Международные транспортные коридоры и транспортная инфраструктура Украины
РЕФЕРАТ
Международные
транспортные коридоры и транспортная инфраструктура Украины
Введение
Транспортная система Украины представлена
практически всеми видами наземного (железнодорожный, автомобильный), водного
(морской, речной), воздушного (авиационный, вертолетный) и трубопроводного
(нефте-, газо- и аммиакопроводы, транспортировка химических веществ)
транспорта. Развит также коммунальный транспорт.
Следует отметить большую роль
национального транспортно-дорожного комплекса (ТДК) не только как
инфраструктуры внешнеэкономических связей Украины, но и как важной составляющей
глобальной транспортно-коммуникационной системы, обеспечивающей динамическое
развитие мировой торговли (наше государство находится в зоне разветвленной
системы международных транспортных коридоров - МТК). Вместе с тем в Украине
растущий спрос на транспортное обслуживание сопровождается повышением
требований к его качественным характеристикам.
Цель реферата - рассмотреть состояние
транспортной инфраструктуры Украины по самым важным составляющим;
проанализировать роль транспорта в оживлении экономического роста; с учетом
действующих программных документов рассмотреть необходимые мероприятия по
углублению международного сотрудничества в транспортных отраслях и направления
модернизации элементов транспортной инфраструктуры.
В реферате рассмотрим главные направления
реализации потенциала отечественной транспортной инфраструктуры в посткризисном
росте украинской экономики.
Имеющаяся транспортная инфраструктура
нуждается в дальнейшей модернизации путем реализации принятых долгосрочных
государственных целевых экономических программ (соответствующие разделы
Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Состоятельное общество,
конкурентоспособная экономика, эффективная власть»; Транспортной стратегии
Украины на период до 2020 года; Морской доктрины на период до 2035 года;
Стратегии развития отечественной авиационной промышленности на период до 2020
года; Государственной целевой программы реформирования железнодорожного
транспорта на 2010-2015 годы и других действующих нормативно-правовых актов), а
также разработки и введения новых документов перспективного развития. В их
числе - Программа развития национальной сети международных транспортных
коридоров и логистики на 2011-2015 годы; Воздушный кодекс Украины;
Государственная целевая экономическая программа развития автомобильного
транспорта; Закон Украины «О скоростных автомобильных дорогах»; Государственная
целевая программа развития аэропортов на период до 2020 года; Государственная целевая
программа безопасности полетов на период до 2015 года; Закон Украины «О
внутреннем водном транспорте», а также ряд других нормативных актов,
направленных на развитие транспортной инфраструктуры, повышение качества
транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обеспечение транзита и
выполнение других транспортных функций.
1. Транспортные коридоры
Украины
международный транспорт экономический
Транспортный коридор
Гданьск-Одесса (Балтийское море - Черное море)
Польша-Украина
Протяженность коридора - 1816 км, в том
числе по Украине:
железнодорожный путь - 918 км, автодороги
- 1208 км (в том числе ответвления - 247,1 км)
Панъевропейский
транспортный коридор №9
(Хельсинки -
Санкт-Петербург - Витебск - Киев (Москва) - Одесса - Кишинев - Пловдив -
Бухарест - Александрополис)
Финляндия, Россия,
Украина, Беларусь, Молдова, Румыния, Греция
Протяженность коридора - 3400 км, в том
числе по Украине:
железнодорожный путь - 1496 км, автодороги
- 996 км (в том числе ответвления - 152 км и 242 км)
Панъевропейский
транспортный коридор №5
(Триест - Любляна -
Будапешт - Братислава - Чоп - Ужгород - Львов)
Италия, Словения,
Венгрия, Украина
Протяженность коридора - 1595 км, в том
числе по Украине:
железнодорожный путь - 266 км, автодороги
- 338 км (в том числе ответвления - 47 км)
Панъевропейский
транспортный коридор №3
(Берлин (Дрезден) - Вроцлав
- Львов - Киев)
Германия, Польша, Украина
Протяженность коридора - 1640 км, в том
числе по Украине:
железнодорожный путь - 694 км, автодороги
- 611 км
Транспортный коридор
Европа-Азия
(Краковец - Львов - Ровно
- Житомир - Киев - Полтава - Харьков - Дебальцево - Изварино)
Украина
Евроазиатский
транспортный коридор
(Одесса - Николаев -
Херсон - Джанкой - Керч)
Украина
Транспортный коридор
Черноморское Экономическое Сотрудничество
(Рени - Измаил - Одесса -
Николаев - Херсон - Мелитополь - Бердянск - Новоазовск)
Проект строительства
скоростных автомагистралей в Украине от «Укртранскор»
Так будет выглядеть сеть автобанов в
Украине в 2015 году.
