Методика формальной оценки риска Российского морского регистра судоходства

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    77,24 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика формальной оценки риска Российского морского регистра судоходства

Федеральное агентство по рыболовству

ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Кафедра судовождения

Основы прикладной теории риска








Практическая работа

«Методика формальной оценки риска Российского морского регистра судоходства»


Выполнил: студент-заочник Шуляк В.Ю.

Шифр: 2014 Сз 280






Калининград, 2015

Цель работы: : изучение алгоритма методики формальной оценки риска Регистра.

Задание: изучить методику формальной оценки риска и применить её в отношении одной из операций. Для этого: определить и обосновать оценку последствий и частотности, определить степень риска, разработать ответные меры.

Отчёт должен содержать описание всего процесса решения задачи, а также заполненный от руки бланк рабочего листа.

Исходные данные: морская операция для анализа - плавание при отрицательной температуре воздуха

Решение: Оценка риска Российского морского регистра судоходства производится по следующему алгоритму:

. Первый этап: определить оцениваемую область.

. Второй этап: подобрать специалистов для оценки.

. Третий этап: определить опасность и потенциально возможные аварии.

. Четвертый этап: определить значения фактора вероятности (определить частотность).

. Пятый этап: определить значение фактора последствия (определение последствий).

. Шестой этап: рассчитать значение риска (определение степени риска). Далее, произвести оценку риска поле установления мер контроля.

. Седьмой этап: Разработать ответные меры, обеспечивающие снижение уровня риска.

Первый этап. Целесообразно рассматривать только осенне-зимний период плавания, который в свою очередь следует конкретизировать для определённого региона плавания.

Второй этап. В зависимости от того будет ли судно заходить в порт, терминал или доковаться, необходимо включить в состав экспертной группы представителя порта, например капитана порта, оператора терминала или представителя завода. Допустим, судно будет заходить для разгрузки/погрузки в порт. Также плавание при отрицательных температурах связано с лёдообразованием, соответствено, необходимо включить в состав группы ледового капитана или местного лоцмана. Разумеется в экспертную группу должны входить представители экипажа конкретного судна: капитан, старший электро-механической службы, старший палубной команды и ответственный за охрану здоровья экипажа. Для организации взаимодействия целесообразно пригласить представителя компании.

Третий этап. Для начала составим алгоритм операции.

Рисунок 1. Схема плавания при отрицательных температурах

Далее составляем список опасностей и потенциально возможных аварийных случаев.

Таблица 1

Опасность

Аварийный случай

Обледенение судна и палубных механизмов

Травмы членов экипажа, связанные с обледенением палубы Повреждение судна и груза вследствие появившегося крена Повреждение палубных механизмов и систем

Неправильная работа систем и механизмов механической службы

Дрейф и посадка на мель вследствие механической поломки

Воздействие низкой температуры на экипаж

Травмы и заболевания экипажа

Плавание в ледовых условиях

Повреждения судна, вплоть до затопления Загрязнение акватории вследствие получения пробоины

Швартовка и стоянка в ледовых условиях

Повреждение судна Повреждение груза при погрузочно-разгрузочных работах


Четвёртый этап. Оцениваем опасности и связанные с ними аварийные случаи на предмет частоты возникновения. Для этого используем типовую таблицу 2.

Таблица 2. Шкала частотности

Показатель частотности

Описание показателя частотности

1

КРАЙНЕ РЕДКИЙ = Могло бы произойти один раз за всю жизнь

2

РЕДКИЙ = Могло бы происходить каждые пять-десять лет

3

ВЕРОЯТНЫЙ = Могло бы происходить каждые один - пять лет

4

ВЕСЬМА ВЕРОЯТНЫЙ = Могло бы происходить ежегодно

5

ЧАСТЫЙ = Могло бы происходить чаще, чем один раз в год


Оценку частотности представим в виде таблицы 3.

