Народонаселение Севастополя
Введение
Население - основное богатство любой страны, без
него жизнь государства невозможна. Но в последнее десятилетие демографические
процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный
характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к
эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем
большинстве регионов страны и в России в целом. По сути, Россия столкнулась с
огромным по своим масштабам и приближающимся последствиям глобальным кризисом.
По прогнозам Госкомстата Российской Федерации численность населения России в
2015 году составит 130 млн. чел, то есть снизится на 8,5% по сравнению с 2006
годом. Есть опасность, что к 2050 году численность населения России достигнет
отметки в 100 млн. В условиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (до
42% которых от всех мировых запасов сосредоточено в Российской Федерации),
долговременное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся
населением не представляется возможным.
В настоящее время демографическая ситуация в
России стала одной из самых злободневных социально-экономических проблем нашего
общества. Стало очевидно, что демографический кризис не решится сам собой и
даже если прилагать значительные усилия в области выхода из кризиса, результат
будет достигнут по прошествии многих лет или десятилетий.
В то же время в связи с событиями на Украине в
марте 2014 г. в состав Российской Федерации вошли два новых субъекта.
В Кремле состоялась церемония
подписания законов о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав
Российской Федерации. Тем самым была поставлена точка в правовой процедуре
воссоединения полуострова с Россией. Принят Федеральный закон Российской
Федерации от 21 марта 2014 г. N 36-ФЗ "О ратификации Договора между
Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию
Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов" <#"870737.files/image001.gif">
Рисунок 1 - Численность населения г.Севастополя
по периодам
Рисунок 2-Абсолютная разница между рождаемостью
и смертностью
Рисунок 3- Естественный прирост (убыль)
населения
Рисунок 4- Рождаемость и смертность
Рисунок 5- рождаемость и смертность на 1000
человек
По данным Территориального органа Федеральной
службы государственной статистики по г.Севастополю
демографическая ситуация выглядит следующим образом ( таблицы 3-9):
Таблица 3 - Численности населения
Население
|
(на
1 января; тыс. человек)
|
Численность
наличного населения
|
Численность
постоянного населения
|
всего
|
в
том числе
|
всего
|
в
том числе
|
|
всего
|
городское
|
сельское
мужчины женщины
|
1995
|
411,4
|
388,5
|
22,9
|
407,6
|
198,2
|
209,4
|
1996
|
406,9
|
384,0
|
22,9
|
402,3
|
187,2
|
215,1
|
1997
|
401,5
|
378,8
|
22,7
|
395,7
|
183,4
|
212,3
|
1998
|
396,6
|
374,1
|
22,5
|
390,9
|
180,7
|
210,2
|
1999
|
391,4
|
369,2
|
22,2
|
384,4
|
176,9
|
207,5
|
2000
|
387,2
|
365,2
|
22,0
|
381,2
|
174,9
|
206,3
|
2001
|
383,0
|
361,3
|
21,7
|
379,3
|
173,3
|
206,0
|
20021
|
379,5
|
358,1
|
21,4
|
377,2
|
172,1
|
205,1
|
2003
|
378,5
|
356,9
|
21,6
|
376,6
|
171,9
|
204,7
|
2004
|
378,4
|
356,5
|
21,9
|
376,4
|
171,8
|
204,6
|
2005
|
378,6
|
356,5
|
22,1
|
376,6
|
171,9
|
204,7
|
2006
|
379,1
|
356,7
|
22,4
|
377,1
|
172,0
|
205,1
|
2007
|
379,2
|
356,5
|
22,7
|
377,3
|
172,0
|
205,3
|
2008
|
379,5
|
356,5
|
23,0
|
377,5
|
172,0
|
205,5
|
2009
|
380,1
|
357,0
|
23,1
|
378,1
|
172,3
|
205,8
|
2010
|
380,5
|
357,2
|
23,3
|
378,5
|
172,5
|
206,0
|
2011
|
380,8
|
357,3
|
23,5
|
378,9
|
172,6
|
206,3
|
2012
|
381,2
|
357,6
|
23,6
|
379,3
|
172,8
|
206,5
|
2013
|
383,4
|
359,7
|
23,7
|
381,5
|
173,8
|
207,7
|
2014
|
385,9
