Международные транспортные коридоры и транспортная инфраструктура Украины

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    176,62 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международные транспортные коридоры и транспортная инфраструктура Украины














РЕФЕРАТ

Международные транспортные коридоры и транспортная инфраструктура Украины

Введение

Транспортная система Украины представлена практически всеми видами наземного (железнодорожный, автомобильный), водного (морской, речной), воздушного (авиационный, вертолетный) и трубопроводного (нефте-, газо- и аммиакопроводы, транспортировка химических веществ) транспорта. Развит также коммунальный транспорт.

Следует отметить большую роль национального транспортно-дорожного комплекса (ТДК) не только как инфраструктуры внешнеэкономических связей Украины, но и как важной составляющей глобальной транспортно-коммуникационной системы, обеспечивающей динамическое развитие мировой торговли (наше государство находится в зоне разветвленной системы международных транспортных коридоров - МТК). Вместе с тем в Украине растущий спрос на транспортное обслуживание сопровождается повышением требований к его качественным характеристикам.

Цель реферата - рассмотреть состояние транспортной инфраструктуры Украины по самым важным составляющим; проанализировать роль транспорта в оживлении экономического роста; с учетом действующих программных документов рассмотреть необходимые мероприятия по углублению международного сотрудничества в транспортных отраслях и направления модернизации элементов транспортной инфраструктуры.

В реферате рассмотрим главные направления реализации потенциала отечественной транспортной инфраструктуры в посткризисном росте украинской экономики.

Имеющаяся транспортная инфраструктура нуждается в дальнейшей модернизации путем реализации принятых долгосрочных государственных целевых экономических программ (соответствующие разделы Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Состоятельное общество, конкурентоспособная экономика, эффективная власть»; Транспортной стратегии Украины на период до 2020 года; Морской доктрины на период до 2035 года; Стратегии развития отечественной авиационной промышленности на период до 2020 года; Государственной целевой программы реформирования железнодорожного транспорта на 2010-2015 годы и других действующих нормативно-правовых актов), а также разработки и введения новых документов перспективного развития. В их числе - Программа развития национальной сети международных транспортных коридоров и логистики на 2011-2015 годы; Воздушный кодекс Украины; Государственная целевая экономическая программа развития автомобильного транспорта; Закон Украины «О скоростных автомобильных дорогах»; Государственная целевая программа развития аэропортов на период до 2020 года; Государственная целевая программа безопасности полетов на период до 2015 года; Закон Украины «О внутреннем водном транспорте», а также ряд других нормативных актов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, повышение качества транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обеспечение транзита и выполнение других транспортных функций.

1. Транспортные коридоры Украины

международный транспорт экономический

Транспортный коридор Гданьск-Одесса (Балтийское море - Черное море)

Польша-Украина

Протяженность коридора - 1816 км, в том числе по Украине:

железнодорожный путь - 918 км, автодороги - 1208 км (в том числе ответвления - 247,1 км)

Панъевропейский транспортный коридор №9

(Хельсинки - Санкт-Петербург - Витебск - Киев (Москва) - Одесса - Кишинев - Пловдив - Бухарест - Александрополис)

Финляндия, Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Румыния, Греция

Протяженность коридора - 3400 км, в том числе по Украине:

железнодорожный путь - 1496 км, автодороги - 996 км (в том числе ответвления - 152 км и 242 км)

Панъевропейский транспортный коридор №5

(Триест - Любляна - Будапешт - Братислава - Чоп - Ужгород - Львов)

Италия, Словения, Венгрия, Украина

Протяженность коридора - 1595 км, в том числе по Украине:

железнодорожный путь - 266 км, автодороги - 338 км (в том числе ответвления - 47 км)

Панъевропейский транспортный коридор №3

(Берлин (Дрезден) - Вроцлав - Львов - Киев)

Германия, Польша, Украина

Протяженность коридора - 1640 км, в том числе по Украине:

железнодорожный путь - 694 км, автодороги - 611 км

Транспортный коридор Европа-Азия

(Краковец - Львов - Ровно - Житомир - Киев - Полтава - Харьков - Дебальцево - Изварино)

Украина

Евроазиатский транспортный коридор

(Одесса - Николаев - Херсон - Джанкой - Керч)

Украина

Транспортный коридор Черноморское Экономическое Сотрудничество

(Рени - Измаил - Одесса - Николаев - Херсон - Мелитополь - Бердянск - Новоазовск)

Проект строительства скоростных автомагистралей в Украине от «Укртранскор»


Так будет выглядеть сеть автобанов в Украине в 2015 году.

