Значение общественного контроля в противостоянии с коррупцией в современной России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,59 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Значение общественного контроля в противостоянии с коррупцией в современной России













Контрольная работа

Значение общественного контроля в противостоянии с коррупцией в современной России

Содержание

1. Общественный контроль как инструмент борьбы с коррупцией

2. Специфика коммуникации антикоррупционных НКО

Литература

1. Общественный контроль как инструмент борьбы с коррупцией

Н.В. Жовнир классифицирует некоммерческие организации на основании общих признаков: по форме, возможности членства, добровольности участия, степени участия государства, принципу объединения, содержанию деятельности и компетенциям. В работе рассмотрена деятельность некоммерческих организаций, которые объединены по виду деятельности: противодействие коррупции.

Сегодня можно сказать о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни и стала привычным явлением, которое многие воспринимают, как данность. Однако, согласно исследованию ВЦИОМ в октябре 2015 года, впервые за 10 лет россияне ощутили снижение уровня коррупции. Данные опросы свидетельствуют о том, что около половины россиян (48%) считают эффективными меры государства по борьбе с коррупцией.

Э. Гидденс считает, что демократизация в любом государстве может постепенно происходить только при соблюдении определенных условий, одно из которых - расширение роли и значимости публичной сферы, подразумевающее формирование на законодательном уровне принципов открытости и прозрачности. Данные принципы способны по мнению автора сделать шаг вперед и в антикоррупционной деятельности. Автор говорит о том, что причина привлечения медийного внимания в последнее десятилетие к проблеме коррупции в разных странах - не следствие ее увеличения, а следствие большей открытости и публичности.

Допускаемые гражданскими служащими нарушения законодательства снижают эффективность государственного управления, на федеральном и региональном уровнях, что непосредственно влияет на жизнь граждан. Таким образом, противодействие коррупции - интерес в первую очередь самих граждан, которые заинтересованы в эффективном управлении страной, в надежном руководстве, в целевых расходах бюджетных средств.

Основные направления деятельности российских антикоррупционных организаций по мнению Денисова С.А. - развитие гражданского общества, общественного сознания и информированности людей, участие в правотворческой деятельности, осуществление общественного контроля.

В докладе Общественной палаты подчеркивается особая роль антикоррупционных НКО в системе общественного контроля: "Только постоянный общественный прессинг способен дисциплинировать чиновников, с тем чтобы они не допускали бюрократической волокиты и тем более коррупционных правонарушений".

Основа антикоррупционных методов - законодательство, учитывающее международные антикоррупционные стандарты и опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах. Однако каким бы ни было совершенным антикоррупционное законодательство, за его исполнением необходимо следить. И никто с этим не справится лучше, чем сами граждане. На сегодняшний день один из самых эффективных способов пресечения коррупции является общественный контроль за исполнением антикоррупционного законодательства. Общественный контроль - одна из форм взаимодействия государства и гражданского общества. Создание механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и институтов гражданского общества вместе с обеспечением гласности и открытости власти способствуют успехам в борьбе с коррупцией.

Общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, а также в формате общественных обсуждений, общественных (публичных) слушаний и других форм взаимодействия. При этом общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

Федеральный закон №212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", принятый в 2014 году, законодательно закрепил правовые основания для осуществления общественного контроля институтами гражданского общества. Общественный контроль является важным демократическим институтом и одним из главных инструментов для привлечения граждан к делам государственного управления, в целом активизации гражданской активности. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Плотников А.А. считает, что общественный контроль - институт, обеспечивающий законность в сфере государственного управления: "Наличие такого рода контроля интерпретируется как эффективный институт развивающегося саморегулируемого гражданского общества, а также как эффективная форма противодействия злоупотреблениям, возможным в деятельности государственного аппарата".