|
362,0
|
23,9
|
383,9
|
174,9
|
209,0
|
_____________
1 По данным
Всеукраинской переписи населения на 5 декабря 2001 года.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4 - Распределение постоянного населения
по отдельным возрастным группам
(на 1 января; тыс. человек)
Распределение
постоянного населения по отдельным возрастным группам
|
всего
населения
|
всего
|
0-14
лет
|
0-15
лет
|
0-17
лет
|
16-59
лет
|
15-64
лет
|
18
лет и старше 60 лет и старше
|
65
лет и старше
|
1995
|
407,6
|
78,9
|
84,9
|
96,2
|
259,5
|
283,0
|
311,4
|
63,2
|
45,7
|
1996
|
402,3
|
77,6
|
83,6
|
95,0
|
254,9
|
278,9
|
307,3
|
63,8
|
45,8
|
1997
|
395,7
|
73,1
|
79,4
|
91,0
|
251,5
|
276,0
|
304,7
|
64,8
|
46,6
|
1998
|
390,9
|
68,5
|
75,2
|
87,5
|
248,1
|
274,7
|
303,4
|
67,6
|
47,7
|
1999
|
384,4
|
63,2
|
70,0
|
83,0
|
243,7
|
273,3
|
301,4
|
70,7
|
47,9
|
2000
|
381,2
|
59,3
|
65,2
|
79,1
|
242,4
|
273,9
|
302,1
|
73,6
|
48,0
|
2001
|
379,3
|
56,1
|
61,9
|
75,1
|
241,8
|
274,6
|
304,2
|
75,6
|
48,6
|
20021
|
377,2
|
52,52
|
58,43
|
70,54
|
241,33
|
274,62
|
306,64
|
77,43
|
50,12
|
2003
|
376,6
|
50,1
|
55,8
|
68,0
|
243,5
|
273,5
|
308,6
|
77,3
|
53,0
|
2004
|
376,4
|
48,1
|
53,6
|
65,7
|
246,5
|
273,0
|
310,7
|
76,3
|
55,3
|
2005
|
376,6
|
46,9
|
52,0
|
63,7
|
249,2
|
272,3
|
312,9
|
75,4
|
57,4
|
2006
|
377,1
|
46,3
|
50,9
|
62,0
|
251,5
|
272,0
|
315,1
|
74,7
|
58,8
|
2007
|
377,3
|
46,2
|
50,4
|
60,5
|
251,3
|
271,0
|
316,8
|
75,6
|
60,1
|
2008
|
377,5
|
46,7
|
50,4
|
59,6
|
250,3
|
270,9
|
317,9
|
76,8
|
59,9
|
2009
|
378,1
|
47,9
|
51,0
|
59,4
|
249,2
|
271,5
|
318,7
|
77,9
|
58,7
|
2010
|
378,5
|
49,2
|
52,2
|
59,6
|
246,5
|
271,6
|
318,9
|
79,8
|
57,7
|
2011
|
378,9
|
50,6
|
53,6
|
60,2
|
244,1
|
271,4
|
318,7
|
81,2
|
56,9
|
379,3
|
52,2
|
55,0
|
61,2
|
241,4
|
269,4
|
318,1
|
82,9
|
57,7
|
2013
|
381,5
|
54,4
|
57,1
|
63,2
|
239,4
|
268,2
|
318,3
|
85,0
|
58,9
|
2014
|
383,9
|
56,7
|
59,3
|
65,1
|
237,8
|
267,1
|
318,8
|
86,8
|
60,1
|
Таблица 5 - Прирост и убыль населения
|
Удельный
вес детей родившихся у женщин, которые не состояли в зарегистрирован-ном
браке, %
|
Количество
умерших, человек
|
Естественный
прирост (сокращение), человек
|
Миграционный
прирост, (сокращение) населения, тыс. человек
|
Количество
зарегистриро-ванных браков, единиц
|
Количество
зарегистриро-ванных разводов, единиц
|
|
|
|
|
|
|
|
1996
|
2776
|
17,4
|
5068
|
-2292
|
-3,1
|
2681
|
2344
|
1997
|
2764
|
20,9
|
4681
|
-1917
|
-3,0
|
2940
|
2432
|
1998
|
2513
|
22,3
|
4684
|
-2171
|
-3,0
|
2713
|
2281
|
1999
|
2551
|
22,9
|
4743
|
-2192
|
-2,0
|
2897
|
2254
|
2000
|
2696
|
21,4
|
5133
|
-2437
|
-1,7
|
2736
|
2257
|
2001
|
2777
|
21,4
|
5121
|
-2344
|
-1,5
|
3076
|
2028
|
2002
|
3058
|
21,7
|
5192
|
-2134
|
1,4
|
3278
|
1994
|
2003
|
3279
|
22,3
|
5333
|
-2054
|
1,9
|
3791
|
2076
|
2004
|
3681
|
23,7
|
5491
|
-1810
|
2,1
|
3073
|
1914
|
2005
|
3641
|
23,6
|
5818
|
-2177
|
2,6
|
3407
|
1965
|
2006
|
3840
|
22,5
|
5744
|
-1904
|
2,1
|
3577
|
1965
|
2007
|
3994
|
22,8
|
5867
|
-1873
|
2,1
|
4210
|
1954
|
2008
|
4170
|
23,2
|
5941
|
-1771
|
2,4
|
3509
|
1875
|
2009
|
4257
|
22,2
|
5526
|
-1269
|
1,7
|
3486
|
17061
|
2010
|
4184
|
20,9
|
5595
|
-1411
|
1,8
|
3361
|
15341
|
2011
|
4252
|
20,9
|
5391
|
-1139
|
1,6
|
3914
|
7791
|
2012
|
4584
|
20,9
|
5252
|
-668
|
2,9
|
3118
|
6881
|
2013
|
4463
|
19,8
|
5326
|
-863
|
3,3
|
3553
|
5991
|
По данным органов государственной регистрации
актов гражданского состояния после вступления в силу Закона Украины „О
государственной регистрации актов гражданского состояния” от 01.07.2010г. №
2398-VI без учета расторгнутых браков, осуществленных в судебном порядке.