Согласно Государственной программе создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров Украины предусматривается строительство следующих автомобильных магистральных дорог Украины:

1. Западная граница Украины (Косини) - Киев («Запад»).

. Винница - граница РФ («Восток»).

. Граница РФ - Одесса («Россия»).

. Ягодин - Керчь («Кавказ»).

. Краковец - Подгайцы («Галичина»).

Магистральные автомобильные дороги обеспечивают дальние грузовые и пассажирские перевозки, в том числе и международные, с высокими скоростями. Местное движение не осуществляется. Въезд транспорта организован в специальных местах (транспортные развязки). Расстояние между въездами более 25 км. Проезд, как правило, платный.

Начертание сети магистральных дорог позволяет организовать транзитное движение транспорта по направлению восток - запад и север - юг. Необходимо с выгодой для страны организовать транзит через нашу территорию и в первую очередь восток - запад и север - юг, поскольку в последнем подразумевается кратчайшее соединение портов Балтийского и Черного морей.

Некоторые параметры проектируемых автомагистралей:

Расчетная скорость одиночного движения:

• в равнинной местности - 150 км/ч;

• в пересеченной местности - 120 км/ч;

• количество полос движения - 4;

• ширина земляного полотна - 28.5 м.

Нагрузки приняты:

• на дорожную одежду в соответствии с принятыми в странах ЕЭС - 115 кН на ось с двумя спаренными колесами;

• на искусственные сооружения в соответствии в принятыми в странах ЕЭС.

. Состояние и проблемы транспортной инфраструктуры Украины

Транспортная система Украины представлена практически всеми видами наземного (железнодорожный, автомобильный), водного (морской, речной), воздушного (авиационный, вертолетный) и трубопроводного (нефте-, газо- и аммиакопроводы, транспортировка химических веществ) транспорта. Развит также коммунальный транспорт.

Следует отметить большую роль национального транспортно-дорожного комплекса (ТДК) не только как инфраструктуры внешнеэкономических связей Украины, но и как важной составляющей глобальной транспортно-коммуникационной системы, обеспечивающей динамическое развитие мировой торговли (наше государство находится в зоне разветвленной системы международных транспортных коридоров - МТК). Вместе с тем в Украине растущий спрос на транспортное обслуживание сопровождается повышением требований к его качественным характеристикам.

За годы независимости в Украине значительно (на 1141 км, или почти на 5%) уменьшилась протяженность эксплуатируемых железнодорожных путей, однако выросла доля электрифицированных (с 35,6% в 1990 г. до 44,9% в 2009 г.). С более чем 4 тыс. км водных путей до 2,15 тыс. км уменьшилась протяженность речных водных артерий, используемых для перевозки грузов и пассажиров. В настоящее время они представлены преимущественно протяженностью русел Днепра и Дуная. Растут общая протяженность автомобильных дорог (хотя в 2009 г. она сократилась по сравнению с 2008 г. почти на 7 км) и доля дорог с твердым покрытием (с 93,7% в 1990 г. до 97,8% в 2009 г.). Между тем очень медленно увеличивается протяженность автомобильных дорог, отнесенных к автобанам, или тех, которые имеют I или II категории. На сегодня в Украине есть лишь 280 км скоростных автомобильных дорог, отвечающих всем международным нормам: это автомагистраль Киев - Борисполь и (на отдельных участках) дорога Киев - Одесса. Наличие автомобильных дорог I и II категорий составляет около 9%, и лишь 2,2 тыс. км из них построены по параметрам I категории.

Ухудшение основных показателей функционирования транспортной системы Украины во время финансово-экономического кризиса обусловлено, прежде всего, сокращением спроса на услуги транспорта со стороны ведущих грузоформирующих отраслей экономики, а также со стороны населения (как по грузовым перевозкам, так и по поводу территориального перемещения его самого).

Аналитики надеются, что с 2010-2011 гг., после завершения разрушительного влияния мирового финансово-экономического кризиса, начнется новая длинная волна в мировом экономическом росте, которая достигнет своего максимума в 2020-2040 гг. Речь идет о том, что в ближайшем десятилетии экономики стран еще не избавятся от кризисных тенденций, а некоторые из них могут не только сохраниться, но и усилиться. Структура мирового промышленного производства, скорее всего, ощутит изменения, обусловленные ускоренным развитием высокотехнологичного сектора (прежде всего, это касается био- и нанотехнологий), экологической индустрии (ее задачами станут решение проблем полной переработки и утилизации имеющихся промышленных и коммунальных отходов, реабилитация почв и водоемов, очистка воздуха), а также энергосберегающих технологий во всех сферах экономики и человеческой деятельности.

