насилие психосоциальный эмоциональный физический
Внутри семейного насилия можно выделить отдельные категории, такие как: жестокое обращение с детьми; насилие, направленное против супруги; насилие в отношении престарелых и др. Особенность насилия в семейном контексте - и для насильника, и для жертвы - состоит в необходимости продолжать общение, сохранять и поддерживать систему межличностных взаимоотношений. Существует четыре отличительные особенности домашнего насилия.
. Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерны) множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье. Для того чтобы семейный конфликт мог попасть в категорию домашнего насилия, необходимо, чтобы это повторилось хотя бы дважды. Если конфликт имеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу и состоит из инцидентов, следующих друг за другом. Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить.
. Второе принципиальное отличие домашнего насилия от других агрессивных актов заключается в особенностях отношений между объектом и субъектом насильственных действий. В отличие от преступления, совершенного на улице незнакомцем, домашнее насилие происходит в отношениях между близкими людьми, которые включают в себя супругов или близких партнеров, бывших супругов, родителей, детей, других родственников.
. Здесь следует отметить и третью принципиальную особенность домашнего насилия. Чаще всего жертвами этого вида насилия становятся именно женщины. Женщина прибегает к насилию в основном после того, как сама продолжительное время неоднократно оказывалась в положении жертвы своего мужа или партнера. Нередко женщины применяют насилие в отношении мужчин как средство самозащиты или в целях прекращения насилия мужчин в отношении их самих. Лишь немногие женщины систематически применяют насилие, чтобы властвовать над мужем; редкая женщина обладает необходимой для этого физической силой. К тому же женщины, в отличие от мужчин, лишены культурного одобрения применения силы.
. Следует учитывать, что, конечно, не только женщина страдает в ситуации насилия. Говоря об опасности, которую представляет собой насилие в семье, и о масштабах его воздействия, необходимо учитывать, что даже если насильственные действия направлены только против одного человека, то все остальные члены семьи все равно оказываются подвержены тому, что обозначается исследователями как "вторичная виктимизация" и заключается в переживании свидетелями насилия тех же психологических последствий, что испытывает жертва. Особенно тяжелые переживания испытывают дети, наблюдающие за тем, как отец издевается над матерью.
Таким образом, семейное насилие - это травмирующее, унижающее, причиняющее страдания и/или наносящее вред здоровью и/или угрожающее жизни физическое или психическое воздействие одного члена семьи на одного или нескольких других членов семьи с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Не смотря на привычное нам понимание насилия, как физического или сексуального воздействия, семейное насилие также может быть духовным, экономическим, эмоциональным. Основной отличительной особенностью насилия в семье является то, что чаще всего оно носит систематический характер, жертвами семейного насилия в большинстве случаев оказываются женщины и дети, а также то, что при истязании одного члена семьи - жертвами, в той или иной степени, становятся и другие члены семьи.
1.2 Причины и последствия семейного насилия
Все большее распространение в настоящее время получило такое явление, как семейное насилие. Как правило, деспотами в семье становятся мужчины. От такого насилия в первую очередь страдают их жены и дети.
Причины проявления насилия многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.
Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной их моделью.
Во-вторых, жестокое обращение может быть результатом личного жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным.
Третья группа причин связана с "травмой детства", с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на близких свои детские комплексы.
В - четвертых, социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает ряд из них искать заместительной компенсации соей неудовлетворенности дома, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.
Пятая группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием [9,с.122].
В настоящее время не существует единого мнения о первопричине домашнего насилия. Было предложено множество микро - и макротеорий - от наличия психических нарушений до влияния социально-культурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатология. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие, на патриархальной социальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин. Определено пятнадцать теоретических положений, которые могли бы объяснить основные причины семейного насилия, и показали, что не существует единой теории, способной полностью объяснить все случаи насилия. Принимая во внимание сложность человеческой натуры, социальное взаимодействие и социальную структуру, некоторые исследователи предложили более перспективный подход. Они создали комплексную модель насилия в семье. Их модель учитывает разнообразие семей, индивидуальные характеристики и социальные отклонения их членов, сочетание которых вызывает насилие. Эта модель придает особое значение взаимному влиянию между людьми, их поступкам, предшествующим насилию и следующим за ним.
С домашним насилием наиболее часто связывают четыре социально-психологических фактора, имеющих отношение как к супружеским парам, так и к пожилым людям, а именно стресс, общественную изоляцию, алкоголизм и изначальную приверженность к насилию[9, с.115].
