Особенности креативности у подростков с различными типами акцентуаций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    146,11 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности креативности у подростков с различными типами акцентуаций

Содержание

Введение

Глава I. Теоретический подход в изучении акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте

.1 Определение акцентуаций характера и их влияние на развитие подростка

.2 Различные подходы к пониманию креативности

.3 Особенности развития креативности в подростковом возрасте

Вывод к главе I

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей креативности у подростков с различными типами акцентуаций

.1 Описание применяемых методик

.2 Методы статистической обработки

.3 Анализ и интерпретация полученных данных

Вывод по главе II

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Его обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Этот возраст является сенситивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Феномен креативности изучали такие ученые как К. Роджерс, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Х. Гейвин, В.Н. Козленко, В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова и др.

К тому же этот возраст - как раз самый трудный с точки зрения становления и развития характера, когда его черты становятся наиболее выраженными, другими словами становятся акцентуируемыми. Большой вклад в изучение акцентуаций сделали ученые, такие как К.Р. Леонгард, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, Е.А. Личко и др.

Много работ посвящено изучению креативности, а также акцентуациям характера, но взаимосвязь между этими понятиями изучена недостаточно, что делает исследование актуальным. Исходя из того, что в подростковом возрасте наиболее выражены акцентуации и, в тоже время, он является сенситивным для креативности, была выбрана тема курсовой работы "Исследование взаимосвязи креативности и типов акцентуаций у подростков".

Цель исследования: выявление взаимосвязи между креативностью и типами акцентуаций.

Объект исследования: креативность и типы акцентуаций у подростков.

Предмет исследования: взаимосвязь креативности и типов акцентуаций.

Задачи исследования:

·        Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

·        Подбор психолого-диагностических методов исследования проблемы;

·        Проведение исследования на изучение особенностей креативности и типов акцентуаций;

·        Анализ и интерпретация полученных данных.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

. Анализ научно-методической литературы;

. Методы психодиагностики (краткий тест креативности П. Торренса, опросник на выявление типа акцентуаций К. Леонгарда - С. Шмишека);

. Методы статистической обработки.

Гипотеза: существует взаимосвязь между креативностью и типами акцентуаций.

Глава I. Теоретический подход в изучении акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте

.1 Определение акцентуаций характера и их влияние на развитие подростка

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Если черты характера чрезмерно выражены, то говорят о понятии "акцентуации характера". Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [10, с. 5; 32, с. 557].

Проблемой акцентуаций характера в зарубежной литературе занимались такие исследователи как К.Р. Леонгард, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков и другие.

Наибольшую известность получил термин K. Леонгарда, немецкого психиатра и психолога, профессора неврологической клиники Берлинского университета, (1968) - "акцентуированная личность" [9]. Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность - понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая [10, с. 35].

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".

Существует две классификации типов акцентуаций - первая предложена К. Леонгардом (1968) , вторая - А.Е. Личко (1977). Сопоставления этих классификаций приводится ниже (табл. 1).

Таблица 1.

Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко

Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду

Гипертимный

Гипертимный

Циклоидный

Циклотимный

Лабильный

Аффективно-экзальтированный

Тот же

Эмотивный

Астеноневротический

-

Сенситивный

Тревожный (боязливый)

Психастенический

Педантичный

Шизоидный

-

Эпилептоидный

Возбудимый

Истероидный

Демонстративный

Неустойчивый

-

Конформый

-

-

Застревающий

-

Дистимический


Далее будут описаны типы акцентуаций характера в подростковом возрасте по К. Леонгарду, так как именно на эту классификацию мы будем опираться в нашей работе [24, с. 28; 16]

Гипертимный тип. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию.

Застревающий тип. Склонность к "застреванию аффекта", к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопямятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, "упертые в одно", зашкаленные. В эмоциональном отношении ригидны (ниже нормы). Иногда могут давать аффективные вспышки (сильное нервное возбуждение), могут проявлять агрессию.