Таблица 3

Опасность

Аварийный случай

Показатель частотности

Обледенение судна и палубных механизмов

Травмы членов экипажа, связанные с обледенением палубы

5


Повреждение судна и груза вследствие появившегося крена

4


Повреждение палубных механизмов и систем

5

Неправильная работа систем и механизмов механической службы

Дрейф и посадка на мель вследствие механической поломки

4

Травмы и заболевания экипажа

5

Плавание в ледовых условиях

Повреждения судна, вплоть до затопления

4


Загрязнение акватории вследствие получения пробоины

4

Швартовка и стоянка в ледовых условиях

Повреждение судна

5


Повреждение груза при погрузочно-разгрузочных работах

5


Пятый этап. Оцениваем опасности и связанные с ними аварийные случаи на предмет серьёзности последствий. Для этого используем типовую таблицу 4.

Таблица 4. Шкала последствий (воздействий)

Показатель последствий

Описание показателя последствий

1

НИЧТОЖНЫЙ = Травмы, не требующие оказания первой помощи, отсутствие необходимости даже косметического ремонта судна, нет загрязнения окружающей среды, не пришлось пропускать рейсы

2

НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ = Травмы, требующие оказания первой помощи, небольшие, требующие косметического ремонта, повреждения судна, окружающая среда не загрязнена, требуется проведение дополнительных работ, небольшой перерыв в графике работы судна, не пришлось пропускать рейсы

3

ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ = Травмы, требующие оказания первой помощи и госпитализации, повреждения судна, загрязнение окружающей среды, длительный перерыв в графике работы судна или финансовые убытки

4

КРИТИЧЕСКИЙ = Серьезные травмы, сильные повреждения судна, значительный ущерб окружающей среде, сильные сбои в графике работ судна, пропущенные рейсы (вплоть до пропуска целого сезона)

5

КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ = Потеря жизни, потеря судна, чрезвычайный ущерб окружающей среде


Оценку последствий представим в виде таблицы 5.

Таблица 5

Опасность

Аварийный случай

Показатель последствий

Обледенение судна и палубных механизмов

Травмы членов экипажа, связанные с обледенением палубы

5


Повреждение судна и груза вследствие появившегося крена

5


Повреждение палубных механизмов и систем

3

Неправильная работа систем и механизмов механической службы

Дрейф и посадка на мель вследствие механической поломки

4

Воздействие низкой температуры на экипаж

Травмы и заболевания экипажа

3

Плавание в ледовых условиях

Повреждения судна, вплоть до затопления

5


Загрязнение акватории вследствие получения пробоины

3

Швартовка и стоянка в ледовых условиях

Повреждение судна

4


Повреждение груза при погрузочно-разгрузочных работах

3


Шестой этап. Определяем степень риска опасностей и связанных с ними аварийных случаев. Для этого используем типовую таблицу 6.

Показатель степени риска, располагающийся в месте пересечения двух показателей (частотности и последствий), будет входить в одну из следующих четырех основных групп:

Таблица 6. Матрица степени риска

Показатель частотно

5

5

10

15

20

25


4

4

8

12

16

20

3

6

9

12

15


2

2

4

6

8

10


1

1

2

3

4

5

Степень

1

2

3

4

5

риска

Показатель последствий


низкий (L) - 1-4;

умеренный (M) - 6-8;

высокий (H) - 9-15;

очень высокий (VH) - 16-25.

Оценку степени риска представим в виде таблицы 7.

Таблица 7

Опасность

Аварийный случай

Степень риска

Обледенение судна и палубных механизмов

Травмы членов экипажа, связанные с обледенением палубы

25


Повреждение судна и груза вследствие появившегося крена

20


Повреждение палубных механизмов и систем

15

Неправильная работа систем и механизмов механической службы

Дрейф и посадка на мель вследствие механической поломки

16

Воздействие низкой температуры на экипаж

Травмы и заболевания экипажа

15

Плавание в ледовых условиях

Повреждения судна, вплоть до затопления

20


Загрязнение акватории вследствие получения пробоины

12

Швартовка и стоянка в ледовых условиях

Повреждение судна

20


Повреждение груза при погрузочно-разгрузочных работах

15


Таким образом, самым опасным и распространённым аварийным случаем является получение травмы членами экипажа, связанные с обледенением палубы.

