Общественно-политическая значимость и социальная роль гражданских инициатив и некоммерческих организаций в современной России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,34 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общественно-политическая значимость и социальная роль гражданских инициатив и некоммерческих организаций в современной России














Контрольная работа

Общественно-политическая значимость и социальная роль гражданских инициатив и некоммерческих организаций в современной России

Содержание

1. Феномен гражданской активности в современной России

. Роль некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского активизма

. Коммуникация «третьего сектора» с акторами гражданского общества. Гражданские коммуникации в Интернете

Литература

. Феномен гражданской активности в современной России

Выводы многих зарубежных философов и исследователей позволили изучить современные формы гражданской активности в России. Теме гражданской активности уделяли большое внимание философы эпохи Просвещения, такие, как Вольтер, Жан-Жак Руссо, Джон Локк. Они отмечали необходимость высокого уровня гражданского участия для становления успешной демократической системы, в рамках которой гражданин думает не только о личных интересах, но и об общественно значимых, уделяет внимание общему благу. Философы отмечали значимость общественных инициатив для эффективного государственного управления. Британский исследователь Джон Милль рассматривал гражданскую активность как важнейший элемент политического процесса. Американский политолог А. Бентли, сформулировавший теорию заинтересованных групп, отмечал позитивное влияние общественных организаций, которые формируют групповые интересы, на развитие политической системы.

Немецкие исследователи СюзанноЛанг, Александра Хэртэль и Михаэль Бюрш определяют гражданскую активность, как добровольную, безвозмездную активность ради создания общего блага, отделенную от рыночного и государственно-административного видов деятельности. Активные инициативные граждане и общественные организации составляют единое целое в рамках понятия гражданского общества. Гражданское общество появляется тогда, когда инициативные граждане могут получить прочную организационную поддержку со стороны некоммерческих организаций, которые со временем начинают строить институциональную структуру.

Социолог Э. Гидденс выделяет параметры, по которым может «ожить» гражданское общество: партнерство правительства и гражданского общества, подразумевающее постоянный обмен информации, поощрение локальных инициатив, развитая публичная сфера, использование «третьего сектора». Социолог отмечает важность партнерства и взаимного контроля государства и общества. Автор фиксирует возрастающуюрефлексивность современного общества и уровня его самоорганизации, однако отмечает, что большинству государств присуще общественное недоверие общества к властным структурам, которое характеризуется термином «апатия».

Гражданская активность представляет собой деятельность самых разных общественных и политических сил, преследующих различные социальные, политические, идеологические и экономические интересы, и является объективным условием развития современного российского общества. О достаточном уровне развития гражданского общества служит способность гражданских движений и объединений аккумулировать многообразные интересы различных групп и слоев населения, а затем трансформировать их в реальные практики. Специально созданные институты и механизмы призваны переводить многообразные индивидуальные и групповые интересы граждан на язык общезначимых проблем. Развитие низовых форм демократии, разнообразных гражданских инициатив предполагает развитие разнообразных форм общественно-государственного партнерства.

Фонд общественного мнения в октябре 2015 года провел опрос, изменились ли представления о «гражданском обществе» в России за последний 15 лет: осведомленность россиян о гражданском обществе показывает положительную динамику. Доля тех, кому знакомо это понятие, увеличилась на 8% (с 44% в 2001 году до 52% в 2015 году). Также со временем сокращается доля тех, кто считает, что в России нет гражданского общества: 21% людей считают, что в России есть гражданское общество, а что нет - всего 3%, в то время, как в 2001 году ответ «безусловно нет» выбрали 16%. Однако 33% участников опроса все же заявили, что слышат словосочетание «гражданское общество» впервые.