Общественный контроль может осуществляться как общественными объединениями, так и отдельными гражданами. Основная функция Общественной палаты РФ - осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. О значимости общественного контроля в России может свидетельствовать учреждение ежегодной премии "Я - гражданин" Общественной палаты РФ в области гражданской активности. Цель премии - найти и поддержать успешные гражданские практики. На сайте премии указано, что участвовать могут "все, кто работает на создание сильного гражданского общества в России: лидеры некоммерческих организаций, руководители социальных проектов, публичные активисты, социально активные граждане". Оценивают участников конкурса специалисты и публичные деятели некоммерческого сектора России: члены комиссий Общественной Палаты РФ, руководители благотворительных фондов, лидеры общественных объединений, представители бизнеса. Одна из номинаций конкурса - "общественный контроль" - гражданские инициативы по развитию деятельности организаций общественного контроля, поддержки деятельности общественных наблюдательных комиссий, профилактики преступлений, а также защиты прав и свобод гражданина. В 2015 году в премии участвовали в том числе и активисты проекта Общероссийского народного фронта "За честные закупки". К примеру, Павел Яковлев из г. Бологое со своим проектом "Убитые дороги Бологого" попал в список финалистов премии, а блогер и правозащитник Сергей Лежнев - в номинации "Гражданская журналистика" (34 публикации в его блоге были посвящены проблеме коррупции) .

А.М. Цирин считает, что НКО антикоррупционной направленности, предоставляющие сигналы о нарушениях законодательства в этой сфере, помогают оперативно пресекать коррупционные практики и не допускать их дальнейшего существования. Эффективность общественного контроля в сфере противодействии коррупции зависит от некоторых факторов: от уровня профессиональной подготовки и добросовестности гражданина, участвующего в подобной деятельности, а также от реальной доступности информации о деятельности государственных и муниципальных органов, а также от эффективности деятельности контрольно-надзорных органов (прокуратуры по рассмотрению сообщений граждан и общественных организаций о коррупционных правонарушениях).

Наблюдается возросшая активность институтов гражданского общества в данной сфере: взаимодействие государственных органов с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции уже реализуется на федеральном и региональном уровнях через деятельность специальных НКО.


С.А. Денисов в своей статье про основные направления деятельности некоммерческих организаций по противодействию коррупции высказывает мнение о том, что в странах, где еще не установились демократические традиции, главным звеном антикоррупционной системы считаются не государственный аппарат (специально созданные органы, осуществляющие противодействие коррупции и контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства), а именно гражданское общество, которое борется с коррупцией посредством общественного контроля и подталкивает государственные органы к эффективному контролю в данной сфере. Автор считает, что антикоррупционная деятельность "неразрывно связана с процессом демократизации страны, с противостоянием авторитарным тенденциям и соответственно, с развитием институтов гражданского общества".

В рамках своей деятельности антикоррупционные НКО не только борются с коррупцией, предотвращая конкретные нарушения, но и занимаются информационной деятельностью, а именно - созданием антикоррупционной повестки в российском медийном пространстве. Данное направление осуществляется с целью привлечение новых сторонников и деятелей, а также формирования в обществе антикоррупционного сознания, изменения общественной культуры и системы ценностей. Это также является одной из целей, которое в рамках антикоррупционной деятельности ставит перед собой государство. Денисов считает, что самая распространенная причина, по которой россияне не включены в общественную деятельность, в том числе и антикоррупционную - "отчуждение большинства населения от активного участия в решении общих проблем". Главная аудитория антикоррупционных НКО - студенты, чья профессиональна подготовка связана с юридической, экономической и другими сферами. Таким образом, автор считает, что при создании правильной мотивации молодежь может вовлечься в антикоррупционную деятельность. Денисов советует антикоррупционным НКО сотрудничать с ВУЗами (создавать совместные учебные дисциплины, проводить мастер-классы и выездные лекции, разработка антикоррупционных программ, студенческих конкурсов, организация научно-практических конференций): "Отечественные вузы выпускают уже достаточно высококвалифицированных юристов, которых следует привлекать со студенческой скамьи к участию в правотворческих процессах". Кроме этого, автор считает, что гражданам необходимо включаться и в правотворческую деятельность и в обсуждение правовых проблем не только местного, но и федерального законодательства: "Гласный процесс разработки антикоррупционной программы позволит привлечь к проблеме коррупции общественное внимание".

