Особенности психического здоровья и его динамики у студентов-психологов младших курсов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    395,37 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности психического здоровья и его динамики у студентов-психологов младших курсов

Реферат

Дипломная работа: 71 страница, 7 рисунков, 26 таблиц, 53 источника, 1 приложение.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ МЛАДШИХ КУРСОВ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, НЕВРОТИЗАЦИЯ

Объект исследования: психическое здоровье.

Цель: выявление динамики психического здоровья студентов-психологов младших курсов.

Методы исследования: методика экспресс-диагностики невроза К. Хека-Х. Хесса; шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера-Ю. Ханина; опросник А. Бека для оценки депрессии; методика самооценки личности С. А. Будасси; тест дифференцированной самооценки функционального состояния САН; опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина; методика исследования волевой организации личности М. С. Гуткина.

Полученные результаты: 1) на основе теоретического анализа предложены совокупность составляющих психического здоровья, а также взгляд на причину невротизации; 2) посредством теоретического исследования выявлено, что в студенческой популяции на младших курсах обучения в вузе отмечается наибольший риск возникновения невротических расстройств; 3) эмпирическим путем были выделены «группы риска»; в большинстве предложенных нами критериев, включенных в совокупность составляющих психического здоровья, удалось доказать достоверность различий признаков в группе здоровых, по сравнению с другими, выделенными нами, группами; 4) в группе с вегетативной симптоматикой ко второму курсу увеличилось количество студентов с умеренным уровнем личностной тревожности (p≤0.05); в группе малоадаптивных на 2 курсе отмечается большее количество студентов с благоприятным состоянием активности (p≤0.05) по сравнению с 1 курсом.

Область применения: сфера образования, психопрофилактика и психогигиена в области психического здоровья студентов.

Практическая значимость: разработанные нами совокупность составляющих психического здоровья, а также подход к этиологии неврозов может способствовать как профилактике их самих, так и профилактике невротических проявлений при психосоматических заболеваниях.

Введение

Наличие физического, психического и психологического здоровья есть основной фактор, необходимый для личностного роста и успешной социализации. Актуальной является проблема сохранения здоровья населения страны, в том числе, тех слоев населения, которые находятся в процессе личностного роста - студентов, школьников. Их успешная самореализация будет полезна не только для них самих, но и общества в целом. Проблема сохранения здоровья студентов, по сравнению с проблемой сохранения здоровья школьников, менее изучена. Между тем, уже в начале обучения в вузе - в процессе адаптации студентов к вузу, возникает ряд проблем, связанных с необходимостью расширения навыков самостоятельной работы, формирование нового, более интенсивного режима труда, повышения уровня ответственности, и т. д.

Все это создает трудности, вызывает тревогу, и при неблагоприятном стечении обстоятельств может негативно отражаться на самочувствии первокурсников, их активности и настроении, вызывать появление негативных переживаний, снижать работоспособность, что, в свою очередь, может привести к невротизации.

В системе воспитательной работы вузов уделяется немалое внимание профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, СПИДа как необходимой меры по охране общественного здоровья. Однако, «занимаясь формированием здорового образа жизни, очень важно проявлять заботу о психическом здоровье студентов» [1, с. 65]. Прежде всего, это касается неврозов, как одних из самых распространенных нервно-психических нарушений.

«Как отмечалось на XVI конгрессе европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья, который состоялся в 2011 г. в Москве, нервно-психические расстройства лидируют по распространенности среди других в студенческой популяции» [10, с. 420].

Непсихотический характер невротических нарушений, обусловленный влиянием психотравмирующих событий, зачастую приводит к недооценке значимости проблемы и масштаба последствий. Психогенными воздействиями на психику каждого человека наполнена вся жизнь. Не смотря на то, что в МКБ-10 неврозам отказано в самостоятельном существовании, в настоящее время они охватывают все большее количество людей, в т. ч. студентов. На взгляд Р. К. Назырова, «…современные неврозы с легкостью возвращают свои позиции. И современная медицина превращается в сложнейший медицинский, а вернее медико-психологический лабиринт 21-го века» [2, с. 135].