Согласно Государственной программе
создания и функционирования национальной сети международных транспортных
коридоров Украины предусматривается строительство следующих автомобильных
магистральных дорог Украины:
1. Западная граница
Украины (Косини) - Киев («Запад»).
. Винница - граница РФ
(«Восток»).
. Граница РФ - Одесса
(«Россия»).
. Ягодин - Керчь
(«Кавказ»).
. Краковец - Подгайцы
(«Галичина»).
Магистральные автомобильные дороги
обеспечивают дальние грузовые и пассажирские перевозки, в том числе и
международные, с высокими скоростями. Местное движение не осуществляется. Въезд
транспорта организован в специальных местах (транспортные развязки). Расстояние
между въездами более 25 км. Проезд, как правило, платный.
Начертание сети магистральных дорог
позволяет организовать транзитное движение транспорта по направлению восток -
запад и север - юг. Необходимо с выгодой для страны организовать транзит через
нашу территорию и в первую очередь восток - запад и север - юг, поскольку в
последнем подразумевается кратчайшее соединение портов Балтийского и Черного
морей.
Некоторые параметры проектируемых
автомагистралей:
Расчетная скорость одиночного движения:
• в равнинной местности - 150 км/ч;
• в пересеченной местности - 120 км/ч;
• количество полос движения - 4;
• ширина земляного полотна - 28.5 м.
Нагрузки приняты:
• на дорожную одежду в соответствии с
принятыми в странах ЕЭС - 115 кН на ось с двумя спаренными колесами;
• на искусственные сооружения в
соответствии в принятыми в странах ЕЭС.
. Состояние и проблемы
транспортной инфраструктуры Украины
Транспортная система Украины представлена
практически всеми видами наземного (железнодорожный, автомобильный), водного
(морской, речной), воздушного (авиационный, вертолетный) и трубопроводного
(нефте-, газо- и аммиакопроводы, транспортировка химических веществ)
транспорта. Развит также коммунальный транспорт.
Следует отметить большую роль
национального транспортно-дорожного комплекса (ТДК) не только как
инфраструктуры внешнеэкономических связей Украины, но и как важной составляющей
глобальной транспортно-коммуникационной системы, обеспечивающей динамическое
развитие мировой торговли (наше государство находится в зоне разветвленной
системы международных транспортных коридоров - МТК). Вместе с тем в Украине
растущий спрос на транспортное обслуживание сопровождается повышением
требований к его качественным характеристикам.
За годы независимости в Украине
значительно (на 1141 км, или почти на 5%) уменьшилась протяженность
эксплуатируемых железнодорожных путей, однако выросла доля электрифицированных
(с 35,6% в 1990 г. до 44,9% в 2009 г.). С более чем 4 тыс. км водных путей до
2,15 тыс. км уменьшилась протяженность речных водных артерий, используемых для
перевозки грузов и пассажиров. В настоящее время они представлены
преимущественно протяженностью русел Днепра и Дуная. Растут общая протяженность
автомобильных дорог (хотя в 2009 г. она сократилась по сравнению с 2008 г.
почти на 7 км) и доля дорог с твердым покрытием (с 93,7% в 1990 г. до 97,8% в
2009 г.). Между тем очень медленно увеличивается протяженность автомобильных
дорог, отнесенных к автобанам, или тех, которые имеют I или II категории. На
сегодня в Украине есть лишь 280 км скоростных автомобильных дорог, отвечающих
всем международным нормам: это автомагистраль Киев - Борисполь и (на отдельных
участках) дорога Киев - Одесса. Наличие автомобильных дорог I и II категорий
составляет около 9%, и лишь 2,2 тыс. км из них построены по параметрам I
категории.
Ухудшение основных показателей
функционирования транспортной системы Украины во время финансово-экономического
кризиса обусловлено, прежде всего, сокращением спроса на услуги транспорта со
стороны ведущих грузоформирующих отраслей экономики, а также со стороны
населения (как по грузовым перевозкам, так и по поводу территориального
перемещения его самого).
Аналитики надеются, что с 2010-2011 гг.,
после завершения разрушительного влияния мирового финансово-экономического
кризиса, начнется новая длинная волна в мировом экономическом росте, которая
достигнет своего максимума в 2020-2040 гг. Речь идет о том, что в ближайшем
десятилетии экономики стран еще не избавятся от кризисных тенденций, а
некоторые из них могут не только сохраниться, но и усилиться. Структура
мирового промышленного производства, скорее всего, ощутит изменения,
обусловленные ускоренным развитием высокотехнологичного сектора (прежде всего,
это касается био- и нанотехнологий), экологической индустрии (ее задачами
станут решение проблем полной переработки и утилизации имеющихся промышленных и
коммунальных отходов, реабилитация почв и водоемов, очистка воздуха), а также
энергосберегающих технологий во всех сферах экономики и человеческой
деятельности.
