Особенности конструкции и эксплуатации системы смазки двигателя автомобиля МАЗ-5551
Содержание
1. Введение
. Техническая характеристика автомобиля МАЗ-5551
. Конструктивные особенности системы смазки
. Принцип действия системы смазки
. Эксплуатационные материалы
. Теория автомобиля
. Мероприятия по охране труда и технике безопасности
. Заключение
. Список литературы и интернет-ресурсы
1. Введение
В автомобилях смазочной системой двигателя называется
та, которая обеспечивает к трущимся деталям непрерывную подачу масла.
Система смазки служит для снижения трения и преждевременного износа деталей
двигателя, а также для охлаждения и защиты от коррозии трущихся деталей и
устранения с их поверхностей образовавшихся продуктов износа.
В автомобильных двигателях чаще применяется
комбинированная система смазки различных типов.
Система смазки двигателя называется комбинированной,
если осуществляет смазывание трущихся деталей двигателя под давлением и
разбрызгиванием. Масляный насос создает давление, а разбрызгивается масло
коленчатым валом и другими быстровращающимися деталями двигателя.
В первую очередь под давлением смазываются наиболее
подверженные трению (нагруженные) детали двигателя - это опорные подшипники
распределительного вала, коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, а
также подшипники вала привода масляного насоса.
В свою очередь разбрызгиванием смазываются внутренние
стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, детали
газораспределительного механизма (ГРМ), в зависимости от устройства двигателя
его цепной или шестеренчатый привод и другие детали. В моторах со смазочной
системой, не имеющей масляного радиатора, охлаждение масла, которое греется в
процессе работы, почти полностью происходит в масляном поддоне.
Наличие в системе смазки масляного радиатора
обеспечивает охлаждение масла не только в масляном поддоне, но и в масляном
радиаторе, который активно включается в работу при продолжительном движении
автомобиля на высоких скоростях и при эксплуатации автомобиля жаркую погоду.
В системе смазки двигателя, имеющей открытую вентиляцию картера, газы,
которые состоят из горючей смеси, а также продуктов сгорания, удаляются в
атмосферу.
С закрытой вентиляцией картера двигателя такие газы
принудительно направляются в цилиндры мотора на догорание, тем самым
предотвращая риск отравления организма человека, при попадании их в салон
автомобиля или кабины грузового автомобиля и снижает выброс ядовитых веществ в
атмосферу.
Для смазки автомобильных двигателей применяются специальные минеральные
моторные масла, которые производят из нефти, а также синтетические.
Разнообразие марок моторных масел весьма велико. Вязкость, маслянистость и
чистота (что говорит об отсутствии механических примесей и кислот) являются их
основными свойствами. Чистота масла, его текучесть, а также способность
проникать в небольшие зазоры между трущимися деталями - характеризуется
вязкостью. Маслянистость характеризует свойство моторного масла обволакивать
трущиеся между собой детали масляной пленкой. С целью повышения качества
моторных масел в них добавляют специальные присадки, способствующие повышению смазывающих
свойств масел.
2. Техническая характеристика автомобиля МАЗ-5551
Самосвал
МАЗ-5551 выпускается с 1988 г. на базе агрегатов и узлов МАЗ-53371
<#"870456.files/image001.gif">
Рис. 1. Масляный насос: 1 - ведущая шестерня основной
секции; 2 - ведущий валик основной и радиаторной секции; 3 - ведомая шестерня
привода насоса; 4 - болт крепления промежуточной шестерни привода насоса; 5 -
промежуточная шестерня привода насоса; 6 - ведущая шестерня радиаторной секции;
7 - ведомая шестерня радиаторной секции; 8 - предохранительный клапан; 9 -
ведомая шестерня основной секции; 10 - редукционный клапан;
При вращении шестерен обеих секций их зубья захватывают масло и гонят его
по стенкам корпуса насоса к выходным отверстиям масляной магистрали и к
радиатору. Производительность насоса 140 л в минуту.
Для обеспечения нормальной работы системы смазки в ней
установлены редукционный, предохранительный, сливной и перепускной клапаны.
Редукционный клапан 10 (см. рисунок 1) укреплен на корпусе основной
секции. Он служит для ограничения давления масла в системе. Редукционный клапан
открывается и перепускает масло в поддон при давлении на выходе из насоса более
7,0-7,5 кгс/см2. Регулировка клапана осуществляется при помощи установки под
пружину со стороны колпачка регулировочных шайб.
