Насилие в образовательной среде. Экстремизм

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,12 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Насилие в образовательной среде. Экстремизм

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в нашей республике. По данным Организации объединенных наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет (Всемирный доклад 2006 г. о насилии в отношении детей).

Система образования имеет большие возможности для профилактики насилия. Профессиональный и организационный ресурс этой системы, сфера ее социального влияния позволяют в рамках образовательной среды осуществлять комплексное и системное воздействие на установки, интересы ориентиры всех участников образовательного процесса с целью формирования модели поведения, основанной на взаимном уважении и недопущении насилия в межличностных отношениях и совместной деятельности. В соответствие с международными документами в области образования и защиты прав детей законодательство ПМР гарантирует доступность и безопасность образования, провозглашает его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, недопустимость дискриминации и насилия в сфере образования.

НАСИЛИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Насилие в образовательной среде - это спланированные или спонтанные проявления агрессивных действий, имеющих своей целью проявление доминирования и/или унижения, происходящие на территории, в помещениях образовательной организации, во время занятий, перемен, а также по пути в школу (училище) и обратно домой, на мероприятия и с мероприятий, проводимых школой (училищем) или во время этих мероприятий (например, экскурсий).

В условиях образовательной среды есть свои особенности проявления различных видов и форм насилия. При этом вреди основных видов насилия (по характеру воздействия) преобладают: физическое, психологическое, сексуальное насилие и нанесение ущерба.

В образовательной организации может существовать широкий спектр моделей поведения, которые рассматриваются как физическое насилие: удары наносимые рукой, ногой, при помощи каких-либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, «надирание» ушей, принуждение оставаться в какой-либо неудобной и/или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом или оружием и др. насилие образовательный экстремизм молодежный

Несмотря на законодательные запреты, сами педагоги и другие работники образовательных организаций иногда прибегают к мерам физического воздействия для поддержания дисциплины или наказания учеников. Чаще всего они используют шлепки, подзатыльники, удары рукой или каким-либо предметом, но могут также толкать, ставить детей в угол, принуждать их оставаться в неудобной позе и т.д.

Психологическое насилие в условиях образовательной организации встречается в виде: насмешек; обзывания (присвоение обидных кличек); высмеивания; отказа от общения; недопущения в группу, в игру, спортивное занятие или другое мероприятие; а также оскорблений, унижений и грубых слов, которые передают пострадавшему, что он или она является неуважаемым, никчемным, бесполезным человеком, непринятым группой сверстников или всем сообществом (классом, школой).

Физическое и психологическое насилие часто начинаются с запугивания - угроз в устной или письменной форме (в том числе, с применением электронной почты, Интернета), физических нападок и других действий с целью внушения страха, подчинения жертвы обидчику, принуждения к совершению каких-либо действий. Запугивание основано на реальном или предполагаемом неравенстве сил обидчика и пострадавшего. Не получив должного отпора, запугивание, как правило, повторяется, становится систематическим.

Среди форм сексуального насилия в образовательных организациях чаще встречаются нежелательные объятия и прикосновения, в том числе к половым органам, обнажение своих гениталий, показ порнографии, подглядывания и т.д. Могут встречаться унижающие достоинство высказывания и нежелательные притязания сексуального характера - заигрывания, ухаживания и домогательства, а также любые другие действия, направленные на притеснение человека, отклонившего подобные притязания. В большинстве случаев высказывания и притеснения сексуального характера и домогательства пугают, унижают и снижают чувство самоуважения у несовершеннолетних и могут вызвать их преждевременное выбытие из школы или училища.

Нанесение ущерба в образовательной организации проявляется в порчеи/или насильственном отбирании имущества (одежды, школьных принадлежностей, личных вещей, телефонов и др.) и денег у обучающихся или работников. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство - разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространение слухов и сплетен. При подобных действиях наносится не только материальный, но и моральный ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха, унижения).

Участники насилия

В актах насилия, издевательства и травли, происходящих в образовательных организациях, как правило, наряду с обидчиком (притеснителем или агрессором) и пострадавшим (притесняемым или жертвой) присутствуют еще свидетели (наблюдатели). Часто обидчик бывает не один, вокруг одногоглавного формируется группа приспешников; насильственные действия могут быть направлены не на одного ученика или учителя (работника образования), но против нескольких. Обидчик не всегда стремится сохранить свои действия в тайне, наоборот, он часто действует агрессивно на показ публике. Если насилие становится регулярным, то у него обязательно бывают свидетели от нескольких человек до всего класса. И инициаторами и объектами насилия могут выступать как учащиеся, так и педагоги, руководитель и другие работники образовательной организации.