Основной проблемой авиационного
транспорта, требующей скорейшего решения, является техническое несоответствие
отечественных аэропортов стандартам Международной организации гражданской
авиации (IKAO) и Международной ассоциации авиационного транспорта (IATA).
Пропускная способность терминалов и количество мест для парковки воздушных
судов не достаточны. Капитальные здания и сооружения (в том числе
взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и перронно-вокзальные комплексы)
нуждаются в немедленной реконструкции для обеспечения требований УЕФА во время
проведения финальной части чемпионата Европы 2012 г. по футболу.
Отсутствует государственная программа
обновления подвижного состава отечественных авиакомпаний, хотя о необходимости
ее разработки речь шла еще в 2008 г. в соответствующем Решении СНБОУ. До сих
пор во властных структурах изучают вопрос об отмене НДС при ввозе новых
иностранных самолетов, аналоги которых не производит отечественное авиастроение;
рассматривают проект закона по ратификации Кейптаунской конвенции (Украина
подписала ее еще в 2004 г.), которая позволит эффективнее использовать
лизинговые схемы приобретения техники; пытаются обеспечивать выполнение
Стратегии развития отечественной авиационной промышленности на период до 2020
года (одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2008 г.
№1656-р). Вместе с тем постепенный посткризисный экономический рост в Украине
выдвигает новые требования к ее транспортной инфраструктуре.
Обращает на себя внимание постепенное
возрождение спроса на авиационные перевозки, где возрастает доля внутренних
полетов граждан. Этому способствуют обновление государственных аэропортов, а
также открытие авиационного сообщения в нескольких областных центрах Украины
(например, в Виннице, что связано также с ростом численности паломников в
святые места еврейского народа в Черкасской области). В июне 2010 г., после 19
лет перерыва, возобновлено авиасообщение между двумя областными центрами,
которые должны принять Евро-2012, - Львовом и Донецком. Рейсы дважды в неделю
выполняет «Боинг-737» компании «Международные авиалинии Украины».
Разрабатывается вопрос открытия вертолетного движения в Черкассах, с созданием
здесь соответствующей бригады.
Укрепление и обновление
материально-технической базы транспортной отрасли, доведение ее до европейских
и мировых стандартов должны сопровождаться модернизацией соответствующей
нормативно-правовой базы, адаптацией действующих законов и подзаконных актов к
требованиям ЕС, что, в свою очередь, будет способствовать не только дальнейшему
росту объемов грузовых и пассажирских перевозок (по прогнозам, до 2020 г.
возможен ежегодный рост спроса на транспортные услуги на 4-5%, в силу чего в
перспективе объемы перевозок грузов могут вырасти в 1,5-2 раза, а пассажиров -
в 1,3-1,5 раза), но и постепенной интеграции транспортной системы Украины в
международные сети.
Очень важны укрепление транспортной
инфраструктуры (прежде всего, в части увеличения ее пропускной способности) на
напряженных направлениях движения железнодорожного и автомобильного транспорта
(например, в Крым), а также железной дороги Киев - Триполье - Мироновка;
развитие параллельного железнодорожного направления Знаменка - Долинская -
Николаев - Херсон - Джанкой, автомобильных дорог государственного значения (в
частности, Львов - Броды, Львов - Тернополь, Винница - Киев, Кипти - Бачевск,
Киев - Чоп, Киев - Харьков - Должанский, Киев - Одесса, Киев - Ковель - Ягодин,
Стрый - Кировоград - Знаменка, Херсон - Симферополь, Харьков - Симферополь -
Севастополь, Одесса - Рени, Знаменка - Луганск - Изварино), Большой кольцевой
автомобильной дороги вокруг Киева.
Важно обеспечить выполнение задач
Транспортной стратегии Украины на период до 2020 года в части защиты окружающей
природной среды и роста энергоэффективности: уменьшения на 30% объемов выбросов
вредных веществ в атмосферу, а также снижения на 15-20% энергоемкости
автомобильного транспорта с 43,6 г условного топлива на 1 ткм до 34,8, а
железнодорожного - соответственно, с 10,32 до 8,75.