Предохранительный клапан 8 (см. рисунок 1) установлен
в корпусе радиаторной секции и служит для защиты маслопроводных трубок и масляного
радиатора от повреждения при засорении трубок или при пуске двигателя в
холодное время. Предохранительный клапан открывается при давлении на выходе из
насоса 0,8-1,2 кгс/см2.
Масляный поддон картера служит для размещения в нем масла двигателя. Он
изготовлен из листовой стали и прикреплен к нижней части блока цилиндров
болтами через пробковую прокладку.
Масляный поддон разделен перегородкой на два отсека, которые сообщаются
через отверстия в перегородке (рисунок 2). Перегородка служит для сохранения
необходимого уровня масла для маслозаборника на спусках и подъемах. В каждом
отсеке имеется пробка для слива отработавшего масла.
Рис. 2. Масляный поддон картера: 1 - картер масляный; 2 - прокладка
пробки; 3 - пробка сливная; 4 - прокладка картера; 5 - прокладка; 6 - заглушка;
7 - шайба; 8, 9 - болт
Маслозаливная горловина служит для заливки масла в поддон картера. Она
вварена в крышку головки блока цилиндров.
Указатель уровня масла служит для определения уровня масла в поддоне. Он
установлен в передней части с левой стороны блока в трубке, приваренной к
блоку. Метки на указателе В и Н указывают верхний и нижний пределы уровня масла
в двигателе.
Сливной клапан предназначен для разгрузки системы в случае повышения
давления в ней масла более 4,7-5 кгс/см2 (см. карту эскизов 1). Излишки масла
при этом сливаются в поддон картера. Сливной клапан установлен на нижней
плоскости блока и включен в канал подачи масла к коленчатому валу. Необходимое
давление регулируется при помощи установки под пружину со стороны колпачка
регулировочных шайб.
Фильтр предварительной очистки масла (рисунок 3) щелевого типа установлен
в передней части двигателя с левой стороны и включен в систему смазки
последовательно.
Рис. 3. Фильтр предварительной очистки масла: 1 - винт; 2 - гайка; 3 -
шайба; 4 - шайба; 5 - шайба-изолятор; 6 - втулка уплотнительная; 7 - корпус
пробки; 8 - контакт сигнализатора; 9 - болт; 10 - шайба; 11 - пробка; 12 -
корпус фильтра; 13 - прокладка корпуса; 14 - штуцер корпуса; 15 - крышка
замковая; 16 - элемент фильтрующий; 17 - колпак с пружиной; 18 - кольцо; 19 -
прокладка; 20 - пружина; 21 - шайба; 22 - корпус сигнализатора; 23 - шток
сигнализатора; 24 - пружина сигнализатора; 25 - пружина клапана
Фильтр состоит из корпуса, закрытого колпаком, и двух фильтрующих
элементов - наружного и внутреннего. В корпусе фильтра установлен перепускной
клапан. В нижней части корпуса фильтра имеется пробка для спуска отстоя масла.
Перепускной клапан 25 (см. рисунок 3) установлен в корпусе фильтра
предварительной очистки масла. Он включен параллельно фильтру при разности
давлений до и после фильтра в 2,0-2,5 кгс/см2 вследствие загрязненности
фильтра, большой вязкости масла, а также при больших оборотах коленчатого вала,
когда пропускная способность фильтра недостаточна, клапан открывается и часть
неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.
Фильтр тонкой очистки масла центробежного типа установлен на левой
стороне двигателя, включен в систему параллельно основной масляной магистрали
(рисунок 4).
Рисунок 4. Фильтр тонкой очистки масла центробежного типа:
- шайба; 2 - гайка; 3 - прокладка; 4 - колпак фильтра; 5 - шайба; 6 -
гайка; 7 - ротор; 8 - гайка; 9 - шайба; 10 - колпак ротора; 11 - отражатель; 12
- корпус ротора; 13 - жиклер; 14 - кольцо уплотнительное; 15 - ось ротора; 16 -
корпус фильтра; 17 - фильтр центробежный; 18 - прокладка; 19 - шайба; 20 -
болт.