Эмотивный тип. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все - и работоспособность, и самочувствие и т.д. Тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым взаимоотношениям с окружающими. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опекали, заботились.

Педантичный тип. Особенностью этого типа акцентуации является повышенная аккуратность, тяга к порядку, скрупулезность и пунктуальность. Такие люди основательны, осторожны и серьезны. К работе относятся очень добросовестно, всегда и все доводят до конца.

Тревожный тип. Представители этого типа акцентуации отличаются повышенной тревожностью, беспокойством по поводу возможных неудач, за свою судьбу и судьбу своих близких, причем без объективных для этого поводов.

Циклотимный тип. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. В период возбуждения им присущи все признаки гипертимической акцентуации, в период депрессии - дистимической.

Демонстративный тип. Главной особенностью является потребность и постоянное стремление произвести впечатление. Эти люди хорошо приспосабливаются к другим, показывают себя такими, какими выгодно быть в данной ситуации. Они играют ту роль, которая импонирует партнеру. Ими движет стремление к лидерству и потребность в признании.

Возбудимый тип. Главной особенностью возбудимых личностей является импульсивность и инстинктивность поведения. На первом плане для них - удовлетворение физиологических влечений, абсолютное потакание своим желаниям и стремлениям. Эта акцентуация проявляется особенно выраженным упрямством, повышенным чувством соперничества, ревнивым и задиристым характером, склонностью к накоплению отрицательных эмоций с последующим взрывом аффекта.

Дистимный тип. Данный тип является противоположностью гипертимному. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны, им не свойственна активность.

Экзальтированный тип. Главной чертой является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживанию находят в их поведении яркое внешнее выражение.

Типы акцентуаций в чистом виде редки, чаще преобладают смешанные формы. Они составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других - практически никогда [10, с. 71].

.2 Различные подходы к пониманию креативности

На сегодняшний день существует множество подходов к определению креативности.

Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия "творческие способности", неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).

Креативность - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

Известный американский исследователь креативности П. Торренс определяет ее как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения.

Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность. Он остановился на шести параметрах креативности [8, с. 163]:

·        способность к обнаружению и постановке проблем;

·        "беглость мысли" (количество идей, возникающих в единицу времени);

·        оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно);

·        гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

·        способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

·        способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

М.А. Холодная (2002) отмечает, что креативность рассматривается в узком и широком значении [27, с. 141].

Креативность в узком значении - это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта.

Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд)

По С.И. Макшанову и Н.Ю. Хрящевой, креативность - это способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. [35]. Также Н.Ю. Хрящева отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы [28, с. 171].

Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта [37, с. 99].

К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения [21, с. 74].

Х. Гейвин пишет, что под креативностью подразумевается способность получать ценные результаты нестандартным способом [5]. Творческие люди не просто поступаю оригинальным образом; результаты их поведения целесообразны и полезны.

В.Н. Козленко рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: "что с этим можно сделать?" [11].

В.Г. Каменская и И.Е. Мельникова определяют креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов [33].

Подводя итоги, можно сказать, что рассмотренные многочисленные подходы к пониманию креативности подтверждают, что единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует одинакового ее определения, несмотря на накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности.

.3 Особенности развития креативности в подростковом возрасте

Подростковый возраст характеризуется многими исследователями как период кардинальных сдвигов в психическом и личностном развитии. Это - период становления индивидуальности, повышенной активности, интеллектуализации и индивидуализации психических процессов. Креативными проявлениями возраста являются: широта склонностей, тяга к самоутверждению, новый уровень возможностей, расположенность к различным видам деятельности. Подростковый возраст сталкивает личность с множеством новых противоречивых ситуаций. Неоднозначность представлений о себе и окружении, не всегда и недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка искать новые пути в понимании и принятии мира, своего места в нем. Все это стимулирует и активизирует его творческий потенциал.