Среди обидчиков обычно выделяется лидер и один или несколько последователей (сторонников), которые положительно относятся к насильственным действиям и принимают в них активное участие, но не являются их инициаторами и не играют ведущую роль. К обидчикам примыкают явные сторонники, которые активно и открыто поддерживают насилие, например, смехом или привлечением внимания к ситуации, но сами в него не включаются, и пассивные сторонники, которым нравится издеваться, но они не показывают явных знаков поддержки.

Среди наблюдателей можно выделить безразличных наблюдателей, которые не вовлекаются в процесс насилия и не занимают определенную позицию. Сторонники обидчика и безразличные наблюдатели часто сами испытывают страх оказаться в роли жертвы, поэтому не предпринимают каких-либо защитных действий в отношении пострадавшего.

На стороне пострадавшего могут быть как потенциальные (вероятные) защитники, которые считают, что должны помочь ему (ей), но не решаются наактивные действия, так и реальные защитники, которые стараются помочь, могут вмешаться, чтобы прекратить насилие.

Вокруг пострадавшего образуется целая группа других участников насилия и выстраивается система взаимоотношений, которая, как правило, не позволяет разорвать круг насилия без вмешательства взрослых (работников образовательной организации или родителей), если только, среди потенциальных и реальных защитников (сверстников или более старших учеников) не оказываются лица, достаточно сильные, чтобы пресечь действия обидчика и его приспешников.

Устойчивость роли ученика в структуре насилия зависит от структуры класса: чем она жестче, тем сложнее школьнику избавиться от своей роли. Закрепившиеся ролевые позиции в структуре насилия в младших классах часто сохраняются до самого окончания школы.

Личностные характеристики

Любой участник образовательных отношений без каких-либо исключений при стечении определенных обстоятельств может быть вовлечен в насилие. Потенциально жертвой, обидчиком или свидетелем насилия может стать каждый учащийся. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности, характерные для обидчиков, пострадавших и свидетелей.

Как правило, подростки, которые становятся обидчиками, - это уверенные в себе, склонные к доминированию в группе и подчинению других, морально и физически сильные, эмоционально импульсивные и легко приходящие в со стояние гнева и агрессии, с низким уровнем эмпатии к своим жертвам, часто «задирающие» не только своих сверстников и более младших, но и взрослых (учителей, родителей, представителей органов правопорядка). Тревожность, обусловленная семейным неблагополучием, напряженными отношениями с родителями, учебной неуспеваемостью и завистью к более успешным ученикам из благополучной семьи, может создавать угрозу для статуса доминантных детей. Обращение к насилию позволяет таким детям утвердить свой статус в классе или группе, школе или училище силой, вызовом учителям, унижением сверстников или более младших, а иногда и более старших обучающихся, удержанием всех в страхе. Они уверены в своей безнаказанности, и им нужны свидетели своей силы, власти, «крутизны». Нередко кумиры обидчиков - «сильные личности», которые выше законов, норм поведения и морали.

В противоположность обидчикам, пострадавшим от насилия свойственны неуверенность в себе, низкая самооценка, повышенная чувствительность к жизненным трудностям и стрессам, повышенная личностная и ситуативная тревожность, неспособность сопротивляться насилию, неумение постоять за себя и эффективно общаться со сверстниками. Часто - это физически слабые или пугливые дети и подростки, которые не умеют демонстрировать уверенность и скрывать тревогу и страх.

Провоцировать насилие могут различные особенности ребенка или подростка: физические недостатки (заикание, косоглазие, сниженный слух, двигательные нарушения); особенности телосложения (избыточный вес или худощавость, форма носа, ушей, цвет волос, низкий или слишком высокий рост); особенности поведения (избегание общения, замкнутость, застенчивость, неряшливость, принадлежность к какой-либо молодежнойсубкультуре, гендерная неконформность); этническая принадлежность (цвет кожи, разрез глаз, языковой акцент, национальная одежда и др.); социально<экономический статус (семейное неблагополучие (например, пьющие родители); низкий уровень доходов семьи, отсутствие престижных вещей, и др.); высокие или низкие учебные достижения, вызванные, в том числе, нарушениями в развитии. В унижающих и оскорбляющих прозвищах, которые дают ученикам с высокой успеваемостью и одаренным детям, акцент чаще всего делается не на одаренности, а на особенностях внешности или поведения: «очкарик», «ботаник».

