Государственное регулирование проблемы бедности в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    105,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование проблемы бедности в России

Содержание

Введение

Глава 1. Бедность как социально-экономический феномен

.1 Социально-экономическое содержание понятия «бедность»

.2 Условия и факторы социального расслоения в современных условиях

Глава 2. Экономические механизмы борьбы с бедностью

.1 Развитие общественного производства как магистральное направление преодоления бедности

.2 Национальные проекты и их роль в преодолении бедности

.3 Адресная помощь населению

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена остротой социальных проблем в области уровня жизни населения современной России, связанной с доходно-имущественным расслоением общества. Неравенство жизненных возможностей в зависимости от уровня материальной обеспеченности ведет к воспроизводству бедности и в том числе нищеты.

Конституцией Российской Федерации 1993 г. наша страна объявлена социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование. Статья 7 Конституции РФ даёт определение социального государства через направленность его политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Содержание ст. 39 Конституции РФ конкретизирует конституционное положение о том, что Россия - социальное государство. Она закрепляет право человека на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. подчеркивается, что «стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения…». В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. снижение бедности и неравенства отнесено к приоритетным народно-хозяйственным задачам, а показатели уровня и профиля бедности - к числу основных индикаторов эффективности инвестиций в человеческий капитал.

Между тем, социально-экономические преобразования в России с начала 1990-х гг. сопровождались такими явлениями, как высокая инфляция, усиление дифференциации денежных доходов населения, рост безработицы, следствием которых явился процесс расслоения общества и вместе с тем обеднения значительной части населения. Благоприятные тенденции в экономике появились только с начала 2000-х гг., что соответствующим образом отразилось на уровне жизни населения. Однако и в настоящее время сохраняются такие проблемы как высокая дифференциация населения по уровню доходов, низкая заработная плата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности. Помимо этого следует отметить также наличие низкооплачиваемых рабочих мест, «работающей бедноты», существенную региональную дифференциацию в уровне жизни населения.

Степень научной разработки проблемы. Проблемы бедности нашли отражение в работах ученых таких российских ученых, как Е.М. Авраамова, М.М. Аниденкова, М.Ю. Архипова, В.Н. Бобков, В.В. Богатырев, С.А. Данканич, Д.А. Зияев, Н.И. Кутепова, Ю.А. Марков, Л.С. Ржаницына, И.В. Родионова, И.В. Соболева, С.Г. Чувакова и др. Несмотря на существование значительного количества работ, проблема бедности в России и в мире по-прежнему остается предметом пристального научного внимания.

Все указанное предопределило выбор темы, цель и задачи данной работы.

Целью работы является исследование проблем государственного регулирования проблемы бедности в России.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

• определить социально-экономическое содержание понятия «бедность»;

• вывить условия и факторы социального расслоения в современных условиях;

• проанализировать развитие общественного производства как магистрального направления преодоления бедности;

• раскрыть роль национальных проектов и адресной помощи населению в преодолении бедности;

• сделать вывод об эффективности используемых в России методов борьбы с бедностью.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с применением различных методов преодоления бедности.

Предметом исследования являются конкретные методы борьбы с бедностью.

Теоретическую основу исследования составляют положения экономической теории, труды ведущих специалистов в области уровня жизни населения.

Эмпирической базой исследования являются: данные государственной централизованной статистической отчетности; информация, содержащаяся в периодических изданиях и публикациях, в т.ч. в сети Интернет.

Задачи, решаемые автором, определили комплекс общих и частных научных методов исследования. В опоре на диалектический метод познания использовались системно-структурный, формально-логический, а также такие методы, как наблюдение, исторический, экономический и статистический методы исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Бедность как социально-экономический феномен

.1 Социально-экономическое содержание понятия «бедность»

При кажущейся простоте и очевидности категории «бедность», раскрытие её содержания является весьма сложным.

