Программа развития информационного общества в разных странах (в том числе в России)

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    101,27 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Программа развития информационного общества в разных странах (в том числе в России)
















Программа развития информационного общества в разных странах (в том числе в России)

Содержание

Введение

1. Мировой опыт развития информационного общества

2. Модели развития информационного общества

3. Развитие информационного общества России

Заключение

Список использованной литературы

информатизация электронизация правительство

Введение

В условиях глобализации мировой экономики формирование и развитие информационного общества является одним из приоритетов устойчивого экономического роста государств и повышения качества жизни граждан.

Информационная революция, основу которой составляет развитие вычислительной техники и внедрение новых информационно-коммуникационных технологий, все в большей степени становится причиной перемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели экономики и бизнеса. Происходит становление «новой экономики», которое характеризуется значительным увеличением доли инновационного продукта и вовлечением в мировою торговлю товаров промежуточного спроса.

Все большее значение для успешного экономического развития приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных информационных сетях. При этом страны, соответствующий показатель информатизации которых является относительно низким, заведомо оказываются аутсайдерами.

Представляет интерес мировой опыт в построении и развитии информационного общества, а также определение уровня, который занимают наши государства в этом процессе.

Именно поэтому тема данной работы актуальна и своевременна.

Целью и задачами данной работы является изучение программы развития информационного общества в разных странах.

1. Мировой опыт развития информационного общества

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Почти сразу же он был использован в появившихся практически одновременно - в Японии и США - в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963). Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоунер, Р. Карц и др. В той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали свое внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного/технотронного (technetronic - от греч. techne), общества, обозначала современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний, как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society».

В рамках данного материала предполагается придерживаться следующего наиболее универсального определения феномена «информационное общество». «Информационное общество» - общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

В этом смысле «информационное общество» является определенным этапом развития цивилизации, проявляется в глобальном масштабе, затрагивая все большую часть населения планеты и накладывая свой отпечаток на экономические процессы, в том числе на процессы региональной интеграции.


Таблица 1.1 Региональное лидерство в развитии информационного общества


В таблице приведен ряд государств с указанием их рейтинга развития информационного общества, составленного Международным союзом электросвязи (далее - МСЭ) в 2012-2013 годах.

Наименьшей степенью расслоения (5 мест) в уровнях развития информационного общества охарактеризованы государства первой группы (Швеция (2-е место), Люксембург (7-е место). Основу первой группы составляют так называемые северные государства (Швеция, Исландия, Дания, Финляндия) в отношении которых необходимо отметить следующее.

История информатизации в северных европейских странах не имеет столь глубоких корней, как во многих других европейских странах. Так, например, первые газеты начали появляться в Швеции и Дании в середине 17 века, однако их регулярное и повсеместное распространение приходится лишь на рубеж 18 -19 веков. Тем не менее, достаточно вспомнить одобренный в 1766 году шведским королем Густавом III закон о свободе печати, который позже стал частью принятой в 1772 году Конституции.

Несмотря на то, что действовал этот закон всего несколько лет, он, первым в истории мировой печати отменил цензуру, гарантировал свободу выражения мнений и предоставил шведским гражданам свободу доступа к официальным документам. Закон о свободе печати распространялся не только на шведов, но и на финнов, которые также в этот период были подданными шведского королевства. Верность не только Швеции и Финляндии, но и остальных стран Севера Европы принципам свободы печати, открытости информации лежит, как представляется, в основе сегодняшнего отношения северян к СМИ, Интернету и иным достижениям в сфере ИКТ.

Принятие в Швеции в 1996 году закона об информационных технологиях, проведение в 1998 году «реформы персонального компьютера», специальных программ информационных технологий для школ (ITiS) развитие университетской компьютерной сети (SUNET), развитие в 2000-х годах реформы законодательства в области обеспечения информационной безопасности, электронной торговли, электронных систем бухгалтерского учета и налогового администрирования, учреждение Шведского агентства по общественному управлению (Statskontoret), создание системы государственного электронного управления (VirtualSweden) обеспечили благоприятные условия для формирования взаимосвязанной информационной и коммуникационной инфраструктуры, способствовали закреплению культуры информационного взаимодействия в общественном сознании.

