Рекомендации (правила) безопасного использования Интернета детьми и подростками

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    203,18 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рекомендации (правила) безопасного использования Интернета детьми и подростками

Содержание

Введение

. Угрозы безопасности детей и подростков в сети Интернет

. Новые психологические угрозы: буллинг и троллинг

. Предложения по безопасному использованию ресурсов сети

. Практическое исследование

Заключение

Введение

В нашем современном обществе, которое называют информационным обществом, без компьютера нет будущего, а в настоящее время многие компьютеры заражаются вирусами, что может привести к потере финансовых и личных данных. Сегодня многие люди всерьез не задумываются о том, какой ущерб может привести такая безответственность. И Интернет стал неотъемлемой составляющей жизни многих подростков по всему миру. Глобальная сеть - это позитивное и мощное пространство для образования, участия в общественной жизни и общении. Но существуют и негативные, отрицательные стороны использования ресурсов Интернета. Негативное влияние интернет технологий включает в себя и такой момент, как отсутствие взаимодействия лицом к лицу, что препятствует навыкам межличностного контакта. В результате растет число интернет-преступлений против личности, которую иногда не отделяют от виртуального образа.

Мы считаем, что если люди не будут знать простых правил о том, как защитить себя в Интернете и не будут пользоваться антивирусами, киберпреступники будут этим пользоваться.

Актуальность работы мы видим в том, что проблемы безопасности детей и подростков в Интернете становятся очень острыми. Как только находят решение одной проблемы, тут же возникает другая опасность и нужно снова искать пути, чтобы защитить пользователей.

По словам аналитиков, в 2014 году кибератаки станут агрессивнее, а осуществляться они будут как с целью шпионажа и заработка, так и с целью продемонстрировать силу атакующих. Помимо этого предполагается, что количество угроз для пользователей мобильных и облачных технологий, а также для аудитории социальных сетей возрастает.

Цель работы заключается в том, чтобы выявить наиболее часто встречающиеся угрозы, с которыми сталкиваются пользователи сети Интернет, в частности дети и подростки, и сформулировать рекомендации (правила) безопасного использования Интернета детьми и подростками.

Гипотезы:

) кроме положительных аспектов использование интернета несет в себе угрозы безопасности пользователей детей и подростков: риск сетевых оскорблений, преследований, проявлений агрессии, доступ к "опасному" и противозаконному конвенту;

) опасности и угрозы в сети Интернет связаны не только с программами вирусами, программами шпионами, но и с психологическими угрозами (кибербуллингом, троллингом).

Для достижения цели и подтверждения наших гипотез мы поставили перед собой следующие задачи:

. Провести теоретический анализ информации об угрозах в сети Интернет, как для компьютера, так и для личности пользователя.

. Проанализировать такие виды психологических угроз для детей и подростков, как буллинг и троллинг.

. Разработать систему безопасного использования ресурсов сети Интернет школьниками.

1. Угрозы безопасности детей и подростков в сети Интернет

В виртуальном пространстве сети Интернет существует множество угроз, с которыми практически ежедневно сталкиваются и взрослые пользователи, и дети, и подростки. Все угрозы можно разделить на несколько видов:

. Угрозы компьютерной технике и программному обеспечению.

. Психологические угрозы.

. Угрозы материального характера (потеря денег).

Обратимся к краткой характеристике основных видов этих угроз.

Угроза заражения вредоносным программным обеспечением. Для распространения вредоносного ПО и проникновение в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой в передаче файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленников. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

Доступ к нежелательному содержимому. Сегодня любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ приема пищи), убийством, страницы с националистической или откровенно фашисткой идеологии и многое - многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую негативную информацию.

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. Выдавая себя за сверстника жертвы, злоумышленники могут выведать личную информацию и искать личной встречи.

Неконтролируемые покупки. Навязчивая реклама, недобросовестные предложения, мошеннические предложения - это все ведет к тому, что пользователя очень легко обмануть и заставить купить что-то ненужное или некачественное.