В период с ХVIII до первой половины ХХ в. доминировали два основных направления в изучении бедности. Первый представлен социал-дарвинизмом, второе направление - эгалитаристское. Представители социал-дарвинизма полагали, что бедность - неизбежное следствие индустриального развития общества (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус). А. Смит полагал, что заработная плата станет возрастать по мере роста национального богатства; вознаграждение за труд будет определяться справедливостью и экономической целесообразностью, т.к. все это увеличивает трудолюбие, а стало быть, способствует росту населения. Рост же населения, по мнению А. Смита, - основа процветания всякой страны и, следовательно, залог уменьшения бедности. Т. Мальтус рассматривал проблему бедности в своей работе «Опыт о законе народонаселения». По мнению Мальтуса, из-за избытка населения неизбежно возникает бедность. Стало быть, бедность - «не атрибут социального устройства общества, а универсальное свойство существования человеческого рода».

Родоначальник английской социологии Г. Спенсер в середине ХIХ в. считал, что бедность - «закономерное явление общества, более того, это не социальное явление, а личная проблема, т.е. индивидуальный выбор и индивидуальная судьба».

В целом, все представители социал-дарвинистской концепции рассматривали общественные явления, и в частности бедность, через призму теории Ч. Дарвина, основывающейся на выживании сильнейших.

В основе другого подхода в изучении бедности - эгалитаристского, - к представителям которого относятся К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Реклю и др., лежит стремление к всеобщей уравнительности как принципу организации общественной жизни. В эгалитаристском подходе бедность рассматривается только как социальное зло, следствие определенного типа либо распределительных отношений (Э. Реклю), либо отношений производства и прибавочной стоимости (К. Маркс и Ф. Энгельс). К. Маркс в своём учении заменил понятие «бедность» понятием «обнищание». Обнищание, согласно марксизму, - это отсутствие средств производства у тех, кто своим трудом способствует накоплению богатства у обладателей средств производства. Бедность - форма и мера эксплуатации трудящихся. Марксизм внес большой вклад в изучение проблемы бедности и дал толчок развитию подходов, где основное внимание уделялось не столько экономическим аспектам бедности, сколько механизмам ее воспроизводства.

Социолог Э. Реклю в своей работе «Богатство и нищета» разводил понятия «бедность» и «нищета». Высчитав минимум средств, необходимых для удовлетворения основных потребностей и поддержания физического существования, он считал бедными тех, кто в него укладывался, кто не укладывался - признавался нищим.

В ХХ в. интерес к проблеме бедности не был утрачен. Широкое распространение получило понятие «структурная бедность», что означает признание бедности в качестве составной части общественной системы, т.е. такой проблемы, которую невозможно решить лишь на пути экономического прогресса.

В нашей стране в советский период как по политическим, так и по идеологическим мотивам понятие бедности в науке не использовалось. В социально-экономической литературе официальное признание получила категория малообеспеченности, которая раскрывалась в рамках теории благосостояния и социалистического распределения. Большинство экономистов и политиков считали бедными те семьи, «чьи доходы существенно отставали от среднего уровня материальной обеспеченности, достигнутого в стране», малообеспеченность воспринималась как категория относительная. Критерием малообеспеченности считался установленный государством в абсолютном размере уровень среднедушевого совокупного дохода.

В современной литературе можно встретить различные определении бедности. К примеру, «бедность - это характеристика экономического положения отдельного индивида, при котором он не в состоянии сам оплатить необходимые для него блага». Е.С. Петровой бедность трактуется как «состояние индивида, при котором он имеет возможность потреблять блага, позволяющие удовлетворять лишь простейшие физиологические и социальные потребности». С другой стороны, отмечает данный автор, бедность это «сравнительная характеристика, показывающая степень возможности достижения индивида некоторого стандарта жизни, принятого в данном обществе». У И.В. Родионовой бедность ассоциируется с «получением более низкого дохода, чем это требуется по потребительским стандартам данного общества». По мнению Д.А. Зияева, бедность следует понимать как «процесс пребывания в состоянии постоянной недостаточности жизненных средств».