Группа государств Азиатско-Тихоокеанского региона также отличается высокими показателями развитости информационного общества. Степень расслоения государств в уровнях развития информационного общества составляет 13 мест (Корея (1-е место), Австралия (14-е место)). Ускорение их экономического развития совпало по времени с созданием и внедрением ИКТ в современных государствах (1980-е - 2000-е годы).

Вместе с тем, важно отметить, что перечисленные государства заметно отличаются друг от друга по уровню экономического развития. Так, Япония является примером современного высокоразвитого государства. Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Таиланд - новые индустриальные государства Юго-Восточной Азии, обладающие высокотехнологичной и быстрорастущей экономикой, но переживающие в настоящее время «трудности роста». Ряд других государств региона все еще остаются слаборазвитыми, беднейшими странами мира.

Доступ к ИКТ в развитых государствах растет гораздо быстрее, чем в развивающихся, что еще более увеличивает «цифровой разрыв» между богатыми и бедными странами. Так, относительное число пользователей интернета в 2013 году в Сингапуре превышал показатель Вьетнама в 344 раза, Индии - в 96 раз. Число персональных компьютеров на 100 жителей в Сингапуре составляло 75, в Непале и Индии - 0,6.

В этой связи особого упоминания заслуживает опыт построения информационного общества региональным и глобальным лидером -Республикой Кореей.

Первой государственной программой Республики Кореи в сфере информационных технологий стала Базовая национальная информационная система (National Basic Information System (NBIS)), которая была разработана в начале 1980-х гг. и введена в эксплуатацию в 1987 году. Программа увязывала повсеместную компьютеризацию страны и развитие ИКТ с ее экономическим ростом.

В начале 1990-х годов программа была пересмотрена и в апреле 1994 года был принят проект Национальной информационной Супермагистрали (National Information SuperHighway), получивший в 1995 году наименование (Korea Information Infrastructure (KII)) (Корейская информационная инфраструктура). Осуществление этого долгосрочного плана является ключевым звеном в переходе Южной Кореи от развивающейся индустриальной экономики к экономике развитого государства.

В программе были определены важнейшие направления государственного инвестирования: компьютеризация основных сфер деятельности общества, строительство новых информационных и телекоммуникационных сетей и современных линий связи. Программа предусматривала создание двух высокоскоростных национальных информационных сетей. Первая сеть - государственная, соединила центральные и местные органы власти, различные общественные организации, включая школы и библиотеки. Вторая - создаваемая для частного сектора, предлагала интерактивные мультимедийные широкополосные сетевые решения для компаний и рядовых граждан. В соответствии с программой «Корейская информационная инфраструктура» строительство государственной сети должно было закончиться в 2015 г.

В декабре 2000 г. (на 5 лет раньше запланированного срока) было закончено строительство общенациональной высокоскоростной сетевой инфраструктуры - 144 крупных города и 190 мелких населенных пункта Кореи были соединены оптоволоконными кабелями.

Государства Южной и Северной Америки также занимают достаточно высокие позиции в общемировом рейтинге развития информационного общества, но в целом для государств этого региона характерно более существенное позиционное расслоение, чем для государств Севера Европы и региона АТР ( например, США занимает 17 место, а Чили- 55).

В качестве регионального лидера безоговорочно выступает США. Одним из абсолютных приоритетов развития информационного общества в США является создание электронного правительства, обеспечивающего население всей необходимой информацией.

Начало проекту «электронного правительства» в США было положено созданием веб-сайта Белого Дома в 1993 году. В настоящее время почти все правительственные агентства и службы представлены в Интернете, а все законодательные акты Конгресса США бесплатно доступны через Интернет. Доступность федерального руководства и президента США для населения страны обеспечиваются системой Comlink. Данная система имеет многочисленные протоколы (уровни доступа) и ограничения по публикациям некоторых правительственных документов, но открыта для доступа пользователям Интернета. Предоставляемые канцелярией Белого дома материалы брифингов, речи, ответы, проекты законов размещаются на сервере распространения электронной информации системы Comlink.