М. Н. Дмитриев с соавторами указывают на то, что проблемой не только последних лет, но даже десятилетий, является высокая частота встречаемости психической патологии непсихотического уровня [3]. Е. А. Григорьева, Л. К. Хохлов пишут о необходимости акцентирования внимания и оказания помощи страдающим «невыраженными формами психопатологии, с предболезненными состояниями» [4, с. 65]. Данные исследователи, также как и М. Н. Дмитриев, А. А. Булейко, Э. Г. Карапетян, отмечают тенденцию к возрастанию подобных пограничных форм, к числу которых, прежде всего, относятся неврозы.

Изучением невротизации занимались такие авторы, как В. Н. Мясищев (1960), Г. К. Ушаков (1987), А. Б. Братусь (1988), А. М. Свядощ (1997), А. И. Захаров (1998), Ю. А. Александровский (2000), В. Д. Менделевич (2001) и др. Тем не менее, вместе с учетом многолетних исследований проблемы неврозов, имеются недостаточно освещенные вопросы в этой области. Так, актуальным представляется изучение особенностей невротизации у студенческой молодежи.

Как сказал Э. Кречмер: «Психология невроза - это психология человеческого сердца вообще» [5, с. 146]. По мнению Н. Г. Незнанова, на сегодняшний день «существуют две различные точки зрения на неврозы: как самостоятельную нозологическую группу пограничной области медицины со своими этиопатогенетическими механизмами и как расстройства общепсихопатологического невротического регистра, которые наблюдаются при самых различных, и не только психических, заболеваниях» [6, с. 3].

Согласно В. Н. Мясищеву, невроз - это психогенное заболевание, в основе которого лежит нерационально разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее «болезненно тягостные переживания» [7, с. 232-233]. Неврозы, согласно А. М. Свядоща, это психогенные по своей этиологии, обратимые нарушения нервной деятельности, вызванные психотравмами, «действие которых определяется не их физическими параметрами, а информационным значением» [8, с. 9]. При этом А. М. Свядощ подчеркивает, что патогенность психотравмирующей ситуации зависит от значимости ее для самого индивида и от семантической стороны сообщения [8]. Подобное мнение согласуется с позицией В. Н. Мясищева.

Е. Л. Николаев ссылается на исследование М. А. Ильиной (2004) проблем пограничных психических расстройств у студентов, которая пришла к выводу, что пограничные состояния - это «проявление психической дезадаптации» [9, с. 11]. В таком понимании рациональным представляется необходимость формирования навыка конструктивного подхода к стрессовым ситуациям, а также умения вовремя перестраиваться под изменяющиеся условия, особенно на начальной стадии учебной деятельности.

«Как отмечалось на XVI конгрессе европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья, который состоялся в 2011 г. в Москве, нервно-психические расстройства лидируют по распространенности среди других в студенческой популяции» [10, с. 420].

Несмотря на то, что в отношении возникновения неврозов имели и имеют место самые разноречивые представления, а в МКБ-10 неврозам и вовсе отказано в самостоятельном существовании, все же на данный момент этиологически они признаются психогенными нарушениями, а значит - обратимыми, с достаточно благоприятным прогнозом.

Вышеизложенное определяет актуальность данной работы.

Объект исследования: психическое здоровье.

Предмет исследования: динамика психического здоровья студентов-психологов младших курсов.

Цель: выявление динамики психического здоровья студентов-психологов младших курсов.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

) определить различные подходы к проблеме психического здоровья и патологии путем теоретического анализа;

) выявить влияние обучения в вузе на состояние психического здоровья студентов на основе теоретического исследования;

) установить на основании эмпирического исследования особенности состояния психического здоровья студентов-психологов младших курсов;

) установить динамику психического здоровья студентов младших курсов по результатам лонгитюдного исследования.

В работе использованы следующие методы: методика экспресс-диагностики невроза К. Хека-Х. Хесса; шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера-Ю. Ханина; опросник А. Бека для оценки депрессии; методика самооценки личности С. А. Будасси; тест дифференцированной самооценки функционального состояния САН; опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина <#"871466.files/image001.gif">

Рисунок 2 - Динамика уровней невротизации, депрессивности и личностной тревожности у студентов-психологов младших курсов

Данные о выраженности уровня личностного адаптационного потенциала, уровня поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости, уровня коммуникативного потенциала, а также уровня моральной нормативности у студентов младших курсов и динамики вышеперечисленных показателей представлены на рисунке 3 (средние значения).