Описывая феномен бедности, некоторые авторы предпринимают попытку охарактеризовать новые формы, в которых она проявляется в обществе, обращают внимание на различие понятий старой (традиционной, материальной) и новой (символической) бедности. Так, Л. Гордон наряду с традиционным рассмотрением разновидностей бедности предлагает различать бедность «слабых» и «сильных». Бедность «слабых» - это социальная бедность (нетрудоспособных, инвалидов, больных и т.д.), которая требует постоянного к себе внимания в любом обществе. Бедность «сильных» возникает в чрезвычайных условиях, когда работники лишаются возможности за счет своего труда обеспечить общепринятый уровень благосостояния. С этой точки зрения, бедность «сильных» можно обозначить как экономическую.

Выступая социальным злом, бедность функциональна, т.е. она выполняет в обществе определенные функции. Г. Ганс выделял экономические функции бедности, суть которых заключается в том, что бедные выполняют ряд общественно необходимых работ, неприемлемых для богатых людей, и за это получают низкую заработную плату.

В целом, понятие бедности отражает абсолютный - на основе прожиточного минимума (абсолютная концепция бедности) или относительный, как отставание от достигнутого в обществе стандарта потребления (относительная концепция бедности), уровень удовлетворения минимальных жизненных стандартов. Существует также субъективная концепция бедности (базируется на оценках материального положения и уровня жизни, сделанных самими опрашиваемыми; предполагает установление черты бедности на основе анализа представлений населения о том, какой объем ресурсов необходим для удовлетворения минимальных потребностей). Характеристика форм и признаков различных форм бедности представлена в табл. 1 (приложение 1). Классификация основных линий бедности в зависимости от теоретико-методологической основы определения и измерения представлена на рис. 1 (приложение 1).

Имеется ряд индексов бедности, дающих ее различные характеристики:

·  прибавочно-разделительный индекс, когда удельный вес разных по доходам групп в общей численности населения употребляют в виде коэффициентов, что позволяет дать как качественную, так и количественную оценку изменений бедности среди групп населения по отношению к глобальной бедности;

·        индекс Раулса. Он отражает положение только самой бедной семьи, другие индексы отражают пропорциональную недостаточность доходов бедных, суммарный недостаток доходов, недостающий до черты бедности.

Широко используется в экономических исследованиях показатель душевого дохода, т.е. реальный ВВП, приходящийся на каждого гражданина. Очевидно, что эта величина не дает точного представления о доходах каждого жителя страны, а является усредненной, характеризующей благосостояние страны и ее экономику в целом.

В мировой практике существует несколько методов оценки бедности:

·  статистический, когда в качестве бедных рассматриваются либо 10-20% населения в общем ряду его распределения по размерам получаемых душевых доходов, либо часть этого ряда;

·        нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора), иначе минимальной потребительской корзины; метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов;

·        стратификационный, когда к бедным относятся люди, априорно ограниченных в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, члены неполных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);

·        эвристический, выявляющий, на основе оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;

·        экономический, который определяет категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными на поддержание их материальной обеспеченности.

При исследовании проблем бедности нельзя избежать изучения других важных экономических категорий, в частности, категорий дохода и уровня жизни. Доход - это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг на цели личного потребления. Уровень жизни населения - это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т.п.).

Нужно различать понятие «бедность» и «нищета». Если бедность является практически «вечным» явлением, то нищета - таким феноменом, от которого можно избавиться полностью. Нищета - это «объективное состояние людей, которым не хватает доходов для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей даже на уровне очень низкого нормативного порога, называемого чертой абсолютной бедности». Кроме того, в литературе предложено различать понятия бедности и квазиобеспеченности (рис. 2, приложение 2).

В экономической теории для измерения неравенства в распределении доходов используется кривая Лоренца, как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. Такая зависимость представлена на рис. 3 (приложение 2). По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали - проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в распределении доходов существовало равенство, то 20% населения получали бы 20% от всего совокупного дохода общества, 40% населения - соответственно 40% дохода, и т.д. Следовательно, линия ОЕ показывает абсолютное равенство в распределении доходов. Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60% и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия ОF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОFЕ - это линия абсолютного неравенства. В реальности фактическое распределение дохода показано линией ОАВСДЕ. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника ОFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.