Однако, каковой бы ни была причина семейного насилия, оно наносит неизгладимый ущерб его жертве. Тема курсовой работы - формы и методы помощи женщинам и детям подвергшимся насилию, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим последствия семейного насилия для каждой из этих категорий отдельно.
Говоря о последствиях семейного насилия над женщинами, стоит учитывать, что, женщины все разные, у каждой есть свои личные характеристики, не похожие на других. Типичный портрет женщины, пострадавшей от семейного насилия, изобразить очень трудно. Это может быть и известная актриса, и школьная учительница, и работница ткацкой фабрики. У каждой женщины свои проблемы и, соответственно, свои последствия, тем не менее, все-таки существуют некоторые общие черты, которые можно обнаружить у женщин, находящихся в хронической ситуации семейного насилия. Эти черты не являются врожденными характеристиками пострадавший, но, скорее, усвоенными в результате воспитания в семье или в результате длительной истории насилия со стороны мужа.
Женщины, подвергавшиеся насилию, могут: иметь низкую самооценку, верить во все мифы о насильственных отношениях, иметь очень традиционные представления о семье, роли женщины в семье и в обществе, верить в "женское предназначение", брать на себя ответственность за действия обидчика, страдать от чувства вины и отрицать чувство гнева, которое испытывают по отношению к обидчику, " могут представлять пассивную часть мира, но являться достаточно сильными, чтобы использовать окружение с целью выжить и иногда предотвратить следующий акт насилия, иметь серьезные реакции на стресс и психофизиологические жалобы, верить в то, что сексуальные отношения могут стабилизировать отношения в целом, быть уверенными в том, что никто не может помочь им в разрешении проблемы насилия в семье[12,c.125].
Особенно тяжело переживают семейное насилие дети. Все виды насилия несут опасность здоровью ребенка, а иногда и его жизни. К ближайшим последствиям насилия относятся страх, тревога, гнев, потеря уверенности, ощущение своей ненужности вплоть до острых психических состояний. Отдаленные последствия насилия могут проявляться в нарушении психического развития ребенка, затруднениям при адаптации ребенка в детском саду и в школе, приобретению дурных привычек (дети сосут пальцы, грызут ногти), эмоциональным личностным нарушениям. Дети старшего возраста могут отреагировать на насилие тяжелой депрессией вплоть до суицида. Насилие всегда наносит ребенку психологическую травму, которая влияет на его дальнейшую жизнь. Подросшие дети, пережившие насилие в семье, сами могут начать проявлять его по отношению к более слабым. Нередко защиту от проблем, вызванных семейным насилием, дети находят в асоциальном образе жизни. Алкоголь, наркотики, связь с "плохими компаниями" помогают ребенку снизить тревожность и дают то чувство уверенности, которого ему не хватало в семье [8, с.78].
Стоит также отметить, что травмирование ребенка может происходить и в ходе избиения одного из родителей (члена семьи) другим родителем (членом семьи). Лица, совершающие бытовое насилие, травмируют детей намеренно причиняя им повреждения с целью воздействия на других членов семьи (например, с ребенком могут жестоко обращаться для того, чтобы другие члены семьи действовали в соответствии с желаниями насильника. Ненамеренно причиняя повреждения детям во время нападения на другого члена семьи (ребенок может оказаться невольным участником драки и/или получить повреждения, когда он пытается защитить жертву нападения). Создавая обстановку, в которой дети становятся свидетелями насилия и/или его последствий. Используя детей для контроля других членов семьи, живущих с ребенком, или отдельно, для осуществления контроля над ее/их
Поведением [15, с.97].
Таким образом, можно сказать, что существует множество причин семейного насилия, начиная от личностных характеристик и психических расстройств истязателя и, заканчивая частыми стрессами в повседневной жизни. Но, не смотря на причины семейного насилия - его последствия всегда ужасны. В случаях физического насилия жертвы получают травмы разной степени тяжести, иногда приводящие к летальному исходу. В случаях сексуального насилия, помимо физических проблем, жертвы испытывают глубокое моральное и психическое потрясение, которое, как и в случаях насилия без применения физической силы, могут стать причинами психических расстройств, депрессий, суицида. Для детей и подростков насилие в семье часто становится причиной бродяжничества, особо стоит отметить тот факт, что дети, особенно мальчики, регулярно наблюдающие или испытывающие на себе семейное насилие, в большинстве случаев вырастают жестокими, повторяя своими действиями действия истязателя, только уже в своей семье.
Глава 2. Помощь женщинам и детям, испытавшим семейное насилие
Специфика психосоциальной помощи жертвам насилия заключается в том, что она направлена на позитивное изменение среды, в которой находится жертва насилия. Помощь направлена, прежде всего, на выявление случаев физического и эмоционального насилия.
