Оптимизация процесса получения ароматических углеводородов платформингом прямогонного бензина

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    224,96 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оптимизация процесса получения ароматических углеводородов платформингом прямогонного бензина

Содержание

Введение

1. Литературный обзор

. Теоретические основы проектируемого процесса

3. Оптимизация реакционного узла

Вывод

Список используемых источников

Введение

Бензин (от франц. benzine) - смесь легких углеводородов с температурой кипения 30 - 205°С. Прозрачная жидкость плотностью 0,70-0,78 г/см³. Производится путем смешивания компонентов первичной (прямой) перегонки нефти, продуктов крекинга отдельных ее фракций и присадок.

Бензин является топливом для автомобильных двигателей с искровым зажиганием. Детонационная стойкость - важнейший показатель качества бензина. Несоответствие марки бензина параметрам двигателя может вызывать детонационное сгорание топлива, сопровождаемое характерным металлическим стуком, повышением дымности отработавших газов и температуры в цилиндрах двигателя. Октановое число (ОЧ) бензина - основной показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина. Определяют подбором смеси эталонных углеводородов - гептана (ОЧ = 0) и изооктана (ОЧ = 100), детонационная стойкость, которой равна детонационной стойкости испытываемого бензина при равных условиях испытания. Процентное содержание изооктана в полученной смеси принимают за октановое число бензина.

Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные и мотоциклетные, лодочные и авиационные поршневые двигатели потребляют бензины. В настоящее время производство бензинов является одним из главных в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли.

Развитие производства бензинов связано со стремлением улучшить основное эксплуатационное свойство топлива - детонационную стойкость бензина, оцениваемую октановым числом.

Высокооктановый бензин-это бензин с высокими антидетонационными свойствами.

Каталитический риформинг бензинов является важнейшим процессом современной нефтепереработки и нефтехимии. Он служит для одновременного получения высокооктанового базового компонента автомобильных бензинов, ароматических углеводородов - сырья для нефтехимического синтеза - и водородосодержащего газа - технического водорода, используемого в гидрогенизационных процессах нефтепереработки. Каталитический риформинг является в настоящее время наиболее распространенным методом каталитического облагораживания прямогонных бензинов. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех отечественных и зарубежных нефтеперерабатывающих заводах. Платформинг - процесс каталитического риформинга бензиново-лигроиновых фракций на платинированном катализаторе в нескольких последовательно соединенных реакторах. Разработан фирмой ЮОП (Юниверсал ойл продактс). "Платформинг" является процессом, модификацией традиционного метода производства ароматических углеводородов риформингом на платиновых катализаторах при реализации на малотоннажных установках (минизаводах) в составе комплексов по переработке нефти и газового конденсата и имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с риформингом. В зависимости от режима эксплуатации на одной и той же установке "Платформинг" можно получать бензины от А-76 до АИ-93. Выходы бензина зависят от состава исходного сырья и при работе в режиме получения бензина А-76 (А-80) составляют 80-95%, в режиме получения АИ-93 - 60-85%.

Количество углеводородного газа (в основном пропан-бутановая фракция) варьируется в пределах от 4 до 40% в зависимости от состава сырья и марки товарного бензина.

При реализации получения ароматических углеводородов по технологии "Платформинг" присутствует стадия гидроочистки от сернистых соединений.[1]

1. Литературный обзор

Автомобильные бензины получают путем переработки нефти, газового конденсата, природного газа, угля, торфа и горючих сланцев, а также синтезом из окиси углерода и водорода.

Основным сырьем для производства автомобильных бензинов является нефть: около 25% нефти, добываемой в мире, перерабатывают в бензин.

В России все товарные бензины получают из нефти и газоконденсатов. На газоперерабатывающих заводах путем выделения из газов жидких углеводородов получают газовый бензин.

Современные автобензины готовят смешением компонентов, получаемых путем прямой перегонки, каталитического риформинга и каталитического крекинга, изомеризации, алкилирования, полимеризации и других процессов переработки нефти и газа.

Качество компонентов, используемых для приготовления тех или иных марок товарных автомобильных бензинов, существенно различается и зависит от технологических возможностей предприятия. Товарные бензины одной и той же марки, но выработанные на различных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), имеют неодинаковый компонентный и фракционный составы, что связано с различием технологических процессов и перерабатываемого на них сырья на каждом конкретном нефтеперерабатывающем предприятии. Даже бензины одной марки, выработанные конкретным заводом в разное время, могут отличаться по компонентному составу в связи с проведением регламентных работ на отдельных технологических установках, изменением состава сырья и программы завода по выпуску продукции.