Основной проблемой авиационного транспорта, требующей скорейшего решения, является техническое несоответствие отечественных аэропортов стандартам Международной организации гражданской авиации (IKAO) и Международной ассоциации авиационного транспорта (IATA). Пропускная способность терминалов и количество мест для парковки воздушных судов не достаточны. Капитальные здания и сооружения (в том числе взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и перронно-вокзальные комплексы) нуждаются в немедленной реконструкции для обеспечения требований УЕФА во время проведения финальной части чемпионата Европы 2012 г. по футболу.

Отсутствует государственная программа обновления подвижного состава отечественных авиакомпаний, хотя о необходимости ее разработки речь шла еще в 2008 г. в соответствующем Решении СНБОУ. До сих пор во властных структурах изучают вопрос об отмене НДС при ввозе новых иностранных самолетов, аналоги которых не производит отечественное авиастроение; рассматривают проект закона по ратификации Кейптаунской конвенции (Украина подписала ее еще в 2004 г.), которая позволит эффективнее использовать лизинговые схемы приобретения техники; пытаются обеспечивать выполнение Стратегии развития отечественной авиационной промышленности на период до 2020 года (одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2008 г. №1656-р). Вместе с тем постепенный посткризисный экономический рост в Украине выдвигает новые требования к ее транспортной инфраструктуре.

Обращает на себя внимание постепенное возрождение спроса на авиационные перевозки, где возрастает доля внутренних полетов граждан. Этому способствуют обновление государственных аэропортов, а также открытие авиационного сообщения в нескольких областных центрах Украины (например, в Виннице, что связано также с ростом численности паломников в святые места еврейского народа в Черкасской области). В июне 2010 г., после 19 лет перерыва, возобновлено авиасообщение между двумя областными центрами, которые должны принять Евро-2012, - Львовом и Донецком. Рейсы дважды в неделю выполняет «Боинг-737» компании «Международные авиалинии Украины». Разрабатывается вопрос открытия вертолетного движения в Черкассах, с созданием здесь соответствующей бригады.

Укрепление и обновление материально-технической базы транспортной отрасли, доведение ее до европейских и мировых стандартов должны сопровождаться модернизацией соответствующей нормативно-правовой базы, адаптацией действующих законов и подзаконных актов к требованиям ЕС, что, в свою очередь, будет способствовать не только дальнейшему росту объемов грузовых и пассажирских перевозок (по прогнозам, до 2020 г. возможен ежегодный рост спроса на транспортные услуги на 4-5%, в силу чего в перспективе объемы перевозок грузов могут вырасти в 1,5-2 раза, а пассажиров - в 1,3-1,5 раза), но и постепенной интеграции транспортной системы Украины в международные сети.

Очень важны укрепление транспортной инфраструктуры (прежде всего, в части увеличения ее пропускной способности) на напряженных направлениях движения железнодорожного и автомобильного транспорта (например, в Крым), а также железной дороги Киев - Триполье - Мироновка; развитие параллельного железнодорожного направления Знаменка - Долинская - Николаев - Херсон - Джанкой, автомобильных дорог государственного значения (в частности, Львов - Броды, Львов - Тернополь, Винница - Киев, Кипти - Бачевск, Киев - Чоп, Киев - Харьков - Должанский, Киев - Одесса, Киев - Ковель - Ягодин, Стрый - Кировоград - Знаменка, Херсон - Симферополь, Харьков - Симферополь - Севастополь, Одесса - Рени, Знаменка - Луганск - Изварино), Большой кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева.

Важно обеспечить выполнение задач Транспортной стратегии Украины на период до 2020 года в части защиты окружающей природной среды и роста энергоэффективности: уменьшения на 30% объемов выбросов вредных веществ в атмосферу, а также снижения на 15-20% энергоемкости автомобильного транспорта с 43,6 г условного топлива на 1 ткм до 34,8, а железнодорожного - соответственно, с 10,32 до 8,75.