Состояние автомобильных дорог можно
улучшать на началах более активного использования при их строительстве и
эксплуатации концессии. Для активизации этого процесса и внедрения мирового
опыта строительства и эксплуатации автомобильных дорог на принципах
государственно-частного партнерства в Закон Украины «О концессиях на
строительство и эксплуатацию автомобильных дорог» внесены изменения,
заключающиеся, главным образом, в том, что теперь разрешается соучастие
концессиедателя (государства) в финансировании строительства и эксплуатации
автомобильных дорог, что подтверждается заключением специального соглашения. В
то же время анализ свидетельствует, что в Украине процесс строительства
автомобильных дорог на основе концессии не получает распространения. Прежде
всего, это связано с тем, что у государства не хватает денежных средств на
сооружение параллельно с концессионной автомобильной дорогой бесплатной для
пользования, без чего устанавливать плату за основную дорогу запрещено.
. Перспективы транспортной логистики в Украине
Транспортная инфраструктура является одним
из важнейших комплексов социально-экономической системы страны, который
удовлетворяет потребности общественного производства, национальной экономики и
населения в грузовых и пассажирских перевозках.
Украина имеет хорошо развитую
инфраструктуру всех видов транспорта, из года в год участники логистического
процесса отмечают одни и те же проблемные ситуации, с которыми им приходится
справляться при грузоперевозках, в частности, при транспортировке
сельхозпродукции.
Железнодорожные перевозки
При всех имеющихся недостатках, железные
дороги по-прежнему остаются базовой отраслью экономики Украины и основой ее
транспортной системы. С каждым годом Украина наращивает свой аграрный
потенциал, поэтому и потребность в перевозках зерновых, в т.ч. и
железнодорожным транспортом, растет. Так, согласно статистическим данным
Государственной службы статистики Украины, за 2011/12 МГ железнодорожные
перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки составили 14,2 млн. тонн,
что превышает аналогичный показатель предыдущего сезона на 2 млн. (12,2 млн.
тонн за 2010/11 МГ). При этом за январь-июнь 2012 г. по железной дороге было
перевезено 11,2 млн. тонн грузов, тогда как годом ранее отмеченный показатель
составил 5,7 млн. тонн зерна и продуктов его переработки.
Вместе с тем, железнодорожная
инфраструктура Украины обновляется очень медленными темпами. Как результат
этого - ощущавшийся в течение сезона-2011/12 дефицит как подвижного состава,
так и различных перегрузочных мощностей. «Проблема дефицита вагонов очень
серьезная. Вызвана она была целым комплексом проблем. В первую очередь, износом
подвижного состава парка Укрзализныци, а также неэффективным управлением парка
(порожний пробег, простои) и влиянием соседних стран. Например, часто случалось
так, что украинский вагон ехал в Россию, оттуда не возвращался назад, а
выполнял один или несколько внутрироссийских рейсов», - отмечает представитель
одной транспортно-экспедиторской компаний. Кроме того, согласно мнению
участников транспортного рынка Украины, одной из немаловажных проблем, с
которой пришлось столкнуться в предыдущем сезоне, стала нестабильная работа
железных дорог. Так, бывали случаи, когда на протяжении определенного периода
времени движение на железной дороге просто останавливалось, и никто не мог
отправить свой груз. Кроме того, усложняющим фактором ж/д перевозок грузов
также является документооборот. И причина не столько в самой ее сложности
оформления документации, сколько в требованиях к ней, в которые часто вносятся
изменения. По мнению участников транспортного рынка, украинским железным
дорогам необходимо внедрение электронного документооборота, что значительно
упростить ее взаимодействие с операторами.
Также следует отметить, что в конце 2011 -
начале 2012 гг. в Украине была начата серьезная реформа системы железнодорожных
грузовых перевозок. Так, с 1 января 2012 г. начался процесс перевода
инвентарного парка железных дорог Украины в собственный парк Государственных
вагонных компаний. Новыми собственниками украинских полувагонов стали ГП
«Дарницкий вагоноремонтный завод» (ГП «ДВРЗ») и ГП «Украинский государственный
центр по эксплуатации специализированных вагонов» (ГП «Укрспецвагон»), которые
также получили в свое распоряжение серьезную ремонтную базу, находящуюся в
регионах массовой погрузки вагонов, - на Донецкой и Приднепровской железных
дорогах. Кроме того, вышеуказанным компаниям были предоставлены лицензии на
строительство нового подвижного состава. При этом статус вагонов был изменен с
«инвентарного» на «собственный». Как результат данной меры - использование
вагонов со статусом «собственный» на территории других государств будет
запрещено без согласования с той компанией, которой они фактически принадлежит.