По данным территориального управления
Государственной судебной администрации Украины в г.Севастополе в 2013 году в
Севастополе (горсовете) было рассмотрено 1172 дела о расторжении брака искового
производства с удовлетворением иска и 2 дела о расторжении брака отдельного
производства с удовлетворением заявления.
Таблица 6 - Распределение умерших детей в
возрасте до 1 года по полу
Распределение
умерших детей в возрасте до 1 года по полу
|
оба
пола
|
мальчики
|
девочки
|
|
1995
|
48
|
32
|
16
|
|
1996
|
37
|
21
|
16
|
|
1997
|
38
|
19
|
19
|
|
1998
|
32
|
22
|
10
|
|
1999
|
38
|
27
|
11
|
|
2000
|
29
|
15
|
14
|
|
2001
|
37
|
15
|
22
|
|
2002
|
31
|
20
|
11
|
|
2003
|
25
|
12
|
13
|
|
2004
|
31
|
18
|
13
|
|
2005
|
27
|
13
|
14
|
|
2006
|
24
|
13
|
11
|
|
2007
|
51
|
33
|
18
|
|
2008
|
31
|
16
|
15
|
|
2009
|
34
|
18
|
16
|
|
2010
|
36
|
19
|
17
|
|
2011
|
39
|
28
|
11
|
|
2012
|
23
|
16
|
7
|
|
2013
|
24
|
14
|
10
|
|
Таблица 7 - Смертность и рождаемость, данные
ЗАГС
(на
1000 человек наличного населения)
год
|
Количество
Родившихся Количество умерших
|
Естественный
прирост (сокращение)
|
Смертность
детей до 1 года1
|
Количество
зарегистрированных браков
|
Количество
зарегистрированных разводов
|
1995
|
7,3
|
14,2
|
-6,9
|
16,0
|
9,1
|
6,5
|
1996
|
6,9
|
12,5
|
-5,6
|
13,2
|
6,6
|
5,9
|
1997
|
6,9
|
11,7
|
-4,8
|
13,7
|
7,4
|
6,1
|
1998
|
6,4
|
11,9
|
-5,5
|
12,3
|
6,9
|
5,8
|
1999
|
6,6
|
12,2
|
-5,6
|
14,9
|
7,4
|
5,8
|
2000
|
7,0
|
13,3
|
-6,3
|
10,9
|
7,1
|
5,9
|
2001
|
7,3
|
13,4
|
-6,1
|
13,4
|
8,1
|
5,3
|
2002
|
8,1
|
13,7
|
-5,6
|
10,3
|
8,7
|
5,3
|
2003
|
8,7
|
14,1
|
-5,4
|
7,7
|
10,0
|
5,5
|
2004
|
9,7
|
14,5
|
-4,8
|
8,6
|
8,1
|
5,1
|
2005
|
9,6
|
15,4
|
-5,8
|
7,4
|
9,0
|
5,2
|
10,1
|
15,1
|
-5,0
|
6,3
|
9,4
|
5,2
|
2007
|
10,5
|
15,5
|
-5,0
|
12,8
|
11,1
|
5,2
|
2008
|
11,0
|
15,6
|
-4,6
|
7,5
|
9,2
|
4,9
|
2009
|
11,2
|
14,5
|
-3,3
|
8,0
|
9,2
|
4,5
|
2010
|
11,0
|
14,7
|
-3,7
|
8,6
|
8,8
|
4,02
|
2011
|
11,2
|
14,1
|
-2,9
|
9,2
|
10,3
|
2,02
|
2012
|
12,0
|
13,7
|
-1,7
|
5,1
|
8,2
|
1,82
|
2013
|
11,6
|
13,8
|
-2,2
|
5,4
|
9,2
|
1,62
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 На
1000 родившихся живыми.
2 По
данным органов государственной регистрации актов гражданского состояния после
вступления в силу Закона Украины „О государственной регистрации актов
гражданского состояния” от 01.07.2010г. № 2398-VI без учета расторгнутых
браков, осуществленных в судебном порядке.
