руководителей и подчиненных конфликтующих сторон. Целя
ми этого этапа работы являются:
· Определение основных действующих сил. Изучение их характеристик. Выявление главных различий в интересах, которые привели к конфликту.
· Выявление их отношений в предконфликтной фазе. Выяснение намерений участников и приемлемых для них способов преодоления конфликта.
· Определение степени остроты конфликта.
· Выявление стереотипов восприятия и механизмов конфликтного поведения.
Второй этап. Оценка конфликта.
· Типологизация конфликта.
· Оценка стадии развития конфликта.
· Оценка и исследование всех возможных путей развития и преодоления конфликта. Разработка «дерева» сценариев развития конфликта. Итогом этого этапа может стать документ, содержащий оценку конфликта и предложения по его преодолению. С ним знакомятся конфликтующие стороны.
Третий этап. Интервенция.
· Проведение переговоров с конфликтующими сторонами, сначала раздельных, затем совместных.
· Создание атмосферы диалога.
· Снижение психологической напряженности.
· Рефлексия вместе с участниками конфликта социальных и психологических мифов, предрассудков и стереотипов.
· Создание у оппонентов позитивных установок.
· Преодоление явлений «замкнутости» в сознании оппонентов.
· Освоение оппонентами эмпатического видения позиции другого оппонента.
· Подписание договора о принципах взаимодействия между оппонентами.
· Мониторинг соблюдения условий и процедур договора.
Как бы руководители того или иного уровня ни старались «отшлифовать» механизм управления в своих компаниях, современная ситуация на рынке такова, что постоянные изменения неотвратимы. Поэтому намного полезнее направить усилия на «шлифование» самих процедур введения изменений в управление и функционирования организации. В частности, руководители и подчиненные нуждаются в проверенных процедурах взаимодействия в конфликтных ситуациях, которые всегда сопровождают или предвосхищают изменения.
В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым, проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликты закономерно приходят в нашу жизнь. Меняется жизнь и меняются причины и формы конфликта. Избежать их невозможно, они необходимы для развития, для роста. Межличностные отношения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию. Наше неумение предвидеть назревающий конфликт может привести к негативным последствиям. От знания педагогом природы конфликта, от умений диагностировать конфликтную ситуацию, разрешать ее, зависит уровень развития способностей, направленности, личностных качеств, как у ребенка, так и у взрослого.
Проанализировав литературу, посвященную данным вопросам, можно сделать вывод, что умения общаться, объяснять и разрешать конфликт - это обоюдный успех педагога и воспитанника.
Конфликт - это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях[8, с. 41].
Конфликты имеют свою динамику и стадии: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрешение.
Именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни любого человека. Создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса. Поэтому знакомство с основами отечественной конфликтологии будет весьма полезно учителям, руководителям школ и родителям. Протекание конфликтов у младших школьников имеет свою специфику. Немаловажным условием для протекания конфликта является опора на возрастные особенности участников. Все это помогает выйти на конструктивность разрешения конфликтов[21, с. 78].
Анализ изучения степени разработанности в педагогической теории и практики проблемы психолого-педагогических приемов взаимодействия показал, что в школе недостаточно эффективно уделяется внимание систематической работе по выявлению конфликтности у детей младшего школьного возраста и не спланировано коррекции.
Все учителя и воспитатели обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Важно, чтоб учитель владел определенными знаниями по данной проблеме. И важно опираться на определенный план действий «Школьный План Действий».
Для выявления конфликтности у детей полезно организовать диагностическую работу. Хорошим методическим инструментарием может послужить пособие «Воспитание хороших привычек», включающее комплекс упражнений, направленных на формирование навыков взаимодействия в группе в процессе общения и конфликта, что способствует сплочению коллектива[22, с. 17].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?/ А.С.Белкин.- М.: "Просвещение", 2011. -169 с.
Боссарт, А.Б. Парадоксы возраста или воспитания?/ А.Б. Боссарт.- М.: "Просвещение", 2011-80с.
Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека./ В.А. Сухомлинский.- М.: " Киев", 2012-254с.
Божович, Л.И. проблема мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 2012.-132 с.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М: " Просвещение", 2000.-214 с.
Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. - 346с.
Бочкарев Н.Е. Фребель и Монтессори // Свободная трудовая школа , -2012.- 42-51с.
Баныкина С. В., Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2011-. 37-39с.
Лобанов А.А., Основы профессионально-педагогического общения: Учеб.пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.
Гостев В. А., Соснин В. А., Степанов Е. И. На путях становления отечественнойконфликтологии // Психологический журнал. Т. 17. №2. М.: Наука, 1996. -114с.
Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М.: «Изд-во институт психотерапии», 2000. - 353 с.
Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для ппс. психологов / Л. С. Колмогорова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 360 с.
Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
Баныкина С. В. Российская модель конфликтологического образования // Сб.: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Выл. 14, 2009. - 65-79с.
Гришина Н.В., Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.- 456 с.
Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 1999.- 416 с.
Кащенко В.П., "Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков", Книга для учителя, М.Просвещение,1994.-138с.
Рыбакова М. М., Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. -128с.
Анцупов А.Я., Конфликтология в схемах и комментариях: Учеб. пособие А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
Вердербер Р. Психология общения / Р.Вердербер, К.Вердербер. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 136-147с.
Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие/ Г.В. Бороздина. -М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Правила, которых необходимо придерживаться для избегания конфликта.
Будучи в позиции слушающего:
Проявляйте терпимость: не прерывайте, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это;
Не давайте оценок человеку: если вы будете оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить вам. Избегая оценок, старайтесь действительно эмпатировать и понимать перспективы человека;
Не аргументируйте слишком рационально: не старайтесь разрешить, кто прав, а кто виноват, как можно изменить ситуацию;
Сосредоточьтесь на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока вы слушаете;
Не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте - это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал. Часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда собеседник может рассчитывать на него с самого начала.
Будучи в позиции говорящего:
Не обвиняйте! Не говорите, что все произошло из-за чьих-то недостатков, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;
Не придумывайте! Не говорите другому человеку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
Не защищайтесь! Сначала расскажите о своих действиях и о своих мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно. И только после этого можете ждать, что-то же самое сделает и ваш оппонент;
Не характеризуйте! Не описывайте личность оппонента, тем более говоря «вы невнимательны, эгоистичны, неопытны, молоды и т. п.». Старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу; Не обобщайте! Избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения вашего оппонента. Приводите конкретные факты и ситуации, которые вы оба с оппонентом хорошо помните.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Упражнения, способствующие предупреждению и предотвращению конфликта
Цель: развивать навыки общения и разрешения конфликтов.
Упражнение «Назови чувство»
Передавая мяч друг другу по кругу, назовите чувства: одно положительное, одно - отрицательное.
Упражнение «Конфликт или взаимодействие»
Цель этого упражнения - продемонстрировать детям, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.
Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге).
Скажите следующее: «Ваша задача - за30 секунд «уложить» руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков (1 касание - 1 очко)».
Большинство пар придется бороться за каждое очко, но некоторые участники не будут оказывать никакого сопротивления, тому, кто наклоняет руку, а будут сами помогать в этом партнеру.
Когда время, отведенное на упражнение, закончится, вручите призы победителям.
Дискуссия на тему занятия:
Обсудите с ребятами различия между парами, которые состязались и которые действовали сообща.
Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?
Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязания - с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.
Как люди договариваются, кто будет решать, а кто подчиняться решениям?
Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации?»
Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.
Скажите следующее: «мы всегда сталкиваемся с конфликтами. Они являются частью нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.
Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт я буду называть ситуации. А вы обсуждать ее по следующим правилам».
Правила обсуждения
Не осуждайте чужие идеи.
Выдвигайте свои идеи, используйте уже высказанные.
