Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы по статье Н.Л. Пушкаревой

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,91 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы по статье Н.Л. Пушкаревой















Реферат

на тему: «Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы по статье Н.Л. Пушкаревой»

Содержание

Введение

.Появление «женской истории»

.Развитие методологического аппарата «женской истории»

.Развитие «женской истории» в России

Заключение

Список литературы

Введение

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления в этнологии включают происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности.

Именно этнографы были первыми, кто заметил различия относительно понимания в сознании изучаемых народов позиций, ролей, обязанностей и прав женщин и мужчин.

Вопросы гендера занимали умы ученых достаточно долгое время. Относительно гендерных различий существуют множество теорий. Все это обуславливает актуальность работы с той точки зрения, что и по наши дни вопрос гендера остается дискуссионным и открытым.

Таким образом, основной целью работы является реферирование статьи Н.Л. Пушкаревой «Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы».

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

.Рассмотреть, как появилась «женская история».

.Опередить ход развития методологического аппарата «женской истории».

.Рассмотреть развитие «женской истории» в России.

.Появление «женской истории»

Этнографы были первыми, кто заметил различия относительно понимания в сознании изучаемых народов позиций, ролей, обязанностей и прав женщин и мужчин.

Данные различия могут детерминировать множеством различных факторов, к которым могут относиться социальные факторы, а также внесоциальные:

·климатические,

·географические,

·биологические.

Изначально женская половина философов и социологов предложила развести понятие биологического (sex) и социального (gender) пола. Достаточно высоко вероятным представляется тот факт, что данные женщины были феминистками.

Четверть века назад Ш. Ортнером был открыт актуальный и для наших дней вопрос определения понятия гендер. Изначально гендер означал набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности. В итоге создается иерархически организованная система.

В то время гендер по большей части означал «знак позиции субординации», а соотносился с женским опытом. Данный термин стали использовать в контексте культурных, социальных и психологических различий мужского и женского. Сюда могли относиться:

·стереотипы,

·черты,

·нормы,

·роли.

В связи с этим, гендерные исследования старого времени были именно женскими исследованиями и проводились женщинами.

-е года знаменовались рождением «истории женщин», как некоего самостоятельного направления, которое было достаточно актуальным. Формированию данного направления способствовал такой фактор, как непосредственный интерес к направлению тех, кто изучал проблемы массовых движений и увидел в исследовании ключ к пониманию острых вопросов современности:

·что понимается под угнетением женщин,

·всегда ли существовало угнетение женщин,

·какие существуют методы преодоления неравенства.

Первые работы по «истории женщин» выполнялись в рамках научной программы - women's studies. «Женскую историю» поддержали медиевисты. Медиевистика стала испытательным полигоном для новейших аналитических экспериментов.

Модернисты и медиевисты были первыми, кто предложил преодолеть упрощенный, событийно-политизированный подход к описанию прошлого. Они стали рассматривать человека с позиции субъекта истории, обращать внимание на внутренние взаимосвязи между разнообразными сферами его социальной деятельности, благодаря которым общество развивалось, и было целостным.

Сторонники нового подхода называли себя приверженцами социальной истории, которая достаточно прочно прижилась.

Через десятилетие главенствовать стала культурная история. Она стала изучать культурные и социальные категории по ходу исторического процесса. Стало возрастать значение истории чувств, исторической психологии, истории ментальностей. Основное внимание стало уделяться тому образу мира, который закладывался культурой в сознание людей, а также преобразовывался вне контроля их сознания.

Стал появляться интерес к реконструкции истории знаковых и языковых символов различных культур, к изучению поведенческого модуса человека, к истории представлений и образов.

Стала очевидной важность изучения «женской истории». Пришли к выводу, что она является событийной и аффективной. «Женская история» предполагает перечисление фактов, драматизацию прошлого, а также состоит из цепи событий и связанных с ними переживаний.

женщина гендер маргинализация право

2.Развитие методологического аппарата «женской истории»

Благодаря рождению концепции «гендера» производился стремительный рост исследований, где женщины и мужчины четко разграничивались. Это была своеобразная попытка преодолеть «старую историю». В большинстве европейских стран этот процесс шел одним и тем же путем: вычленения «женской истории» из общенациональной истории.

Авторы первых работ «истории женщин» хотели доказать тот факт, что женщины всех эпох имели свою точку зрения. Р. Брайденталь и К. Кунз, положили начало перевороту в системе идей и представлений. Они пытались доказать тот факт, что женщины средневековья и раннего времени были безмолвными из-за мужчин.