Ранее же инвентарный подвижной состав мог эксплуатироваться местными компаниями
по своему усмотрению без согласований с его собственниками. Данная реформа
направлена на более эффективное использования вагонов не только на территории
Украины, но и за ее пределами. Но, несмотря на это, ситуация на украинском
рынке железнодорожных перевозок остается практически неизменной. «Вариантов,
где можно получить вагон, стало больше, но трудности с их получением остаются»,
- отмечают участники рынка. При этом отмечается рост тарифов на транспортировки
данного типа, что также является одной из ключевых проблем ж/д перевозчиков. По
мнению представителей транспортно-экспедиторских компаний, «…постоянный рост
тарифов постепенно превращается в гонку, которую не все грузовладельцы способны
(и хотят) выдержать».
Автоперевозки
На сегодняшний день рынок автотранспортных
услуг в Украине представлен более чем 126,6 тыс. перевозчиков, которые
используют более 400 тыс. транспортных средств. В частности, около 62,4 тыс.
перевозчиков занимаются грузоперевозками и используют в своей работе около 219
тыс. грузовых автомобилей. Так, за 2009 и 2010 гг. грузопоток автоперевозок
составил около 1,2 млн. тонн, тогда как в предыдущем сезоне аналогичный показатель
озвучивался на уровне 1,3 млн. тонн грузов.
Главная особенность автоперевозок
заключается в том, что это наиболее универсальный способ перемещения грузов, в
том числе и зерновых, на незначительные расстояния.
Сегодняшний рынок автоперевозок в Украине характеризируется
постепенным снижением рентабельности данной деятельности в силу увеличения
конкуренции.
«Украина сегодня оказалась между двух
больших экономических союзов - ЕС и ТС (Таможенный союз), каждый из которых
старается защитить свои рынки транспортной логистики. В такой ситуации нашим
перевозчикам с каждым годом все сложнее получать необходимое число разрешений
для работы на дорогах соседних стран», - отмечают операторы транспортного
рынка. Если говорить о транспортировке зерновых грузов в 2011/12 МГ, стоит
отметить, что высокий урожай отмеченной продукции способствовал росту
востребованности автоперевозок.
Морские перевозки
Морские перевозки груза являются
безальтернативным способом доставки груза, условно говоря, «куда не доезжают ни
автомобили, ни поезда».
В Украине на эффективность морских
перевозок существенно влияет работа портов.
Как сообщают судовладельцы, одной из
основных проблем при транспортировке зерна в летний период является достаточно
продолжительное время ожидания постановки судна под погрузку. Причиной этого
является недостаточное количество причалов в портах, так как в указанный период
объемы экспорта повышаются, соответственно в портах может наблюдаться скопление
значительного количества судов. Данная проблема затрагивает не только акваторию
Азовского моря, но и Черного, где в ожидании постановки иногда простаивают
крупнотоннажные суда класса Panamax. Впрочем, подобные ситуации «бьют по
карману» и сами порты и вынуждают их более тщательно работать над планированием
точных сроков погрузки судов, так как нарушение сроков погрузки со стороны
отправителя (порта) стоит более $10 тыс. в сутки.
Кроме того, данный вид транспортировки
традиционно является наиболее зависимым от особенностей погодных условий.
Ливни, ураганы, сильные морозы зимой - все эти погодные явления являются
ключевыми факторами, создающими серьезные проблемы при перевозках груза морским
транспортом. И, естественно, самым опасным периодом для транспортировок грузов
морем является зимний. И зима 2011/12 гг. предоставила прекрасную возможность
изучать последствия влияния непогоды на морскую отрасль в течение трех месяцев,
когда за ходом работы в условиях ледовой кампании 2012 г. в бассейнах Черного и
Азовского морей пристально следили участники рынка не только стран СНГ, но и
всего мира.
В целом, сезон-2011/12 оказался не простым
с логистической точки зрения. Все вышеуказанные факторы еще раз доказывают, что
министерству инфраструктуры Украины есть над чем работать, так как от уровня
развития транспортной системы страны напрямую зависит развитие ее
экспортно-экономического потенциала.
Заключение
Таким образом, модернизация транспортной инфраструктуры
Украины является важным средством активизации ее внешнеэкономической
деятельности, создания условий для ускоренной интеграции отечественной
транспортной сети в европейскую, укрепления международного авторитета нашей
страны как надежного транзитного государства.