Благодаря естественной подростковой гибкости, активному отказу от стереотипов, стремлению подростка к самосовершенствованию, становлению "образа-Я", подростковый возраст можно считать одним из наиболее сенситивных для развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов [26].

Одна из точек зрения на развитие креативности в онтогенезе подтверждает сенситивность подросткового периода креативности. По данным Л.М. Петровой, у подростков 13-14 лет креативность выше, чем у детей 9-10 лет. В подростковом возрасте центральными способностями становятся беглость и легкость при создании образных элементов и импликаций. В подструктуре вербальной креативности тоже происходят изменения, но основным элементом остается беглость при создании семантических импликаций. В подростковом возрасте к этой способности добавляется гибкость при создании семантических отношений [8, с. 189].

На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия "креативность". При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативности требуется определенный уровень развития интеллектуальных способностей. Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Оптимальным вариантом является их сочетание [6, с. 169]

Исследователи психологии творчества выделяют следующие предпосылки  <#"871109.files/image001.jpg">

Диаграмма 1

Из таблицы и диаграммы видно, что большинство детей имеет высокий уровень гибкости и беглости мышления - 82% и 95% и средний уровень оригинальности и разработанности мышления - 52% и 57%. Данные показатели соответствуют возрастной норме.

На следующем этапе исследования были определены акцентуации личности подростков, полученные с помощью опросника К. Леонгарда - С. Шмишека. Результаты занесены в таблицу 6.

Таблица 6

Результаты проведения опросника К. Леонгарда - С. Шмишека

№ п/п

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА


Демонстартивность

Застревание

Педантичность

Возбудимость

Гипертимность

Дистимность

Тревожность

Экзальтированность

Эмотивность

Циклотимность

1

18

18

14

18

24

12

15

24

18

21

2

10

14

10

21

24

3

12

12

18

21

3

14

10

16

12

24

18

15

24

12

21

4

8

6

10

18

21

15

12

18

18

21

5

14

14

12

15

24

6

12

24

15

21

6

10

14

10

21

18

12

21

24

21

24

7

14

10

4

15

21

6

6

12

15

12

8

14

16

10

15

21

6

3

12

12

21

9

16

22

10

18

18

9

12

24

12

21

10

6

16

8

21

21

6

6

18

18

18

11

6

14

4

15

12

12

0

18

15

24

12

16

14

10

15

15

6

9

18

18

18

13

10

12

8

15

21

6

9

24

12

24

14

6

12

6

15

18

9

12

18

9

24

15

12

22

14

15

18

6

6

18

18

12

16

14

22

8

18

12

9

9

24

18

18

17

21

14

6

21

15

3

12

6

6

18

18

14

16

10

24

24

9

9

24

18

21

19

6

20

8

18

21

6

15

18

21

24

20

10

12

18

18

12

24

18

18

9

21

16

12

10

9

24

6

6

6

12

21

22

16

22

12

21

24

3

15

24

15

18

23

10

14

8

9

12

6

15

24

18

15

Среднее

12,2

14

9,8

16,8

19

8,6

11

18,7

16

19,4


Из полученных результатов, мы выявили ярко выраженные акцентуации и отобразили их в таблице 7, а также представили на диаграмме 2.

Таблица 7.

Акцентуации характера у подростков (по К. Леонгарду - С. Шмишеку)

№ п/п

Ф.И.

Типы акцентуаций

Смешанные типы



Д

З

П

В

Г

Д

Т

А

Э

Ц

ГЦ

ГА

ЦА

ЭЗ

ДВ

1

Ч.М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

2

Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

3

Б.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

4

С.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

5

С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

6

М.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

7

К.А.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

У.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

9

Ч.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

10

К.А.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

М.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

12

К.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

13

Ц.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

14

Л.Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

15

С.Г.

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Ц.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

17

Г.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

18

З.А.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

М.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

20

А.Г.

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

С.Е.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Ч.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

23

Р.Р.

