Основы половой идентификации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,4 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы половой идентификации

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

.1Понятие и сущность половой идентификации в психологических исследованиях

.2Половая идентификация детей дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ПО СТРУКТУРЕ СЕМЬЯХ

.1 Общая характеристика семей в психологической науке

.2 Неполная семья как психологическая проблема

.3 Особенности половой идентификации дошкольников

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

.1 Описание выборки и методик исследования

.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность темы определяется тем, что процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения (Т.А.Репина,1987; Д.Н.Исаев,1988; И.С.Кон, 1988; В.Е.Каган, 1991; Н.Е.Татаринцева, 1999; С.О.Филиппова, 2001); эмоциональный половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В.Колесов, 1986; Л.Е.Семёнова, 1999); поведенческий усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон, 1981; Т.А.Репина, 1993; И.И.Таран, 2004). Возраст и половая принадлежность важнейшие индивидуальные особенности человека (Б.Г.Ананьев,1980).

Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой (воспитание мальчиков и девочек), Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, Афанасьевой Т.М. (воспитание в неполной семье), Варга А.Л. (семья и формы личности), а также практическими работниками.

В рамках нашего исследования особенности гендерных различий рассматриваются через принятую нами концепцию структуры самосознания B.C. Мухиной. В основе этой концепции лежит идея присвоения в онтогенезе человека общественно значимых ценностей через усвоение социальных нормативов, установок и осознание ценностей входящих в основание структурных звеньев самосознания. В контексте нашего исследования определяющее значение имеет половая идентификация. Согласно В.С.Мухиной, осознание своей половой идентификации - это чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать престиж своего пола в рамках культуры своего этноса.

В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации детьми полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек размываются границы между женскими и мужскими ролями. Полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания.

Предпринимаемые попытки воспитания недостаточно эффективны, так как накопленный ценный опыт игнорируется, упрощается или не учитывает реалий жизни, вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями (В.В.Абраменкова, 1987; И.С.Лаптева, 1997; Г.Н.Михайлович, 1998; И.В.Смирнова, 1999).

Хотя идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно в течение всей жизни, большинство исследований в этой области фокусируются на детском и подростковом возрастах, известных своими острыми кризисными периодами самосознания и самоутверждения.

Главные задачи взросления ребенка - это формирование идентичности в трех основных сферах: Я как представитель определенного пола половая идентичность; Я как представитель определенной профессии профессиональная идентичность; Я как представитель определенной идеологии мировоззренческая идентичность. В этом смысле половозрастная идентификация является ведущей деятельностью этого возраста [Хасан Б. И., Дорохова А. В., 1999]. В условиях неполноты семьи возможны нарушения в процессе половой идентификации.

Цель исследования: изучение особенностей половой идентификации дошкольников из неполных семей.

Объект исследования: половая идентификация как процесс формирования психического пола ребенка.

Предмет исследования: уровни полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей, а в частности, что дети склонны проводить четкие различия между своим и противоположным полом, и у них развита половая идентичность, идентификация со своим гендером.

Задачи исследования:

. Провести логико-содержательный анализ научной литературы по проблеме полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста .

. Определить содержание полоролевых моделей поведения у детей дошкольного возраста из неполных семей.

. Выявить особенности половой идентификации детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.

. Составить рекомендации по теме половой идентификации детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.

Методы исследования:

. Теоретический анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы;

. Эмпирические методы: беседа, составленная И.А. Липиной.

Теоретическая значимость результатов нашего исследования заключается в расширении основных терминов и категорий теоретических концепций гендерной и возрастной психологии.

Научная новизна результатов исследования определяется получением новых данных о половозрастных идентификациях детей старшего дошкольного возраста из неполных семей; выявлена специфика полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста; выделены основные признаки проявления полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.

Практическая значимость: с помощью исследования выявить особенности половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

1.1Понятие и сущность половой идентификации в психологических исследованиях

Анализ психологической, педагогической, медицинской литературы позволяет нам рассматривать понятие пол в широком смысле как комплекс общесоматических, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).

Половая принадлежность человека многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. А.Г. Асмолов пишет, что индивидуальное развитие личности, ее онтогенез происходят одновременно в трех системах отсчета, осями которых являются биологическое, социальное и психологическое время жизни личности.

Прежде чем перейти к изучению проблемы исследования следует определить тот категориальный аппарат, который поможет наиболее глубоко проникнуть в научные основы полового воспитания.

Основополагающей в разделе "половое воспитание мы считаем категорию пола. "Пол" - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других. С биологической точки зрения "пол - это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном итоге к оплодотворению".

С медицинской точки зрения пол - принадлежность организмов или специальных клеток к одной из двух групп, отличающихся между собой тем, что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутри данной группы".

"Психологический пол - совокупность определенной сексуальной идентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности; связанные с нею психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположному полу}, и социосексуальные ориентации, т.е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус".

Пол, с педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть. Мнение биологов, медиков и психологов сводится к тому, что "пол бисексуален, т.е. каждый пол потенциально заключает в себе возможности развития другого пола. Реализация пола зависит от среды и от генных факторов, причем эффект тех и других носит количественный характер, в связи с чем признаки противоположного пола подавляются в разной степени... Развитие пола протекает весьма сложно. Оно зависит от полученных от родителей особенностей хромосом и цитоплазмы, от среды, в которой протекает развитие организма" /5, стр.686/.

Задачей педагогов, на наш взгляд, является необходимость учета половых различий в воспитании детей.

Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации.