Как видно на рисунке 3, несколько выше стали показатели коммуникативного потенциала и моральной нормативности. Возможно, это говорит о том, что в период обучения потребность в общении у студентов удовлетворяется. Рост уровня моральной нормативности может свидетельствовать об адекватном восприятии своей новой социальной роли студента, морально-нравственных норм поведения и требований социального окружения. Чуть ниже выражены показатели личностного адаптационного потенциала, а также поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости. Однако, при обработке данных, представленных на рисунке 3, достоверность различий не достигла уровня статистической значимости ни по одному из этих показателей.

Рисунок 3 - Динамика уровней личностного адаптационного потенциала, поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности у студентов-психологов младших курсов

Далее мы провели анализ данных о средних значениях самооценки у студентов младших курсов и ее динамики за год (рисунок 4).

На рисунке 4 видно, что самооценка испытуемых возросла ко 2 курсу. Несмотря на то, что среднее значение самооценки на 1 курсе соответствовало, согласно интерпретации опросника Будасси, средней адекватной самооценке, все-таки ко 2 курсу ее значение возросло настолько, что в среднем, для достижения высокой адекватной самооценки необходимо еще немного. Это может свидетельствовать о позитивном влиянии педагогического воздействия в процессе обучения. Поступив в вуз, успешно сдавая сессии и выполняя различного рода задания, в т. ч. творческого характера, респонденты осознают собственную самоценность. Иными словами, их отношение к себе повышается при успехе в деятельности, а значит, такое повышение самооценки является адекватным. Тем не менее, выраженность самооценки на 2 курсе по сравнению с 1 курсом, при статистическом анализе не достигает уровня значимости.

Рисунок 4 - Динамика уровня самооценки у студентов-психологов младших курсов

Динамика средних значений уровня самочувствия, уровня активности и уровня настроения у студентов младших курсов рассмотрены на рисунке 5. Данные рисунка 5 показывают, что несколько больше, чем остальные показатели снизился уровень активности. Возможно, это связано с тем, что студенты поняли свои задачи и средства их достижения, и, в связи с этим, перестали растрачивать свои силы на что-то другое.

Рисунок 5 - Динамика уровней самочувствия, активности и настроения у студентов-психологов младших курсов

В среднем, уровень самочувствия и уровень настроения почти не изменился. Эти показатели не достигают уровня статистической значимости.

Таким образом, исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

) предположительно, что среди факторов, приводящей к невротизации - сочетание низкого уровня личностного адаптационного потенциала, низкого уровня поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости, высокого уровня личностной тревожности, поскольку у всех студентов с невротизацией 1 курса и у 66,7% студентов 2 курса отмечается данное сочетание. Кроме того, по нашему мнению, вышеизложенная совокупность факторов может приводить вначале к субдепрессивной симптоматике, затем к неблагоприятному состоянию самочувствия, и затем, как следствие - к невротизации, т. к. в группе с невротизацией 1 курса количество респондентов с данными показателями составляет 60 процентов, а в группе с невротизацией 2 курса - 41,7% студентов;

) в группе тревожных ко 2 курсу увеличилось количество респондентов: с отсутствием невротизации (на 1%), с высоким / удовлетворительным уровнем моральной нормативности (на 6,3%), с отсутствием вегетативной симптоматики (на 2,9%). Достоверность различий частоты встречаемости данных признаков у студентов 2 курса по сравнению со студентами-первокурсниками не является статистически значимой;

) в группе малоадаптивных на 2 курсе по сравнению с 1 курсом возросло число испытуемых: с отсутствием депрессивной симптоматики (на 10,1%); с умереннымуровнем личностной тревожности (на 21,5%), с высоким / удовлетворительным уровнем поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости (на 3,4%), с высоким / удовлетворительным уровнем моральной нормативности (на 10,5%). Достоверность различий частоты встречаемости данных признаков у студентов 2 курса по сравнению со студентами-первокурсниками не является статистически значимой;

) у студентов 1 курса отмечается следующий средний уровень показателей психического здоровья: средний уровень невротизации - 19,1 балла; средний уровень депрессивности - 8,1 балла; средний уровень личностной тревожности - 43,9 балла. Ко второму курсу данные показатели практически не изменились, что может говорить об отсутствии ухудшения состояния психического здоровья в исследуемой выборке;

) на 2 курсе обучения у испытуемых увеличились средние показатели коммуникативного потенциала (на 1,1 стена) и моральной нормативности (на 1,2 стена). Возможно, в период обучения потребность в общении у студентов удовлетворяется. Рост уровня моральной нормативности может свидетельствовать об адекватном восприятии своей новой социальной роли студента, морально-нравственных норм поведения и требований социального окружения.