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

0

1

0

0

4

1

0

1

1

3

3

3

3

2

1

Условные обозначения:

Д - Демонстративный, З - Застревающий, П - Педантичный, В - Возбудимый, Г - Гипертимный, Д - Дистимный, Т - Тревожный, А - Аффективно - экзальтированный, Э - Эмотивный, Ц - Циклотимный

Диаграмма 2

Также мы рассчитали средние значения показателей шкал (акцентуаций) в общей выборке тестируемых и представили их в виде диаграммы 3.

Диаграмма 3

При выявлении типов акцентуаций у подростков выяснилось, что наиболее представленными оказались такие типы личности как гипертимный, циклотимный, гипертимно-экзальтированный, циклотимно-экзальтированный и гипертимно-циклотимный. Средние значения по этим типам по сравнению с остальными отклоняются в сторону увеличения. Таким образом, исходя представленных данных, можно сказать, что дети подросткового возраста данной выборки характеризуются выраженностью гипертимного, циклотимного и экзальтированного типов.

На последнем этапе исследования, с помощью корреляционного анализа мы выявили взаимосвязь между креативностью и типами акцентуаций.

Корреляции переменных показателей креативности и типов личности приведены в таблице 8.

Экзальтированный тип положительно коррелировал с оригинальностью мышления (r = 0,575, p<0,01).

Дистимный тип положительно коррелировал с разработанностью мышления(r = 0 ,597, p<0,01).

Таблица 8.

Корреляция переменных показателей креативности и типов акцентуаций


Гибкость

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Демонстративный тип

- 0,159

-0,404

-0,144

-0,349

Застревающий тип

-0,277

-0,181

-0,050

-0,293

Педантичный тип

-0,305

0,067

0,181

0,353

Возбудимый тип

-0,054

-0,218

-0,037

-0,105


Гибкость

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Гипертимный тип

0,187

0,226

0,362

0,028

Дистимный тип

0,034

0,259

0,031

0,597**

Тревожный тип

0,328

-0,039

0,410

0,370

Экзальтированный тип

0,024

0,369

0,575**

0,178

Эмотивный тип

-0,221

0,356

0,191

0,312

Циклотимный тип

0,162

0,295

0,271

-0,247

Примечание: *Р < 0,05; **Р < 0,01, n = 23.

Из таблицы видно, что сила корреляционной связи оригинальности мышления и экзальтированного типа акцентуации средняя при коэффициенте корреляции r = 0,575. Сила корреляционной связи разработанности мышления и дистимного типа акцентуаций тоже средняя при коэффициенте корреляции r = 0,597. Оба результата имеют высокую значимость.

Вывод по главе II

Для реализации поставленных задач, мы использовали две методики на изучение креативности и типов акцентуаций.

По итогам опросника К. Леонгарда - С. Шмишека, мы выявили преобладания гипертимного, циклотимного и экзальтированного типов акцентуаций.

С помощью теста П. Торренса мы выявили уровни развития особенностей креативного мышления: большая часть подростков данной выборки имеют высокие показатели по гибкости и беглости мышления, и средние - по оригинальности и разработанности. Данные показатели соответствуют возрастным нормам.

Также, для выявления взаимосвязи между креативностью и акцентуациями, данные подвергались корреляционному анализу. Были получены следующие результаты.

Экзальтированный тип положительно коррелировал с оригинальностью мышления, при коэффициенте корреляции r = 0,575. Это значит, что чем больше у подростка будет выражен данный тип акцентуации, тем более высокой оригинальностью мышления он будет обладать;

Дистимный тип положительно коррелировал с разработанностью мышления, при коэффициенте корреляции r = 0 ,597. Выходит, что чем больше у подростка будут выражены черты дистимного типа личности, тем более высокий уровень разработанности мышления он будет иметь.