Предлагайте как можно больше идей.
Из следующего списка ситуаций выберите одну и предложите участникам все возможные варианты ее решения. Записывайте ответы детей на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них приемлемые.
Кто-то дразнит или обзывает тебя.
Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной.
Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом.
Во время уроков одноклассник, сидящий с тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик.
После того, как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие из них были наиболее эффективными. Подчеркните два лучших.
Дискуссия на тему занятия:
Обсудите следующие вопросы:
В чем причины конфликтов?
Как можно предотвратить конфликт?
Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?
Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?
Пусть дети по ролям разыграют конфликтные ситуации, придумав для них благоприятный исход.
Обсуждение итогов занятия
Обсудите действия, ощущения всей группы. Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.
Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?»
Обсудите с детьми, что такое обида, обидное замечание. Приведите примеры таких замечаний, вспомните обидные ситуации, которые вы сами пережили или наблюдали со стороны. Спросите детей, что они могут сказать или сделать в ответ на обидное замечание. Запишите на доске варианты ответов. Попросите детей разыграть обидные ситуации, которые они вспомнили, обсудите возможные пути выхода из конфликта.
Дискуссия на тему занятия
Обсудите с детьми следующие вопросы:
Какой их предложенных вариантов ответа характеризует человека уверенного, неуверенного, агрессивного?
Что можно сказать о людях, которые обижают других, что они сами чувствуют в этот момент?
Как относиться к обидчику?
Как долго сохраняются обиды?
Бывают ли «справедливые» и «несправедливые» обиды?
Как выразить обиду?
Упражнение «Неизбежные конфликты»
Между друзьями нередко возникают конфликты. Как вести себя в таком случае? Обсуждение «случаев из жизни» позволяет не только помочь детям найти правильное решение, но и предотвратить ссоры.
Твой друг часто опаздывает. В прошлый раз из-за этого вы опоздали в кино, а сегодня вот уже полчаса ты ждешь его, чтобы пойти играть в футбол. Остается всего 20 минут до игры.
У твоего друга плохое настроение, которое он срывает на тебя. Ты не представляешь себе, чем ты мог так рассердить или расстроить друга. Как поступить в этом случае?
Ты доверил важный семейный секрет своему другу. На следующий день, придя в школу, ты обнаружил, что еще несколько человек узнали твою тайну. Что ты сделаешь?
Сегодня твой лучший друг ушел гулять вместе с вашим общим приятелем. Тебя они не позвали. Обычно вы всегда гуляли с другом вместе. Что делать в такой ситуации?
Ты дал в долг другу деньги несколько недель тому назад. Он не возвращает их тебе и ничего не говорит о долге. Ты не знаешь, стоит ли напомнить другу о долге. Ты уговариваешь себя, что сумма не так уж велика, но почему-то это тебя все-таки беспокоит. Как поступишь?
Упражнение «Рисование собственного гнева» (лепка гнева из пластилина, глины)
Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).
думать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.
Попросите ребенка отметить, в каких частях тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.
Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты изобразить его в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?»
Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:
что изображено на рисунке;
что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;
может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов м переживаний);
изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок.
. Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.
Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей отмечают, что их «рисунок уже стал другим». В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант и также обсудить его с ребенком:
что он чувствует, когда рисует новый вариант;
попросите поговорить от лица нового рисунка;
Каким стало его состояние теперь.
Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева начинают высказывать все, что они думают по поводу своей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им, поскольку чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а, следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом.
Упражнение на релаксацию
Выполните вместе с детьми следующие действия: закройте глаза, сосредоточьтесь на своем дыхании, представьте себе, что в руках у вас сильно зажата в кулак обида, почувствуйте напряжение в кистях, напрягите руки. Почувствуйте напряжение и в кисти и во всей руке. Разожмите кулак, расслабьте мышцы, опустите обиды, чтобы они упали и рассыпались на мелкие части. Расслабьте руку. Ваша обида исчезла.