Проблема молодежного рынка труда

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    363,07 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема молодежного рынка труда

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра экономики и социологии труда









КУРСОВАЯ РАБОТА

по стратегии трудоустройства выпускников вузов

на тему «Проблема молодежного рынка труда»










Ижевск 2015

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты состояния и проблем молодежного рынка труда

1.1 Рынок труда: основные понятия и принципы функционирования

1.2 Специфика молодёжного рынка труда

1.3 Проблемы трудоустройства молодых специалистов

2. Анализ проблем молодёжного рынка труда в г. Ижевске

2.1 Общая характеристика рынка труда в г. Ижевске

2.2 Проблемы выпускников на рынке труда в г. Ижевске

2.3 Разработка рекомендаций по решению проблем занятости молодежи г. Ижевска

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Молодежь - это мощный человеческий ресурс. Именно поддержка молодых людей и их привлечение к активному участию в жизни общества - это стратегические инвестиции в развитие государства.

Молодежь рассматривается как специфическая часть населения, которая имеет определенные возрастные границы, выполняет важные социально-экономические функции (образовательно-профессиональные, социально-демографические, функцию социализации) и выступает субъектом экономической и социальной деятельности. В тоже время молодежь является субъектом экономической занятости, которое раскрывает ее характерные черты и роль в общественном развитии. Конкурентоспособность молодежи на рынке труда определяется образовательно-профессиональным уровнем, профессиональной мобильностью молодежи, характеристиками ее здоровья, экономическим положением и ментальными чертами. Образовательный фактор положительно влияет на конкурентоспособность молодежи, поскольку большая ее часть довольна выбранной профессией и качеством обучения, приобретает дополнительные знания, имеет личный план профессионального развития.

Однако сегодня рынок труда не обеспечивает полного и эффективного использования рабочей силы молодежи. В нем существует разбалансированность по количественным и качественным параметрам спроса и предложения рабочей силы молодежи. Наибольшие трудности в трудоустройстве испытывает молодежь, которая наименьше конкурентоспособная на рынке труда в связи с недостаточной профориентацией, низким уровнем профессиональной подготовки и отсутствием опыта практической работы.

Как результат, вследствие низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда, недостаточного спроса на данную рабочую силу, не привлекательных для нее условий занятости значительная часть молодежи становится безработной или трудоустраивается в теневом секторе экономики. В современных условиях механизм трудоустройства молодежи выталкивает значительную ее долю с официального рынка труда в теневой.

Юношам и девушкам по окончании учебы, как правило, очень трудно устроиться на работу, поскольку работодатели предпочитают опытный персонал, который сможет сразу эффективно работать. Этот стереотип негативно влияет на продолжительность молодежной безработицы и вызывает пассивность молодежи на рынке труда. Молодежная безработица, в свою очередь, представляет угрозу не только экономике, но и в перспективе ухудшает социальную и криминогенную ситуацию в обществе.

Таким образом, актуальность темы рассмотрения проблем молодежного рынка труда обусловлена двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения страны, во-вторых, они - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит дальнейшее развитие всей нации. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Она быстрее адаптируется к новым рыночным условиям хозяйствования по сравнению с другими категориями трудоспособного населения, будучи главной потенциальной рабочей силой, что обусловлено возрастающей нагрузкой на трудоспособное население в связи с сокращением численности работающих пенсионеров и лиц предпенсионного возраста. Молодежь активно заполняет рыночные ниши, гибко реагирует на нововведения и инновации. Вместе с тем, она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране, поскольку не имеет достаточного профессионального и социального опыта, и поэтому менее конкурентоспособна.

Цель исследования - рассмотреть проблемы молодежного рынка труда на примере города Ижевска.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи исследования:

рассмотреть основные понятия и принципы функционирования рынка труда;

охарактеризовать специфику молодёжного рынка труда;

изучить проблемы трудоустройства молодых специалистов;

привести общую характеристику рынка труда в г. Ижевске;

охарактеризовать проблемы выпускников на рынке труда в г. Ижевске;

разработать рекомендаций по решению проблем занятости молодежи в г. Ижевске.

Объектом исследования выступает молодежный рынок труда.

Предмет исследования - современные проблемы молодежного рынка труда в городе Ижевске, а также разработка рекомендаций по решению проблем занятости молодежи рассматриваемого города.

Вопросы становления и развития молодежного рынка труда, специфика развития этого процесса в период становления рыночной экономики раскрыты в трудах Ермолаевой С.Г., Капелюшникова Р., Ощепкова А., Колесниковой Ю.С., Камашевой А.В., Любенковой Е.П., Рощина С.Ю., Слесаревой А.А. и других отечественных и зарубежных ученых. Однако современные тенденции развития национальной экономики обуславливают целесообразность разработки и использования новых подходов к изучению рынка труда, обеспечения занятости населения, в том числе молодежи.

В работе использовались такие методы научного исследования, как изучение научной литературы по теме исследования, аналитический и сравнительный методы. Изучение литературных источников позволило расширить теоретическую базу для проведения исследования в рамках работы. В свою очередь, аналитический метод заключается в анализе функций и значимости одних явлений и процессов по отношению к другим. Сравнительно метод предполагает сопоставление понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий.

. Теоретические аспекты состояния и проблем молодежного рынка труда

.1 Рынок труда: основные понятия и принципы функционирования

Функционирование рыночной экономики происходит на нескольких взаимосвязанных рынках: рынке недвижимости, кредитов и капитала, основных средств производства, потребителей товаров и труда.

Рынок - это институт или механизм, с помощью которого происходит объединение и взаимодействие (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги [5, c. 62].

Исторически рынок труда возник тогда, когда производитель отделился от средств производства и стал юридически независимым. Он был вынужден продавать свою способность к труду, или рабочую силу, так появился новый товар, который дал название новому рынка.

Рынок труда представляет собой многогранное понятие. Это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, то есть с его покупкой и продажей.

Помимо указанного рынок труда - это экономическое пространство, сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы труда; это - механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками [14, с. 37].

С.Г. Ермолаева указывает, что рынок труда - это совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы [4, с. 27].

В свою очередь, рынок труда не исчерпывается отношениями в отношении трудоустройства безработных и заполнения вакансий, а охватывает всю сферу наемного труда. В данном отношении объектом политики рынка труда становится широкий круг трудовых отношений и все экономически активное население. Сюда относятся проблемы оплаты и условий труда, объема и интенсивности выполняемой работы, стабилизации и гарантии занятости, трудовой мотивации, подготовки и переподготовки рабочей силы.

Рынок труда также как другие типы рынка имеет ресурсный и товарный характер, но при этом имеет и свои характерные особенности:

во-первых, рынок труда порождает много экономических и социальных проблем (бедность, безработица, инфляция, митинги, забастовки и т.д.), но справиться с ними не в состоянии, поэтому он заставляет общество и государство создавать соответствующую систему, которая организовывает решение этих проблем;

во-вторых, отношения между работодателем и наемным работником по поводу купли - продажи товара «труд» являются непрерывными, вплоть до увольнения наемного работника;

в-третьих, «труд» является особым товаром, потому что его носителем выступает человек со всеми своими правами, обязанностями, которые охраняет закон, и работодатель должен их учитывать. «Труд» нельзя хранить, так как он является источником существования. Полезность товара «труд» после начала его использования возрастает. «Труд» - товар производственного назначения, но он несет еще и личные нагрузки и поэтому является решающим;

в-четвертых, рынок труда охватывает не только сферу обмена, но и сферу распределения и производства рабочей силы [1, c. 96].

Иными словами, отличие рынка труда от всех других рынков заключается в том, что в результате купли-продажи товар не отделяется от его предыдущего владельца, то есть фактически объектом купли-продажи является право на использование рабочей силы (способности к труду), причем предметом торга является не только определенный вид способностей выполнять трудовые функции, а и продолжительность и условия выполнения этих функций.