Стоит обратить особое внимание на то, что оказанию помощи женщинам и детям, подвергшимся домашнему насилию, очень препятствует тот факт, что сам факт насилия пытаются скрыть, не обращаясь за помощью ни в органы внутренних дел, ни в социальные службы. Насилие над женщиной выявить без ее участия достаточно тяжело, а вот для выявления семейного насилия над ребенком, существуют определенные правила.
Последствия физического насилия можно определить по наличию следующих особенностей внешнего вида ребенка и характеру полученных травм: множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и пр.) и различную степень давности (свежие и заживающие); задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Также, можно указать особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить физическое насилие над детьми в семье: противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка; позднее обращение за медицинской помощью; обвинение в травмах самого ребенка; отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком; рассказы о том, как их наказывали в детстве [13,с7-8].
Законодательство Российской Федерации предусматривает ряд наказаний, для людей совершающих насилие в физической и сексуальной форме над женщинами и детьми.
Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод ребёнка независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям[1,с.32]. Также, в статьях 21 , 22, 23 Конституции РФ говорится о равенстве полов, и правах на жизнь без физических наказаний и личностных унижений.
В Семейном кодексе Российской Федерации - ст.56, говориться, о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов, кроме того, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений, в том числе и со стороны родителей[4].
В Уголовном кодексе Российской Федерации ст.134, 135. В этих статьях говорится об уголовной ответственности за половое сношение с лицом, не достигшим совершеннолетия, а так же за развратные действия с несовершеннолетним. К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничество. Кроме того в Уголовном кодексе установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким отношением с детьми. Ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой [3].
Федеральный закон "О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации" Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создание правовых и социально-экономических условий для реализации прав и интересов ребенка, защита его прав в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание при этом уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям - жертвам насилия, детям, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть их самостоятельно или с помощью семьи [13, с.9].
Однако, в Российской Федерации в отношении насилия над женщинами и детьми (в том числе домашнего насилия) действующие нормативно-правовые акты направлены на ликвидацию последствий случившегося. К сожалению специальных законодательных актов, которые бы регулировали насилие в семье на данный момент, не существуют.
Следует отметить, что в конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.
В случае реальной опасности для жизни и здоровья женщины и женщины с детьми могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью.
Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав [6,с.57].
Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав различных групп женского населения, содействием самозанятости и самообеспеченности женщин.
Все эти задачи, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер. Социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и. т.п.
Защита от насилия может проходить как в условиях стационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений. Работа нестационарных учреждений сочетать, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной помощи и социальных ресурсах для их защиты [16,с.47].
Создание терапевтических групп из женщин, переживших насилие необходимо для решения задач социального работника. Члены таких групп наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста, в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие женщиной.
Более высокий уровень работы - переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений людей, переживших насилие, выделяя при этом людей способных оказывать влияние на других членов группы. Содействие специалиста социальной работы в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его подопечные переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем[16,с.48]
Одной из форм социальной работы с женщинами, испытавшими насилие, является создание телефона доверия. Основной целью телефона доверия является оказание психологической и правовой помощи. Социологическая помощь достигается за счёт снятия эмоционального напряжения, активизации внутренних ресурсов женщины, разрешения внутреннего конфликта. Правовая помощь - в донесение до женщины, её юридических прав.
В случаях, когда жертвой насилия оказывается ребенок, должна быть организована работа с теми, кто отвечает за его воспитание - учителей и родителей, и формирование у них мотивации к изменениям, оказание им помощи в этом. Необходима психологическая работа по ресоциализации ребенка: помощь в изживании последствий травматического события, расширение ролевого репертуара, формирование коммуникативных и других социальных навыков.
Стоит отметить, что родители обращаются за помощью, как правило, отнюдь не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на ребенка. Как было отмечено выше, ребенок, подвергающийся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость в отношении родителей, по отношению к другим людям или как жертва, "притягивая" жестокое обращение сверстников и учителей. Именно эти проявления и являются содержанием жалобы родителей, обращающихся в кризисные центры.
Примерная схема работы с семьей включает в себя следующие элементы. С учетом информации, выявленной на первичном приеме, определяются такие цели терапии, как улучшение эмоционального состояния ребенка; формирование "помогающей среды" в школе и в семье. На основании вышеописанного составляются следующие блоки программы: установление доверия с матерью и, опосредованно, с ее родителями; формирование у них ожидания позитивных перемен в результате психологической работы с ребенком, то есть мотивации на то, чтобы они привозили его в кризисный центр в течение длительного времени и выполняли домашние задания. Следующий этап - это расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь маме в подборе школы для ребенка, где он мог бы получать поддержку классного руководителя и школьного психолога. Психотерапевтическая помощь ребенку с использованием различных подходов. Индивидуальная психотерапия матери[17, c.59].