Полоролевая социализация - неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Половая идентификация - это отождествление себя с представителями определенного пола, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Белкин А.И. считает, что "в норме половая идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся и не требует активности сознания" /4, стр.778/. Отсюда можно определить задачу педагогов - обеспечить условия для нормального развития половой идентификации.

Половая дифференциация - это определение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.

В изучении половой дифференциации существует две теории. Первая - теория социального научения, согласно которой ребенок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая - когнитивно-генетическая теория - основывается на том, что "представления ребенка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения, в возникают в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. На начальных этапах полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:

) ребенок узнает, что существует два пола;

) он включает себя в одну из двух категорий;

) на основе самоопределения руководит своим поведением, выбирая и предпочитая его формы.

Эти теории не противоречат одна другой. Скорее всего, они раскрывают разные аспекты процесса половой социализации, поэтому мы считаем целесообразным ориентироваться на то, что половая дифференциация осуществляется благодаря генному наследию ребенка, с помощью научения и воспитания, базирующегося на основных принципах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов.

Перейдем к определению понятия "половое воспитание", представив прежде эту категорию в трактовке разных исследователей.

Хрипкова А.Г. и Колесов Д.В. определяют половое воспитание как "процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола".

Бочкарева Л.П. трактует половое воспитание как "формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни.

Костяшкин З.Г. говорит: "Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.

С моей точки зрения, половое воспитание можно определить, как воспитание девочек и мальчиков, осознающих свою принадлежность к одному из полов и формирование у детей знаний и навыков поведения того пола, к которому ребенок принадлежит: у девочек - феминного, у мальчиков - маскулинного.

Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия фемининности и маскулинности:

фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу,

маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием.

Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача педагогов развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки.

Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. определяют социальные признаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихся стереотипов оценок мужчины и женщины. Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная. Анализом половых различий занимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи, медики, психиатры, психологи. Несомненно, эта информация касается и педагогов.

В исследованиях Кагана В.Е. определены следующие группы половых различий:

Данные половые различия могут проявляться на различных уровнях развития личности:

  1. биопсихическом,
  2. психологическом,
  3. социально-психологическом,
  4. социальном.

По мнению Кагана В.Е., сравнительно немногие половые различия локализованы только на одном уровне, причем, чем выше уровень, тем больше вероятность таких локальных одноуровневых половых различий, а чем он ниже, тем более вероятно его влияние на половые различия более высоких уровней.

Психологи утверждают, что "половые различия формируются на каждом возрастном уровне и в целом лишь на путях образования функциональных связей между всеми актуальными детерминантами половой дифференциации и ранее сформированными половыми различиями... Половые различия представляют собой мега-систему структурные элементы которой обладают внутренней организацией. Изучение этой системы определяет важность для самых разных областей человекознания, в том числе полового воспитания".

Для чего педагогам нужны глубокие знания о половых различиях? Прежде всего они необходимы на этапе становления и саморегуляции. "Саморегуляция поведения предполагает "наличие у индивида определенной информации о самом себе". Частью этой информации о себе является знание о том, что человек принадлежит к определенному полу, что есть представители другого пола, отличающиеся по ряду признаков. Значит, знания о половых различиях окажут большую помощь человеку в саморегуляции поведения. Представления о своем теле, его строении и причинах такого строения являются компонентом "системы Я" наряду с представлениями о своих психических свойствах, моральных качествах и т.д. Осознание каких либо своих способностей и особенностей меняет самооценку и уровень притязаний человека, что немаловажно для создания психологического и социального комфорта "системы Я" каждого человека.

Все вышеизложенные положения позволяют сделать вывод о том, что половое воспитание необходимо для развития личности человека, потому что "пол" - понятие не только биологическое, физиологическое и социальное. Знания о половых различиях (в широком смысле для педагогов в узком - для детей) будут являться условием полового воспитания и определять его содержание.

.2Половая идентификация детей дошкольного возраста

половой идентификация психологический дошкольник

Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные роли мужчин и женщин на протяжении длительного периода истории человеческого общества вызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды были продиктованы яркой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины - зависимая и подчиненная.

"Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем физического удаления мальчика от родительского дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в учение.

Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые "мужские дома", в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали".

Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

В современном обществе процесс половой социализации протекает в несколько иных условиях.

Основные аспекты этой проблемы определены в статье Алешиной И.Е. и Волович А.С.:

Феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей в основном занимаются женщины).

Первичная феминная идентификация с матерью (этот аспект служил причиной разделения сына с матерью).

Феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение, пассивность).

Исходя из этого определяется целый ряд сложностей в понимании направлений педагогической работы с девочками и мальчиками.

Современная система воспитания не отводит места в социализации мальчиков маскулинным проявлениям' (агрессии, двигательной активности). Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" ( например: «Не плачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков.

Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальные признаки фемининности накладываются на генные образования. Однако, содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности, существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности высыпает также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работать и быть мамой.

Несмотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой идентификации, ей труднее определиться в полоролевых предпочтениях. Причинами этого служат то, что девочки видят сложную жизнь своих мам, в обязанностях девочек лежит помощь мамам по хозяйству, а также им нельзя прыгать, кричать и т.д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми.

2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ПО СТРУКТУРЕ СЕМЬЯХ

2.1 Общая характеристика семьи в психологической науке

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человеком за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранения, упрочении заинтересовано общество, государство, прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Семья - это первая социальная группа, активно воздействующая на формирование личности ребёнка. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают в семье специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьёй её воспитательных задач. Такая атмосфера именуется семейными отношениями. Взаимоотношения родителей и детей и специфика их общения, в которой эти взаимоотношения проявляются в семье, оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка [26, с. 13].