Фильтр состоит из корпуса 16, колпака 4, отлитых из алюминиевого сплава,
и ротора 7, свободно установленного на оси, вращающейся в двух латунных
втулках, и на упорном шарикоподшипнике. В корпус ротора 7 запрессованы две
маслозаборные трубки для подачи масла к двум жиклерам 13. Жиклеры 13 ввернуты в
отверстия приливов нижней части корпуса ротора. Выходные отверстия сопел
обращены в разные стороны. Принцип работы фильтра тонкой очистки заключается в
выделении из масла твердых частиц под действием центробежной силы при вращении
ротора.
Масло по вертикальному каналу в блоке цилиндров и полую ось ротора через
имеющиеся отверстия попадает в полость ротора (см. карту эскизов 4). Заполнив
полость ротора и пройдя через сетку, масло под давлением поступает в
маслозаборные трубки, из которых оно через жиклеры сильными струями
выбрасывается наружу и стекает в нижнюю полость корпуса фильтра. Далее масло
самотеком поступает в поддон картера, смазывая при этом распределительные
шестерни. Вращение ротора осуществляется за счет реактивной силы фонтанирующих
из сопел в противоположные стороны струй масла. Скорость вращения ротора
5000-7000 об/мин. Под действием центробежной силы, имеющиеся в масле, твердые
частицы отбрасываются к стенкам корпуса фильтра, на котором оседают плотным
слоем. Фильтр тонкой очистки перепускает 10 л масла в минуту. Таким образом,
через несколько минут все масло двигателя проходит тонкую очистку.
Вентиляция картера служит для снижения давления в картере и удаления из
него отработавших газов, прорывающихся из цилиндров (рисунок 5).
Рисунок 5. Вентиляция картера:
- крышка головки цилиндра; 2 - прокладка; 3 - крышка; 4 - крышка; 5 -
прокладка; 6 - сапун с патрубком;7 - цепочка; 8 - сапун; 9 - кольцо
уплотнительное; 10 - патрубок сапуна; 11 - экран сапуна; 12 - болт
Вентиляция картера осуществляется через сапун, расположенный в задней
части левого ряда цилиндров и сообщающий картер двигателя с атмосферой.
Масляный радиатор (рисунок 6) воздушного охлаждения трубчатого типа,
служит для охлаждения масла. Он расположен впереди радиатора системы охлаждения
двигателя. Включается при температуре воздуха 15°С и выше с помощью краника,
установленного на левой стороне блока цилиндров двигателя. Главным охлаждающим
элементом радиатора является его сердцевина, состоящая из тонких латунных
трубок и пластин.
Рисунок 6. Масляный радиатор:
- шланг отводящий; 2 - шланг подводящий; 3, 9, 10, 14 - кронштейны; 4, 19
- гайки; 5, 6, 17 - шайбы; 7, 16, 27 - болты; 8 - кронштейн верхний; 11 -
радиатор; 12 - кронштейн нижний; 13, 18 - хомуты; 15, 20, 26 - кляммеры; 21 -
шланг L = 1500 мм; 22, 24 - фланцы; 23 - кран; 25 - шланг L = 1300 мм; 28 -
прокладка
4. Принцип действия
Система смазки двигателя - смешанная, масляный насос
(см. карту эскизов 2) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из
картера и подает его в систему через, последовательно включенный масляный
радиатор [8]. В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной
клапан. Если разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 КПа
(2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в
масляную магистраль.
Рис.7.Система смазки: 1 - масляный картер; 2 - маслозаборник; 3 -
масляный насос; 4 - редукционный клапан;5 - жидкостно-масляный теплообменник; 6
- фильтр очистки масла; 7 - перепускной клапан; 8 - сигнальная лампа фильтра; 9
- фильтр центробежной очистки масла; 10 - распределительный вал; 11 - ось
толкателей; 12 - коленчатый вал; 13 - предохранительный клапан; 14 - форсунка
охлаждения поршней; 15 - дроссель; 16 - турбокомпрессор; 17 - сливной клапан
теплообменника; 18 - включатель привода вентилятора; 19 - привод вентилятора;
20 - ТНВД
Далее через трубку и каналы в блоке часть масла через
втулку (дроссель с калиброванным отверстием) поступает к форсункам охлаждения
поршней и затем сливается в картер. На двигатели ЯМЗ-236Н, Б вместо дросселя
установлен клапан прекращающий подачу масла к форсункам при давлении масла в
системе смазки ниже 300-350 кПа (3,0-3,5 кгс/см2). Другая часть поступает в
масляный фильтр (см. карту эскизов 3). В корпусе фильтра установлен перепускной
клапан. Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200-250 кПа
(2,0-2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается
непосредственно в масляную магистраль. К моменту начала открытия перепускного
клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора.