Заключение

Существует много определений креативности и акцентуаций характера. Проанализировав теоретический материал по проблеме исследования, мы выделили следующие понятия, которые, наш взгляд, обобщают смысл различных подходов в трудах психологов.

Вот как понимается креативность разными авторами [4, с. 276]:

·        способность к творчеству;

·        интеллектуальное творчество;

·        нечто новое, оригинальное;

·        отдаленные ассоциации;

·        реструктурирование целостной системы;

·        необычное кодирование информации;

·        дивергентное мышление;

·        результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов;

·        выход за переделы уже имеющихся знаний;

·        нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, и т.д.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной. Одним из факторов, с которыми может быть связано развитие креативных способностей в подростковом возрасте являются акцентуации характера.

Под акцентуациями подразумевают чрезмерно выраженные черты характера, которые наиболее явно проявляются в подростковом возрасте. Проблемой акцентуаций характера в зарубежной литературе занимались такие исследователи как К.Р. Леонгард, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков и другие.

По итогам проведенного исследования, ниже описаны следующие результаты взаимосвязи креативности и типов акцентуаций, полученные с помощью корреляционного анализа:

. Обнаружена взаимосвязь креативности (оригинальность) и экзальтированного типа акцентуации.

Главная особенность экзальтированного типа - бурная, эмоциональная реакция на события. Подростки этого типа легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние - от печальных, но при этом не имеют склонности к депрессивным реакциям, поскольку снова легко поддаются радости. Внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с их ярким внешним проявлением. В высказываниях экзальтированных личностей постоянно используются повышенные тона, яркие описания, красочные обороты. У них сильна тяга ко всему прекрасному.

Л.С. Выготский считал, что творчество опирается, прежде всего, на эмоции. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Да и многие свидетельства творческих гениев говорят о большой роли в процессе творчества эмоциональных переживаний.

Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, красотой природы, поиском красоты и смысла жизни, приводят к тому, что людей экзальтированного типа много среди художников, музыкантов и поэтов.

В результате, если подросток владеет силой и выраженностью эмоционального реагирования, повышенной чувствительностью, легко приходит в восторг от радостных событий и отчаяние от печальных, легко воодушевляется, способен глубоко и горячо отдаваться делу, то уровень оригинальности мышления у такого подростка будет высоким.

. В процессе исследования также была обнаружена взаимосвязь креативности (разработанность) и дистимного типа акцентуации.

Разработанность мышления понимается, как способность детально разрабатывать возникшие идеи. Здесь имеется в виду не просто настойчивость, собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к "доведению", к совершенствованию первоначального замысла. Данными качествами как раз и обладает личность с дистимным типом акцентуации. Такие люди отличаются серьезностью во всем, высокими моральными принципами. К обязанностям относятся очень добросовестно, с большой ответственностью. Работу они выполняют аккуратно и тщательно, всегда доводят ее до конца.

Следовательно, чем выше показатели у подростка по дистимному типу акцентуации, тем более высокий уровень разработанности мышления он будет иметь.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты подтверждают гипотезу о том, что имеется взаимосвязь между особенностями креативности и типами акцентуаций у подростков.

Список литературы

Книги одного автора

.        Богомолов В. Тестирование детей [Текст] / В. Богомолов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 352 с.

.        Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Институт практической психологии, 1995. - 352 с.

.        Буторина О.В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя / О.В. Буторина // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. - СПб., 2003. - С. 276.

.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

.        Гейвин Х. Когнитивная психология. [Текст] / Х. Гейвин. - СПб.: Питер, 2003. - 268 с.

.        Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.

.        Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность [Текст] / А.И. Занковский // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ, 1990. - С. 28.

.        Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 434 с.

.        Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. - Берлин, 1976. - 328 с.

.        Личко А.Е. Подростковая психиатрия. [Текст] / А.Е. Личко. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Л. Медицина, 1985. - 416 с.

.        Козленко В.Н. Проблема креативности личности [Текст] / В.Н. Козленко // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М., 1990. - С. 131-148.