Влияние гражданского общества связано со степенью доверия к сложившейся институциональной системе, которая регулирует социальные, экономические и политические отношения. Совершенствованию форм коммуникации между государством и обществом в современной России способствуют специально созданные гражданские институты, такие как Общественная палата РФ. Общественная палата отвечает за развитие гражданского общества в России, за рост гражданской активности, а именно - осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. С 2009 года установлен порядок, всоответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу <https://oprf.ru/1449/2133/1537/views/2177/> Общественной палаты, то есть проходят общественные слушания с учетом мнения граждан. Общественная палата Российской Федерации стремится сделать тему гражданского активизма и некоммерческого сектора одним из государственных приоритетов. Согласно ст.2 №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», палата должна поддерживать и обеспечивать права и интересы общественных объединений и некоммерческих организаций. Инструмента прямой финансовой поддержки у Общественной палаты нет, однако есть огромный ресурс нематериальной поддержки. Значимость Общественной палаты РФ как института гражданского общества подчеркивают на федеральном уровне руководство страны во время публичных выступлений.

Общественная палата ежегодно публикует доклад о состоянии гражданского общества в России. В докладе за 2015 год фиксируется рост третьего некоммерческого сектора. Рост гражданской активности члены Общественной палаты связывают с ростом числа некоммерческих организаций и их проектов: «Качественный рост третьего сектора - не просто одна из особенностей современного развития. Это новая тенденция, которая способна менять и уже меняет социальные отношения, воздействует на государственные институты, способствует вынесению на суд общественности таких проблем, которые еще вчера решались исключительно кулуарно. Гражданские активисты начинают формировать повестку дня, создают конкуренцию традиционным политическим структурам по влиянию на общество».

В рамках фонда «Перспектива» Общественной палаты РФ было проведено исследование, впервые отразившее состояние гражданской активности в России, которая включает деятельность зарегистрированных некоммерческих организаций, разнообразные неформализованные гражданские сообщества и отдельные гражданские инициативы, которые преимущественно развиваются на платформе социальных сетей. Исследование показало, что гражданская активность в регионах зависит от уровня развития социального капитала. Социолог Роберт Патнем определяет социальный капитал, как способность социальной организации посредством «сети гражданской вовлеченности», которая может координировать действия в обществе. Категория социального капитала включает в себя три фактора: уровень доверия в обществе, развитость норм гражданского поведения, развитость гражданский сетей.

Важной составляющей развития гражданского активизма является уровень поддержки обществом демократических ценностей. В основе представлений россиян о желаемой модели демократии лежат идеи правовой защищенности, экономической эффективности и социальной справедливости. То есть, демократия, отвечающая интересам большинства - это, прежде всего, работающий механизм, ориентированный на реализацию не только политических, но и социальных прав граждан, начиная от снижения уровня социального неравенства и заканчивая расширением возможностей политического участия для более широких слоев населения, чем это имеет место сейчас.

Формирование общественного механизма участи граждан РФ в жизни страны - дело самих граждан, их активности, настойчивости, способности к самоорганизации. Соответственно, ключевым аспектом современной демократической «повестки дня» становится проблема структурирования гражданского общества таким образом, чтобы оно могло влиять на государство, на равных взаимодействовать с ним.

В исследовании фонда ИСЭПИ было выявлено мнение россиян о приоритетных направлениях общественно-государственного партнерства. По результатам исследования было выявлено, что без участия граждан невозможно решение проблем в социальной сфере (здравоохранение, образование, активная старость, адаптация социально уязвимых групп населения). Кроме этого, сферы, в которых важно участие граждан - защита окружающей среды, права человека, благотворительная деятельность, антикоррупционная деятельность.

На данный момент гражданский активизм в России сформировал ядро активистов и слой граждан, потенциально готовых оказать поддержку различным движениям и течениям. Задача некоммерческого сектора - в том, чтобы расширять этот слой для привлечения большего количества людей к участию в социально-политической жизни страны, а государства - в том, чтобы оказывать поддержку некоммерческим организациям.


Часто для обозначения совокупности некоммерческих организаций в России используется термин «третий сектор». Гражданское общество подразумевает открытый диалог, коммуникацию между всеми секторами общества, а именно - первым сектором (государство, функционирующее на средства, поступаемые от налогов граждан, принимающее решения и отвечающих за их исполнение), вторым сектором (бизнес, отстаивающий свои интересы, живущий на прибыль) и третьим сектором (весь спектр существующих некоммерческих организаций).