Рынок труда выполняет следующие функции:

согласовывает экономические интересы субъектов трудовых отношений;

обеспечивает конкурентную среду каждой из сторон рыночного взаимодействия;

обеспечивает пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развития техники;

поддерживает равновесие между спросом на рабочую силу и ее предложением;

формирует резерв трудовых ресурсов для обеспечения нормального процесса общественного воспроизводства;

способствует формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры;

стимулирует труд, устанавливает равновесные ставки заработной платы;

влияет на условия реализации личного трудового потенциала;

дает информацию о структуре спроса и предложения, вместимости, конъюнктуре рынка и т.д. [12, c. 75].

Основными субъектами рынка труда являются работодатель и наемный работник. Также есть посредники между ними - это государство, профсоюзы и союзы работодателей.

Государство, как субъект рынка труда выполняет следующие функции:

социально-экономическую функцию, связанную с обеспечением полной занятости, прежде всего через стимулирование рабочих мест во всех секторах экономики;

законодательную функцию, связанную с разработкой основных юридических норм и правил;

функцию регулирования рынка труда косвенными методами;

функцию защиты прав субъектов рынка труда.

В свою очередь, для возникновения, формирования и функционирования рынка труда необходимы определенные условия. Прежде всего, должны быть обеспечены правовые условия функционирования этого рынка, возможность свободного передвижения на нем граждан, свободного выбора работы (юридическая свобода работника), возможность самостоятельно распоряжаться своей способностью работать. Однако этого недостаточно, поскольку с экономической точки зрения владелец рабочей силы вынужден продавать ее тогда, когда у него нет всего необходимого для ведения своего хозяйства как источника получения средств существования или когда доходов из других источников недостаточно.

Важным условием формирования и функционирования рынка труда является соответствие работника требованиям рабочего места, а предложенного места - интересам работника.

Рынок рабочих мест, как составляющая рынка труда, прежде всего, характеризуется количеством вакансий на предприятиях и в организациях. При этом принимают во внимание вакансии тех предприятий и организаций, которые уже функционируют, и тех, которые только вводятся в действие [2, c. 68].

Необходимыми условиями функционирования рынка труда является также:

организация единой, замкнутой по территории страны и эффективно действующей системы бирж труда;

широкомасштабная система профессиональной ориентации, профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки;

наличие у территориальных органов исполнительной власти необходимых финансовых и материальных средств, достаточных для организации эффективной работы системы трудоустройства, организации общественных работ, стимулирования занятости;

социальная поддержка граждан, включая безработных и членов семей, находящихся на их иждивении и др. [12, c. 82].

Главными составными частями рынка труда является совокупное предложение, охватывающее все экономически активное население, и совокупный спрос определяется общей потребностью экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда, или рынок труда в широком смысле. Когда основная часть совокупного спроса и совокупного предложения удовлетворены, то отмечается обеспечение работников работой, а рабочих мест - работниками, и создаются условия для функционирования экономики.

Меньшая часть совокупного рынка труда по причине естественного, механического и экономического движения рабочей силы и рабочих мест оказывается свободной и нуждается в удовлетворении спроса и предложения путем сведения соискателей работы с вакантными рабочими местами. Эта часть совокупного рынка труда называется текущим рынком труда, или рынком труда в узком смысле. Его объем определяется количеством вакантных рабочих мест и количеством работников, активно занятых поисками работы.

Также важно отметить, что соотношение спроса и предложения на рынке труда - это его конъюнктура. В зависимости от соотношения спроса и предложения различают три типа конъюнктуры рынка труда:

трудодефицитная, когда на рынке труда наблюдается нехватка предложения труда;

трудоизбыточная, когда существует большое количество безработных и соответственно избыток предложения труда;

равновесная, когда спрос на труд соответствует его предложению [14, c. 75].

Каждый тип рыночной конъюнктуры, присущий тому или иному региону или сфере приложения труда, образует в совокупности общий рынок труда в стране.

Как уже было отмечено, труд является уникальным товаром и имеет много характеристик, которые выделяют его из мира обычных товаров или услуг. Вследствие этого рынку труда присущи важные особенности, влияющие на его функционирование и на методологию его анализа и изучения.

Различают несколько концептуальных подходов к анализу функционирования рынка труда:

неоклассический;

кейнсианский;

монетаристская модель;

институционалистский;

контрактная теория занятости;

концепция гибкого рынка.

В основу неоклассического подхода положены постулаты классической политэкономии. Его придерживаются Дж. Перри, Н. Фельдстайн, Р. Холл, а в 80-е годы прошлого века сторонники концепции экономики предложения стали Д. Гилдер, А. Лаффер и др. Согласно этой концепции рынок труда действует на основе ценового равновесия, основным рыночным регулятором является цена рабочей силы (заработная плата). Так, с помощью заработной платы регулируется спрос и предложение рабочей силы и поддерживается равновесие.

Согласно неоклассической концепции, цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, то есть увеличивается или уменьшается независимо от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие. По убеждению представителей этой концепции безработицы существует всегда, поэтому ссылаются на некоторые «несовершенства» рынка, приводящие к разногласиям их теории с действительностью. К ним относят влияние профсоюзов, установление минимальных ставок заработной платы государством, отсутствие информации и т.д. [7, c. 68].

Кейнсианцы рассматривают рынок труда как явление постоянное. Кейнсианская модель исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не меняется. Согласно этой концепции, цена не регулирует рынок труда. Роль регулятора принадлежит государству, которое увеличивает или уменьшает совокупный спрос и может ликвидировать это равновесие. Итак, спрос на рабочую силу в соответствии с этой концепцией регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, объемом производства.

В основе теории гибкого рынка (Р. Буайе, Г. Тендинг) лежит положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, краткосрочные контракты). Такой подход призван обеспечить уменьшение затрат структурной перестройки экономики западных стран, которая началась в конце 70-х годов прошлого века, что может быть достигнуто за счет следующих факторов:

различных форм найма (или увольнения) работающих и модификации форм занятости;

гибкости регулирования рабочего времени;

гибкости в регулировании заработной платы;

гибкости форм и методов социальной защиты работников.

Сущность этой концепции еще и в том, что она может быть полезной в экономической теории и практике многих постсоветских стран, поскольку концепция гибкого рынка предусматривает формирование различных форм взаимоотношений предпринимателей и наемных работников и направлена ​​на рационализацию совокупных затрат, повышение прибыльности и поддержание высокого динамизма рынка труда [8, c. 204].

Теоретическое осмысление приведенных концепций позволяет утверждать, что в наше время механизм действия рынка труда существенно сложнее и ни одна из этих теорий не воспроизводит полной картины современного функционирования рынка труда, а характеризует лишь отдельные его элементы.

На сегодняшний день современный мировой рынок труда испытывает влияние множества факторов, главными из которых являются глобальная конкуренция между работниками, мобильность и высокая текучесть рабочей силы, неоднородность и дифференциация (по возрасту, полу, работоспособности и т.п.) самого рынка труда, а также его разделение на разнонаправленные субрынки, то есть многофакторная сегментация.

Согласно принципам сегментации рынка труда по возрасту, мировая структура народонаселения включает две категории людей: трудоспособное и неработоспособное население. К первой категории относится около 70% населения, хотя эта величина очень условная, потому зависит от широкого спектра социальных, экономических, демографических, политических причин.

В свою очередь трудоспособное население делится на экономически активное и неактивное, к последнему относятся домохозяйки, студенты дневной формы обучения, граждане, находящиеся на содержании государства, лица без определенного места жительства. Особый интерес представляет экономически активная часть общества, то есть люди, которые активно вступают в трудовые отношения и поддерживают их на мировом рынке рабочей силы.

В поисках работы, которая сможет полностью раскрыть трудовой потенциал человека и вместе с тем обеспечить ему достаточные средства к существованию, граждане прибегают к массовым переездам как внутри страны, так и за ее пределы. Процесс стихийного или организованного перемещения в пределах национального или межнационального рынков труда, обусловленный характером развития производительных сил и производственных отношений, действием экономических законов, называют миграцией рабочей силы [1, c. 127].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что рынок труда (рабочей силы) - это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, в которой рабочая сила является товаром, то есть продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики. Кроме того, рынок труда занимает важное место в развитой рыночной системе.