Н.Ф. Соловьев дает следующее определение семьи: «Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Т.А. Куликова определяет семью, как малую социальную психическую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственности и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества на физическом и духовном воспроизводстве населения.

Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества, к культуре которого они приобщены. Через семью ребенок и сам приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения и взаимоотношений с родителями и близкими взрослыми, приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Так, в «Социологическом энциклопедическом словаре» можно найти следующее определение понятия «семья»: Семья - это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности [20, с. 481].

Кроме истории и социологии исследование семьи как института общества проводилось и в педагогической науке. В отечественной педагогике традиции в изучении роли семьи в воспитании ребенка берут начало от таких крупных ученых, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, Е.А. Аркин. Основополагающее значение для исследования содержания семейного воспитания имели труды Н.К. Крупской и А. С. Макаренко. Говоря о важности воспитания ребенка в семье, они подчеркивали, что «семейное воспитание является неотъемлемой частью общественных отношений и общественного воспитания» [11, с. 120]. Они видели его цель в воспитании из ребенка будущего гражданина страны и выступали против противопоставления семейного и общественного воспитания.

Важность правильно организованного воспитания ребенка-дошкольника в семье неоднократно отмечал А. С. Макаренко, указывая, что именно в этом возрасте закладываются основные черты характера, проектируется его личность. По его мнению, «основная характерная черта здоровой советской семьи - то, что она является коллективом, где все члены семьи имеют свои обязанности и живут общими интересами, и дети чувствуют себя помощниками старших» [14, с. 13].

Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения и требующими первоочередного изучения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности.

Поскольку семья является одним из социальных институтов, то следует заметить, что, как и другие институты, институт семьи постоянно развивающаяся система. Он прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически менялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое [25, с. 212].

В настоящее время кроме нуклеарной семьи в нашем обществе распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях людей, но и на кровном родстве большого числа ее членов. Это клан родственников с их супругами и детьми. Существуют и так называемые расширенные семьи, состоящие из супружеской пары с детьми и кого-либо из родственников мужа или жены, проживающих в одном домохозяйстве.

Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (экономика, политика, право, духовная культура), семья изменяется и развивается под влиянием общественно-экономического процесса. В то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью. В психологической науке выделяют специфический жизненный цикл семьи, под которым подразумевается период от возникновения до прекращения функционирования семьи. В жизни семьи выделяют следующие периоды: 1) до рождения детей, 2) семья в составе супругов и детей, 3) выделение детей в самостоятельную семью, 4) распад семьи вследствие смерти одного или обоих супругов [19, с. 13].

Семья как социальный институт создается для решения определенного круга социально значимых задач, т.е. для выполнения определенных функций. Из всех классификаций функций семьи можно выделить наиболее часто повторяющиеся и более обобщенные (Т.А. Куликова, М.С. Мацковский, И.В. Гребенщиков, В. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер):

) репродуктивная функция биологического воспроизводства населения;

) социально-статусная функция семьи - предоставление члену в качестве наследия некоторых статусов, близких к статусу его семьи, и в ролевой подготовке ребенка к статусам его родителей и родственников;

) экономическая и хозяйственно-бытовая функции - обеспечение материальных, хозяйственно-бытовых потребностей членов семьи, организации и ведения общего хозяйства;

) эмоциональная функция - удовлетворение эмоциональных потребностей, таких, в частности, как интимное общение (любовь, забота и т.п.).

) функция сексуального регулирования - упорядочение естественных сексуальных потребностей;

) социализация детей - т.е. их подготовка к выполнению необходимых социальных ролей и успешному функционированию в обществе [8, с. 14].

В самом общем виде социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация - это очень глубокое и емкое понятие. Она продолжается на протяжении всей жизни человека, включает в себя и социализацию детей, взрослых, пожилых людей. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Все же детская социализация занимает в этом процессе центральное место, поскольку именно здесь закладываются основы личности.

Итак, под семьёй мы будем понимать психолого-социальную малую группу людей, активно воздействующую на формирование личности ребёнка, живущего в этой социальной группе. История возникновения семьи как института общества восходит к глубокой древности. С тех пор она претерпела значительные изменения: так, например, из полигамной превратилась в моногамную. Однако неизменным осталось влияние качества взаимоотношений в семье на развитие детско-родительских отношений. Нормально протекающее общение в семье - это всегда процесс активного взаимодействия и взаимовлияния членов семьи. Семейное общение - нормативный процесс. С помощью моральных санкций (осуждения, одобрения поощрения и т.д.) нормально протекающее общение в семье задаёт детям определённые модели поведения. Дезорганизация общения в семье создаёт крайне неблагоприятные условия для усвоения детьми положительных образцов поведения. Специфика общения родителей детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние на формирование навыков общения детей с другими людьми. Семья выполняет определенные функции. Исследователи дают несколько классификаций, среди которых выделяются репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, восстановительная функция.

2.2 Неполная семья как психологическая проблема

Как отмечалось выше, неполная семья - это семья, в которой отсутствует один из родителей. Чаще всего причиной тому является развод. Но иногда возможна и ситуация смертельного исхода одного из родителей. В данной работе будет рассматриваться именно ситуация развода.

В настоящий момент Россия стремиться стать демократическим правовым государством, поэтому не только в политическом, но и социальном плане берет пример с западноевропейских государств. Данное утверждение, по нашему мнению верно и в отношении семьи. Чтобы можно было утверждать данный факт не голословно, определимся с особенностями и характеристикой семей западных и российского государств.