Таблица 1. Угрозы Интернет-безопасности

Угроза

Содержание угрозы

Троянские программы

Сбор информации и разрушение её модификации

Фишинг

Вытягивание паролей

Спам

Загрязнение страниц, навязчивая реклама

Программы-шпионы

Контролирует в ПК другим пользователем

Программы-рекламы

Не присылая уведомлений, проникает на ваш ПК и автоматически использует компьютер

Программы-черви

Саморазмножающаяся программа, которая не заражает (изменяет) файлы, а оседает в активной памяти и размножается, используя компьютерные сети


Часто к заражению компьютера приводит установка пользователями все новых и новых приложений. Как известно, сейчас вредоносные программы могут, например, отправлять платные смс-сообщения, но в 2014 году можно будет увидеть дальнейшее развитие мобильных технологий и, соответственно, новые возможности для киберпреступников. Последняя сфера, отраженная в отчете, касается постепенно набирающих популярность технологий электронных кошельков eWallet. Данная платформа неизбежно станет еще одной для кибермошенников, и они попытаются использовать ее в своих целях. Разумеется, что по мере повсеместного внедрения технологий мобильных платежей мобильные устройства станут представлять все большую ценность. По аналогии с угрозой Firesheep (перехват чужих Wi-Fi-сессий), вероятнее всего, появятся программы для перехвата платежной информации пользователей.

. Новые психологические угрозы: буллинг и троллинг

Формирование личности современных подростков происходит в совершенно новых условиях: на стыке виртуального мира и реальности. Подростки "живут" в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх и сообществах игроков.

Риски, с которыми подростки могут столкнуться в интернете, имеют свою специфику, однако они не менее значимы, чем опасности реального мира. Мы можем это объяснить тем, что у подростков пока еще нет четкого разделения между реальной жизнью и отношениями и связями в онлайне.

Изучив литературу по теме, мы узнали, что одной из первых стран, где проблема безопасности детей в интернете была сформулирована и вынесена на общественное обсуждение, были США. Английские исследователи сообщают, что от 11% до 34% подростков в Великобритании подвергаются киберпреследованиям. Многие родители выражали обеспокоенность относительно угроз, с которыми сталкиваются их дети в интернете, и невозможности их контроля и предупреждения.

Также мы нашли данные исследований российского Фонда развития Интернет, которые были проведены среди российских школьников в 2009г.: часть подростков осознает, что в Сети можно встреться и с негативной, агрессивной, вредоносной информацией. Столкновение с такими материалами производит на подростков такое сильное впечатление, что 76% из опрошенных считают, что интернет опасен. А 19% старшеклассников указали, что часто сталкиваются в интернете с информацией, которая раздражает их и вызывает неприятные эмоции.

Исследователи Фонда развития Интернет измеряли среди подростков Москвы (интернет-пользователей возрастом 14-17 лет) такие связанные с агрессией явления , как хамство , вымогательство и угрозы, психологическое давление, призывы причинить себе вред (рис.1) . Наиболее распространенной угрозой дети считают хамство - о нем сообщили около 50% опрошенных.

Троллинг и кибербуллинг - новые слова в нашем лексиконе. Они являются порождением интернета, а точнее его обратной, темной стороны.

Кибербуллинг (cyber-bullying) - это виртуальный террор, чаще всего подростковый. Получил свое название от английского слова bull - бык, с родственными значениями агрессивно нападать, бредить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В нашем языке, ближайший аналог - это сленговое выражение "быковать". Кибербуллинг еще переводят, как киберзапугивание.

Рис. 1. Рисунки и опасности Интернета. Результаты исследований Фонда развития Интернет.

Феномены кибербуллинга и агрессии в интернете трудно поддаются измерению, поскольку нет достаточно точных и общепринятых определений этих понятий. Одни исследователи под этими терминами подразумевают и обман, и унижения достоинства, другие - только запугивание и угроза.

Как отмечают исследователи этого явления, жертвы сетевого насилия чаще других могут сами вести себя агрессивно в онлайн - коммуникациях, унижать других пользователей.