В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с
клеммой сигнализатора. Такое повышение давления может произойти тогда, когда
засорен элемент фильтра или масло имеет большую вязкость (например, при пуске
двигателя в холодное время года).
Фильтрующий элемент масляного фильтра изготавливается
либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной
фильтровальной бумаги. Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал,
а оттуда через систему каналов в блоке к подшипникам коленчатого и
распределительного валов. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы
в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок
шатунов. От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в
ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел
поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе - к
подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса
высокого давления.
Под давлением смазывается также подшипник
промежуточной шестерни привода масляного насоса. Шестерни привода агрегатов,
кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров
смазываются разбрызгиванием.
В корпусе насоса установлен редукционный клапан,
перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше
700-750 (7,0-7,5 кгс/см2). Для стабилизации давления в систему смазки двигателя
включен дифференциальный клапан, отрегулированный на начало открытия 490-520
(4,9-5,2 кгс/см2).
Фильтр центробежной очистки масла (см. карту эскизов
4) включен параллельно после фильтра очистки масла и пропускает до 10% масла,
проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в картер.
Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных
шеек коленчатого вала.
Радиаторная секция двухсекционного масляного насоса подает масло к
установленному на машине воздушно-масляному теплообменнику. Охлажденное в
теплообменнике масло сливается в картер. Предохранительный клапан радиаторной
секции открывается при давлении на выходе из насоса свыше 100-130 кПа (1,0-1,3
кгс/см2). На двигателях с воздушно-масляным теплообменником может быть применен
односекционный масляный насос с разделением потока масла на воздушно-масляном
теплообменнике через дроссель с предохранительным клапаном 100-130 кПа (1,0-1,3
кгс/см2). Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.
5. Эксплуатационные материалы
Моторные масла
Надежная работа двигателя гарантируется при
использовании только рекомендуемых заводом эксплуатационных материалов. Для
двигателей ЯМЗ могут применяться топлива, смазочные материалы и охлаждающе
жидкости как российских производителей, так и соответствующие им продукты
производства других стран [8]. Рекомендуемые для эксплуатации классы вязкости
моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 в зависимости от температуры окружающего
воздуха приведены на рисунке 1.
Рисунок 1. Классы вязкости моторных масел
Таблица 2 - Рекомендуемые марки моторных масел
Марка масла
|
Номер стандарта
|
Предприятие-изготовитель
|
1
|
2
|
3
|
М-10-Д2 (м) М-8-Д2 (м)
|
ГОСТ 8581-78
|
ООО
«ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
|
|
|
ОАО «Завод им. Шаумяна»
|
|
|
ОАО «Славнефть-
Ярославнефтеоргсинтез»
|
|
|
АО «Азмол» г. Бердянск
|
|
|
ОАО «Ангарская
нефтехимическая компания»
|
Consol М-10-Д2 (м) Consol
М-8-Д2 (м)
|
ГОСТ 8581-78
|
ООО «ВИАЛ ОЙЛ», г. Москва
|
Омскойл-Турбо 2 (М-10-Д2
(м))
|
ТУ 38.301-19-110-97
|
ОАО «Омский НПЗ»
|
СамОйл-4126 М-10 Д2 (м)
|
ТУ 38.301-13-008-97
|
ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»
|
СамОйл-4127 М-6з/14-Д(м)
|
|
|
ЛУКОИЛ-Супер (SAE 15W-40,
API CD/SF)M-5з/14-Д (м)
|
СТО 00044434-001-2005
|
ООО
«ЛУКойл-Волгограднефтепереработка»
|
Для двигателей с турбонаддувом экологических
нормативов Евро-0, Евро-1 допускается использование масел групп ЯМЗ-4-02 (см.
табл. 3).
Для двигателей ЯМЗ, удовлетворяющих экологическим
нормативам Евро-1, срок смены рекомендованных масел по сравнению с двигателями
Евро-0 выше в 2 раза и равен 500 часов.
Для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, работающих за
рубежом, допускается применение импортных моторных масел с уровнем
эксплуатационных свойств по API не ниже группы CF-4, классов вязкости,
указанных на рисунке 1.