Так, например, французский социолог Ф. Приу описала так называемую европейскую модель изменения семьи. Во-первых, в европейских странах значительно увеличилось количество семей, живущих без официального оформления брака. Во-вторых, для все большего числа пар официальное признание брака не является необходимым условием при намерении завести детей. В-третьих, пары, заключившие брак или живущие вместе без оформления отношений, имеющие или не имеющие детей, становятся менее прочными; количество разводов и разрывов значительно увеличивается. В-четвертых, все большее количество мужчин и женщин вступают в несколько следующих друг за другом союзов [см. об этом: 24, с. 87].

В России ситуация достаточно сложная. С одной стороны, отсутствие окончательного безбрачия и ранние браки говорят в пользу существования традиционной модели семьи, но с другой - ранние разводы и частые повторные браки приближают ее к европейской. По мнению российских социологов (С.И. Голода, А.А. Авдеева и др.), у нас функционируют параллельно несколько различных типов семьи: патриархальный, или традиционный, детоцентристский, или современный, супружеский, или постсовременный [4, с. 35-36.]. Россия с этой точки зрения вполне сопоставима с европейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семья сегодня - это «брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей. В этой модели ребенок воспринимается скорее как партнер со своими правами и обязанностями, а не как цель создания семьи. Распад брака в этом случае - лишь этап в развитии семьи [5, с. 36].

Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою историю развития. По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. XX в. В.В. Солодниковым, в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультацию по вопросам семьи и брака, а к родственникам и друзьям: к матери - 75,8 %, друзьям - 51,8 %, отцу - 39,2 %, а также к юристам - 10,2%, психологам и врачам - 4,9% [данные см.: 6, с. 5].

Исследователи выделяют причины разводов [18, с. 88]:

укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;

ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;

недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;

разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.

По мнению отечественных социологов (С.И. Голод, Н.С. Собкин), основные условия, предопределяющие развод, - это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин. Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени анонимной, у них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге. Но это лишь фон: каждый развод имеет собственные основные и сопутствующие причины и мотивы [17, с. 115].

Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам. Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов: отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие или утрата чувства любви, любовь к другому, легкомысленное отношение к супружеским обязанностям, плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников), пьянство (алкоголизм) супруга, отсутствие нормальных жилищных условий, половая неудовлетворенность [12, с. 21].

Под мотивом развода понимается «обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе» [12, с. 20].

На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской верности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Так, мотив «нарушение супружеской верности» выдвигают 51 % мужчин и только 28 % женщин, это подтверждает известное наблюдение о том, что мужчины резко отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и только 10,6 % мужчин объясняют развод «пьянством супруга» [15, с. 40].

С психологической точки зрения развод есть «изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак» [1, с. 219].

К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции [1, с. 219].

К факторам, разрушающим брак, - проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерного характера) [1, с. 219-220].

При изучении разводов рассматривают четыре группы факторов (У. Гуд):

вероятность связи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу. Как известно, городское население разводится чаще, чем жители сельской местности;

различные типы социального давления на индивида в связи с разводом. Например, неодобрение брака или развода родственниками или значимыми для него лицами;

способ выбора брачных партнеров;

легкость или трудность супружеского приспособления между людьми различного социального происхождения [см.: 6, с. 67].

Следует отметить, что развод не происходит внезапно. Как полагает М.Малышева, «ему, как правило, предшествует период напряженных или конфликтных отношений в семье. Мысли о разводе отражают степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье»»[15, с. 129]. Исследование, проведенное российско-американским коллективом социологов, показало, что 45 % (из 706) женщин-респондентов и 22 % (из 696) мужчин думают о разводе. Мысли о разводе, как у мужей, так и у жен, коррелируют с возрастом. Особенно часто они появляются в 30-39 лет, а в 20- 29 лет этим озабочены менее всего [данные см.: 15, с. 129-130].

Намерение развестись не связывают с уровнем образования и материальными доходами. Однако существует возрастная закономерность. Чаще задумываются о разводе супруги, состоящие в браке от 12 до 21 года, а также женщины, прожившие замужем от 6 до 11 лет, мужчины, женатые менее 6 лет, как правило, не озабочены разводом (Н. Римашевская).

Если ожидания благополучия и интимного счастья в молодые годы высоки, то любые серьезные конфликты могут привести к мыслям о разводе. Ранние разочарования в семейной жизни, вероятно, связаны и с ранним возрастом рождения детей: в России 60-90 % всех женщин регистрируют брак и реализуют свои репродуктивные планы к 25 годам. Ранние браки менее стабильны в связи с проблемами детей, экономическими сложностями и отсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается к 25 годам (С.И. Голод).

Мужчина и женщина образуют семью, имея в своем распоряжении семейные мифы как с одной, так и с другой стороны. Семья долго живет с ними и иногда только в процессе развода или острого семейного конфликта приходит к необходимости понять, что же стоит за реальными разногласиями.

Для многих людей развод проходит с очевидной потерей привычных социальных отношений. После первоначального сочувствия и услужливой поддержки контакты с близкими людьми зачастую ослабевают, постепенно разрушается привычный порядок жизни. В процессе развода теряются хорошие знакомые, уходят в сторону родственники прежнего супруга, осложняются взаимоотношения с преобладающей частью членов семьи.

