их восстановление.

Восстановление таких населенных пунктов должно расцениваться не как самоцель, а в обязательной увязке с нарождающимися различными производственными организационными формами ведения сельского хозяйства, чтобы функционирование таких деревень было неотъемлемым элементом нового хозяйственного комплекса.

3.2 Разработка рекомендации по улучшению исследования современных миграционных процессов

Последнее время Россия и Краснодарский край в частности отличается активными миграционными процессами, что обусловлено рядом специфических особенностей, в первую очередь, социально-экономического характера. Кроме того, характерна быстрая смена форм миграции, масштабов миграционного потока и его этнической структуры.

Отмечаются изменения миграционных потоков в системе «город-село», а также в сельских поселениях различной людности и функциональных типов. В условиях глубокого демографического кризиса, миграционный прирост резко сокращается и миграция не компенсирует естественную убыль, расширяются ареалы, теряющие население в ходе миграции.

В настоящее время недостаточно разработаны технологии обработки и анализа специализированной информации о ходе миграционных процессов в Краснодарском крае. В связи с этим в бакалаврской работе предлагается использовать геоинформационные технологии на областном уровне для принятия взвешенных управленческих решений.

Геоинформационные технологии являются одним из основных инструментов, позволяющих в целях поддержки принятия управленческих решений органами государственной власти осуществлять пространственно-временной анализ миграционных процессов.

Геоинформационные системы(ГИС) занимают ведущее место среди различных информационных технологий в сфере управления, планирования и хозяйствования. Основное отличие и преимущество ГИС- технологий от остального семейства новых информационных технологий состоит в наличии мощного аппарата пространственно-временного анализа данных, позволяющего не просто отслеживать существующие связи объектов и явлений в пределах анализируемой территории, но и формировать новые наборы пространственных данных, обеспечивая к ним доступ пользователей по соответствующим запросам. При этом принципиальной особенностью ГИС-технологий и основанной на них информационной системы является возможность постоянно обеспечивать в процессе работы пользователя активный диалог с компьютерным картографическим изображением конкретной территории.

3.3 Разработка рекомендации по управлению миграционными потоками иностранных работников

В период демографического кризиса и сокращения численности трудовых ресурсов в Кировской области одним из источников восполнения дефицита кадров становятся иностранные работники. Миграционные процессы не должны носить стихийный неконтролируемый характер, необходимо регулировать их количественные и качественные параметры.

Главной целью управления миграционными потоками является удовлетворение потребности экономики в трудовых ресурсах определенного профессионального и квалификационного состава. При этом важно иметь в виду, что зарубежная трудовая миграция представляет собой сложное многогранное социально-экономическое явление и оказывает влияние на различные сферы жизнедеятельности общества.

В данной курсовой работе предлагается научно обоснованный подход к управлению численностью иностранных трудовых мигрантов при сохранении приемлемых значений показателей, характеризующих состояние социально-трудовой среды Краснодарского края. Для этого предлагается использовать систему показателей комплексной оценки воздействия иностранных работников на областную социально-трудовую среду. Система включает 3 группы показателей которые представлены на рисунке 6.

Данные, полученные в процессе исследования, позволяют предположить, что иностранные работники, как один из источников трудовых ресурсов, с одной стороны, компенсируют дефицит рабочей силы и участвуют в покрытии потребности экономики в кадрах при недостаточном количестве внутренних их источников, а с другой стороны, увеличивают напряженность на рынке труда иностранных работников на областную социально-трудовую среду.

Рисунок 6. Группа показателей комплексной оценки воздействия иностранных работников на областную социально-трудовую среду.

Для совершенствования регулирования численности иностранных работников предлагается алгоритм определения потребности экономики

Краснодарского края в зарубежных трудовых мигрантах. Практическое применение предложенного алгоритма позволит повысить эффективность принятия управленческих решений в области регулирования миграционных потоков и увеличить сбалансированность между спросом и предложением на рынке труда. При принятии решения об объемах привлечения зарубежных трудовых мигрантов необходимо руководствоваться научно обоснованными расчетами оптимального количества иностранных работников для покрытия потребностей экономики в трудовых ресурсах с учетом существующих возможностей их удовлетворения за счет внутренних источников.