Основными технологическими процессами производства бензинов является каталитический риформинг и каталитический крекинг. Несмотря на ограничения по содержанию ароматических углеводородов, процесс каталитического риформинга по-прежнему остается определяющим процессом производства бензинов, так как он является основным источником высокооктановых компонентов, а также водорода для установок гидроочистки.

Вследствие ужесточения норм на содержание серы в моторных топливах необходимо увеличение мощностей гидрообессеривания, что требует дополнительного водорода.

Снижение доли и роли бензина риформинга в производстве экологически чистых реформулированных бензинов обусловлено не только ограничением содержания ароматических углеводородов, но и неудовлетворительным распределением октановых характеристик.

В связи с этим процесс бензинового риформинга целесообразно и необходимо сочетать с процессами удаления бензола и изомеризации бензина С 5-100 °С. В последние годы технология и коммерческая активность по созданию на НПЗ мира новых установок каталитического крекинга в псевдоожиженном слое микросферического катализатора приобрела рекордно высокий уровень за все время применения этого процесса.

На отечественных НПЗ эксплуатируются установки каталитического крекинга с лифт-реактором с предварительной гидроочистки исходного сырья - вакуумного газойля мощностью 2 млн. т/год по сырью. Эти установки обеспечивают выход бензина более 50% на сырье, который имеет октановое число по моторному методу 80-82 ед. и по исследовательскому методу 90-93 ед.

Улучшение октановых характеристик достигают выбором катализатора и ужесточением режима работы установок. Это сопровождается так же приростом выхода низкокипящих олефинов С3 - С4, что благоприятно для увеличения ресурсов сырья алкилирования и получения высокооктановых оксигенатов: метилтретбутилового эфира (МТБЭ), метилтретамилового эфира (МТАЭ), ди-изопропилового эфира (ДИПЭ) и др.

В целом, технический прогресс в технологии каталитического крекинга позволяет существенно увеличить выход легких олефинов C3 - С7 и вырабатывать меньше высококипящих фракций бензина, обогащенных ароматическими углеводородами.

При эффективном использовании этих возможностей суммарный эффект облагораживания бензинов каталитического крекинга (включая ДИПЭ + МТБЭ + алкилат + этерификат С5 - С7) - значительно возрастает.

На смену широко применяемому МТБЭ, мировое потребление которого в 2001 году превысило 25,7 млн. тонн, приходит денатурированный этанол, так как его получают из возобновляемого сырья (биомасса, древесина и т.д.), и он не оказывает вредного влияния на источники водоснабжения, что является причиной запрещения применения МТБЭ в США (штат Калифорния).

В то же время, по оценке сторонников МТБЭ, эффект от его вклада в решение экологической проблемы значительно превосходит риск, связанный с его применением.

Вовлечение в состав автобензинов этанола до 10% позволяет уменьшить на то же количество содержание ароматических углеводородов без снижения детонационной стойкости товарного бензина.

Недостатками спиртовых добавок являются низкая гидролитическая устойчивость, низкие противоизносные и антикоррозионные свойства. При использовании спиртов в 2-3 раза возрастает содержание альдегидов в составе отработавших газов.

Одним из основных процессов производства ароматических углеводородов является процесс каталитического риформинга, осуществляемый на платиновых или полиметаллических катализаторах.

Главными недостатками каталитического риформинга являются:

. Чувствительность катализатора к природе сырья - предпочтительным сырьем являются углеводородные фракции 85 - 180°С. При переработке сырья с высоким содержанием парафиновых углеводородов практически невозможно производить бензины с ОЧ выше 82 ММ.

. Высокая чувствительность катализатора к содержанию серы в сырье - требуется гидроочистка.

. Высокое содержание бензола в риформатах (5 - 15%), что ограничивает их применение в качестве автобензинов без дополнительной переработки.

. Низкие скорости процесса по сырью, следствием чего является необходимость использования больших количеств дорогостоящих катализаторов и строительства крупномасштабных установок.

. Необходимость в водородном хозяйстве для гидроочистки и риформинга.

Вследствие всех этих факторов строительство малотоннажных НПЗ на основе каталитического риформинга требует огромных капитальных затрат и нерентабельно.

Наиболее перспективным для использования на малотоннажных НПЗ в настоящее время является процесс риформирования прямогонных бензинов в ароматические углеводороды с использованием катализаторов на основе платины с предварительной гидроочисткой.