Если площадь заштрихованного участка рисунка обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение: G = T/OFE, где G - показатель, измеряющий степень неравенства доходов. Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и статиста Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше коэффициент кривой Лоренца от биссектрисы и соответственно больше площадь фигуры Т, тем более несправедливо распределение доходов. Этот коэффициент имеет следующие значения: Япония - 0,270, ФРГ - 0,295, США - 0,329, Бразилия - 0,565 (на начало 2010-х гг.).

Итак, история теоретического изучения и эмпирического измерения бедности насчитывает более чем двухсотлетнюю историю. Бедность является важнейшим показателем социально-экономического положения населения страны. Уровень жизни населения, в конечном счете, определяется не только трудовыми усилиями и экономической активностью отдельных индивидуумов, семей, но и справедливостью распределения доходов. Обобщая вышесказанное, можно дать следующее определение. Бедность - состояние, при котором возникает несоответствие между достигнутым средним уровнем удовлетворения потребностей и возможностями их удовлетворения у отдельных социальных групп, слоев населения.

1.2 Условия и факторы социального расслоения в современных условиях

Проблема бедности не нова для России. На протяжении всей русской истории имели место и бедность, и нищета. Но и к началу ХХI в. Россия оказалась среди той немаленькой группы стран, где острой социальной проблемой является проблема бедности. М.М. Аниденкова пишет: «На сегодняшний день бедность является масштабным и массовым явлением, она довольно быстро вошла в социум». Указанное требует глубокого изучения основных факторов, определяющих бедность.

Крайние на этот счет суждения сводятся, например, к тому, что если в конце 60-х гг. ХХ в. доля малообеспеченных в СССР составляла 29,6%, в конце 1970-х гг. - 32,1%, в конце 1980-х - 30,7%, то в результате «шоковой терапии» проблема бедности как самостоятельная исчезла, замещаясь проблемой экономической разрухи, падения уровня экономического развития и вследствие этого - жизненного уровня населения в целом. Бедной стала как бы вся страна в целом.

Действительно, развитие и утверждение в России рыночных отношений было своеобразным. Был избран именно такой вид преобразования российского общества, как «обвальный переход к рынку», который, как уже неоднократно подтверждала история - и отечественная, и зарубежная, - «сопровождается кризисными явлениями в экономике, политике, идеологии, социальных вопросах». За период с 1990 по 1999 г. объем ВВП в стране сократился на 51%. Бедность стала массовой - треть населения (42,3 млн. человек в третьем квартале 2000 г.) проживала за пределами прожиточного минимума, что не идет ни в какое сравнение с ситуацией 1990 г. -1,6% (2,3 млн. человек). В период проведения экономических реформ страну захлестнули крупные мошеннические операции в кредитно-финансовой системе, в частности, массовый обман населения создателями разного рода финансовых «пирамид». «Это также способствовало потере значительных денежных средств многими российскими гражданами, многие из которых так и не смогли впоследствии стабилизировать свое материальное положение». Это социальная цена, которую заплатило общество за сложившийся в 1990-х гг. тип экономических реформ.

Таким образом, базисные составляющие устойчивых форм бедности в основном сформировались в период 1992 - 1999 гг., когда в Российской Федерации была изменена форма собственности (более 59% предприятий стали частными), сформировались новые рыночные институты (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании) и др. Однако в первые годы рыночных отношений в России бедность воспринималась людьми как временное обострение социально-экономических проблем в условиях реформирования, как пережиток советских времен. Будущее же значительной массе населения виделось радужным. По истечении более 20-ти лет стало очевидным, что эти ожидания оправдались лишь у меньшей части россиян.

Начиная с 2000 г. в стране начался пусть медленный, но всё же вполне определенный процесс перехода к стабильной экономике и политике, к устойчивому развитию в целом. Как следствие, начиная с 2001 г. общая численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, по данным Федеральной службы государственной статистики, сократилась в Российской Федерации с 42,3 млн. человек в 2000 г. до 35,2 млн. человек в 2004 г., а в 2006 г. этот показатель составил 32,2 млн. человек. В конце 2008 г. около 27 млн. российских граждан имели доходы ниже прожиточного минимума, размер которого составлял в конце 2008 г. свыше 4,5 тыс. руб. В последующие годы этот негативный показатель постепенно снижался: 2009 г. - 24,2, 2010 г. - 20,1, 2011 г. - 18, 2012 г. - 15,8 млн. человек.