Таблица 3 - Масла для двигателей с турбонаддувом
удовлетворяющих экологическим нормативам ЕВРО-2
Марка масла
|
Номер стандарта
|
Предприятие-изготовитель
|
Ютек Супердизель (SAE
10W-40, 15W-40, API CF-4/SG) М-4з/14-Е, М-5з/14-Е
|
ТУ 0253-312-05742746-2003
|
ОАО «Ангарская
нефтехимическая компания»
|
ЛУКОЙЛ-Супер (SAE 15W-40,
API CF-4/SG) М-5з/14-Е
|
СТО 00044434-001-2005
|
ООО
«ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
|
Рольс Турбо (SAE 15W-40,
API CF-4/SF) М-5з/14-Е
|
ТУ 38.301-41- 185-99
|
ОАО «Рязанский НПЗ»
|
Спектрол Чемпион (SAE
15W-40, API CF-4/SG) М-5з/14-Е
|
ТУ 0253-15- 06913380-98
|
ЗАО ПГ «Спектр- Авто» г.
Москва
|
Для двигателей ЯМЗ, удовлетворяющих экологическим
нормативам Евро-2, рекомендуется работа только на указанных выше всесезонных
маслах со сроком смены 1000 часов.
Для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, удовлетворяющих
экологическим нормативам Евро-2, допускается использование масел групп
ЯМЗ-2-97; ЯМЗ-3-02 со сроком смены вдвое меньшим, чем для масел групп ЯМЗ-4-02.
Для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим
нормативам Евро-2 и работающих за рубежом, допускается применение импортных
моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже группы CG-4,
классов вязкости.
автомобиль моторный масло конструктивный
6. Теория автомобиля
.1 Сопротивление движению автомобиля
Тяговая мощность, Рт, развиваемая двигателем автомобиля расходуется на
преодоление [4]:
силы сопротивления воздуха Рв, Н;
силы инерции Ри, Н;
силы сопротивления движению Рд, Н:
(1)
При
установившемся движении (в том числе и при максимальной скорости) силы инерции
равны нулю, поэтому тяговая мощность двигателя определяется:
(2)
где
Рп - сопротивление движению на подъем, Н;
Рк
- сопротивление качению, Н.
Сила
сопротивления воздуха, зависит от скорости автомобиля и его обтекаемости и
площади лобовой проекции. Сопротивление воздуха при движении автомобиля в
упрощенных расчетах определяем:
(3)
где
КВ - (Сх в иностранной литературе) коэффициент обтекаемости, численно равный
силе сопротивления воздуха созданного одним квадратным метром лобовой площади автомобиля
при его движении со скоростью 1 м/с; принимаем КВ = 0,9 [3, табл. 2.1];-
площадь лобовой проекции автомобиля проектируемого автомобиля, м2;- скорость
автомобиля, м/сек, соотносится со скоростью км/часопределяется по приближенной формуле для грузового
автомобиля:
(4)
где
Ва - ширина автомобиля, м;
На
- высота автомобиля, м;
Расчеты
проводим для диапазона 0-83 км/час скоростей с шагом в 5 км/час.
Результаты
расчетов сводим в таблицу 4.
км/ч
|
0
|
5
|
10
|
15
|
20
|
25
|
30
|
35
|
40
|
м/с
|
0
|
1,4
|
2,8
|
4,2
|
5,6
|
6,9
|
8,3
|
9,7
|
11,1
|
Рв
|
0
|
12,88
|
51,51
|
115,89
|
206,04
|
312,80
|
452,61
|
618,17
|
809,49
|
км/ч
|
45
|
50
|
55
|
60
|
65
|
70
|
75
|
80
|
83
|
м/с
|
12,5
|
13,9
|
15,3
|
16,7
|
18,1
|
19,4
|
20,8
|
22,2
|
23,1
|
Рв
|
1026,56
|
1269,39
|
1537,97
|
1832,31
|
2152,4
|
2472,69
|
2842,44
|
3237,96
|
3505,82
|
Таким образом, при скорости 83 км/час сопротивление воздуха автомобиля
прототипа равно 3505,82 Н.
6.2 Сопротивление движению автомобиля складывается из сопротивления
движению автомобиля на подъем Рп и сопротивления качению Рк, Н
Сопротивление движению автомобиля на подъем определяется:
(5)
где
ma - вес автомобиля, Н;
αД - угол преодолеваемого автомобилем подъема на заданной скорости, по
заданию 5 градусов.