Государству необходимо "подготовить почву" для мобилизации гражданских активистов вокруг проблемы коррупции в России. Один из важнейших шагов - обеспечение прозрачности деятельности государственных и муниципальных органов. Прежде всего, это доступ к документации, которой располагают органы власти. На сегодняшний день в России уже созданы предпосылки обеспечения открытости. На портале госзакупок zakupki.gov.ru в открытом доступе публикуется вся документация о госзакупках и закупках госкомпаний. Для большинства антикоррупционных НКО и гражданских активистов в России мониторинг этого сайта - главный инструмент выявления нарушений.

Антикоррупционные организации имеют еще одну особенность, влияющую на осуществляемую коммуникацию. Коммуникация антикоррупционных общественных организаций с гражданами сильно отличается от коммуникации других социально ориентированных организаций, призывающих решить конкретные насущные проблемы людей. Чаще всего коммуникация НКО носит рациональный характер, основанный на убеждении населения в необходимости решения их конкретных проблем. Большинство социально ориентированных НКО направлены на решение конкретных вопросов - проблем конкретных слоев населения, отдельных людей. Для многих людей зачастую участие в НКО является не гражданским активизмом, а лишь способом решения личных проблем. Граждан призывают не бояться озвучивать и обсуждать свои проблемы на федеральном уровне, просить и добиваться их решения. В антикоррупционных же организациях в связи со спецификой деятельности преобладает эмоциональный характер коммуникации: антикоррупционная деятельность чаще всего не решает проблем конкретных людей в краткосрочном периоде и направлена на людей с обостренным чувством несправедливости, неравнодушия по отношению к тому, как осуществляется государственное управление на территории России. Круг проблем, которые берут в работу антикоррупционные организации - довольно широкий. Можно сделать вывод, что гражданский активизм в антикоррупционных организациях воспитывает граждан, для которых участие в деятельности НКО - не просто способ решения личных проблем, а нечто большее: проявление патриотизма, неравнодушия к жизни страны, желание сделать ее лучше, поучаствовав в решении такой острой и масштабной проблемы, как коррупция. В связи с этим антикоррупционные организации испытывают трудности в привлечении к участию тех граждан, которые рассматривают гражданскую активность, как решение исключительно своих проблем. Кроме того, можно предположить, что целевая аудитория антикоррупционных организаций сужается, так как ориентирована на тех граждан, которые уже занимают активную гражданскую позицию.

Помимо вышеперечисленной коммуникационной специфики, у антикоррупционного гражданского активизма есть еще одна особенность: он напрямую связан с политическим активизмом. Так как коррупция напрямую связана с деятельностью государственного аппарата, любое действие, направленное на борьбу с ней, затрагивает так или иначе, чьи-то интересы. Часто всего некоммерческие организации, занимающиеся борьбой с коррупцией поддерживают оппозиционные партии и политики, используя социально ориентированную деятельность в данной сфере и антикоррупционную повестку, как инструмент влияния с целью создания негативного образа действующей власти. Помимо оппозиционных партий и их сторонников часто в антикоррупционную деятельность вовлечены предприниматели, преимущественно представители малого и среднего бизнеса, отстаивающие свое право на честную конкуренцию. Задача каждой антикоррупционной НКО - быть независимой организацией, нацеленной на конкретный результат, однако чаще всего такая деятельность имеет идеологический подтекст.

Ряд исследователей, таких как М. Круглов, считают, что любая гражданская активность, выходя за рамки личностных интересов, неизбежно политизируется. Сотрудничество с общественными организациями становится стратегией для политической оппозиции. Зачастую с некоммерческими организациями сотрудничают политические партии, используя повестку НКО для продвижения своих ценностей. Чаще всего наблюдается взаимодействие оппозиционных партий с НКО и негосударственными организациями, которые отстаивают общественные интересы. В периоды обостренной политической конкуренции особенно активизируется деятельность гражданских активистов и некоммерческих объединений, а их деятельность - политизируется, выражая протест против сложившейся практики отношения власти и общества в определенной области или в целом, а также становятся самостоятельным субъектом политической системы в РФ.

Для того, чтобы обеспечить постоянный приток новых гражданских активистов к деятельности антикоррупционных НКО, организациям необходимо выстраивать коммуникацию с целевыми группами. Правильно выстроенная комплексная стратегия позиционирования позволит антикоррупционным НКО поддерживать свою репутацию и привлекать внимание новых социальных групп, распространяя свое влияние на общественное мнение.