Заключение

В ходе проведенного теоретического и эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:

) путем теоретического анализа мы установили существование двух основных подходов к пониманию психического здоровья: патоцентрического (медицинская модель) и саноцентрического (психологическая модель), в результате чего, нами предложена следующая совокупность составляющих психического здоровья:

отсутствие психических заболеваний и пограничных состояний;

отсутствие психосоматических заболеваний и психосоматических расстройств;

отсутствие хронических заболеваний, не относящихся к разряду психосоматических;

отсутствие депрессивных симптомов;

умеренная личностная тревожность;

средняя или высокая адекватная самооценка;

удовлетворительный или высокий адаптационный потенциал;

средний или высокий уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости;

удовлетворенность общением;

средний или высокий уровень моральной нормативности;

благоприятное самочувствие;

высокая активность;

благоприятный уровень настроения;

развитые волевые качества.

По нашему мнению, в данном случае отражен позитивный взгляд на понятие «здоровье», сочетание объективных критериев и субъективных ощущений индивида.

В ходе теоретического исследования мы предположили следующий механизм возникновения невротизации: в результате неправильного воспитания происходит нарушение отношения к себе; как следствие - несовершенство защитных механизмов, неадаптивное поведение, трудности рациональной переработки психотравмирующих ситуаций, а также возникновение в связи с этим аффективно окрашенных переживаний, которые могут привести к невротизации;

группа здоровых;

группа с невротизацией;

группа с субдепрессией;

группа тревожных;

группа малоадаптивных;

группа с вегетативной симптоматикой;

группа с хроническими заболеваниями, в т. ч. психосоматическими;

Среди них все, кроме группы здоровых можно отнести к «группам риска».

) в большинстве предложенных нами критериев, включенных в совокупность составляющих психического здоровья, удалось доказать достоверность различий частоты встречаемости составляющих психического здоровья в группе здоровых по сравнению с другими группами. Это подтверждает целесообразность выдвинутой нами совокупности составляющих и эмпирически доказывает, что использование данных критериев позволяет определить не только состояние психического здоровья на текущий момент, выявить «группу риска», но и установить «зоны уязвимости» отдельного студента. Немаловажную роль в разработанной нами совокупности играет возможность проведения более целенаправленных мер психопрофилактики;

) группа здоровых на 1 курсе составила 20% респондентов, на 2 курсе - 22,5% респондентов, что может свидетельствовать о положительной динамике состояния психического здоровья студентов младших курсов;

) в группе с невротизацией ко 2 курсу снизилось количество студентов: с субдепрессией (на 10%), с высоким уровнем личностной тревожности (на 33,4%), с неблагоприятным состоянием настроения (на 5%), с вегетативной симптоматикой (на 8,4%). В данной группе на 2 курсе обучения отсутствуют респонденты: с низким уровнем моральной нормативности (на 1 курсе их количество составляло 10%), с неадекватной самооценкой (ранее их число составляло 30%). Частота встречаемости негативных признаков состояния психического здоровья на 2 курсе по сравнению с 1 курсом не достигает уровня статистической значимости. Это может говорить о том, что ухудшения состояния психического здоровья в группе с невротизацией спустя год не произошло;

) средний уровень самооценки у студентов ко 2 курсу стал выше на 0,12 баллов по сравнению с данным показателем на 1 курсе. Это может свидетельствовать о позитивном влиянии педагогического воздействия в процессе обучения. Поступив в вуз, успешно сдавая сессии и выполняя различного рода задания, в т. ч. творческого характера, студенты осознают собственную самоценность. Иными словами, их отношение к себе повышается при успехе в деятельности, а значит, такое повышение самооценки является адекватным;

) средний уровень активности студентов на 2 курсе снизился на 0,5 балла. Возможно, это связано с тем, что студенты поняли свои задачи и средства их достижения, и, в связи с этим, перестали растрачивать свои силы на что-то другое.