Если семья обратилась по поводу учебных проблем ребенка или направлена социальными работниками школы или муниципалитета, подозревающими факт жестокого обращения, то, как правило, родители, которых пытается обязать явиться муниципальный отдел охраны прав ребенка по статье о пренебрежении родительскими обязанностями, не приходят к социальному работнику кризисного центра. Поэтому работа с такой семьей иногда начинается с совещания между социальными работниками муниципалитета школы, где учится ребенок, и с социальным педагогом. Анализируется имеющаяся информация о ребенке и семье и вырабатывается формулировка проблемы, которая может мотивировать семью начать работу. Психосоциальная помощь может осуществляться в соответствии со следующими этапами:
. Первичный прием социального педагога кризисного центра. Сбор информации, прояснение ситуации в семье. Формирование у родителей первичной мотивации для психологических изменений, долгосрочной работы с консультантами, психологическая поддержка ребенка.
. Совещание специалистов центра и школы. Выработка общей стратегии, программы работы с семьей.
. Индивидуальная психотерапия ребенка. Проработка травматических переживаний, работа с посттравматическими расстройствами, формирование позитивной Я-концепции, коррекция в эмоциональной и потребностно-мотивационной сферах.
. Индивидуальная психотерапия родителей. Проработка травматических детских впечатлений, формирование позитивной Я-концепции.
. Групповая психотерапия родителей. Формирование позитивных целей.
. Тренинги с детьми. Дальнейшая эмоциональная коррекция. Формирование социальных навыков, развитие сферы самоконтроля и волевой регуляции поведения,
. Тренинг для родителей. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми.
На протяжении всех этапов производится социальное сопровождение семьи. Социальные педагоги курируют семью. Подбадривают, мотивируют, настаивают, интересуются состоянием дел ребенка и родителя, подчеркивая интерес и уважение к личности (но не к проблемному поведению) и веру в существование ресурсов семьи. Устраиваются совещания специалистов Центра с привлечением социальных педагогов школы и муниципалитета для отслеживания динамики изменений и поддержки ребенка в его реальной малой группе. Работа с такой семьей является долгосрочным процессом, стойкие изменения формируются за полтора-два года работы. По истечении этого периода семье удается мобилизовать собственные ресурсы и достичь позитивных изменений.
Необходимо помнить, что, исследуя каждый отдельный случай, мы сталкиваемся с противоречием между правом ребенка на защиту и правом семьи на неприкосновенность частной жизни. Необходимо фокусироваться не на расследовании, а на помощи ребенку.
Важной частью профилактики является работа с общественным сознанием, как в группе родителей, так и среди профессионалов (учителей, социальных работников и др.), связанных с воспитанием детей [19].
Необходимо также отметить, что в случаях выявления семейного насилия над ребенком в тяжелых, опасных для здоровья и жизни формах, необходимо связаться с органами опеки и попечительства, для ограничения или лишения родителей родительских прав.
В целом, работа социальных служб по отношению к женщинам и детям, испытавшим семейное насилие, сводится к психологической поддержке, юридической консультации и оказанию помощи в возврате к нормальной жизни. Для женщин, испытавших семейное насилие, работают антикризисные центры, телефоны доверия и социальные приюты.
Психосоциальную поддержку детям нужно оказывать комплексно, привлекая к работе психологов и социальных педагогов школ, детских садов и других учебных заведений, где учатся дети. Также стоит обратить внимание на то, что психосоциальную работу необходимо проводить и с родителями пострадавшего ребенка.
Особой проблемой в данном виде работ, является выявление и профилактика семейного насилия, а также недостаточная нормативно-правовая база, не предусматривающая ответственности за многие виды семейного насилия.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
. Семейное насилие - это травмирующее, унижающее, причиняющее страдания и/или наносящее вред здоровью и/или угрожающее жизни физическое или психическое воздействие одного члена семьи на одного или нескольких других членов семьи с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Насилие может быть разных видов: физическое, сексуальное, эмоциональное, экономическое, духовное. Само по себе, семейное насилие имеет свои отличительные особенности: чаще всего оно носит систематический характер; жертвами семейного насилия в большинстве случаев оказываются женщины и дети; при истязании одного члена семьи - жертвами, в той или иной степени, становятся остальные члены семьи.