В результате анализа коммуникации антикоррупционных некоммерческих организаций с целевыми группами выделены наиболее распространенные практики и инструменты, которые используют НКО: Интернет-коммуникация через сетевые сообщества в социальных сетях, а также через персональные страницы руководителей организаций, сотрудничество со СМИ, организация публичных мероприятий.

Анализ коммуникации антикоррупционных НКО в сетевых сообществах, а также глубинные интервью с гражданскими активистами, проведенные в рамках исследования, позволили установить, что регулярность, качество и вид контента в социальных медиа не влияет на эффективность привлечения новых активистов. Чаще всего люди, которые стоят перед выбором об участии в деятельности НКО обращают внимание на ее известность и репутацию, которая включает себя не только позиционирование в сетевых сообществах, но и с помощью других каналов.

Интернет-коммуникация антикоррупционных НКО в сетевых сообществах редко служит инструментом для привлечения новых гражданских активистов, вовлеченных в деятельность организации на долгосрочной основе. Интернет скорее служит каналом для привлечения медиаактивистов, которые оказывают организации информационную поддержку, которая редко перерастает в реальную деятельность.

Однако нельзя недооценивать роль Интернет-коммуникации в антикоррупционных организациях, а именно - в выстраивании имиджа организации. Основываясь на проведенном исследовании, можно сделать вывод о том, что коммуникация антикоррупционных НКО в сетевых сообществах служит дополнительным каналом для информационного сопровождения деятельности НКО, участвующим в выстраивании коммуникации с целевыми групппами в Интернет-сообществе. Сетевые сообщества во всех антикоррупционных НКО являются самостоятельными медийными площадками, направленными на популяризацию деятельности НКО, выстраивание ее имиджа, поддержание лояльности уже вовлеченной аудитории, объединения аудитории по интересам, развития площадки для дискуссиий, обмена опытом, диалога на базе созданной повестки.

Информационная поддержка организации в Интернете, способствующая развитию диалога между уже задействованными людьми, поддерживает их лояльность и удерживает их в работе, что важно для антикоррупционных организаций, заинтересованных в постоянно разивавающихся в рамках организации гражданских активистов.

Согласно проведенному исследованию, только комплексный подход к выстраиванию коммуникации с целевыми группами может обеспечить постоянный приток гражданских активистов. Однако в силу специфики антикоррупционной повестки приоритет следует отдавать регулярной организации публичных мероприятий, площадок для объединения целевых групп с целью создания условий для развития диалога, установления межличностных связей. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что многие молодые люди рассматривают участие в антикоррупционных НКО как профессиональную практику, в связи с чем рекомендуется проводить студенченские мероприятия, приобщающие их к деятельности: антикоррупционные деловые игры, конкурсы, обучающие семинары и лекции, тематические лагеря, фестивали, дискуссионные клубы и т.д.

общественный контроль коррупция некоммерческая организация

Важной задачей в рамках создания коммуникационной стратегии с целью привлечения новых социальных групп, новых акторов гражданского общества к деятельности НКО является также позиционирование организации в медиапространстве на местном, региональном и федеральном уровнях. Антикоррупционным НКО рекомендуется сотрудничать на регулярной основе с различными общественно-политическими онлайн и печатными изданиями, а также пробовать различные форматы сотрудничества с развлекательными и молодежными изданиями для привлечения более молодой целевой аудитории. Кроме того, использование нестандартных форм коммуникации, таких, как создание мобильных приложений, игр также является преимуществом для привлечения более молодой аудитории.