Таблица 8 - Коэффициенты рождаемости по возрасту
матери
(число
родившихся на 1000 женщин соответствующего возраста)
|
|
Коэффициенты
рождаемости по возрасту матери
|
Суммарный
коэффициент рождаемости2
|
|
15-491
|
15-191
|
20-24
25-29
|
30-34
35-39
|
40-44
|
45-491
|
|
|
1995
|
27,8
|
33,1
|
95,6
|
55,1
|
25,4
|
8,9
|
2,1
|
0,1
|
1,101
|
1996
|
25,7
|
29,8
|
90,7
|
51,6
|
23,2
|
7,4
|
1,5
|
0,0
|
1,021
|
1997
|
25,8
|
29,8
|
86,1
|
53,4
|
25,2
|
8,4
|
1,7
|
0,0
|
1,023
|
1998
|
23,8
|
25,0
|
76,3
|
50,9
|
25,2
|
8,1
|
1,7
|
0,1
|
0,936
|
1999
|
24,4
|
21,2
|
77,9
|
55,0
|
26,1
|
8,4
|
1,9
|
0,1
|
0,953
|
2000
|
26,0
|
20,6
|
76,6
|
62,0
|
30,5
|
8,9
|
1,6
|
0,1
|
1,001
|
2001
|
26,9
|
20,9
|
74,3
|
64,8
|
32,8
|
9,4
|
1,9
|
0,1
|
1,021
|
2002
|
29,7
|
19,7
|
79,7
|
71,7
|
38,7
|
12,0
|
1,6
|
0,1
|
1,118
|
2003
|
32,0
|
23,2
|
84,5
|
74,8
|
39,6
|
12,1
|
1,9
|
0,1
|
1,181
|
2004
|
36,2
|
22,9
|
89,3
|
85,3
|
45,3
|
16,0
|
2,7
|
0,2
|
1,309
|
2005
|
36,1
|
23,1
|
82,9
|
83,6
|
45,6
|
18,5
|
2,6
|
0,1
|
1,282
|
2006
|
38,4
|
23,6
|
83,7
|
86,2
|
52,0
|
19,8
|
3,2
|
0,3
|
1,344
|
2007
|
40,4
|
21,8
|
84,4
|
88,5
|
56,4
|
23,3
|
3,9
|
0,1
|
1,392
|
2008
|
42,7
|
26,0
|
81,7
|
95,9
|
56,4
|
26,0
|
4,5
|
0,1
|
1,453
|
2009
|
44,2
|
24,7
|
80,7
|
96,5
|
63,6
|
25,7
|
4,7
|
0,0
|
1,480
|
2010
|
44,1
|
22,2
|
78,2
|
94,1
|
65,0
|
27,3
|
4,9
|
0,3
|
1,460
|
2011
|
45,6
|
20,9
|
77,1
|
94,0
|
66,4
|
33,0
|
7,4
|
0,2
|
1,471
|
2012
|
49,8
|
19,8
|
83,9
|
106,9
|
74,1
|
32,5
|
5,6
|
0,2
|
1,615
|
2013
|
48,9
|
15,8
|
81,0
|
102,3
|
75,2
|
35,8
|
5,4
|
0,3
|
1,579
|
_____________
1 В эти группы
соответственно включено число родившихся у матерей до 15 и старше 49 лет. 2 На одну женщину.
|
|
Таблица 9 - Средняя ожидаемая продолжительность
жизни при рождении
(лет)
Период, за который рассчитаны показатели (года1)
|
Средняя
ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
|
|
оба
пола
|
мужчины
|
женщины
|
1995-1996
|
66,57
|
60,8
|
72,35
|
1996-1997
|
66,83
|
61,14
|
72,54
|
1997-1998
|
68,73
|
63,39
|
73,85
|
1998-1999
|
69,55
|
64,35
|
74,57
|
1999-2000
|
69,31
|
63,88
|
74,37
|
2000-2001
|
69,18
|
64,06
|
74,21
|
2001-2002
|
69,43
|
64,22
|
74,23
|
2002-2003
|
69,70
|
64,11
|
74,78
|
2003-2004
|
69,50
|
63,92
|
74,57
|
2004-2005
|
68,89
|
62,89
|
74,53
|
2005-2006
|
68,76
|
62,52
|
74,71
|
2006-2007
|
68,64
|
62,33
|
74,72
|
2007-2008
|
68,55
|
62,31
|
74,55
|
2008-2009
|
69,67
|
63,73
|
75,20
|
2009-2010
|
70,65
|
64,93
|
75,78
|
2011
|
71,10
|
65,42
|
76,13
|
2012
|
71,81
|
66,24
|
76,90
|
2013
|
72,23
|
67,23
|
76,62
|
1 До 2011 года расчет проводился за два смежных
года, с 2011 года - за один календарный год.