У тех, кто во время супружества почти не поддерживал собственных независимых отношений с друзьями, подругами, после развода возможны глубокие эмоциональные кризисы. Потеря социальных отношений рождает чувство одиночества, которое в свою очередь может привести к драматической эскалации проблем и конфликтов.

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

Среди полных семей по характеру взаимоотношений выделяются: традиционная семья, зависимая семья, партнерская семья, договорная партнерская семья (свобода и любовь).

По количеству поколений и составу полных семей можно выделить: двухпоколенные - т.е., состоящие из супругов и их детей, до вступления в брак последних, трехпоколенные, - т.е. включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых вылетели из гнезда). Печальная примета нынешнего времени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье одни из супругов (чаще всего мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье [29, с. 326].

К настоящему времени появились названные выше семьи. Их описание в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет такие семьи нетрадиционными и приводит их описание, которое приведено ниже, но с учетом поправок на российскую действительность.

В наше время многие дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Это те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут заботиться больше о детях.

Именно семьи, как отмечалось в предыдущем пункте главы, в которых есть только одни родитель, - называются неполными. В. Сатир справедливо выделяет три таких типа семей [16, с. 144-145]:

  1. первый тип - это когда один родитель ушёл, а оставшийся не вступил в повторный брак;
  2. второй тип - одинокий человек официально усыновил ребенка;
  3. третий тип - незамужняя женщина родила и воспитывает сына или дочь.

Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и её детей.

Иногда неполные семьи образуют одну полную. В таких ситуациях одних из родителей или оба усыновляют (удочеряют) детей. В. Сатир называет такие вновь созданные семьи смешанными. По её мнению, все смешанные семьи похожи друг на друга тем, что они объединяют части ранее существовавших. По этому признаку она выделяет три типа смешанных семей [16, с. 149]:

  1. женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;
  2. мужчина с детьми женится на женщине без детей;
  3. оба (и мужчина, и женщина) имеют детей от предыдущих партнеров.

Итак, как отмечалось выше, главными отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка). Неполная семья образуется в следствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с эти различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная (распавшаяся).

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

По количеству поколений в семье различают:

  • простую неполную - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми,
  • расширенную неполную - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.
  • В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приёмными или опекунами. Такие неполные семь называются нетипичными. Среди них в свою очередь можно выделить:
  • неполные семьи, с усыновленными детьми,
  • неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

Рассмотрим более подробно особенности неполной семьи основных трех типов: осиротевшей, разведенной и внебрачной.

Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся её члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга [29, с. 330].

Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший вновь вступит в брак, т.е. общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают такие трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации ребенка об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают ребенку об умершем родителе самое хорошее, лучшее из его жизни. Например, отец умер, ребенок его не помнит, но гордится им как самым замечательным на свете. Умерший отец всегда герой. В этом есть и свои плюсы и свои минусы, что не может сказаться на формировании личности ребенка. Всё зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет овдовевший родителей, который учится жить и заботиться о семье один. Он теперь и отец, и мать. это сложная психологическая и социальная ситуация для него, однако с точки зрения воспитания ребенка, здесь не должно возникнуть таких проблем, как в разведенной семье.

Разведенная семья - оказывает одно из самых отрицательных влияний на психическое состояние ребенка. Дети очень чутко улавливают даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за полной возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности. Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении: озлобленность, агрессивность ребенка и пр. [29, с. 332-333]. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.

Внебрачная (материнская) семья с одной стороны очень сильно похожа на разведенную семью, с другой - очень сильно от неё отличается. Основное отличие состоит в том, что мать изначально идёт на та, чтобы родитель без мужа. Именно это становиться причиной того, что она не переживает состояние глубокой психологической депрессии от распада семьи. Однако в воспитании матерью-одиночкой можно наблюдать две крайности. Первая - чрезмерная гиперопека, вторая - стремление выполнить роль отца в воспитательном процесс. Первая может привести к нарушениям психологического состояния ребенка, появлению таких отклонений как: тревожность, эмоциональная неуверенность и т.д. Вторая чаще всего приводит к нарушению полоролевой социализации малыша, поскольку мужские поступки матери показывают ребенку, что так себя ведут все женщины [29, с. 335].

Усыновленная семья зачастую похожа на внебрачную, поскольку, в этой семье мать также не переживает ситуации развода. Однако есть и общие черты с разведенной семьей, выражающиеся в постоянном стремлении матери к мужскому вниманию. Крайне редко, когда можно встретить ситуацию, когда усыновителем оказывается лишь отец. Это связано с тем, что российское законодательство ограничивает возможности мужчин в усыновлении.

Смешанные семьи и проблемы данного типа семьи возникают в семьях, где родители, в частности мать или отец, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж (или женившись), мать (отец) не находит времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака. Создающий вновь семью родитель зачастую равнодушен как к самим детям так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение родителя. Такие дети с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к соседям, воспитателю, относятся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.

Итак, подводя итоги, следует ещё раз кратко определит, что неполной семьей называются семьи, в которых воспитанием детей занимается лишь один родитель. Они возникают в результате развода (распада) семьи, смерти одного из родителей, усыновления ребенка мужчиной или женщиной, не состоящей в браке или рождения женщиной ребенка без замужества. В отечественной психолого-педагогической науке можно выделить различные типы неполных семей: разведенную, осиротевшую, внебрачную, усыновленную.

2.3 Особенности половой идентификации дошкольников

И.С.Кон [22] писал, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. От разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.

Первичная половая социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его половой роли мальчика и девочки.

Первичная половая идентичность, осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т.д.; такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и опознанию половых различий.

Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожиданиям, принятым для того или другого пола. Отсюда вытекает, что мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек - за послушание и заботливость, тогда как поведение, не соответствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет за собой отрицательные санкции. Вследствие врожденных половых различий, мальчики и девочки по-разному стимулируют своих родителей и тем самым добиваются от них разного к себе отношения. Кроме того, вследствие тех же врожденных различий, одно и то же родительское поведение может вызывать у мальчиков и девочек разную реакцию. Родители основывают свое поведение по отношению к ребенку на своих представлениях о том, каким должен быть ребенок данного пола.

По данным Э. Маккоби и К. Джэклин, подтвержденным последующими исследованиями, мальчиков, как правило, подвергают более интенсивной половой социализации, чем девочек. На мальчиков оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении, противоречащем поло-ролевым стереотипам и требованиям. Фемининные роли определяются не столь жестко и внедряются менее последовательно, чем маскулинные. Мальчиков чаще и строже наказывают, зато они, по-видимому, получают также больше поощрений и автономии в своем развитии. Простейшее объяснение этого факта состоит в том, что мальчики по природе более активны и беспокойны, привлекая к себе внимание взрослых.

Мальчикам начиная с раннего детства предоставляют больше автономии в том, что касается внесемейной, социальной активности. В формировании мужского стиля жизнедеятельности очень рано начинает играть важную роль такой внесемейный фактор, как группа сверстников. Зато к девочкам уже в раннем возрасте предъявляются повышенные требования в том, что касается домашней работы, ухода за младшими детьми и т.д. В результате у девочек остается значительно меньше времени для свободной игры, чем у мальчиков. Это явно связано с дифференциацией целей социализации: девочек готовят к выполнению домашних обязанностей, а мальчиков - к анесемейной, публичной деятельности, поэтому им предоставляют большую независимость.

Семья - первый по времени и наиболее близкий к ребенку воспитатель.

Самые общие черты установок связаны со стереотипами обыденного сознания. После рождения эти стереотипы актуализируются: родители видят в поведении ребенка признаки соответствия или несоответствия тому, какими в их представлениях должны быть мальчик или девочка. Соответствие поощряется, несоответствие встречает сопротивление.

В любом случае на формирование половой роли/идентичности влияют свойственные данной культуре стереотипы маскулинности и феминности. Согласно этим стереотипам, маскулинность ассоциируется с активностью, силой, уверенностью, властностью, доминантностью, агрессивностью, интеллектуальностью, а феминность - с мягкостью, слабостью, пассивностью, зависимостью и подчиняемостью, конформностью, эмоциональностью [14].

Большинство психологов предполагают, что способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны как женщинам, так и мужчинам. Это предположение было подтверждено экспериментально. В качестве испытуемых выступали мужчины и женщины, которым предлагалось наблюдение за ребенком, попавшим в затруднительное положение (плачет от ушиба, растерялся от неожиданности). Использовались реальные ситуации, а также видеозаписи, кинофрагменты, рисунки. Для определения переживаний испытуемых применялись разные методы. Предлагалось описать свои переживания и оценить их в баллах (например, поставить себе 5 за сильные чувства, 2 - за безразличное отношение). Далее проводились измерения тех непроизвольных реакций, которые сопутствуют эмоциям (частота пульса, задержка дыхания, дрожание рук, потоотделение). И, наконец, фиксировались действия, слова испытуемых, в которых выражалось их сопереживание: как смотрели на ребенка, что говорили, пытались ли помочь. Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что женщины на словах более чувствительны, чем мужчины: выставленные ими себе баллы оказались значительно выше, чем у представителей сильного пола. А вот измерения физиологических процессов, сопровождающих эмоции, выявили, что переживания и мужчин, и женщин совершенно одинаковы. Аналогичная картина получена при изучении поведения испытуемых: сила сопереживания детским проблемам и желания прийти на помощь не зависит от пола. Однако когда опыты проводились в присутствии посторонних людей, мужчины вели себя более сдержанно, чем при индивидуальном испытании, у женщины, напротив, возрастала активность [7, с. 5-6].

Итак, можно говорить о том, что способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине. Но традиционно считается, что бросаться на помощь ребенку при первом его сигнале, утешать и уговаривать и т.д. - признаки хорошей матери, поэтому женщины «выплескивают» свои эмоции. А мужчине, согласно сложившимся веками представлениям, неудобно «кипеть» чувствами по поводу детского плача, испуга, растерянности.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся в неполной семье. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся в неполной семье, отличается от развития сверстников, растущих в полных семьях. У них отмечаются более замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: средний и низкий уровни интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в неполной семье, характеризуются некоторой дезадаптацией. Особенно это ярко выражено у детей из разведенных, распавшихся семей. Поведение этих детей часто характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Для детей разрушение иллюзии идеальной семьи - очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями. Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем стараться быть хорошим человеком, ходить в детский сад, школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, но реальный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, то в нем укрепится убеждение в существовании новых и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, останется надолго инфантильной личностью.

Дети дошкольного возраста в неполной семье отличаются пониженной познавательной активностью, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Роль семьи, матери в развитии ребенка, его социализации трудно переоценить; поэтому распад семьи, смерть одного из родителей часто оказывают большее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления детей ребенка бедны и невыразительны.

Недостаток внимания со стороны одного из взрослых (отца или матери) в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов со взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приводит к утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии, полоролевой социализации.

Существенной стороной становления личности является осознание себя представителем определенного пола и овладение соответствующим полоролевым поведением (В.Е. Каган, Д.В. Колосов, И.С. Кон, В.С. Мухина, Т.А. Репина). Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе: ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества друг с другом, строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом. Таким образом, для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения [10, с. 4].

Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Особенно это касается поведения взрослого другого пола, т.е. мужчины или женщины.

Дети из неполных семей часто конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У них тормозится развитие познавательной деятельности, что проявляется в отставании в овладении речью, отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (предметы притягивают их внимание и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать с ними).

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте у детей из неполных семей являются нарушения самостоятельности - от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению. Первый тип чаще всего проявляется у детей из внебрачной материнской неполной семьи, где наличествует гиперопека матери. Второй тип - у детей из распавшихся, осиротевших семей, где оставшийся взрослый стремиться не только воспитывать ребенка, но и создать ему достойные социально-экономические, материальные условия жизни [7, с. 65-66].

У детей из неполных семей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Некоторые дети не могут представить себя маленькими, не знают, чем занимаются маленькие дети, не могут рассказать о том, чем они занимались, когда были маленькими. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее - поступление в школу, учение.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся в неполной семье, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно-образное мышление остается главным. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное мышление значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Отклонения в психическом развитии у детей из неполной семьи имеют иной тип отклонений, чем у детей с задержками психической развития. Необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что скудость, ограниченность чувственного опыта у детей, воспитывающихся в неполной семье, отрицательно сказывается на формировании их мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта. Любой вид мышления требует для своего развития практики решения задач, проблемных ситуаций и т.д. Эта практика чрезвычайно бедна у ребенка, воспитывающегося вне семьи [28, с. 45].

Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Основными видами деятельности на улице у детей из неполной семьи являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Кроме того, если в семье нет мужчины, то это сказывается на развитии и мальчика, и девочки. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на ее семейные ожидания, формирование представлений о семье как главной ценности жизни. И хотя психика девочки более устойчива, чем мальчика, но и ей необходим отец, особенно в подростковом возрасте. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. А у нее, несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына или дочь. Прибавьте к этому достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот, в каскаде перестраховочных мер. Ребенок лишается инициативы, самостоятельности, боится без мамы сделать шаг. Особенно пагубна гиперопека матери для мальчика, у которого развивается нерешительность, беспокойство.

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

3.1 Описание выборки и методик исследования

Цель эмпирического исследования выявить особенности половой идентификации детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи исследования:

* выявить детей воспитывающихся в неполных семьях

*с помощью беседы выявить особенности половой идентификации детей старшего дошкольного возраста из неполных семей

*на основании полученных данных выяснить как ребенок осознает свою половую идентичность

Исследования проводились нами в городе Абакане на базе детского сада «Калинка», в группе «Звоночки».

Для эмпирического исследования были отобраны 11 детей, 5девочек и 6 мальчиков, из них 5 детей из неполных семей . наиболее подходящим возрастом мы выбрали старший дошкольный возраст, т.к. он является одним из ведущих в становлении личности и различные внешние факторы могут вызвать неадекватные реакции.

Мы использовали метод беседы составленной И.А. Липиной.

Ход беседы: задавать вопросы ребенку, записывать все, что он говорит, как реагирует, мимику и жесты.

Инструкция испытуемому: «Пожалуйста ответь мне на несколько вопросов ». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких либо указаний. Например: «как ты сам думаешь, так и говори».

Обработка результатов: общие данные по группе свидетельствуют о том, как дети старшего дошкольного возраста определяют свой пол, есть ли в этом трудности. А так же есть ли различия в половой идентификации детей воспитывающихся в полной семье в отличии от неполной семьи.

Анализ полученных результатов будет сделан нами в следующем пункте главы.

.2.Анализ результатов исследования

Проведя метод беседы мы получили следующие результаты:

Дети из неполных семей более четко осознают принадлежность своего пола, опираясь на свой внешний вид, в отличие от детей воспитывающихся в полной семье, т.к. дети из полной семьи на вопрос «почему ты мальчик/девочка?» затруднялись ответить, таких детей было 3 человека из 6, а это значит 50%, что указывает на трудности в осознание своей половой принадлежности. 80% детей на вопрос «о своем любимом герое» назвали персонажей мультфильмов мужского пола, как девочки так и мальчики, что говорит нам о том, что мужские качества все таки преобладают над женскими. Девочки из неполных семей на вопрос о «своей будущей профессии» называли профессии своих мам, эти данные свидетельствуют нам о том, что роль матери в семье для них очень важна.

После проведения количественной обработки информации мы получили результаты, подтверждающие нашу гипотезу(см. таблицу 1).

Код ребенкаВопросы беседы12345Неполная семья полная семья001 002 003 004 005девочка девочка мальчик мальчик девочкаПотому, что волосы длинные Потому, что волосы длинные Не знаю Потому, что девочки не висят на турниках Люблю девочектетей женщиной дядей дядей тетейЛебединное озеро Дерик Черепашка-нинзя Человек- паук Микки Маусдизайнер дизайнер одежды милиционером мотоциклист Продавцом, как мама006 007 008 009 010 011девочка мальчик мальчик мальчик девочка пацанПотому, что заколочки в машинки играю потому просто так сережки нашу потому чтотетей дядей любимый красный и белый дядей тетей дядейСкуби Ду Черепашка- нинзя Черепашка- нинзя репка Микки Маус магазинДизайнером одежды художник мототехник мотоциклист парикмахером полицейский

Заключение

Соотношение отцовства и материнства - один из аспектов более общей полоролевой дифференциации, имеющей не только социальные, но и биологические предпосылки. Традиционная модель половой дифференциации, подчеркивающая имманентную «инструментальность» мужского и «экспрессивность» женского поведения, покоилась в первую очередь на разделении в несемейных и внутрисемейных, а также отцовских и материнских функций. Биосоциальный подход кажется в данном случае более плодотворным, нежели чисто социологический, особенно если формулировать его достаточно осторожно. Биосоциальный подход не утверждает генетического предопределения полового разделения труда, он указывает лишь, что биологические предпосылки формируют то, чему мужчины и женщины учатся и насколько легко они овладевают той или иной деятельностью. Иными словами, врожденные свойства формируют рамки, в которых происходит социальное научение, и влияют на легкость, с какой мужчины и женщины обучаются (или разучиваются) поведению, которое общество считает нормативным для их пола.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины [каган].

