Нормативные документы Российской Федерации по организации аэропортовой деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,2 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормативные документы Российской Федерации по организации аэропортовой деятельности

Введение

гражданский авиация пассажир аэропортовый

Целью данной работы является отражение структуры нормативных документов по организации аэропортовой деятельности, включая краткие общие положения о сфере применения основных документов. Очевидно, что структура нормативно-правового поля Российской Федерации имеет сложное, системное строение и состоит из нескольких уровней.

Основным законом нашего государства, особым нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ, которая вместе с Федеральными законами (Кодексами, Специальными, Общими законами) и Законами субъектов РФ составляет первый уровень нормативной базы РФ. Далее следуют подзаконные акты: акты палат Федерального собрания, Постановления и распоряжения Правительства РФ, указы и распоряжения президента РФ, Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Третий уровень включает в себя акты местных органов государственной власти, четвертый и пятый - акты муниципальных органов и документы предприятий соответственно. Наглядно структура нормативно-правового поля РФ отражена на рис. 1. Подробнее о конкретных документах, регламентирующих аэропортовую деятельность речь пойдет в основной части работы. Для начала нужно определить предмет аэропортовой деятельности, что именно она из себя представляет. Воздушный кодекс РФ определяет аэропорт как:

-комплекс зданий и сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

-Авиационное предприятие - юридическое лицо, независимо от его формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

-В свою очередь, деятельность, связанная с обслуживанием на коммерческой основе воздушного судна, пассажиров, грузов и почты в аэропортах и будет являться аэропортовой деятельностью.

-Аэропортовая деятельность включает в себя следующие виды обеспечений:

.Авиатопливообеспечение воздушных перевозок

.Осуществление контроля качества авиационных ГСМ

.Аэродромное

.Электросветотехническое

.Штурманское

.Радиотехническое и авиационная электросвязь

.Управление воздушным движением

.Инженерно-авиационное

.Авиационной безопасности

.Обслуживания пассажиров, багажа, посты, грузов

.Поисковое и аварийно-спасательное

.Метеорологическое

.Метрологическое (рекомендуемо)

У каждого вида обеспечений, которые включает в себя аэропортовая деятельность, есть свои нормативные документы, знакомство с которыми изложено ниже.

1. Государственное регулирование в области ГА

В целом государственное регулирование деятельность гражданской авиации начинается с Министерства Транспорта Российской Федерации:

федерального органа исполнительной власти в области транспорта, осуществляющего функции по выработке госполитики в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, регистрации прав на воздушные суда, и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автодорогах.

В его ведении в свою очередь находится Федеральное Агентство Воздушного Транспорта (Росавиация):

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Ещё одним органом, находящимся в ведении Минтранса РФ, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), являющийся центральным аппаратом и имеющий свои структурные подразделения.

Управление государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ (кроме авиационно-космического поиска и спасания). Сокращенное наименование сокращения - Госавианадзор.

Под руководством Правительства РФ находится Федеральная аэронавигационная служба.

Росаэронавигация - специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасания.

Все вышеперечисленные органы исполнительной власти осуществляют контроль и регулирование деятельности ГА РФ, поэтому нормативные документы по организации аэропортовой деятельности утверждены или подготовлены именно этими органами, в зависимости от вида деятельности.

. Лицензирование и сертификация аэропортовой деятельности

гражданский авиация пассажир аэропортовый

Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливает Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ).

Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, также на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Обязательными к соблюдению Воздушного кодекса являются все виды деятельности с области авиации. Однако, каждый вид деятельности регламентируют свои федеральные законы и федеральные авиационное правила, ГОСТы и ОСТы.

Необходимым условием при организации аэропортовой деятельности является процедура лицензирования, с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями определенных требований. Согласно ФЗ №99 от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

Лицензирование - это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий (специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности), действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

В области авиации лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

üразработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;

üдеятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

üдеятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Таким образом, аэропортовая деятельность подлежит обязательному лицензированию, что и регламентирует ФЗ №99, статья 9 ВК РФ.

Ещё одним важным этапом организации аэропортовой деятельности является сертификация. Сертификация аэропортов производится на добровольных основаниях, регламентируется Федеральными авиационными правилами «Сертификация аэропортов. Процедуры.», утвержденные и введенные в действие Приказом ФСВТ РФ от 24 апреля 2000 г. №98 (ФАП №98). Они устанавливают порядок обязательной сертификации и сертификационные требования к аэропортам как объектам, предназначенным для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ.

Сертификация аэропортов, юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, - деятельность, выполняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов и их объектов установленным требованиям и имеющая своей целью:

üсоздание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;

üобеспечение безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения;

üохрану окружающей среды;

üзащиту интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ в аэропорту.

К объектам и оборудованию аэропортов, подлежащим обязательной сертификации, относятся:

-Аэродромы;

-Система светосигнального оборудования аэродромов;

-Светосигнальное оборудование аэродромов;

-Радиотехническое оборудование;

-Объекты радионавигации, радиолокации, авиационной электросвязи;

-Поисковое и аварийно-спасательное оборудование;

-Оборудование для обеспечения авиационной безопасности;

-Технические средства, применяемые в технологиях авиатопливообеспечения;

-Наземная авиационная техника;

-Материалы для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома;

-Авиационные горюче-смазочные материалы и специальные жидкости.

