Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

Факультет психологии







Практическая работа

на тему "Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала"



Выполнила студентка

-ого курса Группы ПС-12

Стародубцева Карина Валентиновна

Проверила Зотова Л.Н.





Харьков 2015

Введение


Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Эта методика адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерова. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

Цель: изучение самооценки с помощью методики семантического дифференциала.

Задачи.

.        Оценить с помощью методики семантического дифференциала "мое настоящее Я", "мое идеальное Я" и "Я, каким я больше всего не нравлюсь";

2.      Провести сравнительный анализ характеристик по трем основным факторам и сопоставить личностные профили, полученные в трех вариантах самооценок;

.        Вычислить семантическое расстояние между понятиями "Я" и "мое идеальное Я", "Я" и "Я, каким я больше всего не нравлюсь". Сравнить полученные показатели.

Материалы: бланк-анкета личностного дифференциала и ключ; форма с инструкцией для испытуемого.

методика личностный дифференциал семантический

Порядок проведения эксперимента


Испытуемому раздаётся бланк-анкета и объясняется характер задания. В частности, было сказано, что в случае затруднения в оценке, испытуемому нужно ориентироваться на свое первое впечатление.

Инструкция 1: "Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно, характеризующее Вас в настоящий момент и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?"

Инструкция 2: "Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно, характеризующее идеальную личность и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?"

Инструкция 3: "Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно характеризующее Вас, каким вы больше всего не нравитесь, и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?"



Обработка полученных результатов


Анализ полученных результатов включает в себя:

2.      Вычисление семантического расстояния между "Я" и "идеальным Я", "Я" и "Я, каким Я больше всего не нравлюсь".

.        Анализ и сравнение полученных результатов.

1. В таблице №1 приведены числовые значения по трем вариантам самооценочных суждений:

Таблица №1− Числовые значения по факторам "оценки", "силы" и "активности"


Фактор "Оценки"

Фактор "Силы"

Фактор "Активности"

"Я"

17

10

9

"Я идеальное"

18

12

17

"Я, каким не нравлюсь"

-20

 - 12

 - 8


Таким образом, результаты значения фактора "Оценки" имеют достаточно высокое значение - 17. Это свидетельствует о том, что я принимаю себя как личность, осознаю себя как носителя позитивных и социально желаемых характеристик. Считаю себя ответственной, отзывчивой и справедливой (данные характеристики я оценили в 2 балла).

Фактор "Активности" также имеет среднее значение. Мне в большей степени свойственна интровертированность. Я считаю себя общительным человеком, но не слишком разговорчивым, большее удовольствие мне приносит слушать людей, чем говорить самой. Я не привыкла делиться своими переживаниями с окружающими, только самые близкие знают о вещах, которые меня беспокоят, в отношениях с другими людьми я сдержана и проявляю спокойные эмоциональные реакции, что свидетельствует о моей относительной замкнутости. Тем не менее, считаю себя достаточно активной и деятельной, так как с удовольствием проявляю инициативу и стараюсь разнообразить свой быт, участвую в различных мероприятиях и т.д.

. Далее я рассчитала семантическое расстояние. Получились следующие результаты:

)        Семантическое расстояния между "Я" и "Я идеальным":

D =  = 8,3

2)      Семантическое расстояния между "Я" и "Я, каким Я больше всего не нравлюсь":

D =  = 48

Таким образом, семантическое расстояние между "Я" и "Я идеальным" не слишком велико (8,3). В целом я удовлетворена собой и своими качества, но мне бы хотелось иметь более высокие значения по фактору "Активности", а именно быть более энергичной и открытой.

Семантическое расстояние между "Я" и "Я, каким Я больше всего не нравлюсь" достаточно велико (48). Возможно, это свидетельствует о том, что я достаточно требовательна к себе и хочу осознавать себя как носителя наиболее положительных, социально приемлемых и желаемых качеств.

. Таким образом, на основании личностного дифференциала, можно сделать следующие выводы. Я личность со средним уровнем коммуникабельности, больше люблю слушать людей, чем говорить; открыта для общения, но с людьми, которые мне интересны и приятны, именно так я чувствую себя комфортно. Всегда стараюсь быть предельно искренней, хоть и не люблю делиться заветным, мне проще скрыть свои эмоции, проявить слабость я позволяю себе только с близкими. Иногда могу быть раздражительной, нагрубить собеседнику, о чем потом буду сожалеть. Я достаточно серьёзна, ответственна и мнительна.

Я часто зацикливаюсь на будущих испытаниях, начинаю сомневаться в своих силах, волнуюсь и теряю веру в себя. Возможно, мои результаты говорят и о том, что я требовательна к себе и содержательна и реалистична, в некоторых моментах излишне серьёзна, тяжело переношу свои жизненные неудачи, неприятности и поражения, а также, что мне свойственна организованность и формальность. Думаю, что заботы и стрессы ослабили мою способность радоваться, но научили серьёзности и ответственности, постепенно закаляют меня. Я учусь самостоятельно искать выход из любой ситуации, надеяться только на себе и свои силы.

Бланк ЛД и ключ "Я"

Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет

 О + 1. Обаятельный С - 2. Слабый А + 3. Разговорчивый О - 4. Безответственный С + 5. Упрямый А - 6. Замкнутый О + 7. Добрый С - 8. Зависимый А + 9. Деятельный О - 10. Черствый С + 11. Решительный А - 12. Вялый О + 13. Справедливый С - 14. Расслабленный А + 15. Суетливый О - 16. Враждебный С + 17. Уверенный А - 18. Нелюдимый О + 19. Честный С - 20. Несамостоятельный А + 21. Раздражительный

 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123+ 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 - 

 Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный Невозмутимый


Бланк ЛД и ключ "мое идеальное Я"

Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет

 О + 1. Обаятельный С - 2. Слабый А + 3. Разговорчивый О - 4. Безответственный С + 5. Упрямый А - 6. Замкнутый О + 7. Добрый С - 8. Зависимый А + 9. Деятельный О - 10. Черствый С + 11. Решительный А - 12. Вялый О + 13. Справедливый С - 14. Расслабленный А + 15. Суетливый О - 16. Враждебный С + 17. Уверенный А - 18. Нелюдимый О + 19. Честный С - 20. Несамостоятельный А + 21. Раздражительный 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123+ 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -  3210123 + 3210123 -   Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный Невозмутимый




Бланк ЛД и ключ "Я, каким я больше всего не нравлюсь"

Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет





Выводы


В ходе исследования, была достигнута цель занятия: изучена самооценка с помощью методики специфического дифференциала.

Также были проанализированы и изучены свойства и качества личности испытуемого, его самосознания и межличностных отношений. Было установлено, что он обладает средней самооценкой и достаточно удовлетворен собой, но желает иметь более высокие значения по фактору "Активности".

Похожие работы на - Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!