Сведения о величине прожиточного минимума, её соотношении с денежными доходами населения и численности малоимущего населения в целом по РФ в 2012 г. (по данным Федеральной службы государственной статистики) представлены в приложении 3.

Несмотря на имеющуюся тенденцию к снижению, доля лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, остается довольно высокой, учитывая демографический спад. Особенно тревожным является то, что около половины лиц, уровень доходов которых ниже прожиточного минимума, - это люди, имеющие работу, а еще порядка 20% - дети в возрасте до 15 лет. Сегодня можно вести речь о появлении «новых бедных», которых характеризует «противоречивое сочетание низкого уровня доходов при включенности в реальный производственный процесс и высоких показателях профессиональных качеств».

Подобная ситуация сложилась в результате неправильного определения размеров минимальной потребительской корзины (прожиточного минимума), т.к. выделяемые по этому критерию «бедные слои» из общей массы трудоспособного населения «являются весьма спорными». Российские объёмы минимальной потребительской корзины по многим предметам потребления не соответствует ни физиологическим, ни общепринятым социальным нормам (так, при расчете прожиточного минимума не учитывается потребность человека в одном из базовых благ - жилье, между тем в структуре расходов семьи затраты на наем и эксплуатацию жилья часто составляют половину её доходов).

Особенно неблагоприятной особенностью нашей страны является огромный разрыв между богатыми и бедными, выраженный в западных странах менее отчетливо, и практически полное отсутствие так называемого среднего класса. На протяжении последних лет, по данным Федеральной службы государственной статистики, наблюдалась устойчивая тенденция ежегодного прироста коэффициента дифференциации доходов (в 2003 г. - 14,5, в 2007 г. - 15,6, 2011 г. - 16,8). В 2012 г., по мнению экспертов, эта тенденция сохранилась, и средние доходы 10% самых богатых россиян более чем в 17 раз превышали средние доходы 10% самых бедных. Учитывая, что значительная часть бедных россиян утратила социальные связи (данные об их уровне жизни официальной статистикой не регистрируются), реально разрыв между бедными и богатыми ещё значительнее. По экспертной оценке, в отдельных регионах России коэффициент дифференциации доходов в 2012 г. достигал 50.

Также в 1990-х гг. резко обозначилась (и сегодня ещё сохраняется) недопустимая разница в экономическом и социально-культурном обеспечении отдельных регионов страны, столичные города Москва и Санкт-Петербург в этом отношении намного опережают республиканские, краевые и областные центры, а тем более райцентры и сельскую местность. Особенно тяжелое положение в небольших городах и построенных в качестве придатка к крупному предприятию; многие из них закрылись ещё в 1990-е гг. А горизонтальная мобильность, т.е. организованное переселение людей в другие регионы, где требуется рабочая сила, в нашей стране практически не существует и поныне.

Сказывается и исчезновение государственного патронажа (данный процесс начался в 1990-х гг., а в 2000-е нарастал). На протяжении более 70 лет миллионы людей росли в убеждении, что государство позаботится обо всем и постарается решить за них основные жизненные вопросы работы, быта и т.д. от рождения и до смерти. Жесткий патронаж, характерный для тоталитарного режима, существовал на протяжении многих лет, и вдруг все это исчезло. Люди ощутили, что они предоставлены сами себе. Оказалось, что многие люди «не знают, как себя вести в условиях свободы, не умеют решить свои бытовые и трудовые проблемы». «Невысокие темпы снижения численности малоимущего населения в современной России во многом являются следствием неэффективной деятельности органов государственной власти по преодолению бедности».

И.В. Родионова видит основную причину высокого уровня бедности в современной России в низкой (относительно развитых стран) доле «заработной платы работников предприятий в структуре стоимости совокупного общественного продукта».