Сравнивая российский опыт функционирования некоммерческих организаций с западным, можно говорить о существенных различиях в темпах развития, так как законодательная возможность создания некоммерческих организаций и их государственная поддержка появилась в таких западных странах, как Франция и Швейцария еще в XIX - начале XX века. Причина тому - более поздние сроки формирование законодательства об НКО в России. История становления некоммерческих организаций России напрямую связана с историей России. Некоммерческие организации существовали и много веков назад, однако настоящий их расцвет автор относит к началу 90-х. Это время Грищенко Ю. И. считает в России периодом расцвета гражданской активности и выход ее накопленного потенциала. В это время многие неправительственные организации стремились установить связь между государством и обществом, заложить фундамент для дальнейшего развития гражданского общества и стимулировать гражданскую активность. В 1990 году был сделан первый шаг в сторону институционализации и формализации некоммерческих организаций - был принят первый в СССР закон «Об общественных объединениях», предполагающий регистрацию всех возникающих НКО. Понятие "некоммерческая организация" впервые было введено Основами гражданского законодательство Союза ССР и республик (утверждены Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г.)

Со временем фиксируется рост официально зарегистрированных некоммерческих организаций. Только за 90-е гг. число зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций в России составило почти 275 тыс., а по состоянию на начало 2000 г. в нашей стране было официально зарегистрировано около 485 тыс. некоммерческих организаций. До 2000 российское законодательство об НКО еще переживало формирование, проходя через множество изменений. Через изменения проходили понятия для направлений деятельности некоммерческого сектора.

На сегодняшний день основные формы некоммерческих организаций устанавливает Гражданский Кодекс РФ <https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданский_кодекс_Российской_Федерации> в параграфе 6 главы 4, и №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Гражданский кодекс РФ определяет несколько видов НКО: учреждение, ассоциация, организация, союз, фонд, потребительский кооператив.

ноября 2012 г. вступил в силу №121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", который подразумевает, что некоммерческие организации, финансируемые из-за рубежа и участвующие в политической жизни России, обязаны состоять в реестре некоммерческих организаций - иностранных агентов. Для таких НКО действует иной правовой режим, который предусматривает, в частности, особую отчетность и особые проверки.

Экономическая поддержка некоммерческих организаций может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает несколько источников финансирования НКО: вклады членов объединения и их основателей, пожертвования, прибыль от продажи товаров и услуг, доход от оборота ценных бумаг и другое.

Кроме того, развитие институтов гражданского общества включено в состав задач деятельности Минэкономразвития России в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности министерства. В рамках предоставления субсидий из федерального бюджета Минэкономразвития России делает рейтинг субъектов Федерации. Проекты некоммерческих организаций получают поддержку из бюджетов в основном в виде грантов. В 2014 году их общая сумма составила почти 600 миллионов рублей.

Общественная палата РФ в докладе о состоянии гражданского общества в 2015 году говорит о необходимости дифференцировать НКО по принципу серы деятельности: организации, которые ставят целью достижение общественных благ и организации, направленные на удовлетворение потребностей определенного круга лиц. Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческихорганизаций» законодательное закрепление получила новая разновидность некоммерческих организаций - социально ориентированные некоммерческие организации. К социально ориентированным относят НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Мировая практика подтверждает, что деятельность НКО в социальной сфере оказывается эффективнее предпринимательских или государственных структур, что говорит о значимости некоммерческого сектора в жизни страны. Виды деятельности социально ориентированных НКО: социальная поддержка и защита граждан, подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим, охрана окружающей среды и защита животных, охрана и содержание объектов, имеющих историческую и культурную значимость. В 2012 году Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ поправки, в связи с которыми антикоррупционные организации могут рассчитывать на государственную поддержку наравне с другими "социально ориентированными" НКО.

