Основы психологии
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральский институт фондового рынка
Контрольная работа
По дисциплине "Психология"
Екатеринбург
1. Основателем первой психологической лаборатории в Лейпцигском университете был:
а) Г.Т. Фехнер
üб) В. Вундт
в) З. Фрейд
г) Г. Мюнстерберг
Обоснование ответа:
Основной вклад Вильгельма Вундта:
1.Является одним из первых и наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.
2.Предложил план разработки физиологической психологии как отдельной науки, использующей метод лабораторного эксперимента
.Он считается основателем экспериментальной психологии. Ввел в психологию экспериментальный метод исследования, а также использовал интроспекцию.
.Основатель первой научной психологической лаборатории (1879) в Лейпцигском университете.
.Основатель первого психологического журнала "Философские исследования" (1881), с 1903 "Психологические исследования".
.Пионер в разработке проблем культурно-исторической психологии или психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
.Методом исследования высших психических процессов (наряду с экспериментом и интроспекцией) является анализ проявлений человеческого духа и продуктов творческой деятельности: языка, сказок, мифов, обычаев, искусства и религии.
. Автор понятия "онтогенез":
а) С. Холл
üб) Э. Геккель
в) Б.Г. Ананьев
г) Д.Б. Эльконин
Обоснование ответа:
Термин "онтогенез" впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.
. Метод, который заключается в получении информации в процессе непосредственного общения исследователя и испытуемого:
а) тест
б) анкета
в) наблюдение
üг) беседа
д) эксперимент
Обоснование ответа:
Беседа - диалог равноправных участников общения, построенный в определенной тематике по свободной структуре. Сильная сторона беседы - непредсказуемость развития беседы.
Беседа - один из наиболее эффективных методов получения информации, поскольку во многих случаях позволяет получить самый широкий объем разнообразной информации. Результат беседы всегда шире, чем результат интервью, поскольку только в беседе присутствует коммуникативная свобода и коммуникативное равноправие, способствующее раскрытию личности. Манера, речь, эмоции и жесты, которые используются в беседе, зачастую несут в себе не меньше смысла, чем слова.
Чтобы провести беседу, необходимо:
составить общее представление о проблеме
определить общий круг вопросов (только общий, т.к. вопросы будут рождаться в ходе беседы)
получить информацию о личности, индивидуальных особенностях человека
дать глубокий, целостный портрет или представление проблемы
. Психическое отражение окружающей действительности в форме переживаний, связанных с удовлетворенной или неудовлетворенной потребностью:
а) высшие чувства
б) эмоции
üв) сознание
г) подсознание
д) интуиция
. Какой вид внимания отмечается у ребенка первых месяцев жизни?
а) произвольное
üб) непроизвольное
в) непроизвольное и произвольное
г) послепроизвольное
Обоснование ответа:
В первые месяцы жизни у человека отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Эта реакция к тому же весьма механистична: если раздражитель резко меняется (свет из яркого становится слабым или наоборот, появляется или исчезает громкий звук, резко меняется температура).
6. Социализация - это
а) процесс вхождения индивида в группу
б) процесс, направленный на развитие социальных отношений
üв) процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей
Обоснование ответа:
Социализация (лат. socialis - общественный) - форма человеческого научения. Представляет собой процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей.
. Психический процесс, обеспечивающий целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира:
а) ощущения
üб) восприятия
в) мышление
г) воображение
Обоснование ответа:
Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.
. Читая описание Полтавской битвы в поэме А.С. Пушкина "Полтава", мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха. Какой вид воображения задействован?
а) преднамеренное
üб) воссоздающее
г) произвольное
Обоснование ответа:
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т.д.
. Речь:
а) социальна
б) первосигнальна
в) выразительное средство
г) способ передачи сигналов
üд) процесс общения посредством языка
Обоснование ответа:
Речь - это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. психологический сознание темперамент онтогенез
. Сильный, уравновешенный, инертный тип - это
а) сангвиник
б) холерик
üв) флегматик
г) меланхолик
Обоснование ответа:
Основоположником современной теории о темпераменте является И.П. Павлов. Его типы строятся на основе типов нервной системы: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки).
Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа:
сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности.
. Характер - это буквально в переводе с греческого языка:
а) проявление личности
б) "чеканка", "печать", "царапать"
в) динамика протекания проявлений психики
г) неповторимое индивидуальное сочетание психологических черт личности
üд) индивидуальное сочетание устойчивых существенных психических свойств человека, выражающих его отношение к действительности и проявляющихся в его поведении и поступках
Обоснование ответа:
Характер - (от греч. charakter - печать, особенность, признак, примета, черта) - "индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обслуживающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
. Вид деятельности, в процессе которой, происходит освоение окружающей действительности в детском возрасте:
а) учебная
б) трудовая
üв) игровая
г) продуктивная
д) общение
. Эмоциональное состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации и напряжения нервно-психических сил:
а) страсть
üб) стресс
в) аффект
г) ревность
д) страх
Обоснование ответа:
Стресс - эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения.
. Врожденное качество, обеспечивающее успешность выполнения определённой деятельности:
üа) талант
б) задатки
в) гениальность
г) способности
д) одарённость
Обоснование ответа:
Талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.
. Потребность в общении, близких отношениях с другими людьми называется:
üа) Аффилиация.
б) Привязанность.
в) Фасилитация.
Обоснование ответа:
Аффилиация - это стремление человека к общению, к отношениям с другими людьми, потребность принадлежать к определенной группе. Тенденция к аффилиации возрастает в опасной и стрессовой ситуациях. Принадлежность к определенной группе, наличие рядом других людей в общем является позитивным фактором, поскольку снижает уровень тревожности, смягчает последствия стресса.