В настоящий момент Севастополь имеет
регрессивную структуру населения: доля лиц младше трудоспособного возраста в
постоянном населении составляет 14,1%, в то время как доля лиц старше
трудоспособного возраста - 26%. Это говорит о том, что спустя несколько
десятков лет, при неизменной величине рождаемости, население города будет иметь
рекордную нагрузку старшими поколениями. Стоит также отметить, что в ближайшие десять
лет в репродуктивный возраст вступит лишь половина от того населения, которое
выйдет из него, что влечет за собой весьма негативные последствия.
Огорчает картину тот факт, что встретить семью с
двумя и более детьми становится все труднее. Женщины не желают уходить в
декретный отпуск из-за опасения остаться без работы на продолжительный срок в
связи с нехваткой мест в детских садах, плохих санитарных условиях в них, из-за
чего велико число детских заболеваний. Наибольшие коэффициенты рождаемости
отмечаются среди женщин от 25 до 29 лет, а ведь в этом возрасте многие имеют
постоянную работу и боятся ее потерять. Поэтому следует начать строительство
новых детских садов, а также строго контролировать санитарно-гигиенические
условия уже существующих. Необходимо материально поддерживать молодые семьи,
имеющих одного и более детей. Немаловажным является и тот факт, что роды
являются сейчас дорогим удовольствием: не для кого ни секрет, что с беременных
врачи требуют приличную сумму денег - это является гарантией внимательного и
уважительного отношения. А что же происходит, если у семьи нет таких денег?
Поэтому важным шагом в борьбе за повышение рождаемости является устранение
коррупции в роддомах, детских поликлиниках, больницах и прочих медицинских
учреждениях.
Необходимо уменьшить младенческую смертность с
помощью привлечения в городские роддомы специалистов по ранним младенческим
заболеваниям, которые смогут вовремя выявить их и принять конкретные меры; для
этого на региональном уровне следует принять программу, которая бы
стимулировала приток данных специалистов из разных уголков Украины, СНГ.
Численность наличного населения Севастополя
(включая г. Инкерман, пгт Кача и сельские советы, подчиненные городскому
совету) на 1 сентября 2013г. составила 384605 человек. За январь-август 2013г.
родилось 2850 детей (на 118 детей меньше, чем год назад). Из 2831 родов - 38
были с двойняшками. Количество родившихся мальчиков превышало количество
девочек - 1535 против 1315, то есть на 100 девочек родилось 117 мальчиков. Первенцами
в семье были 50,9% всех родившихся детей, 37,0% - вторыми по счету, 9,1% -
третьими. В семи семьях родился шестой ребенок, а в одной - седьмой. Средний
возраст матери при рождении первого ребенка составил 26,1 лет. Основной процент
(37,8%) женщин рожает в возрасте 25-29 лет, хотя в январе-августе молодыми
мамами стали 14 девушек в возрасте до 18 лет. В зарегистрированном браке
родилось 80,5% всех новорожденных.
За январь-август 2013г. количество умерших
составило 3521 человек (на 45 человек меньше, чем за январь-август 2012г.).
Среди умерших 1734 мужчин (49,2%) и 1787 женщин (50,8%). Естественное
сокращение населения города за январь-август 2013г. - 671 человек.
Миграционный прирост населения за январь-август
2013г. составил 1839 человек (на 498 человек больше по сравнению с
январем-августом 2012г.). Увеличение миграционного прироста произошло за счет
роста количества прибывших и снижения количества выбывших. Прибыло в город 3584
человека, что на 319 человек больше, чем за январь-август 2012г., а выбыло -
1745 человек (на 179 меньше).
За последнее десятилетие в Севастополе
значительно увеличилось число пенсионеров: с 70164 человека в 1991 году до
119433 человека в 2010. Прежде всего, это связано с постоянно увеличивающимся
числом пенсионеров по выслуге лет, повышением качества медицинского
обслуживания, появлением новых лекарств, которые помогают бороться с
возрастными изменениями. Однако за эти годы в городе резко увеличилось число
пенсионеров-инвалидов (более, чем в два раза: с 6900 пенсионеров до 16773
соответственно), имеющих неплохие социальные льготы. Возникает вопрос: а не та
ли это коррупция, так присущая медицинским заведениям Севастополя? Исходя из
этого, требуется принятие мер по борьбе с коррупцией, увеличение заработной
платы медицинскому персоналу (имея работу с высоким окладом, работники будут
опасаться лишиться ее).
.2 Миграционные процессы
Из разных районов Украины каждый день в
Севастополь приезжают тысячи мигрантов. Выяснилось, что сегодня в городе никто
не ведет их строгий учет. Это связано с тем, что в Севастополе всего один пункт
пропуска - морской. Переселенцы с Украины приезжают через границу, которая
территориально не граничит с Севастополем.