Состояние автомобильных дорог можно улучшать на началах более активного использования при их строительстве и эксплуатации концессии. Для активизации этого процесса и внедрения мирового опыта строительства и эксплуатации автомобильных дорог на принципах государственно-частного партнерства в Закон Украины «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог» внесены изменения, заключающиеся, главным образом, в том, что теперь разрешается соучастие концессиедателя (государства) в финансировании строительства и эксплуатации автомобильных дорог, что подтверждается заключением специального соглашения. В то же время анализ свидетельствует, что в Украине процесс строительства автомобильных дорог на основе концессии не получает распространения. Прежде всего, это связано с тем, что у государства не хватает денежных средств на сооружение параллельно с концессионной автомобильной дорогой бесплатной для пользования, без чего устанавливать плату за основную дорогу запрещено.

 

. Перспективы транспортной логистики в Украине


Транспортная инфраструктура является одним из важнейших комплексов социально-экономической системы страны, который удовлетворяет потребности общественного производства, национальной экономики и населения в грузовых и пассажирских перевозках.

Украина имеет хорошо развитую инфраструктуру всех видов транспорта, из года в год участники логистического процесса отмечают одни и те же проблемные ситуации, с которыми им приходится справляться при грузоперевозках, в частности, при транспортировке сельхозпродукции.

Железнодорожные перевозки

При всех имеющихся недостатках, железные дороги по-прежнему остаются базовой отраслью экономики Украины и основой ее транспортной системы. С каждым годом Украина наращивает свой аграрный потенциал, поэтому и потребность в перевозках зерновых, в т.ч. и железнодорожным транспортом, растет. Так, согласно статистическим данным Государственной службы статистики Украины, за 2011/12 МГ железнодорожные перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки составили 14,2 млн. тонн, что превышает аналогичный показатель предыдущего сезона на 2 млн. (12,2 млн. тонн за 2010/11 МГ). При этом за январь-июнь 2012 г. по железной дороге было перевезено 11,2 млн. тонн грузов, тогда как годом ранее отмеченный показатель составил 5,7 млн. тонн зерна и продуктов его переработки.

Вместе с тем, железнодорожная инфраструктура Украины обновляется очень медленными темпами. Как результат этого - ощущавшийся в течение сезона-2011/12 дефицит как подвижного состава, так и различных перегрузочных мощностей. «Проблема дефицита вагонов очень серьезная. Вызвана она была целым комплексом проблем. В первую очередь, износом подвижного состава парка Укрзализныци, а также неэффективным управлением парка (порожний пробег, простои) и влиянием соседних стран. Например, часто случалось так, что украинский вагон ехал в Россию, оттуда не возвращался назад, а выполнял один или несколько внутрироссийских рейсов», - отмечает представитель одной транспортно-экспедиторской компаний. Кроме того, согласно мнению участников транспортного рынка Украины, одной из немаловажных проблем, с которой пришлось столкнуться в предыдущем сезоне, стала нестабильная работа железных дорог. Так, бывали случаи, когда на протяжении определенного периода времени движение на железной дороге просто останавливалось, и никто не мог отправить свой груз. Кроме того, усложняющим фактором ж/д перевозок грузов также является документооборот. И причина не столько в самой ее сложности оформления документации, сколько в требованиях к ней, в которые часто вносятся изменения. По мнению участников транспортного рынка, украинским железным дорогам необходимо внедрение электронного документооборота, что значительно упростить ее взаимодействие с операторами.

Также следует отметить, что в конце 2011 - начале 2012 гг. в Украине была начата серьезная реформа системы железнодорожных грузовых перевозок. Так, с 1 января 2012 г. начался процесс перевода инвентарного парка железных дорог Украины в собственный парк Государственных вагонных компаний. Новыми собственниками украинских полувагонов стали ГП «Дарницкий вагоноремонтный завод» (ГП «ДВРЗ») и ГП «Украинский государственный центр по эксплуатации специализированных вагонов» (ГП «Укрспецвагон»), которые также получили в свое распоряжение серьезную ремонтную базу, находящуюся в регионах массовой погрузки вагонов, - на Донецкой и Приднепровской железных дорогах. Кроме того, вышеуказанным компаниям были предоставлены лицензии на строительство нового подвижного состава. При этом статус вагонов был изменен с «инвентарного» на «собственный». Как результат данной меры - использование вагонов со статусом «собственный» на территории других государств будет запрещено без согласования с той компанией, которой они фактически принадлежит. Ранее же инвентарный подвижной состав мог эксплуатироваться местными компаниями по своему усмотрению без согласований с его собственниками. Данная реформа направлена на более эффективное использования вагонов не только на территории Украины, но и за ее пределами. Но, несмотря на это, ситуация на украинском рынке железнодорожных перевозок остается практически неизменной. «Вариантов, где можно получить вагон, стало больше, но трудности с их получением остаются», - отмечают участники рынка. При этом отмечается рост тарифов на транспортировки данного типа, что также является одной из ключевых проблем ж/д перевозчиков. По мнению представителей транспортно-экспедиторских компаний, «…постоянный рост тарифов постепенно превращается в гонку, которую не все грузовладельцы способны (и хотят) выдержать».