1.2 Специфика молодёжного рынка труда


Молодежь формирует особый аспект рынка труда, который отличается от других его составляющих. С одной стороны, молодой возраст способствует высокой мобильности, готовности к изменениям и активному поиску работы, а с другой - юношеству не хватает профессионального опыта, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Безработица молодых людей является острой социально-экономической проблемой многих стран, которая углубляется из-за несовершенства законодательной базы, отсутствия четкой государственной стратегии занятости молодежи, несоответствия образовательных услуг реальным потребностям экономики, слабых механизмов стимулирования работодателей к трудоустройству молодежи.

В самом непосредственном отношении национальный рынок труда молодежи находится под влиянием общего состояния экономики, где количество рабочих мест зависит от налоговой нагрузки на бизнес со стороны государства. Увеличение данной нагрузки не способствует созданию новых рабочих мест и росту оплаты труда наемных работников, а также приводит к неформальным трудовым отношениям. Важнейшими показателями ситуации на рынке труда является динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения и его структура. Статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, и особенно в его молодежном сегменте, она позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе.

На сегодняшний день рынок труда молодежи, как подсистема национального рынка труда, изучен недостаточно, однако заслуживает право на самостоятельное существование, поскольку охватывает значительные специфические слои трудоспособного населения и оказывает существенное влияние на развитие регионов [13, c. 131].

Молодежь как субъект рынка труда кроме возрастных особенностей имеет и другие специфические для этой группы населения характеристики. У ученых, занимающихся молодежной проблематикой, пока не установилось единого подхода к молодежи как социально-экономической категории. Однако анализ накопленного материала позволяет выявить наиболее важные черты молодежи.

Л.Н. Захарова выделяет молодежь как «наиболее динамичную социальную группу» и сравнивает ее с «барометром социальной погоды в обществе» [6, c. 114].

Ю.С. Колесникова и А.В. Камашева в молодежи видят группу людей с высокой степенью адаптации, которая отмечается активностью и является наиболее изобретательной в стремлении найти себя в новых условиях [9, c. 59]. Шерер И.Н. считает, что молодежь в обществе выступает в двух основных формах: как элемент естественного воспроизводства и как социальная сила, которая способна обеспечить сложный процесс прогрессивного развития общества [17, c. 14].

Р. Капелюшников и А. Ощепков считают, что от состояния и динамики молодежного сектора в значительной степени зависит конъюнктура рынка труда [7, с. 67]. Н.С. Красножон видит в молодежи активный субъект человеческого развития, фактор постепенного развития поколений, обеспечения их преемственности [10, с. 388].

Из рассмотренного следует, что молодежь как специфическая социально-демографическая группа общества определяется по возрастным категориям, по месту, которое она занимает в социальной структуре общества, и по особенностям социального становления и развития. Это в совокупности отличает молодежь от других возрастных социальных групп общества и предоставляет им возможность объективно занять своеобразное место и быть задействованной во всех сферах и видах жизнедеятельности.

От других социальных групп населения молодежь отличает, кроме того, такая отличительная черта как промежуточное состояние. При этом анализ жизнедеятельности молодежи позволяет выделить ряд важных социально-экономических функций, с помощью которых эта социальная группа выполняет и обеспечивает в обществе воспроизводство народонаселения, социума и трудового потенциала - это образовательно-профессиональная; интеграционная; социодемографическая функция и функция социализации.

Молодежь как группа людей, объединенных по определенным признакам, имеет и свою внутреннюю структуру, своеобразные отличия. Несмотря на общность многих характеристик, легко можно установить разницу в вопросах развития работающей сельской молодежи и той, которая только учится. Это позволяет определить отдельные категории внутри каждой из этих групп. Существует большая разница между сельской и городской молодежью по уровню образования, квалификации, условиям труда, проживания и др. Разница существует также в уровне экономической активности молодых мужчин и женщин, который составляет 63,3 против 54,5% [6, с. 114]. Значительное различие наблюдается между определенными группами молодежи и по поиску работы. Например, безработная молодежь более склонна находить работу с помощью службы занятости, а студенческая, учащаяся и занята молодежь - с помощью Интернета [7, с. 68].

Упомянутые категории молодежи отличаются между собой и по склонности к риску. Риску практически не подвержена безработная молодежь. Молодые безработные зачастую перекладывают проблему поиска работы на других, избегают ответственности и не принимают инициативу на себя. Отличаются молодые люди и по отношению к безработице - 42,9% молодежи считает ситуацию безработицы отрицательной, а 41,8% утверждают, что это закономерное явление, но его необходимо предотвращать [17, с.16]. Можно заметить и другие разграничения, учитывая специфические особенности, интересы и потребности каждой из указанных групп.

Молодежь можно структурировать в зависимости от сферы деятельности. Структуру молодежи с точки зрения экономической активности и занятости можно представить двумя группами - экономически активной и экономически неактивной молодежью, которая, в свою очередь, также содержит отдельные группы. Экономически активная молодежь включает занятых в формальной экономике, безработных и занятых в теневой экономике. Экономически неактивная молодежь состоит из шести отдельных групп:

учащихся в учебных заведениях (ученики средних школ, ПТУ, студенты вузов) военнослужащие срочной службы;

молодых людей, занятых воспитанием детей;

молодых людей, занятых в городских домашних хозяйствах;

лица, которые не нуждаются в трудоустройстве;

маргинальные группы (лица, которые отчаялись найти работу, осужденные, бомжи).

В современных условиях в нашей стране вся занятая молодежь также может быть разделена на две группы: занятых в формальной экономике и занятых в теневой экономике, что является довольно распространенным явлением. Теневая занятость молодежи в основном осуществляется в формах перепродажи товаров, случайных заработков у частных лиц, «экономического туризма», обмена валют и репетиторства [9, c. 60].

Рассматривая структуру молодежи по видам деятельности, следует акцентировать внимание на определенных ее особенностях.

Во-первых, эта категория людей осуществляет выбор профессии и сферы реализации своих способностей, интеграцию в общество и завершает социализацию и становление. Во-вторых, огромная часть данной категории населения не принимает участия в трудовой деятельности, а учится в системе образования (учащиеся средних школ, профессионально-технических училищ, студенты высших учебных заведений). Последние исследования показывают, что школьная молодежь недостаточно ориентируется в мире профессий, не знакома с требованиями современного рынка труда и актуальными для своего региона видами деятельности. В-третьих, служба в Вооруженных Силах страны практически полностью обеспечивается представителями этой социальной группы населения. В-четвертых, на эту социальную группу практически полностью возложены функции воспроизводства населения.

Таким образом, каждый представитель данной социальной группы сочетает одновременно несколько видов деятельности - обучение, создание семьи, воспитание детей, социально-политическая работа. Большая часть данной категории граждан, которые не входят в состав экономически активного населения, реализует очень важные функции для общества. Поэтому среди молодежи доля экономически неактивного населения значительно больше, по сравнению с другими возрастными группами. Это обусловлено теми функциями, которые выполняет молодежь [14, c. 55].

Также в структуре экономически неактивной молодежи выделяются значительные группы лиц, обучающихся, проходящих военную срочную службу и занятых воспитанием детей. Остальные три группы экономически неактивного населения присутствуют не только в структуре молодежи, но и в других возрастных группах населения.

Однако, наряду с социально-общественными особенностями и функциями молодежи как субъекта рынка труда, огромное значение на исследуемом рынке имеет и образование молодежи. Вообще, в последнее время все большее количество молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и высокого материального уровня, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, которая поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, что во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости.