Роберт Патнэм высказывает мнение, что способность граждан действовать на благо интересов государства и общества укрепляет практика участия в работе общественных объединений, а это, в свою очередь, провоцирует положительные социальные изменения. Гражданская активность ускоряет социальные и политические изменения, является их важным элементом. В период 2005-2012 гг. в России наблюдалась активизация гражданской активности в разных формах: от локальных и деполизизированных протестов до роста числа протестных общественно-политических акций. В этот период сформировалась гражданская активность - групповое или индивидуальное взаимодействие с органами власти для защиты групповых или собственных прав и интересов.

Одно из препятствий для развития «третьего сектора» в России является недостаточно развитое самосознание представителей некоммерческого сектора, отсутствие четкой стратегии и понимания своих целей и задач, а также невосприимчивость власти к общественным запросам, интересам граждан, социальных групп, давление со стороны контролирующих органов, ужесточение правового регулирования.

3. Коммуникация «третьего сектора» с акторами гражданского общества. Гражданские коммуникации в Интернете: способны ли они привести к реальным действиям?

гражданский активность некоммерческий общество

Индикатор становления гражданского общества - состав некоммерческих организаций, степень общественной вовлеченности в их деятельность, объем и характер социального капитала. Одной из проблем в деятельности НКО, которую Каюмова Л.Х. выявила в своем исследовании, является слабо развитый «социальный капитал», а именно - коммуникация с обществом, без которой невозможно «расширение пространства гражданского общества». Необходимые условия активизации потенциала и человеческих ресурсов гражданского общества - постоянная коммуникация органов власти с обществом, позиционирование деятельности НКО в СМИ, а также с помощью Интернет-коммуникации.

Необходимое условие развития каждой общественной организации - выстраивание коммуникации с различными целевыми аудиториями и получение «обратной связи». Для любой НКО осведомленность, заинтересованность и доверие людей является ключевыми факторами, мотивирующими их к участию в деятельности организации. Именно поэтому для достижения должного уровня поддержки определенными социальными группами и населением в целом, НКО прибегают к PR-инструментам. Некоторые специалисты выделяют отдельную отрасль в PR - социальный PR, определяя его, как направление деятельности в области связей с общественностью, где объектом специалистов является социальная сфера, под которой подразумевается общество в целом и различные общественные институты. Цель социального PR - продвижение с целью повышения узнаваемости и уровня доверия к социальным проектам, общественным организациям и институтам, а также формирование и внедрение в общественную практику различных моделей общественного поведения. PR для третьего сектора - налаживание связей некоммерческих организаций с другими акторами гражданского общества: населением, с органами власти, с бизнесом, со СМИ.

Информационные кампании НКО могут иметь различные направления: стимулирование СМИ и журналистов к освящению социально значимых проектов, продвижение успешной социальной активности (освещение успешного решения проблем некоммерческими организациями и гражданскими активистами), кампании по развитию понимания важности гражданского участия (поддержка успешно реализованных общественно значимых проектов НКО в публичном пространстве).

Коммуникация, направленная на повышение общественной поддержки НКО и социальной мотивации к гражданскому участию, должна формировать новую систему ценностей, основанную на культуре социальной активности: доверие, ответственность, уважение прав человека, демократических ценностей. Помимо этого, она должна быть направлена на повышение престижа социальной активности (освещение позитивных примеров опыта гражданской активности, лучших социальных практик, тиражирование образов «новых героев»), стимулирование граждан к самоорганизации на местах, преодоление негативных стерепотипов: участники гражданского активизма - равноправные партнеры, участники диалога, а не человеческий ресурс для достижения чьих-то целей, а участие в деятельности НКО доступна каждому.

Наиболее приоритетными формами коммуникации НКО по мнению Каюмовой Л.Х. являются специальные мероприятия, распространение информации через знакомых, публикации в печатных СМИ, на Интернет-ресурсах.

Агентство социальной информации, которое занимается информационной поддержкой гражданских инициатив, специально для Министерства экономического развития в 2011 году подготовило доклад (методические информационные материалы) про оказание комплекса услуг по реализации информационной поддержки социально-ориентированных НКО.Агентство выработало рекомендации по обеспечению качественной информационной поддержки социально ориентированных НКО, среди которых - проведение рекламно-информационных кампаний по поддержке социально ориентированных НКО, содержащих встречи с населением, подготовка видеороликов, телевизионных продуктов, создание позитивных образов в СМИ.