Конечно, мы знаем, что подростки чаще встречаются с насилием и агрессией в реальной жизни, чем в Сети, но это не уменьшает рисков сетевой агрессии. Плохо еще то, что взрослые, как правило, нее знают о фактах насилия над их ребенком, который остается с проблемой один на один.

В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения - быковать. Кибер-буллинг часто неоправданно путают с моббингом, или массовым травлей (от mob - толпа), хотя в действительности агрессивное поведение, которое обозначается этими двумя понятиями, имеет различные социально-психологические механизмы.

Троллинг (trolling - блеснение, ловля рыбы на блесну) - размещение в Интернете (на форумах, дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью флейм, конфликты между участниками, взаимные оскорбления и т.п. Троллинг можно определить как травлю пользователя в Интернете. Мы нашли несколько примеров (из США), которые показывают, что такое троллинг: одноклассники 15-летней Джуди Румб создали сайт, посвященный её избыточному весу и дате предстоящей смерти; Кайли Кенни была вынуждена несколько раз менять школу из-за сайта "Корпорация "Убей Кайли", на котором были обнародованы ее координаты о месте с компрометирующей информацией; в итоге девушка была вынуждена перейти на домашнее обучение.

Выводы по теоретической части:

) Оскорбление проявление агрессии в Сети являются наиболее важные проблемы как онлайне, так и в реальной жизни и особенно характерны для сетевого общения подростков и их сверстников;

) Интернет облегчает доступ к "опасному", проблематичному, незаконному контенту. Реальные опасения должны быть связаны с негативной информацией, информацией пропагандирующей насилие и жестокость, и другим "опасным" контентом, в том числе произведенным самими подростками;

) Мы считаем, что кибербуллинг и троллинг имеют цель разжигания конфликта, унижения человеческого достоинства, виртуального преследования, эмоционального давления на личность, безжалостность. Мы согласны с теми авторами, которые считают гибербуллинг и троллинг виртуальным террором;

) Полностью искоренить кибербуллинг и троллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что это явление нужно игнорировать. Нужно выработать меры борьбы с этими явлениями.

. Предложения по безопасному использованию ресурсов сети

Интернет детьми и подросткам

Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что для предупреждения рисков и повышения психологической безопасности подростков в Интернете необходимо следующие шаги:

. Гласность, широкое обсуждение проблемы онлайн-безопасности подростков в СМИ и на государственном уровне.

. Разработка и внедрение программ по формированию навыков безопасного поведения в Сети для школьников.

. Продолжение научных исследований по этой проблеме.

Мы также считаем, что хорошим средством в этой борьбе будет использование социальных видеороликов и плакатов - это эффективные инструменты внимания широкой общественности к решению вопросов построения безопасного интернета. Это также способ информирования детей и взрослых о рисках глобальной сети. Информирован - значит защищен.

Эффективными способами борьбы с угрозами безопасности подростков в интернете являются внимательность и осторожность при общении в сети, а также знание и соблюдение правил безопасности в сети интернет. Такие знания ученики могут приобрести:

) На уроках информатики, обществознания и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);

) Участвуя в конкурсах и других мероприятиях, посвященных безопасному пространству сети интернет для детей;

) Повышая уровень своей информационной культуры самостоятельно используя ресурсы и возможности сети интернет и соблюдая все правила безопасного поведения.

Нужно, чтобы родители знали, с чем могут столкнуться их дети в Интернете. Нужно обязательно рассказывать родителям об опасностях из Интернета. интернет угроза подросток буллинг

Рекомендации по безопасности.

. Нужно помнить, что собственником в социальной сети, чате, на форуме можжет оказаться совершенно не тот, за кого он себя выдает. Нужно быть очень осторожным с незнакомыми собеседниками.

. Нужно помнить, что любая персональная информация, которая опубликована в сети Интернет (на страничках, в сообщениях, например, личные данные, фотографии, видео) - может быть использована против пользователя, в том числе и боулинге, в троллинге.

. При публикации сообщения в группе новостей, в нем всегда содержится обратный адрес. Это потенциально опасно, поскольку существуют специальные программы, которые способны автоматически сканировать почтовые адреса. Однако такие программные автоматы легко обмануть. Нужно изменить обратный адрес, включив в него некоторую выделяющуюся часть, например: I.Ivanov-DEL-@provider.ru или I.IvanovСОБАЧКА@provider.ru. Люди поймут, каков истинный адрес, а программы будут использовать обманку как есть.