По этой причине молодежный сегмент рынка труда тесно связан с рынком образовательных услуг. Рынок труда молодежи является институтом социализации, потенциалом и источником приобретения и накопления профессионального опыта, носителем новых идей и новейших знаний. Он охватывает все сферы общественной жизни, внося новые качественные изменения в систему трудовых и общественных отношений. Ученые отмечают, что без создания эффективного механизма взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда невозможно решить проблему обеспечения занятости молодежи и предоставления ей первого рабочего места [7, с. 70].

В последнее время в некоторых странах все больше ощущается разбалансировка рынка образовательных услуг и рынка труда: человеческий капитал, сформированный системой образования, остается недоиспользованным или вообще невостребованным на рынке труда. Речь идет, во-первых, о феномене «избыточного образования», когда работники с высокой формальной подготовкой занимаются малоквалифицированными видами труда, что свидетельствует либо о крайне низком качестве образования, или о нерациональном использовании труда; во-вторых, о труде не по специальности, хотя работники при этом остаются на высоких ступенях профессионально-квалификационной иерархии. Так, в Швеции по полученной специальности работают 61% мужчин и 71% женщин с высшим образованием, в США - 55% работников, в России - 50% [2, с. 77].

Этот дисбаланс между профессиональным образованием и трудом объясняется тем, что система образования ориентируется на спрос домохозяйств, когда спрос на специалистов работодатели формируют на рынке труда. Как следствие, по окончании высшего учебного заведения безработными становятся 70% выпускников. Такое положение приводит к тому, что молодежь, которая работает не по специальности, является менее защищенной на рынке труда. Исследования показывают, что среди такой категории молодежи большинство имеют частичную или временную занятость и чаще пополняют ряды ищущих работу. Для решения подобной проблемы предлагается два пути: помощь в поисках подходящей работы и переобучение, но ни один из этих путей не дает гарантии коренного изменения ситуации.

В свою очередь, большинство работодателей считают, что почти все выпускники учебных заведений являются недостаточно квалифицированными, не имеют практических навыков и не могут выполнять на должном уровне поставленные производственные задачи. Наименее образованные претенденты постоянно оттесняются в конец, постепенно образуя вторичный рынок труда.

По Е.П. Любенковой, структура современного рынка труда представлена постоянными и переменными детерминантами [13, с. 132].

Постоянные детерминанты - это специальности, которые имеют и будут иметь устойчивый спрос, что определяется, прежде всего, развитием жизненно важных отраслей любого государства. Рынок труда по постоянным детерминантам меняется плавно, а спрос чаще всего ниже поступающего предложения. На таком рынке труда возникает конкуренция между специалистами, претендующими на те или иные рабочие места, а у работодателя есть выбор. Переменные детерминанты рынка труда вызывают скачкообразное возникновения повышенного спроса на труд представителей определенных профессий и, соответственно, такое же резкое увеличение предложения труда. Однако это происходит с опозданием: только предложение труда удовлетворяет спрос, как уже резко снижается вследствие насыщения рынка. Если же предложение труда по инерции продолжает повышаться, определенный сектор рынка труда наполняется избыточной рабочей силой. Понятно, что под влиянием переменных детерминант возрастают требования к мобильности и быстрой переориентации работодателей, потенциальных работников и образовательных учреждений.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что молодежь как субъект рынка труда, с одной стороны, является частью общих трудовых ресурсов общества с присущими ей чертами, с другой стороны, она имеет ряд особенностей и определенную специфику, которые надо учитывать.

1.3 Проблемы трудоустройства молодых специалистов


В ежегодном докладе Международной организации труда «Глобальные тенденции занятости - 2014» отмечается, что молодежь находится среди тех категорий людей, кого кризис рабочих мест поразил больше всего. Также согласно данному докладу в мире 74,5 млн. человек в возрасте от 15 до 24 лет являются безработными, а замедление темпов экономического роста, вероятно, заставит еще полмиллиона получить этот статус. В 2014 г. глобальный уровень безработицы среди молодежи достиг 13,1 %, что почти в три раза выше, чем уровень безработицы взрослых лиц [2, c. 68].

Так, самый высокий показатель зарегистрирован на Ближнем Востоке, где без работы находилось 28,1% лиц из числа экономически активной молодежи. В странах Европейского Союза уровень молодежной безработицы в 2012 составил 17,9%. Похоже, что к концу 2015 г. он превысит показатель в 17% и, по прогнозам, получит тенденции к снижению не ранее 2016 года.

В 2012 г. в развитых странах около 35% всех безработных молодых людей были без работы более шести месяцев (в 2007 г. - 28,5%). Как следствие, молодежь все чаще покидает рынок труда. Среди европейских стран, где эта проблема особенно остра, около 12,7% молодых людей не работали и не учились. Рост количества таких лиц приводит к потере профессиональных и социальных навыков на ранней стадии карьеры, ведет к нарушению долгосрочных профессиональных перспектив [2, c. 75].

В России, как и в других странах мира, больше всего от безработицы страдают молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет.

Как уже отмечалось, рынок рабочей силы молодежи - одна из главных составляющих национального рынка рабочей силы в целом. Проблемы возникают здесь именно потому, что нарушается соотношение спроса и предложения. А именно это означает, что рабочая сила подчиняется действию общих объективных экономических законов рынка, законам, которые регулируют отношения работодателей и владельцев рабочей силы.

Также появление безработицы среди молодежи вызвано следующими факторами:

недостаточным уровнем взаимодействия между учебными заведениями и работодателями;

отсутствием у молодых специалистов знаний, основ социально-правовых отношений, необходимой квалификации;

государственный заказ на подготовку кадров не отвечает современным требованиям рынка труда;

слабая адаптация к окружающей среде;

высокие профессиональные требования работодателей к будущему работнику и нежелание нести дополнительные организационные и финансовые расходы, связанные с профессиональным обучением молодых кадров;

нежелание работодателей принимать на работу молодых людей в связи со службой в Вооруженных силах в будущем, а молодых женщин - в связи с отпуском по уходу за ребенком;

низкие официальные зарплаты молодых работников, которые предлагаются на рабочих вакансиях, и, соответственно, нежелание молодежи их заполнять;

высокий уровень коррупции при поступлении на «престижные» вакансии, особенно в государственных учреждениях.

Проблемы молодежной безработицы обусловлены также особенностями социального положения и трудового поведения:

повышенными требованиями к престижу, заработку, содержанию, характеру и условиям труда;

высокой профессиональной и территориальной мобильностью, что обусловлено неустойчивость экономических и социальных связей [12, c. 108].

Также важно отметить, что безработица молодежи - социально-экономическое явление, при котором работоспособная молодежь находится в поисках работы и готова приступить к ней, но не может реализовать свое право на труд, тем самым теряя основные средства к существованию. Сегодня значительная часть молодежи подает документы в высшие учебные заведения и пытается продолжить свое обучение. Однако последствия этой незанятости с периода совершеннолетия могут быть отрицательными, так как отсутствие перспектив на будущее особенно опасно.

Также в настоящее время усилению напряжения на отечественном молодежном рынке труда способствовали следующие факторы: кризис в экономике, демографический фактор, ликвидация рабочих мест с менее жесткими требованиями и создание новых - с более жесткими требованиями найма, переход предприятий в руки частных владельцев.

Люди, которые впервые вышли на рынок труда, и, не имея профессионального образования, потеряли гарантию трудоустройства, оказались социально незащищенными на рынке труда. Такой гарантии не имеют и выпускники высших учебных заведений, ведь, заканчивая обучение, они сталкиваются с проблемой поиска работы и тем, что большинство работодателей требуют для своих вакансий опыта работы.

Также существует еще одна проблема: студенты часто не могут адекватно оценить себя, завышая свою «стоимость» на рынке труда. В докризисные времена, когда не хватало квалифицированных специалистов, работодатели готовы были брать выпускников вузов на достаточно высокую заработную плату и компенсационный пакет. Сегодня рынок труда по-прежнему испытывает дефицит квалифицированных кадров. Только на некоторых предприятиях существует стабильность в принятии молодого специалиста на работу с последующим обучением его с целью повышения профессионального мастерства [8, c. 348].

