Принципы социологических исследований

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,59 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы социологических исследований

СОДЕРЖАНИЕ

1. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

. ОБРАБОТКА СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА. АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Не достающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог - построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Итак, социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии - снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т. е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

Представим себе, что надо изучить забастовку.

Вначале социолог составляет теоретическую схему явления. Она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.

К примеру, понятие «масштаб забастовки» можно свести к таким признакам, как число активных забастовщиков и сочувствующих им, размер нанесенного экономического ущерба, продолжительность забастовочной акции, реакция общественности (публикации в прессе - центральной или только местной, разговоры, слухи) и официальных органов (создание специальных комиссий, обращение в судебные инстанции, применение санкций). Похожим образом конкретизируются и другие понятия, включенные в теоретическую схему. Список абстрактных понятий еще не создает научную теорию. Для этого между ними надо установить логические связи. Их-то главным образом и проверяют в эмпирическом исследовании. До того как их проверили, они носят предположительный, или гипотетический характер.

Научная гипотеза - это предположение о характере связи научных понятий, а не о самих понятиях.

Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абстрактных понятий. Например, вы можете предположить, что забастовки суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее использовать более конкретные термины.

К примеру, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличением продолжительности забастовки растет вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами.

Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или опросе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Остается их проверить. Не подтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез служит наша интуиция. Каждый может поупражняться в этом, а затем проверить, ошибся он или нет.

Ну а как же все-таки проверяются гипотезы? Конкретные признаки формулируются на языке социологического инструментария - анкеты, статистического документа, бланка интервью и т. д. Так, число активных участников, забастовки можно узнать в министерстве, городской мэрии, милиции, администрация предприятия. Если там нет информации, ее получают из опроса. Тогда в анкете формулируется соответствующий вопрос: относите ли вы себя к активным участникам забастовки, к пассивным участникам, сочувствующим, нейтральным наблюдателем или к числу ее противников? Все конкретные признаки должны присутствовать в анкете. А откуда в таком случае берутся связи?

Обычно связь конкретных признаков, например продолжительности забастовки и убывания числа сочувствующих, устанавливается при математической обработке анкет. Но иногда ее выясняют непосредственно.

Респондента спрашивают: «Станете ли вы поддерживать бастующих, если акция продлится слишком долго (сколько именно)»? На практике подобные сведения трудно получить из статистики. Необходим социологический опрос. Статистика или опрос дадут информацию о том, сколько человек принимали участие в организации забастовки, в переговорных процессах на начальной и конечной стадиях, сколько активно выступали против ее проведения и сколько выражали сочувствие.

Сравнивая и дополняя субъективные и объективные данные, социолог получает полномасштабную картину. По результатам исследования социолог выстраивает определенные тенденции и устанавливает зависимости одного события от другого (скажем, числа сочувствующих от продолжительности забастовки).

Если первый признак уменьшается по мере того, как выражает второй, то ученый делает вывод о подтверждении гипотезы. А если подтвердились и все другие предположения, то верна теория в целом. Правда, надежным инструментом познания она станет лишь после того, как его теорию, полностью или частично, подтвердят в других исследованиях. Цементом его картины выступают закономерности - периодически повторяющиеся тенденции: солнце каждый день встает на востоке, у бедных на питание тратится большая часть семейного дохода, чем у богатых (обычно 2/3 дохода). Гипотезы - стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена связь явлений. Все другие элементы социологического исследования - программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ - играют обслуживающую роль. Ведь сущность человеческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерности явлений.


. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Достоверность результатов социологического исследования напрямую зависит от того, какие методы сбора эмпирических данных в нем используются и каким образом. Поэтому необходимо разобраться в сущности каждого из практикуемых в социологии методов и освоить технику их применения.

Анкетирование. Это разновидность (наряду с интервью) метода опроса, сбор данных в виде письменных ответов, которые фиксируются опрашиваемым, в социологии обычно именуемым словом «респондент» (от англ. to respond - отвечать), в специально изготовленном вопроснике - анкете. Анкета как инструмент социологического исследования - это не просто перечень вопросов, интересующих исследователя, а система, в которой каждый вопрос является ее элементом, выполняющим отведенную ему функцию и вносящим тем самым вклад в достижение общей цели исследования.

В зависимости от выполняемой функции выделяют следующие виды вопросов:

Øвводные (контактные), призванные сконцентрировать внимание респондента на проблемах, которым посвящена анкета, и сформировать у него готовность отвечать на вопросы по тематике исследования;

Øвопросы-«фильтры», нацеленные на определение того, в какой степени данный респондент может быть источником информации по данной тематике и какие из вопросов анкеты следует ему адресовать;

Øосновные (содержательные), направленные на получение информации собственно по предмету исследования;

Øсоциально-демографические («паспортные»), ориентированные на получение информации о возрасте, поле, образовании, роде занятий респондента и других характеристиках, степень влияния которых на характер ответов на основные вопросы анкеты желает установить исследователь.

За почти полтора столетия применения метода выработана техника анкетирования - совокупность приемов составления, распространения, сбора и обработки анкет.

При составлении анкеты необходимо поместить в ее начале краткое обращение к респонденту, разъясняющее цели проводимого анкетирования таким образом, чтобы заинтересовать опрашиваемого и мотивировать его заполнить и вернуть анкету, а также содержащее общие инструкции по работе с анкетой. Вопросы следует группировать в блоки в зависимости от темы или адресата, помещая между блоками указатели-переходы («следующая группа вопросов только для ответивших «да», ответившие «нет» переходят к вопросу №...» и т.п.).

Открывать анкету (блоки) следует вводными вопросами (не более двух), по возможности совмещая их с «фильтрами». Включать в число основных следует только вопросы, необходимые для достижения целей исследования, так как эффективное количество вопросов в анкете определяется не столько этими целями, сколько пределами заинтересованности и терпения респондентов, т.е. степенью риска получить формальные ответы - «отписки». «Массовому» респонденту без дополнительного контроля и стимулов со стороны исследователя можно предлагать не более 10-15 вопросов. Подготовленному и мотивированному интересной для него темой и уважением к его мнению респонденту-«эксперту» можно предложить анкету, содержащую до 40-50 основных вопросов.

Похожие работы на - Принципы социологических исследований

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!