.        Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.

.        Крутецкий В.А. Психология [Текст] / В.А. Крутецкий. - Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.

.        Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей [Текст] / Н.С. Лейтес. - Советская педагогика. - 1974. - №1. - С. 97-107.

.        Лук А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. Философская библиотечка для юношества. М.: Изд-во Политической литературы, 1976 г. - 144 с.

.        Мостовая И. Акцентуации личности и их роль в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа: #"871109.files/image004.jpg">

Приложение 2

Обработка результатов по тесту креативности П. Торренса

Список №1

Фигура 1



баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (37) Лицо, голова человека. (1) Очки. (38) Птица (летящая), чайка.

балл (от 2 до 4,99%)

(10) Брови, глаза человека. (33) Волна, море. (4) Животное (морда). (4) Кот, кошка. (21) Облако, туча; (58) Сверхъестественные существа. (10) Сердце ("любовь"). (4) Собака. (8) Сова. (28) Цветок. (37) Человек, мужчина. (31) Яблоко.

Фигура 2



баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (64) Дерево и его детали. (67) Рогатка. (28) Цветок.

балл (от 2% до 4,99%)

(41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение. (42) Знак, символ, указатель. (8) Птица, следы, ноги. (45) Цифра. (37) Человек.

Фигура 3



баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (53) Звуковые и радиоволны. (37) Лицо человека. (9) Парусный корабль, лодка. (31) Фрукты, ягоды.

балл (от 2 до 4,99%)

(21) Ветер, облака, дождь. (7) Воздушные шарики. (64) Дерево и его детали. (49) Дорога, мост. (4) Животное или его морда. (48) Карусели, качели. (68) Колеса. (67) Лук и стрелы. (35) Луна. (27) Рыба, рыбы. (48) Санки. (28) Цветы.

Фигура 4



баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (33) Волна, море. (41) Вопросительный знак. (4) Змея. (37) Лицо человека. (4) Хвост животного, хобот слона.

балл (от 2 до 4,99%)

(4) Кот, кошка. (32) Кресло, стул. (36) Ложка, половник. (4) Мышь. (38) Насекомое, гусеница, червь. (1) Очки. (8) Птица: гусь, лебедь. (27) Ракушка. (58) Сверхъественные существа. (1) Трубка для курения. (28) Цветок.

 


Фигура 5



баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (36) Блюдо, ваза, чаша. (9) Корабль, лодка. (37) Лицо человека. (65) Зонт.

балл (от 2 до 4,99%)

(33) Водоем, озеро. (47) Гриб; (10) Губы, подбородок. (22) Корзина, таз. (31) Лимон, яблоко. (67) Лук (и стрелы). (33) Овраг, яма. (27) Рыба. (25) Яйцо.

Фигура 6



баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (15) Лестница, ступени. (37) Лицо человека.

балл (от 2 до 4,99%)

(33) Гора, скала. (36) Ваза. (64) Дерево, ель. (19) Кофта, пиджак, платье. (66) Молния, гроза. (37) Человек: мужчина, женщина. (28) Цветок.

Фигура 7




0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (18) Автомашина. (36) Ключ; (62) Серп.

балл (от 2 до 4,99%)

(47) Гриб. (36) Ковш, черпак. (43) Линза, лупа. (37) Лицо человека. (36) Ложка, половник. (62) Молоток. (1) Очки. (18) Самокат.

(60) Символ: серп и молот. (48) Теннисная ракетка.

Фигура 8



баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (37) Девочка, женщина. (37) Человек: голова или тело.

балл (от 2 до 4,99%)

(41) Буква: У и др. (36) Ваза. (64) Дерево. (11) Книга. (19) Майка, платье. (2) Ракета. (58) Сверхъестественные существа. (28) Цветок. (67) Щит.

Фигура 9



баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (33) Горы, холмы. (4) Животное, его уши. (41) Буква М.