По мнению специалистов более миллиона пользователей ежедневно получают интересующие их документы. Стоит отметить и такой сайт, как FirstGov, посредством которого предоставляется свободный доступ к официальной информации и услугам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. В 2013 году данный сайт позволял гражданам получать доступ к 56 миллионам страниц данных, размещенных на 35 тысячах веб-сайтах правительственных учреждений США. Электронное правительство стало для многих американцев важным средством интерактивного взаимодействия со своими правительствами и властями - большинство пользователей Интернет (81%) и больше половины всех граждан США (58%) в 2013 году посещали правительственные сайты.

Вместе с тем, необходимо отметить, что штаты США сильно различаются по уровню электронизации своих правительств. Наиболее продвинутыми в этом отношении являются правительства штатов Индиана, Мичиган, Техас, Теннеси, Вашингтон, Калифорния.


2. Модели развития информационного общества


Учитывая мировой опыт формирования и развития информационного общества необходимо отметить, что его отличительным признаком является свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Это способствует совершенствованию демократических процедур, повышению деловой активности, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению прав потребителей. Это также предотвращает угрозу олигархизации экономики, сращивания бюрократии с неэффективными монополистическими структурами, ставит заслон деградации хозяйства и коррупции. Технический и технологический прогресс влечет за собой появление принципиально новых видов информационных продуктов, объединяющих текст, звук и изображение, а также новых видов информационных услуг, при которых все средства передачи данных начинают взаимно дополнять друг друга и даже проявлять тенденцию к объединению в единое целое. Развитие технических средств несет с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах жизни.

Информатизация имеет большой потенциал для совершенствования устройства государства, оптимального использования местных условий и ресурсов, значительного повышения эффективности производства, развития сложных услуг и образования, экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды и, наконец, для перехода к устойчивому развитию.

Использование электронных коммуникаций коренным образом преобразовывает систему образования: все большее число людей использует возможности дистанционного обучения, активно реализуется принцип повышения квалификации на протяжении всей жизни. Улучшение подготовки специалистов открывает компаниям и учреждениям новые горизонты в управлении персоналом, а значит и возможности роста производства. В свою очередь, для каждого работника это означает более успешную и динамичную карьеру, большую мотивацию к труду.

Информационное общество способствует формированию благоприятной среды для развития "среднего класса", который, по большому счету, является основной любого развитого общества. Традиционными сферами деятельности этого класса являются научные исследования, образование, культура, высокотехнологичные и наукоемкие производства, сложные виды услуг, удельный вес которых будет нарастать в процессе формирования информационного общества.

В методологическом плане специалисты условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели отдельно рассматриваются: европейский и американский пути информационного развития, а в рамках восточной модели особое место занимает Китай.

При этом «американский путь» формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму. Главное в этом - максимальная либерализация рынка информационно-телекоммуникационных технологий. В США основной упор делается на развитие с помощью новых информационных технологий так называемых «домашних развлечений», а, к примеру, в Великобритании спрос на подобную продукцию не является определяющим.

В основе восточной (Япония, Китай и др. страны) модели развития информационного общества лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями и происходящими социальными изменениями. Философские постулаты сосуществования, а также содействие государства в реализации этих принципов на уровне отдельной организации является, по мнению азиатских политиков, залогом успеха.

3. Развитие информационного общества России


Исходя из показателей национальных стратегий и программ, Россия намерена войти в двадцатку лидеров глобального информационного общества и в десятку лидирующих стран по доступности информационной и телекоммуникационной среды для всех слоев и структур общества к 2015 году. Для этого предстоит решить по меньшей мере следующие задачи.

Первое - это создание технологической базы нового общества. То есть создание национальных информационных ресурсов (баз и банков данных, архивов, систем депозитариев государственных ИР, библиотек музеев) и обеспечение широкого свободного доступа к ним на всей территории всех слоев населения и структур власти, бизнеса, науки, культуры и здравоохранения.

Роль государства в данном контексте состоит в обеспечении политической макроэкономической стабильности, финансировании социально значимых информационных систем - здравоохранения, образования, трудоустройства, соцобеспечения, поддержке научных исследований национальных научных школ в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, продвижении отечественных программных продуктов и технических средств на мировой рынок.

Вторая задача - обеспечение национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых ИТ в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений. Для этого нужна единая система обеспечения информационной безопасности, которой можно эффективно управлять.

Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений внутри страны и за рубежом. В этом смысле региональное информационное сотрудничество должно сделать акцент на активизацию информационной безопасности трансграничного информационного обмена, защиту информационных ресурсов и интеллектуальной собственности, авторских права на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям.

Третья задача - социально-экономические и социально-культурные предпосылки перехода России к информационному обществу. К сожалению в обществе сохраняется еще недооценка роли информации в экономике, недостаточна компьютерная грамотность населения, отсутствуют единые стандарты информационных систем и баз данных общегосударственного уровня. Крайне неравномерно и развитие процессов информатизации по регионам страны: две трети всех используемых в стране баз данных приходится на четыре округа (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Сибирский).

В связи с изложенным рассмотрим некоторые основные тенденции, характеризующие становление и развитие информационного общества в современной России.

В период 2002-2013 годов ежегодный прирост в отрасли ИКТ составлял около 27%. Информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьей российского несырьевого экспорта.

Достаточно высокие темпы развития информационного общества в России были продемонстрированы во многом благодаря новым открывшимся рынкам, появлению новых продуктов и услуг (сотовая связь, компьютерное оборудование, консалтинг и другие услуги) на фоне низкого начального уровня развития информационных технологий в России.

К концу 2013 года порядка 38,5 % российских домашних хозяйств имели широкополосный доступ в сеть Интернет, а средняя скорость доступа в регионах варьировалась от 128 Кбит/с до 2 Мбит/с, что существенно ниже, чем в Москве (9,5 Мбит/с) и Санкт-Петербурге (7 Мбит/с). В каждом втором регионе России удельный вес организаций, использующих широкополосный доступ, не превышал 34 процентов. Даже лидер по этому показателю (г. Москва) на 7 процентных пунктов отстает от уровня использования широкополосного доступа в странах Европейского союза.

Вместе с тем по ряду параметров (проникновение Интернета, покрытие мобильной связью) Россия не сильно отличается от некоторых ведущих европейских стран (Италия, Испания, Португалия), где доля сектора информационных технологий в 2013 году составляла около 5% валового внутреннего продукта.

В этой связи необходимо отметить, что процесс развития информационного общества в России, несмотря на достаточно высокие темпы, имеет ряд «узких мест» и характеризуется некоторой несбалансированностью.

Для ускоренного развития в Российской Федерации информационного общества необходимо обеспечить значительное снижение стоимости предоставляемых населению услуг на основе информационных технологий с одновременным повышением их качества на основе развития конкуренции между операторами связи и поставщиками оборудования.

В соответствии с новым подходом была изменена структура программы. Теперь в ней учитываются не только расходы на мероприятия в рамках самой программы, но и бюджеты, выделяемые на текущую деятельность Минкомсвязи России и ее подведомственных организаций. Общий объем госпрограммы на период 2011-2020 годов составит 1,2 трлн. руб. Около 90% этих средств составят расходы Минкомсвязи России и подведомственных ему органов власти и иных организаций.

В тоже время стратегическая цель программы осталась неизменной - это получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. В целом развитие информационного общества определено в государственной программе как создание новых возможностей для граждан, бизнеса и государства через развитие ИКТ, а задача госпрограммы состоит в обеспечении технологического прорыва страны в использовании информации.

В 2012 году из федерального бюджета на государственную программу «Информационное общество» было направлено более 130 млрд. руб. Около половины этих расходов пошло на пропаганду и субсидии средствам массовой информации. Остальные средства израсходованы на создание инфраструктуры, обеспечение ее безопасности и развитие электронных госуслуг.

Согласно планам развития "Информационного общества" в период до 2015 года упор будет сделан на кооперационные проекты, а также на активизацию информационного и научно-технического обмена по использованию ИКТ в образовании, науке, культуре, здравоохранении, государственном управлении, в предоставлении услуг населению и по другим направлениям.

Из конкретных показателей (а всего их порядка 15) к 2015 году. планируется достичь: роста основных федеральных услуг (около 200 позиций), предоставляемых в электронном виде, увеличения удельного веса ИКТ в ВВП России до 6% (в настоящее время порядка 4%), роста экспорта товаров, связанных с ИКТ до 6 млрд. долл. в год, увеличения доли отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка ИКТ до 15% (в настоящее время - менее 5%).