Учащиеся, не имеющие в классе или группе близких друзей и естественной социальной поддержки со стороны более сильных и высоко статусных членов ученического коллектива чаще остальных становятся объектом насилия, так как не могут рассчитывать на защиту и поддержку сверстников.

Кроме того, жертвой насилия рискуют стать дети, к которым предвзято относятся учителя и другие работники образовательной организации. Открытая неприязнь взрослых, их оскорбительные высказывания и действия дискриминационного характера в отношении некоторых учеников ставят последних в положение изгоев и делают их легкой мишенью для издевательств и насилия.

ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙСРЕДЕ

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально- политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, не имеющей прочных идеологических установок, формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют разобщенную молодежь в своих политических интересах.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед органами по делам молодежи, является осуществление мероприятий по профилактике и противодействию радикализации молодежи и недопущение инспирирования экстремизма в молодежной среде.

Анализ имеющихся материалов свидетельствует о продолжающемся воздействии со стороны внешних и внутренних деструктивных сил на распространение радикальной идеологии в молодежной среде с целью дестабилизации общественно-политической обстановки в ПМР. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходят накопление и реализация негативного протестного потенциала.

В течение последних лет активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны активистов молодежных группировок скинхедов.

Данные тенденции стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов. Как правило, данная категория молодых людей имеет хорошую физическую подготовку и навыки рукопашного боя, в том числе с применением холодного оружия и подручных средств (арматура, бутылки и т.п.).

В настоящее время активизировались неформальные молодежные «анти-фашистские» группы, объединяющие представителей различных молодежных субкультур, основанных на увлечении каким-либо музыкальным течением или альтернативными видами спорта, основная деятельность которых заключается в проведении силовых акций и пропагандистского воздействия в отношении скинхедов и организации массовых общественно-политических акций. Участники движения «антифа» являются сторонниками так называемых акций прямого действия, в которых применяют холодное и травматическое оружие, а также различные подручные средства. При этом зачастую члены движения «ан- тифа» нарушают действующее законодательство и создают конфликтные ситуации с сотрудниками правоохранительныхорганов.

Заметно активизировались попытки иностранных неправительственных некоммерческих организаций и международных организаций (далее - ИННО и МО) по использованию молодежи для осуществления деятельности, направленной на трансформацию политической системы

Агрессивность экстремизма в молодежной среде выражается в бескомпромиссности деятельности его субъектов, порождается нетерпимостью, а нередко и фанатизмом последних, неадекватной оценкой ими собственных и противника потребностей и интересов. Она обусловливает пренебрежение к интересам и правам противостоящей стороны, полное отсутствие или крайне малый диапазон готовности идти на поиск путей разрешения противоречий на основе компромиссов и соглашений.

Факторы, способствующие возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде

Формулируя подходы к исследованию проблемы экстремизма в молодежной среде, следует, во-первых, учитывать социальный контекст, т.е. роль среды, социальных условий, определяющих формы экстремистского поведения. Во-вторых, следует исходить из специфики формирования и развития личности молодого человека. Именно во взаимосвязи внешних и внутренних факторов, их отражения на каждом из этапов развития личности (социализации), подчиненных жесткой закономерности, проявляется стремление к радикализму. При этом следует обратить внимание, как на общие, так и на специфические условия развития личности молодого человека в современныхусловиях.

Наиболее важной особенностью, отражающей специфику условий формирования молодого поколения новой России, является в основном негативный социально-экономический фон.

В динамике изменений положения молодежи и ее жизнедеятельности можно выделить следующие основные факторы.

Демографическая ситуация и состояние здоровья.

Продолжает снижаться общая численность молодого поколения. Резко ухудшаются показатели не только соматического, но и психического здоровья молодежи. Влияние негативных социально-экономических факторов, резкое ухудшение условий жизни, а также недостаточность услуг в области здравоохранения в регионах отрицательно сказываются на вступлении в брак, рождаемости, продолжительности жизни. Типичной для нынешнего поколения является городская молодежь, выросшая в «малодетной» и зачастую неполной семье, где старшее поколение не уделяет ей достаточного внимания. Именно поэтому можно ожидать не только девиантного, но и делинквентного поведения среди молодой части общества.