Вес
автомобиля определяется:
(6)
где
Gа - полная масса автомобиля, кг;- ускорение свободного падения, м/с2.
Полная
масса автомобиля включает его снаряженную массу, массу груза и пассажиров.
Автомобиль прототип, имеет пассажировместимость n = 2 человек, снаряженную
массу - 7580 кг, грузоподъемность - 8500 кг (см. задание). Полную массу
автомобиля определяем:
где
Gсн - снаряженная масса, кг;сн - масса груза, кг;- вес одного человека,
принимаем в среднем 75 кг;- вес багажа одного человека, (20-25кг).
Полная
масса (масса автомобиля с водителем, пассажирами и грузом):
По
формуле (6) определяем вес автомобиля:
По
формуле (5) определяем силу сопротивления движению автомобиля на подъем:
.3
Сила сопротивления качению автомобиля
Сила
сопротивления качению зависит от деформации шины и дороги, а также от трения
шины о дорожное покрытие. Принимая коэффициент f равным для всех колес
автомобиля по формуле (8), получаем силу сопротивления качению автомобиля:
(8)
где
f - коэффициент сопротивления качению.
Коэффициент
сопротивления качению, определяем:
(9)
где
f0 - коэффициент сопротивления качения при движении автомобиля на малых
скоростях; значения f0 принимаем равным 0,015 для асфальто- и цементобетонного
шоссе в хорошем состоянии [2, стр. 32];
аk
- эмпирический коэффициент сопротивлению движения при малых скоростях движения,
зависящий от типа и состояния шин и равный в среднем 1400-1600, принимаем
равным 1600.
Результаты
расчетов сопротивления качению сводим в таблицу 5.
Сила
сопротивления качению при скорости 23,1 м/с, равна 2986,5 Н.
Тогда
сила тяги у прототипа, при установившемся движении на скорости 83 км/ч по
формуле (2):
Таблица
5 - Зависимость сопротивления качению от скорости движения автомобиля
Км/ч
|
0
|
5
|
10
|
15
|
20
|
25
|
30
|
35
|
40
|
м/с
|
0
|
1,4
|
2,8
|
4,2
|
5,6
|
6,9
|
8,3
|
9,7
|
11,1
|
f
|
0,0140
|
0,0140
|
0,0141
|
0,0142
|
0,0143
|
0,0144
|
0,0146
|
0,0148
|
0,0151
|
Рк, H
|
2235,9
|
2235,9
|
2251,9
|
2267,8
|
2283,8
|
2299,8
|
2331,7
|
2363,7
|
2411,6
|
Км/ч
|
45
|
50
|
55
|
60
|
65
|
70
|
75
|
80
|
м/с
|
12,5
|
13,9
|
15,3
|
16,7
|
18,1
|
19,4
|
20,8
|
22,2
|
23,1
|
f
|
0,0154
|
0,0157
|
0,0160
|
0,0164
|
0,0169
|
0,0173
|
0,0178
|
0,0183
|
0,0187
|
Рк, H
|
2459,5
|
2507,4
|
2555,3
|
2619,2
|
2699,0
|
2762,9
|
2842,8
|
2922,6
|
2986,5
|
7. Мероприятия по охране труда и технике безопасности
Система смазки в зависимости от сложности выполнения работ ремонтируют на
различных зонах и участках ремонтного предприятия, в том числе и на моторном
участке [6].
Для повышения знаний техники безопасности (ТБ) на моторном участке
рабочим зачитываются инструкции по ТБ в следующем порядке: вновь прибывшему
рабочему общий и вводный инструктаж и, соответственно, по предприятию в целом и
по участку в частности, целевой инструктаж, касающийся рабочего места.
Проводятся периодические проверки знаний правил техники безопасности.
Каждые три месяца рабочим зачитываются повторные инструктажи.
Необходима также наглядная агитация: по стенам в стратегических местах
расположены плакаты.
Для обеспечения безопасности работы слесаря-моториста необходимо
соблюдать следующие требования:
Все станки и стенды должны быть обязательно заземлены, во избежание
вероятности поражения током.
При работе с кран-балкой запрещается находиться непосредственно под
грузом и балкой.
При работе на стендах для ремонта двигателей необходимо надежно
закреплять двигатель в нужном положении.
Установку детали на станок для притирки клапанов осуществлять только в
выключенном положении.
Запрещается загромождать проходы между оборудованием и выходом из
помещения.