Сейчас создается единая база учета при
пересечении границы. В соответствии с законодательством, иностранным гражданам
на территории России нельзя находиться больше 90 суток. Недавно миграционная
служба совместно с УМВД провела первую операцию по выявлению незаконно
прибывших. По окончанию переходного периода будут применены жесткие требования к
лицам, проживающим на территории Крыма без российского гражданства. Поэтому
сегодня приезжие сразу обращаются в суд с целью упрощенного получения
гражданства.
В ФМС отмечают осложнение миграционной
обстановки в связи с увеличением числа иностранных граждан, въезжающих на
территорию полуострова, в том числе беженцев из восточных областей Украины. Как
рассказали в миграционном ведомстве, отмечается тенденция к увеличению въезда
трудовых мигрантов из Молдавии, Армении, Азербайджана и Средней Азии.
Наряду с этим, значительно выросло число
обращений граждан по линии получения гражданства, РВП, вида на жительство,
постановки на миграционный учет.
В настоящее время ведётся выдача российских
паспортов жителям города. Для решения данной задачи в период с марта по сентябрь
2014 года ФМС России командировала в Крымский федеральный округ более 4 тыс.
сотрудников из других регионов Российской Федерации
Об этом свидетельствуют данные за
январь-сентябрь 2012г.: прибыло 4602 человека, выбыло - 2657 человек,
миграционный прирост составил 1945 человек. В расчете на 1000 жителей он
составил 6,8 человека. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года миграционный
прирост вырос в 1,8 раза.
Из других регионов Украины в г.Севастополь за 9
месяцев прибыло 3433 человека, выбыло - 2094 человека. Среди стран бывшего СССР
наиболее активные миграционные процессы в январе-сентябре 2012г. были с
Российской Федерацией (81,6% от межгосударственного оборота), Республикой
Беларусь (4,7%) и Молдовой (3,6%).
Основными странами иммиграции (за границами
бывшего СССР) за январь-сентябрь 2012г. были США (19,0% от прибывших из-за
рубежа), Турция (17,7%), Израиль (15,2%) и Нигерия (13,9%). Всего из-за рубежа
за этот период прибыло 79 человек .
За 9 месяцев 2012г. на постоянное
местожительство за рубеж выехало 43 человека. Из них 32,6% эмигрировали в
Израиль, 23,3% - в США, 18,6% - в Германию. Миграционная активность населения в
городе традиционно выше в августе-октябре (в основном за счет поступающей в
ВУЗы молодежи). В январе-марте миграционная активность минимальная.
.3 Внешние причины смертности
За январь-июнь 2013г. в г.Севастополе от внешних
причин смерти в быту погибло 198 человек, что составило 7,7% от общего
количества умерших. Об этом сообщает управление статистики в г. Севастополе.
Среди погибших 150 мужчин (75,8% от общего
количества погибших) и 48 женщин (24,2%). Основными причинами смерти от внешних
причин в быту были следующие: случаи повреждения с неопределенными намерениями
- 62 человека (31,3% от общего количества умерших в быту); самоубийства - 41
человек (20,7%); случайное отравление и действие алкоголя - 25 человек (12,6%);
транспортные несчастные случаи - 22 человека (11,1%); несчастные случаи,
связанные с действием природных факторов - 11 человек (5,6%); несчастные
случаи, вызванные действием дыма, огня и пламени - 8 человек (4,0%); убийства -
8 человек (4,0%); утопления - 3 человека (1,5%).
3. Задачи демографической политики г.
Севастополя и способы их достижения
Для улучшения демографической обстановки
основными приоритетными задачами демографической политики г.Севастополя
являются:
сокращение уровня смертности, прежде всего
граждан в трудоспособном возрасте;
сокращение уровня материнской и младенческой
смертности;
укрепление репродуктивного здоровья населения,
здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения,
увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование
мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение
уровня заболеваемости социально значимыми и
представляющими опасность
для окружающих заболеваниями, улучшение качества
жизни больных,
страдающих хроническими заболеваниями, и
инвалидов;
повышение уровня рождаемости за счет рождения в
семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и
сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с
потребностями демографического и социально-экономического развития города и
учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
3.1 Сокращения уровня смертности населения
Приоритеты и основные направления
демографической политики в области сокращения уровня смертности населения,
прежде всего граждан трудоспособного возраста:
сокращение уровня смертности от заболеваний
сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики
факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения
образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных
заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения
учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную,
больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое
обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание
необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения,
повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным,
а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих
больных;
сокращение уровня смертности и травматизма в
результате дорожно- транспортных происшествий за счет повышения качества
дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения,
а также оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
сокращение уровня смертности и травматизма от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет
перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками
(включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы
выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической
мотивации для улучшения работодателем условий труда;
сокращение уровня смертности от самоубийств за
счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп
риска, направленной на предупреждение суицидов;
сокращение уровня смертности от онкологических
заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет
скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и
туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих
заболеваний, а также применения новых инновационных технологий лечения;
внедрение специальных программ для населения
старших возрастных
групп;
повышение доступности медицинской помощи для
жителей сельской
местности и отдаленных районов.