Образование и воспитание.

На современном этапе развития российского общества реальными стали тенденции утраты равенства граждан в получении образовательных услуг из-за низкого уровня доходов значительной части населения. Вследствие недофинансирования материально-технической базы образования под вопрос поставлено качество подготовки специалистов разного уровня. Серьезно ухудшаются параметры труда и отдыха учащихся и студентов. Сокращается база исследований в высшей школе при явно неоднозначной роли различных зарубежных фондов. Не прекращается отток кадров из образования и науки. В итоге в этих сферах быстро снижается доля молодежи. Уже долгое время блокирован в системе образования институт воспитания. Внедрение западных параметров и схем в большинстве случаев не дает желаемых позитивных результатов, но разрушает действующую национальную систему образования, которая доказала свою эффективность в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Социально-экономическое положение и стратификация.

В связи с кризисными процессами социально-экономическое положение молодежи по ряду основных показателей имеет тенденцию к ухудшению. Происходит уже не просто обеднение, а воспроизводство бедности и социального неблагополучия значительной части молодежи. Отмечается одно из наиболее опасных явлений экономической жизни - более половины работающей молодежи трудятся не по той специальности, которую приобрели в процессе обучения, либо вовсе не имеют профессии. Иными словами, воспроизводство молодежью профессионально-квалификационного потенциала входит в противоречие с его эффективным использованием. Резко падает ценность труда в структуре ценностных ориентаций молодежи.

Политическая активность и участие молодежи в управлении делами государства и общества.

При определенной неустойчивости политических ориентаций и установок молодых людей в различных регионах и их подверженности манипулированию молодежь в массе своей является политическим резервом, прежде всего, сил, заинтересованных в проведении реформаторского курса, и способна отстаивать это направление политического развития. Но реальное участие молодежи в политических акциях невелико,

однако в массовом варианте (на выборах) фрагментарно и импульсивно способно оказать решающее влияние на исход той или иной политической кампании. Основная тенденция - направленность молодежи на легальные формы выражения позиций, причем больше - на выборах и в значительно меньшей степени - в различных протестных акциях. Экстремистский потенциал в среде молодежи невысок, но имеет тенденцию к росту. В то же время политическая апатия значительной части молодежи есть форма ее дистанцирования от реальных обстоятельств политики, государства и его органов.

Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

установки, предубежденияродителей;

взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы идр.

стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;

Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

представления, установки подростков;

индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

эмоциональные особенности (состояние психического напряжения).

РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ, АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА

Основными мероприятиями могут быть:

координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, городским судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в общеобразовательных учреждениях;

организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения студентов с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения;

рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения студентов на педагогических советах, на советах по профилактике, собраниях группы;

проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения студентов и обучающихся;

организация индивидуальных встреч обучающихся и студентов и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения молодежи;

оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, обучающихся.

Педагогическому коллективу важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением студенческого самоуправления, родительской общественности, общественных организаций.

Следует организовать в учебных корпусах работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и техникуме.

Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.

Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:

системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся;

обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;

поддержка школьного самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся,родители);

анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, социальными педагогами.

Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются и какие законные и (или) незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодежи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении.

«Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодежь, впоследствии пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения, к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде.

Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются подростки и молодежь с еще несформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

Задачами в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях являются:

формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов борьбы сэкстремизмом;

гармонизация межнациональных и этнокультурных отношений;

создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа;

формирование интереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;

создание условий для межнационального общения, содействие укреплению межнациональных культурных связей.

Реализуя данные направления,

осуществляют тесное взаимодействие с национально-культурными общественными объединениями и другими социальными институтами, ведущими работу в сфере национально-культурной политики;

организуют подготовку и проведение фестивалей, конкурсов, выставок, традиционных национальных праздников, дней национальных культур;

проводят мероприятия по повышению квалификации специалистов, работающих в сфере национальной проблематики;

ведут поиск, изучение и сохранение лучших образцов национального народного творчества.

Основные содержательные направления при организации деятельности по формированию у молодежи принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма:

Правовое просвещение молодежи;

пропаганда историко-культурного наследия народов;

организация межнационального культурного общения, межконфессионального диалога;

способствование самоидентификации детей и молодежи в качестве приднестровца - наследника, носителя и продолжателя традиций многонациональной культуры народов.