Использованные обтирочные материалы должны немедленно убираться.
Разлитое масло или топливо необходимо собирать при помощи песка или
опилок, которые после следует ссыпать в металлические ящики с крышкой,
установленные вне помещения.
Мероприятия по охране труда на моторном участке имеют немаловажное
значение в процессе повышения производительности труда, безопасности рабочих
мест.
Большую роль в мероприятиях по охране труда играют соблюдение норм
производственной санитарии: естественное и искусственное освещение удовлетворяет
нормы. Имеющаяся приточно-вытяжная вентиляция обеспечивает необходимую частоту
воздуха. В целях противопожарной безопасности размещаем щит с противопожарной
оснасткой и имеем ящик с песком, защищенный от проникновения влаги. Таблички, с
указанием ответственных за пожарную безопасность, вывешиваются на видных
местах.
Из первичных средств пожаротушения в моторном участке должно быть:
огнетушители углекислотные - 2 шт.;
асбестовое или войлочное полотно - 1 шт.;
лом - 1 шт.;
багры - 2 шт.;
топоры - 2 шт.;
лопаты - 2 шт.;
ведра пожарные - 2 шт.
Моторный участок относится к категории Д по взрывопожарной и пожарной
безопасности, в котором находятся или обращаются негорючие вещества и материалы
в холодном состоянии.
Все работники моторного участка должны знать места расположения средств
пожаротушения и уметь ими пользоваться.
Каждый работающий, обнаруживший загорание или пожар, должен немедленно
сообщить об этом в объектовую или городскую пожарную охрану, принять меры к
вызову руководителей предприятия и приступить к тушению пожара имеющимися
средствами.
При выполнении различных видов работ необходимо знать и помнить, что
возгорание и несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:
промывке деталей, агрегатов и двигателя легковоспламеняющимися жидкостями
(бензином, дизельным топливом и др.);
подаче топлива в карбюратор движущегося автомобиля из открытой емкости
«самотеком»;
сварке или пайке непромытой и непропаренной емкости из-под
легковоспламеняющихся жидкостей;
неправильной транспортировке и хранении легковоспламеняющихся веществ;
применении нестандартных или не соответствующих номинальному току
электропредохранителей;
неисправной электропроводке;
работе в загрязненной горюче - смазочными материалами специальной одежде;
работе с открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся веществ;
тушении пожара на автомобиле без использования средств пожаротушения.
Во избежание пожара на автомобиле пуск двигателя производить при
установленном воздушном фильтре.
Для мойки двигателя снаружи использовать только пожаробезопасные моющие
средства.
Запрещается: использовать для этой цели бензин и другие
легковоспламеняющиеся жидкости;
допускать скопления на двигателе грязи, масла и топлива;
подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем.
Необходимо знать устройство огнетушителя и уметь им пользоваться.
При тушении пожара на моторном участке необходимо соблюдать личную
осторожность - использовать огнетушители, рукавицы, не допускать загорания
одежды и ожога лица, рук и т.д.
Пролитое при ремонте двигателя топливо или масло необходимо сразу же
убирать с помощью песка или опилок.
Мойку снятых агрегатов и деталей автомобиля следует производить в строго
установленном месте.
Отработанные масла и отстой топлива из топливных баков необходимо сливать
только в специальную тару.
Хранение, слив и заправку горюче-смазочных материалов следует
осуществлять только в специально предназначенных для этой цели местах.
Перед ремонтом (сваркой, пайкой) емкость из-под легковоспламеняющихся
веществ необходимо опорожнить, отсоединить и снять все трубопроводы, в которых
может находиться легковоспламеняющаяся жидкость. Опорожненную емкость, а также
трубопроводы необходимо тщательно промыть горячей водой, продуть паром до
полного удаления следов этих жидкостей.
Курить на территории моторного участка запрещается.
Загрязненную горюче - смазочными материалами специальную одежду следует
своевременно сдавать в химчистку (стирку).
Запрещается:
работать в специальной одежде, облитой топливом;
подходить к открытому огню, курить и зажигать спички, если руки и
специальная одежда облиты топливом;
пользоваться бензином для стирки одежды, мытья рук, отмывания стен и
пола;
пользоваться открытым огнем в помещениях, предназначенных для
технического обслуживания, ремонта и стоянки, а также на открытых стоянках;
хранить на рабочем месте промасленный обтирочный материал,
легковоспламеняющиеся вещества, кроме предназначенных для этой цели
металлических ящиков с крышками;
применять самодельные нагревательные электроприборы.