Автоперевозки

На сегодняшний день рынок автотранспортных услуг в Украине представлен более чем 126,6 тыс. перевозчиков, которые используют более 400 тыс. транспортных средств. В частности, около 62,4 тыс. перевозчиков занимаются грузоперевозками и используют в своей работе около 219 тыс. грузовых автомобилей. Так, за 2009 и 2010 гг. грузопоток автоперевозок составил около 1,2 млн. тонн, тогда как в предыдущем сезоне аналогичный показатель озвучивался на уровне 1,3 млн. тонн грузов.

Главная особенность автоперевозок заключается в том, что это наиболее универсальный способ перемещения грузов, в том числе и зерновых, на незначительные расстояния.

Сегодняшний рынок автоперевозок в Украине характеризируется постепенным снижением рентабельности данной деятельности в силу увеличения конкуренции.

«Украина сегодня оказалась между двух больших экономических союзов - ЕС и ТС (Таможенный союз), каждый из которых старается защитить свои рынки транспортной логистики. В такой ситуации нашим перевозчикам с каждым годом все сложнее получать необходимое число разрешений для работы на дорогах соседних стран», - отмечают операторы транспортного рынка. Если говорить о транспортировке зерновых грузов в 2011/12 МГ, стоит отметить, что высокий урожай отмеченной продукции способствовал росту востребованности автоперевозок.

Морские перевозки

Морские перевозки груза являются безальтернативным способом доставки груза, условно говоря, «куда не доезжают ни автомобили, ни поезда».

В Украине на эффективность морских перевозок существенно влияет работа портов.

Как сообщают судовладельцы, одной из основных проблем при транспортировке зерна в летний период является достаточно продолжительное время ожидания постановки судна под погрузку. Причиной этого является недостаточное количество причалов в портах, так как в указанный период объемы экспорта повышаются, соответственно в портах может наблюдаться скопление значительного количества судов. Данная проблема затрагивает не только акваторию Азовского моря, но и Черного, где в ожидании постановки иногда простаивают крупнотоннажные суда класса Panamax. Впрочем, подобные ситуации «бьют по карману» и сами порты и вынуждают их более тщательно работать над планированием точных сроков погрузки судов, так как нарушение сроков погрузки со стороны отправителя (порта) стоит более $10 тыс. в сутки.

Кроме того, данный вид транспортировки традиционно является наиболее зависимым от особенностей погодных условий. Ливни, ураганы, сильные морозы зимой - все эти погодные явления являются ключевыми факторами, создающими серьезные проблемы при перевозках груза морским транспортом. И, естественно, самым опасным периодом для транспортировок грузов морем является зимний. И зима 2011/12 гг. предоставила прекрасную возможность изучать последствия влияния непогоды на морскую отрасль в течение трех месяцев, когда за ходом работы в условиях ледовой кампании 2012 г. в бассейнах Черного и Азовского морей пристально следили участники рынка не только стран СНГ, но и всего мира.

В целом, сезон-2011/12 оказался не простым с логистической точки зрения. Все вышеуказанные факторы еще раз доказывают, что министерству инфраструктуры Украины есть над чем работать, так как от уровня развития транспортной системы страны напрямую зависит развитие ее экспортно-экономического потенциала.

Заключение

 

Таким образом, модернизация транспортной инфраструктуры Украины является важным средством активизации ее внешнеэкономической деятельности, создания условий для ускоренной интеграции отечественной транспортной сети в европейскую, укрепления международного авторитета нашей страны как надежного транзитного государства.