Научная новизна: на репрезентативной выборке получены данные о состоянии психического здоровья и его динамики у студентов младших курсов. На основе лонгитюдного исследования выдвинуты возможные факторы, предшествующие невротизации среди студенческой молодежи. Разработана совокупность составляющих психического здоровья, которая была доказана как теоретически, так и эмпирически. На основании анализа литературных источников представлен взгляд на причину невротизации.


Список использованных источников

1. Колесникова, В. Ф. Из опыта работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек в молодежной среде / В. Ф. Колесникова, М. А. Иваненко, З. М. Грабко // Современные подходы к продвижению здоровья : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 26 октября 2012 г. / Гомельский гос. мед. университет ; редкол.: А. Н. Лызиков [и др.]. - Гомель, 2012. - С. 63-65.

. Назыров, Р. К. О клинической психотерапии неврозов / Р. К. Назыров // Неврозы в современном мире. Новые концепции и подходы к терапии : сборник тезисов науч.-практ. конф., С-Петербург, 3-4 февраля 2011 г. / СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева ; редкол.: Н. Г. Незнанов, Б. Д. Карвасарский [и др.]. - С-Петербург, 2011. - С. 134-138.

. Дмитриев, М. Н. Изучение латентных психических нарушений у студентов-медиков / М. Н. Дмитриев, А. А. Булейко, Э. Г. Карапетян, Н. В. Коломыйцева, И. Г. Молчанова // Психиатрия: быть или не быть : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, Ростов н/Дону, 15-17 июня 2011 г. / Ростов. гос. мед. ун-т, Леч. науч-реабил. центр «Феникс» ; редкол.: В. А. Солдаткин (отв. ред.) [и др.]. - Ростов н/Дону, 2011. - С. 76-79.

. Григорьева, Е. А. Возможности психиатрии и действительность / Е. А. Григорьева, Л. К. Хохлов // Психиатрия: быть или не быть : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, Ростов н/Дону, 15-17 июня 2011 г. / Ростов. гос. мед. ун-т, Леч.-реабилит. науч. центр «Феникс» ; редкол.: В. А. Солдаткин (отв. ред.) [и др.]. - Ростов н/Дону, 2011. - С. 62-65.

. Семке, В. Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности / В. Я. Семке. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 237 с.

. Неврозы в современном мире. Новые концепции и подходы к терапии: сборник тезисов науч.-практ. конф., С-Петербург, 3-4 февраля 2011 г. / СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева ; под ред. Н. Г. Незнанова, Б. Д. Карвасарского [и др.]. - С-Петербург, 2011. - 287 с.

. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1960. - 409 с.

. Свядощ, А. М. Неврозы (руководство для врачей) / А. М. Свядощ. - СПб. : Питер Паблишинг, 1997. - 448 с.

. Николаев, Е. Л. Современные направления исследования пограничных психических расстройств / Е. Л. Николаев // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2007. - № 3. - С. 8-50.

. Краснова, В. В. Социальная тревожность как фактор эмоционального благополучия у студентов / В. В. Краснова // Трансляционная медицина - инновационный путь развития современной психиатрии : тезисы общероссийской конф. с междунар. участием, г. Самара, 21-23 сентября 2013 г. / Самарский гос. ун-т ; под ред. проф. Н. Г. Незнанова, проф. В. Н. Краснова [и др.]. - Самара, 2013. - С. 420-421.

. Малейчук, Г. И. Особенности феноменологического подхода к оценке психического здоровья / Г. И. Малейчук // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3. - 2011. - № 1. - С. 150-157.

. Бухановский, А. О. Общая психопатология: пособие для врачей / А. О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. Е. Литвак. - Ростов н/Д. : Изд-во ЛРНЦ Феникс, 1998. - 416 с.

. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Спб : Прайм-Еврознак, 2002. - 639 с.

. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М. : Мысль, 1988. - 301 с.

. Дмитриева, Т. Б. Психическое здоровье россиян / Т. Б. Дмитриева, Б. С. Положий // Человек. - 2002. - № 6. - С. 14-16.

. Журавлева, А. Е. Здоровье и здоровьесбережение в юношеском возрасте: теоретический аспект / А. Е. Журавлева // Современная психология: теория и практика : сборник тезисов науч.-практ. конф., Москва, 27-28 марта 2012 г. / Москва : Изд-во Спецкнига, 2012. - С. 60-62.