Основные формы работы по реализации данных направлений:

познавательно-игровые программы, кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;

организация работы объединения по гражданско-патриотической направленности;

праздники, посвященные дням воинской славы и памятным датам;

фестивали и праздники национальных культур, объединяющие представителей различных народов, проживающих в микрорайоне.

Для реализации проекта можно использовать разные формы работы: литературные беседы, викторины и игры, обзоры и презентации книг, интеллектуальные игры, игры-путешествия, книжные выставки, праздники, фестивали, театрализованные представления.

Таким образом, важная роль в профилактике молодежного экстремизма принадлежит образовательным организациям. Традиционные пути профилактики не отличаются эффективностью, а стереотипы "здравого смысла" не всегда дают верное представление о природе экстремизма. Понимание глубинных причин экстремистского поведения молодежи позволяет обеспечить комплексный подход, значительно расширить традиционный перечень профилактических мероприятий, предложить ряд эффективных направлений предупреждения экстремизма.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество, человека и «человеческое в человеке».

Образование как фактор социализации личности создает условия для формирования обеих сторон толерантного сознания и поведения: терпимости и согласия.

В законе «Об образовании» записано, что «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать, адекватный мировому, уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, выделил принципы обучения и воспитания подрастающего поколения в духе терпимости:

воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств, для разрешения разногласий и конфликтов;

привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных, культурных и социальных контекстах.

«Образование сегодня представляется той сферой, в которой помимо культурной и профессиональной подготовки молодого поколения обеспечивается в решающей степени формирование жизненной позиции и ценностных ориентиров личности. От того, какие ценности лежат в основе образования, зависит, будет ли сформировано толерантное сознание и поведение, или же наоборот, - атолерантное, конфликтогенное. Образование, таким образом, может выступать генератором, как толерантности, так и конфликтов».

Особая роль отводится системе образования потому что: - «во-первых, образование осталось ведущим элементом общественной гуманистической практики. Благодаря всеобщности системы образования, оно является стержнем, вокруг которого, так или иначе, воссоздается общественное самосознание. Во-вторых, образование несет в себе потенциал развития - результат внутреннего устройства, а не внешнего влияния. В-третьих, будучи включенным, в различные системы и отношения, образование является поликультурным пространством, местом встреч разных этносов. Поэтому от того, какие содержательные идеи и ценности заложены в образовательные программы, зависит способность любого общества бесконфликтно интегрироваться в мировое культурное пространство». Образование сегодня представляется той сферой, в которой помимо общекультурной и профессиональной подготовки молодого поколения обеспечивается в решающей степени формирование жизненной позиции ценностных ориентиров личности.

В то же время образовательные учреждения на современном этапе недостаточно хорошо выполняют свои функции. Гуманизация и гуманитаризация все еще остаются не воплотившимися в практике российского образования.

Несмотря на трудности у системы образования имеются большие возможностями в формировании духовно-нравственных ориентиров молодежи. «Возможности образования в формировании высокого уровня согласия достаточно велики. Здесь имеются возможности для формирования той стороны толерантности, которая выражается во внутреннем настрое на достижение согласия при решении всех вопросов, в готовности пойти на компромисс, цивилизованно решать все спорные вопросы. И хотя в образовательной среде присутствует некоторый налет корпоративизма, все же доброжелательность и взаимная поддержка - это черты сознания и поведения, формирующие общую жизненную позицию личности, полностью соответствующую целям социализации, достигаемым через социальный институт образования». «Внимание к проблеме толерантности, в конечном счете, есть забота об общественном согласии, а также о высоком качестве образования, которое само служит фактором социального согласия и устойчивого развития общества».

В то же время путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Культура толерантности приближает педагога к пониманию уникальности ребенка. Важно и то, что информация о ребенке рассматривается с точки зрения толерантности не как законченная, а как постоянно развивающаяся, которая каждый раз создается, а не воспроизводится по раз и навсегда заданному образцу.

Проблемы человека, приобретающие сегодня чрезвычайную значимость, связанны, прежде всего, с раскрытием личностного начала. Своеобразным способом улавливания, раскрытия личностного начала человека является реализация феномена образования через реализацию толерантности к уникальным особенностям ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Под образованием в данном контексте понимается единение личностного начала в индивиде с его естественно-природной выраженностью. Благодаря этому осуществляется становление нового человека. Образование - это способ гармонической соотнесенности природного и духовного начал в человеке. И в таком своем понимании образование вполне философски насыщено. Творческому развитию индивида предшествует проблема выбора им своего жизненного самовыражения.