балл (от 2 до 4,99%)

(4) Верблюд. (4) Волк. (4) Кот, кошка. (4) Лиса. (37) Лицо человека. (4) Собака. (37) Человек: фигура.

Фигура 10



баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (8) Гусь, утка. (64) Дерево, ель, сучья. (37) Лицо человека. (4) Лиса.

балл (от 2% до 4,99%)

(63) Буратино. (37) Девочка. (8) Птица. (58)

Приложение 3

Обработка результатов по тесту креативности П. Торренса

Список №2

(18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор. (3) Ангелы и другие божественные существа,их детали, включая крылья. (1) Аксессуары: браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки, шляпа. (20) Бельевая веревка, шнур. (41) Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания. (7) Воздушные шары: одиночные или в гирлянде (39) Воздушный змей. (33) Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утес. (34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник. (24) Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры. (64) Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма. (49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекресток, эстакада. (4) Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака. (5) Животное: следы. (53) Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприемник, рация, камертон, телевизор. (65) Зонтик; (63) Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка. (62) Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор. (46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь. (11) Книга: одна или стопка, газета, журнал. (68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал. (50) Комната или части комнаты: пол, стена, угол. (22) Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик. (9) Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник. (12) Коробка: коробок, пакет, подарок, сверток. (54) Космос: космонавт. (16) Костер, огонь. (23) Крест: Красный крест, христианский крест, могила. (40) Лестница: приставная, стремянка, трап. (2) Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник. (32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта. (43) Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот. (44) Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы. (6) Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки. (59) Наземный транспорт - см. "Автомобиль", не вводить новую категорию. (38) Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк. (35) Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение Луны, звезда, Луна, метеорит, комета, Солнце. (21) Облако, туча: разные виды и формы. (30) Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли. (19) Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка. (67) Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка, щит. (48) Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис. (29) Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб. (66) Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган. (36) Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щетка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щетка. (8) Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыпленок. (26) Развлечения: певец, танцор, циркач. (47) Растения: заросли, кустарник, трава. (27) Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог. (58) Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт. (42) Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа. (60) Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема. (52) Снеговик. (57) Солнце и другие планеты: см. "Небесные тела". (55) Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота. (13) Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскреб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. (15) Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба. (14) Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба. (17) Тростник и изделия из него. (51) Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш. (31) Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко. (28) Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. (45) Цифры. одна или в блоке, математические знаки. (61) Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер. (37) Человек, его голова, лицо или фигура: девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определенная личность, старик. (56) Человек из палочек: см. "Человек". (10) Человек, части его тела: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык. (25) Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

Приложение 4

 

Ключ к опроснику К. Леонгарда - С. Шмишека


1.      Демонстративность/демонстративный тип:

·        "+": 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

·        "-": 51.

Сумму ответов умножить на 2.

.        Застревание/застревающий тип:

·        "+": 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

·        "-": 12, 46, 59.

Сумму ответов умножить на 2.

.        Педантичность/педантичный тип:

·        "+": 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

·        "-": 36.

Сумму ответов умножить на 2.

.        Возбудимость/возбудимый тип:

·        "+": 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножить на 3.

.        Гипертимность/гипертимный тип:

·        "+": 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножить на 3.

.        Дистимность/дистимический тип:

·        "+": 9, 21, 43, 75, 87.

·        "-": 31, 53, 65.

Сумму ответов умножить на 3.

.        Тревожность/тревожно-боязливый тип:

·        "+": 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

·        "-": 5.

Сумму ответов умножить на 3.

.        Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:

·        "+": 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножить на 6.

.        Эмотивность/эмотивный тип:

·        "+": 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

·        "-": 25.

Сумму ответов умножить на 3.

.        Циклотимность/циклотимный тип:

·        "+": 6, 18,28,40,50,62,72,84.

Сумму ответов умножить на 3.

Похожие работы на - Особенности креативности у подростков с различными типами акцентуаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!