На участке должен быть умывальник, чем соблюдается производственная
гигиена. Так же имеется урна для мусора, куда в процессе ремонтных работ
складируются все отходы.
Кроме всех перечисленных мероприятий необходимо создать соответствующий
интерьер помещения и организовать комнату психологической разгрузки, где
рабочие могут отдохнуть во время обеденного перерыва и во время
регламентированных перерывов для отдыха.
Заключение
Значение автомобильного транспорта в жизни страны трудно переоценить.
Увеличивающаяся дальность автобусных и грузовых перевозок в сочетании с
совершенствованием эксплуатационных качеств автомобилей, улучшением состояния
существующих автодорог и строительством новых делают доступными дальние регионы
страны, отдаленные сельские и горные населенные пункты. Во многих регионах
автомобильный транспорт является основным средством передвижения и перевозки
грузов.
Предмет «Устройство автомобилей» - первый и основной раздел, с которого
студенты учебных заведений начинают изучение дисциплины под общим названием
«Автомобили». Знание устройства автомобилей позволяет организовать качественное
обслуживание и ремонт, а также эксплуатацию автомобильного транспорта.
Данная курсовая работа выполнена мною для закрепления знаний по
действующей учебной программе по предмету «Устройство автомобилей» с учетом
требований Государственного образовательного стандарта
В работе рассматривается устройство и принцип работы системы смазки
двигателя автомобиля МАЗ-5551.
Список литературы и интернет-ресурсы
1. Вахламов В.К. Автомобили:
эксплуатационные свойства. - М.: «Академия», 2010 г.
2. Вахламов
В.К. Конструкция, расчет и эксплуатационные свойства автомобилей. - М.:
«Академия», 2010 г.
3. Кузнецов
<#"870456.files/image025.gif">
1 - масляный картер; 2 - маслозаборник; 3 - масляный насос; 4 -
редукционный клапан; 5 - жидкостно-масляный теплообменник; 6 - фильтр очистки
масла; 7 - перепускной клапан; 8 - сигнальная лампа фильтра; 9 - фильтр
центробежной очистки масла; 10 - распределительный вал; 11 - ось толкателей; 12
- коленчатый вал; 13 - предохранительный клапан; 14 - форсунка охлаждения
поршней; 15 - дроссель; 16 - турбокомпрессор; 17 - сливной клапан
теплообменника; 18 - включатель привода вентилятора; 19 - привод вентилятора;
20 - ТНВД
- промежуточная шестерня; 2 - ось промежуточной шестерни; 3 -
вал-шестерня ведущая; 4 - крышка корпуса; 5 - вал - шестерня ведомая; 6 -
корпус; 7 - шестерня привода; 8 - шпонка; 9 - фланец упорный; 10 - штуцер
(присутствует только на двигателях без водомасляного теплообменника); 11 -
редукционный клапан
- корпус фильтра; 2 - прокладка колпака; 3 - замковая крышка; 4 - колпак
фильтра; 5 - фильтрующий элемент; 6 - головка колпака; 7 - прокладка
фильтрующего элемента; 8 - плунжер клапана; 9 - пружина клапана; 10 - пружина
сигнализатора; 11 - подвижный контакт сигнализатора; 12 - неподвижный контакт;
13 - клемма
1 - колпак фильтра; 2, 7 - шайбы; 3 - колпачковая гайка; 4 - гайка
крепления ротора; 5 - упорная шайба; 6 - гайка ротора; 8, 14 - втулки ротора; 9
- колпак ротора; 10 - ротор; 11 - отражатель; 12 - уплотнительное кольцо; 13 -
прокладка колпака; 15 - ось ротора; 16 - корпус фильтра; 17 - сопло ротора; А -
из системы под давлением; Б - слив масла в картер
- шланг отводящий; 2 - шланг подводящий; 3, 9, 10, 14 - кронштейны; 4, 19
- гайки; 5, 6, 17 - шайбы; 7, 16, 27 - болты; 8 - кронштейн верхний; 11 -
радиатор; 12 - кронштейн нижний; 13, 18 - хомуты; 15, 20, 26 - кляммеры; 21 -
шланг L = 1500 мм; 22, 24 - фланцы; 23 - кран; 25 - шланг L = 1300 мм; 28 -
прокладка