Повышение детонационной стойкости перерабатываемых на платиносодержащих катализаторах бензиновых фракций происходит в основном при конверсии алифатических парафинов и нафтенов в ароматические углеводороды. Использование платиносодержащих катализаторов, позволяет снизить образование тяжелых ароматических углеводородов. Гидрирующие / дегидрирующие компоненты в составе катализатора - обычно такие металлы как Zn, Ga, Cd, Pt, Pb и другие - позволяют повысить селективность образования ароматических углеводородов, активность катализатора и продолжительность его работы до регенерации. Катализатор может включать и другие компоненты.

Существует ряд способов получения моторных топлив из углеводородного сырья в присутствии катализаторов ароматизации, например патенты США 3953366, 4590323, 4861933, Российские патенты 2103322, 2208624, 2218319, 2024585. Условия каталитической конверсии бензиновых фракций зависят от их состава, требований к качеству продукта и от активности используемого катализатора. Типичные условия следующие: температура 350-500 °С, давление до 3 Мпа, объемная скорость подачи сырья до 5 ч.-1. Из прямогонного бензина с концом кипения 180°С можно получить с выходом 40-80 % бензин с октановым числом 81-88 ИМ, содержащий до 30 массовых процентов ароматических углеводородов. При конверсии сырья образуется 20-60 массовых процентов водородсодержащего газа (около 60 объемных процентов водорода), включающего 70-75 массовых процентов пропана и бутана.

Основными недостатками данного способа, также как и остальных, являются относительно низкие выходы и октановые числа получаемых бензинов, высокое содержание бензола в бензине, низкая скорость по сырью, длительная регенерация закоксованного катализатора.

Промышленная технология процесса "Платформинг" и технология производства катализатора разработаны в 1949 г. фирмой ЮОП.

Процесс "Платформинг" имеет ряд преимуществ перед традиционными процессами:

·    Повышение выхода продуктов в условиях работы реактора при пониженном давлении.

·    Увеличение времени межрегенерационного пробега (однако, необходимость периодической регенерации катализатора в исходных реакторах сохраняется).

·        Внедрение технологии ЮОПи непрерывной регенерации катализатора

. Теоретические основы проектируемого процесса

Химизм процесса каталитического риформинга довольно сложен, но в основном он сводится к реакциям нафтенов и н-алканов. Реакции, которым подвергаются углеводороды, могут быть представлены следующей схемой:

) дегидрирование С6Н14→С6Н122

) дегидрирование ц-С6Н12→С6Н6+3Н2;

) разложение С6Н6 → 6С + 3Н2;

4) дегидрирование С6Н14 → СН2=СН-(СН2)3 -СН3 + 2Н2;

) разложение СН2=СН-(СН2)3 -СН3 → С6Н6 + 3Н2;

Все реакции идут в газовой фазе при температуре 60-70 °С[3]

Рассчитываем стандартные константы равновесия, для данного интервала температур, считая все реакции жидкофазными и считая, что все компоненты подчиняются закону идеальных газов.

Стандартное изменение термодинамических функций в результате протекания химической реакции рассчитывают по формулам [4]:

,

,

где  ∆Нобр - энтальпия образования; ∆Sобр - стандартная энтропия образования вещества.

Стандартное изменение термодинамических функций при любой температуре можно рассчитать по следующим уравнениям:

,

,

,

 

где ;  ; ,


Таблица 2.1 Расчет термодинамических функций в результате протекания химической реакции при температуре 338 К.

Вещество

DHоб, 298, кДж/моль

Sº298, Дж/(моль×К)

Коэффициенты уравнения




а

b×103

с×106 (с’×10-5)

1. Циклогексан ц-С6Н12

-123,14

298,24

-51,71

598,77

-230

2. Бензол С6Н6

82,93

269,20

-21,09

400,12

-169,87

3. Ацетилен С2Н2

226,75

200,82

26,44

66,65

-26,48

4. Гексен-1 С6Н14

-41,38

395,40

0,3649

309,4

30,875

5. Гексан С6Н14

-167,19

388,60

8,66

505,85

-184,43

6. Водород Н2

0

130,52

27,28

3,26

0,5

7. Углерод С(г)

820,86

199,31

30,67

3,97

10,19


1) С6Н14→С6Н122

= 0,09618


) ц-С6Н12 → С6Н6 + 3Н2;

= 82,93= 206070

 


= 830,86=


) С6Н14 → СН2=СН-(СН2)3 -СН3 + 2Н2;

=2= -125810


5) СН2=СН-(СН2)3 -СН3 → С6Н6 + 3Н2

= 82,93+3= 124310

)-0,3649=60,38


Таблица 2.2 Стандартные константы равновесия реакций при температуре = 338 К.