Для реализации задач по
повышению эффективности функционирования отечественной транспортной системы и
улучшению качества транспортных услуг необходимо:
создать законодательно закрепленные
экономические условия, которые бы стимулировали приток отечественных и
иностранных инвестиций в транспортные инфраструктурные проекты;
создать условия для устойчивой
экономической и технологической интеграции ТДК с основными грузоотправителями
для притока на транспорт капитала из секторов национальной экономики,
обслуживаемых транспортом;
обеспечить развитие транспорта,
согласованное с отраслями судо-, автомобиле - и авиастроения, с производителями
средств погрузки, пакетирования и контейнеризации, а также применение
взаимовыгодных схем поставки транспортных средств и оборудования;
усовершенствовать нормативно-правовое
регулирование с целью обеспечения участникам транспортно-логистического рынка
равных и благоприятных условий, функционирования логистических центров,
использования в сфере грузового транспорта электронных документов и
сопровождения транспортных средств путем внедрения систем спутниковой
радионавигации;
наладить эффективное взаимодействие с
частным сектором и местными органами для определения оптимальных мест
расположения стратегических логистических центров, которые бы объединяли разные
виды транспорта, и обеспечить их практическое создание;
осуществить развитие и модернизацию
транспортной и складской инфраструктур, а также грузовых терминалов (прежде
всего, контейнерных в МТП); создать благоприятные технические, правовые,
организационные и финансово-экономические условия для развития интермодальных
перевозок, а также гарантировать их качество; идентифицировать новую
стратегическую сеть интермодальных перегрузочных пунктов и коридоров;
определить интермодальные контейнерные и контрейлерные маршруты в рамках МТК
(расширить участие отечественных перевозчиков в международных проектах
формирования Центральной оси Панъевропейской транспортной сети; наладить
эффективное партнерство со странами «пяти морей» (Балтийского, Черного,
Средиземного, Красного и Персидского залива); обеспечить введение «единого
окна» для интермодального транспорта, единого транспортного документа для всех
грузоперевозчиков; разработать вместе с соседними государствами общие
технологии транзитных перевозок и механизмы установления сквозных тарифов, что
позволит существенно увеличить среднюю скорость перемещения грузов на
направлениях МТК);
изменить амортизационную политику - с тем,
чтобы она способствовала ускоренному обновлению активной части ОПФ транспортных
отраслей, в том числе активнее применять апробированные нелинейные схемы
начисления амортизации.
К главным направлениям
реализации потенциала железнодорожного транспорта, которые будут
способствовать росту его эффективности и качества предоставляемых им услуг,
относятся:
модернизация системы государственного
управления железнодорожным транспортом;
формирование конкурентного рынка услуг
железнодорожного транспорта (принятие нового Сборника тарифов и тарифного
руководства);
реформирование железнодорожного
транспорта, с его дальнейшей рыночной трансформацией с целью снижения удельного
веса транспортной составляющей в цене товара отечественных производителей;
интенсификация работ по обустройству
железнодорожных переходов через государственную границу как в восточном, так и
в западном направлениях (статистические данные доказывают, что почти 95%
транзитных потоков поступает в Украину через железнодорожные переходы; главным
образом, это грузы из Российской Федерации, Беларуси и Казахстана (по
номенклатуре это железная руда (36%), каменный уголь (16%), нефтепродукты
(10%)), которые следуют в Словакию, Венгрию, Австрию, Чехию и Румынию; во время
оформления транзитных грузов очень важно придерживаться норм европейского
законодательства и требований ВТО);
введение системы замены льгот по перевозке
законодательно определенных категорий граждан адресной денежной помощью по принципу
«платит каждый, кто едет»;
комплексная модернизация участка
железнодорожного направления Полтава - Бурты - Корыстовка;
продолжение работ по электрификации
железнодорожных путей (экспертные данные доказывают, что каждый километр
электрифицированной железной дороги позволяет сэкономить до 31% стоимости
топлива при грузовых перевозках и до 35,8% - при пассажирских);
повышение пропускной способности
железнодорожного направления Знаменка - Долинская - Николаев - Херсон -
Джанкой, где в последнее время ощущается ограниченность пропускной способности
железнодорожного участка;
распространение практики организации
скоростного движения пассажирских поездов (речь идет, прежде всего, о
постепенном, начиная уже с 2011 г., введении мобильных высокоскоростных систем
с распределенной тягой, которые будут использоваться преимущественно в дневное
время при перевозке пассажиров на расстояние 300-600 км, которые они будут
преодолевать за 2-3 часа; днем выбранные маршруты будут освобождать от грузовых
перевозок; такие поезда будут курсировать между областными центрами,
принимающими финальную часть Евро-2012, и столицей);
введение новых международных контейнерных
маршрутов; организация работы вагонного парка в условиях изменения его
структуры по формам собственности (проблема заключается, в первую очередь, в
нахождении общих интересов между государственными железными дорогами, которые
могут закупать услуги по эксплуатации грузовых вагонов, находящихся в частной
собственности (в Украине это компании «Укрспецвагон» и «Укррефтранс»); в
условиях существования инвентарных парков согласно этим интересам определяются
тарифы, риски, выгоды, учет и регистрация, ремонтные расходы, а также решаются
проблемы крупных холостых пробегов вагонов и необходимости улучшения их учета;
совершенствование управления вагонами позволит «прозрачнее» регулировать
ценовой процесс и эффективнее удовлетворять потребности клиентов);
строительство за счет кредитных денежных
средств нового железнодорожного тоннеля Бескид - Скотарское (МТК №5);
завершение проекта строительства
пассажирского вокзального комплекса на ст. Дарница;
активное участие в международном проекте
строительства железной дороги Кошице - Братислава - Вена шириной 1520 мм, что
будет способствовать существенному росту транзитных перевозок грузов из Азии по
территории Украины в Европу.