. Манакова, Е. А. Переживание одиночества как вид нарушения психологического здоровья в контексте личностных особенностей / Е. А. Манакова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11-12 апреля 2012 г. / АлтГПА ; редкол.: [и др.]. - Барнаул, 2012. - С. 123-125.

. Фролова, Ю. Г. Медицинская психология: учеб. пособие / Ю. Г. Фролова. - Минск : Выш. шк., 2009. - 383 с.

. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия: учебник для вузов / Б. Д. Карвасарский. - СПб. : Питер, 2002. - 672 с.

. Фрейджер, Р., Фэйдимен, Дж. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Дж. Фэйдимен; пер. с англ. - М. : Мир, 2004. - 657 с.

. Александров, А. А. Психотерапия: учеб. пособие / А. А. Александров. - СПб : Питер, 2004. - 480 с.

. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - М. : АСТ, Харвест, 1998. - 660 с.

. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: Рационально- эмоциональный подход / А. Эллис; пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.

. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом; пер. с англ. Т. С. Драбкиной. - М. : Класс, 1998. - 576 с.

. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу; пер. с англ. - М. : Смысл, 1999. - 425 с.

. Хайгл-Эверс, А. Базисное руководство по психотерапии / А. Хайгл-Эверс и др; пер. с англ. - Изд-во : Речь; Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1998. - 784 с.

. Фролова, Ю. Г. Биопсихосоциальная модель как концептуальная основа психологии здоровья / Ю. Г. Фролова // Философия и социальные науки. - 2008. - № 4. - С. 60-65.

. Мизинова, Е. В. Динамика социально-психологических характеристик личности больных с невротическими расстройствами в период с середины 1980-х по 2010 год и их влияние на характер и степень выраженности психопатологической симптоматики / Е. В. Мизинова // Неврозы в современном мире. Новые концепции и подходы к терапии : сборник тезисов науч.-практ. конф., С-Петербург, 3-4 февраля 2011 г. / СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева ; редкол.: Н. Г. Незнанов, Б. Д. Карвасарский [и др.]. - С-Петербург, 2011. - С. 122-124.

. Брагина, К. Р. Тревожная и депрессивная симптоматика в рамках невротических и адаптационных расстройств у студентов-медиков на различных этапах обучения / К. Р. Брагина // Вісник Вінницького державного медичного університету. − 2003. − Т. 7. − № 2/2. − С. 849-851.

. Годник, С. М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы / С. М. Годник, В. С. Листенгартен. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1997. - 51 с.

. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия : руководство для врачей / А. Е. Личко. - Л. : Медицина, 1979. - 336 с.

. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.

. Назарова, Л. А. Проблема адаптации студентов-первокурсников к вузовской системе гуманитарной подготовки [Электронный ресурс]. Режим доступа : http: //www.pritiki.net. - Дата доступа : 01.02.2011.

. Зорко, Ю. А. Особенности психического здоровья студентов / Ю. А. Зорко // Медицинские новости. - 1998. - № 12. - С. 9-12.

. Климова, Е. В. Необходимость изучения психического здоровья студентов для оказания психологической помощи: психопрофилактический аспект / Е. В. Климова // материалы Всерос. 66-й итоговой студенческой науч. конф. им. Н. И. Пирогова, Томск, 23−25 апреля 2007 г. / Сибирский гос. мед. ун-т; под ред. В. В. Новицкого [и др.]. − Томск, 2007. − 423 с.

. Сурмач, М. Ю. Влияние физической активности, способов проведения досуга и факторов, связанных с обучением, на психическое здоровье студента / М. Ю. Сурмач, Т. А. Бурбицкая, О. Н. Куратник // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2011. - № 2. - С. 35-40.

. Агаджанян, Н. А. Здоровье студентов / Н. А. Агаджанян. - М. : Мысль, 1997. - 200 с.

. Клези, Я. Невроз, обустройство жизни, государственное устройство (часть 2) / Я. Клези // Независимый психиатрический журнал. - 2012. - № 1. - С. 28-46.

. Говорин, Н. В. Распростаненность невротических расстройств у студентов средне-специального учебного заведения / Н. В. Говорин, О. А. Тарасова, А. В. Сахаров // Трансляционная медицина - инновационный путь развития современной психиатрии : тезисы общероссийской конф. с междунар. участием, г. Самара, 21-23 сентября 2013 г. / Самарский гос. ун-т ; под ред. проф. Н. Г. Незнанова, проф. В. Н. Краснова [и др.]. - Самара, 2013. - С. 171-172.