Приоритеты и основные направления
демографической политики в области сокращения уровня материнской и младенческой
смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и
подростков:
повышение доступности и качества оказания
бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их
новорожденным детям за счет развития семейно-ориентированных перинатальных
технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов,
укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства
и детства в соответствии со стандартами оснащенияьродовспомогательных
учреждений;
развития высокотехнологичной медицинской помощи
женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
обеспечение доступности и повышение качества
медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе
вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с
тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения
репродуктивного здоровья;
проведение профилактических мероприятий в целях
раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение
доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе
высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы
оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной
медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма,
наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
развитие системы оказания медицинской помощи
детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного
горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального
образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных
семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах
образовательных учреждений;
поддержка и развитие детского отдыха, летних
оздоровительных
лагерей
по месту проживания детей при активном вовлечении работодателей в этот процесс.
.2 Приоритеты в области укрепления здоровья
населения
Приоритеты и основные направления
демографической политики в области укрепления здоровья населения, существенного
снижения уровня социально значимых заболеваний, создания условий и формирования
мотивации для ведения здорового образа жизни:
формирование у различных групп населения,
особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа
жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой
информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их
предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и
спортом,
организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработка
механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление
здоровья населения;
- разработка мер, направленных на снижение
количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и
потребления алкогольной продукции, внедрение в образовательных учреждениях
профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и
табачных изделий детьми и подростками;
создание эффективной системы профилактики
социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями,
развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной
социализации инвалидов; развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными
организациями и оздоровительными учреждениями;
разработка мер, направленных на сохранение
здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие
геронтологической помощи.
.3 Приоритеты и основные направления
демографической политики в
области
повышения уровня рождаемости
Развитие системы государственной поддержки
семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего
необходимо:
оказание государственной поддержки гражданам в
связи с рождением и воспитанием детей;
совершенствование системы поддержки неполным
семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на
воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семьям, имеющим
детей-инвалидов;
удовлетворение потребности семей в услугах
дошкольного образования на основе развития вариативных форм дошкольного
образования, создания образовательных организаций, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования (частные, семейные,
корпоративные, автономные), повышения доступности и качества их услуг,
стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию
детей в зависимости от их возраста;
реализация программ , направленных на
обеспечение жильем граждан, в том числе молодых семей, разработка системы
дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с
детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с
детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений;
предоставление жилых помещений детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте от 18
до 23 лет, детям, находящимся под опекой (попечительством), в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
развитие системы адресной помощи при оплате
жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения
семьи.
.4 Реализация комплекса мер по содействию
занятости
Реализация комплекса мер по содействию занятости
женщин, имеющих малолетних детей в целях обеспечения совмещения родительских и
семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
создание для женщин, выходящих из отпуска по
уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой
деятельности, организация повышения их квалификации и переобучения профессиям,
востребованным на рынке труда;
разработка специальных программ, позволяющих
женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с
рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
.5 Приоритеты в области укрепления института
семьи
Приоритеты и основные направления
демографической политики в области укрепления института семьи, возрождения и
сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений:
развитие системы консультативной и
психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного
климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного
сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения
родителей;
пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких
детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи
со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или
принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
реализация комплекса мер по дальнейшему снижению
числа преждевременного прерывания беременности (абортов);
повышение обязательств родителей по обеспечению
надлежащего уровня жизни и развития ребенка.
3.6
Приоритеты в области улучшения миграционной ситуации
Приоритеты и основные направления
демографической политики в области улучшения миграционной ситуации в
соответствии с потребностями демографического и социально-экономического
развития:
содействие добровольному переселению соотечественников,
проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Севастополь в целях
обеспечения социально-экономического комплекса региона кадрами необходимых
профессий, а также миграционного замещения естественной убыли населения;
проведение мероприятий по борьбе с незаконной
миграцией и легализации нелегальной иностранной рабочей силы; интеграция
мигрантов в социум, формирование толерантного отношения к представителям
различных национальностей.
3.7 Основные этапы реализации Концепции
Реализация демографической политики
г.Севастополя на период до 2025 года будет осуществляться поэтапно.