Наиболее сложно молодым специалистам, которые только начинают свой профессиональный путь, потому что компании относятся по-разному к вопросу найма на работу без опыта. Одни работодатели оценивают молодых специалистов как особый демографический слой населения, который не способен конкурировать на рынке труда, и тем самым считают, что нанимать неквалифицированного специалиста - это пустая трата времени. Работодатели не хотят осуществлять дополнительные организационные и финансовые расходы, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, потому что за это время можно было бы увеличить производительность работы с помощью квалифицированных специалистов.

Другие, наоборот, видят положительные стороны в найме таких специалистов, их обучении и дальнейшем оформлении на контрактную основу.

Однако безработица среди молодежи растет, потребность молодых специалистов в трудоустройстве не соответствует перспективному количеству рабочих мест на рынке труда. Финансовые ожидания молодых специалистов противоречат требованиям, которые выдвигает предприниматель своим потенциальным сотрудникам. Эту ситуацию усугубляет также отсутствие практического опыта, который требует работодатель, поэтому возникает замкнутый круг: студент - который должен учиться, и учится, и работает одновременно; в худшем случае, если предпочтение отдано будет учебе, то он потеряет возможность получить работу после окончания вуза. Студент стационарной формы обучения - наполовину студент, а наполовину работающий. Следовательно, качество обучения ухудшается, и опыт работы под вопросом. Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер государства [2, с. 122].

Помимо указанного, проблемой трудоустройства молодых специалистов является нарушение общих объективных экономических законов рынка, законов, регулирующих отношения между работодателями и владельцами рабочей силы. В первую очередь - это нарушение закона спроса и предложения. Итак, рынок имеет свою специфику, которая заключается в следующем:

субъектами рынка является часть экономически активной молодежи в возрасте до 28 лет;

незащищенной является и часть молодежи, которая закончила обучение в общеобразовательной школе, но не продолжила обучение ни в профтехучилищах, ни в высших учебных заведениях и должна быть трудоустроена, то есть это незанятая молодежь в возрасте до 18 лет;

особая группа незанятой молодежи - это выпускники средних общеобразовательных школ, которые закончили обучение или прервали его, например, дети-сироты, которым исполнилось 15 лет, и которые могут быть трудоустроены на специализированные места с неполным рабочим днем.

В свою очередь, безработица имеет неодинаковые последствия для разных категорий работников. Так, уровень безработицы среди управленческих кадров ниже, чем у рабочих. Первых также реже увольняют во время спада, чем последних. Предприятия в меньшей степени склонны увольнять квалифицированные кадры, на обучение которых они потратили определенные средства.

Также можно отметить более высокий уровень безработицы среди молодежи по сравнению со взрослыми. В отдельных странах дискриминация имеет место и в отношении женщин, отдельных национальностей и рас.

Безработица среди молодежи имеет также глубокие социальные последствия. Депрессия обрекает многих людей на бездействие, приводит к потере квалификации, самоуважению, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Примером таких изменений является приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Безработица, наконец, имеет прямую связь с ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечнососудистых заболеваний, психических болезней и т.п.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что безработица молодежи - социально-экономическое явление, при котором работоспособная молодежь находится в поисках работы и готова приступить к ней, но не может реализовать свое право на труд, тем самым теряя основные средства к существованию. Причин безработицы среди молодежи достаточно много, и все они в той или иной степени способствуют появлению проблем трудоустройства молодых специалистов.

2. Анализ проблем молодёжного рынка труда в г. Ижевске

.1 Общая характеристика рынка труда в г. Ижевске

Город Ижевск - столица Удмуртской Республики, крупный промышленный, культурный и научный центр. Численность населения города Ижевска на 1 января 2015 года 642,0 тыс. чел.

Ижевск - это город, который целенаправленно и успешно развивает многопрофильную экономику. Это подразумевает сбалансированное развитие базовых отраслей промышленности, а также развитие других сфер: науки и образования, культуры и искусства, обслуживания и торговли, строительного комплекса, малого и среднего бизнеса, информатики и телекоммуникаций, современного транспортного комплекса и инженерной инфраструктуры, здравоохранения, учреждений социальной защиты, физкультуры, спорта и туризма (рис. 1). Промышленные предприятия являются основными плательщиками налогов в бюджет города [19].

Рисунок 1 - Объем промышленного производства по крупным и средним организациям

Наибольшую долю в объемах отгрузки товаров собственного производства занимает продукция таких предприятий обрабатывающих производств, как ООО «Объединенная автомобильная группа», ОАО «ИЭМЗ Купол», ОАО «Ижсталь», ОАО Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг», ОАО «Ижевский механический завод», АО «Ижевский радиозавод», ОАО «Концерн «Калашников».

Предприятиями города Ижевска выпускается сталь, медицинское оборудование, легковые автомобили, изделия из пластмасс, станки, аппаратура для системы ГЛОНАСС, бортовая аппаратура телесигнализации, системы автоматической стыковки кораблей, продукция для нужд оборонного комплекса страны. Осуществляется разработка и производство изделий ПВО и радиоэлектронной аппаратуры военного назначения, бортовых и наземных радиотехнических комплексов, телекоммуникационных систем, средств связи, спортивно-охотничьего и боевого оружия и другой продукции специального назначения. Уникально оружейное производство. Автомат М.Т. Калашникова не имеет аналогов в мире. Потенциал оборонно-промышленного комплекса используется для развития гражданского сектора экономики [19].

За трудовые заслуги города и его жителей, вклад Ижевска в промышленный и оборонный потенциал России, современные экономические и социальные преобразования Ижевску присвоено звание «Город трудовой славы».

Основу экономического и социального развития Ижевска составляет промышленное производство с долей численности работающих около 32% от среднесписочной численности работников организаций города Ижевска. Наибольшую долю (26,6 %) от среднесписочной численности работающих на крупных и средних организациях города Ижевска составляют работники, занятые на обрабатывающих производствах (рис. 2).

Рисунок 2 - Структура занятости работников по крупным и средним организациям города Ижевска в разрезе видов экономической деятельности в 2014 году

В конце 2014 года среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города Ижевска сократилась и составила 201 тыс. чел. (в 2013 году численность работников составила 203 тыс. чел.), что во многом связано с изменением структуры занятости (переход работников в сферу малого бизнеса в результате проводимой политики по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, увеличение числа наемных работников у индивидуальных предпринимателей). Сокращение численности работников также обусловлено ликвидацией неэффективных рабочих мест в период создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в соответствии с майским Указом Президента Российской Федерации №596 от 07.05.2012г. [19].

Динамика среднесписочной численности работников крупных и средних организаций города Ижевска за период с 2010 года по 2014 год представлена на рис. 3.

Рисунок 3 - Среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям города Ижевска

Согласно предоставленной информации на официальном сайте Муниципального образования города Ижевска на 01.10.2015 г. численность граждан, состоящих на регистрационном учете в ГКУ УР ЦЗН города Ижевска в целях поиска подходящей работы, составила 3696 чел., из них безработных граждан - 2818 (2311 - в 2014 г.) человек. В составе безработных 55,6% - женщины.

Уровень регистрируемой безработицы в городе Ижевске на 01.10.2015 года составил 0,76% (0,62% - в 2014 г.) от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

На рынке труда города Ижевска сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В составе зарегистрированных безработных граждан преобладают специалисты и служащие, а устойчивый спрос остается на рабочие профессии: слесарь, маляр, штукатур-маляр, каменщик, арматурщик, плотник, плотник-столяр, станочники (токари, фрезеровщики), сварщик, монтажник, кондитер, пекарь, оператор.

Наиболее востребованные специальности ИТР и служащих: инженер, врач, медицинская сестра, фельдшер, воспитатель детского сада, преподаватель.

В то же время, остается востребованной на рынке труда и неквалифицированная рабочая сила (грузчики, дворники, уборщики, подсобные рабочие и т. д.).

Потребность предприятий в работниках на 01.10.2015 г. составила 7745 чел., из них по рабочим профессиям - 5212 чел. (67,3%). Количество имеющихся вакансий уменьшилось на 53,6% по сравнению с аналогичным показателем на ту же дату прошлого года.