. Психологами выявлено множество причин семейного насилия, начиная от личностных характеристик и психических расстройств истязателя и, заканчивая частыми стрессами в повседневной жизни. Но, не смотря на причины семейного насилия - его последствия всегда трагичны. В случаях физического насилия жертвы получают травмы разной степени тяжести, иногда приводящие к летальному исходу. В случаях сексуального насилия, помимо физических проблем, жертвы испытывают глубокое моральное и психическое потрясение, которое, как и в случаях насилия без применения физической силы, могут стать причинами психических расстройств, депрессий, суицида. Для детей и подростков насилие в семье часто становится причиной бродяжничества, особо стоит отметить тот факт, что дети, особенно мальчики, регулярно наблюдающие или испытывающие на себе семейное насилие, становясь взрослыми в большинстве случаев сами превращаются в тиранов.
. В работе с женщинами и детьми, испытавшими семейное насилие важно учитывать следующие моменты. Семейное насилие часто протекает в скрытой форме, поэтому необходима профилактика семейного насилия, также необходимо обладать навыками выявления семейного насилия. Стоит отметить, что в случаях выявления семейного насилия над ребенком в тяжелых, опасных для здоровья и жизни формах, необходимо связаться с органами опеки и попечительства, для ограничения или лишения родителей родительских прав.
Психосоциальную поддержку детям нужно оказывать комплексно, привлекая к работе психологов и социальных педагогов школ, детских садов и других учебных заведений, где учатся дети. Также стоит обратить внимание на то, что психосоциальную работу необходимо проводить и с родителями пострадавшего ребенка.
В целом, работа социальных служб по отношению к женщинам и детям, испытавшим семейное насилие, сводится к психологической поддержке, юридической консультации и оказанию помощи в возврате к нормальной жизни. Для женщин, испытавших семейное насилие, работают антикризисные центры, телефоны доверия и социальные приюты, также формируются группы социальной терапии и взаимопомощи.
Особой проблемой при работе с пострадавшими является недостаточная нормативно-правовая база, где не предусматривается ответственность за многие формы семейного насилия.
Библиографический список
Нормативно-правовая база:
.Конституция РФ. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 63с.
.Гражданский кодекс РФ [электронный ресурс]: официальный сайт компании "КонсультантПлюс". URL:http://www.consultant.ru/popula
.Уголовный кодекс РФ [электронный ресурс]: Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/ PILOT/main.htm
.Семейный кодекс РФ [электронный ресурс]: Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/ PILOT/main.htm
Литература:
.Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2000. - 384с.
.Забелина Т.А. Женщина и насилие: учеб. пособие для студ. вузов /Т.А. Забелина - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 105 с.
.Зыков, О.В. Насилие над ребенком - причина детской беспризорности, наркомании и преступности/ О.В. Зыков // Человек и закон. - 2007. - №6. - С.149-157.
.Ижогина, Е.Ю. Насилие и его виды. Жестокое обращение с детьми / Е.Ю. Ижогина // Классный руководитель. - 2010. - №2. - С.76-80.
.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2006. - 320с.
.Лысова, А.В. Физическое насилие над женами в Российских семьях / А.В. Лысова // Социологические исследования: СОЦИС. - 2008.- №9. - С.121-128.
. Маслова, Т.Ф. Наказание детей / Т.Ф. Маслова // Социологические исследования. - 2011. - №7. - С.96-101.
. Мясоедова А.Е. Профилактика и устранение последствий семейного насилия в отношении женщин: учеб. пособие для студ. вузов / Е.А. Мясоедова. - Астрахань: Астрахань, 2005 г. - 321 с.
. Полтарыгин, Р.В. Особенности выявления у детей признаков перенесенного насилия / Р.В. Полтарыгин // Российский следователь. - 2012. - №11. - С.7-9.
. Социальная работа с женщинами, подвергшимися насилию: в 2 т. Т.2 / В. И. Жуков [и др.] Под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, 2008. - 214 с.
. Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: учеб. пособие для студ. вузов / Е.И. Цымбал. - М.: Академия, 2009. - 256с.
. Шведова, Н.О. О насилии в отношении женщин/ Н.О. Шведова // Насилие и социальные изменения. - 2000 - №2-3 - С.38-53.
. Ярская-Смирнова, Е.Р. Домашнее насилие над детьми: стратегия объяснения и противодействия / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. - 2008. - №1. - С.57-64.
. Домашнее насилие в России и в мире: статистика и решение проблемы [электронный ресурс]: официальный сайт информационного агентства РиаНовости. URL: http://ria.ru/trend/domestic_violence
. Сыроед, Н.С. Насилие в семье [электронный ресурс]: Психология онлайн. URL: http://www.psychological.ru/default.aspx?