Названные выше и иные факторы социального расслоения общества обобщены Е.С. Петровой. Она называет такие факторы:

·  экономические - низкая производительность труда, низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица, неконкурентоспособность ряда отраслей, преобладание низкооплачиваемых рабочих мест, неквалифицированного или малоквалифицированного труда, сохранение высокой доли убыточных предприятий;

·        социально-медицинские - инвалидность, старость, плохое здоровье, высокий уровень заболеваемости, маргинализация, а также детская безнадзорность и беспризорность, которые могут быть отнесены и к проявлениям бедности;

·        демографические - неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда;

·        социально-экономические - низкий уровень социальных гарантий и соотношений минимальных социальных выплат с прожиточным минимумом;

·        образовательно-квалификационные - низкий уровень образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки, ситуация невостребованности предлагаемых образования и квалификации спросу на региональном рынке труда;

·        политические - разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция;

·        регионально-географические - неравномерное развитие производительных сил, высокое различие в экономическом потенциале регионов, приведшее к наличию депрессивных моноэкономических территорий, дотационных регионов с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов.

Хотелось бы выделить и некоторые, наиболее важные, последствия бедности.

Бедность порождает так называемую маргинальную среду, которая состоит из таких асоциальных элементов, как бродяги, бомжи, беспризорники, проститутки и т.п. Социологи называют эту группу «социальное дно». По их оценкам, размер данной социальной группы - не менее 10 млн. человек. Маргинальная среда - источник дегуманизации нашего общества.

Сопутствующие бедности плохие бытовые условия, неполноценное питание, пьянство наносят непоправимый ущерб физическому и психическому здоровью. По оценкам экспертов, Россия оказалась в запредельном положении по таким важнейшим индикаторам, как потребление белка животного происхождения, потребление алкоголя, масштабы суицида, доля психически больных лиц.

В перспективе особенно опасной является бедность детей, т.к. она сопровождается многими долговременными проблемами, например, плохим состоянием здоровья, неуспеваемостью в школе, злоупотреблением психоактивными веществами.

Имущественная поляризация населения в России в значительной мере усиливает негативное воздействие бедности, генерирует социальную дисгармонию, рождает протестные настроения, мотивирует значительное число нарушений закона.

Имеет место и негативное влияние уровня феномена бедности среди трудоспособного населения на развитие национальной экономики в целом, что проявляется в том, что возникновение малообеспеченных слоев населения требует от органов государственной власти соответствующих мер экономической поддержки этих слоев. А это, в свою очередь, не может не тормозить развитие национальной экономики.

В целом, наличие значительного слоя бедных ставит под сомнение реальность концепции «государства всеобщего благосостояния».

Итак, в ходе экономических преобразований 1990-х гг. в Российской Федерации произошли кардинальные изменения в сфере социально-экономических отношений: существенно снизился уровень жизни населения, значительно увеличилась дифференциация оплаты труда и доходов, заметно возрос масштаб бедности. Причем бедность в современной России характеризуется новыми проявлениями и формами, имея специфику, обусловленную историей страны, существующими традициями и происходящими в настоящее время трансформационными преобразованиями. Имеет место комплекс взаимосвязанных факторов, выступающих причиной бедности населения в современных условиях, в ряду которых можно выделить экономические; социально-медицинские; демографические; социально-экономические; образовательно-квалификационные; политические; регионально-географические факторы. В нашей стране ее главными причинами выступают ошибки, носящие общеэкономический характер, связанные с приватизацией государственной и коллективной собственности, что обусловило значительное социальное расслоение населения, а также формирование инфраструктуры свободного рынка.

социальный экономический помощь бедность

Глава 2. Экономические механизмы борьбы с бедностью

2.1 Развитие общественного производства как магистральное направление преодоления бедности

Характерной особенностью российской бедности является тот факт, что она - следствие экономических преобразований 1990-х гг. и современной неграмотной промышленной политики, из-за чего произошло падение производства и резкое сокращение количества работающих производственных предприятий в сравнении с доперестроечными временами. Последние более чем 20 лет в нашей стране - время ликвидации или деградации рабочих мест вследствие длительного паралича промышленного и сельскохозяйственного производства, распродажи, а также физический и моральный износ производственной базы страны. Следствием этого процесса и стало резкое обеднение населения.

Сложившаяся экспортно-сырьевая направленность экономического развития, несовершенство механизмов распределения прибыли от продажи сырья отражают структуру современного российского общества со значительной долей в ней бедных и малоимущих слоев.