Для реализации задач по повышению эффективности функционирования отечественной транспортной системы и улучшению качества транспортных услуг необходимо:

создать законодательно закрепленные экономические условия, которые бы стимулировали приток отечественных и иностранных инвестиций в транспортные инфраструктурные проекты;

создать условия для устойчивой экономической и технологической интеграции ТДК с основными грузоотправителями для притока на транспорт капитала из секторов национальной экономики, обслуживаемых транспортом;

обеспечить развитие транспорта, согласованное с отраслями судо-, автомобиле - и авиастроения, с производителями средств погрузки, пакетирования и контейнеризации, а также применение взаимовыгодных схем поставки транспортных средств и оборудования;

усовершенствовать нормативно-правовое регулирование с целью обеспечения участникам транспортно-логистического рынка равных и благоприятных условий, функционирования логистических центров, использования в сфере грузового транспорта электронных документов и сопровождения транспортных средств путем внедрения систем спутниковой радионавигации;

наладить эффективное взаимодействие с частным сектором и местными органами для определения оптимальных мест расположения стратегических логистических центров, которые бы объединяли разные виды транспорта, и обеспечить их практическое создание;

осуществить развитие и модернизацию транспортной и складской инфраструктур, а также грузовых терминалов (прежде всего, контейнерных в МТП); создать благоприятные технические, правовые, организационные и финансово-экономические условия для развития интермодальных перевозок, а также гарантировать их качество; идентифицировать новую стратегическую сеть интермодальных перегрузочных пунктов и коридоров; определить интермодальные контейнерные и контрейлерные маршруты в рамках МТК (расширить участие отечественных перевозчиков в международных проектах формирования Центральной оси Панъевропейской транспортной сети; наладить эффективное партнерство со странами «пяти морей» (Балтийского, Черного, Средиземного, Красного и Персидского залива); обеспечить введение «единого окна» для интермодального транспорта, единого транспортного документа для всех грузоперевозчиков; разработать вместе с соседними государствами общие технологии транзитных перевозок и механизмы установления сквозных тарифов, что позволит существенно увеличить среднюю скорость перемещения грузов на направлениях МТК);

изменить амортизационную политику - с тем, чтобы она способствовала ускоренному обновлению активной части ОПФ транспортных отраслей, в том числе активнее применять апробированные нелинейные схемы начисления амортизации.

К главным направлениям реализации потенциала железнодорожного транспорта, которые будут способствовать росту его эффективности и качества предоставляемых им услуг, относятся:

модернизация системы государственного управления железнодорожным транспортом;

формирование конкурентного рынка услуг железнодорожного транспорта (принятие нового Сборника тарифов и тарифного руководства);

реформирование железнодорожного транспорта, с его дальнейшей рыночной трансформацией с целью снижения удельного веса транспортной составляющей в цене товара отечественных производителей;

интенсификация работ по обустройству железнодорожных переходов через государственную границу как в восточном, так и в западном направлениях (статистические данные доказывают, что почти 95% транзитных потоков поступает в Украину через железнодорожные переходы; главным образом, это грузы из Российской Федерации, Беларуси и Казахстана (по номенклатуре это железная руда (36%), каменный уголь (16%), нефтепродукты (10%)), которые следуют в Словакию, Венгрию, Австрию, Чехию и Румынию; во время оформления транзитных грузов очень важно придерживаться норм европейского законодательства и требований ВТО);

введение системы замены льгот по перевозке законодательно определенных категорий граждан адресной денежной помощью по принципу «платит каждый, кто едет»;

комплексная модернизация участка железнодорожного направления Полтава - Бурты - Корыстовка;

продолжение работ по электрификации железнодорожных путей (экспертные данные доказывают, что каждый километр электрифицированной железной дороги позволяет сэкономить до 31% стоимости топлива при грузовых перевозках и до 35,8% - при пассажирских);

повышение пропускной способности железнодорожного направления Знаменка - Долинская - Николаев - Херсон - Джанкой, где в последнее время ощущается ограниченность пропускной способности железнодорожного участка;

распространение практики организации скоростного движения пассажирских поездов (речь идет, прежде всего, о постепенном, начиная уже с 2011 г., введении мобильных высокоскоростных систем с распределенной тягой, которые будут использоваться преимущественно в дневное время при перевозке пассажиров на расстояние 300-600 км, которые они будут преодолевать за 2-3 часа; днем выбранные маршруты будут освобождать от грузовых перевозок; такие поезда будут курсировать между областными центрами, принимающими финальную часть Евро-2012, и столицей);

введение новых международных контейнерных маршрутов; организация работы вагонного парка в условиях изменения его структуры по формам собственности (проблема заключается, в первую очередь, в нахождении общих интересов между государственными железными дорогами, которые могут закупать услуги по эксплуатации грузовых вагонов, находящихся в частной собственности (в Украине это компании «Укрспецвагон» и «Укррефтранс»); в условиях существования инвентарных парков согласно этим интересам определяются тарифы, риски, выгоды, учет и регистрация, ремонтные расходы, а также решаются проблемы крупных холостых пробегов вагонов и необходимости улучшения их учета; совершенствование управления вагонами позволит «прозрачнее» регулировать ценовой процесс и эффективнее удовлетворять потребности клиентов);

строительство за счет кредитных денежных средств нового железнодорожного тоннеля Бескид - Скотарское (МТК №5);

завершение проекта строительства пассажирского вокзального комплекса на ст. Дарница;

активное участие в международном проекте строительства железной дороги Кошице - Братислава - Вена шириной 1520 мм, что будет способствовать существенному росту транзитных перевозок грузов из Азии по территории Украины в Европу.