Проведенный в рамках исследования опрос среди граждан, не задействованных в антикоррупционных НКО, выявил, что причиной неучастия в их деятельности чаще всего является неосведомленность людей о способе борьбы с коррупцией посредством общественного контроля с помощью антикоррупционных НКО. Это говорит о том, что организациям при коммуникации с целевыми группами необходимо чаще заострять внимание аудтории на этой возможности. Для стимулирования граждан к самоорганизации на местах и преодоления негативных стерепотипов, создания образа участника гражданского активизма как равноправного партнера, при коммуникации необходимо распространять представление о том, что участие в деятельности НКО доступно каждому. Любое сообщение антикоррупционной организации, цель которого является привлечение гражданских активистов к реальным делам, должно вызывать желание им поделиться, обсудить, создать диалог, в котором смогут "зародиться" предпосылки реального гражданского активизма.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сетевые сообщества НКО развивают гражданское самосознание, так как являются площадкой для создания диалога, и способствуют формированию сетевого гражданского общества, целью которого является общение в режиме онлайн для решения реально существующих социальных проблем. Интернет, безусловно, предоставляет гражданам возможности для расширения своего участия в общественных процессах, и социальные сети - наиболее доступный и популярный инструмент, реализующий возможность коммуникации, поиска ресурсов, передачи и распространения информации. Новые медиа претендуют на роль организационного центра гражданского активизма, однако коммуникация в сетевых сообществах имеет недостаток - стихийность формирующихся в сетевых сообществах связей и объединений и отсутствие реализации общественных инициатив в реальной жизни.

Правильно выстроенная коммуникация антикоррупционных НКО в Интернете, безусловно, способна увеличить количество граждан, которые интересуются жизнью страны, готовы участвовать в государственном управлении и борьбе с коррупцией посредством общественного контроля. Однако, как показало исследование, увеличение осведомленной аудитории в Интернете не всегда приводит к конкретным результатам. В силу специфики антикоррупционной повестки определяющую роль в решении о реальном участии граждан в деятельности антикоррупционных НКО играет фактор доверия потенциальному гражданскому активисту, а также его личная мотивация и набор профессиональных компетенций. В связи с этим антикоррупционные НКО чаще всего отдают приоритет оффлайн-коммуникации, что, разумеется, не означает, что им следует пренебрегать использованием других каналов. Только путем постоянной работы с населением с помощью реализации различных форм коммуникации, включая как Интернет-коммуникацию, так и организацию площадок для развития межличностных связей, а также другие PR-инструменты, антикоррупционные некоммерческие организации смогут наладить системную работу по привлечению к участию в своей деятельности новых акторов гражданского общества.

Литература

1.Абакумов С.А. От Гражданского Форума до создания Общественной палаты РФ (2001-2005 гг.). - М., 2005. - 343 с.

.Бараш Р.Э. Гражданское общество как пространство свободы. - 2014. [Электронный ресурс] URL: #"justify">.Белянцев А.Е., Лымар А.В. Интернет-пространство как фактор модернизации институтов гражданского общества // Вестник ННГУ. - 2012. - №6-1. [Электронный ресурс] URL: #"justify">.Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / под ред. Н.А. Шматко. - СПб.: Алетейя, 2007. - С.576.

.Бентли А. Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений. - М. Издательство Перо, 2012. - С.235.

.Василенко Л.А., Вронская, М.И. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества. - М.: Проспект, - 2010. - С.92.

.Галкина, Е.В. Формирование гражданского общества и укрепление демократических институтов как основа развития современной России / Е.В. Галкина, И.В. Конопелько // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №9. - С.35-40.

.Гаджиев, К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. - 1991. - № 7. - С.30.

.Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М.: Ad Marginem, 1995. - С.63-65.

.Гидденс Э. Демократизируя демократию: государство и гражданское общество // Социология: научно-теоретичесский журнал. - 2010. - №1. - С.4-7.

.Грищенко Ю.И. Этапы становления некоммерческих организаций в России // Некоммерческие организации в России. - 2015. - №5. - С.26-31.

.Гриб В.В. Правовые вопросы институционализации взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти // Российская юстиция. - 2011. - С.10.

.Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество // Международный философский журнал. - 1993. - №3. - С.179-191.

.Денисов С.А. Основные направления деятельности некоммерческих организаций по противодействию коррупции // Электронная библиотека "Гражданское общество". [Электронный ресурс] URL: #"justify">.Джиоева В.А. Перспективность Общероссийского Народного фронта как инновационной составляющей в области партийного строительства // СИСП, 2012. - №4. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnost-obscherossiyskogo-narodnogo-fronta-kak-innovatsionnoy-sostavlyayuschey-v-oblasti-partiynogo-stroitelstva (дата обращения: 14.04.2016).

Похожие работы на - Значение общественного контроля в противостоянии с коррупцией в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!