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Эмпирическое исследование позволило сделать вывод, что дети из неполных семей более четко относят себя к определенному полу, присваивая себе качества мужчины и женщины, в отличие от детей воспитывающихся в полной семье. Так же можно смело утверждать, что детям в таком возрасте все таки трудно сказать почему он мальчик или девочка, конечно идет осознание своей половой идентификации, но дети пока это аргументировать не могут.

Библиография

половой идентификация психологический дошкольник

1.Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. - Ростов н/Д., 1998. - 256с.

2.Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14-1987. - №2. - С. 60-72.

.Афанасьева Т. М. Завтрашние родители/Тамара Афанасьева - М.: Педагогика-Пресс, 2002. - 99, [1] с. 20 см. - (Библиотека "Родительский факультет"). - Библиография в конце книги.

.Бене Е. Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999. №2. С. 14-41.

.Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/А. Л. Венгер. - М.: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.: ил. - (Психология для всех).

.Воспитание ребёнка: Возрастные кризисы. [Пер. с итал. Б. Богомолова и др.] - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 46 с. цв. ил. 27 см. - (Ваш ребёнок: Полная энциклопедия для родителей). Про ребёнка, по избеганию конфликтных ситуаций в общении с детьми, как способствовать развитию личности малыша и создавать для него обстановку гармонии.

.Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. - М., 2001. - №11. - С. 108-118.

.Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание шк.-в. - 2003. - №10. - С. 13-17

.Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 - М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. - С. 22-28.

.Джейкс, Т. Д. Помоги! Я воспитываю ребенка одна / Т. Д. Джейкс; [Пер. с англ. Шемпель Р. Б.] - СПб.: Библ. взгляд, 2001. - 170, [2] с. ил., 21 см. - На обл. в подзаг: Рук. для одиноких родителей или для тех, кто чувствует себя одиноким. - ISBN 5-8445-0065-2. Семейное воспитание. - Зарубежные страны. - Семейный коллектив и его роль в воспитании детей.

.Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы психологии. 1990. №1.

.Зубкова Т.С. Неполные семьи//Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. - М., 2003. - С. 75-80.

.Иванов С. Одинокие дети//Воспитание школьников. 1991. №1, 3.

.Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1988. - 160с., ил.

.Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - Л.: Медицина, 1980. - 184с., ил.

.Кенфилд, Кен. Сердце отца: Как отцы могут изменить будущее своих детей. Кен Кенфилд; [Пер.: А. Фищенко] - СПб.; Киев: Руфь, 2001. - 237 с. ил., 20 см. - (Книга для жизни). - ISBN 5-94172-005-X. Семейное воспитание. - Зарубежные страны. - Семейный коллектив и его роль в воспитании детей.

.Колесниченко Е. А. "Психологические проблемы современной российской семьи" В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.

.Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. - М.: Педагогика, 1980. - 192с. - (Б-ка для родителей).

.Колпакова, М.Ю. Отцы и дети: от диалога к единству // Воспитание школьников. - №5, 2001 - С. 9-11.

.Колухова Я. Психология воспитания приемных детей//Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой.- М.: Прогресс, 1980. - с. 139-176

.Коменский Я.А. Материнская школа - СПб., 1882 - 64 с.

.Кон И. С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. 270 с.

.Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический журнал. - 1985. - №5 - С. 16-32.

.Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2002. - №1. - С. 73-76.

.Кочубей Б. Зачем нужен папа?//Семья и школа. 1990. №7. С. 34-35.

.Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье. - К.: Рад. школа, 1983. - 120 с. - (Б-ка для родителей).

.Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. - 173с.

.Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. - 2001. - №8. - С. 86-95.

.Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье//Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой.- М.: Прогресс, 1980. - с. 70-98

.Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать//Воспитание детей в неполной семье. Перевод с чешского. Общая редакция и послесловие кандидата юридических наук Ершовой Н. М.- М.: Прогресс, 1980. - с. 6-68

.Некрасова З., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти. - М.: ООО Издательский дом «София», 2006. - 416 с.

.Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова. Печатное издание М.: «Русский язык», 2000.

.Островская О. Семейный климат//Дошкольное воспитание. 1978. №5.

.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. - 76с.

.Рубинштейн С. Я. Черты характера ребёнка и их воспитание в семье. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 1964. - 48 с.

.Слепкова В.И., Костюкович А.А. Психология семьи: Учебно-методическое пособие. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 345 с.

.Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. - 1600 с., ил.

.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989. - С. 192-201.

.Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с. - (Психол. наука - школе).

.Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

.Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: Пер. с польск. - 4-е изд., доп. - М.: Прогресс, 1989, - 400 с., ил.

.Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. - М., 1999. - 203с.

.Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996. - 320 с.

.Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ./ Предисл. К. Г. Митрофанова. - М.: Прогресс, 1992. - 192 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!