В связи с этим предлагается при определении потребности в зарубежных трудовых мигрантах необходимо, чтобы приоритетом было трудоустройство граждан РФ, поддержание баланса трудовых ресурсов по области в целом и в отдельных районах в частности. Указанные приоритеты обеспечат сокращение уровня безработицы, напряженности на рынке труда а также повышение качества жизни населения.

Основные этапы алгоритма включают в себя:

. Определение совокупной потребности экономики в квалифицированных кадрах.

Она отражает объем и структуру трудовых ресурсов, необходимых для обеспечения функционирования экономики по выбранному сценарию социально-экономического развития, а также достижения социальных целей общества, включая воспроизводство рабочей силы в расширенных масштабах.

. Определение ежегодной дополнительной потребности экономики в квалифицированных кадрах.

Согласно существующей методологии, дополнительная потребность экономики в трудовых ресурсах складывается из потребностей в компенсации ежегодного выбытия рабочей силы и в обеспечении кадрами новых производств с учетом темпов развития экономики, скорости обновления производственных фондов и внедрения новых технологий.

. Анализ существующих внутренних и внешних источников трудовых ресурсов для обеспечения потребности экономики в кадрах.

Масштабы трудовой миграции должны определяться не только с учетом потребности в дополнительной рабочей силе, вызванной сокращением численности населения в трудоспособном возрасте и темпами развития экономики, но и с учетом имеющихся внутренних возможностей восполнения кадрового дефицита. Анализ внутренних источников. В рамках изучения существующих внутренних источников обеспечения дополнительной потребности экономики в кадрах анализируется динамика выпуска из системы профессионального образования, а также численности безработных и других категорий граждан. Определение степени обеспеченности региональной экономики в кадрах собственными источниками и выявление дефицита/профицита трудовых ресурсов каждого региона РФ должно осуществляться в разрезе уровней профессионального образования и видов экономической деятельности, отражающих региональную специфику.

Анализ внешних источников. Анализ внешних источников трудовых ресурсов предполагает анализ процессов зарубежной трудовой миграции. Он включает как анализ численности и интенсивности миграционных потоков иностранных работников на территорию РФ и регионов, так и анализ воздействия иностранных работников на экономику принимающей территории с помощью разработанной системы показателей комплексной оценки влияния зарубежных трудовых мигрантов на социально-трудовую среду.

. Выявление дефицита/профицита внутренних источников трудовых ресурсов на рынке труда.

Таким образом, увеличение социальных выплат и/или продолжительности отпусков, например по уходу за ребенком и др., позволяет воздействовать на процесс высвобождения рабочих мест.

Если на рынке труда наблюдается дефицит трудовых ресурсов, который вызван недостаточным количеством внутренних источников, то на следующем этапе алгоритма следует определить потребность экономики в зарубежных трудовых мигрантах.

.Определение потребности экономики в зарубежной трудовой миграции.

Требуемое количество и структура зарубежной трудовой миграции должны определяться как разность между совокупной потребностью экономики в трудовых ресурсах и численностью российских работников в разрезе видов экономической деятельности и уровней образования

. Определение степени привлекательности региона для притока зарубежных трудовых мигрантов.

Привлечение иностранных работников должно рассматриваться в качестве инструмента регулирования рынка труда. Следовательно, миграционная политика должна своевременно реагировать на изменяющиеся потребности экономики. Предлагаемый алгоритм определения масштабов привлечения и использования зарубежных трудовых мигрантов может быть использован при принятии управленческих решений для оптимизации параметров рынка труда и регулирования миграционных процессов, для повышения сбалансированности между спросом и предложением.

Этот алгоритм может быть использован органами исполнительной власти, миграционными службами в процессе установления квот и разработки программ по привлечению иностранных работников на национальном и региональном уровнях, а также при принятии управленческих решений по регулированию миграционных потоков в соответствии с потребностями экономики.