Многие исследовательницы хотели изменить представление о прошлом, поэтому работы значительно увеличивались. Среди сотен книг и статей, выпущенных на Западе в 1970 - начале 1980-х годов были и конкретно-исторические, интерпретирующие, общетеоретические.

Произошла институционализация женских исследований: стали возникать группы, факультеты, лаборатории, которые занимались «изучением женщин» с точки зрения научной проблемы.

Но для того, чтобы направление приобрело научный статус, этого было недостаточно. Лидеры нового научного направления почувствовали, что дальнейшее развитие обособленной «женской истории» может зайти в тупик.

Стало ясным, что изучение «женской истории» требует особого ракурса исторического видения, и особых методов, знаний, концептуального аппарата. В «женской истории» стали появляться феминистки, марксисты, позитивисты, индетерминисты, детерминисты, постмодернисты, структуралисты, неокантианцы и др.

Благодаря развитию методологического аппарата, усилилось взаимодействие women's studies с концепциями социологии пола. Главенствующей было гендерная концепция. В то время ее рассматривали в качестве системы, которая в разных формах конструируется, присутствует и воспроизводится во всех социальных процессах.

Гендерные исследования стали рассматриваться с точки зрения форм взаимодействия и взаимооталкивания мужского и женского в культурах и обществах, соотношение типов женственного и мужественного. Чтобы изучать феминность, необходимо было также изучать маскулинность. Поэтому «женская история» непосредственно соприкасалась с «мужской историей».

Это произошло в середине 80-х годов. Основополагающей стала публикаций Дж. Скотта, который настаивал на противопоставлении мужской и женской истории, что стало бессмысленным. Оставалось договориться о дефинициях.

До сих пор нет единого мнения по вопросу о том, считать ли гендер научной дефиницией или же социальным конструктом.

В последнем случае гендер предполагает следующие группы характеристик:

·биологический пол,

·поло-ролевые нормы,

·поло-ролевые стереотипы,

·поло-ролевую идентичность.

Последние три характеристики называются гендерным дисплеем, что подразумевает многообразие проявления культурных составляющих пола, которые могут изменяться, но без соотнесения их с биологическим полом они не могут рассматриваться.

Так, гендер может быть психологическим и социальным конструктом. Гендерный подход к исследованию представляет собой учет многовариативного влияния фактора пола. Пол состоит из социального и биологического пола.

.Развитие «женской истории» в России

Классовый подход к анализу явлений был препятствием к принятию новой субдисциплины отечественным научным сообществом. На западе уже процесс был вовсю запущен, когда в СССР только стали появляться первые статьи по «истории женщин». Данные темы не были приняты восторженно.

В СССР постоянно существовала небольшая группа ученых, которые вписывали «женские исследования» в контекст догматизированной исторической науки. Наиболее удачно это получалось сделать у этнографов, правоведов и демографов. Можно утверждать, что, несмотря на многочисленные препятствия, в нашей стране женские исследования появились одновременно с проявлением интереса к ним на Западе.

Идеи феминизма стали внедряться с середины 1970-х гг. Социальные трансформации 80-х годов стали главным фактором, повлиявшим на возникновение гендерных исследований. Большую роль в данном процессе сыграл отказ от марксизма, возникновение демократии, расширение контактов с зарубежными учеными. Россия стала наполняться многочисленными работами зарубежных авторов. Помимо специалистов женщин, было также много и мужчин.

Большое влияние оказала и сексуальная революция, где открыто обсуждались проблемы пола. Данный процесс стал набирать обороты и завоевывать сердца многих людей.

Отечественная наука также стала подвергаться изменениям. На XVI Международном конгрессе исторических наук проблема «Женщина и общество» была объявлена одной из трех основных тем. На XVII конгрессе была создана Международная федерация исследователей «истории женщин». Все это положило начало освоению «истории женщин» в России.

В 1990 г. был создан Московский центр гендерных исследований.

В 1991 г. аналогичные центры были созданы в Санкт-Петербурге.

С 1992 г. создание подобных центров и лабораторий ускорилось.

·демографы,

·социологи,

·юристы,

·экономисты,

·психолог,

·этнологи,

·сексопатологи,

·медики.

Отказались изучать гендерные различия историки, т.к. для них это не несло никакой практической значимости. Гендерные различия также не стали иметь вес в области политики.

В России практически нет специалистов, которые могут преподавать курсы по «женской истории». Сдерживает развития гендерных исследований ограничение обмена информацией с западом. Такие исследования могут осуществляться за счет энтузиастов и западных фондов и грантов.

Также препятствием является неразработанность дефиниций, неясное понимание соотношения гендерных исследований с традиционными и женскими.