В сфере автомобильного транспорта необходимо усилить государственное управление и внедрить механизм контроля над работой перевозчиков. В частности, нуждается в совершенствовании контрольно-надзорная деятельность в области дорожного движения с целью препятствования выходу на регулярные автобусные маршруты «нелегальных» перевозчиков, обеспечения контроля над физическим и психическим состоянием водителей, над уровнем выполнения ими правил перевозки пассажиров и грузов, соблюдения экологических норм.

Известно, что Украина входит в семерку мировых государств, владеющих полным циклом создания авиационной техники (в частности, по таким направлениям, как самолетостроение (региональные пассажирские и транспортные самолеты); авиационное двигателестроение; авиационное агрегатостроение; бортовое радиоэлектронное оборудование, ориентированное на использование спутниковых систем связи, навигации и наблюдения; сверхлегкие и легкие летательные аппараты; вертолетостроение; беспилотные летательные аппараты). Для реализации имеющегося потенциала в этой отрасли наше государство должно наращивать выпуск новых моделей самолетов, которые бы отвечали требованиям заказчиков из стран Азии, Африки, Латинской Америки, а впоследствии - и ЕС. Прежде всего, речь идет о серийном двухдвигательном реактивном самолете «Ан-148» пассажироемкостью до 80 чел. (базовым вариантом является региональный самолет «Ан-148-100», обеспечивающий перевозку от 70 до 80 пассажиров). Кроме того, по сообщению АНТК имени О.К. Антонова, самолеты серии «Ан-148» включают следующие модификации: пассажирский, обеспечивающий перевозку 40-55 пассажиров на расстояние до 7000 км; административный - на 10-30 пассажиров с расстоянием до 8700 км; грузовой - для перевозок грузов на поддонах и в контейнерах; грузопассажирский - для смешанных перевозок, а также специальные версии самолета (санитарный, мониторинга разных видов и др.). Указанная палитра модификаций самолетов этой серии дает возможность существенно расширить арсенал их выпуска и экспортных поставок.

Выход авиастроительных предприятий Украины (в настоящее время это 34 предприятия Киева и Севастополя, АР Крым и 11 областей, на которых работают 70 тыс. чел.) из финансово-экономического кризиса будет способствовать выполнению ими иностранных заказов на самолеты упомянутой серии «Ан-148».

К важнейшим задачам отечественной авиации относятся также усиление безопасности перевозок, либерализация условий выполнения международных авиационных полетов между Украиной и ЕС (в том числе на основании создания единого воздушного пространства). Эти задачи содержит проект Воздушного кодекса Украины, который находится на обсуждении в Верховной Раде Украины. Его принятие будет способствовать созданию в нашем государстве равных условий для конкуренции авиаперевозчиков, что позволит существенно повысить качество услуг, предоставляемых авиационными компаниями.

К главным задачам в отрасли водного транспорта относятся увеличение объемов грузопереработки, повышение финансово-хозяйственных показателей деятельности морских и речных портов, реализация масштабных инвестиционных проектов развития инфраструктуры портов. Для достижения соответствующих целей необходимо:

существенно упростить процедуры контроля грузов, пассажиров и транспортных средств в МТП (в настоящее время работает рабочая комиссия по вопросам упрощения процедур контроля, которая создана Кабинетом Министров Украины и которой поручено подготовить предложения по сокращению объемов физического контроля грузов, пассажиров и транспортных средств; сокращению количества контролирующих органов, участвующих в контроле; пересмотру отечественных стандартов с целью приведения их в соответствие со стандартами ведущих стран ЕС; созданию в портах благоприятных условий для перемещения или хранения контейнеров (так называемого «транс-шипмента»); соблюдению стандартов Всемирной таможенной организации в отношении внешнеэкономической деятельности и т.п.; введение скорректированных процедур контроля существенно сократит срок пребывания грузов (прежде всего, контейнерных) в портах и уменьшит убытки представителей бизнеса, связанные с огромными простоями транспортных средств; в этом контексте важно отметить, что приказом Минтранссвязи Украины от 21 января 2010 г. №19 иностранным круизным судам будут предоставляться 20-процентные скидки к установленным ставкам, а также 50-процентная скидка для круизных судов в осенне-зимний период; существующая инфраструктура трех МТП - Одесского, Севастопольского и Ялтинского, принимающих круизные суда, используется лишь на 5-10% своей пропускной способности, в силу чего круизное судоходство в Украине имеет большой потенциал и широкие возможности);