На 01.10.2015 г. в службе занятости зарегистрировано 8414 предприятий. В 2015 году прошли процедуру регистрации 304предприятия (в 2014 году - 407 предприятий).

Коэффициент напряженности на рынке труда составляет 0.47 человек на одну вакансию.

На 01.10.2015 года зафиксировано 102976 заявлений граждан о предоставлении государственных услуг. Из них: 10713заявлений граждан о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы; 74383заявления граждан о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда; 11387заявлений о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации.

На 01.10.2015 года зафиксировано 363 заявления работодателей о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда.

Из числа граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы преобладают граждане, уволившиеся по собственному желанию -4392 чел., уволенные с предприятий по соглашению сторон - 1536 чел., стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - 1048 чел., ранее не работавшие, ищущие работу впервые - 3095 чел. (из них учащихся 2334 чел.), работники, уволенные по сокращению численности или штата с предприятий г. Ижевска - 749 чел.

На 01.10.2015 г. при содействии городской службы занятости населения нашли работу 7416 граждан, обратившихся за предоставлением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Приступили к профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости 618 безработных граждан (961 чел. - в 2014 г.).

Согласно п. 1.1. ст. 23 Закона «О занятости населения в РФ» для женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предусмотрено профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

На 01.10.2015 года на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования направлено 70 женщин. Обучение организовано по таким профессиям как: специалист по кадрам, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, бухгалтер, экономика и бухгалтерский учет, портной, парикмахер, кладовщик, дизайнер, делопроизводитель, маникюрша, менеджмент.

Федеральным законом от 02.07.2013г. № 162 внесены изменения в Закон РФ «О занятости населения в РФ». Данные изменения дают право органам службы занятости организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность по востребованным на рынке труда профессиям.

На 01.10.2015 года на профессиональное обучение направлены 30 граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, охранник, бухгалтер, облицовщик-плиточник, кладовщик, повар, оператор котельной, плотник.

На 01.10.2015 г. государственные услуги по профориентации получили 11702 чел., в том числе 1585 безработных [20].

Государственные услуги по программам социальной адаптации оказаны 3212 безработным гражданам через программы: «Старт в профессию», «Клуб ищущих работу», «Консультационно-информационная школа» и т. д.

Психологическую поддержку получили 1765 человек.

Через мультимедийные киоски городской службы занятости было оказано 68693 консультаций о наличии вакантных рабочих мест в базе вакансий г. Ижевска, а также информация о порядке предоставления государственных услуг, оказываемых центрами занятости.

На 01.10.2015г. в городе Ижевске в режиме неполной занятости работает 238 человек на 9 предприятиях города (на 01.10.2014 г. - 682 человека на 11 предприятиях города).

Всего с начала 2015 года 178 предприятий сообщили в ГКУ УР ЦЗН города Ижевска о предстоящем высвобождении работников в количестве 1931 человека (за этот же период в 2014 году128 предприятий сообщило о высвобождении 2449 человек).

Постановлением Правительства УР от 14 апреля 2014 года №130 утвержден порядок предоставления в 2014 и 2015 годах субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.

На 01.10.2015 г. ГКУ УР ЦЗН города Ижевска заключено 7 договоров по предоставлению субсидии на оснащение 14дополнительных (специальных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов по профессиям: контролер контрольно-пропускного пункта, резчик труб и заготовок, менеджер по продажам, инженер по охране труда, техник по метрологии, техник, сметчик, табельщик, системный администратор, секретарь [20].

2.2 Проблемы выпускников на рынке труда в г. Ижевске


Глобализация, изменение технологий, переход к постиндустриальному, информационному обществу, утверждение приоритетов устойчивого развития требуют использования специалистов нового типа, которые способны эффективно работать и учиться в течение жизни, самостоятельно овладевать знаниями из различных источников, проявлять готовность к постоянной смене профессии, прохождение переподготовки и повышения квалификации. Только такие специалисты могут проникать в глубины научно-технического прогресса, новейших достижений передовых технологий. Понятно, что такие специалисты, прежде всего, формируются в недрах рабочей силы молодежи, которая обладает новейшими знаниями.

С этой целью в городе Ижевске сформирована образовательная система, включающая в себя учреждения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

Система высшего и среднего профессионального образования представлена четырьмя высшими государственными учреждениями:

) Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова;

) Удмуртский государственный университет;

) Ижевская государственная медицинская академия;

) Ижевская государственная сельскохозяйственная академия.

Стоит отметить, что Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова входит в список ста лучших ВУЗов страны.

Система среднего профессионального образования в городе Ижевске представлена шестью государственными учреждениями среднего профессионального образования. Также в городе развивается сеть негосударственных образовательных учреждений [19].

Подготовка специалистов рабочих и инженерных специальностей учебными заведениями города осуществляется по всем основным направлениям, необходимым сегодня экономике города. В устранении существующего дисбаланса спроса и предложения на рынке труда большая роль принадлежит профориентационной работе. Широко распространены такие формы взаимодействия, как прохождение производственных практик и стажировок. Кроме того, при учебных заведениях создаются бизнес-инкубаторы и инновационные компании, активно сотрудничающие с производственными предприятиями, проводится размещение заказов на проведение научно-исследовательских работ на базе учебных заведений.

В рамках соглашений промышленные предприятия предоставляют учебным заведениям площадки для проведения практических занятий студентов и стажировки мастеров-преподавателей, выделяют учащимся именные стипендии, участвуют в техническом оснащении образовательных учреждений.

В целях трудоустройства выпускников учебных заведений используется механизм целевой контрактной подготовки специалистов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, который способствует закреплению на предприятиях молодых специалистов.

В то же время на рынке труда молодежь чувствует себя недостаточно комфортно, часто не выдерживает конкурентной борьбы с представителями старших возрастных поколений и, как следствие, не попадает в экономическую сферу. В городе Ижевске, как в других городах Российской Федерации, не используется значительная часть трудового потенциала молодежи. Такое положение на рынке труда, в частности, создается благодаря тому, что не учитываются специфические характеристики молодежи как субъекта рынка труда.

В настоящее время в системе образования города Ижевска, являющейся залогом формирования поколения, ориентированного на получение профессионального образования по востребованным направлениям и последующее становление локомотивом экономического, культурного и иного развития города, существует ряд проблем:

высокая степень износа материально-технической базы образовательных учреждений и низкая оснащенность техническими средствами воспитательно-образовательного процесса;

низкий уровень благоустройства территорий образовательных учреждений;

низкий уровень социального статуса педагогических работников, обусловливающий наличие дефицита квалифицированных кадров.

Также в рассматриваемом городе Ижевске, как и в других городах России, безработица среди молодежи вызвана следующими факторами:

недостаточным уровнем взаимодействия между учебными заведениями города и работодателями;

отсутствием у молодых специалистов знаний, основ социально-правовых отношений, необходимой квалификации;

слабая адаптация ижевской молодежи к окружающей среде;

высокие профессиональные требования работодателей к будущему работнику и нежелание нести дополнительные организационные и финансовые расходы, связанные с профессиональным обучением молодых кадров;

нежелание работодателей принимать на работу молодых людей в связи со службой в Вооруженных силах в будущем, а молодых женщин - в связи с отпуском по уходу за ребенком;

низкие официальные зарплаты молодых работников, которые предлагаются на рабочих вакансиях, и, соответственно, нежелание молодежи их заполнять;

высокий уровень коррупции при поступлении на «престижные» вакансии, особенно в государственных учреждениях.

Также среди возможных причин безработицы среди молодежи города Ижевска можно обозначить такие, как:

повышенными требованиями к престижу, заработку, содержанию, характеру и условиям труда;

высокой профессиональной и территориальной мобильностью, что обусловлено неустойчивость экономических и социальных связей.