Согласно именно этим авиационным правилам (пункт 1.5) аэропортовая деятельность включает в себя 13 видов обеспечений, описанных выше.

. Классификация нормативных документов по организации аэропортовой деятельности

Все данные в этом разделе определения видов обеспечений написаны в соответствии с пунктом 1.5 ФАП №98. А также документы, указанные в настоящем разделе, не противоречат ВК РФ и законодательству РФ.

Авиатопливообеспечение воздушных перевозок

- комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).

þДанный вид обеспечения регулируют следующие нормативные документы:

ØФАП-89 «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок», утвержденные приказом ФСВТ России от 18.04.2000 №89.

Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим авиатопливообеспечение воздушных перевозок, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а именно следующие работы:

хранение авиаГСМ;

подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку;

заправку авиаГСМ в воздушные суда.

ØГОСТ Р 52906-2008 «Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования».

Стандарт распространяется на новые или модернизированные образцы наземной техники, предназначенные для авиатопливообеспечения воздушных перевозок. Он определяет основные принципы и тенденции повышения конкурентоспособности оборудования, обеспечения безопасного выполнения технологических процессов заправки воздушных судов авиатопливом и спецжидкостями, соблюдения правил пожарной безопасности и охраны окружающей среды с учетом особенностей использования в рядовых условиях эксплуатации в различных климатических зонах Российской Федерации.

Осуществление контроля качества авиационных ГСМ

- комплекс мероприятий по контролю количественных и (или) качественных характеристик свойств авиационных горюче-смазочных материалов на этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок.

þНормативные документы:

ØФАП-126 «Сертификационные требования к лабораториям ГСМ», утвержденные приказом ФСВТ России от 07.10.2002 №126.

Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим контроль и анализ качества авиаГСМ, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Ø«Руководство по приему, хранению, подготовке на заправку и контролю качества авиационных горюче - смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях ВТ РФ», утвержденное приказом ДВТ от 17.10.1992 №ДВ-126.

Руководство, разработанное ГосНИИ ГА, является нормативно-техническим документом по приему, хранению, контролю качества и подготовке авиаГСМ к заправке самолетов и вертолетов в службах ГСМ авиапредприятий департамента воздушного транспорта (ДВТ) РФ, имеющих в своем составе лабораторию ГСМ.

ØНаставление по службе горюче - смазочных материалов на ВТ (НГСМ РФ-94).

Наставление по службе ГСМ определяет основные положения и общие правила организации работы службы ГСМ по обеспечению предприятий ГСМ, заправке ВС, эксплуатации сооружений и оборудования, контроля качества ГСМ и спецжидкостей, охране труда и пожарной безопасности, подготовке кадров, повышению их квалификации.

Ø«Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации» от 27 июля 1991 г. №9/И

Руководство состоит из 3-х частей:

Часть I. Склады горюче-смазочных материалов, отдельные объекты и сооружения службы горюче-смазочных материалов;

Часть II. Средства заправки;

Часть III. Охрана труда и пожарная безопасность,

и содержит требования к эксплуатации основных зданий, сооружений и оборудования складов ГСМ, предназначенных для приема, хранения и выдачи на заправку горюче-смазочных материалов, требования к средствам заправки, охране труда и пожарной безопасности.

Аэродромное обеспечение

- комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

þНормативные документы:

ØФАП-121 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов», утвержденные приказом ФСВТ России от 06.05.2000 №121.

Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

ØФАП - 19. «Сертификация наземной авиационной техники». (утверждены приказом Минтранса России от 20 февраля 2003 года №19).

Ø«Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации, утверждено ДВТ ВТ от 19.04.94 №ДВ -98, (РЭГА РФ-94).

Руководство предназначено для соответствующих служб, полномочных органов и должностных лиц, несущих ответственность и осуществляющих эксплуатацию гражданских аэродромов.

В этом документе даны основные положения, технологические особенности и рекомендации по эксплуатации элементов и сооружений летных полей аэродромов. В нем приведены ссылки на нормы и правила, регламентирующие требования к аэродромному обеспечению полетов воздушных судов.

Ø«Руководство по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов РФ» (РОРОС -95).

ØПриказ Министерства транспорта РФ от 13.07.2006 №82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ».

ØРекомендуемые нормы оснащенности аэропортов спецавтотранспортом для эксплуатационного содержания аэродромов, технического и коммерческого обслуживания воздушных судов.

ØНормы годности к эксплуатации в СССР Гражданских аэродромов (НГЭА СССР).

Нормы годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР) содержат государственные требования безопасности полетов к гражданским аэродромам, включают в себя Стандарты, Рекомендации и Приложения.

ØМетодики оценки соответствия нормам годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (МОС НГЭА СССР)

Электросветотехническое обеспечение

- комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и централизованного обеспечения электроэнергией объектов аэропорта.

þНормативные документы:

ØФАП-149 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов», утвержденные приказом Минтранса России от 23.06.2003 №149.

Правила устанавливают сертификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.

ØФАП - 119 «

Похожие работы на - Нормативные документы Российской Федерации по организации аэропортовой деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!