В сфере автомобильного
транспорта
необходимо усилить государственное управление и внедрить механизм контроля над
работой перевозчиков. В частности, нуждается в совершенствовании
контрольно-надзорная деятельность в области дорожного движения с целью
препятствования выходу на регулярные автобусные маршруты «нелегальных»
перевозчиков, обеспечения контроля над физическим и психическим состоянием
водителей, над уровнем выполнения ими правил перевозки пассажиров и грузов,
соблюдения экологических норм.
Известно, что Украина
входит в семерку мировых государств, владеющих полным циклом создания
авиационной техники (в частности, по таким направлениям, как
самолетостроение (региональные пассажирские и транспортные самолеты); авиационное
двигателестроение; авиационное агрегатостроение; бортовое радиоэлектронное
оборудование, ориентированное на использование спутниковых систем связи,
навигации и наблюдения; сверхлегкие и легкие летательные аппараты;
вертолетостроение; беспилотные летательные аппараты). Для реализации
имеющегося потенциала в этой отрасли наше государство должно наращивать выпуск
новых моделей самолетов, которые бы отвечали требованиям заказчиков из стран
Азии, Африки, Латинской Америки, а впоследствии - и ЕС. Прежде всего, речь идет
о серийном двухдвигательном реактивном самолете «Ан-148» пассажироемкостью до
80 чел. (базовым вариантом является региональный самолет «Ан-148-100»,
обеспечивающий перевозку от 70 до 80 пассажиров). Кроме того, по сообщению АНТК
имени О.К. Антонова, самолеты серии «Ан-148» включают следующие модификации:
пассажирский, обеспечивающий перевозку 40-55 пассажиров на расстояние до 7000
км; административный - на 10-30 пассажиров с расстоянием до 8700 км; грузовой -
для перевозок грузов на поддонах и в контейнерах; грузопассажирский - для
смешанных перевозок, а также специальные версии самолета (санитарный,
мониторинга разных видов и др.). Указанная палитра модификаций самолетов этой
серии дает возможность существенно расширить арсенал их выпуска и экспортных
поставок.
Выход авиастроительных предприятий Украины
(в настоящее время это 34 предприятия Киева и Севастополя, АР Крым и 11
областей, на которых работают 70 тыс. чел.) из финансово-экономического кризиса
будет способствовать выполнению ими иностранных заказов на самолеты упомянутой
серии «Ан-148».
К важнейшим задачам отечественной авиации
относятся также усиление безопасности перевозок, либерализация условий
выполнения международных авиационных полетов между Украиной и ЕС (в том числе
на основании создания единого воздушного пространства). Эти задачи содержит
проект Воздушного кодекса Украины, который находится на обсуждении в Верховной
Раде Украины. Его принятие будет способствовать созданию в нашем государстве
равных условий для конкуренции авиаперевозчиков, что позволит существенно
повысить качество услуг, предоставляемых авиационными компаниями.