разработать и реализовать государственную программу развития морского и речного транспорта до 2015 года и государственную программу «Безопасность судоходства в Украине»;

усовершенствовать систему управления и государственного надзора (контроля) в области судоходства;

реализовать инвестиционные проекты строительства нового контейнерного терминала на Карантинном молу в акватории ГП «Одесский морской торговый порт», а также контейнерного и «ро-ро» терминатов в Ильичевском порту;

создать глубоководный устьевый МТП в Днепровском лимане; привести работы по дноуглублению подходного каната и акватории в порту «Южный» (это позволит ему принимать полностью загруженные нефтяные танкеры и сухогрузные балкеры; сегодня глубины порта составляют до 15 м, поэтому суда с осадкой свыше 14 м догружают на рейдовом перегрузочном комплексе №1, хотя раньше такие суда отправляли на дозагрузку в Керчь);

построить универсальные перегрузочные комплексы в Николаевском, Белгород-Днестровском и Херсонском МТП; реконструировать причалы под перегрузку генеральных грузов Ильичевского МТП; организовать перевалку зерна в порто-пункте «Геническ»;

обновить портовый вспомогательный и ледокольный флот; обеспечить модернизацию средств портовой механизации;

реализовать вторую очередь проекта ГСХ (глубоководного судового хода) «Дунай - Черное море».

Важным направлением реализации потенциала имеющейся и будущей транспортных инфраструктур Украины является усиление международного сотрудничества. Нашему государству необходимо реформировать свою транспортную систему и гармонизировать внутреннее транспортное законодательство с соответствующим законодательством ЕС (acquis communautaire), чтобы полностью использовать транзитный потенциат страны и ее выгодное географическое положение. К приоритетным направлениям совершенствования сотрудничества Украины с ЕС в транспортной сфере относятся: развитие инфраструктуры (транспортной, таможенной, информационной и др.); интеграция в Обшее европейское авиационное пространство (ЕСАА); поддержка интермодальности и сотрудничество в использовании космических систем в рамках подписанного в 2005 г. Соглашения о сотрудничестве по гражданской глобальной навигационной спутниковой системе (ГНСС) между ЕС, его государствами-членами и Украиной; заключение двусторонних соглашений о транспортном сообщении (по видам транспорта) между Украиной и государствами - членами ЕС. Так называемая «Повестка дня ассоциации Украина - ЕС» содержит положения о необходимости разработки концепции государственной политики устойчивого развития всех видов транспорта, которая бы согласовывалась с Белой Книгой ЕС по транспорту и предусматривала усиление взаимодействия транспортных систем, содействие доступности транспортной профессии и рынков перевозок, согласованную политику укрепления конкурентоспособности, государственную помощь, фискальную гармонизацию, безопасность движения и т.п.

Список использованных источников

1. Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2020 года, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 16 декабря 2009 г. №1555-р

. Менжуліна Л. Вище-вище, нижче-нижче. «Голос України» от 12 февраля 2009 г.

. Дзензерський В. Ефективний рухомий склад для вантажних перевезень - запорука розвитку всіх гшгузей промисловості. «Урядовий кур'єр» от 13 октября 2010 г.

. «Инвестгазета» от 29 июня 2010 г.

. Дацюк Л. Четверті - в Європі, шості - у світі. «Урядовий кур'єр» от 4 ноября 2010 г.

. Зворигіна Н. «Україні - вертольоти, запоріжцям - роботу». «Урядовий кур'єр» от 8 июня 2010 г.

7. http://www.kmu.gov.ua/control/publish/article? artid=24 3460009.

8. У Харкові збудують логістичний центр. «Урядовий кур'єр» от 15 сентября 2010 г.

9. Прокопчук С. ГСХ «Дунай - Чорне море»: чи побудуємо другу чергу? «Урядовий кур'єр» от 27 ноября 2010 г.

Похожие работы на - Международные транспортные коридоры и транспортная инфраструктура Украины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!