Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала
Министерство образования и науки
Украины
Харьковский национальный университет
им. В.Н. Каразина
Факультет психологии
Практическая работа
на тему "Исследование самооценки
с помощью личностного дифференциала"
Выполнила студентка
-ого курса Группы ПС-12
Стародубцева Карина Валентиновна
Проверила Зотова Л.Н.
Харьков 2015
Введение
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе
современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре
представления о структуре личности. Эта методика адаптирована сотрудниками
психоневрологического института им. В.М. Бехтерова. Целью ее разработки
являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных
свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть
применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в
социально-психологической практике.
Цель: изучение самооценки с помощью методики семантического
дифференциала.
Задачи.
. Оценить с помощью методики семантического дифференциала
"мое настоящее Я", "мое идеальное Я" и "Я, каким я
больше всего не нравлюсь";
2. Провести сравнительный анализ характеристик по трем
основным факторам и сопоставить личностные профили, полученные в трех вариантах
самооценок;
. Вычислить семантическое расстояние между понятиями
"Я" и "мое идеальное Я", "Я" и "Я, каким я
больше всего не нравлюсь". Сравнить полученные показатели.
Материалы: бланк-анкета личностного дифференциала и ключ;
форма с инструкцией для испытуемого.
методика личностный дифференциал семантический
Порядок
проведения эксперимента
Испытуемому раздаётся бланк-анкета и объясняется характер
задания. В частности, было сказано, что в случае затруднения в оценке,
испытуемому нужно ориентироваться на свое первое впечатление.
Инструкция 1: "Ниже вам предлагаются различные пары
прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать
прилагательное, на ваш взгляд более точно, характеризующее Вас в настоящий
момент и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в
соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна
пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут
вопросы?"
Инструкция 2: "Ниже вам предлагаются различные пары
прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать
прилагательное, на ваш взгляд более точно, характеризующее идеальную личность и
указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в
соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна
пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут
вопросы?"
Инструкция 3: "Ниже вам предлагаются различные пары
прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать
прилагательное, на ваш взгляд более точно характеризующее Вас, каким вы больше
всего не нравитесь, и указать степень выраженности данной характеристики,
поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна
быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие
будут вопросы?"
Обработка
полученных результатов
Анализ полученных результатов включает в себя:
2. Вычисление семантического расстояния между
"Я" и "идеальным Я", "Я" и "Я, каким Я
больше всего не нравлюсь".
. Анализ и сравнение полученных результатов.
1. В таблице №1 приведены числовые значения по трем вариантам
самооценочных суждений:
Таблица №1− Числовые значения по факторам
"оценки", "силы" и "активности"
|
Фактор
"Оценки"
|
Фактор
"Силы"
|
Фактор
"Активности"
|
"Я"
|
17
|
10
|
9
|
"Я
идеальное"
|
18
|
12
|
17
|
"Я, каким
не нравлюсь"
|
-20
|
- 12
|
- 8
|
Таким образом, результаты значения фактора "Оценки"
имеют достаточно высокое значение - 17. Это свидетельствует о том, что я
принимаю себя как личность, осознаю себя как носителя позитивных и социально
желаемых характеристик. Считаю себя ответственной, отзывчивой и справедливой
(данные характеристики я оценили в 2 балла).
Фактор "Активности" также имеет среднее значение.
Мне в большей степени свойственна интровертированность. Я считаю себя
общительным человеком, но не слишком разговорчивым, большее удовольствие мне
приносит слушать людей, чем говорить самой. Я не привыкла делиться своими
переживаниями с окружающими, только самые близкие знают о вещах, которые меня
беспокоят, в отношениях с другими людьми я сдержана и проявляю спокойные
эмоциональные реакции, что свидетельствует о моей относительной замкнутости.
Тем не менее, считаю себя достаточно активной и деятельной, так как с
удовольствием проявляю инициативу и стараюсь разнообразить свой быт, участвую в
различных мероприятиях и т.д.