Личность формируется как таковая, только, когда ощущает внутреннее стремление к самореализации, к ценностям, которые превосходят ее. Мы начинает становиться общностным, лишь когда, каждый из его членов открывает для себя другого как личность. Мы реализует себя как сообщество лишь с того момента, когда каждая из особенных личностей заботится в первую очередь о том, чтобы подняться над собой во имя особенных ценностей ее собственного призвания и сама начинает возвышаться вместе с каждой из них.

Такое сообщество образуется лишь путем движения от ближнего к ближнему, формируется вокруг каждой личности как ядра, которое тут же упрочивает свою прочность и как бы подгнивает, если хотя бы одна из личностей перестает воздействовать на все сообщество.

Личность как творческое образование формируется вполне самостоятельно. Ибо в противном случае она осуществляется под воздействием извне, а это выводит нас за пределы поставленной проблемы толерантности и не может иметь ничего общего со становлением самостоятельной, объемно-выраженной личности, рассматриваемой как «человеческая конструкция самосозидания».

Под формированием толерантности в образовательном процессе, подразумевается создание педагогом условий, необходимых для ее формирования. В этой связи было введено понятие - толерантное пространство, под которым понимается единство всех субъектов учебного и воспитательного процесса, формы организации их отношений, построенных на принципах «педагогики толерантности» и являющихся ведущим компонентом педагогической этики и основой гуманистического воспитания. В качестве целей педагогики толерантности выступают:

передача знаний о толерантности через обучение, формирование умений и навыков толерантного взаимодействия с другими;

формирование толерантности в качестве одной из важнейших ценностей в личной системе ценностей обучаемого (через воспитание путем развития потребности и способности к выбору), и на этой основе, мотивов толерантного поведения и установки на толерантность».

В качестве индикаторов, позволяющих выявить характер и уровень толерантности в сфере образования, могут выступать:

содержание образовательных программ профессиональной и обще гуманитарной подготовки;

наличие или отсутствие в программах дисциплин социально - гуманитарного блока;

оптимального сочетания национально-патриотических и общечеловеческих аспектов;

наличие или отсутствие в программах и учебниках взвешенных оценок происходящих в мире социальных, экономических, и политических процессов (типа глобализации, модернизации);

наличие или отсутствие общей методологии, определяющей ценностные основания, стратегию;

принципы организации национального образования;

степень соответствия постановки образования национальным интересам личности, интересам государства».

Главная роль в сложном процессе формирования «человека культуры» отводится педагогу.

Труд педагога - это сложнейшая психологическая реальность, представляющая многомерное пространство, состоящее из трех и педагогического взаимосвязанных пространств: личности учителя, педагогической деятельности общения. Эти три пространства объединены единой глобальной задачей развития личности учащихся. Вместе с тем они не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируют друг друга. Они вступают в сложные диалектические отношения, при этом каждое пространство в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом.

В профессиональном поведении учителя, в том, как он общается с учащимися, коллегами, родителями учеников отражается активно освоенное им культурное наследие и сложившаяся на этой основе его система педагогических, социальных, нравственных, интеллектуальных ценностей. Это проявляется в понимании целей общения, в оценке ситуации, в выборе конкретных способов профессионального поведения, тех или иных педагогических методик и технологий, а также в личностной, индивидуальной позиции в конкретной педагогической ситуации. Можно иметь знания о целях, способах, методиках обучения, нравственно-психологических сторонах педагогической деятельности, содержании преподаваемого предмета. Такие знания могу быть пассивно освоенным культурным наследием. Активное их освоение предполагает ценностный подход к ним, то есть соединение знаний с определенной системой своих профессиональных и личностных смыслов.