Заключение

Главной целью данной работы является мониторинг и управление миграционными процессами в Краснодарском крае. Первая часть работы раскрывает результаты теоретического изучения выбранной темы, раскрыт смысл миграции населения, различные ее виды и функции. Во второй части курсовой работы был проведен анализ миграционных потоков в Краснодарском крае ,рассмотрены материалы по реализации миграционных процессов на территории Краснодарского края, изучена работа Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю и выявлены основные направления регулирования миграционных потоков на территории Кировской области и по стране в целом.

Современное положение требует отлаженной системы управления миграционными процессами. Миграционные потоки в Краснодарском крае при снижении их масштабов определяют в современных условиях прирост численности населения и являются крайне разнообразными по социальному, этническому и демографическому составу мигрантов.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать выводы по миграционной проблеме Краснодарском крае, в частности серьезный миграционный отток населения в крупные агломерации и трудно контролируемый приток иностранных трудовых мигрантов. Вдобавок еще одной значимой проблемой является внутренняя трудовая миграция, вытекающая из недостатка рабочих мест и низкооплачиваемой заработной платы.

В ходе анализа проведенного в данной работе были выявлены основные состояния, влияющие на миграционные процессы края.

Факторами являются:

перенаселенность областного центра;

уровень безработицы;

урбанизация;

оплата труда;

внешняя миграция и т.д.

Для выявления данных проблем и состоянии миграционных процессов влияющих на них, автором были поставлены задачи и которые были решены путем:

рассмотрения понятия и видов миграции;

изучение статистических источников информации о миграции населения в России;

рассмотрены измерения и показатели миграции;

проведен анализ и была определена тенденция миграционных процессов в Краснодарском крае;

были раскрыты современные проблемы миграции населения в Краснодарском крае.

На общую миграционную ситуацию в края сказывается внутренняя социально-экономическая миграция. Перенаселенность областного центра и отток сельского населения в районные центры, недостаток рабочих мест и низкая заработная плата. Для решения этих проблем необходимо вмешательство государства, регулирование законодательства. Федеральной миграционной службой по Краснодарскому краю реализуется программа которая:

) определяет правовое положение иностранных граждан на территории области, порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, механизм депортации;

) защищает права мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права;

) оказывает прием, временное размещение вынужденных переселенцев, оказание помощи в обустройстве на новом месте жительства;

) прогнозирует миграционные процессы и формируетмиграционную политику с учетом изменения социальной и экономической ситуации в области;

) разрабатывает областные программы и организацию их выполнения;

Исходя из выше перечисленных проблем влияющие на управление миграционным процессом рассмотренные в данной работе мною были сделаны соответствующие выводы и предложены пути решения проблем, которые заключаются в проведении мероприятия:

по улучшению системы расселения;

по улучшению исследования современных миграционных процессов;

по управлению миграционными потоками иностранных работников.

Список используемой литературы

. Конституция Российской Федерации

. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

. Указ Президента РФ от 22.06.2006 N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»

. Закон Кировской области от 02.12.2005 г. № 387-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Кировской области»,

. Закон Кировской области от 04.12.2007 г. № 203-ЗО «О реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области» (в редакции Законов Кировской области от 17.04.2008 № 234-ЗО, от 25.07.2012 № 181-ЗО).

. «О беженцах» федер. закон: [принят Гос.Думой 19 февраля 1993 г. №4528-1] (с изм. от 01.03.2012 г.) -М : Приор, 2012 .

. «О вынужденных переселенцах»: федер. закон: [принят Гос.Думой 19 февраля 1993 г. №4530-1] (с изм. от 01.07.2011 г.) -М : Российская газета, 2011.

. "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы": указ Президента РФ: [принят Гос.Думой 16 декабря 1993 г. №2145]-М: Российская газета, 1993.

. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].

. Миграционная ситуация в Краснодарском крае [Электронный Ресурс]

1.  

Похожие работы на - Разработка рекомендаций и совершенствование современных миграционных процессов в Краснодарском крае

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!