. Далее я рассчитала семантическое расстояние. Получились
следующие результаты:
) Семантическое расстояния между "Я" и
"Я идеальным":
D = = 8,3
2) Семантическое расстояния между "Я" и
"Я, каким Я больше всего не нравлюсь":
D = = 48
Таким образом, семантическое расстояние между "Я" и
"Я идеальным" не слишком велико (8,3). В целом я удовлетворена собой и своими качества, но мне бы
хотелось иметь более высокие значения по фактору "Активности", а
именно быть более энергичной и открытой.
Семантическое расстояние между "Я" и "Я, каким Я
больше всего не нравлюсь" достаточно велико (48). Возможно, это
свидетельствует о том, что я достаточно требовательна к себе и хочу осознавать
себя как носителя наиболее положительных, социально приемлемых и желаемых качеств.
. Таким образом, на основании личностного дифференциала, можно
сделать следующие выводы. Я личность со средним уровнем коммуникабельности,
больше люблю слушать людей, чем говорить; открыта для общения, но с людьми,
которые мне интересны и приятны, именно так я чувствую себя комфортно. Всегда
стараюсь быть предельно искренней, хоть и не люблю делиться заветным, мне проще
скрыть свои эмоции, проявить слабость я позволяю себе только с близкими. Иногда
могу быть раздражительной, нагрубить собеседнику, о чем потом буду сожалеть. Я
достаточно серьёзна, ответственна и мнительна.
Я часто зацикливаюсь на будущих испытаниях, начинаю сомневаться в
своих силах, волнуюсь и теряю веру в себя. Возможно, мои результаты говорят и о
том, что я требовательна к себе и содержательна и реалистична, в некоторых
моментах излишне серьёзна, тяжело переношу свои жизненные неудачи, неприятности
и поражения, а также, что мне свойственна организованность и формальность.
Думаю, что заботы и стрессы ослабили мою способность радоваться, но научили
серьёзности и ответственности, постепенно закаляют меня. Я учусь самостоятельно
искать выход из любой ситуации, надеяться только на себе и свои силы.
Бланк ЛД и ключ "Я"
Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет
О + 1.
Обаятельный С - 2. Слабый А + 3. Разговорчивый О - 4. Безответственный С + 5.
Упрямый А - 6. Замкнутый О + 7. Добрый С - 8. Зависимый А + 9. Деятельный О -
10. Черствый С + 11. Решительный А - 12. Вялый О + 13. Справедливый С - 14.
Расслабленный А + 15. Суетливый О - 16. Враждебный С + 17. Уверенный А - 18.
Нелюдимый О + 19. Честный С - 20. Несамостоятельный А + 21. Раздражительный
|
3210123 -
3210123 + 3210123 - 3210123+ 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 +
3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 -
3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 -
|
Непривлекательный
Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый
Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный
Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный
Невозмутимый
|
Бланк ЛД и ключ "мое идеальное Я"
Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет
О + 1.
Обаятельный С - 2. Слабый А + 3. Разговорчивый О - 4. Безответственный С + 5.
Упрямый А - 6. Замкнутый О + 7. Добрый С - 8. Зависимый А + 9. Деятельный О -
10. Черствый С + 11. Решительный А - 12. Вялый О + 13. Справедливый С - 14.
Расслабленный А + 15. Суетливый О - 16. Враждебный С + 17. Уверенный А - 18.
Нелюдимый О + 19. Честный С - 20. Несамостоятельный А + 21. Раздражительный
3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123+ 3210123 - 3210123 + 3210123 -
3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 +
3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 -
Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый
Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный
Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный
Неискренний Самостоятельный Невозмутимый
|
|
|
Бланк ЛД и ключ "Я, каким я больше всего не
нравлюсь"
Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет
|
|
Выводы
В ходе исследования, была достигнута цель занятия: изучена
самооценка с помощью методики специфического дифференциала.
Также были проанализированы и изучены свойства и качества
личности испытуемого, его самосознания и межличностных отношений. Было
установлено, что он обладает средней самооценкой и достаточно удовлетворен
собой, но желает иметь более высокие значения по фактору
"Активности".