Довольно часто выпускники высших учебных заведений начинают свой трудовой путь не по полученной специальности, а исходя их потребности компании. Так, в 2014 году не по полученной в высшем учебном заведении специальности трудоустроено более 60 % выпускников, вставших на учет в службу занятости города [19].

Наиболее престижными выпускникам школ представляются профессии банковского служащего, менеджера, экономиста, юриста, коммерсанта, то есть сегодня наблюдается явный перекос в сторону высшего гуманитарного образования. Большинство выпускников школ предпочитают поступление в высшее учебное заведение, в то время как более 70% банка вакансий в городе Ижевске составляют рабочие профессии.

К факторам, усугубляющим в настоящее время проблемы занятости выпускников, можно отнести:

низкий уровень заработной платы молодых специалистов;

отсутствие практических навыков и недостаточная квалификация, несоответствие профиля полученной профессии, специальности потребностям рынка труда;

превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату и недостаточная информированность о тенденциях на рынке труда и навыков поведения на нем.

За 2014 год в центры занятости населения обратился 412 выпускников высшего профессионального образования. Более половины из них (61,5%) - выпускники, закончившие высшие учебные заведения на бюджетной основе.

Трудоустроено 385 выпускников (68,6% от числа состоящих на учете). Из них по полученной в высшем учебном заведении специальности трудоустроено около 40 % выпускников.

В основном (77%) выпускники трудоустраиваются в течение одного месяца со дня обращения за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости населения.

Специалистам, спрос на которые ниже предложения на рынке труда предлагаются специально созданные временные рабочие места.

По состоянию на конец 2014 года в составе безработных города Ижевска числилось 52 выпускника высшего профессионального образования [19].

Данные в отношении специальности обратившихся выпускников представлены в таблице.

Таблица 1 - Данные в отношении специальности обратившихся выпускников в службы занятости города

Специальность

Доля среди выпускников, %

Инженер

22,0

Экономист

22,0

Преподаватель

8,1

Юристконсульт

7,7

Менеджер

5,1

Специалист

2,8


На сегодняшний день наблюдается отставание в потребности инженерных кадров со стороны предприятий.

Как уже было отмечено, на рынке труда города Ижевска число вакансий по специальностям, заявленным работодателями, значительно ниже числа граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости населения, имеющих данные специальности (предложение на рынке труда превышает спрос).

Ситуацию осложняет практическое отсутствие взаимосвязи между рынком образовательных услуг и рынком труда. С одной стороны, большое число молодых специалистов после окончания профессиональных учебных заведений остается без работы, а с другой - имеется множество вакансий, которые не могут быть закрыты специалистами, имеющимися на рынке труда. Разбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда молодых специалистов усугубляется еще и тем, что уровень получаемой квалификации в учебных заведениях не соответствует требованиям работодателей.

Таким образом, анализируя спрос и предложение на молодежном рынке труда города Ижевска, стоит отметить. Что в данном отношении предложение во многом превышает спрос. Большое количество выпускников высших и средних специальных учебных заведений не могут найти работу по окончании учебы.

2.3 Разработка рекомендаций по решению проблем занятости молодежи г. Ижевска


Современное развитие молодежного рынка труда в городе Ижевске требует сегодня особых усилий для нахождения точек взаимопонимания в диалоге с существующей системой образования как самого города, так и Удмуртской Республики в целом. Основой такого диалога является поиск путей взаимодействия и инновационных основ формирования толерантности рынка образования и рынка труда.

Сейчас существует объективная потребность в формировании новой парадигмы развития и профессиональной подготовки специалистов в условиях высшего учебного заведения. Рынок образования должен регулироваться современным рынком труда города и быть направленным в будущее как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. Для этого необходимо возрождение духовно-нравственных ценностей у молодежи, формирование ценностно-смысловых ориентаций на фоне размывания ориентиров и ценностей общественного развития.

В реализации диалога рынка образования и рынка труда важно понимать, что успешность трудоустройства выпускников вуза города Ижевска определяется эффективностью организации учебно-воспитательного процесса, его направленностью на практические технологии, которые необходимы на молодежном рынке труда, а также успеваемостью и качеством знаний студентов, их профессиональным потенциалом, способностями к реализации в условиях жесткой конкуренции [16, с. 181].

На рынке образовательных услуг на первый план выступает образование как процесс и результат усвоения знаний, развития, формирования жизненной компетенции. Молодежный рынок труда города испытывает потребность в опытных специалистах с высоким уровнем культуры, мобильности, творчества, адаптивности к социально-экономическим изменениям, а также необходимость вводить новые знания, использовать современные способы передачи информации и применять инновационные образовательные технологии.

Управления образованием, в частности ее качеством, - сложный, многогранный и нелинейный процесс, который должны постоянно координировать и корректировать субъекты управления в соответствии с социально-педагогических условий его функционирования. Управленческое решение в образовании должна основываться на новейших методологических разработках как отечественных, так и зарубежных ученых, а также уникальных особенностях образовательных систем каждой страны.

Согласно общепринятой концепции развития сферы образования целью государственной и региональной политики должно быть создание условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина. При этом среди приоритетных направлений такой политики определяется развитие профессионально-технического образования. Городские власти должны обеспечивать подготовку квалифицированных кадров, способных к творческому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению наукоемких и информационных технологий, конкурентоспособности на рынке труда [11, c. 126].

В данном отношении равный доступ к получению качественного среднего специального и профессионального образования в городе Ижевске должен реализовываться следующим путем:

предоставления возможности бесплатной первичной профессиональной подготовки в средних специальных профессиональных учебных заведениях;

развития сети профессионально-технических учебных заведений разных типов, профессиональных направлений и форм собственности с учетом демографических прогнозов, региональной специфики и потребностей рынка труда города Ижевска и Удмуртской Республики;

обеспечения вариативности и гибкости образовательно-профессиональных программ с учетом изменений на рынке труда и спроса на новые профессии в городе Ижевске и Удмуртской Республике;

создания условий для предоставления средним специальным и профессиональным учебным заведениям образовательных и других услуг населению, в том числе получение или повышение рабочей квалификации, а также переквалификации;

развития сотрудничества с предприятиями, учреждениями, организациями - заказчиками подготовки кадров, службой занятости;

участия работодателей в обеспечении функционирования и развития среднего специального и профессионального образования в городе Ижевске и Удмуртской Республике;

обновление материально-технической базы и внедрение информационных технологий [3, c. 25].

Стоит отметить, что основной целью среднего специального и профессионального образования в городе Ижевске должно стать общее и профессиональное развитие личности студента, становление его профессиональной культуры. Поэтому независимо от того, кого готовят профессиональные учебные заведения, главным является уровень общего и профессионального образования и профессионального развития, которые эти заведения обеспечивают.

Следует также подчеркнуть необходимость тесной связи среднего специального и профессионального, высшего и последипломного образования, что является залогом реализации непрерывного образования, образования на протяжении жизни, которое должна удовлетворять потребности личности в повышении квалификации или в получении новой профессии. Эти потребности возникают вследствие меняющихся условий рынка труда и требуют создания системы профессиональной подготовки в учебных заведениях различного типа, что обеспечит переход человека к более высоким уровням личностного и образовательного развития.

В свою очередь, для решения проблемы разбалансировки рынка образовательных услуг и молодежного рынка труда необходимо создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, задачами которой являются:

систематическое проведение семинаров по современным проблемам рынка труда и рынка образования с привлечением работодателей с целью разработки наиболее перспективных направлений профессиональной подготовки и обновления содержания учебных планов преподавания дисциплин;

обязательное прохождение практических занятий на предприятиях, которые являются заказчиками на рынке труда, ориентация практической подготовки на овладение молодыми специалистами актуальными практическими технологиями профессиональной деятельности;

внедрение методики обучения, направленной на специфику деятельности предприятий, для которых готовятся специалисты, а также написание дипломных проектов с возможной защитой на тех предприятиях, по материалам которых они выполнялись.