Следующими по степени риска являются повреждение судна и груза вследствие появившегося крена из-за обледенения судна; повреждения судна, вплоть до затопления при плавании в ледовых условиях; повреждение судна при швартовке или стоянке в порту в ледовых условиях.

Далее помещаем дрейф и посадка на мель вследствие механической поломки.

Затем по степени риска располагаем повреждение палубных механизмов и систем вследствие обледенения; травмы и заболевания экипажа возникшие из-за воздействия низкой температуры; повреждение груза при погрузочно-разгрузочных работах в ледовых условиях.

В заключении оставляем загрязнение акватории вследствие получения пробоины при плавании в ледовых условиях.

Седьмой этап. Для каждой опасности или потенциально возможного аварийного случая, определяются ответные меры, связанные с людьми, процедурами и/или оборудованием. Лучший способ определить такие меры - это описать опасность или потенциально возможный аварийный случай как причинно-следственную цепочку. Такая цепочка, отражает серию событий, способную привести к аварийному случаю или опасной ситуации.

Ответные меры, примененные на ранних стадиях цепочки и направленные на устранение причин и происшествий, предпочтительны по сравнению с теми, которые направлены только на устранение последствий. Другими словами, эффективные ответные меры - это меры, прерывающие причинно-следственную цепочку до того, как происходит аварийный случай.

Ответные меры на аварийные случаи представим в виде таблицы 8.

Таблица 8. Ответные меры

Аварийный случай

Ответные меры

Травмы членов экипажа, связанные с обледенением палубы

Проведение инструктажа по ТБ

Повреждение судна и груза вследствие появившегося крена от обледенения

Своевременные работы по устранению обледенения


Контроль за остойчивостью и креном

Повреждение палубных механизмов и систем вследствие обледенения

Своевременные работы по устранению обледенения


Подготовка механизмов и систем к плаванию при «-» температурах

Дрейф и посадка на мель вследствие механической поломки

Подготовка механизмов и систем к плаванию при «-» температурах

Травмы и заболевания экипажа из-за отрицательной температуры воздуха

Проведение инструктажа по ТБ


Выполнение мероприятий по укреплению здоровья экипажа


Выполнение санитарно-гигиенических требований

Повреждения судна, вплоть до затопления при плавании в ледовых условиях

Подготовка экипажа к плаванию в ледовых условиях


Подготовка судна


Чек-листы


Усиленная вахта при прохождении наиболее опасных участков


Тренировки экипажа по БЗЖ


Своевременное получение карт ледовой обстановки

Загрязнение акватории вследствие получения пробоины

Тренировки экипажа по БЗЖ


Подготовка экипажа к плаванию в ледовых условиях


Подготовка груза

Продолжение таблицы 8

Повреждение судна при швартовке и стоянке в ледовых условиях

Инструктаж экипажа


Тренировки экипажа


Уточнение ледовых условий в порту

Повреждение груза при погрузочно-разгрузочных работах

Уточнение ледовых условий в порту


Подготовка груза


Инструктаж экипажа


Применение представленной методики формальной оценки рисков Регистра сопровождается заполнением рабочего листа по оценке рисков морских операций, который представлен в прил. 1.

Вывод: Важнейшими этапами оценки рисков является подбор специалистов в экспертную группу и определение опасностей и потенциально возможных аварий. Также необходимо отметить, что при рассмотрении ответных мер предпочтение, в первую очередь, должно отдаваться мерам, направленным на устранение причин возникновения аварий и происшествий.

судно аварийный риск опасность

Приложение 1

Рабочий лист по оценке риска морских операций

Похожие работы на - Методика формальной оценки риска Российского морского регистра судоходства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!