. Кулыгина, М. А. Психическое здоровье студентов: клинико-психологические факторы риска и возможности психотерапии / М. А. Кулыгина // Трансляционная медицина - инновационный путь развития современной психиатрии : тезисы общероссийской конф. с междунар. участием, г. Самара, 21-23 сентября 2013 г. / Самарский гос. ун-т ; под ред. проф. Н. Г. Незнанова, проф. В. Н. Краснова [и др.]. - Самара, 2013. - С. 421-423.

. Идобаева, О. А. Психологические условия начального этапа профессионализации студентов-медиков / О. А. Идобаева // Ананьевские чтения - 2013. Психология в здравоохранении : материалы науч. конф., С-Петербург, 22-24 октября 2013 г. / С.-Петерб. гос. ун-т ; редкол.: О. Ю. Щелкова (отв. ред.) [и др.]. - СПб.: Скифия-принт. - С. 433-435.

. Косованова, Л. В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Л. В. Косованова, М. М. Мельникова, Р. И. Айзман. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. - 240 с.

. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика : учебное пособие / Д. Я. Райгородский. - Самара : Издательский Дом Бахрах-М, 1998. - 672 с.

. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 16-24.

. Блейхер, В. М. Толковый словарь психиатрических терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук. - Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. - 436 с.

. Гуткин, М. С. Методика волевой организации личности / М. С. Гуткин, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило // Твоя профессиональная карьера. - М. : Просвещение, 2000. - 191 с.

Приложение А

Список публикаций

1. Господарева, Н. В. Уровень моральной нормативности и поведенческой регуляции студентов университета / Н. В. Господарева, Э. А. Соколова // Идейно-нравственное и духовное саморазвитие учащейся и студенческой молодежи : материалы республиканской науч.-практ. конф., Гомель, 25 октября 2012 г. / ГГУ им. Ф. Скорины ; редкол. : Ф. В. Кадол [и др.]. - Гомель, 2012. - С. 74-77.

. Господарева, Н. В. Состояние адаптивности и вегетативных проявлений у студентов первого курса с невротизацией / Н. В. Господарева, Э. А. Соколова // Современные подходы к продвижению здоровья : материалы IV междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 26 октября 2012 г. / Гомельский гос. мед. ун-т ; редкол. : А. Н. Лызиков [и др.]. - Гомель, 2012. - С. 33-34.

. Господарева, Н. В. Влияние невротизации на самочувствие студенческой молодежи / Н. В. Господарева, Э. А. Соколова // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии : сб. науч. тр., выпуск 11 / Изд-во Саратовского мед. ун-та ; под науч. ред. В. М. Попкова. - Саратов, 2013. - С. 104-108.

. Господарева, Н. В. Влияние тревожности на самочувствие, активность, настроение студентов университета / Н. В. Господарева // Здоровье и медицина для всех возрастов : материалы междунар. науч.-практ. конф., Курск, 21-22 мая 2013 г. / Курский гос. мед. ун-т ; редкол.: Н. К. Горшунова (отв. ред.) [и др.]. - Курск, 2013. - С. 43-46.

. Господарева, Н. В. Взаимосвязь невротизации и коммуникативного потенциала у студентов университета / Н. В. Господарева // Проблемы и перспективы развития современной медицины : материалы V республиканской науч.-практ. конф. с междунар. уч. студентов и молодых ученых, Том 2, Гомель, 7-8 мая 2013 г. / Гомельский гос. мед. ун-т ; редкол. : А. Н. Лызиков [и др.]. - Гомель, 2013. - С. 26-27.

. Господарева, Н. В. Концепции возникновения неврозов / Н. В. Господарева // Болезнь и здоровый образ жизни : материалы науч.-практ. студенческой конф. с междунар. уч., Москва, 6 декабря 2013 г. / РНИМУ им. Н. И. Пирогова ; редкол.: Д. Н. Чернов (отв. ред.) [и др.]. - Москва, 2013. - С. 12-13.

. Господарева, Н. В.

Похожие работы на - Особенности психического здоровья и его динамики у студентов-психологов младших курсов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!