Подводя итог разработанным рекомендациям по решению проблем занятости молодежи города Ижевска, стоит отметить, что последние направлены на принципиальное реформирование организации учебного процесса и методики производственного обучения в высших и средне специальных образовательных учреждениях области.

В качестве основной цели разработанных рекомендаций должно стать общее и профессиональное развитие личности студента, становление его профессиональной культуры. Указанная цель может быть конкретизирована в трех направлениях:

создание условий для овладения человеком знаниями и навыками в сфере профессиональной деятельности, получение квалификации или переквалификация;

воспитание социально активной личности, которая в своей жизни руководствуется общечеловеческими и культурно-национальными ценностями и способна к производственным, экономическим, общественным отношениям, к участию в управлении, а также несет ответственность за результаты своей деятельности и т.д.;

удовлетворение сиюминутных и перспективных потребностей производства в квалифицированных специалистах, уровень подготовки которых соответствовал бы требованиям научно-технического, социального прогресса, которые были профессионально мобильными, имели разносторонние профессиональные и общеобразовательные знания, умения и навыки.

Таким образом, разработанные рекомендации при реализации их на практике ориентированы на решение проблем занятости молодежи города Ижевска и Удмуртской Республики в целом.

Заключение

В теоретической части исследования были рассмотрены теоретические аспекты состояния и проблем молодежного рынка труда. В частности, были раскрыты основные понятия и принципы функционирования рынка труда.

Рынок труда представляет собой многогранное понятие. Это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, в которой рабочая сила является товаром, то есть продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики. Кроме того, рынок труда занимает важное место в развитой рыночной системе. Отличие рынка труда от всех других рынков заключается в том, что в результате купли-продажи товар не отделяется от его предыдущего владельца, то есть фактически объектом купли-продажи является право на использование рабочей силы (способности к труду), причем предметом торга является не только определенный вид способностей выполнять трудовые функции, а и продолжительность и условия выполнения этих функций.

Основными субъектами рынка труда являются работодатель и наемный работник. Также есть посредники между ними - это государство, профсоюзы и союзы работодателей.

Состояние и динамика молодежного рынка труда в значительной степени зависит конъюнктура рынка труда страны в целом. Молодежь как субъект рынка труда, с одной стороны, является частью общих трудовых ресурсов общества с присущими ей чертами, с другой стороны, она имеет ряд особенностей и определенную специфику, которые надо учитывать.

Также молодежный сегмент рынка труда тесно связан с рынком образовательных услуг. Рынок труда молодежи является институтом социализации, потенциалом и источником приобретения и накопления профессионального опыта, носителем новых идей и новейших знаний. Он охватывает все сферы общественной жизни, внося новые качественные изменения в систему трудовых и общественных отношений.

Безработица молодежи - социально-экономическое явление, при котором работоспособная молодежь находится в поисках работы и готова приступить к ней, но не может реализовать свое право на труд, тем самым теряя основные средства к существованию. Причин безработицы среди молодежи достаточно много, и все они в той или иной степени способствуют появлению проблем трудоустройства молодых специалистов.

В практической части исследования проводился анализ проблем молодёжного рынка труда в городе Ижевске.

Город Ижевск является достаточно крупным городом с населением более 600 тыс. человек и целенаправленным развитием многопрофильной экономики.

Основу экономического и социального развития Ижевска составляет промышленное производство с долей численности работающих около 32% от среднесписочной численности работников организаций города Ижевска. Наибольшую долю (26,6 %) от среднесписочной численности работающих на крупных и средних организациях города Ижевска составляют работники, занятые на обрабатывающих производствах.

На рынке труда города Ижевска сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В составе зарегистрированных безработных граждан преобладают специалисты и служащие, а устойчивый спрос остается на рабочие профессии: слесарь, маляр, штукатур-маляр, каменщик, арматурщик, плотник, плотник-столяр, станочники (токари, фрезеровщики), сварщик, монтажник, кондитер, пекарь, оператор.

На рынке труда города Ижевска молодежь чувствует себя недостаточно комфортно, часто не выдерживает конкурентной борьбы с представителями старших возрастных поколений и, как следствие, не попадает в экономическую сферу. В городе Ижевске, как в других городах Российской Федерации, не используется значительная часть трудового потенциала молодежи. Такое положение на рынке труда, в частности, создается благодаря тому, что не учитываются специфические характеристики молодежи как субъекта рынка труда.

Анализируя спрос и предложение на молодежном рынке труда города Ижевска, стоит отметить. Что в данном отношении предложение во многом превышает спрос. Большое количество выпускников высших и средних специальных учебных заведений не могут найти работу по окончании учебы.

Разработанные в рамках исследования рекомендации по решению проблем занятости молодежи города Ижевска направлены на принципиальное реформирование организации учебного процесса и методики производственного обучения в высших и средне специальных образовательных учреждениях области.

В качестве основной цели разработанных рекомендаций должно стать общее и профессиональное развитие личности студента, становление его профессиональной культуры.

Таким образом, разработанные рекомендации при реализации их на практике ориентированы на решение проблем занятости молодежи города Ижевска и Удмуртской Республики в целом.

рынок труд молодежь

Список используемой литературы

1.    Алехин Э.В. Социология управления: учебное пособие. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2012. - 163 с.

2.      Бурджалов Ф.Э., Гонтмахер Е.Ш. Рынок труда: реакция на кризис (по материалам зарубежных стран): учебник. - М.: ИМЭМО РАН, 2014. - 185 с.

.        Гударенко Ю.А. Проблемы и противоречия взаимодействия института высшего профессионального образования и молодежного рынка труда // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. - № 2. - С. 25.

.        Ермолаева С.Г. Рынок труда: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 108 с.

.        Зайцева Т.В. Управление развитием человеческих ресурсов. - М.: Инфра-М, 2012. - 109 с.

.        Захарова Л.Н., Вукович Г.Г. Воспроизводство рабочей силы: проблемы и противоречия молодежного сегмента рынка труда // Экономика устойчивого развития. - 2012. - № 11. - С. 113-116.

.        Капелюшников Р., Ощепков А. Российский рынок труда: парадоксы посткризисного развития // Вопросы экономики. - 2014. - № 7. - С. 66-92.

.        Карнаух И.И. Практическая психология управления: учебник / И.И. Карнаух, В.М. Танаев. - Ростов-н/Дону.: Феникс, 2010. - 471 с.

.        Колесникова Ю.С., Камашева А.В. Пути решения проблем молодежного рынка труда // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 4. - С. 59-61.

.        Красножон Н.С. Инновационный потенциал молодежи: проблемы реализации на рынке труда // Стратегия и механизмы регулирования промышленного развития. - 2013. - № 5. - С. 388-400.

.        Кругликова Л.Н. Социальная защита молодежи в сфере занятости // Экономика и управление. - 2010. - № 5. - С. 125-127.

.        Кулатаева А.А. Эффективное поведение на рынке труда: учебное пособие. - Южноуральск, 2010. - 161 с.

.        Любенкова Е.П., Любенкова А.С. Современные проблемы развития молодежного рынка труда в Российской Федерации // Крымский экономический вестник. - 2014. - № 2 (09). - С. 131-133.

.        Мрачковский А.Е. Рынок труда: учебник / А.Е. Мрачковский, А.А. Михайлов. - ОмГТУ, 2011. - 100 с.

.        Рощин С.Ю., Слесарева А.А. Наем молодых работников на российском рынке труда. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 35 с.

.        Чередниченко И.П. Психология образования / И.П. Чередниченко. Н.В. Тельных.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 608 с.

.        Шерер И.Н. Проблемы молодежного рынка труда в условиях современного кризиса // Философия социальных коммуникаций. - 2010. - № 3. - С. 13-22.

.        Шишкина Е.С., Сажин И.А. Проблемы сбалансированности молодежного рынка труда // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 1 (7). - С. 91-95.

.        Официальный сайт Муниципального образования город Ижевск.

.        Экспресс-информация о ситуации на рынке труда города Ижевска на 01.10.2015 г. // Официальный сайт Муниципального образования город Ижевск.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!