Реакции

Константы равновесия при Т, К

1) С6Н14→С6Н122

1,96∙10-5

2) ц-С6Н12 → С6Н6 + 3Н2

2,25∙10-14

3) С6Н6 → 6С + 3Н2

2∙10-270

4) С6Н14 → СН2=СН-(СН2)3 -СН3 + 2Н2

2,61∙10-5

5) СН2=СН-(СН2)3 -СН3 → С6Н6 + 3Н2

8,36∙1074

Выбираем упрощенную схему протекания процесса:

Рис 2.1. Схема протекания процесса, где A - гексан, С - циклогексан (целевой продукт), D - бензол.

Допускаем, что эти реакции описываются кинетическими уравнениями 1-го порядка.

 

 

 

Дифференциальная избирательность по продуктам, при проведении процесса в дифференциальном реакторе можно представить следующим образом [4].

,

где ;

; =4 [6]


Таблица 2. 3 Избирательность продукта С в зависимости от степени превращения

ХА

ФС(РИС)

0,2

0,1

0,156

0,2

0,122

0,3

0,095

0,4

0,074

0,5

0,056

0,6

0,041

0,7

0,029

0,8

0,018

0,9

0,008

1

0

Рис.2.2. Зависимость интегральной избирательности по целевому продукту от степени превращения от степени превращения.

. Оптимизация реакционного узла

бензин риформинг углеводород катализатор

Для последовательных реакций случай, когда целевым является первый промежуточный продукт, его выход в РИС и РИВ рассчитываем по следующим формулам.[4]

Проводим анализ уравнения зависимости выхода целевого продукта от степени превращения для реактора идеального вытеснения:

где ;

[6].

Проводим анализ уравнения зависимости выхода целевого продукта от степени превращения для реактора идеального смешения:


где ХА- степень превращения; ФС- селективность.

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

 .

Выход продукта С в зависимости от степени превращения

ХА

УС(РИВ)

УС(РИС)

0

0

0

0,1

0,018

0,016

0,2

0,030

0,024

0,3

0,038

0,4

0,042

0,030

0,5

0,043

0,028

0,6

0,039

0,025

0,7

0,033

0,020

0,8

0,024

0,014

0,9

0,013

0,007

1

0

0


Рис.3.1. Зависимость выхода от степени превращения.

По данным рис. 3.1 и табл. 3.1 находим значение степени превращения при максимальном выходе в выбранном типе реактора:

 = 0,5;

Далее рассчитываем интегральную избирательность для выбранного типа реактора по формуле:

;

Данные рис 3.1. показывают, что процесс целесообразнее проводить в РИВ, т. к. выход продукта в этом реакторе будет выше, чем в реакторе идеального смешения (кривая РИВ выше, чем кривая РИС).

Рис 3.2. Схематическое изображение реактора для проведения процесса платформинга прямогонного бензина [4].

Вывод

В данной курсовой работе была проведена оптимизация процесса получения ароматических углеводородов платформингом прямогонного бензина. Данный процесс следует проводить в реакторе идеального вытеснения (РИВ) на платиносодержащем катализаторе.

Оптимальными условиями являются: температура 450 °С, давление 5 - 6 МПа.

 = 0,5 ; .

Список используемых источников

.     Журавлев, В.А. Химия и технология органических веществ: учеб. пособие / В.А. Журавлев, Т.С. Котельникова. - Кемерово: КузГТУ, 2011. - 214 с.

2.      Силидович Е.В. Технология переработки нефти и газа/ Е.В. Силидович.- Москва: Альянс.-2011.-328с.

.        Агабеков В.Е. Нефть и газ. Технология и продукты переработки.- Ростов-на-Дону: Феникс.-2014.- 455с.

.        Тюрин Ю.Н. Расчёты по технологии органических веществ: учеб. Пособие. - Кемерово: КузГТУ, 2004. - 232 с.

.        Краткий справочник физико-химических величин / под ред. А.А. Равделя и А .М. Пономаревой. - 11- е изд., испр. и дополн. - М. : ООО "ТИД "Аз-book", 2009. - 240 с.

.        Островский Н.М. Кинетика дезактивации катализаторов: Математические модели и их применение.-Омск: Наука.- 2001.- 256 с.

.        Назимок В.Ф., Овчинников В.И., Потехин В.М. Жидкофазное окисление алкилароматических углеводородов. М.:Химия,1987.-240с.

.        Денисов Е.Т. Кинетика гомогенных химических реакций: Учеб. пособие для хим. спец. вузов.- 2-е изд.,перераб. и доп.-М.: Высш. шк.,1988.-391с.

Похожие работы на - Оптимизация процесса получения ароматических углеводородов платформингом прямогонного бензина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!