Важная причина высокого уровня бедности в современной России - низкая (относительно развитых стран) доля заработной платы работников предприятий в структуре стоимости совокупного общественного продукта. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в среднем за период с 1995 по 2012 гг. оплата труда наемных работников в структуре ВВП по видам первичных доходов составила менее половины общественного продукта - около 46%. Для сравнения - в США доля оплаты труда составляет 64,5%, в Швеции и Великобритании - 56%, во Франции - 52% ВВП.

В свою очередь, относительно низкая заработная плата работников российских предприятий является следствием, прежде всего, неполноценных рыночных отношений, сформировавшихся в современной России. И закономерно, что минимальный размер заработной платы в современной России значительно ниже прожиточного минимума (рис. 3, приложение 4).

Влияние уменьшения доли заработной платы работников предприятий в структуре себестоимости совокупного общественного продукта на объемы национального производства (рис. 4, приложение 4) характеризует такие тенденции:

) уменьшение доли заработной платы работников предприятий в структуре цены ведет к увеличению чистой прибыли, остающейся в распоряжении собственников предприятий;

) рост чистой прибыли предприятий ведет к увеличению размера собственных инвестиционных фондов этих предприятий, а это оказывает соответствующее влияние на величину собственных инвестиций предприятий, направляемых на пополнение производственных фондов предприятий высокоэффективными средствами производства;

) пополнение производственных фондов предприятий высокоэффективными средствами производства ведет к увеличению конкурентной силы этих предприятий, следствием чего становится рост объемов продукции этих предприятий и, соответственно, рост валового внутреннего продукта.

В целом, в современной России влияние уровня бедности на темпы экономического роста носит преимущественно негативный характер: «То некоторое оживление промышленности, которое имеет место после 2000 г. и одновременного скачка цен на нефть, не излечивает, а локализует и усугубляет бедность в целом ряде развитых в прошлом промышленных районов РФ».

Причина этого в том, что на этом этапе «оживления» уже проявились черты нового типа экономики РФ как периферийной. Она складывается в виде небольшого числа анклавов промышленного производства, ориентированного на внешний рынок и не интегрированного в народное хозяйство страны. Вне этих анклавов идет процесс деградации и даже архаизации производства и быта. Возникают целые регионы с застойной бедностью, в которой не возникает рабочих мест для квалифицированных и образованных людей, тем более молодежи. Люди отсюда уезжают на заработки, многие спиваются, семьи разрушаются, происходит криминализация жизненных укладов. Эта тенденция набирает силу.

В то время когда во многих регионах-лидерах бурно развиваются финансовый сектор, добыча наиболее востребованных на мировом рынке полезных ископаемых, сфера услуг и телекоммуникации, депрессивные регионы связывают свои перспективы с оживлением сельского хозяйства, строительства, традиционных, но малоэффективных секторов тяжелой и легкой промышленности. Примечательно, что именно между этими отраслями экономики наблюдаются максимальные различия в оплате труда. В целом «экономическое неравенство регионов достигло гигантских масштабов и превратилось не только в серьезную экономическую, но и политическую проблему».

В таких условиях первое, что стоит выделить в формировании эффективной структуры современного российского промышленного производства, - это определение приоритетов развития и ведущих отраслей. Протекционистская, кредитная, юридическая, налоговая и иная поддержка должна оказываться государством не всем отраслям и предприятиям, а только перспективным, в принципе конкурентоспособным (чаще всего - выпускающим наукоемкую продукцию). Как это было во многих странах, выходивших в свое время из кризиса (США, Япония, Германия), такой отраслью может стать автомобилестроение, развитие которого вызовет развитие других отраслей промышленности и всего народного хозяйства. Льготы, предоставляемые государством, тоже должны быть адресными, с целью поддержки конкретных перспективных бизнес-проектов.

Таким образом, бедность нельзя побороть только увеличением производства товаров и услуг. В современной России все торговые точки завалены разнообразными товарами и услугами. Для борьбы с бедностью, повышения зарплаты, как основной части дохода семьи, решения социальных проблем нужно повышать производительность труда. Необходимо устранять имеющиеся диспропорции между уровнем техники, организации, управления и социального развития, надо сочетать и план и рынок, ведь многие проблемы, в т.ч. социальные, рынок не решает.