Также в 2015 году планируется оценить успехи по достижению показателей проникновении широкополосного доступа в интернет, количества компьютеров на домохозяйство, сокращения цифрового разрыва в регионах, доли населения, способного принимать цифровой телевизионный сигнал, роста объема инвестиций, доли товаров и услуг, размещенных в электронном виде. Для эффективного расходования средств, выделяемых на реализацию программы «Информационное общество», в соответствии с распоряжением правительства от 21 марта 2011 года № 453-р ОАО "Ростелеком" определено единственным исполнителем ряда ее мероприятий.

В перечень таких мероприятий вошли, в частности: развитие единого портала государственных и муниципальных услуг функций, разработка механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства, развитие сервисов взаимодействия граждан с органами государственной власти при помощи электронной почты, созданной на базе единого портала государственных и муниципальных услуг функций, развитие центров телефонного обслуживания, формирование единого пространства доверия электронной цифровой подписи, развитие межведомственного электронного взаимодействия на основе системы взаимодействия, формирование и развитие инфраструктуры универсальной электронной карты в части, относящейся к компетенции федеральных органов исполнительной власти, создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах, создание единой системы учета записей актов гражданского состояния электронный загс, развитие государственной автоматизированной системы "Управление".

Заключение

В настоящее время становится очевидным, что для сохранения набранных темпов роста необходимо устранить целый ряд существующих барьеров.

Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации. Так, сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий в домашних хозяйствах регионов. В рейтинговой оценке российских регионов по их готовности к информационному обществу в 2013 году индекс лидера в 24 раза превышает показатель региона-аутсайдера. По ряду других показателей уровень разрыва достигает нескольких сотен раз.

Еще одним фактором, препятствующим ускоренному развитию в России информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий. Это касается как населения в целом, так и государственных и муниципальных служащих. Требует корректировки и система воспроизводства кадров в сфере информационных технологий. Сегодня обучение в вузах осуществляется в основном по старым методикам. В результате из высших учебных заведений страны зачастую выходят специалисты, не владеющие современными технологиями и неспособные с их помощью повысить эффективность выполнения функций государственного и муниципального управления.

Также следует отметить высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной продукции в сфере информационных технологий. В подавляющем большинстве создаваемых информационных систем в России сегодня используются в основном зарубежные разработки (так называемый дефицит национальной «компонентной базы»).

Существенным препятствием ускоренному развитию информационного общества в России является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. При этом следует отметить, что до настоящего времени в России законодательно не утвержден даже перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде соответственно органами государственной власти и органами местного самоуправления. Не решен вопрос о признании на законодательном уровне электронного документа эквивалентом бумажного документа. Использованию потенциала информационных технологий препятствует разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах, а также значительное дублирование информации. Низок уровень правовой защиты интеллектуальной собственности.

Перечисленные проблемы носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

Список использованной литературы

1.   Концепция развития информационного общества Европейского Союза

2.      Концепция формирования информационного общества в России. 28 мая 1999 г.//Информационное общество, 1999, № 3.

.        Окинавская Хартия глобального информационного общества.//Дипломатический вестник, 2000, август, № 8.

.        Институт развития информационного общества

.        Кирикович Т.Е. Новые задачи профориентационной работы школы в связи с современными тенденциями развития информационного общества // Пермский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 119-122.

.        Логвинова С.А. Проблемы современного информационного общества// Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (262). С. 20-22.

.        Морозова Г.И., Пачкова О.В. Институты государственного правового регулирования информационного общества в Российской Федерации// Казанский педагогический журнал. 2014. № 3 (104). С. 162-177.

.        Пожуев В.И. Международный опыт становления и развития информационного общества в условиях глоблизации // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії. 2013. № 53. С. 5-10.

.        Третье тысячелетие. Обмен информации в странах СНГ: проблемы, реальности, перспективы (материалы научной конференции, состоявшейся 13-14 мая 1997 г. в Мiжнародний досвiд становлення i розвитку iнформацiйного суспiльства в умовах глобалiзацiї МГИМО), М., 1997.

Похожие работы на - Программа развития информационного общества в разных странах (в том числе в России)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!