При выборе канала продвижения деятельности НКО необходимо подбирать дополняющие друг друга инструменты, обеспечивая целостное решение задачи продвижения: освещение деятельности конкретной НКО как на собственном постоянно обновляемом ресурсе, так и в традиционных СМИ (печатные СМИ, ТВ, радио), и в новых медиа (Интернет-СМИ, социальные сети, мобильные приложения), которые могут дать возможность масштабного и оперативного охвата аудитории. В данный момент мы можем наблюдать формирование самостоятельноймедиаиндустрии общественного сектора, так как некоммерческий сектор давно ведут самостоятельную информационную повестку.

Соколов и Маклашин считают, что сетевой принцип взаимодействия НКО с аудиторией - самый эффективный для привлечения новых участников: «Коммуникации в рамках социальных сетей являются более быстрым и действенным инструментом, чем «вертикальная» коммуникация, осуществляемая по государственным каналам»Достоинством сетевых сообществ является нацеленность на взаимопомощь и обмен имеющимися ресурсами, а также ориентированность на эффективный механизм обмена информацией между участниками сообщества. Коммуникация в Интернете оказывает позитивные сетевые эффекты, а именно - развивает гражданское общество посредством мобилизации. Подобная коммуникация делает акцент на связях между объектами, а не на самих объектах и характеризуется «заменой многоуровневой иерархии сетью автономных единиц и отказом от административных принципов координации». В Интернете повышается вероятность привлечения к совместной деятельности при выполнении проектов в рамках сети компетентных партнеров, обладающих необходимым ресурсным потенциалом: «Под влиянием сетевых технологий формируется openspace - открытое пространство, в котором открываются новые возможности для развития гражданского общества - преодоление отчужденности и неразвитости коммуникации. Сетевые сообщества способствуют формированию сетевого гражданского общества, целью которого является виртуальное общение в режиме онлайн для решения реально существующих социальных проблем».

Интернет предоставляет гражданам возможности для расширения своего участия в общественных процессах, благодаря доступу к принятию решений, возможности дискуссии и мгновенному получению консультации. Социальные сети - наиболее доступный и популярный инструмент, реализующий возможность коммуникации, поиска ресурсов, передачи и распространения информации. У членов сетевых сообществ существует возможность использовать инструменты оперативного поиска контактов, установления связей для совместной гражданской деятельности. Массовые коммуникации между людьми способствуют эффективному поиску «единомышленников» - партнеров для совместного решения актуальных проблем, например, объединение в рабочую группу людей из одного региона.

Свободная коммуникация в социальных сетях становится доступной все большему количеству жителей небольших городов и сел. Сегодня новые медиа претендуют на роль организационного центра гражданского активизма.

Примерно к 2010 году Интернет начал серьезно влиять на политическую ситуацию во многих странах (где-то аккумулируя гражданскую активность, где-то провоцируя протестную активность), о чем свидетельствуют такие события, как «арабская весна» 2011 года, протесты в Молдавии в 2009 году после президентских выборов, которые начались с выражения недовольства в социальной сети Twitter, роль социальных медиа в президентской кампании в США в 2008году и т. д. В какой момент виртуальная реальность переходит в реальную, и может ли Интернет и блогосфера в частности воздействовать на реальность и как оценить масштабы этого воздействия? Американский исследователь КлэйШирки, изучавший Интернет-взаимодействие и мотивацию людей в участии в коллективных действиях, выявил спектр мотиваций людей и типы взаимодействия в процессе Интернет-коммуникации - ступени эволюции сетевой активности, от зарождения проблемы и поиска единомышленников для персонального обсуждения до собрания круга сообщников, трансформирующих общество. Первый тип, «частное взаимодействие», позволяет нескоординированным ранее людям находить друга друга и согласованно действовать. Второй тип взаимодействия «коммуникальное взаимодействие» - коммуникация в группе людей, объединенных одной темой. Следующий уровень - «общественное взаимодействие», при котором группа людей целенаправленно пытается предать интересующей теме публичную огласку. И, наконец, третий тип, «гражданское взаимодействие», приводит к реальным действиям, к выходу из онлайн-коммуникации в оффлайн-пространство.