2.2 Национальные проекты и их роль в преодолении бедности

Приоритетные национальные проекты - программа по росту «человеческого капитала <#"869540.files/image001.gif">

Источник: -Ишмуратова В.Г. Содержание категории «бедность» в новейшей истории России // Проблемы современной экономики. - 2010. - №4.  С. 45. <#"869540.files/image002.gif">

Рис. 1. Схема классификации основных линий бедности в зависимости от теоретико-методологической основы определения и измерения

Источник: Овчарова Л.Н. Социально-демографический профиль, факторы и формы проявления бедности российского населения: дисс. … докт. экон. наук / Л.Н. Овчарова. - М., 2011. - С. 134.

Приложение 2

Рис. 2. Графическая модель бедности

Источник: Ишмуратова В.Г. Содержание категории «бедность» в новейшей истории России / В.Г. Ишмуратова // Проблемы современной экономики. - 2010. - №4. - С. 46.

Примечание:

На рис. 2 линия А1-А2 обозначает официальную черту бедности или прожиточный минимум; В1-В2 - индивидуальный прожиточный минимум отдельных лиц; D1-D2 - индивидуальные доходы; S1-S2 - условная линия, характеризующая относительную бедность. По горизонтали даны характеристики отдельных индивидуумов в части их доходов и прожиточного минимума, по вертикали - стоимостные показатели. Площадь треугольника А2-D2-Е определяет величину нехватки ресурсов до уровня утвержденного прожиточного минимума и является критерием нормативной бедности. Площадь треугольника D2-S2-E характеризует уровень относительной бедности. Реальная бедность определяется значением разницы между индивидуальным доходом и уровнем индивидуального прожиточного минимума, поэтому ее критерием является площадь фигуры В2-D2-F1. Треугольник F-E-F1 - его площадь соответствует уровню квазиобеспеченности (в ситуации квазиобеспеченности находятся те индивидуумы, которые не желают вносить полезный вклад в развитие общества в форме труда, рождения и воспитания детей, и поэтому удовлетворены теми малыми доходами, которыми располагают. Доходы, превышающие их индивидуальный прожиточный минимум, эти лица, чаще всего, используют на алкоголь, наркотики и т.д.).

Рис. 3. Кривая Лоренца

Источник: Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие / Международная академия современного знания [Электронный ресурс]

Приложение 3

Величина прожиточного минимума за IV квартал 2012 г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения, рублей в месяц


Все население

В том числе



трудоспособное население

пенсионеры

дети

Величина прожиточного минимума, в т.ч.

6705

7263

5281

6432

стоимость потребительской корзины

6223

6476

5281

6432

из нее минимальный набор:





продуктов питания

2412

2139

2502

непродовольственных товаров

1057

1020

936

1321

услуг

2754

2979

2206

2609

расходы по обязательным платежам и сборам

482

787

х

х


Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации


Млн. человек

В % от общей численности населения

2011 г.

I квартал

22,9

16,1

II квартал

19,5

13,8

I полугодие

21,1

14,9

III квартал

18,3

12,9

Январь-сентябрь

20,2

14,3

IV квартал

13,7

9,7

Год

18,0

12,7

2012 г.

I квартал

19,1

13,5

II квартал

16,4

11,5

I полугодие

17,7

12,5

III квартал

16,4

11,6

Январь-сентябрь

17,2

12,1

IV квартал

12,5

8,8

Год

15,8

11,2


Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]

Приложение 4

Рис. 3. Динамика прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда в Российской Федерации за период с 2006 по 2012 гг.

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]

Рис. 4. Механизм влияния уменьшения заработной платы работников предприятий на объемы национального производства

 

Источник: Родионова И.В. Преодоление феномена бедности трудоспособного населения в системе приоритетов экономической политики государства: дисс. … канд. экон. наук / И.В. Родионова. - Владикавказ, 2011. - С. 104.

Похожие работы на - Государственное регулирование проблемы бедности в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!