К главным задачам в
отрасли водного транспорта относятся увеличение объемов грузопереработки,
повышение финансово-хозяйственных показателей деятельности морских и речных
портов, реализация масштабных инвестиционных проектов развития инфраструктуры
портов. Для достижения соответствующих целей необходимо:
существенно упростить процедуры контроля
грузов, пассажиров и транспортных средств в МТП (в настоящее время работает
рабочая комиссия по вопросам упрощения процедур контроля, которая создана
Кабинетом Министров Украины и которой поручено подготовить предложения по
сокращению объемов физического контроля грузов, пассажиров и транспортных
средств; сокращению количества контролирующих органов, участвующих в контроле;
пересмотру отечественных стандартов с целью приведения их в соответствие со
стандартами ведущих стран ЕС; созданию в портах благоприятных условий для
перемещения или хранения контейнеров (так называемого «транс-шипмента»);
соблюдению стандартов Всемирной таможенной организации в отношении
внешнеэкономической деятельности и т.п.; введение скорректированных процедур
контроля существенно сократит срок пребывания грузов (прежде всего, контейнерных)
в портах и уменьшит убытки представителей бизнеса, связанные с огромными
простоями транспортных средств; в этом контексте важно отметить, что приказом
Минтранссвязи Украины от 21 января 2010 г. №19 иностранным круизным судам будут
предоставляться 20-процентные скидки к установленным ставкам, а также
50-процентная скидка для круизных судов в осенне-зимний период; существующая
инфраструктура трех МТП - Одесского, Севастопольского и Ялтинского, принимающих
круизные суда, используется лишь на 5-10% своей пропускной способности, в силу
чего круизное судоходство в Украине имеет большой потенциал и широкие
возможности);
разработать и реализовать государственную
программу развития морского и речного транспорта до 2015 года и государственную
программу «Безопасность судоходства в Украине»;
усовершенствовать систему управления и
государственного надзора (контроля) в области судоходства;
реализовать инвестиционные проекты
строительства нового контейнерного терминала на Карантинном молу в акватории ГП
«Одесский морской торговый порт», а также контейнерного и «ро-ро» терминатов в
Ильичевском порту;
создать глубоководный устьевый МТП в
Днепровском лимане; привести работы по дноуглублению подходного каната и
акватории в порту «Южный» (это позволит ему принимать полностью загруженные
нефтяные танкеры и сухогрузные балкеры; сегодня глубины порта составляют до 15
м, поэтому суда с осадкой свыше 14 м догружают на рейдовом перегрузочном
комплексе №1, хотя раньше такие суда отправляли на дозагрузку в Керчь);
построить универсальные перегрузочные
комплексы в Николаевском, Белгород-Днестровском и Херсонском МТП;
реконструировать причалы под перегрузку генеральных грузов Ильичевского МТП;
организовать перевалку зерна в порто-пункте «Геническ»;
обновить портовый вспомогательный и ледокольный
флот; обеспечить модернизацию средств портовой механизации;
реализовать вторую очередь проекта ГСХ
(глубоководного судового хода) «Дунай - Черное море».
Важным направлением реализации потенциала
имеющейся и будущей транспортных инфраструктур Украины является усиление
международного сотрудничества. Нашему государству необходимо реформировать свою
транспортную систему и гармонизировать внутреннее транспортное законодательство
с соответствующим законодательством ЕС (acquis communautaire), чтобы полностью
использовать транзитный потенциат страны и ее выгодное географическое
положение. К приоритетным направлениям совершенствования сотрудничества Украины
с ЕС в транспортной сфере относятся: развитие инфраструктуры (транспортной,
таможенной, информационной и др.); интеграция в Обшее европейское авиационное
пространство (ЕСАА); поддержка интермодальности и сотрудничество в
использовании космических систем в рамках подписанного в 2005 г. Соглашения о
сотрудничестве по гражданской глобальной навигационной спутниковой системе
(ГНСС) между ЕС, его государствами-членами и Украиной; заключение двусторонних
соглашений о транспортном сообщении (по видам транспорта) между Украиной и
государствами - членами ЕС. Так называемая «Повестка дня ассоциации Украина -
ЕС» содержит положения о необходимости разработки концепции государственной
политики устойчивого развития всех видов транспорта, которая бы согласовывалась
с Белой Книгой ЕС по транспорту и предусматривала усиление взаимодействия
транспортных систем, содействие доступности транспортной профессии и рынков
перевозок, согласованную политику укрепления конкурентоспособности,
государственную помощь, фискальную гармонизацию, безопасность движения и т.п.
Список использованных
источников
1. Стратегии развития железнодорожного транспорта на период
до 2020 года, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 16 декабря
2009 г. №1555-р
. Менжуліна Л. Вище-вище, нижче-нижче. «Голос України» от 12
февраля 2009 г.
. Дзензерський В. Ефективний рухомий склад для вантажних перевезень
- запорука розвитку всіх гшгузей промисловості. «Урядовий кур'єр» от 13 октября
2010 г.
. «Инвестгазета» от 29 июня 2010 г.
. Дацюк Л. Четверті - в Європі, шості - у світі. «Урядовий
кур'єр» от 4 ноября 2010 г.
. Зворигіна Н. «Україні - вертольоти, запоріжцям - роботу».
«Урядовий кур'єр» от 8 июня 2010 г.
7. http://www.kmu.gov.ua/control/publish/article?
artid=24 3460009.
8. У Харкові збудують логістичний центр. «Урядовий кур'єр» от
15 сентября 2010 г.
9. Прокопчук С. ГСХ «Дунай - Чорне море»: чи побудуємо
другу чергу? «Урядовий кур'єр» от 27 ноября 2010 г.