«Женская история» ограничивает свой предмет изучением именно женского пола. Это делает ее частью феминологии. «Женская история» будет еще долго сохранять свою маргинальность и не будет обладать статусом общеизвестной.

Тендерная история все же избирает своим предметом диалог полов в плане реконструкции исторической эволюции различных форм их взаимодополнения и взаимодействия.

В связи с этим гендерной историей были заинтересованы современные философы и сторонники постмодернистского теоретического феминизма. Благодаря ним был отвергнут старый подход к текстам. Работы с текстами стала предполагать допущение того, что существует множество интерпретаций культуры.

Восприятие феминного как метафоры иного, являлось связью между гендерными исследованиями и современной философией.

Теория Лакана о качественных измерениях становления идентичности была сомкнуто со стремлением гендерной окраски женской и мужской идентичности.

Сейчас гендерные исследования обрели дискурс, словарь, специфическую тематику. Новой темой является тема сексуальных домогательств и завуалированных форм насилия, а также история мачизма, сексизма и т.д.

Гендерный подход к анализу прошлого предполагает новые методы, и активное привлечение методов разных гуманитарных и естественных дисциплин. К таким методам можно отнести:

·метод исторического анализа,

·сравнительный,

·агрегативный,

·казуальный,

·интерпретативный,

·дискурсивный,

·этнологические методы,

·социологические,

·метод рефлексивной социологии,

·биографический метод,

·метод сетевого анализа.

Из концепции современной философии гендеристы взяли правило постоянных вариаций и двойного обусловливания.

Гендерный подход к исследованиям по социально-экономической истории уже имеет свою историографическую традицию. Основным элементом любой серьезной работы является обеспечение массовыми источниками, воздействия фактора пола на предмет исследования, к которому можно было отнести:

·занятость,

·склонность к различным формам протеста и асоциальному поведению,

·зарплату,

·условия труда и др.

К проблемам исторической демографии можно отнести:

·отношение к контрацепции и детности,

·гендерную асимметрию режимов рождаемости, смертности,

·гендерные аспекты социальной мобильности и миграций и др.

В области политики также четко обозначаются перспективы использования гендерного подхода. Изучается гендерная стратификация политической истории - история маргинализации женщин, борьба женщин за гражданские, политические, избирательные права.

Исследования гендеристов предполагают:

·внимание к гендерной окраске политической истории раннего времени,

·упор на раскрытие механизмов конструирования гендера, анализ политики,

·исследования настоящего времени.

Наиболее перспективными представляются исследования в области культурологии, общественного сознания, истории ментальностей.

Заключение

Термин гендер изначально понимался как «знак позиции субординации». Его отличительной особенностью было соотнесение именно с женским опытом. Данный термин стали использовать в контексте культурных, социальных и психологических различий мужского и женского. В связи с этим, гендерные исследования старого времени были именно женскими исследованиями и проводились женщинами.

-е года знаменовались рождением «истории женщин», как некоего самостоятельного направления.

Через десятилетие стала главенствовать культурная история. Она стала изучать культурные и социальные категории по ходу исторического процесса. Все это было предпосылками начала изучения «женской истории».

Благодаря рождению концепции «гендера» производился стремительный рост исследований, где женщины и мужчины четко разграничивались. Произошла институционализация женских исследований: стали возникать группы, факультеты, лаборатории, которые занимались «изучением женщин» с точки зрения научной проблемы.

Благодаря развитию методологического аппарата, усилилось взаимодействие women's studies с концепциями социологии пола. Главенствующей было гендерная концепция.

Гендерные исследования стали рассматриваться с точки зрения форм взаимодействия и взаимооталкивания мужского и женского в культурах и обществах, соотношение типов женственного и мужественного. «Женская история» непосредственно соприкасалась с «мужской историей».

Классовый подход к анализу явлений был препятствием к принятию новой субдисциплины отечественным научным сообществом. На западе уже процесс был вовсю запущен, когда в СССР только стали появляться первые статьи по «истории женщин».

Идеи феминизма стали внедряться с середины 1970-х гг. Социальные трансформации 80-х годов стали главным фактором, повлиявшим на возникновение гендерных исследований. Большое влияние оказала и сексуальная революция, где открыто обсуждались проблемы пола.

В заключении можно сказать, что у «женской истории» будет достаточно много последователей. Они докажут, что большая часть того, что сделано первооткрывателями, во многом наивно, и с решительностью неофитов продвинут изучение гендерной истории дальше своих западных коллег.

Российские ученые имеют в своей резерве все необходимые инструменты для того, чтобы высказать свое слово.

Список литературы

1. Пушкарева, Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы //Вопросы истории, 1998, N 6.

Похожие работы на - Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы по статье Н.Л. Пушкаревой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!