Способность к профессиональной рефлексии предполагает понимание сущности образования как культурного явления в его историческом развитии. Образование как механизм, транслирующий и воспроизводящий культуру динамично, характеризуется сменой ценностей, методов, способов присвоения и порождения культурных смыслов, то есть то, что и принято называть сменой образовательных парадигм. Компетентность педагога как его способность и готовность решать профессиональные задачи на достойном уровне требует не только знания своего предмета, (в этом плане выражение «он - хороший предметник» сегодня звучит сомнительным комплиментом учителю), но и понимания того, что собой представляет образование в его культурном, цивилизационном и социальном смыслах. Если рассматривать образование как подготовку будущего специалиста, то выстраивается один тип педагогической деятельности и вполне определенное, функциональное отношение к учащимся. Если понимать под образованием способ включения человека в культуру и форму его самореализации, то это требует принципиально иных критериев его оценивания, а, кроме того, отбрасывания комплекса непогрешимости в знаниях и поведении учителя. Таким образом, основой нравственной позиции в профессиональной деятельности учителя выступает система его профессиональных ценностей. А последняя формируется на основе определенного представления об образовании в целом.

Интолерантность учителя приводит к конфронтации с учеником, ставит барьер в общении с ним и таким путем делает невозможным решение не только воспитательных, но и учебных задач. Учительская интолерантность влечет за собой: во-первых, дисгармонию личности, ситуацию постоянного дискомфорта; во-вторых, искаженное восприятие окружающей действительности посредством неадекватного осмысления собственного опыта; в-третьих, ведет к общему негативизму ожиданий и оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны. Все это в совокупности приводит к необходимости рассматривать толерантность уже не просто как личностное качество педагога, а как определенное требование к нему, как принцип его деятельности.

Возникает вопрос, как сформировать способность учителя к толерантному отношению к своим ученикам.

«В педагогической деятельности всегда, совместное действие требует от всех участников не только принципиального равенства, творческого подхода к решению профессиональных задач, но и способности подняться над своим безразличием и снисходительностью к тем, с кем в силу характера своей работы приходится иметь дело».

Быть толерантным в педагогической среде означает не только победить свою неприязнь к «другому», но и быть чутким и внимательным, доброжелательным по отношению ко всем окружающим. Поэтому понимание толерантности, как этического феномена, следует дополнить такой особенностью, как «преодоление индифферентности, безразличия к «другому», не сводя ее к необходимости преодоления чувства явного неприятия».

Педагог представляет собой главное содержание и средство процесса педагогического взаимодействия. От личностного потенциала педагога, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения умения организовать сотрудничество на уроке зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности.

Основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности:

- согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде:

- в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

- образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело - черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства, позитивные черты характера);

- образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах;

образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.

Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами следующих принципов:

в течение жизни личность развивает в себе социальные качества, определяющие ее принадлежность к виду «homosapiens», поэтому ребенка нужно обучать культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, чтобы не нарушить хрупкий мир детства;

ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт;

опора на позитивный социально-культурный опыт этноса - важнейший принцип образовательной стратегии;

принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;

принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;

ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;

принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить проблему).

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. В качестве средств формирования толерантности выступает передача знаний о толерантности через обучение. При этом в образовательном процессе «следует ориентироваться не столько на понятие, сколько на тему толерантности, а сама по себе эта тема предполагает установку на длительную перспективу». Необходимо также формирование умений и навыков толерантного взаимодействия с другими, а так же формирование толерантности в качестве одной из важнейших ценностей в личной системе ценностей обучаемого через развитие потребности и способности к выбору, и на этой основе, мотивов толерантного поведения и установки на толерантность. Последняя представляет собой:

настроенность индивида на готовность к равноправному диалогу с другим человеком;

критическому восприятию явлений окружающей действительности;

к целостному восприятию «другого» с осознанием и принятием его отличительных характеристик, как проявления его индивидуальности и неповторимости;

готовности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта в ситуациях столкновения двух индивидов, отличающихся друг от друга по своему статусу (половому, возрастному, профессиональному).

Важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. «Это - центральная ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах прав человека; это - главный мотив для осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это - полная противоположность нетерпимости».

Принцип толерантности в образовательном процессе необходимо применять творчески. Творческое использование принципа толерантности в процессе обучения является залогом эффективности образования. Для педагога в образовательном процессе необходимо:

осознать, что его воспринимают как образец для подражания;

создать условия для конструктивной совместной активности участников образовательного процесса;

поощрять творческие подходы к решению проблемы;

создать условия для личностных достижений;

ценить культурное разнообразие и создавать условия для признания культурных различий и их проявления в жизни;

содействовать вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

учить мыслить критически и уметь ценить позиции других;

при этом четко формулировать собственную позицию в отношении спорных вопросов.