На первом этапе (2014-2020 годы) определяются и
реализуются первоочередные мероприятия в сфере демографической политики, будут
созданы условия, позволяющие снизить остроту демографического кризиса,
сформировать правовую, организационную и финансовую базу для закрепления
позитивных тенденций:
Комплексная оценка и мониторинг тенденций,
факторов и последствий социально-демографических процессов;
Разработка прогноза до 2025 года
демографического развития населения, наиболее активной его части - трудовых
ресурсов, и на его основе - прогноз развития инфраструктуры социальной сферы с
учетом происходящих изменений в составе населения.
Пересмотр существующих и разработка новых
законодательных актов с учетом складывающейся социально-экономической ситуации,
которые смогут улучшить развитие демографических процессов;
Проведение социально-демографической экспертизы
программ социальной направленности, исходя из приоритетов социально-
демографической политики;
Формирование научных направлений в области
развития и улучшения демографических процессов в целях реализации Концепции;
Разработка региональной целевой программы по
развитию демографических процессов;
Реализация этих мер способна улучшить ситуацию в
развитии демографических процессов в регионе, повысить репродуктивный потенциал
населения;
Предполагается снизить темпы естественной убыли
населения и
увеличить
миграционный прирост.
На втором этапе (2020-2025 годы) реализуются следующие
мероприятия:
Внедрение эффективной системы человекосбережения
на основе реализации региональной целевой программы по развитию демографических
процессов, а также республиканских программ и муниципальных программ социальной
направленности;
Формирование единой системы мониторинга
социально- демографических процессов, разработка стратегии социально-
демографической политики.
По итогам реализации предполагается к 2025 году
стабилизировать численность населения, увеличить показатель ожидаемой
продолжительности жизни до 75 лет, увеличить суммарный коэффициент рождаемости,
снизить уровень смертности населения, обеспечить миграционный прирост.
Предусматривается существенно улучшить здоровье
населения,
создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.
.8 Ожидаемые результаты и критерии реализации
концепции
Ожидаемыми результатами реализации Концепции
являются:
формирование устойчивой тенденции к росту
рождаемости и предпосылок повышения рождаемости до уровня простого
воспроизводства;
улучшение показателей здоровья населения;
формирование у населения системы ценностей,
способствующих здоровому образу жизни;
увеличение продолжительности жизни населения;
снижение смертности от несчастных случаев,
травм, отравлений, убийств и самоубийств, особенно смертности мужчин в
трудоспособном возрасте;
увеличение положительного сальдо миграции за
счет прибытия граждан Российской Федерации, обладающих востребованными на рынке
труда профессиями и квалификациями.
.9 Механизмы реализации Концепции
Реализацию Концепции предполагается осуществить
путем:
объединения усилий государственных и
общественных организаций, направленных на формирование единых подходов в
реализации разработанных направлений демографической политики; дальнейшего
совершенствования законодательства в сферах стимулирования рождаемости,
укрепления семьи, социально-трудовых отношений, миграционных процессов и других
сферах, затрагивающих демографическое развитие города;
включения задач и мероприятий, призванных
улучшить демографическую ситуацию, в городские программы социально-
экономического развития;
координации действий законодательных и
исполнительных органов на республиканском и муниципальном уровнях, направленных
на регулирование демографических процессов;
концентрации финансовых и материальных ресурсов
на реализации приоритетных направлений Концепции с использованием бюджетных
средств, внебюджетных поступлений;
постоянного мониторинга и анализа
демографических процессов;
развития научных исследований в области
народонаселения;
организационного обеспечения, предполагающего
формирование органов управления, в том числе коллегиальных органов,
межведомственных и экспертных групп, подготовку специалистов в сфере
демографической политики.
Заключение
Демографический кризис на Украине затронул
Севастополь в меньшей степени, чем большинство других регионов, и
демографические перспективы здесь лучше. Вероятно, что после воссоединения с
Россией с ростом зарплат, пенсий и социальных пособий, а также с началом
выплаты материнского капитала семьям, в городе может существенно улучшиться
показатель естественного прироста населения. Миграция в Севастополь россиян,
приобретающих здесь недвижимость, а также поток беженцев с Украины также могут
существенно увеличить прирост населения.
Суммируя все вышесказанное, для улучшения
демографической обстановки в городе Севастополь необходимо материально
поддерживать молодые и многодетные семьи, сделать доступным социальное жилье,
строить новые детские сады, улучшить санитарно-гигиенические условия уже
существующих, привлечь специалистов по младенческим заболеваниям, начать
активную борьбу с коррупцией на всех уровнях, увеличить доступность медицинских
препаратов для всех нуждающихся в них лиц.
Принимать меры надо уже сейчас, поскольку число
рожденных и прибывщих из других регионов - это будущие трудовые ресурсы, а
трудовые ресурсы - это наша экономика. И от качества и количества трудовых
ресурсов зависит благополучие и будущее страны в целом.