. Если подросток подвергся в Интернете психологическому давлению, травле, угрозам со стороны сверстников или незнакомых лиц, нужно обязательно сообщить взрослым (родителям, учителям или в специальные службы интернет-безопасности). Взрослые должны рассказать ребенку о существовании таких служб: линия помощи "Дети онлайн" 8-800-25-000-15 (звонок по России бесплатный).

Некоторые службы имеют странички, на которых можно сообщить о небезопасном контенте или интернет-угрозе, например, на сайте Лига безопасного Интернета есть такая служба:<#"869448.files/image002.jpg">

Рис. 2. Сайт Лига безопасного Интернета

. Практическое исследование

Осенью 2013 года мы провели глобальное исследование угроз интернет-безопасности подростков среди учеников нашей школы. В исследовании приняли участие 64 подростка в возрасте от 12 до 16 лет.

Анкета содержала несколько блоков: угрозы технике и ПО; негативная информация; кибербоуллинг и троллинг; интернет-зависимость и др.;

Обработка и интерпретация результатов.

Мы видим, что самые распространенные браузеры - Яндекс и Google Chrome.

Большинство пользователей соблюдают это правило безопасности - они указывают разные пароли при регистрации.

Большинство подростков не знают, какой антивирус стоит у них на домашнем компьютере. Многие пользуются антивирусом Касперский и Dr.Web.

Интересно, что большинство участников опроса в качестве Интернет-угроз указали вирусы, на втором месте - программы-рекламы, спам, троянские программы.

Подавляющее большинство отвечающих на вопросы попадали в ситуацию, когда компьютер заражался вирусом.

Эти диаграммы позволяют судить об уровне интернет-безопасности подростков.

Эти диаграммы доказывают, что большинство подростков-пользователей сети Интернет подвергаются опасностям из Интернет-среды.

Большинство подростков не тратят деньги на онлайн игры.

% подостков из числа опрошенных сталкивались с кибербуллингом или аналогичными явлениями в Интернете. Это подчеркивает актуальность рассматриваемой проблемы и важность ее решения.

Заключение

Изучение литературы по теме, и проведенное исследование показали, что:

) Оскорбления и проявление агрессии в Сети являются наиболее важной проблемой как в онлайне, так и в реальной жизни и особенно характерны для сетевого общения подростков и их сверстников;

) Интернет облегчает доступ к "опасному", проблематичному, незаконному контенту. Реальные опасения должны быть связаны с негативной информацией, информацией, пропагандирующей насилие и жестокость и другим "опасным" контентом, в том числе произведенным самими подростками.

В ходе исследования были подтверждены обе гипотезы:

) Кроме положительных аспектов использование интернета несет в себе угрозы безопасности пользователей детей и подростков: риск сетевых оскорблений, преследований, проявление агрессии, доступ к "опасному" и противопоказанному контенту.

) Опасности и угрозы в сети Интернет связаны не только с программами, вирусами, программами-шпионами, но и с психологическими угрозами (кибербуллингом, троллингом).

Большинство технологий скорее помогают решить частные вопросы, чем общую проблему безопасности несовершеннолетних в Сети. Эта сфера - благодатное поле для инноваций.

Защита несовершеннолетних в Сети - важная задача нашего общества. Ведущие социальные сервисы предпринимают попытки обеспечить безопасность несовершеннолетних с помощью новых технологий. Но проблема имеет сложный характер и вряд ли может быть решена только на этом уровне.

Мы считаем, что потребуется не одна мера, а целая система мер - создание образовательного компонента в школьной программе, социальных служб, общественных объединений; участие родителей, правоохранительных органов, владельцев соцсетей, провайдеров. Их сотрудничество должно быть построено на взаимном доверии, активном обмене информации, идеями.

Похожие работы на - Рекомендации (правила) безопасного использования Интернета детьми и подростками

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!