Безусловно, для развития навыков самоорганизации у аудитории в Интернете, некоммерческих организациям следует обдуманно подходить к форме коммуникации в сетевых сообществах. Существует зависимость между качеством контента и откликом аудитории. Чем более качественный продукт выдают некоммерческие организации при коммуникации с аудиторией всоциальных медиа, тем больше вероятность трансформации человека от медиаактивиста к реальному гражданскому активисту. Поднятые темы должны быть социально значимыми и вызывать определенные эмоции, побуждая, если не к реальным действиям, то хотя бы к тому, чтобы поделиться прочитанным. Любое сообщение антикоррупционной организации, цель которого является привлечение гражданских активистов к реальным делам, должно вызывать желание им поделиться, обсудить, создать диалог, в котором «зародятся» предпосылки реального гражданского активизма. Если следовать логике исследования КлэйШирки, настоящий гражданский активист, помогающий организации реальными действиями, может «вырасти» из обычного Интернет-пользователя, который прошел все стадии от среднестатистического пользователя, заинтересованного в определенной тематике, до медиаактивиста, способного взаимодействовать в сети, искать единомышленников, обсуждать проблемы и способы их решения для того, чтобы начать действовать.

КлэйШирки также выделяет различия Интернет-коммуникаций в зависимости от типа общества. В более открытых обществах, где активизм - обычная практика в реальной жизни, обсуждения в Интернете и коммуницирование НКО с аудиторией в Интернете не является главным коммуникационным фокусом в аспекте привлечения. Коммуникация НКО в Интернете носит вторичный характер, информационно подкрепляющий деятельность реальных активистов. В более закрытых обществах, где не так распространена практика реального участия граждан в политической жизни или получила распространение совсем недавно, гражданскийактивизм в реальной жизни чаще всего начинается именно с Интернета, как наиболее свободной площадки для выражения своего мнения.

Однако коммуникация в сетевых сообществах имеет недостаток - стихийность формирующихся в сетевых сообществах связей и объединений. И. Дзялошинский считает, что вывод об Интернете, как о площадке для формирования гражданской активности, ошибочен. По его мнению, Интернет с целью мобилизации использует уже активная часть населения, остальные же остаются пассивными участниками коммуникации: «Рассчитывать на то, что только дальнейшее развитие и распространение информационных технологий на территории РФ способно сформировать граждански активных индивидов - большая иллюзия. Разнообразные исследования, как в России, так и за рубежом, показывают, что Интернет для этих целей использует в основном та часть общества, которая уже имеет четкую гражданскую позицию и активна изначально. Поэтому следует воспринимать Интернет лишь как средство, инструмент коммуникации, обладающее определенными достоинствами и особенностями в сравнении с традиционными медиа, который можно активно использовать хотя бы ввиду его дешевизны и популярности».

Журналист и социолог М. Гладуэлл считает также, что для политических и гражданских акций не нужны новые медиа, так как в Интернете удается завести исключительно «слабые связи» - дружественные, но нерегулярные контакты, которые не способны привести к реальному результату, в то время, как активист социальных движений должны обладать сильными социальными связями.

Американский публицист Евгений Морозов также считает онлайн-активизм не имеющим реального влияния, называя его слактивизмом, который проявляется в формах онлайн-петиций, флешмобов и массовых рассылок в Интернете. Он считает, что Интернет-технологии не способны решить проблемы общества и конкретных людей, а могут служить лишь инструментом для информирования. Слактивисты, по его мнению, имеют иллюзию социальной деятельности и являются примером «ленивого поколения»: «Социальные сети дали нам ложное ощущение сопричастности: распространить «общественно полезную» информацию, подписать интернет-петицию или поучаствовать в флешмобе - очень просто, это делают тысячи пользователей Сети и чувствуют, что совершили что-то важное. При этом чаще всего никаких ощутимых результатов на практике ретвиты и лайки не приносят. Основная же проблема - в том, что подобная гражданская активность в социальных сетях для многих заменила поступки в реальной жизни».