Для достижения целей толерантного развития личности обучающегося педагог должен обладать способностями толерантного взаимодействия на всех уровнях и во всех проявлениях толерантности.

Нужно учитывать, что педагог не формирует личность, ее знания, умения, качества, а создает условия, при которых учащийся включается в активную деятельность по достижению определенной цели, т.е. самосовершенствуется. Педагог должен создать условия для включения толерантности в личную систему ценностей обучающихся, опираясь на которую, учащийся в ходе разнообразной совместной деятельности с преподавателем, а также в ходе дальнейшего самовоспитания станет развивать у себя толерантность как личностное качества как:

знания, умения и навыки толерантного отношения к окружающим;

включение толерантности в личную систему ценностей обучающихся, и как результирующий итог, побуждающий к толерантному поведению в конкретной ситуации;

установку на толерантность, опираясь на которую, учащийся в ходе разнообразной совместной деятельности с преподавателем, а также в ходе дальнейшего самовоспитания станет развивать у себя толерантность как личностное качество.

Толерантность, включенная в комплекс целей процесса воспитания, выступает как личностное качество, подлежащее развитию не только в ходе обучения, воспитания, но и самообучения и самовоспитания. Но только сама личность в процессе самовоспитания и саморазвития может сформировать в себе толерантность.

Таким образом, воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной и важнейшей задачи сохранения «человеческого в человеке» для современного общества. Влияние образования на состояние толерантности в социуме весьма многообразно и, имея системный характер, обеспечивает в решающей степени формирование жизненной позиции и ценностных ориентиров личности.

Образование должно быть направлено на формирование индивидуальности человека, должно способствовать его самосознанию и самодеятельности, а с другой - должно преследовать цель формирования человека, умеющего и желающего жить с другими людьми, т.е. воспитывать в человеке гуманистические идеалы и нормы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что воспитание патриотических чувств - социальная потребность современного общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства - комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, исторического мышления. Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых - уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

Важно отметить, что толерантность не противоречит гражданскому общероссийскому патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции // Центральная городская детская б-ка им. А. С. Пушкина. СПб., 2005.

Афанасьева А. Фестиваль - форма этнокультурного воспитания школьников / А. Афанасьева // Воспитание школьников. 2008. № 6. С. 19-21.

Гладилина И. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе // Воспитание школьников. 2007. № 9 (Директору школы и его заместителю по воспитательной работе). С. 2-5. Инновационные технологии гражданского воспитания.

Голубева Н.Л. Организация чтения школьников в условиях полиэтнического региона (научно-методический аспект) // Школьная библиотека. 2008. № 8-9. С. 55-60.

Гостева А.С. Большой взрыв и черепахи: сказочная история. М., 2006. (Детский проект Людмилы Улицкой: другой, другие, о других).

Гречко Г.С. Библиотека - центр диалога культур и территория толерантности // Школьная библиотека. 2006. № 9/10. С. 97-106. Опыт библиотек в обслуживании полиэтнического населения.

Григорьева А.А. Путешествие по чужим столам: книга о еде. М., 2006. (Детский проект Людмилы Улицкой: другой, другие, о других).

Груздева М.В. Воспитание национального характера у младшего школьника средствами русской классической поэзии и личного литературного творчества (Воспитание и обучение) // Начальная школа. 2008. № 10. С. 37-43. Библиогр.: с. 43 (12 назв.)

Декларация принципов толерантности.

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт.-сост. Е.М. Зуева. М., 2008. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1. Вып. 1-2).

Дьячкова С. Разум против предрассудков [Текст]: Ролевая игра "Катаклизм" // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". 2009. № 5. С. 18-21.

Жмуров Д.В. Словарь терминов агрессии.

Как стать великодушным. Тренинги толерантности для подростков / Под ред. Г.У. Солдатовой. М., 2003.

Лисовский В.Т. Типы самодеятельных объединений // Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990.

Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России). Сайт Минспорттуризма. 2011. 7 апреля.

Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2000. № 4 (321).

Мосин А. Мой род в истории. М., 2006.

Ороев Н.А., Папченко Е.В. Понятийный словарь по культурологии. Таганрог, 2005.

Патриотическое воспитание в детских библиотеках России // Российская государственная детская б-ка. М., 2002.

Похожие работы на - Насилие в образовательной среде. Экстремизм

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!