Помимо коммуникации в сетевых сообществах третий сектор использует и другие онлайн и оффлайн методы для информационной поддержки своей деятельности и привлечения новых активистов. Наиболее распространенный оффлайн-способ - проведение мероприятий, премий, конкурсов и других форм публичного поощрения наиболее активных граждан, которые внесли свой вклад в деятельность НКО. Чаще всего активистов поощряют за социальные идеи, проекты, реализованные или задуманные, гражданские инициативы, а также за разработку социальной рекламы, за медийные проекты. Помимо этого, НКО часто поддерживают или инициируют сами проведение открытых и публичных социологических и прочих исследований общественного мнения.

Регулярная организация площадок для диалога всех секторов общества - НКО, бизнеса, власти (организация фестивалей, форумов, дискуссионных площадок) является важной составляющей коммуникации НКО с государством и обществом. Подобные мероприятия проводятся как на федеральном уровне, собирая гражданских активистов со всех регионов для диалога с федеральными органами власти, так и на региональном, с целью обсуждения решения проблем развития конкретных регионов и получения поддержки на местах. Успешный опыт проведения подобных мероприятий показала недавно Общественная палата РФ, которая в 2015 году провела форумы активных граждан «Сообщество» в каждом федеральном округе. На итоговый форум в Москве собрались гражданские активисты со всех регионов, которых удалось привлечь к работе в НКО во время поездок.

Литература

Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2015 год. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2015. [Электронный ресурс] URL: https://www.oprf.ru/files/1_2016dok/doklad_OPRF_2015_19012016.pdf (дата обращения: 28.04.2016).

Исследование ВЦИОМ, проведенное под руководством И. Е. Дискина в рамках социально значимого проекта «Гражданские ценности и социальные институты» // Номер гранта №Г-56-2/14. Оператор - ИСэПИ.

Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политического действия // Институт социологии Российской академии наук при поддержке Фонда ИСЭПИ. [Электронный ресурс] URL:#"justify">Некоммерческий сектор // Агентство социальной информации. -2014. [Электронный ресурс] URL: #"justify">Что такое «гражданское общество»? // Исследование ФОМ. -2015. [Электронный ресурс] URL: #"justify">Анализ третьего сектора в России: субъекты и взаимодействия // Исследование Фонда «Перспектива». -2015.

Опрос представителей некоммерческого сектора в рамках исследования «Анализ третьего сектора в России: субъекты и взаимодействия». [Электронный ресурс] URL: форумсообщество.рф/исследования (дата обращения: 20.04.2016).

Методические (информационные) материалы для органов власти (федеральных и региональных) и местного самоуправления по предоставлению информационной поддержки СО НКО, содействию продвижению благотворительности и добровольчества // Агентство социальной информации. - М., 2011. [Электронный ресурс] URL: #"justify">Коррупция в России: после «дела Гайзера» // Опрос ВЦИОМ. -2015. [Электронный ресурс] URL: #"justify">Россияне об Алексее Навальном // Опрос аналитического центра Юрия Левады «Левада-центр». -2015. [Электронный ресурс] URL: #"justify">Российский неполитический активизм: наброски к портрету героя. Отчет о результатах исследования активизма в России // Центр ГРАНИ. -2012. [Электронный ресурс] URL:#"justify">Доклад о развитии институтов гражданского общества в России."Третий сектор" в России: текущее состояние и возможные модели развития» // Фонд развития Гражданского общества. -2013. [Электронный ресурс] URL: #"justify">Воспитание гражданских добродетелей: как изменилось общество России за 10 лет? // Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. - 2015. -Бюллень I. -№1(5). [Электронный ресурс] URL: http://www.hse.ru/data/2015/03/31/1095857706/Bulleten5_web.pdf(дата обращения: 03.03.2016).

Похожие работы на - Общественно-политическая значимость и социальная роль гражданских инициатив и некоммерческих организаций в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!